Мастер и маргарита. часть 1 . воланд и его свита. знакомство с мастером

Краткое содержание глав романа булгакова «мастера и маргарита»

Подробный пересказ по частям

Роман состоит из трёх параллельных сюжетных линий, которые сходятся в финале. Названия частей — условные.

Часть 1. Воланд и его свита. Знакомство с мастером

Кратко Подробный пересказ

Москва, 1930-е годы. Жарким майским днём в городе появился иностранец, называющий себя профессором-консультантом и специалистом по чёрной магии. Сопровождала его свита из трёх очень странных личностей, одной из которых был огромный, чёрный, говорящий кот.

Иностранец, оказавшийся сатаной Воландом, начал с того, что подстроил гибель видного литературного деятеля и поселился в его квартире, о которой немедленно пошла дурная слава.

Во́ланд
 — сатана, имеет вид чело­века 40 с лиш­ним лет, высо­кий, брю­нет, с гла­зами раз­ного цвета – чёр­ным и зелё­ным, низ­ким голо­сом, явился в Москву со сви­той, пред­став­ля­ется про­фес­со­ром чёр­ной магии.

Личности из свиты Воланда, склонные к жестоким шуткам, развели в Москве бурную деятельность и свели с ума множество людей.

Одним из несчастных, угодивших в клинику для умалишённых, был поэт, писавший атеистическую поэму о Христе. В клинике он встретился с мастером, который написал роман о Понтии Пилате, подвергся нападкам критиков и травле, из-за этого сошёл с ума и сжёг свой роман.

По́нтий Пила́т
 — про­ку­ра­тор Иудеи, жесто­кий, суро­вый чело­век, стра­дает силь­ными голов­ными болями, от кото­рых нет лекар­ства.

Возлюбленная мастера, красавица Маргарита, хотела лечить и оберегать любимого, но мастер не мог принять такой жертвы. Сначала его забрали в тюрьму за чтение запрещённых книг, потом он попал в клинику для умалишённых. Выйдя оттуда, он долго бродяжничал и снова вернулся в клинику. Пробыв в ней четыре месяца, мастер смирился, не давал знать о себе Маргарите и поверил, что она забыла его.

Главы о Воланде и мастере с Маргаритой перемежаются главами из романа мастера. В нём рассказывается о прокураторе Иудеи Понтии Пилате, который из-за предательского доноса не смог предотвратить казнь Иешуа Га-Ноцри.

Часть 2. Бал сатаны. Участь мастера и Маргариты

Кратко Подробный пересказ

Воланд прибыл в Москву, чтобы устроить ежегодный весенний бал. По традиции королевой бала становилась самая красивая в городе женщина по имени Маргарита. В этом году Воланд предложил эту почётную роль возлюбленной мастера.

После исчезновения любимого Маргарите пришлось вернуться к мужу, но она не забыла мастера и приняла предложение сатаны, надеясь, что тот ей поможет. Намазавшись волшебным кремом, Маргарита стала ведьмой и полетела на бал верхом на половой щётке.

Обязанности хозяйки бала оказались тяжкой ношей, но Маргарита справилась. После бала Воланд предложил исполнить любое её желание. Маргарита потребовала вернуть ей мастера и их прежнюю жизнь. Воланд всё исполнил.

Сатане пришло время покинуть Москву. На Воробьёвых горах он встретился с посланцем Иешуа, который передал сатане просьбу: подарить мастеру и Маргарите вечный покой, поскольку рая они были недостойны, а ада — не заслуживали. Влюблённые умерли в этом мире и вместе с Воландом и его свитой покинули Москву.

Параллельно заканчивается роман о Понтии Пилате. После казни Иешуа прокуратор отомстил, приказав убить подлого доносчика, но это не смягчило наказания, уготованного Понтию Пилату. Около 2000 лет он провёл «на каменистой безрадостной плоской вершине», дожидаясь прощения и встречи с Иешуа.

Воланд отпустил Понтия Пилата — тот, наконец, встретился с Иешуа. Затем сатана попрощался с влюблёнными. Мастер и Маргарита навечно поселились в последнем приюте: уютном, тихом доме с садом.

Эпилог

Слухи об этих странных событиях разошлись по всей стране. Следствие зашло в тупик. В конце концов решили, что во всей этой чертовщине виноват сильнейший гипнотизёр из свиты Воланда.

Поэт вылечился, стал профессором истории и философии

Каждый год в день гибели своего друга, литературного деятеля, его охватывала тоска, и он подолгу сидел на той самой скамейке на Патриарших прудах, на которой познакомился с Воландом, а ночью ему снились Пилат и Иешуа, идущие по лунной дороге и спорящие о чём-то важном

Знакомство с героями, завязка интриги

Сюжет книги начинается с появления незнакомца, называющего себя Воландом. Он представляется специалистом черной магии, хотя на самом деле является Сатаной. Вмешавшись в спор Михаила Берлиоза с поэтом Иваном Бездомным о существовании Бога, незнакомец заверяет: Иисус Христос реальный человек. В качестве доказательства правдивости своих слов он предсказывает Берлиозу гибель, отрубленную голову, и что убьёт его «русская девушка-комсомолка».

Друзья начинают подозревать странного господина в шпионаже. Проверив документы, удостоверяются что господин этот переехал по приглашению работать консультантом магических явлений. Воланд рассказывает кем был Понтий Пилат, Аннушка, согласно сюжету романа, в это время проливает на дорогу масло.

Начало третьей главы описывает предсказания Воланда, вновь характеризуется тот, кого переехал трамвай. В романе «Мастер и Маргарита» появляется интрига: Берлиоз спешит к будке телефонного аппарата, скользит, падает, железная машина, управляемая девушкой-комсомолкой, отсекает ему голову.

Иван Бездомный потом узнаёт, что масло, «убившее» друга, разлила Аннушка. Его посещает мысль: виновником может быть загадочный незнакомец, притворяющийся, что не понимает по-русски. Помогает Воланду загадочная личность в клетчатом костюме.

Краткий пересказ последующих приключений Ивана Бездомного позволит понять причину его попадания в психиатрическую лечебницу.

Иван теряет след Воланда, попадает в чужую квартиру, купается посреди ночи, оказываясь возле ресторана, входит внутрь.

Здесь он предстаёт перед глазами 12-и литераторов в рваных кальсонах и толстовке во время купания остальные вещи были украдены.

С иконой и свечкой сумасшедший поэт ищет Воланда под столиками, затевает драку, попадает в лечебницу. Отсюда поэт пробует вызвать полицию, пытается сбежать, врачи ему ставят диагноз «шизофрения».

Лиходеев в Ялте и происшествие у Никанора

Воланд оказывается в квартирке, находящейся на Садовой, где поселился умерший Берлиоз совместно с Лиходеевым, главой театра. Там иностранец находит его в сильном похмелье. Он предъявляет уже заключенный контракт на право выступать в театре. Далее Степа Лиходеев выпроваживает Воланда из жилья, но тот необычным образом появляется в Ялте.

Далее председатель товарищества дома Никанор Иванович заявляется в квартиру, где сидит Воланд. Он застает Коровьего, просящего сдать жильё, ведь Берлиоз скончался при трагических событиях, а Лиходеев сейчас пребывает в Крыму. Эти выпрашивания заканчиваются удачно. Никанор Иванович получает поверх платы 400 рублей. Деньги он запрокидывает в вентиляционное отверстие. Затем к Никанору приходят из службы порядка, чтобы арестовать его за хранение зарубежной валюты, ведь отечественные купюры чудесным образом стали долларами. Он оказывается в клинике Стравинского.

Затем читатель знакомится в произведении «Мастер и Маргарита» с Римским — финдиректором театра. Совместно с администратором Варенухой они пробуют найти Лиходеева, но пребывают в шоке, ознакомившись с присланной из Ялты телеграммой. Там он просит подтвердить собственную личность, а затем выслать немного деньжат, ведь его забросил на юг гипнотизер.

Римский подумал, что Лиходеев их разыгрывает. Он отправляет Варенуху унести послания, «куда надо». Но ей не удается выполнить поручение. Азазелло и кот Бегемот хватают администратора, относят в вышеупомянутую квартиру. Девушка лишается чувств, увидевшись с ведьмой.

Характеристика персонажей

  • Воланд — сатана

    , превращающийся в обычного человека, фокусника.

  • Мастер — писатель

    . Написал произведение о прокураторе.

  • Маргарита — возлюбленная Мастера

    , любившая книгу о Понтие Пилате больше, чем самого Мастера.

  • Бегемот

    — черный говорящий кот.

  • Иешуа — философ

    , чистый и праведный человек. Распят на кресте.

  • Понтий Пилат — прокуратор

    , пытающийся спасти Иешуа.

  • Коровьев

    — человек в пиджаке в клетку.

  • Азазелло

    — рыжий персонаж с ярко выделенным клыком.

  • Каифа — ученик Иешуа

    , любивший своего учителя больше всего на свете.

  • Иван Бездомный — поэт

    , член МАССОЛИТа (объединения литераторов). Попал в психушку.

  • Берлиоз

    — член МАССОЛИТа.

  • Гелла

    — нагая вампирша.

Встреча на Патриарших прудах, художник Александра Федорова, 1979 год

Основные персонажи романа

В кратком пересказе романа участвуют следующие персонажи.

Главные герои

  • Воланд — князь тьмы. Представляется консультантом по черной магии, проводит театральные представления.
  • Мастер — его имя не раскрывается. Писатель-романист, создавший роман про Понтия Пилата.
  • Маргарита — красавица, замужняя дама, любовница мастера. Умна, бескорыстна.
  • Иван Бездомный — молодой поэт. Работает по заказу власть имущих, пишет антирелигиозные произведения.
  • Коровьев — демон. Его настоящее имя Фагот. Старший помощник Воланда.
  • Азазелло — подручный Сатаны. Песчаный демон отталкивающей внешности (торчит клык, бельмо на глазу, волосы торчат).
  • Бегемот — полукот-получеловек. Шутник и балагур, но не всегда безобиден.
  • Понтий Пилат — судья иудейский. Труслив, но совестлив.
  • Иешуа Га-Ноцри — бродяга-философ. Мудрый, справедливый.

Второстепенные персонажи

  • Гелла — помощница-вампирша.
  • Левий Матвей — верный последователь Иешуа.
  • Берлиоз — литератор, лидер собраний.
  • Никанор Босой — руководитель жилого дома литераторов.
  • Варенуха — администратор в театре.
  • Лиходеев — театральный директор.

Глубинная мысль романа

Перечитывая содержание романа по главам, понимаешь, что его формат книга в книге. Действие происходит на рубеже XX века. Москву посетил Воланд Сатана, отсюда пошло название частей произведения: московские главы. Также описываются события, произошедшие 2 000 лет назад: бродячий философ осужден распятием за свои воззрения. Действие происходит в городе Ершалаим (Иерусалим), потому главы называются ершалаимские.

Сюжет построен одновременно в двух временных промежутках. Основные герои перемежаются с второстепенными, одни эпизоды преподносятся так, словно это вторая сюжетная линия романа Мастера, другие представляют собой рассказы Воланда, ставшего очевидцем событий.

В эпилоге создаётся впечатление философского направления романа, затрагивающего вечную тему добра и зла.

Человеческая природа и ее противоречивость отражаются на страницах предательством, злом, любовью, истиной, ложью. Язык Михаила Афанасьевича подкупает глубиной мысли, иногда понять её после первого прочтения романа невозможно. Потому снова и снова хочется возвращаться к этой книге.

Внимание! Российская история начала 30-х годов прошлого столетия предстаёт в «Мастере и Маргарите» трагично, ведь в Москву под видом Воланда явился дьявол. Он становится пленником фаустовских цитат о том, что хочет совершать зло, а выходят только добрые дела!

Необычное представление и рассказ Мастера

В последующей главе описывается представление Воланда. Этот маг делает купюрный дождь при помощи специального пистолета, а зрители ловят деньги. Потом появляется необычный магазин, в котором можно взять вещи бесплатно. В него образуется целая очередь. В конце представления купюры становятся обычными бумажками, а вещи пропадают. Дамы вынуждены в нижнем белье бежать по городу.

Римский находится в кабинете, куда приходит Варенуха, уже ставший вампиром. Директор хочет сбежать, но на помощь приходит Гелла. Утром гости пропадают. Римский быстро поседел, он отправляется на вокзал, чтобы убежать в Ленинград.

Бездомный знакомится с Мастером. Тот ведает ему, как повстречал погубившего Берлиоза иностранца. Мастер говорит, что Иван пересекся с самим сатаной, и рассказывает все ему.

Имеющий образование историка человек занимает должность в музее, но неожиданно ему представился случай получить 100000 рублей. Он решил арендовать две комнаты, которые располагались в подвальном помещении маленького домика. Человек оставил свою работу, приступив к написанию романа о Понтии Пилате. Текст был практически завершен, но на улице ему случайно встречается Маргарита. Между двумя сразу вспыхивают чувства.

Девушка была в браке с весьма богатым человеком, проживала в большом доме на Арбате, однако никогда не испытывала чувств к супругу. К Мастеру Маргарита ходила каждый день. Двое были счастливы. Когда роман автор наконец-таки дописал, он отправил его в журнал, но там получил отказ в печати. В публикацию пошел только отрывок, а потом появились ужасные статьи, написанные несколькими критиками:

  • Лавровичем;
  • Латунским;
  • Ариманом.

После этого Мастер сильно заболевает. С приходом темноты он бросает в огонь своё творение, однако Маргарита успевает подхватить пачку листов из печи. Девушка берет рукопись, отправляется к мужу, чтобы расстаться с ним и воссоединиться с Мастером. Холодным зимним вечером, спустя два-три месяца, Мастер видит, что все комнаты уже позанимали. Он отправляется в больницу, где много времени проживает безыменным пациентом.

История создания

Этот роман Булгаков писал 12 лет. История о Мастере и Маргарите, Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри, о Воланде и Москве занимала все мысли писателя. При этом ни малейшей надежды на публикацию у автора не было: за ней последовал бы расстрел (да и не взялся бы никто публиковать это произведение).

Булгаков окончил работу над романом в 1939 г. Будучи тяжело больным, он продолжал диктовать жене поправки к роману. До последнего момента жизни автор создавал это великое произведение.

Благодаря неимоверным усилиям Елены Сергеевны Шиловской, жены Булгакова, спустя 27 лет после смерти писателя роман «Мастер и Маргарита» в сокращённом виде опубликовали в журнале «Москва».

Проблематика:

  • истина и её суть (Пилат и Иешуа);
  • борьба добра и зла;
  • внутренняя свобода и несвобода (Пилат, Мастер);
  • человек и власть (Пилат);
  • человек и деньги;
  • связь времён;
  • любовь и её суть (Мастер, Маргарита);
  • верность и предательство.

Смысл названия: Михаил Булгаков долго не мог определиться с названием романа. Черновые варианты назывались «Инженер с копытом», «Князь тьмы» или даже просто «Сатана». Но впоследствии Булгаков ушёл от демонической темы — вернее, сместил её на периферию, утвердив как главное содержание романа любовь (Маргарита) и творчество (Мастер).

Литературное направление: в силу самобытности роман «Мастер и Маргарита» сложно отнести к какому-либо определённому литературному направлению. Можно сказать, что этот роман сближается с эстетикой магического реализма (вплетение магических элементов в реалистическую картину мира). В русской литературе к магическим реалистам можно также причислить Гоголя.

Литературный жанр: роман.

Жанровые особенности: «Мастер и Маргарита» — это сатирический, социальный, фантастический и философский роман. Кроме того, в композиционном отношении он представляет собой «роман в романе».

Время и место действия: роман о Мастере и Маргарите, о Воланде — Москва, 1930-е годы, весна.

Роман об Иешуа Га-Ноцри и Понтии Пилате — Иерусалим, весенний месяц нисан.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: