Сага о форсайтах

Дж. голсуорси «собственник»: история написания, краткое содержание, отзывы

Сдаётся внаём

Действие происходит в 1920 г. Джолиону уже семьдесят два года, его третий брак длится двадцать лет. Сомсу шестьдесят пять лет, Аннет — сорок. Сомс души не чает в дочери, Флёр целиком заполнила его сердце. С женой они абсолютно чужие, люди, его даже не волнует, что вокруг Аннет увивается богач бельгиец Проспер Профон. О родственниках теперь он мало что знает. Тётки умерли, нет больше форсайтской биржи, из старшего поколения остался только Тимоти, который из-за маниакальной боязни инфекции долгие десятилетия был почти невидимым для остальных Форсайтов, ему сто один год, и он впал в старческое слабоумие. Вэл вернулся, продав ферму в Южной Африке, и купил имение в Сассексе.

Сомс заделался заядлым коллекционером, в понимании картин он уже не ограничивается знанием их рыночной цены. Как-то в выставочном салоне, владелицей которого оказывается Джун, он встречает Ирэн с сыном. К его великому неудовольствию, Флёр и Джон знакомятся. Сомс вынужден потом объяснять дочери, что они с этой роднёй находятся в давней вражде.

Флёр и Джон случайно оказываются вместе в гостях у Вэла и Холли. Среди идиллии деревенской природы завязывается их роман. Хозяева всячески избегают разговоров о причинах вражды — таково было наставление Джолиона.

Сомс встревожен увлечением дочери. Он отдаёт явное предпочтение другому её поклоннику — Майклу Монту, будущему обладателю титула и земельных владений, настойчиво добивающемуся её благосклонности. Он постоянно внушает Флёр, что не хочет иметь ничего общего с той ветвью семьи Форсайтов. Ирэн также обеспокоена, стремясь разлучить влюблённых, она увозит сына на пару месяцев в Испанию. Джун, опекающая оставшегося в одиночестве Джолиона, упрекает отца в малодушии, нужно было рассказать Джону все как есть. Если молодые люди действительно любят друг друга, зачем же делать их несчастными во имя прошлого.

Флёр находит у отца фотографии молодой женщины, в которой узнает Ирэн, и мучается догадками, что за всем этим кроется. Мсье Профон охотно раскрывает ей семейную тайну. Сомс уговаривает Флёр отступиться, ничего все равно не получится, те двое его ненавидят. Как ужасно, что Флёр унаследовала страсть к сыну Ирэн. Но его чувству уже тридцать пять лет, а их знакомство длится всего два месяца. Он советует дочери оставить это безумие, которое заведомо ничем хорошим не кончится.

Джолиону с каждым днём все хуже. Предчувствуя, что серьёзного разговора с сыном может не состояться, он пишет Джону письмо, где сообщает всю правду о прошлом и требует расстаться с Флёр. Если он не покончит с этой любовью, то сделает свою мать несчастной до конца её дней. Жестокое, тёмное прошлое обрушивается на Джона, но объясниться с отцом он не успевает, Джолион умирает. Узнав о его кончине, Сомс расценивает её как возмездие: двадцать лет его враг наслаждался отнятыми у него женой и домом.

Флёр проявляет цепкое упорство. Ей все же удаётся уговорить отца отправиться с визитом к Ирэн. Снова Сомс в Робин-Хилле. Вот и дом, выстроенный для него и Ирэн, дом, строитель которого разрушил его семейный очаг. Какая-то ирония судьбы в том, что Флёр может войти в него хозяйкой. Ирэн перекладывает решение на Джона. Тот же решительно объявляет, что между ним и Флёр все кончено, он должен выполнить предсмертную волю своего отца. Хотя Сомс испытывает удовлетворение, что этого противоестественного, на его взгляд, брака не будет и что он вернул свою дочь, пусть даже ценой её счастья, он не может побороть недоумения и досады: его дочь эти люди тоже отвергли.

Флёр даёт наконец согласие выйти замуж за Майкла Монта, однако, не подавая виду, глубоко переживает случившееся. Празднуется пышная свадьба, молодые отправляются в свадебное путешествие.

Босини

Восстановить события романа «Собственник» Голсуорси краткое содержание как раз поможет как нельзя лучше. Все участники предстоящего торжества выглядят респектабельно и даже блистательно. Однако между ними ощущается некое напряжение. Оно вызвано ощущением приближения чего-то ненадежного и необычного.

Объектом недоверия этого общества становится человек, ради знакомства с которым все и собрались. Это архитектор Босини — человек, у которого, в отличие от всех присутствующих, нет никакого состояния, он эксцентричен, артистически небрежен в одежде. Сын Роджера Джордж даже называет его пиратом, это прозвище в результате закрепляется за ним среди родственников. С особенным презрением к выбору внучки относится престарелый Джолион. Для него это особенно тяжело, так как в девушке он души не чает. Джолион уверен, что с этим безрассудным парнем она еще настрадается, так как тот совершенно непрактичен, а его Джун очень упряма.

Последнее лето Форсайта

Проходит четыре года. Старый Джолион купил злополучный дом своего племянника Сомса и поселился там с семьёй. Джун с отцом и мачехой отправилась в путешествие по Испании, а старик, скучая, ожидает их возвращения и охотно потакает фантазиям оставшихся с ним внуков. Он любит сидеть в тени дуба перед террасой дома, любуясь прекрасным видом. Красота природы находит глубокий отклик в его душе, здесь, в Робин-Хилле, он перестаёт ощущать свой возраст, а ведь ему уже восемьдесят пять.

Прогуливаясь майским днём по окрестностям, старый Джолион встречает Ирэн, которая наведывается в эти места, где некогда была счастлива. Он невольно поддаётся обаянию этой необыкновенной женщины, приглашает её отобедать, наносит визит в её скромную квартирку, они вместе посещают оперу. Ирэн подкупает его сердечная теплота, ласковое участие, радует возможность говорить об умершем возлюбленном. Если раньше старый Джолион тосковал, то теперь он ждёт возвращения сына и Джун чуть не со страхом. Как объяснит он эту странную дружбу, видимо, придётся признать себя стариком, сдаться на милость забот и любви. Но ведь он не вынесет, если у него отнимут возможность видеть Ирэн. Он живёт этими встречами, а не прошлым, как люди его возраста. Жарким июльским днём, накануне возвращения родных, в ожидании приезда Ирэн он засыпает в своём кресле вечным сном.

Реклама:

Собственник

События происходят в Лондоне в 1886 – 1887 гг. В доме Джолиона празднуется помолвка мисс Джун Форсайт с мистером Филипом Босини. Большое количество гостей, которых объединяют деньги и постоянная конкуренция, даже между родными людьми. Собравшись на этом празднике, все они не доверительно относятся к человеку, будущему мужу мисс Джун Форсайт.

Джолион всеми усилиями пытается возобновить отношения с сыном и ему это удается. Внуки Джолли и Холли завоевывают сердце дедушки. У Сомса семья как-то с самого начала не задалась. Конечно, он пытается скрывать открытую неприязнь своей жены, но вскоре он срывается. В основном, ее воспринимают как красивую вещь.

Успешный Сомс строит новый дом в Робин-Хилле и замечает, что его жена обращает особое внимание на молодого архитектора. Вскоре речь заходит о разводе, но Сомс не соглашается потакать ее сумасбродству

Вскоре их отношения стали темой для пересудов.

Старый Джолион переписывает завещание на сына и остается довольный. Ирэн уходит из дома, ей не досталось совершенно ни чего. Сомс довольно сильно переживает ее уход, а впереди еще и суд. Босини в тумане попадает под омнибус и умирает.

Джон Голсуорси «Хроники семьи Форсайтов»

Подытоживая всё уже сказанное в рецензиях на отдельные романы Саги, невозможно не отметить мастерство автора! Все эти шесть романов и сколько-то там (четыре!) Интерлюдий Голсуорси держал читателя в напряжении, каждый раз заставляя полюбить своих героев и сопереживать им и их переживаниям и чувствам, их жизненным коллизиям и перипетиям судеб. От романа к роману мы погружались в самое лоно семьи Форсайтов, переходя от одного члена семейства к другому и узнавая постепенно подробность за подробностью и деталь за деталью. И при этом интерес к чтению сохранялся, а порой приумножался, несмотря на длительность повествования — тут без авторского мастерства никак не обойдёшься! Понятно, что главная заслуга в непреходящем широком интересе читателей к романам Саги принадлежит автору, сумевшему не только придумать притягательный и волнительный для читателя событийный ряд. Но ещё и суметь буквально вырастить не одно поколение персонажей во всём их великолепии слияния человеческих слабостей и достоинств, красоты и отвратности, любви и ненависти, клубка противоречий и целеустремлённости.

Мастерство переводчиков (вот эти фамилии: М. Лорие, Н. Волжина, М. Богословская, Н. Вольпина, Р. Райх, А. Кривцова), сумевших сохранить единство стиля Саги, сохранить и оставить непротиворечивыми фигуры главных героев и других постоянных персонажей — кто бы ни был переводчиком того или иного романа, мы всё равно узнаём и своих любимых и нелюбимых знакомых, и чувствуем единую энергетику всей Саги — так, как будто бы мы читали непосредственно авторский текст. Шесть переводческих имён, шесть разных личностей…

Богатство авторского литературного языка. Несмотря на отсутствие всяких велеречивостей и искусственных словесно-фразеологических красивостей, литературный стиль Голсуорси отточен и филигранен, картины природы переменяются на авторские мысли, переходящие во внутренние монологи персонажей и героев, а те уже заменяются диалогами и картинами быта разных слоёв английского общества — всё эти своевременно делаемые перемены делают текст романов и рассказов (составляющих Интерлюдии) гармоничным и энергетически выверенным, уравновешенным, заставляющим читателя не уставать во время чтения больших объёмов и сохранять интерес к сюжетным поворотам и интригам до самого конца.

Ну и для неискушённого в английских реалиях читателя книга открывает какие-то картины быта англичан; большей частью это аристократическое общество, однако порой мы приходим по приглашению автора Саги в довольно бедные дома простых горожан, а затем вдруг погружаемся в атмосферу парламентских заседаний и закулисных интриг. И в этом смысле книга, Сага становится источником весьма своеобразной информации, превращая наши смутные и расплывчатые представления о послевикторианской Англии в более чёткие и уже цветные картины.

Но главное, что осталось в осадке после прочтения всей Саги — желание купить все романы цикла и поставить их на полочку домашней библиотеки, в надежде вынуть их когда-нибудь поочерёдной из книжной тесноты и вновь вернуться к нашим героям. И соблазнить своих домашних на чтение этого замечательного произведения!

PS Пойду выбрать издание и на всякий случай зайду в наш единственный книжный магазин — вдруг чудо случится уже сегодня! Кто знает…

История успеха

Краткое содержание по главам «Собственника» Голсуорси поможет вам оперативно подготовиться к экзамену или зачету, посвященному этому произведению. Именно из этой книги мы узнаем историю успеха семейства.

Отец шестерых братьев Форсайт приехал в Лондон в самом начале XX века. Начинал с должности простого каменщика, затем стал подрядчиком, строил дома для состоятельных людей. На этом и разбогател. У него родились десять детей, все они живы. Более того, следующее поколение Форсайтов насчитывает уже 21 представителя.

Благодаря успешной предпринимательской жилке семейство вошло в верхушку английской буржуазии. Среди людей, которые теперь считаются им ровней, — юристы, финансисты, рантье, члены крупных акционерных обществ. Все они отличаются самоуверенностью, а их разговоры постоянно крутятся вокруг дивидендов, курсов акций, стоимости вещей и домов.

Слухи и пересуды

Проблемы в семье Сомса становятся темой для обсуждения в доме Тимоти. Его самого при этом сильно раздражает, что Босини постоянно тратит сверх сметы, он планирует через суд предъявить тому иск, чтобы взыскать убытки и разорить выскочку.

Еще больше Сомса выводит из равновесия то, насколько к нему равнодушна и холодна Ирэн. Однажды ночью, когда роман между любовниками был в самом разгаре, ему удается настоять на своем, сломив сопротивление своей официальной жены.

Уже на следующий день Джордж становится свидетелем тайного свидания влюбленных, во время которого Ирэн рассказывает, что произошло. Затем он из обычного любопытства следует за Босини, который в сильнейшем волнении носится по городу, не зная, что предпринять. Он отчаянный человек, который не может понять, где укрыться от горя.

Развязка романа

Концовка романа «Собственник» Дж. Голсуорси оказывается трагической. Джолион планирует собрать всех близких вместе. Джун уговаривает его купить дом в Робин Хилле, так как в тот самый день, когда Босини узнал о случившемся, в тумане он попал под омнибус, который раздавил его насмерть.

Юный Джолион воспринимает происходящее вокруг как первую трещину в твердыне всеобщего благополучия всего семейства. Сомс сильно тоскует. Внезапно в дом возвращается его Ирэн, она ведет себя как раненый зверь, который прячется в норе, пытаясь залечить полученные раны. Она потеряна, не в силах понять, как ей вести себя дальше, как поступить.

Старый Джолион, сочувствуя ей, отправляет к девушке своего сына. Однако Сомс заявляет, что никому не позволит вмешиваться в свои семейные дела. В финале романа он захлопывает дверь перед его лицом.

История создания

«Собственник» Голсуорси стал первым романом из этого цикла, при этом вторым произведением во всей «Саге о Форсайтах». Впервые английский писатель сделал это семейство героями своего творения в 1901 году, когда в печати появилась новелла под названием «Спасение Форсайта». Интересно, что Голсуорси опубликовал ее под псевдонимом Джон Синдлжон.

В 1922 году он выпускает цикл произведений, озаглавив его «Сага о Форсайтах». Его открывает книга «Собственник» Голсуорси, написанная в 1906 году. За ней следует интерлюдия «Последнее лето Форсайта», романы «В петле», «Пробуждение», «Сдается в наем».

В 1930 году в свет вышел сборник рассказов «На форсайтской бирже», который, по оценкам самого автора, должен был стать переходным мостиком к его следующему циклу произведений — «Современная комедия».

Отцы и дети

Между тем в романе «Собственник» Голсуорси престарелый Джолион рассчитывает наладить отношения с сыном, отцом Джун. Они не виделись уже 14 лет. Почти полтора десятилетия назад юный Джолион ушел из семьи из-за недозволенной, по представлениям Форсайтов, любви. Теперь он живет весьма скромно, пишет картины акварелью, работает страховым агентом.

Отец подстраивает как будто бы случайную встречу в клубе, во время которой приглашает сына навестить его. Затем приезжает к нему с ответным визитом, влюбившись в внуков, которых до этого еще не видел. Их зовут Холли и Джолли.

Проблемы в семье у Сомса, сына Джемса, которые он всячески скрывает от отца. Его супругу все остальные Форсайты воспринимают как что-то чуждое и необычное для их круга. Темноглазая и золотоволосая женщина по имени Ирэн окружающим сильно напоминает языческую богиню, отличаясь при этом изысканным манерами и вкусом.

После смерти ее отца — профессора Эрона она осталась практически без средств к существованию, в результате была вынуждена уступить Сомсу, который добивался ее руки на протяжении полутора лет. Замуж при этом она вышла без любви, поверив, что если брак не удастся, то супруг предоставит ей неограниченную свободу. О том, какую ошибку она совершила, Ирэн понимает уже в самом начале своего замужества. Ее все тяготят в браке, в котором ей отвели роль прекрасной вещи, обладание которой исключительно льстит тщеславию ее супруга, добавляя ему уверенности в себе. Жена к нему относится с неприязнью и холодно, чем доводит до бешенства.

Теперь он переживает из-за искры, которая проскочила между Босини и Ирэн. Он нанял архитектора для строительства своего загородного дома. Симпатия между его женой и зодчим перетекает в сильное взаимное чувство. Но Сомс не собирается давать жене развод. Красота девушки его пленила 4 года назад, он не собирается расставаться со своим трофеем. Джун тяжело переживает перемены в отношениях с Филипом, чувствуя, что ему неловко рядом с ней.

Новое завещание

Престарелый Джолион ради примирения с сыном переделывает завещание, восстановив его в правах на наследство. Он сам испытывает глубокое удовлетворение от своего поступка. Он его расценивает как месть времени, всем невзгодам, которые выпали на его долю. А также презрению, которым он вместе с остальными родственниками все эти годы награждал сына.

Сомс все-таки подает иск против Босини. Но на процессе архитектор отсутствует. Пропадает и Ирэн, которая уходит из дома, оставив драгоценности и все свои вещи. Ее муж не может смириться с мыслью, что она окончательно пропала из его жизни. Посетившая судебное заседание Джун спешит предупредить Филипа о происходящем, хочет поддержать его. В его квартире она встречает Ирэн, высказывая ей все, что у нее накипело за это время. Ведь раньше она была в дружеских отношениях с женщиной, которая теперь разбила ее жизнь.

Коротко об эпопее «Сага о Форсайтах»

В данном сборнике Голсуорси правдиво отобразил картину жизни аристократов своего времени. Автор верил, что реалистическое искусство, сторонником которого он являлся, благотворно подействует на общество.

Писателя глубоко волновали проблемы общественного устройства, его несправедливость и противоречивость. К людям физического труда он в своих произведениях относится с большим уважением. В «Саге» Голсуорси основная тема — это раскрытие мира собственников, их психологии, взглядов и поступков.

Также там прослеживается упадок некогда сильной буржуазии и крушение её уклада жизни, прочно стоявшего столетиями. Голсуорси прослеживает за этим процессом, наблюдая за несколькими поколениями Форсайтов.

По мнению автора, представления буржуазной прослойки общества ограничивались рамками общепринятых норм поведения и морали. Начав писать первый роман о Форсайтах (1906 год), Джон не думал писать продолжение. Задумка продолжить роман появилась в связи со сменой эпох.

После Октябрьской революции 1917 года история сделала новый виток. Для реализации своих планов Голсуорси решил написать не один роман. Цикл позволял сделать панорамную картину жизни общества. Особенный акцент он сделал на частной и общественной жизни английской буржуазии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: