Тайны главного героя рассказа «иоанн рыдалец» бунина: разгадка смысла и их важность для читателя

И. а. бунин. «иоанн рыдалец». 7 класс - русская классическая школа

Краткое содержание рассказа Бунина «Иоанн Рыдалец»

Железнодорожная станция возле степного села Грешное совсем новая. Через неё проезжают великолепные поезда, везущие богатых людей на Кавказ. Генералы, иностранцы и сухощавые дамы с лорнетами не знают, что в небогатой церковке Грешного покоится прах святого-юродивого. Церковь расположена у княжеской усадьбы. В ней возле окон алтаря стоят два огромных кирпичных гроба, прикрытых плитами. На одной плите отлито имя князя и вельможи, на другой — раба его, крестьянина Ивана Емельяна Рябинина. Под именем крестьянина надпись: «Иоанн Рыдалец, Христа нашего ради юродивый», а ещё ниже — слова пророка Михея, с которыми умер юродивый: «Буду рыдать и плакать, буду ходить как ограбленный, буду выть как шакалы, и вопить как страусы!».

Проезжающие в экспрессе знают о князе только по книгам, а грешнинцы помнят, что был вельможа «мал и чуден». Сотню лет назад он приехал в Грешное доживать свой век и ознаменовал приезд странными поступками — первого января заставил местного священника служить панихиду по ушедшему году, и сам ему помогал. В тот же день князь велел дать полсотни розог юродивому Ивану, с плачем и лаем выскочившему из ельника на аллею, по которой гулял князь.

Проезжающие мимо Грешного на богомолье не знают о местном угоднике. Говорят, что рос Ваня в «семье честной и праведной». С детства любил он Писание, и читал его целыми днями. Отец просил Ваню жениться, но тот рвался на Афон и просил Бога дать ему знак. И вышло ему видение: послушаться отца, жениться.

Сыграли свадьбу, но молодожёны друг дружки не коснулись, вышли из спальни заплаканные, и Ваня снова за Писание засел. Потом все пошли к обедне, только один Ваня дома остался. Отец прислал за ним работника, велел ехать в церковь и взять с собой деньги и новые лапти.

Когда ехали по селу, Ваня увидел на горе храм божий, сказал: «Господи Иисусе…», и только сказал — глядь, сидит он в степи, на морозе, разут, раздет, а сам плачет, на всех как цепной пёс кидается, кричит: «Буду ходить как ограбленный, буду вопить как штраусы!». Узнали об этом на селе, приехали, навалились, связали, домой повезли, а отец навстречу шёл и видел след от новых лаптей, и расстояние между следами огромное.

Старухи, доживающие свой век в княжеской усадьбе, говорят, что Иван всю жизнь скитался и «непристоен был». Он долго сидел в отцовской избе на железной цепи, грыз себе руки, цепь и всякого, кто к нему приближался. С пеной на губах и всклоченными волосами, в длинной рубахе, с мышами за пазухой он кидался на господ и начальников с криками: «Дай мне удовольствие!». С этим криком выскочил он и на князя.. Старый вельможа пообещал дать Ване удовольствие и с тех пор порол его чуть ли не каждую неделю, а юродивый «прежестоко пугал князя» и кидался в него мышами.

Иоанна Рыдальца запомнили в Грешном только благодаря его противостоянию с князем, а князь поразил всех своим предсмертным приказанием. Когда ему, больному и иссохшему, доложили о кончине Ивана, он велел похоронить «сего безумца» возле церкви, а его после отпевания положить рядом с холопом.

Каждый год осенью сходит на станции Грешново и идёт к церкви некрасивая, худая дама в трауре, которую вёдёт под руку «красивый тонконогий корнет». Они выстаивают службу в церкви. Перед могилой Ивана Рябинина дама опускается на колени и долго плачет, «голубой, прозрачной, в кольцах» рукой прижимая к глазам тонкий батистовый платочек.

Предыдущая

ПересказыКраткое содержание романа Дефо «Роксана»

Следующая

Пересказы«Позиционирование: битва за умы» за 7 минут

Святые мощи

Божий отшельник послушанием и святостью получил дар чудотворения. Все чудеса и исцеления праведный Иоанн Господу, смиряясь, получал великую силу даровать людям помощь.

Прошло некоторое время после смерти святого, один из его последователей во сне увидел учителя, который приказал ему открыть гроб. В послушании, исполняя услышанное ночью, разрыли могилу, и тотчас чудесное благовоние наполнило воздух. Открыв гроб почитаемого наставника все присутствующие пали на колени перед нетленными останками праведника.

Подобно мощам пророка Елисея (4 Царств 13:22) вскрытые останки продолжали творить прижизненные чудеса св. Иоанна Рыльского. Положенные в специальную раку чудотворные мощи перевезли в город Софию. Господь расположил сердце благочестивого вельможи Грыда воздвигнуть для хранения святыни прекрасный храм.

Рильский монастырь в Болгарии

Слава о чудесах и исцелениях достигла самых отдаленных уголков Болгарии, тысячи паломников стали ежегодно приезжать в Софию за помощью к святому Иоанну.

Почему рассказ «Иоанн Рыдалец» так важен для понимания творчества Бунина

Рассказ «Иоанн Рыдалец» является одним из главных произведений в творчестве Ивана Бунина. Он представляет собой метафору жизни, смерти и смысла бытия.

Главным образом рассказа является Иоанн Рыдалец, переводчик душ. Он представляет собой символ бессмертия и продолжения жизни, который связывает живых с мертвыми. Таким образом, Бунин обращается к вечным темам.

Рассказ «Иоанн Рыдалец» — это пример высокого искусства, сочетающего в себе философию, поэзию и прозу. Он позволяет читателю погрузиться в глубины вселенной, открывающиеся в лице Рыдалица, и почувствовать многогранность жизни и смысла бытия.

В рассказе автор не только основательно раскрывает образ Рыдалеца, но и в то же время насчитывает придания ему нескольких трактовок, что только увеличивает мистический смысл произведения. Кроме того, он вносит в рассказ множество поэтических моментов, достигая крыма своего мастерства и искусства слова.

Ключевые образы рассказа «Иоанн Рыдалец» и их значение

В рассказе «Иоанн Рыдалец» Бунина главным образом является образ деревни. Несмотря на то, что жизнь там кажется спокойной и размеренной, в этом месте скрываются многие проблемы и тайны.

Еще одним ключевым образом является образ героя, Иоанна Рыдалца. Он — молодой человек, приехавший в деревню, преследуемый тенью прошлого. В своем стремлении к возрождению Рыдалец сталкивается с преградами, которые делают его путь трудным и опасным.

Кроме того, в рассказе имеется образ короля, который символизирует мечту Рыдалца о более высоком положении в обществе. Однако, подобно деревне, за королевскими залами тоже скрывается нечто тайное и загадочное.

Образ Значение
Деревня Скрывает в себе тайны и проблемы, кажется спокойной и размеренной, проявляет жестокость и бесцеремонность к Рыдалцу
Иоанн Рыдалец Молодой человек, преследуемый тенью прошлого, стремящийся к возрождению. Сталкивается с преградами, которые делают его путь трудным и опасным
Король Символизирует мечту Рыдалца о более высоком положении в обществе. Однако, за королевскими залами тоже скрывается нечто тайное и загадочное

Философская глубина произведения

Рассказ «Иоанн Рыдалец» Бунина — это глубокое произведение, обладающее высоким философским содержанием. Персонажи рассказа вынуждены столкнуться с проблемой выбора между мирным уединением и судьбой героя, наполненной страстью и приключениями.

Автор поднимает тему внутренней трагедии человека, который не может выбрать свой путь, не зная истинного смысла жизни. Он показывает, что решение простых вопросов может оказаться нелегкой задачей, когда стоят на кону судьба и моральные принципы.

Главный герой рассказа, Иоанн Рыдалец, находится перед выбором: продолжать жить в уютной изоляции или отправиться на поиски неизведанного. Каждый шаг, который он совершает, приводит к духовной трагедии и принуждает его к постоянному anумолчанию и переосмыслению своих поступков.

Рассказа Бунина показывает, что путь к истине не всегда легок, и порой он оказывается смертельно опасным. Но только тот, кто решится идти до конца, может найти свою истинную судьбу. «Иоанн Рыдалец» — это история о смелости и прощении, о том, как найти свое место в мире и принять свою судьбу.

В итоге, «Иоанн Рыдалец» Бунина – это история об уходе души из ложной уютной жизни в более сложную реальность. Рассказ показывает, что только тот, кто смело решится покинуть свой комфортный мир и отправиться на поиски своей истинной судьбы, сможет найти ожидаемый и более ценный опыт.

Суть рассказа «Иоанн Рыдалец»

«Иоанн Рыдалец» — это рассказ Ивана Бунина, который был опубликован в 1915 году. В рассказе рассказывается о некоем Иоанне Рыдалце — старом швейцаре, который был разграблен и убит грабителями. Этот рассказ, несмотря на свою небольшую объемность, имеет глубокий философский смысл.

Суть этого рассказа заключается в том, что все события в жизни человека — как хорошие, так и плохие — являются неизбежными. Человек может пытаться избежать неприятностей, но они все равно войдут в его жизнь, и он не сможет этого изменить. Иоанн Рыдалец стал жертвой грабителей не потому, что он был плохим человеком, а просто потому, что это случилось.

В этом рассказе Бунин отображает свое понимание трагедийной судьбы человека и природы самой жизни. Он демонстрирует, что все события в жизни происходят по какой-то причине, и что случайность часто играет ключевую роль в нашей жизни.

Таким образом, «Иоанн Рыдалец» — это сильный моральный рассказ, который заставляет читателя задуматься о том, что бедствия и трагедии могут происходить с кем угодно и в любой момент.

Дарованная встреча

Иоанн Рыльский стал духовной свечой на высокой горе. Согласно Божьему промыслу рано или поздно должна была состояться встреча с людьми, нуждающимися в попечительстве Духа Святого.

На берегах реки Рильской пастухи выпасали овец. В один из дней отара внезапно застыла на месте и тот же миг стремительно бросилась бежать в горы. Испуганные пастухи не могли догнать их, не понимая, что случилось с всегда послушными животными.

Выбившись из сил, потерявши надежду на отыскание отары, пастухи вышли на небольшую равнину и в изумлении становились перед открывшейся их взору картиной. Удивительное спокойствие сошло и на пастухов, которые с поклоном приблизились к старцу, поняв, что перед ними святой отшельник.

Старец принял с радостью гостей, поделился с ними своей скудной пищей и напоил горной водой, отпустив с миром. Весть о встрече с дивным Божьим угодником на горе Рила мгновенно распространилась среди местных жителей, и потянулись в горы вереницы паломников.

Начало равноангельского служения

Наполненный любовью Творца Иоанн Рыльский, житие которого стало примером для подражания жаждущих благочестия людей, никому не отказывал в назидании и совете. Наделенный особым даром целительства и ясновидения старец при помощи Божьей чудотворной силы:

  • исцелял больных;
  • бесов изгонял;
  • веру укреплял;
  • заблудших направлял на путь истинный.

Вскоре вокруг одиноко стоящей пещеры стали селиться монахи, так возникло целое селение, постепенно переросшее в Рыльскую обитель. Иоанновы ученики строили простые хижины и познавали силу творца в молитвах и постах, наставляемые пастырем, посланным Богом.

Икона святого Иоанна Рыльского

Благочестивый болгарский царь Петр, сын Симеона Великого, услышав о святом отшельнике, специально отправился к горе Рила, чтобы встретиться с Божьим посланником. Так случилось, что всходя на гору, царская свита оказалась на вершине другой горы и между праведным Иоанном и царем лежала пропасть.

Царь Петр послал двух слуг, чтобы те просили посланника Небес встретиться с ним. Праведный монах, наполненный достоинством и мудростью, предложил царской свите разбить шатры на горе, а он разожжет костер, увидев который царь сможет лицезреть и самого святого.

Царская свита так и поступила, царь и монах смогли издалека встретиться взглядами и поясно поклониться друг другу. При этом царь Петр наполнился Божьей радостью и благодатью, которая впоследствии вылилась в его служении Богу. Прославив Творца, царь приказал отсыпать большое количество золота и отправить его на святую гору в прекрасной чаше.

Интересно! Святой-отшельник с радостью принял чашу на память о встрече, вернув золото со словами о том, что ему нечего покупать, ни армию содержать, ни государство строить. Царь Петр понял, что не хлебом единым жив человек, радостно вернулся домой.

Вскоре в обители появился отрок Лука, жаждущий уединения, напоминающий своим рвением молодого Ивана. Лука оказался родным племянником праведного Иоанна, он был радостно встречен дядей, обласкан и принят монахами, но вскоре за ним пришел разозленный отец и грубо забрал отрока в греховный мир. Господь не потерпел такого непочитания святыни, выползшая из норы змея поджидала путников на горной тропе, она ужалила юношу, который мгновенно умер.

С рыданиями и раскаянием вернулся отец с мертвым сыном на руках на святую гору, похоронив юношу там, где ныне стоит храм святого евангелиста Луки.

Происхождение и детские годы

В селе Скрино, оно располагалось неподалеку от города Дупница в Болгарии, проживала благочестивая крестьянская семья Рилски, которой Господь в 876 году даровал сына Ивана.

Мальчик с детства отличался от шумных сверстников стремлением к уединению, проводя время в молитвах и познании Творца.

Первые шаги монашества

Иван рано лишился родителей, с которыми жил до их кончины. После их смерти юноша продал все, что имел, и покинул родное селение. Пещеры Осоговской горы, утопающей в зелени, стали его домом. Иван взял с родного селения только кожаную ризу и больше ничего, что могло напоминать о прежней жизни.

Святой Иоанн Рильский

Приняв в возрасте 25 лет монашеский постриг в монастыре Руена, который и поныне находится в Северной Македонии в Кривой Паланке, молодой инок постоянно стремился к уединению. Он изнурял себя постами и молитвами, борясь с желаниями и страстями, уходя жить в близлежащие пещеры.

Святая жизнь молодого отшельника была не по нраву разбойникам, жившим в горах, которые неоднократно избивали его и, в конце концов, прогнали из Руенских пещер. Некоторое время Иван живет, то в одном, то в другом монастыре, наполняясь духовными подвигами.

Поиски Бога

Девственная гора Рила привлекла внимание будущего святого своими непроходимыми дебрями, он поселился в одной из горных пещер, исчезнув на некоторое время из мира. Иван оставил земную суету, чтобы в наполнении духовным совершенством познать Божественную красоту и наполниться святостью

Единожды ощутив сладость от общения с Творцом, отшельник навсегда забыл об отчем доме, светских радостях, богатстве и удовольствиях. Пытаясь исполнить первую заповедь Бога, свою первую и чистую любовь отшельник дарит Создателю, проводя с Ним в уединении дни и ночи.

Интересно! Иоанн искал и нашел уединение, чтобы без суеты мира, отделившись от людей в лесной глубине слышать нежный, тихий голос Бога. Среди шума леса и журчания воды он пел Господу свой гимн любви, освобождаясь от привязанности к земному существованию.

Ради наполнения Божьей милостью и познания вечной радости монах-отшельник находит счастье в уединении с Творцом, преодолевая нечеловеческие условия жизни. Насколько великой должна быть любовь Богу и тяга познать Его величие, чтобы жить в одиночку среди непроходимых зарослей в пещере, к которой не была протоптана ни одна тропинка, питаться дарами природы летом и зимой, пить из горных источников, постоянно пребывая в молитве и труде.

Если весна, лето и осень даровали святому свои плоды и травы, то зимой он питался тем, чем смог запастись. В холодные зимние ночи, ночуя в промерзшей пещере под вой голодных диких животных, преподобный Рыльский взывал к Создателю.


Пещера святого Иоанна Рыльского на горе Рила, Болгария

Несколько раз отшельник менял место своего пребывания, пока не обосновался в пещере, которая ныне называется Иоанновой постницей. Чтобы ощутить сотую или даже тысячную толику отшельнических испытаний, современным паломникам предлагается пожить вместе несколько дней, где святой провел половину жизни.

Господь и скалы, укрытые лесом, слышали многочасовые воззвания праведника, стоящего в молитве за падший мир и родной болгарский народ. Со слезами и воплями просил праведник Бога послать милость и благодать на землю, даровать потерявшимся в суете людям надежду на вечное спасение.

Почитание на Руси

В Галицком евангелии в 14 веке было обнаружено упоминание о святителе Иоанне Рыльском, который с того времени почитается Русской православной Церковью 19 октября. С 16 века во многих богословских книгах можно найти упоминание о дивном отшельнике, основателе монастыря на Риле, покровителе болгарского народа.

Первая служба преподобному появилась в 1645 году, а в 1671 вышло печатное издание «Служба с житием преподобного отца нашего Иоанна Рыльского», выданное в Киево-Печерской Лавре, которое прежде составил болгарский патриарх Евфимий в 14 веке.

Болгарский праведник является ангелом-хранителем святителя земли русской Иоанна Кронштадтского, основавшего монастырь в честь своего небесного покровителя. Часть святых мощей болгарского чудотворца хранится в монастыре, построенного в его честь в городе Рыльске Курской области. На Рыльской горе там возведена часовня в честь покровителя города.

Рыльский мужской монастырь в Курской области

Самой южной на земле православной часовней святителя Рыльского является болгарская полярная станция святого Климента Охридского.

Читать онлайн «Иоанн Рыдалец»

Иван Бунин

Иоанн Рыдалец

Есть новая станция Грешное, есть старое степное село того же имени.

На станции останавливается в летние дни юго-восточный экспресс. На станции голо и скучно. Казенный кирпичный вокзал еще слишком красен. Платформу заменяет песок. Переходить по песку к вокзалу трудно, да и зачем? Вокзал пуст и гулок, нет еще в нем ни буфета, ни книжного киоска. А поезд великолепный. Из открытых окон тяжелых запыленных вагонов глядят богатые люди, едущие на Кавказ: знаменитый чудовищно толстый артист в шелковой серой шапочке, черная красивая дама с лорнетом, персиянин из Баку, не сводящий с нее сонных глаз, худой англичанин с трубочкой в зубах, молча и внимательно осматривающий эти необозримые равнины, которым не уступают только прерии… По доскам, вдоль поезда, медленно прогуливается широкий старичок-генерал с маленькими ножками и делает рассеянный вид, втайне наслаждаясь, однако, и тем, что у дверей вокзала вытянулся перед ним жандарм, и тем, что вот едет он, генерал, в дорогом поезде на воды и гуляет с открытой головой, скромный, спокойный за свое достоинство и во всех отношениях порядочный. Возле пахнущего кухонным чадом вагона-ресторана, за зеркальными стеклами которого пестреют цветы на белоснежных столиках, стоят бритые лакеи во фраках с золотыми пуговицами, потный повар, поваренок – все как будто те же самые, что видел англичанин и в Египте и на французской Ривьере.

. А громадный американский паровоз, весь горячий и блестящий маслом, сталью, медью, дрожит от клокочущей в нем силы, нетерпеливо сдерживая ее. Шумит рукав водокачки, наполняя глубокий тендер… И вот вода уже переливается через края, торопливо бьют в колокол у дверей вокзала, генерал, звеня серебряными шпорами, спешит в свой вагон…

Поезд скрывается в степи. Мужик, неизвестно зачем приходивший на станцию, долго стоял на песке и думал: «Вот уйдет машина, пойду и я помаленьку…» Глядел на мужика англичанин, дивясь его шапке, полушубку и первобытной густоте бороды, слинявшей на солнце. Глядел и мужик на англичанина, но рассеянно: селу нет никакого дела до поезда. Когда поезд скрывается, мужик, безо всякого желания, с притворным наслаждением крякая, выпивает две кружки теплой воды из станционной бочки, вытирает рукой рот и бредет домой. Бредет он не спеша: время неопределенное, ни дневное, ни вечернее – в токую пору делать нечего, думать не хочется, да неопределенна и погода: зашло солнце за облачко – не жарко и в полушубке, хотя, конечно, можно было и не надевать его… Дорога от станции к селу пролегает по выгону, мимо большой княжеской усадьбы и каменной церкви, что напротив нее, на погосте. Поравнявшись с церковью, мужик снимает шапку и крестится, низко кланяясь: за оградой церкви, возле алтаря, рядом с могилой князя, ссорившегося с самим царем, почивает блаженный, Христа ради юродивый, Иоанн Рыдалец.

Конец ознакомительного фрагмента.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: