#«носорог» эжена ионеско: как остаться человеком в стаде

Эжен ионеско «носорог»: краткое содержание, анализ

Эжен Ионеско «Носороги»: краткое содержание

Пьеса состоит из трех действий. В первом возле кафе на площади садятся два товарища, Жан и Беранже. Жан отчитывает своего приятеля, который, видимо, вчера немало выпил и еще не успел прийти в себя. Внезапно мимо них пробегает носорог. Все вокруг испуганы и обсуждают это из ряда вон выходящее событие, высказывая свое негодование. Один лишь Беранже равнодушно относится ко всему, пока в кафе не входит очаровательная Дэзи, в которую мужчина влюблен. Тем временем Жан читает ему мораль о правильном образе жизни и в конце концов Беранже соглашается посвятить сегодняшний вечер культурному развитию.

Внезапно слышится гул и выясняется, что носорог только что раздавил кошку хозяйки. Все спорят, сколько было носорогов, и как они выглядели. Беранже неожиданно заявляет, что в пыли, которую поднял пробегающий носорог, ничего нельзя было рассмотреть. Жан обижается на него, оскорбляет и уходит. А расстроенный мужчина заказывает выпивку и решает отказаться от намеченной культурной программы.

Второе действие пьесы Ионеско «Носорог» разворачивается на службе Беранже в конторе.


Здесь все активно обсуждают носорогов и необъяснимое увеличение их количества. Они спорят, ссорятся, высказывают различные мнения, пока не осознают, что их сослуживец Беф так и не пришел на работу.

Вскоре приходит его супруга и с ужасом рассказывает им о пропаже мужа, а вслед за ней прибегает гигантский носорог. Неожиданно мадам узнает в нем своего мужа, и зверь отвечает на ее зов. Сев ему на спину, она уезжает домой.

Дэзи вызывает пожарников, чтобы они помогли работникам конторы спуститься вниз, так как носорог Беф сломал лестницу. Выясняется, что в городе уже огромное число носорогов, и их количество растет.

Один из работников Дюдар предлагает Беранже пойти выпить вместе, но тот отказывается, так как решает пойти к Жану и помириться с ним.

Придя в квартиру друга, Беранже видит, что тот нездоров. Постепенно практически на глазах героя его друг превращается в носорога. Испуганный мужчина зовет соседа на помощь, но тот уже сам стал зверем. Взглянув в окно, Беранже видит, что на улице множество носорогов уже крушат скамейки. В испуге он убегает к себе домой.

Третье действие пьесы Эжена Ионеско «Носорог» происходит в квартире Беранже.

Он чувствует себя больным, и к нему приходит его сослуживец Дюдар. В процессе беседы Беранже все время кажется, что он сам превращается в носорога. Это ужасно пугает его. Однако гость успокаивает мужчину, говоря, что это нормально, ведь носороги довольно милые, хотя слегка неотесанные существа. Выясняется, что многие уважаемые жители города, в частности Логик, уже давно стали носорогами и чувствуют себя великолепно. Беранже в ужасе от того, что столь благородные и рассудительные граждане выбрали такой путь.

Тем временем в квартиру прибегает Дэзи. Она сообщает мужчинам, что их начальник тоже стал носорогом, чтобы не отставать от этого ныне уже модного явления. Беранже размышляет над тем, что носорогов можно как-то изолировать от людей, чтобы остановить рост их популяции, но гости убеждают его, что родственники носорогов будут против, а также защитники прав животных.

Дюдару явно симпатична Дэзи, правда, он ревнует ее к Беранже, поэтому покидает своих собеседников и сам превращается в носорога добровольно.

Оставшиеся вдвоем Дэзи и Беранже напуганы, так как отовсюду слышен рев животных, даже по радио. Вскоре девушка меняет свое мнение, решив что носороги достойны уважения и, получив пощечину от возмущенного Беранже, уходит в стадо.

Мужчина остается один, он размышляет о том, нужно ли ему быть носорогом. В результате он ищет ружье, готовясь защищаться до последнего.

[править] Действующие лица и краткое содержание

Пьеса «Носороги» относится к так называемому театру абсурда, когда за внешним нагромождением ирреальных сцен скрывается подчас сложное философское отношение к миру и к жизни, где все так же перемешано и порой абсурдно.

Действующие лица:

Сцена из спектакля первой постановки

  • Лавочница.
  • Жан.
  • Беранже.
  • Официантка.
  • Лавочник.
  • Домашняя хозяйка.
  • Логик.
  • Старый господин.
  • Хозяин кафе.
  • Дэзи.
  • Дюдар.
  • Ботар.
  • Мсье Папийон.
  • Мадам Беф.
  • Пожарный.
  • Старичок мсье Жан.
  • Жена мсье Жана.
  • Головы носорогов.

Краткое содержание

пьесы сводится к тому, как люди становятся носорогами. Действие происходит в европейском маленьком провинциальном городке, где люди живут своей обычной жизнью: ходят на службу, совершают покупки, встречаются в ресторанчиках и кафе, знакомятся, влюбляются, беседуют, судачат о жизни своей и соседей… Но вдруг обычный ход нарушается пробегающим носорогом. Грозный тяжелый зверь бежит по городским улицам, где только что проходили безмятежные пешеходы. Он не видит и не слышит никого и ничего, равнодушно уничтожая и круша все попадавшееся на его пути. Люди в панике. А носорогов становится все больше. И вот уже кто-то узнает среди грозных животных своих родных, знакомых, а вот уже и начальство… И человеческий ужас постепенно сменяется доводами: «…в сущности, они вовсе не злые, и у них есть какое-то природное простодушие. Многие порядочные люди совершенно бескорыстно согласились стать носорогами». А вот и еще один стал носорогом — по его словам, «он пожелал идти в ногу со временем». Люди постепенно превращаются в носорогов. Но остается один — герой пьесы Беранже. Да и герой ли он? Да нет же, Беранже не представляет из себя ничего героического, он полон человеческих недостатков: то выпьет лишнего, то ленится, то влюбится, то ненароком опрокинет стакан вина на товарища — вот какой неуклюжий! И к тому же — полный сумбур в его жизни. Но эти простые пороки становятся олицетворением всего человеческого. Для Беранже главное: не бежать в стаде толстокожих зверей — он боится превратиться в такого же. И он выстоит.

Мы узнаем — Носороги — краткое содержание пьесы Ионеско. Подсказки школьнику

Посреди небольшого города на площади базарная торговка ругает женщину с кошкой. Домохозяйка отправилась в соседний магазинчик за покупкой продуктов. В небольшой ресторан по соседству зашли Беранже и Жан. Они заняли один столик. Беранже был одет в неопрятную и грязную одежду. Он плохо держался на ногах. Весь его внешний вид был ужасен. Жан стал укорять его, он стыдился того, как выглядел его друг.

Вдруг на улице послышался громкий звук, топот и рев дикого зверя. Официантка предположила, что звук напоминает рев носорога. В ресторан забежала женщина с кошкой. Логик успокаивает посетителей. Шум на улице стих, и посетители ресторана успокоились.

Продавец в лавке предлагает женщине товар, пытаясь успокоить ее. Жану не понятно, как оказался носорог посреди города. Беранже не интересует то, что обсуждают в ресторане, он заглядывается на молодую блондинку Дези.

Жан пытается объяснить Беранже, что образ жизни, который он ведет, неправильный. Другу следует отказаться от алкоголя и терпеть. Еще необходимо ежедневно принимать душ, бриться, одеваться в чистую одежду. Тогда Беранже обещает посетить музей и театр. Но Жану не достаточно этого.

Посетители услышали, что кошка громко мяукнула, а женщина сказала, что кошка умерла. Всем стало жаль кошку и женщину. Люди говорили, что носорогов на улице было несколько. Все стали обсуждать эту новость. Началась ссора.

Жан обзывает своего друга алкоголиком и отказывается с ним дружить. Беранже признает, что не может себя сдерживать. Он находится в состоянии стресса и выпивает еще коньяк. Напившись, он уже отказался от желания пойти в музей.

В юридическом офисе, где трудится Беранже, коллеги обсуждают, что произошло в их городе. Деззи говорит, что видела носорога. Ботару кажется, что это ее воображение и на самом деле ничего не было. Дези рассказала историю о мертвой кошке. Дюдар демонстрирует газетную статью о носороге. Но Ботар говорит, что не подобает такой молодой девушке рассказывать эти небылицы, а газетам он не верит. Входит опоздавший на работу Беранже. Начальнику Папийону не нравится, что никто не работает, и он приказывает всем приступать к своим обязанностям. Но Ботар никак не может успокоиться.

Тут начальник замечает отсутствие еще одного сотрудника Бефа. Его жена пришла и объяснила Папийону, что ее муж заболел. А за ней самой гнался носорог, под его тяжестью обрушилась лестница. Все выбежали, чтобы посмотреть на дикого зверя. Вдруг в носороге мадам Беф узнает своего мужа, она запрыгивает ему на спину, а тот убегает домой.

Дези звонит пожарным, чтобы эвакуировать людей из офиса. Но пожарных не хватает, потому что по городу бродит 17 носорогов. А по некоторым сведениям – 32.

Приезжают пожарные и спускают всех по пожарной лестнице. Дюдар предлагает Беранже выпить, но тот отказывается, он хочет пойти к Жану и помириться с ним.

Беранже приходит к Жану, но тот открывает не сразу. Жану не здоровится. Беранже рассказывает другу, что Беф превратился в носорога. Эта новость приводит Жана в волнительное состояние. Он идет в ванную. Оттуда он говорит, что людям нужно стать чище. Беранже видит, что у Жана на лбу появляется шишка. Жан начинает реветь, он превращается в носорога. Беранже закрывает его на ключ и бежит за помощью к соседу. Но там он тоже видит носорога. По улице бежит целое стадо. Дверь в ванной трещит от ударов изнутри. Беранже бросается на улицу с криками «Носороги!».

Утром Беранже просыпается в своей постели. К нему приходит Дюдар и сообщает, что все знакомые превратились в носорогов. И в этом нет ничего страшного, стать носорогом. Дюдар превращается в носорога. Приходит Дези и сообщает, что даже Бодар превратился в зверя, хотя всегда был против этого.

Эжен Ионеско «Носороги»: анализ

Если сегодня стиль пьесы и высказанные в ней идеи выглядят обычными, то на момент своего появления в шестидесятые годы она была чем-то новым, выделяющимся.


Этому способствовало то, что данная пьеса включала в себя все особенности театра абсурда, которые выделял в этом направлении Эжен Ионеско («Носороги). Критика восприняла пьесу положительно, в частности, они сочли это произведение антифашистским. Однако сам автор негативно отнесся к подобной трактовке своего произведения, утверждая, что его идеи были гораздо шире, но каждый волен трактовать их по своему усмотрению.

В своем произведении писатель активно протестовал против любых тоталитарных идей, превращающих людей в покорную серую массу, уничтожающих индивидуальность.

В данной пьесе четко прослеживаются такие особенности театра абсурда, как отрицание реализма – все события кажутся фантастическими и лишенными смысла. Зрители и читатели понимают что произошло, однако почему люди вдруг стали обращать в носорогов (наказание за грехи, проделки НЛО или еще что-то другое), никто не знает.

Рациональное, прагматичное мышление, которое Ионеско считал виной всех проблем, также критикуется в пьесе. Единственный поступающий нерационально персонаж Беранже остается неуязвим для странной болезни, обращающей людей в носорогов.

Интересно, что в своей пьесе Эжен Ионеско описал все стадии технологии легализации любого чуждого обществу явления, которая только в девяностых годах двадцатого века была сформулирована и названа окном Овертона. Согласно ей любая идея, даже самая дикая, к примеру, каннибализм, может быть принята обществом как норма, пройдя шесть этапов: немыслимая, радикальная, приемлемая, разумная, стандартная и нормальная.

Судьба «Носорогов» в СССР

Став признанным антифашистским произведением, после премьеры «Носороги» появились в СССР только через пять лет. Пьеса была напечатана в «Иностранной литературе». Но ее скоро запретили, так как идеи, выраженные в «Носорогах», критиковали коммунизм и социализм. Однако это не помешало распространению пьесы. Ее текст переписывался, перепечатывался и передавался из рук в руки. А запрет добавил этому произведению невиданную популярность.

В 1982-м пьесу поставил один из любительских московских театров. Однако почти сразу после премьеры спектакль закрыли, и до Перестройки не разрешали ставить. Однако после прихода к власти Горбачева «Носороги» начали свое победное шествие по лучшим сценам СССР, а потом и России.

«Носороги» (Ионеско): описание и анализ пьесы из энциклопедии

«Носороги» — пьеса Эжена Ионеско. (Распространенный перевод названия пьесы как «Носорог» противоречит заявлениям автора о том, что он всегда имел в виду множественное число «однорогих» и «двурогих» животных).

Многовековая история мировой литературы насчитывает не так уж много произведений, герои и образы которых продолжают существовать за рамками художественного произведения, превращаясь в нарицательные имена или определения. Для европейской культуры XX в. такой феномен, бесспорно, представляет собой пьеса Ионеско «Носороги». С момента первой ее постановки, осуществленной в январе 1960 г. в парижском театре «Одеон» Жаном-Луи Барро, и появившихся сразу же вслед за ней спектаклей в разных странах, неологизм «оносороживание» входит во многие европейские языки для обозначения тупого и беспрекословного следования навязываемым толпе лозунгам, заразительности и заразности тоталитарного мышления.

Уже признанный, как и Беккет, мэтром «театра абсурда» Ионеско пишет в конце 50-х новеллы и пьесы, значительно отличающиеся от его ранних произведений, таких, как «Лысая певица», «Урок», «Стулья». В «Бескорыстном убийце» и в «Носорогах» появляется герой, противостоящий окружающему его миру и пытающийся сохранить свое человеческое достоинство. В новелле «Носороги» (1957 г.), затем в пьесе того же названия (1959 г.) писатель создает гротескное изображение любого вида фанатизма, лишающего человека способности жить вне стада. В носорогов превращаются все, кроме Беранже, независимо от социального происхождения и положения в обществе. Происходящая с людьми трансформация — не результат каких-то глубинных внутренних изменений. Она лишь приводит внешнюю оболочку в соответствие с их сутью. Именно потому, что Беранже всегда был чужаком, смотревшим на жизнь иначе, чем окружающие, ценившим иное, чем они, ему не дано стать носорогом. О чем он горько жалеет в то мгновение, когда в стаде носорогов оказывается и его возлюбленная Дэзи. В новелле личная драма героя занимает центральное место, сцена прощания Беранже с Дэзи тонко передает отчаяние человека, который не в силах удержать дорогое ему существо. Эта сцена перешла в пьесу, но перестала в той мере, как в новелле, определять общую тональность произведения.

Сделав местом действия (как и в «Бескорыстном убийце») провинциальный городок, Ионеско-драматург создает несколько забавных уличных сценок, в которых легко обнаружить узость интересов и ограниченность горожан, желающих во всем походить друг на друга. Для них, руководствующихся в жизни лишь здравым смыслом, Беранже — неудачник и идеалист. Его антипод Жан глубоко убежден в своей правоте и постоянно поучает Беранже. «Убежденный носорог», он рад приобщению к стадной жизни и напоследок развивает перед приятелем человеконенавистническую теорию, не скрывая больше за добропорядочностью обывателя тупую жестокость и нетерпимость.

Разделив пьесу на три акта, Ионеско предлагает весьма символическую картину всеобщего оносороживания. В первом акте, появление носорога в городском пространстве кажется странным. Во втором, действие переносится с улицы в контору, и первыми, кто меняет человечье обличие на носорожье, оказываются чиновники как люди, в наибольшей степени не привыкшие самостоятельно мыслить. В третьем акте становится очевидно, что в стадо уходят не только те, кто принимают «систему взглядов», но и те, кто просто хотят быть «как все». Пьеса, как и новелла, завершается полным отчаяния монологом Беранже. Но в ней звучит мотив несгибаемой воли человека, решившего не капитулировать даже если он оказался один против всех.

[править] Автор

Автор пьесы — французский драматург румынского происхождения Эжен Ионеско (1909—1994). Его отец был румыном, по профессии юристом. Мать — француженка, дочь железнодорожного инженера, работавшего в Румынии. Родившись в Румынии, маленький Эжен с раннего детства жил с родителями во Франции, в Париже, поэтому его родными языками стали одновременно и румынский, и французский. В 1916 году, когда началась война между Германией и Австро-Венгрией, родители развелись; отец вернулся в Румынию, прекратив все связи с семьей, которая долгое время даже считала его погибшим. Через несколько лет, в 1925 году, 15-летний Эжен со своей сестрой отправились к отцу в Румынию. Но с его новой семьей отношения не сложились и сын вернулся к матери. К тому же он серьезно занялся литературой и ощущал себя французским писателем, став автором множества пьес и основоположником нового драматургического жанра — «театра абсурда». В 1970 году Эжен Ионеско был принят в члены Французской академии.

Биография Эжена Ионеско

Родился драматург в Румынии в 1909, так как его отец был оттуда родом, а мама была француженкой. С самого детства мальчик говорил на нескольких языках, в том числе на французском. С началом Первой мировой отношения между родителями паренька испортились, и они расстались. Мать забрала детей и уехала на родину, во Францию.

Когда Эжен Ионеско подрос, он пробовал жить с отцом в Румынии. Здесь он поступил в университет Бухареста, планируя преподавать французский. Но в 1938 вернулся на родину матери и остался жить в Париже навсегда.

Свои первые стихи Ионеско писал на румынском языке, а за годы жизни в Румынии стал забывать французский, так что, вернувшись во Францию, ему заново пришлось осваивать второй родной язык.

Подписи к слайдам:

Цели урока: Узнать… Научиться… Понять… Вспомнить… Найти…

Эжен Ионеско (1909 – 1994)

Театр абсурда

Аналитическая таблица Герои пьесы Причины « оносороживания » Жан Дэзи Дюдар Ботар Мсье Папийон Мадам Беф Гордость, презрение к другим людям, внутренняя ярость, чрезвычайно высокое мнение о себе и уверенность в своей правоте Влияние большинства, нежелание оставаться в меньшинстве, ощущение силы, уверенности и естественности, исходящие от носорогов Пример уважаемых им людей, несчастная любовь, желание сделать что-то особенное, чувство долга Отсутствие твердой объективной позиции, упрямство, желание идти в ногу со временем, обида и комплекс неполноценности Усталость, желание отдохнуть, нежелание принимать решения Проявление слепой веры в того, кого любят

«Инструменты» влияния: Желание быть «как все» Боязнь одиночества из-за непохожести Пропаганда Возбуждение интереса Изменение моральных и общественных ценностей

Можно ли пьесу «Носороги» назвать антинацистской? Аргументируйте своё мнение

Рефлексия: Я узнала… Я научилась… Я поняла… Я вспомнила… Я нашла…

Аргумент

Логотип средней школы Эжена-Ионеско в Исси-ле-Мулино ( Верхняя Сен , Иль-де-Франс ) с изображением носорога .

Каждый акт показывает стадию развития «риноцерита».

Акт I

Жан и Беранже сидят на террасе кафе, чтобы выпить на площади небольшого городка. В носорогах в свободе , прежде всего , вызывает удивление и шок персонажей. Джон не верит, что то, что он видел, было реальным, он даже четко заявляет, что «этого не должно быть». Хозяин продуктового магазина вскрикивает от ярости (революционер), когда видит, что домохозяйка уходит со своей раздавленной кошкой. «Мы не можем позволить, чтобы наших кошек сбили носороги или что-нибудь еще! «. Как и в случае возникновения любого экстремистского и тоталитарного политического движения, люди поначалу пугаются.

Акт II

В то время как жители начинают превращаться в носорогов и следовать «риноцериту», коллеги Беренджера находятся в своем офисе ( юридическом издательстве ) и начинают спорить: по словам Ботара, это «сказка, на которой можно спать». «,» Это печально известный сюжет «. Последний не хочет верить в реальность «риноцерита» (поскольку некоторые отрицают рост крайностей). Но, тем не менее, он тоже превратится в носорога, несмотря на свои предрассудки, показывая, что даже самые стойкие могут быть обмануты носорогом диктатуры. Люди начинают превращаться в носорогов: это случай с месье Бёфом, к которому присоединилась его жена: «Я не могу оставить его в таком состоянии», — сказала она, оправдываясь. Пожарные переполнены, в городе становится все больше носорогов.

Затем Жан, персонаж, так озабоченный порядком с самого начала и потрясенный присутствием носорогов в городе, превращается в носорога под отчаянными глазами своего друга Беренджера. Таким образом, мы являемся свидетелями превращения человека в носорога. Жан, изначально больной и бледный, видит, как на лбу растет шишка, тяжело дышит и имеет тенденцию рычать. Затем он становится все более и более зеленым, его кожа начинает затвердевать, вены выпячиваются, голос становится хриплым, шишка постепенно превращается в рог. Жан отказывается от того, чтобы его друг вызвал врача и ходит по его комнате, как животное в клетке; его голос становится все более и более хриплым, и он начинает трубить. Он больше не видит ничего экстраординарного в том, что мистер Бёф превратился в носорога: «В конце концов, носороги — такие же существа, как мы, которые имеют право на жизнь, как и мы! », Тем не менее культурный и увлеченный литературой.

Акт III

В последнем акте Беренже оказывается дома, и все становятся носорогами. Беренже — единственный, кто реагирует гуманно и не считает это нормальным. Он паникует и восстает против «риноцерита». Дудар преуменьшает значение этого вопроса, а затем превращается в носорога, потому что его долг — «следовать за своими лидерами и товарищами, к лучшему или к худшему» (товарищество учили в гитлеровской и коммунистической молодежи ). И Дейзи отказывается спасать мир, чтобы наконец последовать за носорогами, которых она внезапно находит красивыми, чьим пылом и энергией она восхищается. Тем не менее, после долгих колебаний Беренже решает не сдаваться: «Я последний человек, я останусь им до конца!» Я не сдаюсь! «.

внешние ссылки

Театральные работы от Евгения Ионеско

La Cantatrice chauve ( 1950 ) • Приветствия ( 1950 ) • Виконт ( 1950 ) • Урок ( 1951 ) • Стулья ( 1952 ) • Жертвы долга ( 1953 ) • Девушка, выходящая замуж ( 1953 ) • Племянница- Жена ( 1953 ) • Мастер ( 1953 ) • Сказочный холод ( 1953 ) • Автосалон ( 1953 ) • Вы их знаете? ( 1953 ) • Les Grandes Chaleurs ( 1953 ) • Amédée, или Как от него избавиться ( 1954 ) • Жак или подчинение ( 1955 ) • Новый жилец ( 1955 ) • Картина ( 1955 ) • L’Impromptu de l ‘ Alma ( 1956 ) • Убийца без заработной платы ( 1959 ) • Сцена для четырех ( 1959 ) • Носорог ( 1959 ) • обучение ходить ( 1960 ) • в вареное яйцо ( 1961 ) • Délire à Deux ( 1962 ) • будущее в яйцах ( 1962 ) • Король умирает ( 1962 ) • La Photo du полковник ( 1962 ) • La Anger ( 1962 ) • Воздушный пешеход ( 1963 ) • Французский разговор и упражнения по дикции для американских студентов ( 1964 ) • Жажда и голод ( 1964 ) • Чтобы приготовить сваренное вкрутую яйцо ( 1965 ) • La Lacune ( 1966 ) • Игры про резню ( 1970 ) • La Vase ( 1970 ) • Macbett ( 1972 ) • Этот ужасный беспорядок! ( 1973 ) • Человек с чемоданами ( 1975 ) • Сказки ( 1979 ) • Путешествие в мертвые ( 1980 )

Э.Ионеско «Носороги»

«Носороги»

(или в другом переводе «Носорог»; фр.: Rhinocéros) — пьеса в 3-х действиях драматурга Эжена Ионеско. Написана в 1959 году, сразу же была опубликована в парижском издательствеGallimard и немедленно принята к постановке в Париже, в театре «Одеон» (премьера состоялась 22 января 1960 года) и в Лондоне — Королевский придворный театр (апрель 1960 г.).

Пьеса «Носороги» относится к так называемому театру абсурда, когда за внешним нагромождением ирреальных сцен скрывается подчас сложное философское отношение к миру и к жизни, где все так же перемешано и порой абсурдно.

Краткое содержание

пьесы сводится к тому, как люди становятся носорогами. Действие происходит в европейском маленьком провинциальном городке, где люди живут своей обычной жизнью: ходят на службу, совершают покупки, встречаются в ресторанчиках и кафе, знакомятся, влюбляются, беседуют, судачат о жизни своей и соседей… Но вдруг обычный ход нарушается пробегающим носорогом. Грозный тяжелый зверь бежит по городским улицам, где только что проходили безмятежные пешеходы. Он не видит и не слышит никого и ничего, равнодушно уничтожая и круша все попадавшееся на его пути. Люди в панике. А носорогов становится все больше. И вот уже кто-то узнает среди грозных животных своих родных, знакомых, а вот уже и начальство… И человеческий ужас постепенно сменяется доводами: «…в сущности, они вовсе не злые, и у них есть какое-то природное простодушие. Многие порядочные люди совершенно бескорыстно согласились стать носорогами». А вот и еще один стал носорогом — по его словам, «он пожелал идти в ногу со временем». Люди постепенно превращаются в носорогов. Но остается один — герой пьесы Беранже. Да и герой ли он? Да нет же, Беранже не представляет из себя ничего героического, он полон человеческих недостатков: то выпьет лишнего, то ленится, то влюбится, то ненароком опрокинет стакан вина на товарища — вот какой неуклюжий! И к тому же — полный сумбур в его жизни. Но эти простые пороки становятся олицетворением всего человеческого. Для Беранже главное: не бежать в стаде толстокожих зверей — он боится превратиться в такого же. И он выстоит.

История и описание пьесы

Пьеса была написана вскоре после Второй мировой войны, когда Европа осмысливала и анализировала фашизм и его истоки, обвиняя не только Германию, но и собственное попустительство. И в пьесе Ионеско общество увидело в первую очередь антифашистскую направленность, и она безусловно есть: в бегущем стаде носорогов угадывается сравнение со штурмовиками, бесновавшимися на немецких предвоенных улицах. Но абсурдистское решение пьесы поднимает её до уровня символики, расширяя временные рамки. Из фарса она дорастает до психологической и философской драмы.

Эта пьеса выступает против всех «-измов», встающих над понятиями человеческих чувств: доброты, жалости, любви, влюблённостей, ошибок, глупостей, несуразностей — да всех человеческих слабостей, таких мелких по сравнению с высокими идеями «-измов» (фашизм, коммунизм, социализм, ленинизм, антисемитизм, расизм, коллективизм, патриотизм…).

Эта пьеса об умении сказать «нет» и остаться одному — это трудно, но всегда найдутся ещё такие же, не пожелавшие растворяться в общих словах и мыслях. Можно сказать и еще короче: пьеса «Носороги» Эжена Ионеско — это воспевание человеческого достоинства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: