Маятник фуко

“маятник фуко” умберто эко

Где можно увидеть маятник Фуко?

Статья по теме

Первый в космосе. Изобретения и идеи Циолковского, опередившие свое время

В России на действующий маятник Фуко можно просмотреть в Московском планетарии, Сибирском федеральном университете, в атриуме 7-го этажа Фундаментальной библиотеки МГУ, Санкт-Петербургском и Волгоградском планетариях, в Приволжском федеральном университете в Казани.

До 1986 года маятник Фуко длиной 98 м можно было увидеть в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге. Во время проведения экскурсии посетители собора могли наблюдать за экспериментом — плоскость вращения маятника поворачивалась, и стержень сбивал спичечный коробок на полу поодаль от плоскости вращения маятника.

Самый большой в СНГ и один из самых крупных маятников Фуко в Европе установлен в Киевском политехническом институте. Шар из бронзы весит 43 килограмма, а длина нити составляет 22 метра.

Город видимый, но незаметный

Нервин Джоши приводит Чамчу в Шаандаар-кафе, которое содержат индийские иммигранты — семья Суфьян. Супруг и две дочери-подростка радушно встречают сатира и селят на чердаке. Только жена не рада такому гостю.

Чамча мучается вопросами без ответов: за что он превращён в сатира, имеет ли к этому отношение Фаришта. Его злит, что ему помогают индийцы, от которых он долгое время дистанцировался, считая себя англичанином. Он теряет работу и узнаёт о появлении в Лондоне воскресшей «звезды» Джабраила и о его будущих съёмках в фильме про ангела.

Памела Чамча необъяснимо седеет и беременеет от Нервина Джоши.

Сестры Суфьян подружились с Чамчей; они рассказывают ему о межнациональной обстановке в их районе Спитлбрик: белые банды терроризируют иммигрантов, те создают отряды самообороны.

Слухи о дьяволе-сатире просачиваются в местное общество, вызвав моду на сатанизм. Чамчу это ужасает, он необъяснимо увеличивается.

В семье Суфьян разыгрывается скандал: несовершеннолетняя Мишала уходит с любовником Ханифом из дома, мать девушки обвиняет в этом сатира Чамчу. Злой, чудовищно раздувшийся, он отправляется искать Фаришту. Мишала и Ханиф оставляют его на ночь в пустом ночном клубе, где он концентрируется на ненависти к сопернику-ангелу. Проведя ужасную ночь, испытав нечеловеческие муки и полуразрушив помещение, Чамча засыпает и просыпается человеком.

Фаришта и Аллилуйя Конус наслаждаются любовью, они неразлучны. Оба впервые влюблены, и девушка не слушает предостережений матери. Рассказана история несчастливой семьи Конус. Алли преследуют тревожные видения с момента покорения Эвереста. Девушка и Фаришта скрывают друг от друга свои галлюцинации. Герой замечает, что его сны негативно влияют на реальность.

Альпинистка становится медиа-звездой, бизнес-леди, но испытывает одиночество, как и другие герои романа. Ей чудится неизбежная скорая смерть, предсказанная призраками с пика. Отношения любовников портятся, приходят непонимание и раздражение. Джабраила посещает видение Бога: тот велит ему уйти от Алли для исполнения высшей миссии. Девушка помещает любовника в психиатрическую клинику из-за его снов и связанной с ними «умственной болезни»: он пугает её необоснованной ревностью.

Кинопродюсеры находят больного Фаришту и предлагают громкое возвращение в киномир. На шоу в его честь у него происходит внутренний кризис, и он выбирает путь ангела. Пророческие сновидения сбываются наяву: актёр ощущает себя вершителем судеб мира. Он возносится над толпой и пропадает.

Фаришта-ангел грезит великими свершениями. Наконец вспоминает имя дьявола-врага Чамчи и безуспешно пытается творить добро на улицах Лондона. Герой вновь перенесён к порогу Алли и погружается в мистический сон о постаревшем пророке.

Примечания

  1. Burgess, A Conspiracy to Rule the World ,New York Times Book Review , October 15, 1989.
  2. Действие романа заканчивается на следующий день после даты смерти Мишеля Фуко (25 июня 1984 года).
  3. D. Defert, «Chronologie», in M. Foucault, Dits et écrits , Gallimard, Paris 1994 (2001), с. 41.
  4. «Umberto Eco & The Open Text» by Peter E. Bondanella, с. 133.
  5. LaRepubblica newspaper: Eco, scherzo d’autore…
  6. Bondanella ,Umberto Eco and the Open Text , с. 150. Мистическое откровение связано с игрой на трубе и в 2008 году Эко сказал в интервью, что он играет на трубе каждый день, для того чтобы вновь пережить чувства из его детства. См. также Richard Rorty,The Pragmatist’s Progress , с. 90.
  7. Sullivan, Jane . Religious conspiracy? Do me a fervour, The Age (24 декабря 2004). Дата обращения 4 апреля 2006.
  8. «Questions for Umberto Eco». интервью Deborah Solomon, опубликовано в ноябре 2007 года
  9. Eco, U., Faith In Fakes: Travels In Hyperreality , Picador, 1987, ISBN 978-0-330-29667-0.
  10. `THE BUSINESS’ AN UNSUCCESSFUL VENTURE — The Boston Globe (Boston, MA) | HighBeam Research Архивная копия от 25 октября 2012 на Wayback Machine.
  11. アーカイブされたコピー (неопр.) . Дата обращения 17 июня 2009. Архивировано 29 декабря 2009 года.

Архангел Азраил

Много страдавший и возродившийся Чамча возвращается домой. Он разлюбил жену, перестал ненавидеть и винить во всём Джабраила. Меняется его менталитет: он начинает интересоваться жизнью земляков-иммигрантов. Постепенно он восстанавливает прежнюю жизнь, мирно соседствует с бывшей женой и её любовником и мечтает о Зини Вакил — бомбейской подруге.

Чамча участвует в митингах протеста иммигрантов против расизма. Внезапно он видит призрак архангела Азраила (смерти) и предчувствует собственную гибель. В панике бродя по улицам, он видит гибельные знаки пришествия архангела Джабраила, всё напоминает ему о Фариште-ангеле. Чамча стоит перед нравственным выбором и выбирает путь человека, в отличие от приятеля.

Наконец три героя встречаются на вечеринке лондонской богемы. Джабраил неискренне рад Саладину, тот чувствует неприязнь к нему и к Алли, одновременно желая девушку. Кинозвезда под действием психотропных лекарств: он лечит параноидальную шизофрению — раздвоение личности, у него припадки безумия.

Алли просит Чамчу, как друга, помочь в уходе за больным Джабраилом. Саладин видит заботу девушки о больном и проникается симпатией и жалостью к ней.

Завидуя Фариште и желая его возлюбленную, Чамча задумывает месть и осуществляет её, разжигая ревность актёра. Пользуясь своим талантом имитатора, он звонит Фариште и Алли по телефону, выдумывая непристойности про девушку. Актёр, поверив в измену любимой, разрушает её квартиру и исчезает.

В Спитлбрике происходят межрасовые беспорядки. Во время пожара от рук погромщиков погибают Памела и Нервин.

Фаришта с рогом Азраила (смертью) бродит по району, сомневаясь и пытаясь понять волю Божью. Случайно встретив около Шаандаар-кафе спасающегося Чамчу, Джабраил прозревает и понимает, кто имитировал незнакомые телефонные голоса и разлучил его с Алли. Он поджигает кафе. Чамча пытается спасти супругов Суфьян и чуть не сгорает вместе с ними. В архангеле Фариште побеждает человечность, и, вновь став человеком, он спасает врага, вынеся его из огня.

Эксперимент Фуко

Французский физик и астроном Жан Фуко впервые осуществил свой эксперимент в 2 часа ночи 8 января 1851 года в погребе своего дома на углу улиц Асса́ (фр.)русск. и Вожира́р (фр.)русск. в Париже. Для этого был использован маятник длиной 2 метра. В феврале с разрешения Доминика Франсуа Араго он повторил опыт в Парижской обсерватории, на этот раз удлинив маятник до 11 метров. В подготовке эксперимента принимал также участие ассистент Фуко Фромент.

Первая публичная демонстрация была осуществлена уже в марте 1851 года в парижском Пантеоне: под куполом Пантеона он подвесил металлический шар массой 28 кг с закреплённым на нём остриём на стальной проволоке длиной 67 м. Крепление маятника позволяло ему свободно колебаться во всех направлениях, под точкой крепления было сделано круговое ограждение диаметром 6 м, по краю ограждения была насыпана песчаная дорожка таким образом, чтобы маятник в своём движении мог при её пересечении прочерчивать на песке отметки. Чтобы избежать бокового толчка при пуске маятника, его отвели в сторону и привязали верёвкой, после чего верёвку пережгли.

Маятник Фуко в парижском Пантеоне

Период колебания маятника при такой длине подвеса составлял 16,4 секунды, при каждом колебании отклонение от предыдущего пересечения песчаной дорожки составляло около 3 мм, за час плоскость колебаний маятника поворачивалась более чем на 11° по часовой стрелке, то есть примерно за 32 часа совершала полный оборот и возвращалась в прежнее положение.

Сравнение с другими произведениями

«Маятник Фуко» был назван «„Кодом да Винчи“ для мыслящего человека». Рукопись, от которой зажигается «План» и все многочисленные возможности для интерпретации, играет ту же роль, что и пергамент в Ренн-ле-Шато, раскручивающий историю до глобального масштаба в романе Д. Брауна и ранее в произведении The Holy Blood and the Holy Grail

из которой Браун черпал своё вдохновение. Роман Эко, который предшествует времени Брауновского феномена более чем на десять лет, схожим образом соприкасаются с Орденом Тамплиеров, совокупностью заговоров, тайных шифров, Загадкой Святой Крови (если и упоминается, то только мимолётом) и даже включают погоню вокруг парижских достопримечательностей. Всё это так, однако большинство критиков сходятся во мнении, что это больше сатира или пародия на бесполезность теорий заговора и тех людей, которые в них верят, чем попытка распространить подобные убеждения.

На вопрос, читал ли он роман Брауна, Эко ответил:

Эко, подобно персонажам романа, сам был увлечен великим аргентинским писателем Хорхе Луисом Борхесом, в особенности его известным коротким рассказом «Тлён, Укбар, Орбис Терциус». Этот рассказ, изданный впервые в 1940 году, служит прекрасным примером использования мистификации в литературе. Борхес рассказывает о некоем случайно обнаруженном им тайном обществе, существующим, по меньшей мере, двести лет. Главной целью этого общества является подробное коллективное описание вымышленного мира Тлён. Особого упоминания, в контексте «Маятника Фуко», заслуживают фрагменты рассказа, в которых упоминается якобы состоявшийся спор Луиса Борхеса с аргентинским писателем Биойем Касаресом о «том, как лучше написать роман от первого лица, где рассказчик о каких-то событиях умалчивал бы или искажал бы их и впадал во всяческие противоречия, которые позволили бы некоторым — очень немногим — читателям угадать жестокую или банальную подоплёку

», а также некий Иоганн Валентин Андре, якобы Германский богослов начала XVII века, который «описал вымышленную общину розенкрейцеров — впоследствии основанную какой-то группой людей по образцу, созданному его воображением». Оба произведения также схожи большим количеством упоминаний реальных и вымышленных обществ и философских течений.

Ранний бестселлер Эко Имя розы был также вдохновлён Борхесом — в этот раз новеллой «Вавилонская библиотека» — что Эко молчаливо подтвердил, отведя ключевую роль в романе слепому монаху по имени Хорхе де Бургос, названом в честь великого слепого Аргентинца.

Маятник Фуко также содержит в себе множество пересечений с жизненным опытом У. Эко и его произведениями. Бельбо — персонаж романа — как и сам Эко, вырос в регионе Пьемонт в Северной Италии и неоднократно ссылается на него в своих дневниках. В Il costume di casa (Faith In Fakes)

содержится заметка Эко, в которой он обращается к его личному опыту посещения церемонии Кандомбле (Candomblé ) в Бразилии, напоминающий аналогичный эпизод в романе, а также описание французского этнолога Роже Бастида (фр. Roger Bastide), который схож с персонажем Алье.

Американская газета «The Boston Globe» заявила, что «Маятник Фуко Умберто Эко может иметь отношение к трилогии «Иллюминатус!» Роберта Антона Уилсона». «The Illuminatus! Trilogy» была написана за тринадцать лет до Маятника Фуко. Писатель George Johnson также говорил о схожести двух этих книг, что «обе работы были написаны в ироничной манере с большим чувством юмора».

Возвращение в Джахилью

В Джахилье, 25 лет спустя, постаревший поэт Баал со страхом ожидает победоносного возвращения армии Махунда, пророка новой религии. Старый гранди Абу-Симбел с женой готовятся оборонять осаждённый город.

Разочаровавшийся сподвижник Махунда жалуется на жёсткие религиозные законы, введённые пророком согласно откровениям ангела. Правил у новой религии много, их трудно исполнять. Покорность — вот главный принцип жизни, внушённый ангелом Махунду.

Гранди Абу Симбел принимает веру пророка и сдаёт город. Он обещает безопасность всем новообращённым. Горожане предпочитают сдаться и выжить. Захватив город, Махунд велит уничтожить статуи языческих богов в Каабе. Языческие богини во главе с Ал-Лат уничтожены, на площади пророк массово обращает горожан в истинную веру.

Старый враг пророка, Баал, скрывается в борделе под видом евнуха. После гибели старых богинь он становится атеистом. Больше не боясь смерти, он решает подшутить над пророком и законами Покорности. Разрешив верующим заводить четырёх жён, а сам имея двенадцать, Махунд смущает мужчин Джахильи. Баал предлагает двенадцати проституткам во время сексуальных игр называться именами жён Махунда. Клиенты в восторге, доходы борделя растут, соблюдается строжайшая тайна. Пойдя дальше, проститутки объявляют Баала своим мужем, таким образом пародийно перевоплотившись в «первую» семью страны. Счастливого поэта вновь посещает творческое вдохновение.

Новые власти закрывают притон, сексработниц арестовывают. Перед окнами тюрьмы поэт читает им мадригалы. Махунд судит Баала и приговаривает вместе с проститутками к казни. Пророк не прощает насмешек над своей верой и семьёй. Вскоре пророк заболевает и умирает. Его смерть подаётся как месть уничтоженных богинь Джахильи.

Персонажи[править]

  • Казобон — главный герой, от его лица ведётся повествование. Начитанный интеллигент и прирождённый исследователь, единственный из троицы не имеет проблем в личной жизни. Чаще всего им движет жажда познания, даже за План он так основательно взялся, видимо, не столько из развлечения, сколько из возможности больше узнать о заговорах и тайных обществах. Поначалу совсем не верит в реальность конспирологических теорий, но после пережитого в Париже сам становится одержим манией преследования.
  • Якопо Бельбо — второй POV романа. Склонен к иронии и сарказму, которыми скрывает свою депрессию и комплексы, вызванные нерешительностью и нереализованной тягой к творчеству. Любит рассказывать истории из своего детства, которое пришлось на Вторую мировую войну. Безнадёжно влюблён в Лоренцу Пеллегрини. Выдумывая План, он думал, что делает хоть что-то значительное в своей жизни.
  • Диоталлеви — третий редактор «Мануция» и «Гарамона», альбинос. Считает себя потомственным евреем, о чём периодически спорит с Бельбо. Увлекался Каббалой задолго до Плана. У него не было семьи, и судя по всему, не было и друзей, кроме работников издательства. Участвовал в разработке для развлечения, но позже объяснял свою болезнь божественной карой за искажение истины.
  • Алье — авантюрист и обаятельный мошенник, эксперт по оккультизму и конспирологии. Никто не знает ни его настоящего имени, ни точного возраста. Скорее всего, сам в мистику не верит, но любит использовать свою харизму, чтобы производить впечатление на более доверчивых.
  • Гарамон — глава издательств «Гарамон» и «Мануций». Не такой интеллектуал, как трое своих подчинённых, зато прекрасный предприниматель и переговорщик.
  • Лоренца Пеллегрини — ветреная возлюбленная Бельбо. В каких точно они отношениях, неясно, Казобон говорил, что они «дружат». Лоренца очень красива, но легко поддаётся влиянию посторонних и совершенно не думает о чувствах Бельбо.
  • Лия — жена Казобона. Выполняет роль голоса разума, объясняя проводимые одержимцами связи без вмешательства мировой закулисы и не давая своему мужу уйти с головой в конспирологию.

Рецензии на книгу «Маятник Фуко» Умберто Эко

Превосходная книга. Умберто Эко (род. в 1932) — один из крупнейших писателей современной Италии. Знаменитый ученый-медиевист, специалист по массовой культуре, профессор Эко известен российскому читателю прежде всего как автор романа «Имя розы» (1980). «Маятник Фуко» — второй крупный роман писателя; изданный в 1988 году, он был переведен на многие языки и сразу же стал одним из центров притяжения мировой читательской аудитории. Блестящий пародийный анализ культурно-исторической сумятицы современного интеллигентного сознания, предупреждение об опасностях умственной неаккуратности, порождающей чудовищ, от которых лишь шаг к фашистскому «сперва — сознаю, а затем — и действую», делают книгу не только интеллектуально занимательной, но и, безусловно, актуальной. Маятник Фуко, размещающийся в настоящее время в вестибюле для посетителей здания Генеральной Ассамблеи, является даром правительства Нидерландов. Он дает наглядное представление о вращении Земли вокруг своей оси. Принципиальное доказательство этого впервые продемонстрировал в Париже в 1851 году видный французский физик Жан Бернар Леон Фуко. На проволоке длиной около 250 футов, верхний конец которой был закреплен под куполом Пантеона, он подвесил пушечное ядро, внизу по кругу был насыпан валик из песка, и ядро при каждом качании оставляло на нем своей нижней поверхностью след, прочерчивая движение маятника. Внешне плоскость качаний медленно поворачивалась, двигаясь по часовой стрелке. В действительности же поворачивался пол под маятником, поскольку плоскость качаний свободно подвешенного маятника меняться не может. Маятник, демонстрируемый в настоящее время в вестибюле для посетителей здания Генеральной Ассамблеи, представляет собой 200-фунтовый позолоченный шар диаметром 12 дюймов, частично наполненный медью и подвешенный на нержавеющей стальной проволоке под потолком над церемониальной лестницей в 75 футах от пола. Верхний конец проволоки закреплен с помощью универсального шарнира, что позволяет маятнику свободно качаться в любой вертикальной плоскости. При каждом колебании шар проходит над рельефным металлическим кольцом с электромагнитом, в результате чего в меди внутри шара наводится электрический ток. Это взаимодействие дает необходимую энергию для преодоления трения и сопротивления воздуха и обеспечивает равномерность качания маятника. Плоскость качаний шара совершает полный поворот приблизительно за 36 часов и 45 минут. С помощью математических расчетов установлено, что период обращения варьируется в зависимости от географической широты пункта земной поверхности, в котором находится маятник. На Северном полюсе, географическая широта которого равна 90 градусам, где маятник будет находиться непосредственно над земной осью, период полного поворота составит 24 часа. На Экваторе, широта которого составляет 0 градусов, плоскость качаний маятника не будет вращаться вообще. На всех других широтах эффект Фуко проявляется в различной степени, при этом его действие становится более наглядным по мере приближения к полюсам. Выкладываю фото

Персонажи[править]

  • Казобон — главный герой, от его лица ведётся повествование. Начитанный интеллигент и прирождённый исследователь, единственный из троицы не имеет проблем в личной жизни. Чаще всего им движет жажда познания, даже за План он так основательно взялся, видимо, не столько из развлечения, сколько из возможности больше узнать о заговорах и тайных обществах. Поначалу совсем не верит в реальность конспирологических теорий, но после пережитого в Париже сам становится одержим манией преследования.
  • Якопо Бельбо — второй POV романа. Склонен к иронии и сарказму, которыми скрывает свою депрессию и комплексы, вызванные нерешительностью и нереализованной тягой к творчеству. Любит рассказывать истории из своего детства, которое пришлось на Вторую мировую войну. Безнадёжно влюблён в Лоренцу Пеллегрини. Выдумывая План, он думал, что делает хоть что-то значительное в своей жизни.
  • Диоталлеви — третий редактор «Мануция» и «Гарамона», альбинос. Считает себя потомственным евреем, о чём периодически спорит с Бельбо. Увлекался Каббалой задолго до Плана. У него не было семьи, и судя по всему, не было и друзей, кроме работников издательства. Участвовал в разработке для развлечения, но позже объяснял свою болезнь божественной карой за искажение истины.
  • Алье — авантюрист и обаятельный мошенник, эксперт по оккультизму и конспирологии. Никто не знает ни его настоящего имени, ни точного возраста. Скорее всего, сам в мистику не верит, но любит использовать свою харизму, чтобы производить впечатление на более доверчивых.
  • Гарамон — глава издательств «Гарамон» и «Мануций». Не такой интеллектуал, как трое своих подчинённых, зато прекрасный предприниматель и переговорщик.
  • Лоренца Пеллегрини — ветреная возлюбленная Бельбо. В каких точно они отношениях, неясно, Казобон говорил, что они «дружат». Лоренца очень красива, но легко поддаётся влиянию посторонних и совершенно не думает о чувствах Бельбо.
  • Лия — жена Казобона. Выполняет роль голоса разума, объясняя проводимые одержимцами связи без вмешательства мировой закулисы и не давая своему мужу уйти с головой в конспирологию.

Персонажи[править]

  • Казобон — главный герой, от его лица ведётся повествование. Начитанный интеллигент и прирождённый исследователь, единственный из троицы не имеет проблем в личной жизни. Чаще всего им движет жажда познания, даже за План он так основательно взялся, видимо, не столько из развлечения, сколько из возможности больше узнать о заговорах и тайных обществах. Поначалу совсем не верит в реальность конспирологических теорий, но после пережитого в Париже сам становится одержим манией преследования.
  • Якопо Бельбо — второй POV романа. Склонен к иронии и сарказму, которыми скрывает свою депрессию и комплексы, вызванные нерешительностью и нереализованной тягой к творчеству. Любит рассказывать истории из своего детства, которое пришлось на Вторую мировую войну. Безнадёжно влюблён в Лоренцу Пеллегрини. Выдумывая План, он думал, что делает хоть что-то значительное в своей жизни.
  • Диоталлеви — третий редактор «Мануция» и «Гарамона», альбинос. Считает себя потомственным евреем, о чём периодически спорит с Бельбо. Увлекался Каббалой задолго до Плана. У него не было семьи, и судя по всему, не было и друзей, кроме работников издательства. Участвовал в разработке для развлечения, но позже объяснял свою болезнь божественной карой за искажение истины.
  • Алье — авантюрист и обаятельный мошенник, эксперт по оккультизму и конспирологии. Никто не знает ни его настоящего имени, ни точного возраста. Скорее всего, сам в мистику не верит, но любит использовать свою харизму, чтобы производить впечатление на более доверчивых.
  • Гарамон — глава издательств «Гарамон» и «Мануций». Не такой интеллектуал, как трое своих подчинённых, зато прекрасный предприниматель и переговорщик.
  • Лоренца Пеллегрини — ветреная возлюбленная Бельбо. В каких точно они отношениях, неясно, Казобон говорил, что они «дружат». Лоренца очень красива, но легко поддаётся влиянию посторонних и совершенно не думает о чувствах Бельбо.
  • Лия — жена Казобона. Выполняет роль голоса разума, объясняя проводимые одержимцами связи без вмешательства мировой закулисы и не давая своему мужу уйти с головой в конспирологию.

Чудесная Лампа

После сердечного приступа Чамча едет в Индию попрощаться с умирающим отцом. Он полон угрызений совести из-за родителя и страдающего Фаришты. Из СМИ он узнаёт, что дела кинозвезды плохи, а в Индии неспокойная политическая и межрелигиозная обстановка.

Сын ухаживает за умирающим от рака отцом и, наконец, может выказать ему любовь, копившуюся в нём долгие годы. У отца сохранилась старая масляная лампа — предмет детских мечтаний сына. После похорон отца Саладин трёт»волшебную» лампу и появляется любимая Зини Вакил.

В Бомбее обсуждают неудачи бывшей кинозвезды Фаришты, тяжело заболевшего. В месте с Алли Конус в город прибывает группа альпинистов для восхождения на очередной пик. Чамча предвидит ужасный финал для них троих.

Саладин, Зини, их индийские друзья участвует в мирной демонстрации против насилия и фанатизма, они счастливы. Из СМИ Чамча узнаёт, что Алли разбилась, упав с крыши дома Фаришты, а её знакомый убит там же. Подозреваемый и разыскиваемый полицией Джабраил приходит к Чамче и рассказывает о своей невыносимой душевной боли. Он признаётся в двух убийствах и стреляется.

Саладин остаётся в Индии с любимой женщиной и пытается выстроить нормальную жизнь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: