Краткое содержание (подробно)
В одной сибирской глубинке, на берегу реки Енисей, жил мальчик Витя с бабушкой и дедушкой. Однажды бабушка послала его за земляникой с соседскими ребятами. Собранную ягоду обещала продать в городе и купить ему «пряник конём». Пряник был белый в виде коня, облитый розовой глазурью там, где находились грива, хвост, глаза и копыта. В те времена о таком прянике мальчик мог только мечтать. Он гарантировал почёт и уважение среди других деревенских ребят.
Чаще всего Витя играл с, вечно голодными, левонтьевскими ребятами, что жили по соседству. Их отец был бывшим моряком, ныне лесозаготовщиком, который раза два в месяц приносил зарплату. Тогда в доме стоял пир горой. Левонтий любил выпивать, и когда он был ещё не сильно пьян, то был добрым, пел песни, сажал мальчика за стол, угощал сладостями и жалел его, как сироту. Но только он напивался, то все сразу разбегались. Левонтий начинал ругаться, бить посуду и стёкла в окнах, о чём утром потом сильно жалел. Его жена, тётка Васёна, часто занимала у соседей деньги, в том числе и у бабушки мальчика. Бабушка не любила, когда Витя бывал у них, называла их «пролетариями», несолидными людьми и даже пеняла им то, что у них не было бани, и они всё время мылись у соседей.
Именно с левонтьевскими ребятами он и пошел на увал за ягодами. Уже было собрано достаточно ягод, когда старший заметил, что младшие вместо того, чтобы класть ягоду в посуду, кладут себе в рот и стал их ругать. Началась драка и вся собранная ягода рассыпалась, помялась и была потом съедена. Затем левонтьевские решили спуститься к Фокинской речке, но тут Санька, самый вредный из них, подбил Витю на «слабо» съесть все свои ягоды. Чтобы доказать, что он не жадина, мальчик высыпал их на траву и сказал: «Ешьте вместе со мной!». Не успел он моргнуть, как почти все ягоды левоньевские съели, ему досталось всего пара зелёных штук.
На речке ребята много озорничали — убили ласточку камнем, рыбку растерзали за некрасивый вид, забегали в пещеру, где живёт нечистая сила. О том, что его туесок опустел, Витя вспомнил только к вечеру. От мысли, что бабушка устроит ему отчёт да расчёт становилось страшно, но он страха не показывал. Напустил на себя важный вид и ещё говорил, что калач у неё украдёт. А сам бабушку, как огня, боялся, она, это не тётка Васёна, ей не так просто соврать. Но тут левонтьевские надоумили его напихать в туесок травы, а сверху уложить слой ягод, чтобы бабушка не догадалась. Так он и сделал.
Бабушка его радостно встретила, взяла посудину с ягодой и обещала купить мальчику самый большой пряник. А он весь трясся от страха, чуя, что обман скоро раскроется. К тому же, Санька на улице стал говорить, что выдаст его, если тот калач не принесёт. За его молчание Вите пришлось стащить у бабушки несколько калачей. Всю ночь мальчик мучился, не спал. Утром решил во всём признаться, но бабушку не застал. Она уже уехала в город с «обманным» туеском. Он, со страхом, ждал её возвращения. Вскоре, он пошёл с Санькой и его младшими рыбачить на речку. Первый улов был съеден, но они продолжали ловить дальше, так как клёв продолжался.
Тут, из-за мыса показалась лодка с бабушкой, которая грозила ему кулаком. Витя рванул от речки, долго бродил по краю села, потом пошёл к тёте Фени, у которой пробыл до позднего вечера. Она сама отвела его домой, где он спрятался в кладовке. Витя думал о своем поступке и вспоминал о матери. Она когда-то тоже ездила в город торговать ягодой. Однажды лодка перевернулась и она утонула.
Бабушка долго не хотела прощать внука, пока, по совету деда, Витя не попросил у неё прощения. Ох, и срамила же она его, обличала в обмане, а потом посадила завтракать. А коня пряничного она ему всё-таки привезла, такого дивного с розовой гривой. Столько лет прошло с тех пор, столько событий минуло, а он никак не мог забыть бабушкиного пряника.
Краткое содержание
Отправляя главного героя с соседскими левонтьевскими ребятами за земляникой, бабушка пообещала, что продаст собранные внуком ягоды в городе и купит ему пряник конем – «мечту всех деревенских малышей». «Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые». С таким пряником «сразу почету столько, внимания».
Отец ребят, с которыми бабушка отправляла мальчика за ягодами, сосед Левонтий, работал на «бадогах», заготовляя лес. Когда он получал деньги, его жена тут же бегала по соседям, раздавая долги. Их дом стоял без забора и ворот. Даже бани у них не было, поэтому левонтьевские ребятишки мылись у соседей.
Весной семейство пыталось сделать изгородь из старых досок, но зимой все это уходило на растопку. Однако на любые упреки о безделье Левонтий отвечал, что любит «слободу».
Рассказчику нравилось в дни получки Левонтия приходить к ним в гости, хотя бабушка и запрещала у «пролетариев объедать». Там мальчик слушал их «коронную песню» о том, как матрос привез из Африки маленькую обезьянку, и животное очень тосковало по дому. Обычно застолья заканчивались тем, что Левонтий сильно напивался. Жена и дети убегали из дому, а мужчина всю ночь «бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал». Утром он все чинил и уходил на работу. А уже через несколько дней его жена ходила по соседям с просьбами одолжить денег и еды.
Дойдя до каменистого увала, ребята «рассыпались по лесу и начали собирать землянику». Левонтьевский старшой начал ругать остальных, что они не собирают ягоды, а только едят их. И, возмущаясь, сам съел все, что успел собрать. Оставшись с пустой посудой, соседские ребята пошли к речке. Рассказчику хотелось пойти с ними, но он еще не собрал полной посудины.
Санька начал кривляться: «Бабушки Петровны испугался!» и называл обидным словом. Возмутившись, мальчик повелся на Санькино «слабо» , высыпал ягоды на траву, и ребята вмиг съели все собранное. Мальчику было жалко ягод, но, напустив на себя отчаянность, он помчался с остальными к реке.
Ребята «интересно и весело провели день». Домой возвращались вечером. Чтобы бабушка не ругала главного героя, ребята посоветовали ему заполнить посудину травой, а сверху присыпать ягодами. Мальчик так и сделал. Бабушка была очень рада, не заметила обмана и даже решила не пересыпать ягоды. Чтобы Санька не рассказал о случившемся Катерине Петровне, рассказчику пришлось украсть для него из кладовки несколько калачей.
Мальчик жалел, что дедушка его находился на заимке «километрах в пяти от села, в устье реки Маны», так бы он мог сбежать к нему. Дедушка никогда не ругался и разрешал внуку гулять допоздна.
Мальчика всю ночь не спал. «Бабушку надул, калачи украл!» – терзался он.Главный герой решил дождаться утра и рассказать все бабушке, но проснулся, когда она уже уплыла в город. Вместе с левонтьевскими ребятами он пошел на рыбалку. Санька наловил рыбы, развел костер. Не дождавшись, пока рыба допечется, левонтьевские ребята съели ее полусырой, без соли и без хлеба. Искупавшись в реке, все упали в траву.
Неожиданно из-за мыса показалась лодка, в которой сидела Екатерина Петровна. Мальчик сразу бросился бежать, хотя бабушка грозно кричала ему вслед. Рассказчик до самой темноты пробыл у двоюродного брата. Домой его привела тетка. Спрятавшись в кладовке среди половиков, мальчик надеялся, что, если он будет думать о бабушке хорошо, «она об этом догадается и все простит».
Главный герой начал вспоминать свою мать. Она так же возила продавать ягоды в город. Как-то их лодка перевернулась, и мать утонула. Узнав о гибели дочери, бабушка шесть суток пробыла на берегу, «надеясь задобрить реку». Ее «почти волоком утащили домой», и после она еще долго грустила по умершей.
Главный герой проснулся от лучей солнца. На него был накинут дедушкин полушубок. Мальчик обрадовался – приехал дедушка. Все утро бабушка рассказывала каждому, кто наведывался к ним, как она продавала ягоды «культурной дамочке, в шляпке», и какую пакость совершил внук.
Зайдя в кладовку за вожжами, дедушка подтолкнул внука в кухню, чтобы тот извинился. Плача, мальчик попросил у бабушки прощения. Женщина «все еще непримиримо, но уже без грозы» позвала его есть. Слушая слова бабушки о том, «в какую бездонную пропасть ввергло» его «плутовство», мальчик снова разревелся. Закончив ругать внука, женщина все же положила перед ним белого коня с розовой гривой, приговаривая: «Глядишь,за это еще когда обманешь бабушку».
«Сколько лет с тех пор прошло! Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой».
Подробный пересказ рассказа Конь с розовой гривой
Рассказ начинается с того момента, когда бабушка отправила внука, которому недавно исполнилось 7 лет в лес, чтобы он набрал ягод. А потом он продаст их на рынке и на вырученные средства купит мальчику сладкий пряник в виде коня. О такой сладости мечтали все деревенские ребята. Красивый белый конь с гривой розового цвета. Катерина Петровна запрещала таскать со стола хлеб на улицу, да и заметно было, как возьмешь, а пряник мальчик прятал под рубашку и выбегал к друзьям. Конечно же, он делился со своими приятелями Санькой и Танькой. Отец их, когда получал зарплату, то начинал пить, и детишки убегали сразу же гулять. Пропивал он все до копейки, и поэтому особо на столе у них и не было ничего. Их мать часто бегала к бабке нашего героя за помощью, и та всегда ей одалживала некоторую сумму денег. Дядя Леонтий, будучи пьяным, часто пел одну и ту же песню про море, так как он был в прошлом моряком, про обезьянку, которую он так и не привез из Африки.
Вот в один из таких дней, когда отец его приятелей был в загуле, мальчик с друзьями отправился за земляникой. Вначале ребятишки ходили тихо, и старательно собирали ягоды. Но потом Санька стал тащить из туеска сестры землянику и есть. В конце концов, старший брат надавал тумаков Саньке, и началась потасовка. Поколотив друг друга, мальчишки собрались бежать купаться. Они позвали и нашего героя, но он должен был собрать полную корзину. Санька, который любил подсмеиваться над всеми, начал дразнить персонажа рассказа и обзывать жадным мальчишкой.
Тогда он раздал всем ребятишкам собранную землянику и отправился с ними на речку. Только вечером ребенок вспомнил, что ягод он набрал мало. Но тут Санька подсказал ему, как найти выход из положения. Он посоветовал под ягоду положить траву. Когда дело было сделано, бабушка взяла корзину и сказала, что продавать она будет в ней. Паренек мучился всю ночь от своего обмана, и утром решил признаться в своем обмане, однако было поздно, бабушка уже уехала, и он не мог ее предупредить, так как ночевал на заимке у деда. Тогда мальчик собрался с Санькой ловить рыбу, и когда они пришли на место, то он увидел Катерину Петровну, которая плыла в лодке и грозила мне. Но все-таки рыбалка удалась. Они наловили много рыбы, а потом зажарила на костре. Ребята, поедая улов, даже стонали от удовольствия. Природа тоже благоволила им. Вокруг было тепло и тихо, и лишь легкий ветерок качал колокольчики на поляне, и паутину, образовавшуюся на листьях деревьев.
Лежа в траве, мальчик переживал из-за своего поступка. Он представлял себе, что все возможно обойдется. Он на минуту представил, как бабушкина лодка опрокидывается и она тонет. Но, потом отгоняет эти мысли прочь. Ведь он итак сирота. Его мать тоже утонула. Бабушка долго не могла прийти в себя после смерти дочери, но человека уже больше не вернешь. Санька посоветовал мальчику спрятаться в сене, и Катерина Петровна, не найдя его, будет думать, что ее внук утоп, сразу же объявиться перед ней. Старушка и ругаться-то не будет, а пожалеет. Не желая таких переживаний бабушке, ребенок до позднего вечера скрывался от нее. Но, мать Кешки, увидев, что он домой не идет, сама его отвела к дому, и спрятала в кладовке. Сама же пошла беседовать с Екатериной Петровной. Мальчишка все думал, что бабушка к нему зайдет, но так и уснул, не дождавшись ее.
На следующий день, пробудившись поутру, он увидел, что на него набросили полушубок дедушки, и тут же услышал разговор Екатерины Петровны с соседкой. Она рассказывала, как продавала ягоды в городе, и какой поступок совершил ее внук.
Когда вернулся дед, то он сказал ему, чтобы тот извинился перед бабушкой. Раскаявшись в своем поведении, мальчик все-таки получил долгожданный пряник, которого уже не надеялся увидеть.
Произведение учит нас быть честными, проявлять заботу о своих близких и родных и уважать их. Иногда животные помогают лучше понять себя и окружающих. Будьте добрами. Без этого тяжело стать счастливым.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Популярные сочинения
- Сочинение Гордость — это хорошо или плохо? Гордость это одно из свойств характера, которое может проявляться как в положительном направлении, так и в отрицательном. Гордость в положительном смысле, это проявление радости или удовлетворения за свои или чужие успехи
- Сочинение Что значит слово семья в русском языке В русском языке словом семья называют не только группу людей, которые являются родственниками. Значение этого слова гораздо больше. Эта группа должна быть не просто связана кровными узами
- Сочинение по картине Итальянский полдень Брюллова (описание) Карл Брюллов – известный художник, написавший не одну картину, известную во всём мире. Свой творческий путь начала ещё с раннего детства, и смог резвится до уровня мирового искусства. Сейчас его картины известны
Герои рассказа
Фото: duckproxy.com
В рассказе есть несколько центральных и второстепенных героев. К ним относятся:
- главный герой – мальчик, у которого нет мамы и отца. Живет с бабушкой и дедушкой, любит гулять с ребятишками соседа Левонтия. С их подачи обманывает бабушку, позднее извиняется перед ней;
- Петровна – бабушка главного героя. Мудрая, строгая женщина. Держит хозяйство, иногда зарабатывает на продаже ягод;
- Левонтий – сосед главных героев. Заготавливает дрова. Любит выпить, живет от получки до получки. Будучи пьяным, крушит в доме мебель, разбивает стекла. Протрезвев, чинит все;
- Василиса – жена Левонтия. Терпит мужа когда тот буянит и по всей видимости бьет ее, когда пьян, потому что она уходит ночевать к соседке. После того, как тот пропивает полученные деньги, занимает у соседей до следующей получки. После торопится раздать долги – занимает не только денег, но и муки, картошки. Торопясь, может не вернуть 1,3 рубля Петровне, из-за чего та злится.
- дети Левонтия – второстепенные персонажи, с которыми общается главный герой. Проказничают, берут главного героя «на слабо», учат, как обмануть Петровну.
Здесь более подробно о характеристиках героев произведения.
Второстепенные герои их характеристика:
Санька – сын Левонтия, живущий по соседству с Витей и его бабушкой и растущий в неблагополучной семье мальчишка. Отпрысков Левонтия автор зовёт «боевыми орлами» и Санька среди них главный. Весь исцарапанный, не умытый, с дыркой между передних зубов, через которую «здорово» слюной цыкает. Санька самый злой и невоспитанный, знает много бранных слов и постоянно проказничает. Главному герою рассказа Вите он даёт вредные советы, учит его лгать, изворачиваться и шалить.
Дедушка Вити – работает на заимке — дальнем земельном участке. Он тоже очень важная фигура в жизни сироты. Витя любит своего деда за то, что он мягок к нему и никогда не ругается в отличие от требовательной бабушки. Он балует мальчишку и защищает. Именно дедушка поддержал Витю в момент, когда пришло время признаваться и каяться в содеянном.
Главные герои
Перед читателями предстает множество персонажей, которые отличаются своими характерами и внешностью. Из краткого пересказа не совсем понятны образы героев, поэтому их следует рассмотреть подробнее. Основные лица произведения:
- Витя — внук бабушки.
- Катерина Петровна — бабушка.
- Санька — соседский сын.
- Дядя Левонтий — отец Саньки.
- Дедушка Вити.
- Тётка Васена — жена Левонтия.
Главный герой рассказа — мальчик Витя. Его мама погибла, и теперь он живёт с бабушкой и дедушкой в деревне. Семья мальчика была довольно бедной, но несмотря на это Витя всегда был накормлен и одет. Внук Катерины Петровны дружил с соседскими левонтьевскими мальчиками. Против такого общения была бабушка, потому что у мальчишек было плохое воспитание. В отличие от них, Витя переживает не только за себя, но и за других людей. Ему стыдно за свой поступок, он раскаивается перед бабушкой.
Бабушка Вити — Катерина Петровна старается воспитать внука как хорошего человека. Несмотря на свою строгость, она рассудительна и готова встать на сторону другого. Катерина Петровна бережёт свои деньги, поэтому относится к этому ответственно.
Друг Вити — Санька является представителем другой семьи произведения. Его воспитание отличается от главного героя, поэтому именно этот персонаж подстрекает Витю съесть все собранные ягоды. Мальчишка пошёл на поводу у друга, но Санька на этом не остановился и решил выудить за своё молчание ещё и калачей, сподвигнув тем самым Витю на воровство. Соседский сын не заботится о других.
Дядя Левонтий — отец Вити, который фигурирует в экспозиции произведения. Он бывший моряк, который не потерял тягу к морю и свободе. Сосед Катерины Петровны добродушный человек по отношению к Вите, он жалеет его и принимает как родного сына в свою семью, потому что тот сирота. Левонтий зарабатывает деньги, но в этот же день их и пропивает, поэтому их семья находится в бедственном положении.
Тётка Васена — жена Левонтия привыкла одалживать денег у других людей. Из-за поведения мужа, который пропивает все заработанные деньги, ей приходится недоедать, искать пропитание где угодно и даже воровать у своих же соседей.
Главные герои
Мальчик-автор
Добрый, наивный, бесхитростный ребёнок
Бабушка воспитывает его в строгости, учит ценить правду и быть благодарным. Жалеет, зная, что взрослая жизнь бывает страшнее любых снов
Проказы и шалости внука известны бабушке наперёд, это говорит о том, что он не обделён вниманием взрослых, несмотря на необходимость работать и вести хозяйство. Мальчик жалеет бабушку, страдает от своего обмана, его мучает совесть
Совершив проступок, он порывается признаться бабушке, но засыпает, а рано утром бабушку уже не застаёт. Крепкий телосложением (как гриб-боровик), ловкий, воспитанный, умный мальчишка.
Екатерина Петровна
Бабушка мальчика-рассказчика
Добрая, мудрая женщина, заменившая ребёнку погибшую мать. Работящая, умелая, грамотная хозяйка. Её речь пестрит пословицами, поговорками, мудрыми мыслями. Верит в Бога, живёт в гармонии с природой, общается с ней. Даже у реки, забравшей её дочь Лиду, просит вернуть её, в беспамятстве проводит языческие ритуалы, не ест и не пьёт, ночуя на берегу. За строгостью бабушки Петровны не все могут разглядеть её доброе, любящее сердце. Несмотря на “мошенничество” мальчика, умная женщина догадалась, кто научил его обману. Купила заветный пряник, понимая, какую радость доставит он ребёнку.
Дедушка мальчика
Дед дружит с внуком, жалеет его, но учит отвечать за свои поступки, просить прощения. Не перечит бабушке, поддерживает её авторитет, умён и спокоен. Мальчику нравится проводить время вместе с дедушкой, он тише и спокойнее бабушки. Постоянно работает, придерживается стороны внука, заступается за него, заботится.
Санька
Соседский мальчишка
Второй по возрасту из соседских детей. Хулиганистый, хитрый, учит героя воровать и обманывать близких. Для семьи “левонтьевых” это обычное дело. Пугает младших страшными историями, учит их приспосабливаться. Подлый и беспринципный, безответственный и грубый.
Дядя Левонтий
Сосед Екатерины Петровны
Пьющий, но очень добрый человек. Имея своих родных детей, жалеет и балует сироту-соседа. Скучает по морю, где когда-то служил, живёт прошлым. Дети очень любят слушать, как он поёт песню про малютку-обезьянку. В день зарплаты напивается, бьёт стёкла, прогоняет домашних. На следующий день наводит порядок и живёт до следующего “пира”. Немного ленив, его речь очень колоритна и интересна.
Тётка Васеня
Жена Левонтия.
Супруг получает зарплату и ежемесячно празднует это. И свои, и соседские дети, и тётка Васеня пируют вместе с многочисленными гостями. После пьянок мужа Васеня одалживает денег, продуктов у соседей, так семья живёт до следующего месяца. Их дети привыкли недоедать, питаются щедрыми дарами леса, реки, подворовывают у соседей.
Астафьев. Все произведения
- Ангел-хранитель
- Бабушка с малиной
- Бабушкин праздник
- Белогрудка
- Бойе
- Васюткино озеро
- Веселый солдат
- Весенний остров
- Гори, гори ясно
- Гуси в полынье
- Далекая и близкая сказка
- Деревья растут для всех
- Домский собор
- Жизнь Трезора
- Запах сена
- Зачем я убил коростеля?
- Звездопад
- Злодейка
- Зорькина песня
- Капалуха
- Капля
- Карасиная погибель
- Конь с розовой гривой
- Кража
- Людочка
- Мальчик в белой рубахе
- Милаха и кот громило
- Монах в новых штанах
- Не хватает сердца
- Ночь темная-темная
- Пастух и пастушка
- Песнопевица
- Пеструха
- Печальный детектив
- Последний поклон
- Прокляты и убиты
- Родные берёзы
- Сон о белых горах
- Стародуб
- Стрижонок Скрип
- Трофейная пушка
- Фотография, на которой меня нет
- Хвостик
- Царь рыба
- Яшка лось
Сейчас читают
-
Тэффи
Надежда Лохвицкая, всеми известная творческая личность, начала писать очень рано. Но подписывалась под произведениями Тэффи, так как в это время ее старшая сестра была очень популярна.
-
Краткое содержание Олеша Зависть
В романе идет речь об абсолютно счастливом человеке, с хорошим здоровьем и привычками, одном из замечательных людей государства.
-
Краткое содержание Чапек Сказка про собачий хвост
Маленькой беленькой собачке-фокстерьеру по кличке Дашенька, появившейся на свет не так давно, рассказывают сказку о подвигах, совершенных в былые времена ее предком, беленьким песиком-фокстерьером, которого звали Фоксик.
-
Краткое содержание Кавалер Глюк Гофмана
Поздней осенью я сидел в берлинском кафе и слушал нехитрую музыку пошленького вальса. Визгливые голоса скрипок и флейты фальшивили и вызывали у меня раздражение.
-
Краткое содержание Победитель Грина
Геннисон вернулся домой, немного опоздав на обед, но несмотря на скверную погоду за окном, его настроение было очень хорошим. Он рассказал своей жене Джен, что опоздал из-за встречи с профессором Стерсом
Образ бабушки
Итак, еще какие главные герои рассказа? В. П. Астафьев, разумеется, уделяет большое значение образу Катерины Петровны, бабушки Вити. Она представитель прошлого поколения, очень общительна и разговорчива, обстоятельна и рассудительна, бережлива. Когда Васена пытается отдать больше денег, чем занимала, то бабушка выговаривает ей, говорит, что так с деньгами обращаться нельзя.
Катерина Петровна очень любит своего внука, однако воспитывает в строгости, часто бывает требовательной, ругает Витю. Но все это оттого, что она переживает и беспокоится о его судьбе.
Бабушка главная в доме, она всегда всем командует, поэтому ее реплики обычно звучат как приказы. Однако Катерина Петровна может быть и деликатной, что проявляется в ее разговоре с покупателем земляники.
Главные герои и их характеристика:
Катерина Петровна — один из важных персонажей рассказа — бабушка. Пожилая и мудрая женщина, воспитывающая внука после гибели дочери. Она строга с мальчиком, но глубоко любит его. Ругает и поддаёт внуку лишь с целью воспитать из него честного человека. Дедушка Вити за строгость и боевой дух зовёт свою жену «генералом». Она не одобряет дружбы внука с детьми Левонтия, так как знает, что его отпрыски учат мальчишку плохому.
Катерина Петровна энергичная и предприимчивая женщина. Она тяжело пережила потерю дочери, но смогла выстоять и теперь вся её любовь принадлежит Вите. Как и многие из села, она продаёт в городе ягоду. Поступок внука её очень расстраивает. Она ругает его, но увидев, что мальчик искренне раскаялся — прощает. Как доказательство её безмерной любви выступает в конце рассказа всё таки подаренный заветный пряник.
О чём рассказ «Конь с розовой гривой»
Содержание рассказа очень поучительно. Через него читатель видит, как маленький мальчик глубоко переживает из-за обмана, в который его втягивает соседский мальчик из неблагополучной семьи, который своим авторитетом пытается доминировать над всеми. Витя понимает насколько бабушка, которая его часто журит, хоть и за дело, безмерно его любит. Именно поэтому она привезла внуку пряник, несмотря на его обман. Поскольку она поняла откуда «ноги растут», школа соседских ребятишек.В рассказе подняты три нравственные проблемы:
- Честности;
- Долга;
- Доброты.
Ещё один урок может извлечь читатель из рассказа — это не бояться просить прощения и всегда говорить правду, если даже очень стыдно и тяжело.
Об авторе книги
Астафьев В.П. (1924 г.-2001г.)
Виктор Астафьев родился в Красноярском крае. Детство писателя было трудным. Мальчику было всего лишь семь лет, когда погибла его мать. Она утонула в Енисее. Памяти матери, Лидии Ильиничны, он посвятит повесть «Перевал». Астафьев побывал даже в беспризорниках, воспитывался в детдоме. Здесь добрые, умные учителя пробудили в нем интерес к писательству. Одно его школьное сочинение признали лучшим. У этого сочинения очень характерное название: «Жив!» Позже события, описанные в нем, предстали в рассказе «Васюткино озеро». Разумеется, в новой форме, по-писательски. Весной 1943 года рабочий Виктор Астафьев уже на фронте, на передовой. Воинское звание — рядовой. И так до самой победы: шофер, артразведчик, связист. После войны будущий писатель сменил много профессий, метался, как он сам скажет, по разным работам, пока в 1951 году в газете «Чусовской рабочий» не был опубликован первый рассказ, и стал он газетным, литературным сотрудником. Отсюда и начинается его собственно творческая биография. Потом он закончил Высшие литературные курсы. Произведения, созданные Астафьевым, хорошо известны. Это книги о войне, о мире, о детстве, многочисленные рассказы и повести «Перевал», «Стародуб», «Кража», «Звездопад», «Пастух и пастушка», «Последний поклон». Настоящим событием в литературе стало произведение «Царь-рыба. Повествование в рассказах» (1972-1975). Автор — не любопытствующий собиратель географических сведений, а человек, с детства изведавший суровую печаль северной земли и не забывший, не разуверившийся в ее красоте и правде. Многое в повести вызывает восхищение. Живопись, богатство красок, размах, буйство и удаль языка, дар реалистического описания создают высшую достоверность. Талант создания характеров столь колоритных и зримых, что, кажется, стоит поехать — и встретишь их на берегах Енисея: Акимку, Колю, Командора, Грохотало…
Будущее — это дети. Вот почему такая озабоченность: «Вот долдоним: дети — счастье, дети — радость, дети — свет в окошке! Но дети — это еще и мука наша! Вечная наша тревога! Дети — это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу — всю наголо видать. Дети могут нами закрыться, мы ими — никогда». Вспомним рассказ «Уха на Боганиде». Из памяти прошлого, из дальних голубых пространств возникает этот островок жизни на северной земле. Послевоенное время. Бедно, скудно живут люди. С беспощадной правдивостью выписывает Астафьев быт рыбаков. Но нигде, ни единой строчкой автор не взывает к чувствам горечи и печали. Напротив, повествование согрето любовью и доверием к людям трудной судьбы, которые артельно, сообща растили и согревали детей, закладывая в их души здоровую, трудовую мораль. В этом видит автор истинное течение жизни. Добро и справедливость прямо обращены к судьбе будущих поколений.
Последнее время Виктор Петрович жил на родине, в селе Овсянка. Умер после тяжелой болезни 29 ноября 2001 года в г. Красноярске, похоронен в селе Овсянка.
Смысл произведения
Решившись на обман бабушки, главный герой попадает в еще более сложную ситуацию – ему приходится выполнять просьбы соседских ребятишек из-за того, что они грозят рассказать все его бабушке.
Петровна же, несмотря на всю свою строгость, любит внука, и купила ему желанный пряник даже после обмана. Если бы мальчик честно рассказал обо всем вечером и не стал обманывать ее, ссоры бы не было. Бабушка все равно купила бы ему пряник, но позже.
Фото: bolshoyvopros.ru
Так что рассказ учит подрастающее поколение честности и открытости по отношению к людям и, в особенности, к родным и близким людям. Только так можно сохранить в семье комфортную атмосферу для жизни и развития.
Краткий анализ
Год написания – 1963.
История создания – Анализируемый рассказ – часть автобиографической повести «Последний поклон».В нём автор воспроизвел события, которые навсегда врезались в его память: смерть матери, жизнь с бабушкой, дружбу с соседским мальчуганом Санькой.
Композиция – Композиция произведения простая, однако есть особенность: последовательность сюжетных элементов немного нарушена. Начинается рассказ завязкой, а уже далее следуют экспозиция, развитие событий, кульминация и развязка. Пейзажи и портреты в произведении лаконичные, но именно они помогают придать воспоминаниям выразительность.
Жанр – Рассказ.