Мы изучаем — Краткое содержание романа Монахиня Дидро. Подсказки школьнику
Роман «Монахиня» был написан известным французским философом и драматургом Дени Дидро в 1780 году. Автор впервые демонстрирует читателям неизвестные ранее подробности жизни в монастырях, раскрывая перед всеми развращенность и жестокость, которые нередко скрывались под маской благочестия и крайней набожности. Произведение представляет собой письма сбежавшей из обители монахини Сюзанны Симонен к ее покровителю, маркизу де Круамару, девушка горячо умоляет этого обеспеченного и влиятельного человека о помощи.
Сюзанне доводится расти в достаточно состоятельной семье адвоката. Однако она с ранних лет чувствует неприязнь по отношению к себе со стороны родителей, оказывавших явное предпочтение другим наследницам, невзирая на то, что Сюзанна была значительно привлекательнее сестер и обладала более изящными манерами. Взрослея, девушка предполагает, что она не приходится родной дочерью своему отцу, и однажды семейный исповедник подтверждает печальную правду.
Мать Сюзанны настаивает на пострижении младшей дочери, невзирая на то, что сама Сюзанна категорически отказывается от участи монахини. Юная девушка стремится вступить в брак, как и ее сестры, однако родительница подчеркивает, что все состояние семьи уже растрачено на приданое для старших дочерей, и у матери не имеется возможности выдать замуж последнюю дочку.
Сюзанна все же соглашается принять монашество, несмотря на то, что ее душа отчаянно сопротивляется этому поступку. Первая настоятельница, под началом которой оказывается девушка, относится к ней внимательно и тепло, но после кончины добросердечной женщины соответствующий пост занимает сестра Христина, являющаяся крайне ограниченным, мелочным и даже жестоким человеком.
В это же время из жизни уходят и родители Сюзанны. Гордая и свободолюбивая девушка не желает исполнять ритуалы, введенные в обиход новой настоятельницей, настаивая на том, что в уставе обители не указываются подобные обряды. Христину выводит из себя неподчинение со стороны Сюзанны, она применяет в отношении девушки несомненные издевательства и гонения, в чем ей охотно помогают и другие монахини.
Сюзанна решает расторгнуть монашеский обет и вернуться к мирской жизни, она не намеревается ничего требовать у своих сестер, она готова выполнять любую работу ради того, чтобы не оставаться в обители. Девушка просит у настоятельницы бумагу, уверяя, что желает написать покаянную исповедь, но Христина не верит ее словам.
Сюзанне все же удается передать свои письма за пределы монастыря с помощью преданной подруги, сестры Урсулы. Адвокат Манури пытается освободить девушку от данной ею против желания и воли клятвы, выступив в суде, однако он проигрывает дело. Весьма озлобленная из-за этого происшествия Христина подвергает Сюзанну самым изощренным истязаниям и голоду, в связи с чем несчастная девушка заболевает. Но благодаря заботливому уходу со стороны Урсулы монахиня вскоре выздоравливает.
Юрист организовывает перевод Сюзанны в другой монастырь. Новая настоятельница ведет себя с девушкой чрезвычайно приветливо и дружелюбно, но через некоторое время Сюзанна с ужасом понимает, что на самом деле женщина стремится к противоестественным тесным отношениям с нею. После смерти этой дамы Сюзанна оставляет обитель вместе со священником, согласившимся ей помочь. Однако по дороге в Париж мужчина посягает на честь девушки, и она вынуждена убежать от этого человека.
В столице Сюзанна служит у прачки и упрашивает господина де Круамара найти для нее какое-либо место в провинции. Она постоянно опасается, что ее найдут и опять вернут в монастырь, и девушка подчеркивает, что в таком случае она неминуемо совершит столь страшный грех, как добровольное самоубийство.
При чтении романа нельзя не проникнуться сочувствием и в то же время уважением к юной героине истории. Сюзанна не сдается и не смиряется со своей участью, невзирая на тяжелейшие испытания. Она продолжает бороться за себя, за возможность полноценно жить и быть счастливой. Хочется верить, что в дальнейшем судьба девушки все же изменится в лучшую сторону.
Мы узнаем — Монахиня — краткое содержание романа Дидро. Подсказки школьнику
Автор необычно написал данное произведение. Эта повесть состоит из записок, в которых описаны тяготы жизни главной героини.
Эта история расскажет о молодой послушнице, проживающей на территории монастыря святой девы Марии. Главную героиню зовут Сьюзанне Симонен.
Девушке повезло родиться в зажиточной семье. Отец известный адвокат. И вроде бы всё хорошо: большое состояние, влиятельный отец, достойный брак ей беспечен. Однако, всё не так просто, как кажется на первый взгляд. Ещё с раннего детства Сюзанна чувствовала непонятный холод со стороны родной семьи. Какое-то непонятное отчуждение…
И это абсолютная, правда. Никто в доме не любил эту особу только из-за того, что она отличалась не только внешней, но и внутренней красотой. У самой девушки в сердце закралось сомнение по поводу родителей. А может она и не родная им вовсе?
В то же время, отец и мать скорее не предлагают, а заставляют Сюзанну принять монашество. Но, девушка сопротивляется, как может. Ну, а как можно посветить всю свою молодость богослужению? Сколько балов, различных развлечений она пропустит. Сюзанн просто обожает светскую жизнь! И теперь, что? Придётся от всего этого добровольно отказаться? Но, это, же невозможно!
Однако, всё же её уговорили провести два года в качестве послушницы. И если ей будет по душе такая работа, то она станет монахиней.
Два года прошли. Девушка осталась непреклонна, тогда в наказание её заточили в келье. Сюзанна решила схитрить, чтобы выбраться из этого места. Она сказала, что готова стать монахиней, а в день пострига отказаться на виду у всех присутствующих от этого решения. И этот план срабатывает на ура! Девушку привезли домой, но родители и видеть её не желают.
Тут выясняется, что догадки Сюзанн были наполовину верны. Отец Серафим рассказывает, что адвокат не может быть отцом по крови. Мать когда-то в молодости по большой глупости изменила супругу, а теперь всеми силами хочет избавиться от этого груза. Она буквально ненавидела свою дочь и на протяжении всего времени копила, чтобы Сюзанна могла жить в монастыре и отмаливать её грехи. Однако, адвокат догадывается о чём-то, ведь не просто так его дорогая жёнушка не ставить Сюзанну на ровне с остальными детьми и пытается всеми способами сократить долю наследства. Если бы была возможность, то мать полностью лишила бы дочь богатства. Но госпожа Симонен боится, что муж всё узнает.
Узнав горькую правду Сюзанна, соглашается стать монахиней. Она уезжает в Лоншинский монастырь. Настоятельницей девушки стала некая де Мони – женщина с добрым и чутким сердцем. Они своего рода стали подружками.
Чем ближе день пострига, тем депрессивнее становиться состояние Сюзанны. Она никак не может смериться с приближающейся участью, не может отказаться от прошлой жизни. За помощью она бежит к настоятельнице, у той огромный дар утешения. Однако и женщина не в силах успокоить ту агонию, что в сердце юной девушки.
В момент принятия пострига Сюзанна ушла в себя. Она и не помнит, как всё происходило. К сожалению, этот год выдался не удачным для неё. Ведь помимо пострига, умерла наставница Мони, мать и отец.
Мать перед смертью пишет письмо, которое впоследствии вместе с деньгами получает Сюзанна. В послании говориться обо всё той же просьбе. Мать умоляет дочь искупить этот страшный грех добрыми поступками.
В этот же момент за место ушедшей Мони приходит новая настоятельница Христина, которая является полной противоположностью. Она алчная и не далёкая женщина.
После её прихода Сюзанне нет покоя и в монастыре. В один момент в голову стали приходить мысли о суициде, но доставить такую радость окружающим девушка не хочет. Сюзанна твёрдо уверенна, что должна расторгнуть данный обет и зажить нормальной жизнью. Но и тут появляется множество препятствий.
Через время монахини утверждают, что в Сюзанну вселился бес, однако её удаётся защитить от таких лживых обвинений. Благодаря Манури девушку переводят в другой монастырь. Но и там покоя ей нет. Сюзанну обвиняют в убийстве настоятельницы Манури, поэтому она бежит в Париж с духовником. Но и от него приходится сбегать, ибо он человек не благочестивых намерений.
Девушка устроилась работать помощницей прачки. Теперь у Сюзанны одно желание – поскорее залечь на дно, в глуши, чтобы никто и никогда не нашёл.
История создания романа
Д. Дидро написал роман «Монахиня» в 1760 году, но широкой публике произведение стало доступным лишь спустя 12 лет после смерти писателя.
Значительный интерес представляет история возникновения замысла романа. Конец 1750-х голов во Франции ознаменовался сенсационными разоблачениями тайн, скрывающихся за монастырскими стенами. Монастырский быт стал темой оживленного общественного обсуждения. Не остался в стороне от этой темы и Д. Дидро. Писатель вместе с друзьями стал распространять письма будто бы написанные монахиней из Лоншанского монастыря, в которых разоблачались нравы, царившие в монастырях. Последнее письмо было написано в мае 1760 года. В сентябре 1760 года Д. Дидро в переписке упоминает о работе над новым произведением.
Замечание 1
Лоншанский монастырь отличался особой суровостью нравов.
Прототипом главной героини романа Сюзанны Симонен стала монахиня Маргарита Деламар. Ее судебное дело о снятии с нее монашеского обета в то время получило широкую огласку, а иск был отвергнут судом.
История «монахини поневоле», привычная в те времена, под пером Д. Дидро стала художественным обобщением судьбы человека в феодально-абсолютистском обществе, находящемся под властью католицизма.
Популярные сегодня пересказы
- Вишнёвый сад — краткое содержание пьесы Чехова Главная героиня пьесы Раневская Любовь Андреевна, возвращается в Россию после 5 лет отсутствия за границей. Эта средних лет женщина уезжала из поместья из-за трагической гибели своего сына. Но, кроме него, у нее есть семнадцатилетняя дочь Анна.
- Девочка на шаре — краткое содержание рассказа Драгунского Главный герой рассказа – Денис Кораблев побывал вместе со своими одноклассниками в цирке. Раньше он там тоже был, но это был давно и он не понимал сути происходящего на арене.
- Песня о Соколе — краткое содержание рассказа Горького На написание этого произведения М. Горького вдохновили революционеры, которые всегда пытались изменить жизнь всего общества. Порой и на собственном примере.
- Краткое содержание повести Плотницкие рассказы Белов В произведении Белова В.И. главный герой представлен инженером Константином Зориным, мужчиной в самом расцвете лет. Он приехал отдохнуть во время отпуска в деревню, откуда он родом.
Монахиня — Дени Дидро (1760)
Перейти
От ответа маркиза де Круамара – если только он мне ответит – зависит все, что последует в дальнейшем. Прежде чем написать ему, я решила узнать, что он собой представляет. Это светский человек, который создал себе имя на служебном поприще; он немолод, был женат, у него есть дочь и два сына, которых он любит и которые платят ему нежной любовью. Он знатного рода, весьма образован, умен, отличается веселым нравом, любовью к искусству и, главное, оригинальностью. При мне с похвалой отзывались о его доброте, порядочности и безукоризненной честности, и, судя по горячему участию, с каким он отнесся к моему делу, и по всему, что мне о нем говорили, я не сделала ошибки, обратившись к нему. Однако трудно рассчитывать, чтобы он решился изменить мою участь, совершенно меня не зная, и это заставляет меня побороть самолюбие и решиться начать эти записки, где я рисую, неумело и неискусно, какую-то долю моих злоключений со всем простодушием, присущим девушке моих лет, и со всей откровенностью, свойственной моему характеру. На тот случай, если когда-нибудь мой покровитель потребует – да, может быть, мне и самой придет в голову такая фантазия, – чтобы эти записки были закончены, а отдаленные события уже изгладятся из моей памяти, – этот краткий перечень их и глубокое впечатление, которое они оставили в моей душе на всю жизнь, помогут мне воспроизвести их со всей точностью.
Отец мой был адвокатом. Он женился на моей матери, будучи уже немолодым, и имел от нее трех дочерей. Его состояния было более чем достаточно, чтобы основательно обеспечить всех трех, но для этого его привязанность должна была бы равномерно распределяться между нами, а я при всем желании не могу воздать ему эту хвалу. Я, безусловно, превосходила сестер умом и красотой, приятностью характера и дарованиями, но казалось, что это огорчало моих родителей. Те преимущества, которыми одарила меня природа, и мое прилежание превратились для меня в источник горестей, и, чтобы меня так же любили, нежили, прощали и баловали, как моих сестер, я с самого раннего возраста желала быть похожей на них. Если, случалось, моей матери говорили: «У вас прелестные дочери!» – она никогда не относила этих слов на мой счет. Иногда я бывала сторицей вознаграждена за ее несправедливость; но похвалы, полученные мною, так дорого обходились мне, когда мы оставались одни, что я готова была предпочесть равнодушие и даже обиды. Чем больше знаков расположения выказывали мне посторонние, тем больше доставалось мне, когда они уходили. О, сколько раз я плакала оттого, что не родилась некрасивой, тупой, глупой, тщеславной – словом, со всеми недостатками, помогавшими моим сестрам снискать любовь родителей! Я спрашивала себя – откуда подобная странность в отношении ко мне отца и матери, в остальном людей честных, справедливых и благочестивых? Признаться ли вам, сударь? Некоторые слова, вырвавшиеся у отца в порыве гнева – а он был горяч, – некоторые обстоятельства, подмеченные мною в разные периоды, пересуды соседей, болтовня прислуги – все это заставило меня заподозрить одну причину, которая, пожалуй, могла бы несколько оправдать их. Быть может, у отца имелись кое-какие сомнения по поводу моего рождения; быть может, я напоминала матери о совершенном ею проступке и о неблагодарности человека, которому она доверилась сверх меры, – кто знает? Но если даже эти подозрения и не вполне обоснованны, то чем я рискую, открывая их вам? Вы сожжете это письмо, а я обещаю сжечь ваш ответ.
1
Рецензии на книгу «Монахиня» Дени Дидро
Впервые прочитав «Монахиню» в 12-летнем возрасте («Монахиня» осуществила довольно сильное вмешательство в психику мальчика, вдолбив в его голову мысль по поводу того, что никто не имеет права диктовать ему условия касающиеся его собственной жизни — ни бог, ни отец и не государство) при повторном прочтении еще раз убедился в том, что может привлекать юного читателя. Произведение действительно кажется детским, несмотря на совсем недетский сюжет и важные вопросы, затронутые автором. В «Монахине» существует четкое разделение на добро и зло. Помимо того, что подобное видение мира присуще главной героине в ее неполные 20 лет, отпечаток накладывает еще и тот факт, что она практически в течении всего повествования находится в состоянии войны. Либо ведет ее, либо к ней готовится, либо находит еще какие-то внутренние терзания.
Дидро пытался нарисовать чистый образ невинной девушки и это ему удалось. Парадоксальным для себя образом обнаружил у главной героини несокрушимую веру в бога, чему в детстве не придал особого значения. Это объяснимо, ибо в юном возрасте не задаешь себе вопросов по поводу возможности сохранения подобной девушки в первозданном виде, слова автора воспринимаются на веру. Главная героиня следовала христианским правилам с фанатичной точностью и даже умудрялась не допускать греховных мыслей. Технология сего процесса лично для меня загадочна, но Дидро посвятил этой теме отдельный семинар, долго разглагольствуя о недопустимости пагубных знаний. Сие не очень вяжется с Евой и женской природой в принципе, но на сей раз я ни на минуту не забывал, что читаю все же мужчину за 40. Тем не менее, снимаю шляпу перед автором, сумевшим сохранить некую часть самого себя, которую без особых проблем можно выдать за юную девицу.
Именно благодаря христианским правилам главная героиня пришла к выводу, что не должна быть монахиней. Сей парадокс занятен, необычен и на нем фактически строится весь сюжет. Мы можем прийти к богу только удаляясь от него. Монастырь в те годы выглядел более привлекательно, мы слышим мнение простого народа по поводу того, что «монахини там живут на всем готовом», но главная героиня стремится к мирской жизни, хотя толком о ней ничего не знает. Она уверена в своих силах — в своей привлекательности, которая позволит ей достойно выйти замуж (она вообще находится только в двух состояниях — когда все с ней носятся, тискают ее, обожествляют и когда все над ней глумятся. Это все подразумевает отсутствие равнодушных к ее персоне), сыскать пропитание игрой на клавесине — да и вообще, без обиняков, главная героиня не пропускает момент объявить о том, что она самая умная и красивая. Скромность не является ее отличительным качеством, хотя она и старается.
Вера в бога главной героини построена на выполнении определенного набора правил. В этом она хорошо разбирается — знает наизусть монастырский устав и учит других этими знаниями пользоваться. Честность подразумевает в ней никудышнего дипломата. Тем не менее, девушка всячески ловчит и лукавит — она и не может по-другому, ибо слишком хорошо понимает процессы — грех не воспользоваться этим знанием. Но честность один из ее пунктов, а посему она не может соврать и поклясться именем божьим. Вера и изолированное пространство монастыря смогли хорошо скрыть все недостатки девушки и поэтому она выглядит практически святой. Самый тяжкий грех, на который она способна — это подслушать чужой разговор. Разумеется, образ надуман, но Дидро позаботился буквально обо всем. Чего стоит заключение, где героиня перечитывает собственные записи и обвиняет себя в кокетстве. Злопыхатели и здесь обломались — она их опередила.
Обличение слуг божьих — основная тема произведения и Дидро часто обвиняют, что героиня слишком умна для своего возраста, а тем более — половой принадлежности. Однако в логическом смысле произведение безупречно. Концептуальные высказывания по поводу церкви и государственной власти переданы главной героиней со слов других людей, которые вполне могли это и произнести. Откровенно богохульского пока мало, ибо автор не достаточно еще на этом набил руку.
И вот, что меня заинтересовало — «Мой обморок был таким глубоким и продолжительным, что я уже не надеялась прийти в себя и увидеть вас когда-либо». Никогда не падал в обморок, но человек при этом получается способен думать?
Да, у каждого из нас есть свой монастырь. Но что-то мне подсказывает, что помощи от кого-то, чтобы из него вырваться, не дождешься.
p.s. Хотел воспользоваться простой инструкцией Дидро
но сразу обнаружил красноту на лице, а посему написать бы смог только две страницы восклицаний «О,да!» Впрочем, это вчерашний ликер пошел пятнами, а совсем не краснота от стыда, но запятнать «Монахиню» не так-то и просто.
Система персонажей
Героями романа являются:
- Сюзанна Симонен, главная героиня романа, молодая монахиня;
- Господин Манури- адвокат;
- Сестра Урсула – монахиня, поддерживавшая Сюзанну;
- Господин Эбер – викарий;
- Настоятельница монастыря;
- Отец Лемуан – духовник Сюзанны Симонен;
- Сестра Тереза – любимица настоятельницы;
- Отец Морель – новый духовный наставник Сюзанны;
- Маркиз де Крамуар.
Главная героиня романа «Монахиня» — Сюзанна Симонен – представительница мещанского сословия. Девушка отличается чистотой поступков и помыслов, богатым внутренним миром, ей присущи врожденное нравственное благородство, целеустремленность. Сюзанна умная, сильная, благочестивая девушка. Ей пришлось на собственном опыте испытать все тяготы монастырской жизни.
Героиня выступает в произведении не только как реальная личность, но и как обобщенное выражение естественных стремлений человека, которые свойственны самой природе. Дидро подчеркивает заложенное в героине природное начало. Протест Сюзанны – это голос самой природы. Дидро подчеркивает, что заключение человека в монастырь является враждебным самой человеческой природе.
Идея, тематика, проблематика романа «Монахиня»
Замечание 2
Идея романа «Монахиня» – разоблачение религиозного фанатизма и утверждение общественных прав женщины.
В своем произведении Д. Дидро обращается к ключевому вопросу просветительской эпохи – к вопросу о человеке. При этом, в отличие от многих мыслителей того времени, Дидро переводит этот вопрос из сферы отвлеченных абстракций в более конкретную жизненную плоскость. Эта установка обращает писателя к наследию Ричардсона. Английский романист стал первым писателем 18 века, изобразившим в своих произведениях обычного человека в обыденной жизни. Дидро, как и Ричардсон, изображает обычного человека. Однако его, в отличие от английского писателя, интересует в герое не индивидуальное, личное, а его гражданские качества, то, что делает героя членом общества. Дидро через призму отдельной частной жизни стремиться показать законы общества. На примере отдельной человеческой жизни писатель проверяет состоятельность общественной системы. Поэтому роман «Монахиня» является одним из наиболее революционных произведений во французской просветительской литературе.
Произведение «Монахиня» многопланово. Основные проблемы романа:
- Проблема общества и семьи;
- Резкая критика монастырских порядков;
- Проблема места и назначения человека;
- Проблема свободы;
- Отношение к природе.
Особенности жанра. Сюжет
Личная судьба героини писателем изображена с позиций мыслителя-просветителя. Дидро показывает несоответствие судьбы личности гуманистической морали и идеалам разума. Дидро пришел к выводу, что в абсолютистской Франции просветительский идеал свободы неосуществим. Главной героине удалось вырваться из монастыря, одна вне его она нашла только свободу быть бесправной.
Произведение имеет антиклерикальное и антирелигиозное направление. В то время такое произведение опубликовать было невозможно, поэтому с романом Дидро знакомились лишь самые близкие друзья писателя.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Художественное творчество Д. Дидро. Повесть «Монахиня» 420 ₽ Реферат Художественное творчество Д. Дидро. Повесть «Монахиня» 250 ₽ Контрольная работа Художественное творчество Д. Дидро. Повесть «Монахиня» 240 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Сюжет романа несложен. В произведении повествуется о приключениях молодой девушки, которую родители насильно заточили в монастырь. Сюзанна становится там жертвой развратных монахинь. Девушка убегает из монастыря, надеясь начать новую жизнь. Главным в романе является его острая публицистическая направленность. Писатель с большим реализмом показывает, как в душе покорной и тихой девушки появляются зачатки сомнения, переходящие в скором времени в чувство гнева и протеста. Этот протест перерастает в открытый бунт против насилия над стремлением к жизни, против религиозного обмана, монастырского лицемерия, тирании, суеверия, надругательства над правом женщины на самостоятельную, свободную, счастливую жизнь.
Жанр романа в просветительской литературе приобретает свои настоящие черты и становится эпосом частной жизни. Авторы в нем изображают нравы и быт людей демократического сословия. Новизна реалистического романа характерна произведению Дидро. Писатель изображает частную и современную жизнь с особой правдивостью ситуаций и деталей. В «Монахине» Дидро в некоторой степени явился учеником основоположника английского романа Ричардсона. Но по существу Дидро далек от его сентиментализма, так как заключенный в романе Дидро дух протеста выходит за рамки романа мещанских добродетелей и семейного романа.
Роман «Монахиня» написан в форме исповеди, в виде дневника героини. Но повествование от первого лица придает произведению не только исповедальный характер, но и публицистический.