Село варзуга: красота природы и деревянная архитектура русского севера

Юго-восток кольского полуострова  / туристские путешествия по кольскому полуострову / путеводители

Особенности рыбалки

Варзуга — это одна из самых известных семужьих рек России, на которой разрешён любительский лицензионный лов. Здесь стоит сделать небольшое дополнение. Лосось Терского берега несколько мельче рыб заходящих в реки Северного и Северо – Восточного побережья Кольского полуострова, но стада их гораздо крупнее. Кроме сёмги в реке достаточно много другой рыбы, поэтому туристы и другие любители рыбалки всегда могут найти способ ловли, позволяющий насладиться поимкой рыбы. Наличие в реке горбуши, у части рыбаков, считается отрицательным фактором, но, тем не менее, это увеличивает видовой состав и интерес к рыбалке. Не менее увлекательна ловля сигов и хариуса. Стоит отметить, что на Варзуге есть возможность провести время зимней рыбалке. Зимой здесь можно поймать, как окуня и хариуса, так и крупную щуку, в том числе, сёмгу. Основными методами лова, на открытой воде, можно считать нахлыст и спиннинг. Несмотря на «зарыбленность» водоёма, на реке достаточно сильный рыболовный прессинг, в том числе браконьерский. Чтобы избежать неприятных моментов, рекомендуем использовать услуги профессиональных гидов и рыболовных баз. Это позволит комфортно отдохнуть и увеличит ваши шансы на поимку трофейной рыбы.

География

Длина реки — 254 км.

Площадь бассейна — 9,84 тыс.км2.

Расход воды — 78,9 м3/с.

Описание

Берёт начало в болотистой местности центральной части Кольского полуострова, на высоте свыше 189 м над уровнем моря. В верхнем течении именуется Малой Варзугой. Малая Варзуга проходит через озеро Варзугское, имеет приток Варзе и Варговый, после которого река именуется Большой Варзугой. На высоте около 146 м река проходит в 1,5 км от другой крупной реки Стрельны. На Большой Варзуге находится порог Падун. В реку на этом участке впадают реки и ручьи Фомин, Юзия, Кичисара. После Кичисары река на карте обозначается просто Варзугой. Протекает на большей части своей длины по плоской, слабо расчленённой равнине. Ширина русла изменяется от 2–6 м в истоке и 20–40 м в верхнем течении до 200 м в нижнем. В среднем и нижнем течении река изобилует порогами, самый крупный из которых – Падун (с тремя водопадами). На порожистых участках русло сильно загромождено валунным материалом. В бассейне реки есть большие болотные массивы (большинство болот – верховые). В среднем и нижнем течении Варзуга порожиста. Самый крупный порог называется Падун и имеет три водопада.
Впадает в Белое море.
На реке более трёх десятков порогов, среди них Ревуй, Юзия, Малый Ретун, Ливка, Котельня, Тюверенга, Япомский, Ареньгский, Сечетинский, Оралиха, Медведь, Сережный, Студенцы, Порокушка, Собачий, Койтургов, Клетной и Морской. В нижнем течении, недалеко от устья в реке находятся несколько островов, крупнейшие из них Вичанной Курьи и Сиговец. Большая часть течения реки лежит за Полярным кругом.
Протекает в крутых скалистых горах, покрытых лесом. В 10 км от устья начинаются песчаные берега. Левый берег Варзуги здесь высокий. Кругом сосновый лес. Устье реки глубиной до 3 м и около 250 м в ширину; дно песчаное.
Питание реки преимущественно снеговое. Гидрологический режим реки характеризуется высоким весенним половодьем, низкой зимней и летней меженью и относительно небольшими летне-осенними паводками. Продолжительность ледостава на реке – с октября по май.
Заболоченность бассейна 50%, лесистость 45%, озерность небольшая – всего 3%.
Река сплавная. Варзугу называют жемчужиной Кольского полуострова: в ней обитает европейская жемчужница (вид пресноводного моллюска). Здесь до революции вёлся промысел высококачественного жемчуга. Варзуга – одна из немногих рек, куда заходит на нерест сёмга. В реке водятся три вида лососей (сёмга, кумжа, горбуша).

В реке водятся горбуша, корюшка, кумжа, ряпушка, сёмга, сиг, хариус, щука и др.

Другие топографические карты

Нажмите на карту, чтобы просмотреть ее топографию, ее высоту и ее рельеф.

Мурманск

Россия > Мурманская область > городской округ Мурманск

Мурманск, городской округ Мурманск, Мурманская область, Северо-Западный федеральный округ, Россия

Средняя высота: 117 м

Кировск

Россия > Мурманская область > муниципальный округ Кировск

Кировск, муниципальный округ Кировск, Мурманская область, Северо-Западный федеральный округ, Россия

Средняя высота: 508 м

Водопад маманя

Россия > Мурманская область > Кандалакшский район

Водопад маманя, сельское поселение Алакуртти, Кандалакшский район, Мурманская область, Северо-Западный федеральный округ, Россия

Средняя высота: 248 м

Териберка

Россия > Мурманская область > сельское поселение Териберка

Териберка, сельское поселение Териберка, Кольский район, Мурманская область, Северо-Западный федеральный округ, Россия

Средняя высота: 178 м

Кандалакша

Россия > Мурманская область > Кандалакшский район

Кандалакша, городское поселение Кандалакша, Кандалакшский район, Мурманская область, Северо-Западный федеральный округ, 184041, Россия

Средняя высота: 71 м

Североморск

Россия > Мурманская область > ЗАТО Североморск

Североморск, ЗАТО Североморск, Мурманская область, Северо-Западный федеральный округ, Россия

Средняя высота: 59 м

Ловозерский район

Россия > Мурманская область

Ловозерский район, Мурманская область, Северо-Западный федеральный округ, Россия

Средняя высота: 136 м

Ковдорский муниципальный округ

Россия > Мурманская область

Ковдорский муниципальный округ, Мурманская область, Северо-Западный федеральный округ, Россия

Средняя высота: 259 м

Печенгский муниципальный округ

Россия > Мурманская область

Печенгский муниципальный округ, Мурманская область, Северо-Западный федеральный округ, Россия

Средняя высота: 132 м

сельское поселение Ловозеро

Россия > Мурманская область > Ловозерский район

сельское поселение Ловозеро, Ловозерский район, Мурманская область, Северо-Западный федеральный округ, Россия

Средняя высота: 132 м

городское поселение Кильдинстрой

Россия > Мурманская область > Кольский район

городское поселение Кильдинстрой, Кольский район, Мурманская область, Северо-Западный федеральный округ, Россия

Средняя высота: 169 м

муниципальный округ Кировск

Россия > Мурманская область

муниципальный округ Кировск, Мурманская область, Северо-Западный федеральный округ, Россия

Средняя высота: 247 м

Сейдозеро

Россия > Мурманская область > Ковдорский муниципальный округ > Ёнский

Сейдозеро, Ёнский, Ковдорский муниципальный округ, Мурманская область, Северо-Западный федеральный округ, Россия

Средняя высота: 194 м

Ковдор

Россия > Мурманская область > Ковдорский муниципальный округ

Ковдор, Ковдорский муниципальный округ, Мурманская область, Северо-Западный федеральный округ, Россия

Средняя высота: 301 м

городское поселение Туманный

Россия > Мурманская область > Кольский район

городское поселение Туманный, Кольский район, Мурманская область, Северо-Западный федеральный округ, 184375, Россия

Средняя высота: 142 м

Мончегорск

Россия > Мурманская область > муниципальный округ Мончегорск

Мончегорск, муниципальный округ Мончегорск, Мурманская область, Северо-Западный федеральный округ, 184500, Россия

Средняя высота: 172 м

Состояние дороги Умба — Варзуга

Выехали мы с тони Тетрина ближе к полудню. Из-за условий отлива. Без приключений добравшись до автодороги Умба-Варзуга мы двинулись далее.

Дорога от Умбы до самой Варзуги не однородна. Часть пути – это приличное асфальтовое покрытие, а часть дороги – грунтовка. От Умбы до Варзуги около 135-140 км. Из них около 80 километров — песчаная накатанная грунтовая дорога. Асфальт заканчивается километров через 50 после Умбы.

Не забываем про то, что если вы собрались на своём авто в Варзугу, последняя АЗС — только в Умбе. Дальше, ни в Варзуге, ни в Кузомени — заправок нет.

Часть пути мы уже преодолели накануне. Это около 22-ух километров. Потому нашу поездку на Варзугу можно отсчитывать от поворота на тоню Тетрина.

Дорога Умба-Варзуга. Асфальт закончился (Асфальтированная часть — обратное направление. На Умбу)

Вот так выглядит дорожное полотно, по которому до Варзуги около 80-90 км:

Грунтовка на Варзугу

Что представляет из себя грунтовка на Варзугу? Хм… встречал я в Сети отзывы о ней, как о чём-то ужасном. Острые камни, часто встречающиеся едва различимые на скорости, торчащие отдельные валуны и камни. Или попадались мне даже советы сбрасывать давление в шинах. Дабы не порезать покрышку. И ехать по этой грунтовке не более 40 км в час и прочее. Как на само деле?

Нормальная вполне себе, обычная грунтовая дорога. Таких тысячи по всей стране и миру.

(Вспомнил, как перед тем, как я собрался на Памирский тракт — а там высокогорная дорога с осыпями на высотах свыше 4000 тыс. м и около — мне попадался также отчёт одного джипера о том, что он давление в покрышках на своём «Дефендере» там сбрасывал. Местная шоферня, что мотается по тракту годами, только усмехнулась на этот счёт. Да у виска пальцем покрутила. Ну, оно дело понятное. Это же — «джипер»)

Как мы доехали на своём авто в Варзугу

Это я к чему в предыдущем? Да к тому, что слишком у страха глаза велики. Как и у чужого мнения) В общем, на своём авто в Варзугу по этой грунтовке ехал я под сотню км/ч. Нормальная вполне грунтовка. Сбрасываешь скорость на поворотах. Да там, где уж больно много щебёнки, да перед валунами (тут главное их не прозевать). Может я, конечно, в хорошие условия попал. Лето, однако. Хоть и холодное в этот год уж больно, но всё же. Покрытие сухое, укатанное. Пыль поднимается от встречных и догоняемых машин столбом.
Но внимательным быть всегда не помешает. По дороге мы обогнали пару новых «паджериков». Ребята встали, так как один из экипажей пробил себе радиатор. Зайцем. Который внезапно выскочил на дорогу. Вот уж не знаю, как там оно у них получилось. Но — факт.

И ещё была одна вставшая по дороге у обочины легковушка. Тому парню также не очень повезло. Он пробил колесо. В дороге бывает всякое. А от подобных «передряг» никто не застрахован. Так что… ехал я в соответствии с обстановкой. То 80-100 скорость держишь, а то и до 30 сбросишь.

В общем, без особых приключений мы и добрались на своём авто в Варзугу. И здесь стоит поподробнее рассказать о самом селе и его истории

Ихтиология

Лососевые нерестилища располагаются в нижнем и среднем течении на протяжении около 120 км от устья. Как уже отмечалось, большой порог Падун мешает подниматься проходным лососям. Популяция атлантического лосося в Варзуге — самая крупная в Европе и Америке. Основные места нерестилищ начинаются, примерно, в 20 км от устья. Основными проходными видами являются: сёмга (атлантический лосось), кумжа (морская форель) и горбуша (вселённый вид). К анадромным, полупроходным и заходящим в эстуарную зону реки видам, относятся: минога тихоокеанская, сиг обыкновенный, ряпушка европейская, корюшка европейская, хариус европейский, щука обыкновенная, плотва, елец, окунь речной, камбала речная и другие.

Река Пана

Река Пана у истока сильно заболочена, поэтому на байдарках начинается сплав с места, где ширина реки составляет метров пять. В верхней части Пана лесная река, а это говорит о возможности лесных завалов. Дальше по реке много перекатов, между которыми много плесов. Берега здесь сухие, поросшие северной тайгой. Река протекает через 4 озера, между которыми извивается под лиственным сводом низкого кустарника. Река течет спокойно по илистому руслу после пятого Нижне-Панского озера. Берега здесь красивы и покрыты сосновыми борами.

После притока Полисарка, начинается большое количество широких и мелких перекатов и порогов. Вокруг сосновые боры на крутых обрывистых песчаных берегах. Интересен порог Пасынок, который состоит из трех ступеней. Каждая ступень отделена небольшими плесами. Сложность при сплаве возникает в конце прохода порога, потому что из воды торчат много камней.

Дальше в русле реки много шивер до впадения притока Индели. После берега становятся высокими и каменистыми покрытыми могучими соснами. Так по реке Пана сплав достигает реки Варзуги, куда она впадает после небольшого переката.

Река Цага

Устье реки Цага неширокое, где-то 25 м, а глубиной 3-5 м. Здесь река очень извилистая, большое количество перекатов с плесами и много шивер. В устье для реки характерны песчаные обрывистые высокие берега, поросшие северной тайгой из хвойных и лиственных пород деревьев. При подъеме вверх по реке, берега постепенно понижаются, увеличивается заболоченность местности, где нет удобных остановок, но много перекатов. Удобные остановки будут возможны у озера Большого Цагского, но до него надо пройти перекатов и небольших порогов штук 30.

Озеро Большое Цагское не большое по величине и не очень глубокое. Берега озера: правый – высокий и обрывистый покрытый еловыми лесами, а левый – низменный и болотистый берег. Исток Реки Цаги в южной части берега сильно заросший водорослями, поэтому проход узкий.

При выходе с Большого Цагского озера, сплав продолжается по притоку Южная Цага. Приток по берегам сильно зарос кустарником, что заставляет отталкиваться веслом не от воды, а от кустов. Южная Цага очень извилистая и узкая река.Дальше река разливается и разбивается на ручьи. Место сплава отмечено треногой, что бы выбрать правильное русло и попасть в следующее озеро Сиговое. За озером река петляет по низине среди кустов и травы. Байдарка скользит по траве, когда отталкиваешься от кустов, но нужно следить за корягами. Дальше поднимаемся, по течению реки, к месту волока байдарок до реки Пана, который отмечен столбом.

Волок проходит по равнине сильно заболоченной, где выступают отроги Федоровой и Панской Тундр, которые покрыты северной тайгой. Здесь много маленьких озер и заболоченных топких мест.

Река Варзуги

Интересно, что вода реки Пана имеет светлый оттенок, чем мутные воды Варзуги, и при впадении потоки долго не смешиваются между собой. Здесь река Варзуга широкая и не глубокая, что затрудняет сплав. Течение медленное и большое количество отмелей. Дальше сплав, можно разделить на два участка: участок до села Варзуги, где особенные пороги Ареньгский и Сухой Йовас, и участок между поселками Варзуга и Кузоменье, где выделяются Морские пороги.

После серии сложных порогов река Варзуга разливается и течет между низкими берегами. Интересный факт, что последние километры река течет среди голых песчаных дюн.

Сплав по рекам Цаге, Пане и Варзуге – это не забываемые впечатления от красоты северной природы и острые ощущения экстремального сплава на байдарках по норовистым рекам севера

Важно удовлетворение победы над собой и ощущения, что «ты – крутой!»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: