Антон чехов

«человек в футляре» (а. чехов)

Содержание «Человека в футляре» по плану

Повествование в рассказе ведется от лица Буркина, учителя гимназии. Буркин рассказывает историю о своем коллеге по фамилии Беликов.

  1. Жизнь в футляре

Господин Беликов — учитель греческого языка в гимназии. Его называют “человеком в футляре” за его замкнутый образ жизни. Беликов — одинокий мужчина за 40 лет. Он все время боится, как бы чего ни случилось. Беликов во всем видит опасность и всего боится: плохой погоды, общественного мнения и т.д. Строгий учитель Беликов держит в страхе всю гимназию. Его боятся все — даже директор.

  1. Знакомство с Варенькой

Однажды в гимназии появляется новый учитель Коваленко. У этого учителя есть одинокая сестра Варенька. Учителя в школе сводят его с Варенькой. Беликов ходит к ней в гости, но не делает предложение. Он боится, как бы чего не случилось, если он женится.

  1. История с велосипедами

Однажды Беликов видит, как Варенька с братом катаются на велосипедах. Ему это не нравится. Беликов приходит к Вареньке, чтобы высказать свою критику. Но дома он застает ее брата — учителя Коваленко. Беликов советует Коваленко и Вареньке не ездить на велосипеде, потому что ему это кажется неприличным.

  1. Падение Беликова

Коваленко терпеть не может зануду-Беликова. Он выгоняет Беликова и толкает его с лестницы. Тот скатывается по лестнице. Варенька видит это падение и хохочет. Беликов не может пережить позора. Он целый месяц лежит в постели и не встает. Через месяц он умирает.

  1. После смерти Беликова

После смерти Беликова вся гимназия чувствует облегчение: всем легче без неприятного зануды-Беликова. Но вскоре жизнь в школе снова становится серой. Всем ясно, что дело не в одном Беликове. Вокруг живет много других “людей в футлярах”. Они, как и Беликов, мешают людям жить своей жизнью.

Краткое содержание

Ветеринар Чимша-Гималайский и учитель Буркин целый день охотились, устали. Они находят ночлег в сарае старосты. Буркин рассказывает другу историю.

Был в их гимназии учитель древнегреческого языка Беликов. Даже в солнечный день Беликов ходил в калошах и с зонтом. Дом запирал на все возможные замки. Обожал циркуляры с запретами. И случилась однажды с этим Беликовым такая история: он влюбился.

В гимназию прибыл новый учитель Михаил Коваленко, а с ним — сестра Варя. Весёлая, живая, девушка — и танцевала, и пела. Все учителя стали сводить её с Беликовым. Варя была расположена к учителю древнегреческого, несмотря на отношение к нему брата (Михаил Беликова не любил и называл «глитай, або ж павук» (имея в виду украинское название драмы Марка Кропивницкого «Мироед, или Паук»). Беликов водил Варю гулять и всё повторял, что «брак — вещь серьёзная».

Дело шло к свадьбе, но кто-то нарисовал карикатуру, на которой Беликов с зонтом гулял с дамой. А тут ещё и выяснилось, что Варя ездит на велосипеде! Беликов был страшно возмущён: женщине это неприлично! Он пошёл к брату Вари, чтобы поучить того приличиям, но Михаил не вынес и спустил Беликова с лестницы. Тут мимо проходила Варя, и она весело засмеялась. Беликов счёл, что он опозорен. Он пошёл домой, лёг в постель и через месяц умер.

В гробу он лежал со счастливым выражением лица — его положили в футляр навсегда.

Когда Буркин окончил свой рассказ, Чимша-Гималайский соотнёс с футляром привычную жизнь каждого (служба, бумаги, обычные развлечения).

Содержание «Человека в футляре» по плану

Повествование в рассказе ведется от лица Буркина, учителя гимназии. Буркин рассказывает историю о своем коллеге по фамилии Беликов.

  1. Жизнь в футляре

Господин Беликов — учитель греческого языка в гимназии. Его называют “человеком в футляре” за его замкнутый образ жизни. Беликов — одинокий мужчина за 40 лет. Он все время боится, как бы чего ни случилось. Беликов во всем видит опасность и всего боится: плохой погоды, общественного мнения и т.д. Строгий учитель Беликов держит в страхе всю гимназию. Его боятся все — даже директор.

  1. Знакомство с Варенькой

Однажды в гимназии появляется новый учитель Коваленко. У этого учителя есть одинокая сестра Варенька. Учителя в школе сводят его с Варенькой. Беликов ходит к ней в гости, но не делает предложение. Он боится, как бы чего не случилось, если он женится.

  1. История с велосипедами

Однажды Беликов видит, как Варенька с братом катаются на велосипедах. Ему это не нравится. Беликов приходит к Вареньке, чтобы высказать свою критику. Но дома он застает ее брата — учителя Коваленко. Беликов советует Коваленко и Вареньке не ездить на велосипеде, потому что ему это кажется неприличным.

  1. Падение Беликова

Коваленко терпеть не может зануду-Беликова. Он выгоняет Беликова и толкает его с лестницы. Тот скатывается по лестнице. Варенька видит это падение и хохочет. Беликов не может пережить позора. Он целый месяц лежит в постели и не встает. Через месяц он умирает.

  1. После смерти Беликова

После смерти Беликова вся гимназия чувствует облегчение: всем легче без неприятного зануды-Беликова. Но вскоре жизнь в школе снова становится серой. Всем ясно, что дело не в одном Беликове. Вокруг живет много других “людей в футлярах”. Они, как и Беликов, мешают людям жить своей жизнью.

Краткое содержание рассказа «Человек в футляре»

В самом начале главы рассказчик дает меткое описание героя своего повествования. И не только внешнее. «Человек в футляре» и жизнь ведет, как улитка. Он запирает дом на все засовы и замки. Экономку он не держит из соображений «как бы кто чего не подумал». Поэтому всем в его доме заправляет Афанасий — вечно пьяный повар. Беликов – человек, безоговорочно подчиняющийся всяким директивам и циркулярам. Все он упрятывает в футляры, чехлы, коробочки, и свое собственное тело в том числе.

Вечно поднятый воротник и черные очки дополняют образ Человека в футляре. Даже избранная им профессия – «мертвые» языки — свидетельствует о том, что Беликов пытается сбежать от вечно меняющегося живого, настоящего, к застывшему прошлому. Доходит до смешного: чтобы «поддерживать товарищеские связи с коллегами» (что предписывается директивой членам педколлектива), он заявляется к ним домой, но, поскольку боится поднять какую бы то ни было тему в разговоре, молчит.

Но странное дело: этого зануду и смешного человека в калошах и пальто боятся не только гимназисты, но и учителя, директор и все жители города. От него веет какой-то серостью, унынием, все чувствуют себя в его присутствии скованными.

Свежий ветер в уездном городке

Новый учитель Михаил Коваленко и его сестра Варенька были полной противоположностью унылому Беликову. Веселые, открытые к новым ощущениям и людям, эти двое вскоре завоевали расположение жителей города.

Как-то раз директор гимназии отмечал именины. Варенька своим пением сумела растормошить даже Человека в футляре. Увидев это, местные матроны тут же загорелись идеей поженить пару. Беликова стали донимать разговорами о том, что такому человеку, как он, негоже жить бобылем и что ему нужно жениться.

30-летняя Варя и сама была не против замужества. Она явно благоволила к мрачному преподавателю. Но Человек в футляре, признав необходимость жениться, не спешил просить ее руки. Как он признался однажды рассказчику Буркину, уж очень у Вари бойкий нрав, «а ведь брак – штука серьезная».

Первый удар

Какой-то остроумец распространил рисунок, изображавший Варю с Беликовым, идущих вместе под зонтом. Милая проделка всех только развеселила. Но не Человека в футляре! Для него карикатура с подписью «Влюбленный антропос» стал настоящим душевным ударом. Сюжет произведения вдруг становится трагическим.

Но нашего героя ждало еще одно испытание: выйдя из гимназии на улицу, он внезапно узрел брата и сестру Коваленко, которые мчат, крутя педали велосипедов и весело разговаривая друг с другом. У Человека в футляре прямо ноги подкосились от этого непотребства. Всю ночь он не мог сомкнуть глаз, а на другой день рано отпросился со службы.


Беликов сталкивается с братом и сестрой Коваленко, едущими на велосипедах

Второй удар

Ярый приверженец формуляров решил вразумить Коваленко, что кататься на велосипеде недопустимо для учителя гимназии, а для женщины – тем паче. Михаил не препятствовал матримониальным планам своей сестры, но он невзлюбил Человека в футляре с первой же встречи.

Он даже дал ему новое прозвище – «Глитай або ж Павук» («Упырь или же Паук» — аллюзия на одноименную книгу украинского писателя Марка Кропивницкого). Вареньки не было дома, и Михаил, почувствовав, что у него развязаны руки, высказал все, что он думает о взглядах Человека в футляре. Тот пригрозил пожаловаться директору. В ответ Михаил попросту спустил зануду со ступенек лестницы.

Окончательный удар

Именно в это время к дому подошла Варенька в компании других дам

Женщина подумала, что ее воздыхатель упал с лестницы по своей неосторожности. Катился он так потешно, что хохотушка не смогла удержаться от смеха

Другие дамы стали ей вторить. Мысль о том, что об этом происшествии будет судачить весь городок, что он станет предметом пересудов, оказалась столь трагична для Беликова, что он вернулся домой, «лег в постель и больше уж не вставал».

Болел он целый месяц, а потом скончался. Хоронили его в хмурый дождливый день. И только лицо покойника светилось умиротворением. Наконец-то он обрел футляр, из которого его уже никто не вытянет.


Смерть «Человека в футляре»

Краткое содержание

В маленьком доме здешнего старосты останавливаются переночевать припозднившиеся охотники: врач Иван Чимса- Гималайский и учитель гимназии Буркин. Общаясь между собой, они обсуждают историю городского учителя греческого языка — Беликова, скоропостижно умершего из-за собственных переживаний и волнений.  Тот самый Беликов производил на окружающих весьма странное впечатление: постоянно ходил в непонятных калошах и обязательно с зонтиком,  даже в прекрасную погоду, людей всячески сторонился, находясь словно в каком-то собственном  футляре, никому не показывая своих истинных чувств и эмоций. Даже преподавая свой древнегреческий, он словно прятался в нем от реальной, настоящей действительности. Любые отклонения от сложившихся принципов приводили его в замешательство, он  постоянно опасался возможных проблем и трудностей, переживал, как бы вдруг не вышло ничего дурного. Окружающие его сторонились и даже побаивались, слишком уж непросто было с ним общаться.

Как-то с ним произошел необычный случай,  внезапно изменивший всю его размеренную, устоявшуюся жизнь. В школе  появился  новый преподаватель — Коваленко Михаил Саввич, вместе с ним приехала его сестра, Варенька, барышня лет за тридцать.  Как-то в гостях у  директора собрались все учителя, туда же позвали и Вареньку, которая удивила гостей великолепным исполнением романсов. Тронут был и  сам Беликов, внезапно проявивший к Вареньке небывалый интерес.

Глядя ни них, гости задумались, что неплохо бы было поженить такую подходящую друг другу пару.  Окружающие начали уверять Беликова, что ему давно пришла пора жениться, а вскоре он и сам пришел к такому же мнению.

Только размышляя о предстоящей женитьбе, Беликов вновь начинает терзаться сомнениями, он начинает опасаться, что вдруг все пойдет не так, как хотелось бы, слишком уж брак — это серьезное дело, требующее огромной ответственности. Он настолько погружается в свои страхи и сомнения, что предпочитает пока не делать предложения, а еще раз все взвесить и обдумать.

Как-то один шутник нарисовал забавную карикатуру: на ней Беликов, в своих неизменных калошах и под старым зонтом, а с ним рядом веселая Варенька. Беликов был взбешен от подобной насмешки над ним. А еще в этот момент мимо проехала на велосипеде Варенька, что крайне возмутило Беликова.

По его мнению,  для девушки категорически недопустимо подобное поведение. Он высказывает свое возмущение ее брату Коваленко, между ними происходит серьезная ссора. Коваленко спускает его с лестницы, все это видит Варенька, которая тут же начинает громко хохотать над несостоявшимся женихом.

Не выдержав подобного унижения, Беликов закрывается в комнате, перестает оттуда выходить, а вскоре и вовсе умирает.

Краткое содержание рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре» подробно по плану

Повествование в произведении построено по принципу рассказ в рассказе и ведётся от лица учителя Буркина в адрес Ивана Ивановича, которые на окраине села Мироносицкого остановились на ночлег.

I. Жизнь за стенками «футляра»

Одинокий мужчина чуть старше среднего возраста преподавал греческий язык в гимназии. Окружающие звали его «человек в футляре» за его излишнюю боязливость и ведение замкнутого образа жизни. Для всего у него был предусмотрен свой футляр или чехол: для часов, для ножа, для зонта и т.д. У учителя этого была ещё и необычная привычка — приходить с визитом в дом к кому-то из коллег и молча там сидеть. Таким образом, он выполнял «товарищеские обязанности». Он был строг к себе и ко всем кого встречает на пути. За это его побаивались. Даже директор гимназии относился к нему с опаской.

II. Отношения с Варенькой

В гимназию устроился новый педагог — Михаил Коваленко. У него была незамужняя сестра Варя. Жизнерадостная, певучая и смешливая девушка очаровывает всех вокруг себя, даже Беликов проникся к ней симпатией. Педагогический коллектив надеялся «свести» этих двоих в пару, вдруг, тогда господин Беликов станет мягче. Был даже некий прогресс: Беликов ходил в гости к Коваленко, но предложение девушке делать не спешил. Он беспокоился: «как бы чего не вышло», ведь «брак это дело серьёзное», а Варенька была уж больно бойкой особой.

III. «Велосипедная история»

А потом всё испортил случай. Сначала кто-то неудачно подшутил, изобразив на пару карикатуру, да ещё распространив её по всему педсоставу. Беликов очень тяжело перенёс эту ситуацию. Не успел он оправиться, как увидел свою пассию и её брата во время велосипедной прогулки. Тут он стал мрачнее тучи, так как пребывал в полной уверенности, что женщина ни в коем случае не должна ездить на велосипеде. Это очень неприлично.

IV. Беликов опозорен

Выкинуть из головы события, что произошли с симпатичной ему женщиной, Беликов не мог. Он даже не высидел весь рабочий день, отпросился. Вечером отправился к Коваленко, но застал дома только Михаила, который, мягко говоря, недолюбливал зануду-учителя.

Беликов попытался провести что-то вроде воспитательной беседы с Коваленко. Сказал, что на велосипеде неприлично кататься, особенно женщинам и педагогам. Однако у Коваленко на это было собственное мнение, он в сердцах столкнул надоедливого Беликова с лестницы и тот упал. На беду в это время подошла Варенька с двумя знакомыми дамами. Она подумала, что её ухажер свалился по нелепой случайности и рассмеялась от всей души. Это стало страшным позором для учителя греческого. Он поспешил домой, там занемог, слёг и уже через месяц его не стало.

V. Мир после ухода Беликова

Беликова похоронили. многие чувствовали облегчение по этому поводу. Не станет зануды — станет проще и веселее жить. Так думали все. Но жизнь в гимназии и в городе ничуть не изменилась. Она так и осталась серой, скучной, обыденной.

Когда Буркин поставил точку в своём повествовании, Иван Иваныч сделал вывод: жизнь в душном городе, в тесных комнатах, ненужная писанина на службе и надоевшая игра в винт по выходным — ни чем не лучше футляров Беликова.

Содержание «Человека в футляре» по плану

Повествование в рассказе ведется от лица Буркина, учителя гимназии. Буркин рассказывает историю о своем коллеге по фамилии Беликов.

  1. Жизнь в футляре

Господин Беликов — учитель греческого языка в гимназии. Его называют “человеком в футляре” за его замкнутый образ жизни. Беликов — одинокий мужчина за 40 лет. Он все время боится, как бы чего ни случилось. Беликов во всем видит опасность и всего боится: плохой погоды, общественного мнения и т.д. Строгий учитель Беликов держит в страхе всю гимназию. Его боятся все — даже директор.

  1. Знакомство с Варенькой

Однажды в гимназии появляется новый учитель Коваленко. У этого учителя есть одинокая сестра Варенька. Учителя в школе сводят его с Варенькой. Беликов ходит к ней в гости, но не делает предложение. Он боится, как бы чего не случилось, если он женится.

  1. История с велосипедами

Однажды Беликов видит, как Варенька с братом катаются на велосипедах. Ему это не нравится. Беликов приходит к Вареньке, чтобы высказать свою критику. Но дома он застает ее брата — учителя Коваленко. Беликов советует Коваленко и Вареньке не ездить на велосипеде, потому что ему это кажется неприличным.

  1. Падение Беликова

Коваленко терпеть не может зануду-Беликова. Он выгоняет Беликова и толкает его с лестницы. Тот скатывается по лестнице. Варенька видит это падение и хохочет. Беликов не может пережить позора. Он целый месяц лежит в постели и не встает. Через месяц он умирает.

  1. После смерти Беликова

После смерти Беликова вся гимназия чувствует облегчение: всем легче без неприятного зануды-Беликова. Но вскоре жизнь в школе снова становится серой. Всем ясно, что дело не в одном Беликове. Вокруг живет много других “людей в футлярах”. Они, как и Беликов, мешают людям жить своей жизнью.

Человек в футляре: смысл и краткое содержание

Рассказ повествует о жизни учителя в местной гимназии — Беликова. Смысл названия рассказа «Человек в футляре» заключен в образе главного героя. Ведь он даже в солнечную теплую погоду носит галоши и пальто с высоко поднятым воротником. Они для него словно «футляр», этакий способ спрятаться от того, что происходит вокруг.

При этом герой имеет и внутренние барьеры. Он все время переживает, как бы чего не случилось. Этот страх у него настолько силен, что он заражает им окружающих. Беликов старается быть полноценным членом общества. Он регулярно совершает дружеские визиты к коллегам. Однако в гостях не разговаривает, а просто сидит, молчит.

Мрачную жизнь города, наполненную страхом и фразой «как бы чего не вышло», нарушают новые преподаватели: Михаил и Варенька. Они брат с сестрой. Варвара – жизнерадостная, позитивная, яркая, привлекательная дама. Она очаровала всех с первого взгляда.

Местные женщины сразу же задумали женить учителя греческого на ней. На многочисленных встречах, вечерах Беликова и Вареньку старались подтолкнуть друг к другу. Варвара же была и не против выйти замуж за учителя древнего языка. Он также испытывал к ней симпатию.

Но в один момент он увидел Варвару и брата катающимися на велосипеде. Это, по его мнению, совершенно неприемлемое поведение шокировало его до глубины души. Он попытался поговорить на эту тему с Михаилом. Однако суровый брат Варвары грубо прервал его и вытолкнул из квартиры. В результате этого события герой начал чахнуть. А после продолжительной болезни он скончался.

Беликов

Об этом персонаже Буркин рассказывает своему приятелю. В образе Беликова предстаёт преподаватель греческого языка в гимназии, отличающийся своей закомплексованностью, замкнутостью, наличием фобий и странным поведением. Так, все принадлежащие ему вещи он прятал в футляр. В любую погоду герой выходил с зонтом, в калошах, в пальто и при этом высоко поднимал воротник. Всё, даже свои мысли, этот персонаж спрятал в футляр. Пребывание в футляре — это необходимое условие существования Беликова. Ведь герой боится всего нового и непривычного. Всякое изменение, отклонение наводит на него страх и ужас. Он часто твердит: «Как бы чего не вышло». Для Беликова нормой были одни запреты, разрешения же пугали его своей неопределенностью.

Беликов идеализировал прошлое и по умолчанию критиковал настоящее. Его единственным интересом был мертвый язык, на котором никто не говорил. Поэтому персонаж никак не развивался и сознательно сужал рамки своего восприятия, отказываясь от нового и неизведанного.

Чехов показал, что такое ограждение от реальности может лишить всего: дружбы, покоя, семьи, любви. Из-за своих ничтожных убеждений Беликов не смог создать семью, завести друзей и жить полноценно. Такая жизнь приводит лишь к деградации. Когда героя не стало, все почувствовали облегчение, ведь его присутствие давило на всех остальных людей. Подробнее об образе Беликова мы написали в этом сочинении.

Основные проблемы

Консервативность

. Автор с ужасом и жалостью осознаёт, что некоторые его современники создают себе оболочку, в которой погибают морально и духовно. Они существуют в мире, но не живут. Люди плывут по течению, более того, они даже не могут позволить судьбе вмешаться и поменять что-то в лучшую сторону. Эта боязнь новых событий и перемен делает людей пассивными, неприметными и несчастными. Из-за обилия таких консерваторов в общество и образуется застой, через который сложно пробиться молодым побегам, способным развиваться и развить страну.

Проблемабессмысленности жизни

. Для чего жил Беликов на земле? Он так и не сделал никого счастливым, даже самого себя. Герой трясётся над каждым своим поступком и постоянно вторит: «Как бы чего не вышло». Минуя вымышленные горести и страдания, он упускает само счастье, таким образом, его цена психологического комфорта чересчур велика, раз уничтожает саму сущность бытия людей.

Перед читателем вырисовывается проблема счастья

, точнее, проблема его достижения, сути и цены. Герой заменяет его на покой, но, с другой стороны, он сам вправе определять, что для него наивысшая ценность.

Проблема страха перед любовью

. Люди, которые окружают его, так же несчастны, они оказываются по ту строну вымышленного футляра, Беликов просто не может открыться и подпустить кого-то ближе. Герой так и не смог развить свои чувства к понравившейся девушке, он просто испугался их и остался ни с чем.

Проблема социопатии

. Учитель боится общества, презирает его, отгораживается, не позволяя никому из окружающих людей себе помочь. Они бы и рады, но он сам не позволяет это сделать.

О любви

И, наконец, «Маленькая трилогия» Чехова завершается рассказом о любви. С утра зарядил дождь. Павел Константинович Алехин позвал к завтраку своих приятелей Ивана Чимша-Гималайского и Буркина, которые со вчерашнего дня находились у него в гостях. За кофе с ликером начался разговор о том о сем, и Алехин поведал друзьям историю любви, которая произошла с ним в молодости.

Однажды Павла Константиновича избрали окружным судьей как образованного человека, знающего языки и хорошо разбирающегося в юриспруденции. В суде он познакомился с заместителем председателя, Дмитрием Лугановичем, и между ними возникли добрые приятельские отношения. Как-то после запутанного разбирательства, длившегося два дня подряд, когда все порядком утомились, Луганович пригласил Алехина на обед к себе домой.

Так Павел Константинович познакомился с Анной Алексеевной, женой Лугановича, молодой женщиной двадцати двух лет, интеллигентной, красивой. Он сразу почувствал в Анне родственную душу. За обедом говорили о разных пустяках, веселились, все трое прекрасно понимали друг друга, как будто были знакомы много лет. Алехин заметил, что между супругами существует полное взаимопонимание, и немало этому удивился, поскольку Анна Алексеевна со своей утонченностью и глубокой внутренней культурой была на голову выше простого и поверхностного Дмитрия Лугановича.

В тот же день Павел Константинович осознал, что Анна занимает все его мысли, старался вспомнить каждое ее слово, каждый взгляд. Тогда он еще не догадывался, что молодая женщина тоже пребывала в легком смятении после того, как Алехин откланялся и ушел к себе домой. Между ними протянулись невидимые нити, соединившие их души.

С тех пор Алехин стал часто бывать в доме Лугановичей, сдружился с ними и старался всячески быть полезным. Дмитрий и Анна тоже не оставались в долгу, предлагали помощь деньгами, когда Павел Константинович испытывал трудности с выплатой долгов, оставшихся еще от отца

Но для него было важно другое, ему хотелось ежеминутно видеть сияющие глаза Анны, слышать ее голос, быть с ней рядом

Оба были уже влюблены друг в друга, но каждый понимал, что давать волю чувствам нельзя, это сделает несчастными всех окружающих и в конечном итоге разрушит семью Лугановичей и жизнь самого Алехина. Приходилось сдерживаться, ни Павел Константинович, ни Анна не позволяли любви вырваться на волю, держали ее в прочном футляре.

И только однажды, когда Анна Алексеевна уезжала в Крым на лечение, Алехин, оказавшись в купе поезда с ней наедине, смог обнять любимую женщину, поцеловать ее. Она ответила ему, обливаясь слезами, влюбленные провели вместе несколько счастливых минут и затем расстались навсегда.

Композиция и конфликт

Композиция рассказа не отличается какой-то сложной формой, наоборот, рассказ представлен в виде нескольких частей, разбитых по смыслу и описывающих происходящие события. Именно поэтому читатель легко воспринимает текст. Но особенности композиции «Человека в футляре» заключаются не в членении на главы, а в подаче — это рассказ в рассказе. Чехов рассказывает о Буркине, который рассказывает товарищу о Беликове.

Что касается конфликта, он присутствует в рассказе.

  1. Во-первых, это конфликт «человека в футляре» и общества – они не хотят понимать и принимать друг друга, Беликов живёт в своём мире, отделившись от окружающего его социума.
  2. Во-вторых, Чехов вводит такого героя, как Михаил Коваленко (жизнерадостный, сильный и смешливый человек), который является полной противоположностью Беликова. Они также не понимают друг друга, жизнь каждого шокирует другого, в конечном итоге Беликов не выдерживает противостояния.

Чехов «Человек в футляре» кратко

Конец XIX в. Сельская местность в России. Село Мироносицкое. Ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин, проохотившись весь день, располагаются на ночлег в сарае старосты. Буркин рассказывает Иван Иванычу историю учителя греческого языка Беликова, с которым они преподавали в одной гимназии.

Беликов был известен тем, что «даже в хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». Часы, зонтик, перочинный нож Беликова были уложены в чехлы. Он ходил в тёмных очках, а дома закрывался на все замки. Беликов стремился создать себе «футляр», который защитил бы его от «внешних влияний».

Ясны для него были лишь циркуляры, в которых что-нибудь запрещалось. Любые отклонения от нормы вызывали в нем смятение. Своими «футлярными» соображениями он угнетал не только гимназию, но и весь город. Но однажды с Беликовым произошла странная история: он чуть было не женился.

Случилось, что в гимназию назначили нового учителя истории и географии, Михаила Саввича Коваленко, человека молодого, весёлого, из хохлов. С ним приехала его сестра Варенька, лет тридцати. Она была хороша собой, высока, румяна, весела, без конца пела и плясала. Варенька очаровала всех в гимназии, и даже Беликова.

Тут и пришла в голову учителям мысль поженить Беликова и Вареньку. Беликова стали убеждать в необходимости жениться. Варенька стала оказывать ему «явную благосклонность», а он ходил с ней гулять и все повторял, что «брак вещь серьёзная».

Беликов часто бывал у Коваленок и в конце концов сделал бы Вареньке предложение, если бы не один случай. Какой-то озорник нарисовал карикатуру на Беликова, где тот был изображён с зонтом под руку с Варенькой. Экземпляры картинки были разосланы всем учителям. На Беликова это произвело очень тяжёлое впечатление.

Вскоре Беликов встретил на улице Коваленок, катающихся на велосипедах. Он был крайне возмущён этим зрелищем, так как, по его понятиям, учителю гимназии и женщине ездить на велосипеде не пристало. На другой день Беликов отправился к Коваленкам «облегчить душу». Вареньки не было дома. Брат же её, будучи человеком свободолюбивым, с первого дня невзлюбил Беликова.

Не стерпев его поучений насчёт катания на велосипедах, Коваленко попросту спустил Беликова с лестницы. В этот момент в подъезд как раз входила Варенька с двумя знакомыми. Увидев катящегося по лестнице Беликова, она звонко рассмеялась. Мысль о том, что о происшедшем узнает весь город, привела Беликова в такой ужас, что он пошёл домой, слёг в постель и через месяц умер.

Когда он лежал в гробу, выражение лица у него было счастливое. Казалось, он достиг своего идеала, «его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Хоронили Беликова с приятным чувством освобождения. Но через неделю жизнь потекла прежняя — «утомительная, бестолковая жизнь, не запрещённая циркуляром, но и не разрешённая вполне».

Буркин заканчивает рассказ. Размышляя об услышанном, Иван Иваныч произносит: «А разве то, что мы живём в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр?».

Главы 19−20

Иван убежал и долго скитался, пока Груша, явившаяся в виде девочки с крылышками, не указала ему путь. На этом пути Иван встретил двух стариков, у которых забирали в солдаты единственного сына, и согласился служить вместо него. Старики справили Ивану новые документы, и тот стал Петром Сердюковым.

Попав в армию, Иван попросился на Кавказ, чтобы «скорее за веру умереть», и прослужил там больше пятнадцати лет. Однажды отряд Ивана преследовал кавказцев, ушедших за Койсу-реку. Несколько солдат погибло, пытаясь навести через реку мост, и тогда вызвался Иван, решив, что это лучший случай, «чтобы жизнь кончить». Пока он плыл через реку, его оберегала Груша в виде «отроковицы примерно в шестнадцать лет», от смерти крыльями отгораживала, и Иван вышел на берег невредимым. После он рассказал полковнику о своей жизни, тот послал бумагу узнать, правда ли была убита цыганка Груша. Ему ответили, что убийства не было, а Иван Северяныч Флягин умер в доме у крестьян Сердюковых.

Полковник решил, что у Ивана от опасности и ледяной воды помутился ум, произвёл его в офицеры, отправил в отставку и дал письмо «к одному большому лицу в Петербург». В Питере Ивана устроили «справщиком» в адресный стол, но карьера его не пошла, поскольку досталась ему буква «фита», фамилий на которую встречалось очень мало, и доходу с такой работы почти не было.

В кучера Ивана, благородного офицера, не брали, и он пошёл артистом в уличный балаган изображать демона. Там Иван заступился за молоденькую актрису, и его выгнали. Деться ему было некуда, он пошёл в монастырь и скоро полюбил тамошний жизненный уклад, похожий на армейский. Стал Иван отцом Измаилом, и приставили его к лошадям.

Путешественники начали спрашивать, страдает ли Иван «от беса», и тот рассказал, что его искушал бес, прикинувшийся красавицей Грушей. Один старец научил Ивана прогонять беса молитвой, стоя на коленях.

Молитвой и постом Иван справился с бесом, но скоро ему начали докучать мелкие бесенята. Из-за них Иван случайно убил монастырскую корову, приняв её ночью за чёрта. За это и другие прегрешения отец игумен на всё лето запер Ивана в погребе и велел молоть соль.

В погребе Иван начитался газет, начал пророче­ствовать, и напророчил скорую войну. Игумен перевёл его в пустую избу, где Иван и прожил всю зиму. Вызванный к нему лекарь не смог понять, пророк Иван или сумасшедший, и посоветовал пустить его «пробегаться».

На пароходе Иван оказался, пробираясь на богомолье. В будущую войну он уверовал крепко и собирался пойти в армию, чтобы «помереть за народ». Рассказав всё это, очарованный странник впал в задумчивость, и пассажиры не решились больше его расспрашивать, ибо о прошлом своём он поведал, а будущее остаётся «в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам».

Значение творчества А. Чехова

Чехов вошел в литературу 80-х годов XIX в. как новатор, ни на кого не похожий писатель, создавший новые образцы «малой прозы», которые писатель Д. Григорович назвал «переворотом в литературе». За 26 лет своей творческой биографии Чехов написал более 900 различных произведений. Горький о у Чехова позволяет «правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни».

Чеховым в «Маленькой трилогии» была впервые подмечена и описана психологическая особенность, которая в современной психологии определяется как одна из разновидностей социофобии. «Футлярность» живуча и в современном мире, делая ущербнее и ограниченнее жизнь, многогранную и интересную во всех ее проявлениях. Заменяют реальность и дают возможность спрятаться от житейских и общественных потрясений интернет, средства массовой информации, предлагая глянцевые журналы, бесконечные ток-шоу, сериалы и иные суррогаты источников познания мира, лишая реального общения и радостей самой жизни.

Крыжовник

«Маленькая трилогия» Чехова содержит еще один рассказ о «футлярной» жизни простого человека. Однажды Буркин и Иван Иванович Чимша-Гималайский, прогуливаясь вдоль поля, решили зайти к своему приятелю, Павлу Константиновичу Алехину. Тот радушно встретил старых знакомых, пригласил в сад. Сидели друзья среди разросшихся кустов крыжовника, и Чимша-Гималайский рассказал историю своего брата Николая Ивановича.

Герой рассказа с девятнадцати лет работал в казенной палате за небольшое жалование и едва сводил концы с концами. И как у всякого материально стесненного человека, у него была мечта. Николаю Ивановичу хотелось иметь свое имение, хороший дом, а главное, чтобы в саду рос крыжовник. Не то чтобы он любил варенье из спелых ягод, а вот просто мечталось ему об этом. Годы шли, и все время перед глазами чиновника стояли кусты крыжовника. Чтобы когда-нибудь купить имение, Николай Иванович экономил каждую копейку, часто ему есть было нечего, все деньги он складывал в коробку и прятал ее в тайник.

Когда подошло время заводить семью, Николай Иванович посватался к вдове, богатой и очень некрасивой, со скверным характером. К тому же она была старше его чуть ли не на двадцать лет. Свадьбу играть не стали – из соображений экономии, а все деньги жены Николай Иванович положил в банк. Жили впроголодь, ходили в чем попало, детей не рожали. От такой жизни женщина вскоре умерла.

Смысл названия

Почему рассказ назван «Человек в футляре»? На самом деле, в смысле названия нет ничего необычного и его можно воспринимать буквально. Главный герой – Беликов живёт в своём «футляре», в котором ему комфортно. Персонажу совершенно не хочется контактировать с внешним миром, поэтому он окружает себя вещами, в которых нет практического смысла: пальто, зонт и галоши сопровождают его даже в знойный день.

В этом футляре у него свои правила, свои рамки, жизнь в которых герою вполне нравится. К сожалению, футляр слишком тесен и ограничен, в нём нет ни для кого места, кроме хозяина этого футляра, именно поэтому Беликова ожидает одиночество и ограниченное пространство, которое он сам же создал вокруг себя. В финале он обретает идеальный футляр — гроб.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: