Рождественская песнь в прозе

Чарльз диккенс, «рождественская история»: обзор, краткое содержание и анализ

Книги «Рождественская песнь» краткое содержание

В книге Чарльза Диккенса «Рождественская песнь» читать можно о ростовщике Эбинзере Скрудже. Это уже не молодой человек, который не имеет ни семьи, ни детей. Единственная его страсть — это деньги, приумножению которых он и посвятил всю свою жизнь. Поэтому в канун рождественских праздников он не испытывает никаких эмоций. Он без доли сомнения гонит прочь благотворителей, которые собирали деньги для помощи детям. Он с легкостью отказывает племяннику Фреду, который приглашает его на Рождество к себе домой. Скрудж не видит смысла в этом празднике, который не приносит никакой финансовой прибыли. Поэтому даже своего сотрудника Боба Крэтчита в канун сочельника он отпускает пораньше с работы со скрипом на сердце. Буднично закрыв контору, он отправляется домой. Но в этот вечер с ним происходит необъяснимое. Перед ним предстает дух его покойного компаньона – Джейкоба Марли. Он умер семь лет назад как раз в канун сочельника. Дух Марли заявил Эбинзеру, что после смерти он получил наказание. Виной тому его стремление зарабатывать, а не творить добро и помогать людям. Для Скруджа он не хотел бы такой участи, поэтому он попросил трех духов Рождества навестить старика. В течении трех дней за час до полуночи каждый из них нанесет визит Скруджу.

И вот за час до полуночи к главному герою книги «Рождественская песнь» Диккенса является Святочный дух Прошлых лет. Он уводит Скруджа в его прошлое. Главный герой может со стороны посмотреть на самого себя – радостного мальчишку, который всегда был готов разделить радость с близкими. Мог вновь увидеть свою маленькую сестричку Фэн, которая уже умерла, старика Физзиуиг, который для мальчишки был как второй отец. Его окружают до боли знакомые места и улицы. Затем дух переносит Скруджа во времена его молодости, когда он был влюблен в бедную девушку Белль. Дух перенес его в тот момент, когда бог денег начал преобладать в сердце Скруджа. Корысть, стала причиной из расставания. Ведь это был уже не тот парень, которого когда-то полюбила девушка. Позже Белль вышла замуж за другого и прожила счастливую, хоть и не богатую жизнь, но не со Скруджем. Все эти картины настолько тронули сердце главного героя, что он уже просил духа вернуть его домой. Домой в мягкую постель, где он мгновенно уснул.

На следующий день ровно за час до полуночи раздался стук в дверь. На этот раз Скруджа посетил Дух Нынешних Святок. Он ведет главного героя повести Диккенса «Рождественская песнь» просто на улицу, где царят радость и веселье. Даже в доме его помощника Боба, который живет весьма бедно, он видит полный стол и улыбки на лицах всех собравшихся. Эти лица омрачаются лишь однажды, когда Крэтчит поднимает тост за своего работодателя Скруджа. Жена Боба с явной неохотой пьет за этого скрягу. Здесь же Скрудж знакомится с больным маленьким сыном Боба – Тимом, дни которого по словам духа сочтены, если ничего не изменится. Продолжает их путешествие маяк и домик шахтера, которые наполнены ликованием. Затем дух переносит Скруджа в дом его племянника Фреда. Этот дом тоже наполнен весельем и даже главный герой хочет принять участие в этих играх. Фред единственный во всем городе, кто хорошо относится к Скруджу и верит, что главный герой сможет подобреть и исправиться. Напоследок дух показывает Эбинзеру двух истощенных детей – мальчика Невежество и девочки Нищеты, которых советуют использовать для своих корыстных целей.

За час до полночи следующего дня перед Скруджем появился третий дух. Он не говорил ни слова, но главный герой понял, что перед ним Дух Будущих Святок. Он ведет главного героя по улицам родного города. Все вокруг обсуждают смерть какого-то скряги, уходу из жизни которого многие откровенно радуются. На поминки этого скряги пришли лишь несколько людей и то лишь благодаря бесплатному обеду. Дом этого скряги ограбили подёнщица, прачка и гробовщик. Ведь за его имуществом просто некому было присмотреть. И вот когда Скрудж откинул полог, скрывающий покойного, то увидел самого себя. Неужели в этом мире нет никого, кто-бы испытывал хоть какие-то эмоции от его смерти. Как оказалось, таковые были. Это была семейная пара, у которой теперь появилось время поправить свое финансовое положение. Напоследок дух показал могилу сына Боби – Тима.

После этих путешествий, как главный герой сказки Марка Твена «Принц и нищий», Скрудж решил измениться. Он искренне радовался Святкам, подарил семейству Крэтчитов самого огромного рождественского гуся, а самому Бобу повысил жалование. Для Тима он стал «вторым» отцом, а Рождество провел в доме радушного племянника Фрэда. Благодаря таким переменам главного героя изменилось и его будущее, и будущее всех теперь близких ему людей.

Рождественская песнь в прозе – краткое содержание рассказа Диккенса

Эбензар Скрудж — старый унылый скряга. Он не радуется предстоящему Рождеству, потому, что от праздника ждет только убытков. Когда к нему приходят представители благотворительной организации и просят пожертвовать немного денег для бедных, он прогоняет их. Его племянник Фред зовет дядю в гости на Рождество, но Эбензар отказывается. Он с трудом отпускает домой своего подчиненного Боба, который хочет отметить праздник в кругу семьи.

Когда Эбензар приходит домой, ему является дух Джейкоба Марли, бывшего коллеги и компаньона. Марли умер 7 лет назад в Сочельник. Он явился к Эбензару, чтобы рассказать, как тяжело ему пришлось после смерти из-за того, что при жизни он не сделал ни одного доброго дела. Марли призывает компаньона не повторять его ошибок и изменить свое отношение к людям, пока еще есть время. Чтобы помочь Эбензару переосмыслить свою жизнь, Марли посылает к нему трех добрых духов.

Первый дух показывает Эбензару его прошлое. В молодости он был искренним и веселым молодым человеком, готовым помочь ближним. Но постепенно им стала овладевать алчность, душа его черствела. Девушка, которую он любил, поняла, что не нужна ему больше и вышла замуж за другого. Не в силах смотреть на все это, Скрудж просит духа уйти.

Второй дух повел Эбензара по улицам его родного города, который готовился к Рождественским праздникам. Они пришли в дом к Бобу Крэтчиту, подчиненному Скруджа. У Боба много детей. Они радостно встречают Рождество. Когда отец семейства предлагает поднять тост за своего начальника Эбензара Скруджа, жена Боба отказывается пить за него, говоря, что это бездушный и жадный человек. Внезапно Скрудж проникся сочувствием к маленькому больному сыну Боба, которому дух предсказал близкую смерть, если в его жизнь не вмешается чудо. Вместе с духом Эбензар побывал в доме своего племянника Фреда. Это единственный человек, который искренне желает Скруджу счастья и радости, несмотря ни на что.

Третий дух показывает Скруджу его будущее. Эбензар понимает, что в городе умер какой-то человек, но никто его не оплакивает, некоторые даже открыто радуются его смерти. Люди говорят, что умерший был ужасным скрягой и за всю жизнь не сделал ничего хорошего. Скрудж с ужасом понимает, что умерший человек — это он сам.

Проснувшись на следующее утро, Скрудж решает полностью поменять свою жизнь. Первым делом он посылает Рождественские подарки семье своего клерка Боба, а затем с радостью отправляется праздновать Рождество к племяннику. Благотворителям, которых совсем недавно он выгнал из своего кабинета, Скрудж жертвует большую сумму денег.

Придя на работу, Скрудж повышает жалование Бобу, чтобы тот смог вылечить своего больного сына.

Скрудж Эбензар стал отзывчивым и щедрым человеком. Он сделал много добра окружающим его людям. Его любили и уважали в родном городе.

Повесть показывает, как важно иногда остановиться и посмотреть на себя и свои поступки со стороны. Никогда не бывает поздно пересмотреть свою жизнь и начать делать добро

Популярные сегодня пересказы

В рассказе «Тайна отца Брауна» Гилберта Честертона главный герой служит священником. Вместе с этим он раскрывает самые запутанные дела в роли детектива. Ещё одним из главных героев является Фламбо

Сестры вечером пряли пряжу около окошка. Мечтая, они представляли, чтобы сделала каждая, став царицей. Первая сестрица сказала, что устроила бы большой пир, вторая – наткала бы полотна

В 1879 году, в поселке Сысертского завода, появился на свет один из самых знаменитых писателей Урала-Павел Петрович Бажов. Семья была небогатой.

Пьеса «Доходное место» отражает проблему взяточничества, также морального выбора в определенной жизненной ситуации. Действие происходит в Москве во времена правления Александра 2. Комедия написана в пяти действиях.

Салтыков-Щедрин: сказки. Идейное содержание

Последняя сказка в нашем списке значительно богаче по своему идейному содержанию, чем две предыдущие. Это уже даже и не сказка, а философская притча с экзистенциальным содержанием. Правда, ее можно прочесть не только экзистенциально, но и психоаналитически.

Психоаналитическая версия.

Пискаря до смерти напугало чудесное спасение отца от кипящего котла. И эта травмирующая ситуация бросила тень на всю его последующую жизнь. Можно сказать, что пискарь изживал не свой страх, и его была прочерчена чужой, родительской фобией.

Экзистенциальная версия.

Начнем с того, что слово «премудрый» употребляется Щедриным в прямо противоположном смысле. Вся стратегия жизни пискаря учит тому, как жить нельзя. Он спрятался от жизни, не следовал своему пути и предназначению, поэтому прожил хоть и долго, но бессодержательно.

Строфа 4. Последний дух[ред.]

Наконец, явился третий дух. Он не произнёс ни слова, но Скрудж понял, что это дух будущих Святок. Он пришёл показать Скруджу его возможное будущее. В будущем Скрудж, к своему удивлению, не увидел себя ни на бирже, ни в других привычных местах, зато постоянно слышал от прохожих разговоры о смерти какого-то старого злобного скряги, которого никто не любил; многие открыто радовались его смерти. Трое воров обокрали дом умершего и продали вещи скупщику в трущобах, рассуждая о том, что «наверное, он специально всех нас отваживал при жизни, чтобы мы могли нажиться на нём после его смерти».

Затем Скрудж увидел самого покойника, но не смог рассмотреть его лица. Он попросил духа назвать ему имя умершего, понимая, что вот такая же участь могла бы ожидать и его после смерти. Оказалось, что всеми ненавидимый умерший скряга — он сам. За всю жизнь он никому не принёс добра, и все если и не поминают его недобрым словом, то относятся к его смерти с плохо скрываемым облегчением.

Третий дух привел его в дом к Бобу, где выяснилось, что Малютка Тим умер. Затем Призрак перенес Скруджа на кладбище, где он увидел могильную плиту со своим именем.

Бедных людей обвиняли в лени и аморальности

Скорняки и крупные производители не спешили повышать своим рабочим зарплату. Они полагали, что это расхолодит бедняков, и те не будут стараться делать свою работу хорошо. Общество наполнилось популярными теориями о том, как выйти из экономического кризиса. Бедняков, не желающих идти на работу, которая оплачивалась по самым низким расценкам, начали обвинять в лени и аморальности. Таким образом, оставалась только одна рабочая сила, которая всегда соглашалась с требованиями начальства.

Речь идет о беззащитных и бесправных детях. Помощь беднякам оказывалась только в самых экстренных случаях, если человек или кто-то из его близких находился на грани смерти. Кто-то придумал и вовсе гениальное решение: разделять семьи. Это давало возможность еще больше сэкономить на дешевой рабочей силе. Вот и главный герой повести «Рождественская песнь» мистер Скрудж говорит об этом: «Те, кому не нравится, могут пойти прочь».

Популярные сегодня пересказы

  • Краткое содержание сказки Игрушечного дела людишки Салтыков-Щедрин В этой удивительной истории Салтыкова-Щедрина, опубликованной в 1880 году, рассказчик знакомит нас с процветающим городом Любезновым и его жителями. Городок некогда носил название Буянов из-за необузданности его жителей
  • Последний день приговорённого к смерти — краткое содержание романа Гюго Произведение, которое называется «Последний день приговоренного к смерти», написано французским писателем Виктором Гюго.
  • Шатуны — краткое содержание романа Мамлеева Произведение по жанровой направленности представляет собой художественный гротеск, который разворачивается в нелепой и неадекватной атмосфере в полном отсутствии здравой мысли.
  • Краткое содержание стиха Смерть поэта Лермонтова Стихотворение Лермонтова посвящено гибели знаменитого российского пота А. С. Пушкина. Вначале говорится о том, что защищая свою семью, её честь, на дуэли, поэт погибает от пули второго участника дуэли Дантеса.

Смерть

На третью ночь Дух пришел показать старику будущие святки, однако тот не видит себя ни на бирже, ни в других местах и невольно начинает слышать, что люди на улице говорят о смерти какого-то несносного ворчливого и скупого старика. И вдруг Скрудж увидел покойника, но не узнал его лица, и вскоре понял, что это он, и следующего Рождества для него не будет.

Дух исчезает, и Скрудж опять оказывается у себя дома. Утром он решает изменить себя в лучшую сторону, он стал радоваться как ребенок и вспомнил про завтрашнее Рождество. Он посылает самого дорого гуся к Бобу и его семье, жертвует деньги благотворительной организации и отправляется отмечать праздник к милому племяннику, который был искренне рад этому событию.

На следующий день Рождества Скрудж поднимает жалованье Бобу, а для сына его — Тима — он становится вторым отцом и помогает ему справиться со смертельной болезнью. Вот так злой, ворчливый и скупой Эбинейзер Скрудж стал самым добрым и щедрым в городе человеком, которого зауважал и полюбил весь город. Он сумел изменить свою судьбу и судьбу людей, которые его окружали в лучшую сторону.

Об авторе

Салтыков-Щедрин М. Е. (1826-1889) — выдающийся русский писатель. Родился и провел свое детство в дворянском имении с множеством крепостных. Отец его (Евграф Васильевич Салтыков, 1776-1851) был потомственный дворянин. Мама (Забелина Ольга Михайловна, 1801-1874) тоже была из дворянской семьи. Получив начальное образование, Салтыков-Щедрин поступил в Царскосельский лицей. После его окончания начал свою трудовую деятельность секретарем в военной канцелярии.

По жизни, продвигаясь по службе, он много ездил по провинциям и наблюдал, в каком отчаянно бедственном положении находится крестьянство. Имея оружием перо, автор делится со своим читателем увиденным, обличая беззаконие, самодурство, жестокость, ложь, безнравственность. Обнажая правду, он хотел, чтобы и читатель смог за огромным валом лжи и мифов рассмотреть простую истину. Писатель надеялся, что наступит время, когда уменьшатся и исчезнут эти явления, так как верил, что судьба страны находится в руках у простого народа.

Автора возмущает творящаяся в мире несправедливость, бесправное, униженное существование крепостных. В своих произведениях он иногда иносказательно, иногда прямым слогом обличает цинизм и бездушие, глупость и манию величия, алчность и жестокость обладающих властью и полномочиями в то время, бедственное и безвыходное положение крестьянства. Тогда была строгая цензура, поэтому писатель не мог открыто критиковать устоявшееся положение вещей. Но и не мог молча терпеть, как «премудрый пескарь», поэтому он облек свои мысли в сказку.

Рождественская песнь в прозе — Чарльз Диккенс (1843)

Перейти

Строфа первая

Святочный рассказ с привидениями

Начать с того, что Марли был мертв. Сомневаться в этом не приходилось. Свидетельство о его погребении было подписано священником, причетником, хозяином похоронного бюро и старшим могильщиком. Оно было подписано Скруджем. А уж если Скрудж прикладывал к какому-либо документу руку, эта бумага имела на бирже вес.

Итак, старик Марли был мертв, как гвоздь в притолоке.

Учтите: я вовсе не утверждаю, будто на собственном опыте убедился, что гвоздь, вбитый в притолоку, как-то особенно мертв, более мертв, чем все другие гвозди. Нет, я лично скорее отдал бы предпочтение гвоздю, вбитому в крышку гроба, как наиболее мертвому предмету изо всех скобяных изделий. Но в этой поговорке сказалась мудрость наших предков, и если бы мой нечестивый язык посмел переиначить ее, вы были бы вправе сказать, что страна наша катится в пропасть. А посему да позволено мне будет повторить еще и еще раз: Марли был мертв, как гвоздь в притолоке.

Знал ли об этом Скрудж? Разумеется. Как могло быть иначе? Скрудж и Марли были компаньонами с незапамятных времен. Скрудж был единственным доверенным лицом Марли, его единственным уполномоченным во всех делах, его единственным душеприказчиком, его единственным законным наследником, его единственным другом и единственным человеком, который проводил его на кладбище. И все же Скрудж был не настолько подавлен этим печальным событием, чтобы его деловая хватка могла ему изменить, и день похорон своего друга он отметил заключением весьма выгодной сделки.

Вот я упомянул о похоронах Марли, и это возвращает меня к тому, с чего я начал. Не могло быть ни малейшего сомнения в том, что Марли мертв. Это нужно отчетливо уяснить себе, иначе не будет ничего необычайного в той истории, которую я намерен вам рассказать. Ведь если бы нам не было доподлинно известно, что отец Гамлета скончался еще задолго до начала представления, то его прогулка ветреной ночью по крепостному валу вокруг своего замка едва ли показалась бы нам чем-то сверхъестественным. Во всяком случае, не более сверхъестественным, чем поведение любого пожилого джентльмена, которому пришла блажь прогуляться в полночь в каком-либо не защищенном от ветра месте, ну, скажем, по кладбищу Св. Павла, преследуя при этом единственную цель – поразить и без того расстроенное воображение сына.

Скрудж не вымарал имени Марли на вывеске. Оно красовалось там, над дверью конторы, еще годы спустя: СКРУДЖ и МАРЛИ. Фирма была хорошо известна под этим названием. И какой-нибудь новичок в делах, обращаясь к Скруджу, иногда называл его Скруджем, а иногда – Марли. Скрудж отзывался, как бы его ни окликнули. Ему было безразлично.

Ну и сквалыга же он был, этот Скрудж! Вот уж кто умел выжимать соки, вытягивать жилы, вколачивать в гроб, загребать, захватывать, заграбастывать, вымогать… Умел, умел старый греховодник! Это был не человек, а кремень. Да, он был холоден и тверд, как кремень, и еще никому ни разу в жизни не удалось высечь из его каменного сердца хоть искру сострадания. Скрытный, замкнутый, одинокий – он прятался как устрица в свою раковину. Душевный холод заморозил изнутри старческие черты его лица, заострил крючковатый нос, сморщил кожу на щеках, сковал походку, заставил посинеть губы и покраснеть глаза, сделал ледяным его скрипучий голос. И даже его щетинистый подбородок, редкие волосы и брови, казалось, заиндевели от мороза. Он всюду вносил с собой эту леденящую атмосферу. Присутствие Скруджа замораживало его контору в летний зной, и он не позволял ей оттаять ни на полградуса даже на веселых Святках.

1

Экранизации[ | ]

  • Повесть неоднократно экранизировалась. Самой ранней киноверсией стал немой фильм 1901 года «Скрудж, или Призрак Марли». В ноябре 2009 вышла ещё одна экранизация. Сюжет лег в основу фильма «Призрачная красота» 2021 г.
  • Знаменитый диснеевский мультгерой Скрудж Макдак был назван именно по имени главного героя «Рождественской песни». Собственно, впервые (не считая комиксы) он появился в диснеевском мультфильме по мотивам этой истории, где всех героев сыграли диснеевские персонажи, например Микки Маус в роли Боба Крэтчита, Пит в роли Духа будущего рождества и т. д.
  • Новая рождественская сказка (англ. Scrooged) — современная сатирическая экранизация «Рождественской песни» сделанная режиссёром Ричардом Доннером в 1988 году.
  • Полнометражный фильм 1992 года «Рождественская песнь Маппетов», (англ. The Muppet Christmas Carol), Майкл Кейн в роли Эбенизера Скруджа.
  • Одна из серий мультсериала «101 далматинец». Сюжет этой серии имеет как сходства, так и отличия.
  • В одном из эпизодов мультсериала «Охотники за привидениями» герои случайно оказываются в реальности повести и ловят Духов рождества, когда те нападают на Скруджа. Вернувшись в свою реальность, они обнаруживают, что праздник Рождества перестал существовать. И тогда они возвращаются в реальность Скруджа и сами заменяют Духов Рождества (Духа прошлого рождества изображает Питер, настоящего — Уинстон, будущего — Рэй). Тем временем Игону удаётся вернуть настоящих Духов.
  • Немного измененный смысл повести присутствует в мультфильме «Все псы празднуют Рождество».
  • В основанном ена «Рождественской песни» эпизоде «Время покаяния» телесериала «Лучшие», героиня Николь Джулиан встречает призраков Настоящего, Прошедшего и Будущего Рождества.
  • В специальном выпуске телесериала «Доктор Кто», который вышел 25 декабря 2010, события происходят по сюжету повести.
  • Сценарий комедийной мелодрамы «Призраки бывших подружек» написан по мотивам «Рождественской песни». В этой версии акценты приходятся в основном на тему секса и взаимоотношений главного героя как со множеством случайных женщин, так и со своей подругой детства и первой любовью.
  • В расширенной серии «Бивис и Баттхед уделывают Рождество» (англ. Beavis and Butt-head Do Cristmas) сериала «Бивис и Баттхед» также пародируется «Рождественская песнь»: Бивису снится, что он жестокий владелец закусочной. Директор школы МакВикер превращается в его забитого служащего, играя роль Боба Крэтчита; учитель-хиппи Дэвид изображает доброго духа нынешних святок, а злобный физрук становится зловещим духом будущих святок.
  • «Барби: Рождественская история» (англ. Barbie in A Christmas Carol) — история, основанная на произведении Чарльза Диккенса. В мультфильме сюжет более позитивный, чем в оригинале.
  • В одной серии «Озорные анимашки» сюжет основан на Рождественской песни. В роли Скруджа выступает Мистер Блотс, а Уорнеры являются в роли призраков.
  • В одной из серий мультсериала «Тутенштейн» сюжет изображает аналогичное путешествие во времени, хотя к Рождеству отношения не имеет.
  • В серии «A Hearth’s Warming Tail» мультсериала «Дружба — это чудо» главные герои читают повесть, сюжет которой основан на сюжете Рождественской песни.
  • Одна из серий мультсериала «Маша и Медведь» — «С любимыми не расставайтесь» — отсылает к произведению.
  • Во втором сезоне сериала «Санта-Барбара» обыгрывается сюжет этой повести, когда Мейсону Кэпвеллу после возлияний в Сочельник приходят аналогичные духи рождества, третий из которых показывает ему его собственное надгробие с очень скорой датой смерти. Проспавшись, Мейсон решил делать окружающим добро (правда, спустя какое-то время снова вернулся к привычному сарказму и цинизму в отношениях).—>

Путешествие по времени

Во вторую ночь к нему является второй Святочный Дух, который уносит его в нынешнее время, и Скрудж видит, как город готовится к празднику. А потом Дух приводит его в дом клерка Боба Крэтчита, пусть он беден и у него много детей, но в доме мирно, и все веселятся. За столом вся его семья, и первый тост Боб поднял за своего хозяина Скруджа, но жена отметила, что этот старик слишком гадкий и бесчувственный скряга. В это время Дух предупреждает Скруджа, что, если тот не откорректирует свое поведение в будущем, то сыну Боба Тиму грозит смерть, так как мальчик сильно болен. Потом вместе с Духом они отправились к племяннику, который единственный в этом городе не питает ненависти к злому дяде. Время быстро пролетело, и Скрудж опять вернулся в свою кровать.

Строфа III. Второй дух

На второй день ровно в час пополуночи Скруджу явился дух нынешних Святок. Он повёл Скруджа по его городку с украшенными к Рождеству улицами, радостными нарядными людей, ломящимися от рождественских угощений полками магазинов. Везде царили изобилие и радость по поводу грядущего праздника.

Затем дух отвёл Скруджа к жилищу Боба Крэтчита — клерка, работающего в его конторе.

Боб Крэтчит — клерк, работающий в конторе Скруджа; беден, имеет многодетную семью

В большой, небогатой семье Боба царили веселье и ликование. Лишь однажды всеобщая радость нарушилась — когда Боб предложил тост за здоровье Скруджа. Его жена очень неохотно присоединилась к тосту, говоря, что только ради Рождества она пьёт за здоровье этого гадкого и бесчувственного скупца.

Это был первый за весь вечер тост, который члены семьи пили не от всего сердца. И тут Скрудж почувствовал жалость к бедному и больному сыну Боба, малютке Тайни-Тиму, которому дух предсказал смерть, если «будущее не внесёт в это своих изменений».

Тайни-Тим Крэтчит — маленький, больной сын Боба Крэтчита

Далее Скрудж и дух путешествовали по разным местам и смотрели, как празднуют Рождество рудокопы, рабочие маяка, на время забывшие о своих ссорах и невзгодах. Их лица были весёлыми, все желали друг другу счастливого Рождества. Наконец, дух отвёл Скруджа в дом его племянника, где уже начались весёлые игры и забавы.

Племянник единственный во всём городе не питал злобы к своему угрюмому и грубому дядюшке и, несмотря ни на что, от всего сердца желал ему счастливого Рождества, надеясь, что тот когда-нибудь подобреет и исправится. Сам Скрудж, невидимый для всех, с удовольствием наблюдал за весельем и забавами в доме племянника и даже захотел в них поучаствовать, но дух не дал ему на это времени, вернул Скруджа в его дом и исчез.

Продолжение после рекламы:

Отчет правительства об использовании детского труда

На создание произведения писателя вдохновил один неприятный момент: к нему в руки только что попал отчет правительства об использовании детского труда в Соединенном Королевстве. Это были не сухие документальные факты, а настоящие интервью детей бедняков, которые брал известный журналист, бывший по совместительству другом автора повести. Просматривая страницы отчета, Диккенс читал истории о том, как юные девушки шьют платья для растущего потребительского рынка среднего класса.

Эти девочки работали по 16 часов в сутки с одним лишь выходным в неделю. Они спали в ночлежках, расположенных непосредственно над швейными цехами. Автор читал и о том, как восьмилетние мальчишки тянули на себе угольные повозки через крошечные подземные тоннели. Рабочий день этих детей продолжался по 11 часов в сутки. И это не были единичные истории. К сожалению, это было обычным для Англии делом.

Восприятие[ | ]

По словам Дугласа-Фэйрхёрста, отзывы современников Диккенса о «Рождественской песне» «были почти все одинаково положительными». The Illustrated London News написал, что эта история «впечатляет красноречием … его непритворная лёгкость сердца — его игривый и искрящийся юмор … его нежный дух человечности» ставят читателя «в доброе расположение духа с самим собой, друг с другом, с временем года и с автором». Критик из литературного журнала «Атенеум» считал, что повесть является «сказкой, которая заставляет читателя смеяться и плакать, раскрывать свои объятия и открывать своё сердце для милосердия даже к тем, кто его не любит … является изысканным блюдом, которое можно поставить перед королём». Уильям Мейкпис Теккерей, писавший в Fraser’s Magazine, отозвался о книге как о «национальном благе для каждого мужчины или женщины, которые читают её, личном добром деле. Последние два человека, которые говорили об этом, были женщины; они не знали друг друга и автора, и обе сказали, как бы критикуя: „Да благословит его Бог!“»

Поэт Томас Гуд в своём журнале Hood’s Magazine and Comic Miscellany писал: «Если бы Рождество с его древними и гостеприимными обычаями, социальными и благотворительными обрядами когда-либо подверглось опасности упадка, эта книга дала бы ему новую жизнь». Рецензент Tait’s Edinburgh Magazine Теодор Мартин, который обычно критиковал работы Диккенса, хорошо отозвался о «Рождественской песне», о. После смерти Диккенса, Маргарет Олифант с сожалением отозвалась, что в книге есть индейка и сливовый пудинг, но признала, что в дни её первой публикации она считалась «новым Евангелием», и отметила, что книга уникальна, так как заставляет людей вести себя лучше. Религиозная пресса в целом проигнорировала повесть, но в январе 1884 года журнал Christian Remembrancer отметил, что старая и избитая тема сказки получила новую трактовку, и похвалил чувство юмора и пафос автора. Писатель и социальный мыслитель Джон Рёскин сказал другу, что, по его мнению, Диккенс взял религию от Рождества Христова и представил себе её как «омелу и пудинг — ни воскресения из мёртвых, ни восхода новых звёзд, ни поучения мудрецов, ни пастухов».

The New Monthly Magazine высоко оценил повесть, но посчитал, что внешние излишества книги — позолоченные края и дорогой переплёт — удерживают цену на высоком уровне, делая её недоступной для бедных. В рецензии было рекомендовано напечатать историю на дешёвой бумаге и установить соответствующую цену. Неназванный автор из The Westminster Review высмеивал экономические познания Диккенса, спрашивая: «Кто ходил без индейки и пунша, чтобы Боб Крэтчит мог их получить — ибо, если не было индейки и пунша в избытке, кто-то должен был идти без них».

После критики США в «Американских записках» и «Мартине Чезлвите» американские читатели поначалу отнеслись к «Рождественской песне» с меньшим энтузиазмом, но к концу Гражданской войны в США книга получила широкое распространение. В 1863 году The New York Times опубликовала восторженную рецензию, отметив, что автор принёс «старое Рождество … из былых веков и отдалённых усадеб, в гостиные бедняков наших дней».

Наталия Александровская — Пересказ произведения Ч. Диккенса Рождественская песня в прозе

Наталья Александровская

Пересказ произведения Ч. Диккенса «Рождественская песня в прозе»

Каждый год люди с особой тщательностью готовятся к Рождеству, на протяжении многих веков напоминающее о рождении Спасителя

В этот праздник даже самые закоренелые холостяки задумываются о ценности и важности семьи. Этот праздник Жизни дарит надежду, веру и любовь

Это время, когда, получая желанные подарки и сидя за богатым столом, люди стараются заглянуть поглубже в свои сердца, чтобы в них случайно не остались горькие обиды, отравляющие душу смертельным ядом. А если даже и случаются такие неприятности, то прощение и примирение с обидчиком – самое лучшее противоядие и средство защиты. Это время, когда милосердие и сострадание приносят прекрасные плоды заботы и благотворительности. Почему именно этот праздник каким-то чудесным образом размягчает все каменные сердца.

– Хм, все, но не сердце Эбинизера Скружда! – возразите Вы.

– Ну, что же, давайте посмотрим…

Итак, старичок Скрудж был очень одинок. Да он ни в ком и не нуждался. Единственный племянник – и тот никак не мог расположить к себе дядюшку. На любое предложение семейного сближения, Скрудж отвечал жёстким отказом. Так и в этот раз – молодой человек не смог убедить дядю отобедать у них с женой во время Рождества. Старик ворчал, что Рождество совсем не повод для семейных встреч. К тому же, он не верил в чудеса. Наоборот, его раздражало, что всё вокруг замирает в ожидании Чуда. А ещё люди тратят время, силы и самое главное – Деньги! Всё в своей жизни Скрудж переводил в денежные единицы. От его взгляда не могла ускользнуть даже самая захудалая монетка. Он был худшим из всех известных скряг. Даже в канун Рождества джентльмены, собирающие средства на помощь обездоленным, вышли из его конторы без единого пенни. Скрудж возмутился: он и так выделял на содержание учреждений для бедных достаточную сумму! А единственный помощник Скруджа, например, не мог рассчитывать на прибавку к жалованью. Несчастный постоянно находился под пристальным наблюдением старика, и малейшая оплошность грозила бедняге увольнением. Скрудж был скуп не только на деньги. Даже мимолётная улыбка на его лице была бы непозволительной роскошью – как для него, так и для окружающих. Он прославился своей мёртвой деловой хваткой в вопросах ведения дел, и каменным жестоким сердцем. Во всём Лондоне не было подобного ему. Правда, его единственный друг и компаньон Джейкоб Марли, мог бы похвастаться подобными заслугами, но он семь лет назад неожиданно скончался – как раз в канун Рождества. Скрудж проводил его в последний путь без особых переживаний, о удачно заключённой сделкой…

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного отрывка ПОНРАВИЛАСЬ КНИГА?

Эта книга стоит меньше чем чашка кофе! УЗНАТЬ ЦЕНУ

«Рождественская история»: книга, Чарльз Диккенс

Кстати, он родился 7 февраля 1812 года в Лэндпорте (Великобритания). Семья была многодетной, отец за долги сидел в тюрьме, а сам Чарльз работал на фабрике, которая производила ваксу, потом он выучил стенографию и стал свободным репортером, а дальше литература стала его главным делом. На этом поприще он очень быстро достиг зенита славы и был ее баловнем. При жизни он стал обеспеченным человеком, судьба не скупилась ему на дары.

9 июня 1870 года в возрасте 58 лет он скончался от инсульта. После смерти его слава затмила славу Байрона, а имя было поставлено рядом с Шекспиром. Диккенс стал настоящим культом для английской литературы. При всех его жизненных неурядицах и своеобразном мученичестве он приобрел широкую известность по всему миру, и прежде всего, как веселый писатель старой и доброй Англии. Его произведения почти всегда имели добрый финал, так как он не любил бередить сердца ранимых читателей.

Популярные сегодня пересказы

  • Деревня — краткое содержание рассказа Бунина В небольшой российской деревне Дурновке жили два брата Красовы – Тихон и Кузьма. Сначала они занимались мелкой торговлей. Но это продолжалось недолго, так как братья однажды серьёзно поссорились. Каждый решил жить самостоятельно.
  • Девочка Снегурочка — краткое содержание сказки Даля Во время игры в снежки, старик и старуха решили посмотреть, как люди праздник отмечают, порадоваться за чужих детей. И возникла у них мысль – неплохо было бы ребенка иметь, да возможности нет
  • Мангуста — краткое содержание повести Житкова Рассказчик давно хотел иметь живую мангусту. Когда пароход, на котором он плавал, причалил в порту остова Цейлон, мужчина решил осуществить свою мечту и не жалеть для этого денег. Ему удалось приобрести за 3 рубля две мангусты.
  • Краткое содержание сказки Ёлка Андерсена В удобном и тёплом месте росла молодая ёлочка. И была она окружена подружками сосной и елью. Ей хотелось поскорее стать взрослой, несмотря на то, что её все отговаривали.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: