Краткое содержание
События развиваются во Франции во время правления Людовика XIV.
Действие первое
В театре Пале-Рояль идут последние приготовления к спектаклю. На людях и даже вещах лежит « печать необыкновенного события » – театр посетит Людовик XIV.
Представление проходит успешно, и зал бурно аплодирует вслед за Людовиком. Узнав об этом, Мольер тут же вновь выбегает на сцену. Это первоклассный актер – « богатство его интонаций, гримас и движений неисчерпаемо ». Он читает хвалебные стихи, сочиненные экспромтом, и называет короля Солнцем Франции.
Тем временем за кулисами Лагранж – актер по прозвищу «Регистр» – обращается к юной Арманде Бежар с просьбой бросить своего любовника Мольера. Однако девушка не собирается это сделать, даже зная о том, что у Мольера был роман с ее старшей сестрой. Лагранж готов заколоть ее, но та что-то шепчет ему на ухо, и он, извинившись, исчезает. Выясняется, что Арманда носит под сердцем дитя Мольера.
В гримерке Мольера появляется Одноглазый, который по приказу короля должен передать « его плату за место в театре – тридцать су ». В качестве отдельной платы за стихотворение Мольер получает пять тысяч ливров. Пятьсот ливров он оставляет себе, а остальные деньги делит « поровну между актерами труппы ».
Мольер сообщает Мадлене Бежар, что намерен жениться на ее сестре Арманде. Женщина умоляет не бросать ее и напоминает, как все двадцать лет относилась к нему с большой любовью и заботой.
Мадлена доверяет Лагранжу страшную тайну – семнадцатилетняя Арманда является ее дочерью, а не сестрой.
Действие второе
За обедом Людовик беседует с бродячим проповедником отцом Варфоломеем, который сообщает, что « в государстве появился антихрист » – Жан-Батист Мольер. Он настойчиво требует от короля, чтобы тот сжег еретика « вместе с его богомерзким творением “Тартюф”» . За столь наглые речи Людовик приказывает посадить проповедника на три месяца в тюрьму. Он, все же, выпускает его спустя три дня, но предупреждает, чтобы тот никогда более не произносил при короле слово «требует».
Во дворе появляется Мольер – « он очень постарел, лицо больное, серое ». Переговорив с актером, Людовик убеждается, что тот вовсе не безбожник, и дает свое согласие на постановку «Тартюфа».
Тем временем в доме Мольера на клавесине играет его приемный сын Муаррон – « очень красивый человек лет двадцати двух », известный актер. Он соблазняет влюбленную в него Арманду. Об их отношениях становится известно Бутону, который раньше времени вернулся домой с рынка. Мольер также догадывается об измене возлюбленной. Он выгоняет из дома Муаррона, а тот, в свою очередь, объявляет, что знает его тайну.
Арманда убеждает Мольера в том, что между ней и Муарроном ничего нет, и они лишь репетировали сцену из «Психеи». Девушка уговаривает Мольера вернуть Муаррона домой, и тот, в конце концов, соглашается.
Действие третье
Желая отомстить приемному отцу, Муаррон отправляется к архиепископу Шаррону, который является членом Кабалы Священного писания. Он доносит на Мольера, который женился на собственной дочери.
Арманда и Лагранж ведут больную и седую Мадлену в исповедальню, где архиепископ запугивает ее загробными муками и выуживает признание: « Давно, давно я жила с двумя, с Мольером и с другим человеком, и прижила дочь Арманду, и всю жизнь терзалась, не зная, чья она ». Приехав в Париж, она выдала дочь за младшую сестру, которая со временем вступила в связь с одним из любовников матери. Архиепископ раскрывает Арманде тайну ее рождения и призывает покинуть город.
Шаррон докладывает Людовику о преступлении Мольера, и тот лишает своего любимца былого покровительства. Мольер преследуют одни утраты: скончалась Мадлена Бежар, Арманда бежала из дома, репертуар значительно сократился. Увидев удовлетворенное лицо Шаррона, Мольер понимает, что все случившееся – его месть за «Тартюфа».
Действие четвертое
Муаррон возвращается к приемному отцу, признается в своем предательстве и просит прощения. Мольер прощает его и признается, что его « признали безбожником за “Тартюфа “», и Шаррон при помощи Одноглазого хочет избавиться от него.
Мольер называет Людовика тираном, золотым идолом с изумрудными глазами. Он обескуражен: « Всю жизнь я ему лизал шпоры и думал только одно: не раздави. И вот все-таки – раздавил !».
Во время спектакля в Пале-Рояль зал полон королевскими мушкетерами. Бутон, в страхе за хозяина, предлагает Мольеру сбежать. Актер решает доиграть до конца свою роль мнимого больного, после чего скрыться из театра через люк.
На сцене Мольер « внезапно падает смешно », и умирает на месте. Зрители расходятся. Лагранж записывает в книге, что Мольер « был похищен, без покаяния, неумолимой смертью ». Причиной тому стала немилость короля и черная Кабала…
Сейчас читают
- Краткое содержание Чапек Почтальонская сказка (Почтарская сказка) Главным героем этой волшебной истории является почтальон по имени Колбаба. Всё начинается с того, как он по чистой случайности остаётся на почте на ночь. Конечно, ни одна сказка не может обойтись без волшебных героев
- Краткое содержание Интеллигенция и революция Блока Блок пишет небольшое эссе на тему революции, в котором выражает собственное отношение к текущим событиям. Вначале он скептически описывает мнение тех людей, которые считают Россию погибшей
- Краткое содержание Чехов Чайка Великий классик создавал множество прекрасных произведений, которые заставляли читателя задуматься о своей жизни. Среди творений автора было много и комедийных творений. И одно из них – пьеса «Чайка».
- Гайдар
- Краткое содержание Вересковый мед Стивенсона В стране, где жили пикты, росло много вереска. Из этого растения коренные жители варили вкусный напиток, который был слаще мёда и пьянил больше, чем вино. Секретный рецепт хранился пиктами и передавался из поколения в поколение.
Действие четвёртое
Мольер дома в домашней одежде с Лагранжем и Бутоном. Приходит Муаррон, которого пытается сначала заколоть, а потом задушить Лагранж. Приёмный сын становится перед Мольером на колени. Он пришёл не просить прощения у драгоценного учителя, а успокоить его, рассказав, что после полуночи повесится под окнами Мольера.
Мольер прощает Муаррона и приглашает его в свой дом и в труппу. Мольер рассказывает, что архиепископ руками Одноглазого хочет его зарезать. Муаррон с Лагранжем берутся охранять мэтра.
Мольер называет короля Франции тираном, золотым идолом с изумрудными глазами, которому он всю жизнь лизал шпоры, а идол его всё равно раздавил. Бутон боится быть повешенным рядом с Мольером.
Мольер рассказывает Бутону о разговоре с королём, приукрашивая собственные слова, утверждает в конце: «Ненавижу королевскую тиранию».
Мольер упрекает покойную Мадлену в том, что она не сказала ему всей правды. Он начинает заговариваться, просит показать Бутона кафтан, который разорвал 10 лет назад. Бутон укладывает Мольера под одеяло.
Идёт спектакль в Пале-Рояле. Зал полон безбилетными мушкетёрами, они убили привратника. Мольер играет мнимого больного. Бутон просит его не доигрывать спектакль и бежать. Актёры совместно принимают решение, что Мольер доиграет последнюю картину, после чего его спустят в люк. Он просидит там до утра, а на рассвете покинет Париж.
Актёры играют спектакль. Мольер вдруг падает. Внезапно в уборной появляется монашка и сгребает все костюмы Мольера, якобы для стирки.
Лагранж объявляет, что спектакль не может быть окончен. Одноглазый требует вернуть деньги. Муаррон собирается с ним драться, но Одноглазый, посмотрев на упавшего Мольера, вкладывает шпагу в ножны.
Зрителей просят разъехаться. Лагранж записывает в книге, что 17 февраля Мольер умер, исполняя роль мнимого больного. Причиной смерти стала немилость короля и чёрная Кабала.
-
«Кабала святош», анализ пьесы Булгакова
-
Ершалаимские главы в романе «Мастер и Маргарита»
-
«Мастер и Маргарита» — особенности жанра и структуры романа
-
Сатирический образ советской Москвы 30-х годов в романе «Мастер и Маргарита»
-
Вечные ценности в образах Мастера и Маргариты
-
Проделки Воланда и компании в Москве
-
«Белая гвардия», анализ романа Булгакова
-
«Мастер и Маргарита», анализ романа Булгакова
-
«Бег», анализ пьесы Булгакова
-
«Собачье сердце», анализ повести Булгакова
-
«Роковые яйца», анализ повести Булгакова
-
«Бег», краткое содержание по действиям пьесы Булгакова
-
«Белая гвардия», краткое содержание по главам романа Булгакова
-
«Мастер и Маргарита», краткое содержание по главам романа Булгакова
-
«Роковые яйца», краткое содержание по главам повести Булгакова
По произведению: «Кабала святош»
По писателю: Булгаков Михаил Афанасьевич
Действие второе
Приёмная короля. За карточным столом известный игрок маркиз де Лессак играет в карты с Людовиком. Толпа придворных, одетых с необыкновенной пышностью, следит за де Лессаком. Перед тем груда золотых монет, пот течёт у него с лица. Сидит один Людовик, все остальные стоят. Все без шляп. За креслом Людовика стоит Одноглазый, ведёт игру короля. Одноглазый замечает, что де Лессак играет краплёными картами. Король спрашивает Одноглазого, как ему следует поступить в этом случае. Одноглазый отвечает, что де Лессака «надлежит ударить по физиономии подсвечником» и обругать. Людовик зовёт Справедливого сапожника и велит ему обругать де Лессака. Шут с удовольствием выполняет приказ. «Посадите маркиза де Лессака на один месяц в тюрьму. Затем отправит его в имение — вместе с деньгами» — приказывает король. Де Лессака уводят.
Перед Людовиком, словно из-под земли, появляется обеденный стол с одним прибором. У камина возникает архиепископ Парижа маркиз де Шаррон и просит у короля позволения представить ему бродячего проповедника, отца Варфоломея. Дверь открывается и появляется отец Варфоломей. Он бос, лохмат, подпоясан верёвкой, глаза безумные. Он приплясывает и поёт. Удивлены все, кроме Людовика. Брат Верность, один из членов Кабалы Священного Писания, — постная физиономия с длинным носом — выделяется из толпы придворных и прокрадывается к Шаррону. Варфоломей, обращаясь к королю, называет Мольера антихристом и призывает: «Сожги его вместе с его богомерзким творением „Тартюф“ на площади. Весь мир верных сынов церкви требует этого!». Людовик раздражён, его сердит слово «требует», он велит посадить отца Варфоломея на три месяца в тюрьму. Отец Варфоломей исчезает.
Реклама:
Людовик ест, потом выражает желание говорить с архиепископом наедине. Придворные всей толпой отступают на лестницу. Людовик спрашивает Шаррона, разделяет ли он мнение отца Варфоломея о Мольере. «Государь, это сатана» — отвечает Шаррон твёрдо. Он льстит королю и умоляет его заступиться за религию, которую оскорбил Мольер своим «Тартюфом». «Дерзкий актёр талантлив… Я попробую исправить его, он может служить к славе царствования. Но если он совершит ещё одну дерзость, я накажу» — говорит Людовик. Потом он позволяет выпустить отца Варфоломея из тюрьмы через три дня.
Входит Мольер. Король приглашает его поужинать, велит подать ему стул. Мольер, бледнея, принимает высокую честь. Людовик говорит Мольеру, что в «Тартюфе» он не осторожен с духовными лицами. Король позволяет играть пьесу в Пале-Рояле при условии, что в дальнейшем творчество Мольера пойдёт по правильному пути. Мольер ликует. Людовик дарует ему ещё одну милость — право стелить королевскую постель. Мольер схватывает со стола два канделябра и идёт впереди короля. Оба скрываются.
Реклама:
Все исчезают, и на сцене остаются только Шаррон и брат Верность, оба черны. Они замышляют какую-то интригу против Мольера. В этом им должна помочь женщина, которая заманит в их сети нужного им человека. Входит Одноглазый. Шаррон и брат Верность исчезают. К Одноглазому подходит шут и даёт ему записку от женщины в маске. Одноглазый задумчиво уходит. Огни начинают гаснуть. Слышатся удаляющиеся голоса: «Король спит!». Шут ложится на карточный стол, закутывается в портьеру с гербами и засыпает.
Дворец исчезает, и возникает квартира Мольера. День. Муаррон, очень красивый, пышно разодетый человек лет двадцати двух, играет на клавесине. Арманда в кресле слушает. Они репетируют новую пьесу. Муаррон называет Арманду маменькой, а Мольера — отцом. Они усыновили его. Муаррон считает себя лучшим актёром Парижа. Во время репетиции Муаррон соблазняет Арманду, уводит её в свою спальню и запирает дверь на ключ. Арманда проклинает день, когда Муаррона нашли в клавесине.
Входит Мольер, зовёт Арманду. Ключ в замке мгновенно поворачивается. Мольер устремляется в дверь, Арманда вскрикивает, затем вбегает Муаррон, держит свой парик в руке. В гневе Мольер выгоняет Муаррона из дома и из труппы. Муаррон угрожает Мольеру, говорит, что владеет его тайной. Напоминает о Мадлене Бежар, которая находится при смерти. Мольер хватает со стены пистолет, и Муаррон исчезает. Мольер просит Арманду: «Потерпи ещё немного, я скоро освобожу тебя. Я не хочу умирать в одиночестве». Арманда выходит в слезах, клянётся, что не оставит Мольера. Мольер жалеет, что выгнал Муаррона. Он не желает скандала и собирается его вернуть.
Реклама:
Булгаков «Кабала святош» в сокращении
М. Булгаков «Кабала святош» краткое содержание для читательского дневника:
В театре «Пале Рояль» играют комедию, на сцене – Мольер. Он сильно нервничает, ведь среди зрителей присутствует король Франции. Драматург в поэтическом экспромте льстит своему покровителю, Его Величеству. За кулисами разворачивается личная драма. Мольер разрывает многолетнюю связь с актрисой Мадлен Бежар. Он намерен жениться на её сестре, которая ждёт от него ребёнка.
Несмотря на заверения в вечной преданности, воспользовавшись отсутствием супруга, молодая жена изменяет ему с приёмным сыном Мольера. Разгневанный муж выгоняет сына из дома. Захария Муаррон клянётся отомстить, он доносит архиепископу, что Мольер женился на собственной дочери.
На исповеди умирающая Мадлен признаётся, что Арманда не сестра, а её дочь. В отцовстве она не уверена, так как состояла в отношениях с двумя мужчинами. Арманда, узнав тайну своего рождения, в ужасе сбегает.
Священство давно желает отмстить автору за «Тартюфа», в котором высмеивается духовенство. Архиепископ, маркиз де Шаррон, провоцирует заядлого дуэлянта и убийцу вызвать Мольера на дуэль. Тем временем, раскаявшийся Муаррон возвращается домой.
Он готов сразиться с противником отца, рискуя собственной жизнью. Великодушный писатель прощает предателя. Решено дать последний спектакль и бежать в Англию, но от сердечного приступа Мольер умирает на сцене.
Вывод:
«Кабала Святош» — пьеса о последних годах жизни великого драматурга и талантливого актёра, оказавшегося в немилости у Людовика XIV, и затравленного духовенством; о предательстве и прощении. Булгаков обличает ханжество священников, которым проще устранить опасного грешника, чем наставить, высмеивает немощь власть имущих. Так, король, явно сочувствующий гению и презирающий предательство, не осмеливается пойти против служителей церкви.
Другая пьеса Булгакова «Бег» написана в 1927 году. Действие разворачивается в период Гражданской войны в России, когда остатки белой армии отчаянно сопротивляются красным на Крымском перешейке. Краткое содержание «Бег» для читательского дневника поможет ознакомиться с сюжетом произведения.
Свой среди чужих, чужой среди своих
Если быть совсем честным, то кое-что поставленное Липовецким карельский зритель все-таки видеть мог. Один моноспектакль, шедший несколько раз на сцене Театра кукол, один камерный спектакль, мелькавший на малой сцене Национального театра, несколько детских проектов – и все. И это при том, что в других городах России наш режиссер поставил уже порядка полутора десятков больших спектаклей. Он работал в Уфе, в Стерлитамаке, в Сибири, в Ульяновске, скоро собирается в Вологду, затем снова в Ульяновск. Достаточно сказать, что в Ульяновске его спектаклем в этом году открывался театральный сезон. То есть на открытие юбилейного, 230-го сезона один из старейших и далеко не самых бедных театров страны пригласил не московского или питерского специалиста, а позвал режиссера из Петрозаводска. Очевидно, что Липовецкий востребован, его ценят в театральном мире России, и лишь в родном городе он почему-то не нужен.
Мы можем только гадать, почему так происходит. Может быть, в чьем-то восприятии он до сих пор лишь мальчик, недавно закончивший актерское отделение училища культуры и влившийся в крепкую труппу «Творческой мастерской». Действительно, разве можно доверить серьезное дело тому, кого мы никак не можем начать воспринимать всерьез? А то, что он уже давно закончил с отличием режиссерское отделение Щукинского училища и создал много успешных спектаклей, осталось как бы «за кадром». Ведь то, что происходит не у нас на глазах, вроде бы и не происходит вовсе. А может, дело, наоборот, в том, что в нем видят серьезного конкурента и опасаются не выдержать конкуренции. Или виной какие-то старые обиды. Или его непростой характер. Не исключено, что значение в той или иной мере имеют все эти факторы
Оно и неважно. Главное, что за спектаклем Липовецкого мне пришлось тащиться за две тысячи километров, на Волгу, в далекий город Ульяновск
Действие первое
В театре Пале-Рояль идёт спектакль, на который приглашён король Франции. Зал аплодирует вслед за Людовиком. Мольер экспромтом говорит хвалебную стихотворную речь Людовику, он счастлив, что играет для короля.
Мольер бросается на своего слугу и тушильщика свечей Бутона, обвиняя его в том, что он плохо закрепил свечку в люстре. Другие актёры растаскивают дерущихся, но Мольер рвёт Бутону кафтан.
Бутон объясняет, что Мольер сам повалил свечку палашом. Мольер смущён, отдаёт Бутону свой кафтан, а тот берёт к нему подходящие штаны, да ещё и прихватывает «две серебряные монеты незначительного достоинства».
Мольер пытается выяснить у шарлатана, как он играет на клавесине, не прикасаясь к нему руками, но не находит скрытую пружину.
Лагранж, которого все в труппе называют Регистр, разговаривает с 17-летней Армандой Бежар, сестрой Мадлены. Лагранж, желая спасти девушку, уговаривает Арманду не выходить за Мольера. Лагранж пытается «противостоять греху», он готов даже убить Арманду, вынимает шпагу. Девушка признаётся, что состоит с Мольером в связи, и шепчет Лагранжу на ухо нечто такое, что он отступается.
Арманда на ушко признаётся в чём-то Мольеру. Актёр требует, чтобы Арманда на распятии поклялась, что любит его. Мольер собирается обвенчаться с Армандой, жить с ней ещё один век, сделать её великой актрисой. Они договариваются о свидании ночью у боковой двери театра.
Приходит Одноглазый, Капитан Компании Чёрных Мушкетёров д’Орсиньи по прозвищу Помолись. Он вставляет это слово после каждой фразы, что звучит как угроза. Одноглазый вручает Мольеру плату за место короля в театре – 30 су. Когда Мольер целует деньги, Одноглазый отдаёт ему ещё 5 тысяч ливров за стихотворение в честь короля. Мольер оставляет себе 500, а остальное делит поровну между актёрами.
Мольер сообщает Мадлене Бежар, что хочет жениться на её сестре Арманде. Мадлена напоминает Мольеру о том, как 20 лет назад носила ему в тюрьму еду, как все 20 лет ухаживала за ним. Она уговаривает Мольера не оставлять её, обещая ему спокойную семейную жизнь в старости.
Мольер открывает Мадлене, что должен жениться на Арманде. Мадлена отступает, но объявляет, что уходит из труппы, не хочет больше видеться с Мольером и просит не говорить об их связи Арманде.
Мадлена созналась в своей тайне только Лагранжу, но не Мольеру. Лагранж гордится её доверием. Он записывает в книге летописи театра эту страшную тайну: Арманда не сестра, а дочь Мадлены.
Когда все уходят, из клавесина выходит 15-летний Захария Муаррон. Мольер, который как раз вводит Арманду, понимает, кто играл на клавесине.
Популярные сегодня пересказы
- Золотой петушок — краткое содержание оперы Римский-Корсаков «Золотой петушок» – последняя опера великого русского композитора-сказочника. Написана она в 1907 году, в сложный жизненный период: к этому времени Римского-Корсакова убрали с должности
- Журавлёнок и молнии — краткое содержание рассказа Крапивина Юрий Журавин, мальчик одиннадцати лет – главный герой произведения. Он живет с родителями, мама работает швеей, отец – водителем. У Юры есть дедушка, который жил отдельно от них в областном центре. Юра редко виделся с дедом, но очень его любил.
- Веер леди Уиндермир — краткое содержание пьесы Уайльда События в пьесе происходят за одни сутки. В загородном доме, в Лондоне. Леди Маргарет Уиндермир счастливая женщина, она любимая жена и любящая молодая мама, уверенная в себе.
- Таис Афинская — краткое содержание романа Ефремова Ефремов в своей книге описывает жизнь Таис Афинской, которая была знаменитой греческой гетерой. Древнегреческие гетеры были свободными куртизанками, и занимали такое же место как японские гейши
II действие
Прошло несколько лет. Король играет в карты с маркизом де Лессак. За игрой внимательно наблюдает маркиз д’Орсиньи. Внезапно он замечает, что карты соперника короля крапленые. Об этом он сообщает Людовику, который отдает деньги сопернику и велит посадить его в тюрьму.
Во время беседы с королем архиепископ умоляет его заступиться за религию, которую в своих пьесах высмеивает Мольер. Шаррон сравнивает талантливого писателя с сатаной. Король обещает поговорить с драматургом. Ему жаль наказывать актера, ведь он очень талантлив. Людовик разрешает играть в театре «Тартюфа», содержание которого оскорбило архиепископа, но при условии, что впредь Мольер будет осторожен в своих высказываниях.
Это вызывает недовольство у Шаррона и других членов Кабалы Священного Писания. В доме писателя разодетый Захария Муаррон музицирует на клавесине. Его слушает Арманда
Муаррон давно пытается привлечь внимание молодой женщины. Оставшись наедине, они удаляются в комнату и запирают дверь на ключ
Мольер обнаруживает их и прогоняет Захарию из дома и театра. Раздосадованный Муаррон обещает раскрыть тайну Мольера, чем вызывает еще больший приступ злости.
https://youtube.com/watch?v=h9i9VqMwXkg
III действие
В каменном подвале, освещенном тусклой люстрой, собрались члены Кабалы. Они сидят за большим круглым столом. Лица людей скрыты масками.
Через некоторое время женщина в маске приводит маркиза д’Орсиньи, который, испугавшись нападения, выхватывает шпагу. Брат Сила говорит ему, что маркиз стал посмешищем при дворе короля. Это произошло благодаря Мольеру, который показал его в образе Дон Жуана.
Во время исповеди Шаррон заставляет Мадлену признаться, что много лет назад она жила с двумя мужчинами и родила дочь Арманду. Мадлене неизвестно, кто является настоящим отцом. После этого архиепископ раскрывает тайну Арманде и предлагает ей бежать от Мольера. После слов Шаррона женщина лишается чувств. На пороге исповедальни ее находит Лагранж.
История[ | ]
Пьесу «Кабала святош» о Ж. Б. Мольере Михаил Булгаков написал для Художественного театра в октябре — декабре 1929 года. Автор 19 января 1930 года читал пьесу во МХАТе, и театр принял её к постановке. Но спустя два месяца (18 марта) советская цензура (Главрепертком) пьесу запретила. Только спустя полтора года, после того как состоялся разговор Сталина с автором и после дополнительного вмешательства Максима Горького в октябре 1931 года постановка пьесы была разрешена. Цензура сразу потребовала внести в пьесу изменения. В частности, название было изменено на «Мольер», часть текста переделана, чтобы он не воспринимался как намёк на современность — например, реплика Мольера «Ненавижу бессудную тиранию» была заменена на «Ненавижу королевскую тиранию».
В марте 1932 года режиссёр Николай Горчаков приступил к репетициям, но только в начале 1936 года работа над спектаклем была завершена. Премьера состоялась 16 февраля 1936 года, но уже 11 февраля газета «Советское искусство» поместила разносную рецензию критика О. Литовского о пьесе. Спектакль успел пройти семь раз с триумфальным зрительским успехом, а тем временем Платон Керженцев, председатель Комитета по делам искусств, направил Сталину и Молотову докладную записку, в которой разоблачил «тайный политический замысел» Булгакова — провести аналогию между бесправным положением писателя при тирании монарха и при диктатуре пролетариата. Керженцев предложил опубликовать разгромную статью и тем самым вынудить театр «добровольно» отказаться от постановки. Сталин, прочитав докладную, наложил резолюцию: «По-моему, т. Керженцев прав». 9 марта 1936 года в газете «Правда» появилась редакционная статья «Внешний блеск и фальшивое содержание
», после чего спектакль был запрещён.
Герои произведения
События происходят в конце XVII века. В то время Францией правил Людовик XV.
Главные персонажи пьесы «Кабала святош»:
- Мольер — популярный актёр и великий, признанный всем городом, драматург.
- Маркиз де Шаррон — архиепископ Парижа.
- Людовик XV — король Франции.
Король также является негласным покровителем Мольера. Архиепископ и известный актёр — лютые враги. Кроме основных действующих лиц, в произведении присутствуют такие герои:
- Мадлена Бежар — драматург когда-то встречался с этой женщиной.
- Арманда Бежар — их дочь.
- Лагранж — один из актёров труппы популярного драматурга.
- Бутон — слуга.
- Одноглазый — дуэлянт.
- Муаррон — приёмный сын Мольера.
Действие четвёртое
Квартира Мольера. Вечер. Беспорядок. Разбросаны рукописи. Мольер в парике и халате сидит в громадном кресле. Бутон в другом. На столе две шпаги и пистолет. На другом столе ужин и вино, к которому Бутон время от времени прикладывается. Лагранж в тёмном плаще ходит взад и вперёд. Он упрекает себя в том, что Муаррон узнал тайну. Мольер его успокаивает. Слышен скрип лестницы. Входит Муаррон. Он в какой-то грязной куртке, потёрт, небрит и полупьян, в руке фонарь. Узнав Муаррона, Лагранж схватывает со стола пистолет. Мольер бьёт Лагранжа по руке. Лагранж стреляет и попадает в потолок, потом бросается на Муаррона, валит его на пол и начинает душить. Мольер и Бутон оттаскивают Лагранжа от Муаррона. Лагранж грозится его убить. Муаррон становится перед Мольером на колени и говорит, что не позже полуночи повесится у него под окнами, а на Арманду даже и не взглянет. Мольер говорит, что Арманда ушла, а Муаррона он прощает и возвращает в свой дом. Муаррон плачет. Лагранж обвиняет Мольера в излишней мягкости. Мольер сообщает Муаррону, что на него «спустили одноглазую собаку-мушкетёра», и король лишил своего покровительства. Муаррон знает, что «мэтра признали безбожником за «Тартюфа» и берётся его защищать. Лагранж и Муаррон берут оружие, фонарь и уходят караулить. Пауза.
Мольер громко называет короля Франции тираном. Бутон успокаивает его, пытается заставить замолчать, боится, что его вместе с хозяином повесят за эти слова на площади. Мольер велит ему укладывать вещи, намереваясь после последнего спектакля сбежать в Англию. Дверь открывается, и в ней появляется голова старухи Ренэ, дряхлой няньки Мольера. Она говорит, что пришла монашка, чтобы взять в стирку театральные костюмы. Мольер велит, чтобы она пришла завтра в Пале-Рояль к концу спектакля. Ренэ скрывается. Мольер вдруг забирается с головой под одеяло. Бутон начинает прославлять короля так громко, что это слышит даже Муаррон на улице.
Уборная актёров в Пале-Рояле. Всё также горит лампада у распятия и зелёный фонарь. За занавесом слышны гул и свистки. В кресле сидит Мольер в халате и колпаке, в гриме с карикатурным носом. Мольер в странном состоянии, как будто пьян. Возле него Лагранж и актёр Филибер дю Круази в чёрных костюмах врачей, но без грима. Муаррон стоит неподвижно в отдалении. Вбегает Бутон с сообщением, что привратник, раненный мушкетёрами, умер. Лагранж сообщает, что «театр полон безбилетными мушкетёрами и неизвестными личностями». Бутон умоляет Мольера не доигрывать спектакль, а бежать. Потом сообщает, что в театре Одноглазый. За занавесами свист и грохот. Мольер испуганно бросается к Муаррону и прячется у него в плаще. Муаррон молчит, обняв Мольера.
Дверь открывается, и вбегает Мариэтта Риваль. Она в оригинальном костюме, на голове шляпа врача, очки колёсами. Риваль долго смотрит на Мольера и говорит, что надо играть. Мольер вылазит из-под плаща и извиняется перед всеми. Риваль говорит: «Сейчас же после вашей последней фразы мы спустим вас в люк, спрячем у меня в уборной до утра, а на рассвете вы покинете Париж». Мольер согласен.
Дю Круази, Лагранж, Муаррон и Риваль скрываются. Мольер снимает халат. На сцене громадная кровать. В будке появляется суфлёр. Мольер, резко изменившись, с необыкновенной лёгкостью взлетает на кровать, укладывается, накрывается одеялом. Бутон поднимает главный занавес. Актёры играют сцену из пьесы «Мнимый больной». Во время спектакля из ложи внезапно показывается Одноглазый, садится на борт её и застывает в позе ожидания.
Внезапно Мольер зовёт Мадлену и падает. Музыка смолкает. В уборной Мольера возникает страшная монашка, быстро собирает все костюмы Мольера и исчезает с ними. На сцене смятение. Лагранж взволнованно говорит публике, что спектакль не может быть окончен. Публика требует деньги обратно. Муаррон достаёт шпагу и называет Одноглазого грязным зверем. Одноглазый, вынув шпагу, поднимается на сцену и идёт плавной кошачьей поступью на встречу Муаррону. Поравнявшись с Мольером, смотрит на него, втыкает шпагу в пол, поворачивается и уходит со сцены. Суфлёр в будке плачет. Актёры бросаются к Мольеру, окружают его толпой, и он исчезает. Бутон опускает занавеси бросается вслед за группой, уносящей Мольера. Занавес вздувается, любопытные пытаются лезть на сцену. Дю Круази тушит люстру. Гул в зале стихает.
Сцена погружается во тьму. Потом выплывает фонарь — идёт тёмный Лагранж. Он проходит в свою уборную, разворачивает книгу и пишет: «Семнадцатого февраля… В десять часов вечера господин де Мольер, исполняя роль Аргана, упал на сцене и тут же был похищен без покаяния неумолимой смертью… Причиной этого явилась немилость короля и чёрная Кабала». Пишет и угасает во тьме. Пересказала Юлия Песковая
IMGL9472.JPG
Наиболее выразительно драматургическая природа Мольера показана в сцене любовного объяснения с Армандой (Анастасия Тюнина). Он не умеет проговаривать свои чувства — поэт, драматург обрушивает их на бумагу, ежесекундно перебрасывая любимой новые листки. Это «скорострельный» обмен письменными репликами. И глупая улыбка Барковского-Мольера до ушей. Влюблен, совсем влюблен! А девушке подобная любовь внове, смешная игра. Не то с Мадленой Бежар (Светлана Строгова). Здесь Мольер чувствует себя усталым ребенком, прижавшимся к груди матери. А ей нужно совсем другое. Он этого не хочет понять.
Характеры, ритмы, ситуации сменяют друг друга, не давая выдохнуть.
Сцена во дворце поначалу ввергает в шок. Только что был XVII век, с историческими костюмами Софии Зограбян. А гримерки, кулисы во все времена примерно одинаковы. Неожиданно мы переносимся в сегодня, вернее, в «объятья» новой элиты
Не важно, какая элита: олигархи, звезды спорта, министры. Это не фельетон, не политическое обличение
Потом мы успокаиваемся, начинаем адаптироваться к режиссерскому замыслу. Действительно, было бы нелепо в 2021 году состязаться с Басилашвили, его роскошным камзолом и старинным париком, в обрамлении эффектных шандалов. Олег Валерьянович-Людовик был величав, брезглив и говорил веско. Андрей Шимко тощ, с бритой головой, игрун. Приказания о тюрьме произносит, чуть ли не пугаясь. При этом у него белый жилет-броня фехтовальщика. Защищён и очень опасен. Он лучший «дуэлянт», чем маркиз д.Орсиньи, прозванный «помолись», хотя Король и не вонзает шпагу ни в чью грудь. Людовик-Шимко не обязательно король. Никаких королевских и французских атрибутов, демократ. Главное, перед нами человек при власти и богатстве. Однако ж симпатичен, спортивен. В глазах сверкают искорки смеха. Только раз король рыкнул во втором акте на Мольера, между партиями тенниса. Гигиенист в условиях пандемии. Перед завтраком тщательно протирает каждый пальчик салфеткой.
С Мольером они договариваются о «реабилитации» «Тартюфа», словно заговорщики. Уж очень хочется Людовику по-мальчишески досадить архиепископу-зануде. Не случайно в предпоследней сцене Мольер (по редакции театра) фамильярно называет короля «куманёк». Людовик завтракает на вершине пандуса, что не удобно, но по чину. А рядом шеренга вышколенной, холодной обслуги в белых рубашках с черными галстуками. Молодые люди искательно глядят на «шефа». Потом эта же обслуга, во втором действии, накинет монашеские облачения, не меняя своей сути.
Проблематика
Основная проблема – судьба и творчество писателя, которому пришлось жить во времена тирана. С этого начинается пьеса: Мольер превозносит своё время, потому что это время Людовика. Но судьба творца и его произведений зависит от одного человека, который требует слепого обожания и поклонения. Проблема отношений Мольер — Людовик 14 переносится на отношения Булгаков – Сталин. Это заметили сразу, Сталину и Молотову была направлена записка, в которой разоблачался «тайный политический замысел» писателя: показать бесправие писателя при абсолютной монархии и диктатуре пролетариата.
Одна из проблем – профессиональное и личностное в человеке. С точки зрения Станиславского, Булгаков создал, прежде всего, просто человека, а не человека огромной воли и таланта. Мольер как гений, как артист не интересует Булгакова. Ему интересна простая человеческая жизнь Мольера.
В пьесе поднимается проблема человеческого сердца. Библейская основа лейтмотива – фраза о том, что сердце человеческое лукаво и крайне испорчено. Таковы сердца кабалы святош. Но даже сердце Муаррона, по словам Мольера, не подходит для работы в сыскной полиции. А сердце Мольера так хорошо, что болеет от несправедливости мира и, в конце концов, не может жить. Муаррон только пугает, что жизнь его продолжаться не может. Жизнь Мольера действительно не может продолжаться.
Жанр и основная тема произведения
Продолжительное время произведение определялось как романтическая драма, поскольку проблемы средневековой Франции были не очень актуальны в советском обществе.
Чтобы избавить написанное от биографического сходства, Булгаков допустил две погрешности, которые усиливали драматический эффект:
- Мольер умер дома после спектакля, а не сцене;
- между драматургом и королем не было открытого конфликта, так как Людовик потерял интерес к Мольеру постепенно.
«Кабала святош» является трагедией. Ее главный герой погибает, пережив жизненную драму. Пьеса имеет реалистическое направление. Она показывает отношения между правителем и писателем, чье поведение имеет психологическое обоснование.
- Личные качества и талант человека. Мольер интересен Булгакову как обыкновенный человек. Гениальность и актерский талант отступают на второй план.
- Проблема человеческого сердца. Сердце Мольера тяжело переживает несправедливость. Оно не может смириться с подчинением и слепым обожанием. Члены Кабалы святош готовы пойти на подлость, чтобы добиться желаемого и устранить неугодного.
- Автор восхваляет свое время, потому что это время правления Людовика Великого, который требует поклонения и подчинения.