Краткое содержание рассказа «размазня» а. п. чехова

Краткое содержание

Молоденькую гувернантку Юлию Владимировну хозяин одного дома пригласил подсчитывать зарплату. Именно от его лица и рассказана эта история.

Барин заметил, что в течение двух месяцев с начала ее службы  Юлия вела себя скромно и сама не спрашивала денег. Изначально перед работой хозяин сказал  гувернантке, что будет платить 30 рублей в месяц, хотя девушка не забыла, что договор с хозяином был о 40 рублях. Она собралась было высказать свои возражения, но работодатель перебил ее замечанием, что у него все зафиксировано записью. Больше не пытаясь возразить, гувернантка слушает, как он обделяет ее рублями.

Причины для урезания зарплаты девушки были разные: выходные и праздники, разбитая фарфоровая посуда, болезни, нарекания по уходу за детьми и их воспитанию и другие порой абсурдные доводы. По лицу гувернантки можно судить, что на нем были явные следы негодования: вздрагивающий подбородок, слезы на глазах, кашель. Но, невзирая на то, что девушка сильно обиделась, она продолжала молчать. Барин дал ей монетами 11 рублей вместо обещанных 60-ти. Юлия Васильевна, почти не разжимая губ, шепотом поблагодарила его и собралась уже уйти, но только она прошептала слово благодарности, как хозяина охватила ярость, и он резко встал со стула. Мужчина был возмущен слабым характером Юлии Васильевны. Он не мог понять, как и за что нужно благодарить ограбившего тебя человека. На что девушка говорит, что на предыдущих рабочих местах жалованья ей совсем не давали…

Пояснив гувернантке, что все, что происходило, было не что иное как розыгрыш, хозяин выплачивает ей полностью 80 рублей, заранее отложенных для нее. Мужчина задает вопрос девушке, можно ли быть этакой «размазней», на что та, криво улыбаясь, говорит, что можно.

Помещик глядит в спину удаляющейся гувернантке и думает, что на белом свете быть сильным легко.

Краткое содержание

Повествование ведётся от первого лица: рассказчик одновременно является и персонажем — хозяином дома. Он собирается вызвать к себе в кабинет кроткую и тихую гувернантку своих детей, Юлию Васильевну, чтобы с ней посчитаться. Интересно, что слово «посчитаться» в итоге принимает и второе значение.

Когда она приходит и садится, хозяин начинает высчитывать ей жалованье за 2 месяца. Он говорит, что она такая церемонная, что за это время даже не попросила свои деньги сама. Сначала он утверждает, что они договорились по 30 рублей в месяц, так записано у него в книжке, хотя на самом деле — по 40. Гувернантка не перечит ему. Затем он заявляет, что она прожила у них ровно 2 месяца, у него так записано, хотя она прожила у них ещё 5 дней, и вновь она не говорит ни слова протеста.

После этого рассказчик вычитывает 9 воскресений, 3 праздника, а также дни, в которые гувернантка не занималась с детьми из-за их болезни. А затем он начинает вычитывать из жалования девушки сумму за суммой, придираясь по любому поводу: за разбитую чашку, за порванный сюртучок своего сына… В итоге остаётся всего 11 рублей. На глазах Юлии Васильевны выступают слёзы, но, к его удивлению, она берёт деньги и даже говорит «мерси».

Тогда хозяина охватывает злость. Он рассказывает, что на самом деле провёл над ней психологический эксперимент, решив проучить её и показать, что нельзя на свете быть такой мямлей и размазнёй, нужно отстаивать свои права и быть «зубастой». Он нарочно вычитывал деньги из её жалования по любому пустяку, ожидая, что она будет протестовать, но она только поблагодарила его, ведь в других местах ей денег и вовсе не давали.

Краткое содержание

Хозяин, от лица которого ведется повествование — богатый и влиятельный человек, он зовет к себе в кабинет воспитательницу своих детей для выплаты зарплаты за два месяца. Он решает преподать «беззубой» гувернантке краткий урок. Юлия Васильевна сама побоялась идти за жалованьем, посчитав это бесцеремонным, в чем ее и упрекает рассказчик. Богач начинает расчет и сразу говорит, что с гувернанткой они условились на денежное содержание в 30 рублей в месяц. Он пропускает мимо ушей робкие возражения Юлии Васильевны о том, что они речь шла о 40 рублях. Богач уверенно заявляет, что что у него «все ходы записаны».

Далее он говорит, что воспитательница живет у него 2 месяца, на что она пытается возразить, но все тщетно. Владелец дома отвечает, что у него все зафиксировано в тетради. Потом он вычитает из зарплаты деньги за каждое воскресенье и праздники, ведь в них учеба детей не ведется. Девушка все терпит, но не выступает.

Расчет продолжается. Рассказчик продолжает вычитать деньги из зарплаты гувернантки. После вычетов за болезнь сына, за те дни, когда у воспитательницы болели зубы, от зарплаты остается только 41 рубль. Далее владелец дома вспоминает, что Юлия Васильевна однажды разбила дорогую именную чашку с блюдцем. Потом он припоминает, что по недосмотру няни сын Коля залез на дерево и разорвал одежду, а прислуга стащила новые ботинки у дочери Вари. За все это он продолжает вычитать деньги у бедной Юлии Васильевны, которая чуть не плачет, но не протестует.

Хозяин дома говорит, что у него есть запись в тетради, как девушка брала у него в долг 10 рублей. Она пытается возражать, но богач непреклонен. После всех мытарств, воспитательнице выдают 11 рублей вместо положенных 80. Юлия Васильевна униженно берет деньги и даже благодарит работодателя.

После этого богач начинает злиться и спрашивать, почему воспитательница приняла деньги, почему она не протестовала, ведь он фактически обокрал девушку? Выясняется, что прежние наниматели Юлии Васильевне не заплатили вообще ничего. Рассказчик говорит, что «жить без зубов нельзя». Но в глазах гувернантки он видит, что она смирилась со своей участью и предпочитает не роптать на судьбу. Рассказчик отдает девушке все причитающиеся ей деньги и извиняется за суровый жизненный урок.

Размазня — краткое содержание рассказа А.П. Чехова

 
Повествование ведется от первого лица. Юлия Васильевна работает гувернанткой. Она обучает детей рассказчика. Однажды рассказчик вызвал ее к себе в кабинет, для того чтобы выплатить ей заработную плату.
 
Юлия Васильевна вошла в кабинет, села. Если бы работодатель ее не вызвал сама бы гувернантка вряд ли подошла, поскольку очень стеснительная, о чем упомянул рассказчик, назвав ее «церемонной».
 
Итак, рассказчик начал считать деньги. По его словам, они договаривались о месячной зарплате в 30 рублей. Гувернантка робко возразила, что выплатить ей должны 40. Рассказчик аргументировал это тем, что у него записано по 30. Далее работодатель утверждает, что она работала два месяца. На самом деле Юлия Васильевна жила в доме 2 месяца и 5 дней, о чем сообщила рассказчику. Он настоял на 2 месяцах – якобы у него так записано.
 
В общем, гувернантке полагалось 60 рублей. Однако работодатель решил вычесть из этой суммы воскресенья и праздничные дни, в которые занятий с учеником не проводилось. На это действие гувернантка лишь покраснела и начала теребить ткань платья, но никак словами не возразила.
 
Затем рассказчик вычитал из положенной зарплаты дни, когда его сын был болен, а гувернантка занималась только с дочерью, и дни, когда сама гувернантка болела. Реакция гувернантки на это была такой: задергался подбородок, глаза стали влажными, она начала нервничать, но никак не возразила.
 
Работодатель решил не останавливаться на вычетах и решил урезать зарплату Юлии Васильевны на сумму чашки, которую она разбила, и одежды сына, которую тот порвал по недосмотру гувернантки. Более того, он вычел деньги, которые гувернантка якобы брала в долг, хотя на самом деле она денег не занимала. Юлия Васильевна чуть не начала плакать. Пыталась возразить: денег в долг она брала у жены работодателя, да и то лишь 3 рубля. Рассказчик вычел и эти 3 рубля.
 
Итак, рассказчик насчитал зарплату в 11 рублей. Юлия Васильевна взяла деньги, тихо сказала «мерси». Рассказчик вскипел, не понимая за что его благодарят, ведь он обсчитал ее! Оказалось, что в других местах работы ей вообще не платили.
 
Конечно, рассказчик подшутил над ней и вернул все деньги, недоумевая, отчего она такая размазня. По мнению Юлии Васильевны, в этом мире можно жить, не будучи «зубастой».
 
Главная мысль рассказа Размазня
Рассказ учит прежде всего не быть размазней, уметь постоять за себя, не стесняться высказывать личное мнение. Также из него можно извлечь урок: к людям нужно относиться справедливо, так как не все способны отстоять свою правоту.
 


Краткое содержание других рассказов ЧеховаПолный текст рассказов Чехова

Краткое содержание рассказа «Размазня» и отзыв для читательского дневника (А. П. Чехов)

Писатель В. Г. Короленко назвал А. П. Чехова выдающимся автором, находящимся в одном ряду с такими личностями, как Н. В. Гоголь и М. Е. Салтыков — Щедрин. Это действительно так, однако особый юмор Антона Павловича не сравним с юмором любого другого писателя. Всеми узнаваемые образы и сюжеты из повседневной жизни, подчеркиваемые яркими деталями, становятся визитной карточкой рассказов Чехова, основные события которых застывают в памяти настоящими анекдотами. В них автор делится с нами и учит, как жить лучше и как вести себя, чтобы делать это достойно. Многомудрый Литрекон пересказывает книгу в сокращении, чтобы ученикам было легче оформлять читательский дневник.

Краткий пересказ (244 слова) : Юлия Васильевна, молодая гувернантка, была приглашена на подсчёт заработной платы хозяином дома, от лица которого ведётся повествование. Мужчина подмечает, что уже прошло два месяца с начала ее работы, а девушка до сих скромничала и не просила денег сама. В начале подсчета хозяин произнёс, что должен гувернантке тридцать рублей за каждый месяц. Юлия Васильевна четко помнила, что они договаривались о сорока рублях. Она хотела возразить, однако собеседник осадил ее, сказав, что у него все записано. Уже без дальнейших сопротивлений девушка молча слушает, как хозяин рубль за рублем обкрадывает ее.

Праздничные дни, отгулы, болезни, разбитый семейный фарфор и различные абсурдные замечания о недосмотре за детьми становятся поводами для урезания жалованья гувернантки. На лице Юлии Васильевны были заметны все признаки негодования: слезы в глазах, трясущийся подбородок, нервный кашель… Однако несмотря на сильную обиду, она предпочла хранить молчание. Хозяин протянул ей несколько монет в сумму одиннадцать рублей, оставшиеся из обещанных шестидесяти. Гувернантка, едва разомкнув губы, прошептала «merci» и была уже готова уйти, но едва она произнесла это слово, как мужчина вскочил со стула полный ярости. Его возмутила слабохарактерность девушки. Ему не понятно, за что можно благодарить человека, который тебя ограбил. Юлия Васильевна подмечает, что на прошлых местах работы ей вовсе не платили…

Признавшись в том, что все произошедшее было розыгрышем, мужчина отдает ей приготовленные раннее все восемьдесят рублей. В ответ на вопрос, можно ли быть такой «размазней», гувернантка с кривой улыбкой отвечает «можно».

Хозяин дома смотрит вслед уходящей Юлии Васильевне, думая, что легко на этом свете быть сильным.

Отзыв (201 слово): Мне очень понравился рассказ «Размазня», ведь он оставил после прочтения приятное впечатление: девушка получила не только деньги, но и ценный урок на будущее. Меня рассказ заставил задуматься о том, что подобные жизненные уроки стоят гораздо дороже жалования. Я осознала, что сила человека заключается в том, что он помогает другим людям обрести ее.

В рассказе «Размазня», написанном в 1883 году, писатель высмеивает слабость характера и от лица лирического героя призывает читателя бороться за свой комфорт, потому что иногда скромность совсем не украшает. Главная мысль книги заключается в необходимости духовных сил, которые помогают человеку «по капле выдавливать из себя раба». Автор учит нас не только защищать свои интересы, но и помогать другим отстаивать свои права. Только так можно стать по-настоящему сильным и достойным хозяином своей жизни.

Мой любимый герой рассказа – хозяин, ведь именно он по-доброму отнесся к девушке, которая из-за робости не раз была обманута. Он честно отдал ей положенный гонорар и научил ее требовать уважительного отношения к себе и своему труду. Гувернантка так растрогалась, что не смогла сдержать слез. Все накопившиеся обиды вылились в кротком ответе: «Можно».

Таким образом, мое мнение о рассказе совпадает с восторженным отзывом В. Г. Короленко. А. П. Чехов – это великий мастер слова, ставший классиком уже при жизни.

Краткое содержание

Произведение «Размазня» Чехова русские читатели могли прочитать в феврале 1888 года, когда оно было напечатано в одном из номеров юмористического журнала «Осколки». Неизвестно, были ли прототипы у участников этой истории, но на месте героини могла оказаться любая девушка, вынужденная работать прислугой или воспитательницей в доме богатых людей. Как тонко заметил М. Горький, никто до Чехова не мог так правдиво и точно изобразить «трагизм мелочей жизни», «позорную и тоскливую картину» мещанского бытия.

В основе повествования лежит «жестокий урок», другими словами, злая шутка, сыгранная над беззащитной гувернанткой. Рассказ начинается с того, что состоятельный и уверенный в своей силе и власти хозяин приглашает в кабинет Юлию Васильевну, гувернантку своих детей, чтобы выдать ей положенное жалованье за два месяца. Он начинает с упрека, что она такая «церемонная», сама не попросит. Прежде чем отдать ей причитающуюся сумму, хозяин подсчитывает расходы, якобы произведенные гувернанткой.

Не слушая робких оправданий несчастной жертвы, он причисляет к ее тратам время, когда у нее болел зуб, и хозяйка разрешила ей отдохнуть. Одним словом, хозяин приписал в расходы девушки все существующие и несуществующие грехи.

Герои рассказа «Размазня» – две противоположности

В рассказе «Размазня» всего два героя – хозяин и гувернантка. Эти два персонажа являются полными противоположностями. Как два полюса он далеки друг от друга – и по социальному статусу, и по мировоззрению, и по характеру.

Хозяин жизни

Хозяин – это настоящий хозяин жизни. Он состоятельный, жесткий и уверенный в себе человек. Он нанял на работу гувернантку для своих детей и теперь считает, что имеет право поучать ее. От имени хозяина и идет повествование в рассказе.

Этот человек упивается собственной силой и властью, позволяя себе жестоко шутить над гувернанткой. Он ни на миг не задумывается о моральности своего поступка. Более того, он убежден в том, что поступает правильно – учит жизни молодую и, по его мнению, слишком церемонную девушку, которая не напоминает о положенных ей деньгах. Складывается такое впечатление, будто он специально не выплачивал жалованье скромной гувернантке, чтобы устроить ей жестокий урок.

Но полностью насладиться своей значимостью у него не получается. Ему так и не удается разозлить гувернантку – в результате он злится сам.

Гувернантка

Юлия Васильевна – молодая гувернантка с мягким и кротким характером, она занимается обучением и воспитанием детей хозяина – Коли и Вари.

На протяжении всего рассказа героиня произносит всего несколько фраз, пытаясь восстановить справедливость или оправдаться. О ее мыслях и переживаниях мы догадываемся лишь по жестам и выражению лица.

Эта молчаливая девушка безропотно воспринимает все издевательства хозяина, приписывающего ей всевозможные оплошности и несуществующие долги. Она терпеливо выносит этот урок. Только какие она делает выводы? Это остается для читателя загадкой.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Размазня» и система образов отражены Многомудрым Литреконом в таблице:

Рассказчик (хозяин) обеспеченный человек, семьянин. Есть два ребенка. Он далеко не слабый человек, но при этом с добродушием относится к людям. Видит, что его гувернантка — рохля: отработала два месяца, а зарплату не просит. Он понимает, что она не из тех людей, кто не может потребовать свои деньги, поэтому решает преподать ей урок. Думая, что с помощью провокации она обретет в себе силы и начнет требовать свое. Но эксперимент провалился с треском. Изобразив сначала бессердечного и наглого человека, он все равно в конце извиняется перед ней и отдает заработанные 80 рублей. Но при этом отчитывает ее, что нельзя быть такой мягкотелой.
Юлия Васильевна гувернантка, два месяца назад устроилась работать в дом к рассказчику. По своей натуре она покорная, неуверенная в себе девушка. Когда хозяин попросту обкрадывает Юлию на ее же глазах, она шмыгает носом и теребит оборку юбки. За полученные 11 рублей вместо 80 Юлия благодарит своего хозяина, так как на прошлой работе ей вообще не давали денег. А все потому, что она не может постоять за себя и потребовать свое. Юлия не понимает, что она достойна такой заработной платы. Героиня зависима от чужого мнения, которое ей навязывают. В ней нет внутреннего стержня, чтобы начать протестовать за свое жалование. Она считает, что хозяину виднее, как она работала, и не станет ему перечить. Юлия — добрая, честная девушка, но она так и останется жертвой.

Проблема размазни…

Проблема сокрыта в характере человека и его нерешительности.

Пока человек мирится со своей нерешительностью, с сомнениями в своей жизни, он ничего не будет делать, ничего не будет предпринимать.

Ему плохо, но в то же самое время сама мысль, чтобы что-то поменять в своей жизни, приводит его в ужас. И он остается сидеть в своем уютном болотце.

Мы видим, как герой Чеховского рассказа, буквально размазал гувернантку своими «у меня записано».

Что там было записано, непонятно. Может ничего и не записано. Но даже если бы и так. Нормальная реакция гувернантки должна была бы: «Спасибо за столько ценные записи, дайте мне расчет, я подыщу другую работу, если ко мне такое отношение».

Такое её решение – это уже был бы шаг в сторону здорового чувства собственного достоинства. Но она так не может сказать, потому что ей:

  • во-первых, некуда идти,
  • а главное, куда она уйдет от самой себя?

Попади она на другого работодателя, тот также размажет её. Поэтому она и говорит: «Другие и того мне не платили».

Как видим, проблема здесь не только в том, что были ТЕ, которые её размазывали, но и в том, что ОНА САМА – размазня. И это проблема внутренняя. Проблема мышления и характера.

Что делать, если вы размазня?

Друзья, пора что-то менять в своей жизни. Если у вас все время что-то не получается, если вы чувствуете себя жертвой обстоятельств или живете в страхе, я спрашиваю: «Как долго можно сидеть в ничего неделании?»

Сомнения, нерешительность, страхи, и комплекс вины («вечно у меня так», или «я так и знал»), этот привычный образ мышления нужно менять. Иначе у вас ничего хорошего с таким багажом за плечами не получится.

Однако изменить свое мышление сложнее, чем снять демисезонное пальто и одеть на себя куртку. Мышление не меняется быстро. Это процесс. Я бы даже сказал ПУТЬ, но нужно встать на него.

Если вы чувствуете, что в каких-то областях жизни (не во всех), вы – нерешительный вялый человек, нужно менять, прежде всего, свой образ мышления. Он у вас неправильный.

Кто-то обирает вас. Это может быть человек, начальник, выплачивающий нищенскую зарплату, с которой вы уже смирились. Это может быть неправильная парадигма, это может быть чье-то негативное влияние (нужно избавиться от него).

Чтобы это ни было, решение изменить свою жизнь в ваших руках. Это ваше решение. Ну, а если вы к тому же сможете поговорить о своих проблемах с Богом, определенно, что-то в ваших мыслях начнет меняться. Появившаяся осознанность выведет вас из нерешительности.

«Размазня», анализ рассказа Чехова

Рассказ Антона Павловича Чехова «Размазня» был создан писателем в 1888 году. Этот был тот период, когда автор стал постепенно переходить в «область серьеза» из «мелкой» работы в жанре юморески. Рассказ «Размазня» был впервые опубликован в юмористическом журнале «Осколки» 19 февраля 1883 (№ 8).

Рассказ «Размазня» является ярким тому подтверждение. Дело в том, что в нем незначительный, на первый взгляд, эпизод из быта хозяина и гувернантки его ребятишек превращается у Чехова в клубок очень серьезных социальных и нравственных вопросов.

Сюжет произведения достаточно простой и основывается на шутке, можно сказать психологическом эксперименте, который решает провести герой произведения (он же одновременно является и рассказчиком), над работающей у него гувернанткой. Он вызывает кроткую и милую Юлию Владимировну с тем, чтобы «посчитаться»

Важно, что данное понятие в контексте рассказа «Размазня» приобретает сразу несколько значений

Рассказчик хочет отдать гувернантке ее жалованье. Но для начала надо посчитать, сколько ей причитается за 2 отработанных месяца. С самого начала хозяин издевается над робкой девушкой, снижая ей жалованье на 10 рублей (30 вместо 40). Затем работодатель начинает перечислять причины, по которым ее жалованье должно еще уменьшиться. Он вспоминает о том, сколько дней она не работала, какие позволила шалости его детям и т.п. В итоге за два месяца он по своим подсчетам должен ей не 80, а только 11 рублей.

Юлия Владимировна пытается выдавить из себя протест, но у нее не получается. Оно благодарит своего хозяина и за эти 11 рублей. В этот момент рассказчик вскакивает и говорит гувернантке, что он ее обкрадывает, обвиняя девушку в слабохарактерности и безволии. В итоге он отдает Юлии Владимировне все восемьдесят заработанных ею рублей и просит у гувернантки прощение за свою шутку. Также он просит ее быть впредь более «зубастой» и отстаивать свою позицию.

Выражение лица девушки наводит рассказчика на глубокие размышления. Он осознает, что не столько виновна сама гувернантка, сколько несправедливое социальное устройство и жестокие правила, царящие в обществе. Ответственнен именно социум, позволяющий «состоятельному господину» полностью владеть и распоряжаться жизнью размазни.

Таким образом, в данном рассказе Антоном Павловичем Чеховым затрагивается традиционная для отечественной литературы тема «маленького человека». В «Размазне» он подразумевает не только гувернанток, русских женщин, но и в целом он говорит о проблеме и участи людей, которые вынуждены терпеть беззаконие, превращенных остальным обществом в жертву и жалкую «размазню». Лучше всего данную мысль подтверждают заключительные строки произведения: «Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!»

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение
  • «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова
  • «Крыжовник», анализ рассказа Чехова, сочинение
  • «О любви», анализ рассказа Чехова
  • «Дама с собачкой», анализ рассказа Чехова
  • «Хамелеон», анализ рассказа Чехова
  • «Студент», анализ рассказа Чехова
  • «Злоумышленник», анализ рассказа Чехова
  • «Вишневый сад», анализ пьесы Чехова
  • «Каштанка», анализ рассказа Чехова
  • Как вы понимаете термин «футлярный человек»?
  • «Хирургия», анализ рассказа Чехова
  • «Палата №6», анализ повести Чехова

По писателю: Чехов Антон Павлович

Изучение рассказа на уроке

При анализе произведения в школе прежде всего выясняется значение слова «размазня». В словаре Ожегова оно означает слабого и нерешительного человека. Учащиеся выносят предположения:

  1. Почему так названо произведение?
  2. О чем оно должно быть?

На уроке учитель дает детям задание: после чтения текста выписать в тетрадь реплики главных героев. По мере того как хозяин предъявляет Юлии Васильевне новые ее оплошности, меняется и реакция девушки:

  1. «Мерси», — прошептала она.
  2. «По сорока».
  3. «Два месяца и пять дней».
  4. Левый глаз ее стал влажным, но не было произнесено ни слова в ответ.
  5. Оба глаза наполнились слезами.

Учителю нужно обратить внимание детей на причину злости хозяина. После изучения произведения следует провести беседу с учащимися о том, насколько рассказ актуален на сегодняшний день, а также стоит ли человеку уважать себя и бороться с несправедливостью.

Интересные темы

  • Драгунский — Денискины рассказы Дениска сидит в песочнице возле дома. Он ждёт маму. Она всё не приходит. Мальчик хочет есть, пить чай, быть дома с родителями. Но мамы нет, она где-то задерживается. Мальчику очень
  • Беляев — Голова профессора Доуэля История «Голова профессора Доуэля» была создана Александром Романовичем Беляевым в 1925 году. Произведение представляет собой научно-фантастический роман, главными персонажами которого являют
  • Грибоедов Александр Сергеевич Грибоедов был уникальной многогранной личностью. Он был выдающимся дипломатом, занимался музыкой и драматургией. Но известным он стал благодаря своим комедиям, а особенно
  • Сказка Зимовье зверей Перед наступлением сильных холодов Бык предложил своим друзьям построить дом. Он подумал, что это замечательная идея и рассказал об этом другим животным.

Жанр, направление и композиционные особенности

Жанр произведения — юмористический рассказ, поскольку здесь присутствуют все его особенности: короткое название, небольшое вступление, ситуация из жизни, история основана на диалоге, портрет героини создан при помощи художественной детали. Направление — реализм, к которому относится и всё творчество А. П. Чехова: подобная ситуация вполне могла произойти и в реальной жизни.

Композиция произведения:

  1. Экспозиция: хозяин приглашает гувернантку в кабинет, чтобы дать жалованье.
  2. Завязка: «Давайте посчитаемся».
  3. Развитие действия: из суммы за каждый пустяк снова и снова вычитаются деньги.
  4. Кульминация: гувернантка говорит: «Мерси», что заставляет повествователя разозлиться и раскрыть тайну своего сурового эксперимента.
  5. Развязка: хозяин извиняется, ругает девушку за бесхребетность и отдаёт ей положенную сумму.

Анализ рассказа А.П. Чехова «Размазня»

Рассказ А.П. Чехова «Размазня» был написан в 1888 году — в тот период, когда писатель начинал переходить от «мелкой» работы в жанре юморески в «область серьеза». Данный рассказ, на мой взгляд, наглядное тому подтверждение. Действительно, незначительный, казалось бы, эпизод из жизни хозяина и гувернантки его детей превращается под пером Чехова в клубок важных нравственных и социальных вопросов. Сюжет рассказа прост и основан на шутке, своего рода психологическом эксперименте, который герой произведения, он же рассказчик, решает провести над служащей у него гувернанткой. Он вызывает милую, безропотную Юлию Владимировну для того, чтобы «посчитаться»

Важно, что это слово в контексте рассказа приобретает несколько значений. Итак, рассказчик хочет выдать гувернантке жалованье

Но сначала нужно посчитать, сколько он ей должен за два месяца, пока та у него работала. С самых первых фраз хозяин-рассказчик начинает издеваться над бедной девушкой. Он «снижает» ей жалованье на десять рублей, и говорит, что готов платить всего лишь тридцать вместо сорока рублей. Затем этот человек «сокращает» количество дней, которые Юлия Владимировна проработала у него. Чем дальше, тем наглее и циничнее становится рассказчик. И на все, очень робкие, возражения гувернантки у него есть один, «железный», аргумент – «У меня записано…» А как же ведет себя Юлия Владимировна, видя, что хозяин поступает с ней несправедливо и жестоко? Поначалу девушка пыталась возражать рассказчику: она уточняет, что соглашалась работать за сорок рублей; что она проработала уже два месяца и пять дней и тому подобное. Но хозяин непреклонен – у него «так записано». Далее, когда рассказчик начинает переходить всякие границы – начинает вычитать из жалованья гувернантки выходные дни, дни ее болезни, праздники и другие «мелочи», Юлия Владимировна совершенно сникает — она видит, что ее и без того жалкая заработная плата тает на глазах. Казалось бы, она должна возмутиться, как-то мобилизоваться и начать отстаивать свои права. Но не тут-то было! Не только мы, но и рассказчик пристально наблюдает за девушкой: «Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но… ни слова!..», «Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой. Подбородок ее задрожал. Она нервно закашляла, засморкалась, но — ни слова!..» Только один раз героиня пыталась восстановить истину. Когда хозяин сказал, что она брала у него десять рублей, которые он непременно вычтет из ее оставшихся «крох», Юлия Владимировна шепотом воспротивилась: «Я не брала, — шепнула Юлия Васильевна». Однако «убийственный» довод «у меня все записано» снова «закрыл ей рот». По мере развития этого поистине страшного диалога напряжение все усиливается. Рассказчик пытается понять, до каких пор эта девушка будет терпеть, видя, как работодатель ее обворовывает, что еще она готова вынести, чтобы не лишиться работы. Он все больше «наглеет и наглеет», доводит девушку практически до слез, но она молчит! Мало того, когда от восьмидесяти рублей, положенных ей по праву, хозяин оставляет лишь одиннадцать, гувернантка принимает их не ропща: «И я подал ей одиннадцать рублей… Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман». Больше того, Юлия Владимировна благодарит хозяина: «— Merci, — прошептала она». Вот тут нервы рассказчика не выдерживают. Разозленный такой безропотностью, он вскакивает и почти набрасывается на гувернантку: «…ведь я же вас обобрал, чёрт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас! За что же merci?» Но получает страшный ответ – «в других местах мне и вовсе не давали…» Герой винит Юлию Владимировну, ее характер («Разве можно быть такой размазней?»), ее психологию жертвы. Он говорит, что преподнес этой девочке жестокий урок, чтобы она была на этом свете «позубастей», и отдает все ее жалованье сполна. Однако выражение лица героини наводит рассказчика на более глубокие размышления. Он понимает, что не только, и, может быть, не столько виновата сама Юлия Владимировна, сколько несправедливое социальное устройство, жестокие законы российского общества. Девушки, не имеющие средств, вынуждены зарабатывать себе на хлеб собственным трудом. Но права их на защищены российским законом, а душа их и сердце не защищены от развращенных богатством и безнаказанностью «состоятельных господ». Таким образом, в этом рассказе Чехов поднимает традиционную для русской литературы тему «маленького человека». В «Размазне» он говорит не только о гувернантках, русских женщинах, но и вообще об участи людей, вынужденных терпеть беззаконие, превращенных обществом в жертву, жалкую «размазню». Финальные строки рассказа, как нельзя лучше, подтверждают эту мысль: «Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!»

Чему учит?

Рассказ «Размазня» учит тому, что сильный человек — не тот, у кого есть деньги или власть, а тот, кто сможет противостоять всем испытаниям. Юлия могла бы возразить работодателю и проявить упорство, но она предпочла промолчать и смириться с несправедливостью. Если так будут делать все, общество никогда не изменится к лучшему. И в этом будет не только вина бессовестных начальников. Ответственность за происходящее будет и на тех, кто покорно сносит нападки и оскорбления.

Сильный человек не сломается под натиском трудностей, будет идти до конца. Но гувернантка слаба, потому что не умеет постоять за себя. Она всегда будет оставаться жертвой обмана, ведь не противится ему и подыгрывает мошенникам. В ней нет стержня и твердости, необходимых в жизни каждому человеку. Маленький человек может стать большим, если победит свою слабость. Такова мораль произведения «Размазня».

Остается надеяться, что читатель, как и Юлия, сделает свои выводы из эксперимента и научится отстаивать свои права и убеждения.

Основные персонажи

В центре сюжета – два ключевых персонажа и два второстепенных:

  • Богатый и властный человек, эдакий «хозяин жизни». Он считает себя вправе поучать других людей, порой прибегая к очень суровым урокам. Этот персонаж отчасти упивается своей силой и думает, что в этой жизни нельзя «быть беззубым».
  • Юлия Васильевна – воспитательница детей рассказчика. Робкая и безвольная особа, она мирится с тем, что ее обманывают и обкрадывают сильные мира сего. Она считает, что сложившееся положение вещей ей никак не изменить.
  • Дети рассказчика, Коля и Варя — выступают в качестве второстепенных героев для развития сюжета.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: