Вопрос 11. эсхил. характеристика его эпохи, жизни, мировоззрения. периодизация творчества. трагедия «персы»

Греко-персидские войны

Эсхил «Орестея»: «Агамемнон» (краткое содержание)

«Агамемнон» начинается с момента, когда караульный на своем дежурстве, находясь на крыше дворца в Аргосе, ожидает сигнала, который означал бы падение Трои перед греческой армией. Мигает маяк, и он радостно бежит рассказать новость королеве Клитемнестре. Когда он уходит, хор, состоящий из стариков Аргоса, рассказывает историю о том, как троянец принц Парис украл Елену, жену греческого царя Менелая, что и привело к десятилетней войне между Грецией и Троей. Затем хор вспоминает, как муж Клитемнестры, Агамемнон (брат Менелая), принес свою дочь Ифигению в жертву богине Артемиде в обмен на благоприятный ветер для греческого флота.

Королева появляется, и хор спрашивает ее, почему она заказала благодарственный молебен. Она говорит им, что система маяков принесла известие о том, что Троя пала предыдущей ночью. Хор славит богов, но затем интересуется, правдивы ли ее новости; вестник появляется и все подтверждает, описывая страдания армии под Троей, и благодарит за безопасное возвращение домой. Клитемнестра посылает его обратно к Агамемнону, чтобы тот быстро возвращался, но, прежде чем он уходит, хор спрашивает о новостях о Менелае. Вестник отвечает, что страшная буря захватила греческий флот на пути домой, поэтому Менелай и многие другие пропали без вести.

Хор поет о страшной разрушительной силе красоты Елены. Появляется Агамемнон на колеснице с Кассандрой, троянской принцессой, которую он сделал своей рабыней и наложницей. Клитемнестра приглашает его, открыто демонстрирует свою любовь, которой на самом деле нет, и организовывает ему яркий прием, расстилая перед ним фиолетовый ковер. Агамемнон относится к ней холодно и говорит, что ходить по ковру было бы актом высокомерия или чрезмерной заносчивости; она настаивает, упрашивая пройтись по ковру, и он входит во дворец.

Хор предвещает беду; Клитемнестра выходит наружу, чтобы пригласить Кассандру внутрь. Троянская принцесса молчит, и королева покидает ее в отчаянии. Тогда Кассандра начинает говорить, произнося бессвязные пророчества о проклятии на дом Агамемнона. Она говорит хору, что они увидят их короля мертвым, и она также умрет, а потом предсказывает, что мститель к ним придет. После этих смелых предсказаний прорицательница, кажется, смиряется со своей судьбой и входит в дом. Опасения хора растут, поскольку он слышит, что Агамемнон плачет от боли. Пока они обсуждают, что делать, двери открываются и Клитемнестра появляется, возвышаясь над трупами мужа и Кассандры. Она заявляет, что убила его, чтобы отомстить за дочку, и объявляет о своей связи с Эгисфом, ее любовником. Хор заявляет, что Орест вернется из изгнания, чтобы отомстить за отца.

Решающий момент

Отследив, фурии его захватывают. Афина с афинянами вмешивается с целью судить Ореста. Аполлон становится защитником Ореста, в то время как эринии выступают на стороне мертвой Клитемнестры. В ходе судебного разбирательства Афина под напором Аполлона соглашается с тем, что мужчина имеет большую значимость по сравнению с женщиной. Происходит подсчет, и выясняется, что получилось равное количество голосов. Затем она склоняет эриний к принятию приговора, и они в конечном итоге соглашаются. Кроме того, теперь они будут частью граждан Афин и обеспечат хорошее положение города. Также Афина заявляет, что обвиняемый должен быть оправдан, так как милость всегда должна возвышаться над жестокостью. Такова идея, которую хотел донести автор трилогии.

Краткий обзор первой части трилогии

Перед нами — подробное описание возвращения на родину Агамемнона, царя Аргоса, с Троянской войны. Во дворце его ожидает жена, Клитемнестра, которая запланировала его убийство, во-первых, в качестве мести за жертвоприношение их дочери, которую звали Ифигения, и, во-вторых, из-за того, что во время десятилетнего отсутствия Агамемнона она вступила в прелюбодеяние с Эгисфом, двоюродным братом мужа. Последний является единственным оставшимся из братьев в живых, лишенным собственности семьи и полным решимости вернуть себе трон, который, как он полагает, должен по праву ему и принадлежать.

Атака греков

Основой греческих ополчений в это время были копейщики с большими круглыми щитами-гоплонами, защищённые шлемом, поножами и иногда бронзовыми панцирями. Далеко не каждый мог себе позволить полный набор вооружения, так что часть воинов снабжалась за счёт городской казны. Воины-гоплиты образовывали плотное построение — фалангу, чья сила заключалась в сплочённости и энергии удара сомкнутого строя копейщиков. Связанные между собой кровными узами, племенные полки афинян держались вместе даже без длительной муштры. Впрочем, фаланга имела свои недостатки: ей недоставало подвижности, она была крайне уязвима к ударам во фланг, а действовать она могла только на ровной местности, чтобы во фронте не возникало разрывов. Каллимах и Мильтиад постарались учесть все эти особенности в предстоящей битве.


Удар греческой фаланги. (tumblr.com)

Сражение произошло 11 или 12 сентября 490 года до н. э. Выйдя из лагеря и построившись, эллины первыми бросились в атаку, за 200−300 метров до персидских позиций воины ринулись бежать, чтобы как можно быстрее преодолеть расстояние, где они могли быть поражены неприятельскими стрелами. Об этом эпизоде красноречиво писал историк Геродот: «Афиняне бросились на врагов сомкнутыми рядами врукопашную и бились мужественно. Ведь они первыми из всех эллинов, насколько мне известно, напали на врагов бегом и не устрашились вида мидийского (т.е. персидского — В. Ш.) одеяния и воинов, одетых по-мидийски. До сих пор даже ведь одно имя мидян приводило в страх эллинов». Так началась Марафонская битва.

Оба строя сошлись в жаркой схватке, и никто не хотел уступать: греки бились за свою землю, а для персов пути отступления были отрезаны. Многие греческие авторы помещают в свой рассказ о Марафонском сражении различные чудесные и мистические эпизоды (так, в одном из повествований упоминается мифический герой Тесей, который будто бы бежал перед строем греков), но и без того бой выдался необычайно жарким и кровопролитным. В центре, где афинские полки столкнулись с персидскими гвардейцами, последним удалось одержать верх и обратить эллинов в бегство. Персы принялись преследовать неприятеля, не обращая внимания на то, что происходило на флангах. А зря.

Персы (Эсхил)

Эсхил смог увидеть в войне между персами и греками столкновение двух противоположных государственных систем — демократической афинской и тиранически-автократической персидской. В сновидении царицы Атоссы выведены образы двух женщин — символических фигур, которые олицетворяли Персию и Элладу. Когда Ксеркс захотел впрячь обеих в ярмо, одна послушно взяла удила, вторая же порвала конскую упряжь и разломала ярмо. Противопоставление империи Ахеменидов и Эллады отчётливо выражено в вопросе Атоссы: «Кто же вождь у них и пастырь, кто над войском господин?

» Ответ хора: «Никому они не служат, не подвластны никому ». Такой ответ вызывает у персидской царевны недоумение, так как она даже не может себе представить такой формы правления и не понимает, как люди без царя могут противостоять персам. Ответ хора, что не только могут, но и побеждают, вызывает у Атоссы страх.

Главным виновником войны и поражения персов в «Персах» представлен Ксеркс. Эсхил представил его дерзким, высокомерным, корыстолюбивым и трусливым тираном. Чтобы ярче оттенить негативный образ Ксеркса, Эсхил идеализирует предыдущего персидского «царя царей» Дария, который в трагедии предстаёт любимым и богоравным властителем. Однако и сами персы не являются совсем уж невинными жертвами несправедливой войны. Они, по мнению Эсхила, были покараны за такие тяжкие преступления, как разрушение храмов богам, высокомерие и безбожные замыслы.

Битве при Саламине, которая описана в «Персах», предшествовали драматичные события. Когда громадное по античным меркам войско персов было на подходе к Афинам, граждане города эвакуировались на близлежащий остров Саламин. В проливе между материком и островом расположился флот греков. Перед сражением среди его военачальников не было единства. Спартанский наварх Еврибиад настаивал на необходимости плыть к Коринфскому перешейку. Ему оппонировал афинский стратег Фемистокл, который указывал, что если греческие суда отплывут, то впоследствии их будет невозможно собрать вновь. Также в узких проливах греки получали преимущество перед превосходящим по численности персидским флотом. Своими доводами Фемистокл смог на несколько дней отсрочить отплытие союзного флота. Однако, когда неприятельский флот подошёл к Фалерской гавани, а на берегу появилось громадное персидское войско, греки решили бежать. Фемистокл, недовольный тем, что эллины упустят возможность воспользоваться выгодами местоположения и узких проливов, решился на беспрецедентную для мировой истории хитрость. Он отправил одного из своих доверенных рабов, Сикинна, перса по национальности, к Ксерксу с верным по сути сообщением:

Афинский военачальник Фемистокл переходит на сторону царя, первый извещает его о том, что эллины хотят бежать, и советует не дать им убежать, а напасть на них, пока они находятся в тревоге по случаю отсутствия сухопутного войска, и уничтожить их морские силы.

Ксеркс повелел созвать военный совет и обсудить планы дальнейшего завоевания Греции. Большинство военачальников советовало дать грекам сражение в узких проливах около Саламина. Лишь сопровождавшая войско персов царица Артемисия советовала отказаться от сражения. Согласно Геродоту, приводимые ею доводы были весьма схожими со словами Фемистокла. Она просила передать Ксерксу, что, согласно её мнению, греческий флот долго сопротивляться не сможет и эллины вскоре разбегутся по своим городам. Продвижение в сторону Пелопоннеса и Коринфского перешейка принесёт армии персов безоговорочную победу. Ксеркс решил последовать мнению большинства военачальников и навязать эллинам сражение. Пока военачальники эллинов продолжали жаркий спор, варвары начали их окружение. Эсхил в своей трагедии упоминает о каком-то греке из афинского войска, который ложным донесением побудил Ксеркса ввести его корабли в проливы у Саламина, что и предопределило победу греков. На момент постановки пьесы Фемистокл, чьи действия привели к победе, утратил своё влияние и был изгнан через процедуру остракизма из Афин. Поэтому драматург не упоминает имя опального политика, а приписывает неверное решение Ксеркса богине заблуждения Ате. Также Эсхил уходит от описаний каких-либо противоречий в лагере греков, стремясь представить их победу как следствие единого патриотического порыва.

Основные сражения греко-персидских войн

Греко-персидские войны не носили постоянный характер, и в историю вошли лишь несколько главных сражений.

Марафонское сражение (490 год до н. э.). В 490 году до н. э. персидская флотилия подошла с северной стороны к Аттике, и войско высадилось неподалеку от небольшого поселения Марафон. Местные жители немедленно получили подкрепление от афинян, однако численность персов гораздо превосходила.

Несмотря на существенный перевес в войсках, греки, благодаря военной тактике полководца Мильтиада, смогли одержать блестящую победу над персидским войском. Этот успех невероятно воодушевил греков, разрушивших стереотип о непобедимости персов.

Согласно легенде, один из воинов, стремясь как можно быстрее принести афинянам радостную весть о победе, бегом отправился из Марафон в Афины. Ни на минуту не останавливаясь, он пробежал в общей сложности 42 км 195 м. Оповестив народ о поражении персов, он упал бездыханным на землю. С тех пор в легкой атлетике появилось соревнование в беге на данную дистанцию, которую назвали марафонским бегом.

Битва при Фермопилах (480 год до н. э.). Следующее сражение произошло лишь 10 лет спустя. К этому времени греки смогли построить внушительный флот благодаря найденному богатому серебряному руднику в Аттике.

Новый поход в Грецию возглавил новый царь Ксеркс. Персидское войско по суше надвигалось на Элладу с севера, а огромная флотилия направлялась вдоль морского побережья.

Решающее сражение произошло у Фермопил. В течение двух дней персы, численность которых намного превышала греческие войска под командованием спартанского царя Леонида, никак не могли прорваться. Однако в результате предательства одного из греков вражеские отряды оказались в тылу.

Леонид отдал приказ всем покинуть поле боя, а сам остался с 300 спартанцами, чтобы погибнуть в неравном бою. Позже в память о героическом поступке Леонида в Фермопильском ущелье поставили статую льва.

Рис. 2. Битва при Фермопилах.

Саламинское сражение (480 год до н. э.). После победы при Фермопилах, персидское войско отправилось к Афинам. В этот раз у греков вся надежда была на флот, насчитывающий примерно 400 легких и маневренных судов. Сражение в Саламинском проливе было невероятно ожесточенным: греки отчаянно сражались за свою свободу, жизнь своих жен, детей, родителей. Поражение для них означало вечное рабство, и это придавало им сил. В результате греки одержали блестящую победу, а Ксеркс с остатками флота отступил в Малую Азию, однако часть его армии все еще оставалась в Греции.

Рис. 3. Древнегреческий флот.

Битва при Платеях (479 год до н. э.). В 479 году до н. э. произошло крупное сражение у небольшого городка Платеи. Победа греков в этом сражении положило начало окончательному изгнанию персов из Греции и заключению мира в 449 году до н. э.

Греко-персидские войны имели большие последствия для обоих государств. Безудержная экспансия Ахеменидов впервые была остановлена, а древнегреческое государство вступило в эпоху своих наивысших культурных достижений.

Популярные сегодня пересказы

  • Дубов Великий советский и русский писатель Николай Иванович Дубов родился в Омске в 1910 году в семье простых рабочих. Спустя 12 лет Дубов со всей семьёй переезжает в Украину. Именно с Украиной будет связана вся его творческая жизнь.
  • Федра — краткое содержание трагедии Сенеки У Тесея в браке с амазонкой Антиопой рождается сын Ипполит, а спустя время прекрасная амазонка умирает, и Тесей приводит в дом новую жену Федру, являющуюся для Ипполита мачехой.
  • Сельская честь — краткое содержание оперы Масканьи Действие оперы происходит в одной сицилийской деревне в конце 19 века во время празднования Пасхи. На родину вернулся солдат, который влюблён в Лолу. Он поёт серенаду своей возлюбленной, которая является женой сельского возчика.
  • Краткое содержание Девушка и Месяц (Чукотская народная сказка) Чукотская девушка посла стадо далеко от дома. Ее увидел Месяц и решил утащить к себе на небо. Желание Месяца вовремя заприметил олень девушки. Он показал ей на небо, где ночное светило уже спускалось на нартах на землю

Биография Эсхила

В молодости Эсхила Афины были малозначительным городом, но ему довелось сделаться свидетелем выдвижения родного города на ведущее место в греческом мире, что произошло после греко-персидских войн. Эсхил впервые выступил в состязании трагиков ок. 500 до н.э., но первый приз ему удалось выиграть только в 484. Позднее Эсхил занимал первое место по меньшей мере 13 раз. Афиняне очень высоко ставили его произведения. Об этом можно судить уже по тому, что после его смерти в Афинах было принято постановление, что всякий желающий поставить пьесу Эсхила «получит хор» от властей (т.е. получит разрешение возобновить постановку драмы на празднестве Дионисий). Эсхил несколько раз ездил на Сицилию и ставил там свои драмы, а в 476 до н.э. сочинил трагедию Этнянки в честь основания Этны Гиероном, тогдашним правителем Сиракуз.

Предание о том, будто в 468 до н.э. Эсхил покинул Афины, потому что его возмутил успех младшего соперника Софокла, скорее всего недостоверно. Как бы то ни было, в 467 до н.э. Эсхил уже вновь был в Афинах на постановке своей трагедии Семеро против Фив, а в 458 до н.э. его шедевр, Орестея, единственная дошедшая до нас греческая трилогия, удостоилась первой премии. Эсхил умер в Геле на Сицилии в 456 до н.э. Как и все трагики до Софокла, он сам исполнял роли в своих драмах, но нанимал также и профессиональных актеров. Считается, что это Эсхил совершил чрезвычайно важный шаг в развитии драмы, введя в действие второго актера.

Эсхил объединял свои трагедии в трилогии, посвященные общей теме, например судьбе рода Лайя. Неизвестно, был ли он первым, кто начал создавать подобные единые трилогии, однако использование именно такой формы открывало широкий простор для мысли поэта и стало одним из факторов, позволивших ему достичь совершенства. Считается, что Эсхил был автором девяноста драм, названия 79 нам известны; из них 13 – сатировские драмы, которые обычно ставились как дополнение к трилогии.

Хотя до нас дошло только 7 трагедий, их состав определился в результате тщательного отбора, произведенного в последние века античности, и поэтому их можно считать лучшими или наиболее типичными плодами поэтического дара Эсхила. Каждую из этих трагедий следует упомянуть особо. Персы, единственная дошедшая до нас историческая драма во всей греческой литературе, описывает поражение персов при Саламине в 480 до н.э. Трагедия была написана через восемь лет после этих событий, т.е. в 472 до н.э. Относительно времени постановки трагедии Прометей прикованный данных не имеется. Одни ученые считают ее относящейся к раннему периоду творчества, другие, напротив, к позднему. Вероятно, это была часть трилогии, посвященной Прометею. Миф, на котором основана данная трагедия, – наказание Прометея за похищение огня и пренебрежение волей Зевса, – получил развитие в знаменитой поэме Шелли Освобожденный Прометей и во множестве других произведений.

Трагедия Семеро против Фив, поставленная в 467 до н.э., является изложением истории сыновей Эдипа, Этеокла и Полиника. Это завершающая часть трилогии, первые две трагедии были посвящены Лайю и его сыну Эдипу. Трагедия Просительницы излагает историю пятидесяти дочерей Даная, которые предпочли бежать из Египта, чтобы не выходить замуж за своих двоюродных братьев, сыновей Египта, и нашли убежище в Аргосе. Из-за обилия архаизмов эта трагедия долгое время считалась самым ранним из сохранившихся произведений Эсхила, однако папирусный фрагмент, опубликованный в 1952, позволяет датировать ее предположительно 463 до н.э. Трилогия Орестея была написана в 458 до н.э. и состоит из Агамемнона, Хоэфор и Эвменид.

Прикованный Прометей

Это, пожалуй, одна из наиболее противоречивых пьес Эсхила. В основе лежит древнегреческий миф о титане Прометее, который осмелился бросить вызов самому верховному богу Зевсу и украсть огонь для людей. В наказание Зевс приказывает богу-кузнецу Гефесту приковать Прометея к скале, где орел каждый день выклевывал его печень, но за ночь она появлялась вновь. Даже такие страдания не смогли сломить волю титана, и Зевс наслал бурю, которая поглотила скалу вместе с пленником.

Семья Эсхила также обладала драматургическими талантами — оба его сына стали трагическими поэтами, выиграли первые места в соревнованиях поэтов.

В качестве наследия остались памятники, посвященные великому драматургу и отцу трагедии, но более ценными, конечно, являются его произведения, знакомящие нас с прекрасным миром античности.

Источник

Смерть в пустыне: бесславная кончина Дария

Александр преследовал беглецов, еще сохранявших надежду на реванш и силы для придворных интриг. Сатрап Бактрии Бесс, находившийся в родстве с Ахименидами, буквально на скаку уговорил остальных низложить Дария и передать призрачный трон Персии ему. Вчерашнего царя пересадили с коня в простую повозку, а через пару дней и вовсе закололи, бросив в придорожной пыли. По легенде, умирающий Дарий успел поблагодарить македонца Полистрата, обогнавшего остальных преследователей, который дал ему напиться: «То, что я не могу воздать благодарность за оказанное мне благодеяние, — вершина моего несчастья, но Александр вознаградит тебя, а Александра вознаградят боги за ту доброту, которую он проявил к моей матери, моей жене и детям. Передай ему моё рукопожатие».

Александр укрывает тело Дария плащом. (wikipedia.org)

Александр воздал мертвому царю Персии (и по совместительству собственному тестю) подобающие почести. Предателя Бесса, который «царствовал» всего несколько месяцев, он изловил, привез на место убийства Дария и приказал позорно казнить. Сам Александр продолжил путь на восток, оставив позади вошедшую в состав его империи Персию.

Персидская империя: могущественный игрок

Вожди семи древних арийских племен пользовались также привилегией входить к царю без предупреждения в любое время. Дарий собрал местных правителей, ночью они ворвались в покои самозванца и убили его. Решающий удар нанес Дарий. Перед убийством заговорщики договорились, что трон достанется тому, чей конь первым заржет, когда они выедут из ворот дворца. Тогда Дарий решил схитрить. Он приказал своим конюхам спрятать за воротами кобылу, которая только недавно родила жеребенка от его коня. Едва правители выехали за ворота, конь Дария почуял кобылу, рванул вперед и заржал. Дария единогласно признали новым правителем Персии, однако, чтобы подкрепить свое положение, Дарий женился на дочери Кира Великого.

Дарию досталась обширная империя, простирающаяся от Египта до Индии. Однако завоеванные народы не хотели жить под властью персов, тут и там вспыхивали восстания. Дарий собрал армию и пошел на Вавилон, полагая, что если сумеет утихомирить его, то другие народы тоже успокоятся. Вавилон был покорен, навел порядок Дарий и в Мидии. Затем царь пошел в Финикию, Египет и вторгся в ряд греческих городов. Стремясь укрепить свое влияние на восточных границах и захватить индийское золото, он отправил отряды в Индию. Персы не встретили там ожесточенного сопротивления и образовали самую восточную свою провинцию. Персидская империя восстановила размеры, которые были при Кире Великом.

Дарий проявлял себя не только как талантливый полководец и завоеватель, но и как умелый организатор. Он понимал, что управлять такими обширными владениями сложно, и разделил территорию на сатрапии. Во главе каждой такой административной единицы стоял сатрап, который назначался царем, имел административный, судебный, военный и финансовый контроль над вверенными ему землями. Однако царь понимал, что такая большая власть — большой соблазн, и установил сатрапам заместителей, которые следили бы за их работой и докладывали обо всем лично царю. Также в сатрапиях находились постоянные царские гарнизоны, которые представляли собой силу в противовес власти сатрапа.

Персидские воины. (wikipedia.org)

Решил Дарий и проблему с доставкой сообщений. Одной из главных проблем столь гигантской империи было то, что иногда новости и царские приказы доходили с опозданием в полгода. Тогда Дарий поручил создать систему «всепогодных» дорог и курьерскую службу. На пути располагались промежуточные станции, где находились лошади и наездники, готовые продолжить путь. Таким образом, расстояние, которое раньше приходилось преодолевать одному человеку за 3 месяца, покрывалось за неделю. Кроме того, царь урегулировал вопрос морских коммуникаций. Он решил теснее связать Египет с Месопотамией и Ираном и приказал достроить прямой морской путь. Работы по прорытию канала от Нила к Красному морю были начаты еще при фараоне Нехо, и при персидском царе их наконец завершили. Дарий установил у Суэцкого канала гранитные стелы, надпись на которых гласит: «Я перс из Персии… Египет завоевал, постановил этот канал прорыть из реки по названию Нил, которая в Египте течет, до моря, которое из Персии идет». Также при Дарии был налажен сбор дани с сатрапий и установлена первая официальная персидская чеканка.

Персов объединял единые язык и религия, особенно культ верховного бога Ахурамазды. Считалось, что именно он даровал царю власть, поэтому персы клялись верно служить своему царю, как наместнику бога. Дарий часто писал: «По воле Ахурамазды этим царством владею я». По мере того, как росли масштабы империи, менялось и отношение к религии. Власть опиралась на древнеперсидскую религию, которая между тем впитала в себя много обычаев покоренных народов. Однако верховным божеством продолжал оставаться Ахурамазда. Дария стали называть «царем царей» или «царем стран», чтобы оправдать его завоевательные походы. При этом делал царь все это по воле главного божества.

Отрывок, характеризующий Персы (Эсхил)

– Ah! voyons. Contez nous cela, vicomte, – сказала Анна Павловна, с радостью чувствуя, как чем то a la Louis XV отзывалась эта фраза, – contez nous cela, vicomte. Виконт поклонился в знак покорности и учтиво улыбнулся. Анна Павловна сделала круг около виконта и пригласила всех слушать его рассказ. – Le vicomte a ete personnellement connu de monseigneur, – шепнула Анна Павловна одному. – Le vicomte est un parfait conteur , – проговорила она другому. – Comme on voit l’homme de la bonne compagnie , – сказала она третьему; и виконт был подан обществу в самом изящном и выгодном для него свете, как ростбиф на горячем блюде, посыпанный зеленью. Виконт хотел уже начать свой рассказ и тонко улыбнулся. – Переходите сюда, chere Helene, – сказала Анна Павловна красавице княжне, которая сидела поодаль, составляя центр другого кружка. Княжна Элен улыбалась; она поднялась с тою же неизменяющеюся улыбкой вполне красивой женщины, с которою она вошла в гостиную. Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющем и мохом, и блестя белизною плеч, глянцем волос и брильянтов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собою блеск бала, подошла к Анне Павловне. Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно и победительно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить действие своей красоты. Quelle belle personne! – говорил каждый, кто ее видел. Как будто пораженный чем то необычайным, виконт пожал плечами и о опустил глаза в то время, как она усаживалась перед ним и освещала и его всё тою же неизменною улыбкой. – Madame, je crains pour mes moyens devant un pareil auditoire, сказал он, наклоняя с улыбкой голову. Княжна облокотила свою открытую полную руку на столик и не нашла нужным что либо сказать. Она улыбаясь ждала. Во все время рассказа она сидела прямо, посматривая изредка то на свою полную красивую руку, которая от давления на стол изменила свою форму, то на еще более красивую грудь, на которой она поправляла брильянтовое ожерелье; поправляла несколько раз складки своего платья и, когда рассказ производил впечатление, оглядывалась на Анну Павловну и тотчас же принимала то самое выражение, которое было на лице фрейлины, и потом опять успокоивалась в сияющей улыбке. Вслед за Элен перешла и маленькая княгиня от чайного стола. – Attendez moi, je vais prendre mon ouvrage, – проговорила она. – Voyons, a quoi pensez vous? – обратилась она к князю Ипполиту: – apportez moi mon ridicule.

Последствия

По всей видимости «Персы» способствовали популярности Эсхила не только в материковой Греции, но и на Сицилии, где шла борьба эллинов с карфагенянами. Определённое сходство военно-политической ситуации содействовали повторным постановкам и успеху «Персов» на Сицилии. На этом фоне тиран Сиракуз Гиерон I пригласил Эсхила посетить Сицилию и попросил написать трагедию на основание города Этны. Произведение «Этниянки» было написано в конце 470-х годов до н. э., то есть вскоре после постановки «Персов».

По образному утверждению Аристофана Эсхил образами в своих трагедиях возвышал граждан до уровня своих героев. Благодаря «Персам» и другим произведениям Эсхила у античных греков сформировалось особое отношение к трагической поэзии. Она, по их мнению, должна была нести воспитательный характер. Раскрывая идейные и теоретические основы моральных и политических проблем театр заставлял человека задумываться о смысле бытия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: