ВВЕДЕНИЕ
Водообмен морей Карского и Лаптевых проходит через проливы в архипелаге Северная Земля
и, в большей степени, между полуостровом Таймыр и о. Большевик через пролив Вилькицкого.
Длина пролива 104 км, ширина в наиболее узкой части 55 км, глубины от 32 до 210 м.
Другие проливы между островами архипелага, например, Шокальского и Красной Армии,
значительно меньше по размерам, основную часть года промерзают практически по всему
столбу воды и их роль в водообмене между морями невелика. Карское море в наибольшей
степени из всех морей Арктики подвержено воздействию речного стока []. Можно считать, что практически все поверхностные воды Карского моря в той или иной
степени образованы при участии вод материкового стока . Суммарный сток рек, впадающих в Карское море, составляет 1350 км3/год, из этого объема на долю вод Обской губы и Енисея приходится 82% []. Море Лаптевых подвержено воздействию материкового стока в меньшей степени, средний
годовой сток в его акваторию составляет 745 км3, и около 70% из него приходится на долю р. Лена .
Считается, что северо-западная часть моря Лаптевых не испытывает сильного влияния
впадающих в него влияния рек, ее гидрохимическая структура формируется в основном
под влиянием водных масс, поступающих из Арктического бассейна. Ведь в западной части
моря Лаптевых сосредоточено не более 20% от его речного стока. В научной литературе
есть сведения, что иногда на эту часть моря распространяется влияние речного стока
из Карского моря, проходящего через пролив Вилькицкого , и что проникновение трансформированных речных вод в район пролива со стороны Карского
моря [] более вероятно, чем с востока. Также существует теория о практически непрерывном
вдольбереговом движении пресных вод с запада на восток вдоль всего побережья Арктики
[].
По литературным данным известно несколько типов распространения материкового стока
по акватории Карского моря. Так, в работе [] говорится о 4-х типах: “восточном”, “центральном”, “западном” и “юго-западном”.
Позднее, в работе [] в результате объединения “западной” и “юго-западной” схемы выделяется 3 типа распространения
материкового стока. Естественно, основной причиной, по которой речной сток распределяется
подобным образом, являются гидрометеорологические условия [], в первую очередь, это воздействие ветра на поверхностный опресненный слой. Дальность
проникновения речных вод, форма и площадь распространения опресненного слоя в Карском
море существенно варьируют месяц от месяца и год от года. Так, при западном типе распространения
опресненные воды могут достигать восточных берегов арх. Новая Земля. Центральный тип
распространения характеризуется далеким проникновением опресненных вод на север. При
восточном типе распространения речные воды прижимаются к берегу п-ва Таймыр и в виде
пограничного течения переносятся к островам Северной Земли и в море Лаптевых.
“Восточный” тип распространения поверхностных опресненных речным стоком вод в настоящее
время считается наиболее редкой ситуацией для бассейна []. Так, в теплый период 1993–2017 гг. “центральный” тип распространения поверхностного
опресненного слоя наблюдался в 11 случаях, “западный” – в 9, а “восточный” – в 4 случаях.
Но в первой половине ХХ века “восточный” тип распространения, когда воды обь-енисейского
стока распространяются вдоль берегов п-ова Таймыр, достигая пролива Вилькицкого и
даже проникая в море Лаптевых, считался очень распространенным. По данным [] такая схема переноса речного стока наблюдалась в 1933, 1935, 1937, 1940 и 1948 гг.
Чье имя носит пролив?
Официально название пролива, данное открывателем в честь Цесаревича, просуществовало всего два года – с 1916 по 1918 год. После Октябрьской революции его переименуют. Споры о том, в честь кого назван пролив Вилькицкого, никак не утихнут. Чье имя носит акватория – мореплавателя А. Вилькицкого или его сына, Бориса Андреевича?
Существуют сведения о том, что в 1913-1916 году он носил имя Андрея Вилькицкого, видного российского картографа. Утверждают и то, что с приходом советской власти его нарекли «пролив Бориса Вилькицкого». Название в честь того, кто открыл акваторию, продержалось до 1954 года.
В очередной раз протоку переименовали исключительно ради удобства прочтения на картах. От названия отсекли имя человека, возглавлявшего великую экспедицию. На картах стали писать просто – пролив Вилькицкого. И это несмотря на то, что написание имени в названии считалось принципиально важным аспектом.
В Арктике немалое количество топонимов носит имя отца Бориса Андреевича. Его именем наречены острова, ледник, несколько мысов. Впрочем, есть мнение, что название акватории, скорее всего, исказили намеренно, руководствуясь политической подоплекой.
Растительность и животные
На глубине всего 15 см на суше архипелага царит вечная мерзлота, так что растительность в этих местах достаточно скудная. Свободные ото льдов участки суши вокруг пролива Вилькицкого занимают лишь 5-10% площади архипелага. Растения, преобладающие на свободной от ледников земле, относятся к типу арктической тундры. Это малочисленные мхи, лишайники, камнеломка и полярный мак.
Более разнообразны в регионе популяции птиц. Чаще других здесь появляются совы, чайки и поморники. Реже — куропатки и гагары. Из животных здесь наблюдаются белые медведи, с материковой части полуострова Таймыр иногда пробираются северные олени, волки и песцы, образуются летние колонии мелких грызунов. В водах пролива проживает арктический эндемик — лаптевский морж, а также гренландские тюлени и нерпы.
История открытия пролива
Попытки исследовать северные части Великого морского пути предпринимать начали в конце XIX столетия. В 1881 году в водах, омывающих Таймыр, курсировало судно «Жаннетта», которым командовал Д. Де-Лонг. Поход оказался неудачным: корабль раздавили мощные северные льды.
Экспедиция под руководством шведского мореплавателя Адольфа Эрика Норденшельдома бороздила океан около Северной Земли в 1878 году. Однако им не удалось обнаружить узкую протоку. Тогда кто открыл пролив Вилькицкого?
В 1913 году исследовать просторы Северного Ледовитого океана отправляется русская экспедиция. Мореплаватели снарядили два корабля – «Вайгач» и «Таймыр». Капитаном второго ледокола назначили Б. Вилькицкого. Исследователям предстояло заснять побережья и острова, раскиданные по Ледовитому океану. Кроме того, им следовало отыскать в океане акваторию, пригодную для прокладывания Северного водного пути. Мореплавателям, курсирующим на ледоколе «Таймыр», посчастливилось открыть большой архипелаг, занявший 38 000 м 2 суши. Изначально, по инициативе Бориса Вилькицкого, ему дали название Земля императора Николая II. Теперь его зовут Северной Землей.
В эту же экспедицию обнаружат и опишут еще несколько небольших островов. Мир узнает о Малом Таймыре, островах Старокадомского и Вилькицкого. Важнейшим открытием XX столетия станет пролив Вилькицкого. Борис Андреевич назовет акваторию проливом Цесаревича Алексея.
Наказание для изменника Родины
По всей видимости, неблаговидный поступок стал причиной того, что из названия пролива перестраховщики убрали его имя. При этом удивительно то, что потомственного офицера, служившего в царском флоте, не заклеймили врагом народа и не удосужились внести его в списки заклятых контрреволюционеров. К тому же имя белоэмигранта не стерли с карты Арктики, хотя с приходом советской власти с нее удалили названия открытых и нареченных мореплавателем топонимов. Прежнее название пролив Вилькицкого обрел в 2004 году.
К фамилии мореплавателя добавили снова его имя, восстановив справедливость. Открытие пролива, обеспечившего сквозное плавание в северных водах, до настоящего времени считается в мировой истории крупнейшим открытием XX столетия.
Источник
Как добраться до мыса
На вертолёте
Наиболее безопасный способ посетить самую северную точку континента — на вертолёте из села Хатанга. До Хатанги можно долететь на самолёте из Красноярска и Норильска. Вертолёты доставляют туристов до мыса Челюскин и из посёлка Диксон, до которого можно добраться не только на самолёте, но и на поезде. Только оказавшись в аэропортах Хатанги и Диксона, можно узнать о намеченных рейсах на мыс: вылеты напрямую зависят от текущей погоды.
На автотранспорте
Добираться до мыса Челюскин на автотранспорте довольно рискованно. Путь пролегает по замёрзшему Енисею от посёлка Дудинка до Диксона, а далее — по западному побережью полуострова. Более безопасный наземный вариант — на снегоходах: для них до мыса проложено несколько трасс. Но многие туристы, решившиеся на это, не достигали цели из-за отсутствия дорог и поломки техники, и им приходилось возвращаться.
Последнее Великое Географическое открытие
Освобождение ото льда корпуса «Вайгача»
Через месяц, 2 сентября 1913 года, оба судна находились в 12 милях к северо-востоку от мыса Челюскин; ледовая обстановка в районе плавания была очень сложной.
«Таймыр» и «Вайгач»
Из воспоминаний Л.М. Старокадомского:
«В полдень 2 сентября ледоколы пошли параллельно кромке льда курсов норд. Вот тут и произошли события, которые принесли нашей экспедиции мировую известность. Часа через три впереди, несколько справа от курса вырисовалась низменная полоса земли, полузанесённая снегом. Появление земли было полной неожиданностью». (Старокадомский, 1946).
Так был открыт остров, названный первоначально «Остров Цесаревича Алексея», а затем, в советское время, переименованный в «Малый Таймыр». Этот остров находится в юго-восточной части архипелага Северная Земля.
Оба транспорта двинулись вдоль восточного побережья вновь открытого острова на север. Навстречу стали попадаться айсберги, которым здесь вроде бы неоткуда было взяться. Их оказалась сразу около двух десятков.
Открытие Северной Земли
Слово Л.М. Старокадомскому:
«Спать не хотелось… Светало, но горизонт ещё закрывала мгла. И вдруг впереди, немного вправо от курса, я стал различать смутные очертания высокого берега … на горах виднелись снежные пятна. Передо мной, несомненно, был высокий гористый берег.
Сдерживая волнение, я шагнул в штурманскую рубку и разбудил Вилькицкого.
— Борис Андреевич, впереди открылся берег!
— Довольно островов, — капризно, сквозь сон пробормотал Вилькицкий, нам надо проходить на запад.
— Идите смотреть, теперь это высокие горы.
Окончательно проснувшись, Вилькицкий сбросил с себя тулуп, выскочил на мостик и стал вглядываться в указанном мной направлении. Всё яснее на фоне неба вырисовывались высокие берега неведомой земли». (Л.М. Старокадомский. Экспедиции Северного Ледовитого океана, 1946).
Подъём российского флага на Северной Земле 4 сентября 1913 года
В этот момент вахтенный начальник «Вайгача» штурман-лейтенант Н.И. Евгенов сообщил на флагман, что видит неизвестную землю. Таким образом, Старокадомский на «Таймыре» и Евгенов на «Вайгаче» практически одновременно увидели землю. Это понятно, ведь суда шли рядом.
По мере того, как корабль приближался к новой земле, вид берега становился всё внушительнее. Открылись высокие, до 500 м горы, круто спускавшиеся к морю. Остров был очень велик.
«Открыв Северную Землю, мы смогли проследить и нанести на карту только часть её восточного берега, ограничиваясь при этом описью береговых пунктов, доступных наблюдению с моря и оставляя пробелы в тех местах, где береговая черта имела значительные изгибы в сторону суши или вовсе прерывалась. Так и не удалось решить — являются ли замеченные разрывы линии берега только отступанием береговой черты в виде залива, бухты, или эти разрывы говорят о наличии отдельных островов». (Л.М. Старокадомский. Экспедиции Северного Ледовитого океана, 1946).
Чье имя носит пролив?
Официально название пролива, данное открывателем в честь Цесаревича, просуществовало всего два года – с 1916 по 1918 год. После Октябрьской революции его переименуют. Споры о том, в честь кого назван пролив Вилькицкого, никак не утихнут. Чье имя носит акватория – мореплавателя А. Вилькицкого или его сына, Бориса Андреевича?
Существуют сведения о том, что в 1913-1916 году он носил имя Андрея Вилькицкого, видного российского картографа. Утверждают и то, что с приходом советской власти его нарекли «пролив Бориса Вилькицкого». Название в честь того, кто открыл акваторию, продержалось до 1954 года.
В очередной раз протоку переименовали исключительно ради удобства прочтения на картах. От названия отсекли имя человека, возглавлявшего великую экспедицию. На картах стали писать просто – пролив Вилькицкого. И это несмотря на то, что написание имени в названии считалось принципиально важным аспектом.
В Арктике немалое количество топонимов носит имя отца Бориса Андреевича. Его именем наречены острова, ледник, несколько мысов. Впрочем, есть мнение, что название акватории, скорее всего, исказили намеренно, руководствуясь политической подоплекой.
Пролив Вилькицкого
Пролив Вилькицкого — пролив, отделяющий полуостров Таймыр от архипелага Северная Земля и соединяющий Карское море с морем Лаптевых.
Длина пролива Вилькицкого составляет 130 км, а ширина в самом узком месте между мысом Челюскин и мысом Таймыра на острове Большевик — 56 км. Восточнее Большевика от пролива Вилькицкого ответвляется в северо-восточном направлении пролив Евгенова, отделяющий этот крупный остров архипелага от небольших юго-восточных островов Старокадомского и Малый Таймыр. Западнее пролива Вилькицкого расположены четыре небольших острова Гейберга. Здесь глубина моря составляет от 100 до 150 м, в восточной части — свыше 200 м.
Пролив назван в честь гидрографа и исследователя Арктики начальника главного Гидрографического управления России Андрея Ипполитовича Вилькицкого сыном его Борисом Андреевичем Вилькицким в 1913 году, который в 1913 году в рамках гидрографической экспедиции на ледоколах Таймыр и Вайгач предпринял неудачную попытку пройти через пролив, но застрял во льдах. Впервые эта наиболее северная часть Северного морского пути была пройдена в 1878 году шведом Адольфом Эриком Норденшельдом.
Северный Ледовитый океан | |
---|---|
Моря и важнейшие заливы | Баренцево · Баффина · Белое · Бофорта · Ванделя · Восточно-Сибирское · Гренландское · Гудзонов залив · Густава-Адольфа · Карское · Лаптевых · Линкольна · Норвежское · Чукотское |
Важнейшие проливы | Вилькицкого · Гудзонов · Дмитрия Лаптева · Карские Ворота · Лонга · Маточкин Шар · Парри (Ланкастер, Барроу, Вайкаунт-Мелвилл, Мак-Клур) · Санникова · Хинлопен · Шокальского · Югорский Шар |
Рельеф дна | Возвышенность Адмиралтейства · Поднятие Альфа · Котловина Амундсена · Плато Воринг · Жёлоб Воронина · Хребет Гаккеля · Гренландская котловина · Демидовская банка · Плато Ермак · Исландское плато · Канадская котловина · Хребет Книповича · Хребет Кольбейнсей · Хребет Ломоносова · Лофотенская котловина · Котловина Макарова · Каньон Маккензи · Медвежинское плато · Хребет Менделеева · Хребет Мона · Котловина Нансена · Новоземельный жёлоб · Норвежская котловина · Норвежский хребет · Нординская банка · Возвышенность Персея · Котловина Подводников · Хребет Рейкьянес · Жёлоб Самойлова · Жёлоб Святой Анны · Жёлоб Франц-Виктория · Центральнокарская возвышенность · Чукотское плато · Ян-Майенский хребет |
Крупнейшие острова и архипелаги | Айон · Белый · Большой Бегичев · Вайгач · Вестеролен · Врангеля · Гренландия · Диско · Клаверинг · Канадский Арктический архипелаг · Колгуев · Лофотенские острова · Земля Милна · Новая Земля · Новосибирские острова · Олений · Северная Земля · Сенья · Земля Франца-Иосифа · Хиннёя · Шаннон · Шпицберген |
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Пролив Вилькицкого» в других словарях:
Вилькицкого — 1) остров, Новосибирские о ва, Вост. Сибирское море. Открыт в 1913 г. гидрографической экспедицией на судах Таймыр и Вайгач под командованием Б.А. Вилькицкого. Назван в 1914 г. в честь умершего в 1913 г. начальника Главного гидрографического… … Географическая энциклопедия
Вилькицкого — 1) остров, Новосибирские о ва, Вост. Сибирское море. Открыт в 1913 г. гидрографической экспедицией на судах Таймыр и Вайгач под командованием Б.А. Вилькицкого. Назван в 1914 г. в честь умершего в 1913 г. начальника Главного гидрографического… … Топонимический словарь
Вилькицкого, пролив — соединяет моря Карское и Лаптевых, Северный Ледовитый океан. Открыт в 1913 г. гидрографической экспедицией под командованием Б.А. Вилькицкого. В 1916 г. присвоено название пролив Цесаревича Алексея, в честь великого князя Алексея Николаевича… … Географические названия Дальнего Востока России
Пролив — Керченский пролив. Вид с крымского берега. Пролив водное пространство, расположенное между двумя участками суши и соединяющее смежные водные бассейны или их части … Википедия
Пролив Евгенова — Координаты: 78°21′27″ с. ш. 105°43′17″ в. д. / 78.3575° с. ш. 105.721389° в. д. … Википедия
Пролив Радзеевского — Координаты: Координаты … Википедия
ВИЛЬКИЦКОГО ПРОЛИВ — между полуостровом Таймыр и о. Большевик (Сев. Земля), соединяет моря Карское и Лаптевых. Длина 104 км, наименьшая ширина 55 км, наименьшая глубина 32 м. Назван по имени Б. А. Вилькицкого … Большой Энциклопедический словарь
Пролив Дмитрия Лаптева — Координаты: Координаты … Википедия
ВИЛЬКИЦКОГО ПРОЛИВ — ВИЛЬКИЦКОГО ПРОЛИВ, между полуостровом Таймыр и островом Большевик (Северная Земля), соединяет моря Карское и Лаптевых. Длина 104 км, наименьшая ширина 55 км, наименьшая глубина 32 м. Большую часть года покрыт плавучими льдами … Современная энциклопедия
Источник
МАТЕРИАЛЫ
В 72-м рейсе НИС “Академик Мстислав Келдыш” работы в проливе Вилькицкого велись 3–5 сентября
2018 г. Исследование проникновения через пролив вод из Обско-Енисейского района в
море Лаптевых было одной из целей этих работ. Было выполнено 2 разреза, I – протянувшийся
с востока на запад, от открытого моря, в сторону пролива, II – расположенный в проливе
от о. Большевик до п-ова Таймыр (). Всего отбор проб для гидрохимического анализа проводился на 10 гидрологических
станциях. Кроме того, во время работ 2017 и 2018 гг. при проходе пролива с запада
на восток и в обратном направлении отбирались пробы поверхностной воды каждые 3 часа.
В 2017 г. проход через пролив с отбором проб был 30–31 августа (с запада на восток)
и 21 сентября (в обратном направлении). Гидрохимические работы велись в судовой лаборатории
по методикам, принятым в отечественной практике .
Значение пролива Вилькицкого для исследования Арктики
В Российской Арктике регион, где расположен архипелаг Северная Земля и окружающие его проливы, является наиболее труднодоступным. Тяжелые погодные условия и характер ледового покрытия архипелага на побережьях делали крайне опасными плавания не только утлых судов первых арктических землепроходцев, но в дальнейшем и более оснащенных кораблей, приспособленных к рейдам в жестких условиях Арктики. По этой причине архипелаг и проливы были открыты только в 1913 году. Северная Земля была достаточно изучена и корректрно нанесена на географические и гидрографические карты лишь после экспедиции, возглавляемой Г. А. Ушаковым (1930–1932 гг.).
Развитие мореплавания в послевоенный период по Северному морскому пути потребовало обновления и совершенствования его гидрометеорологического оборудования, которое базировалось на более глубоких знаниях природных и климатических процессов полярных вод и их ледовых режимов
Поэтому изучению ледового покрова арктических морей на российской территории уделялось большое внимание. Пролив Вилькицкого стал основной артерией, по которой ледоколами проводились исследовательские суда
Ими изучались характер и изменения припая (неподвижного ледового покрытия берега) Северной Земли.
Видео: В Керченском проливе открыли первый рабочий мост
В 1913 году исследовать просторы Северного Ледовитого океана отправляется русская экспедиция. Мореплаватели снарядили два корабля – «Вайгач» и «Таймыр». Капитаном второго ледокола назначили Б. Вилькицкого. Исследователям предстояло заснять побережья и острова, раскиданные по Ледовитому океану. Кроме того, им следовало отыскать в океане акваторию, пригодную для прокладывания Северного водного пути. Мореплавателям, курсирующим на ледоколе «Таймыр», посчастливилось открыть большой архипелаг, занявший 38 000 м2 суши. Изначально, по инициативе Бориса Вилькицкого, ему дали название Земля императора Николая II. Теперь его зовут Северной Землей.
В эту же экспедицию обнаружат и опишут еще несколько небольших островов. Мир узнает о Малом Таймыре, островах Старокадомского и Вилькицкого. Важнейшим открытием XX столетия станет пролив Вилькицкого. Борис Андреевич назовет акваторию проливом Цесаревича Алексея.
Борис Вилькицкий: факты из биографии
Без знания биографии гидрографа-геодезиста, исследователя арктических просторов, сложно объяснить внесение изменений в название пролива. Родина Бориса Андреевича, появившегося на свет 03.03.1885 г. – Пулково. Его отец, Андрей Вилькицкий, легендарный мореплаватель.
Выпускник Морского кадетского корпуса, приняв чин мичмана в 1904 году, стал участником Русско-японской войны. За отвагу в штыковых атаках отважный моряк награжден четырьмя боевыми орденами. В последнем сражении его тяжело ранили, взяли в плен и репатриировали.
После войны потомственный офицер окончил Морскую академию Санкт-Петербурга. Получив образование, он стал служащим в Главном гидрографическом управлении России. Занимался исследованием Балтики и Дальнего Востока.
В Первую мировую войну принял под командование миноносец «Летун». За дерзостную вылазку в стан врага получил награду за храбрость – Георгиевское оружие. Спустя три года после Октябрьской революции, в 1920 году, офицер ГЭСЛО, приняв решение об эмиграции, покинул советскую Россию.
Тайвай, Земля Императора Николая II, Северная земля
Кстати, существует версия, что начальник экспедиции и офицеры судов изначально хотели дать вновь открытой земле название Тайвай (в честь «Таймыра» и «Вайгача»). Информация об этом была опубликована во владивостокской газете «Далёкая окраина» вскоре после прибытия транспортов из исторического плавания.
Здесь требуется уточнение. Так была открыта и взята под суверенитет Российской империи новая земля, названная первооткрывателями Землей Императора Николая II. Только через тринадцать лет большевики дадут архипелагу другое название — Северная Земля. Обследовать её и определить северные границы тогда не удалось из-за неблагоприятных ледовых условий. «Вайгач» и «Таймыр» продвинулись ещё несколько на север, где были встречены тяжелые льды. Наступала зима. Чтобы избежать нежелательной зимовки в открытом море, экспедиция направилась сперва на юг — к мысу Челюскина. На этом пути вблизи острова Малый Таймыр был обнаружен еще один неизвестный остров, получивший название «Остров Старокадомского».
Матросы пилят лед вокруг корпуса судна
Попытка пройти в Карское море проливом между материком и Северной Землей и на этот раз успеха не имела. По-прежнему здесь лежали невзломанные льды. Экспедиция повернула обратно и спустя некоторое время прибыла во Владивосток. Весь мир узнал о замечательном открытии в Северном Ледовитом океане и восхищался научным подвигом русских моряков.
Норвежский полярник Ф. Нансен писал по поводу этого знаменательного события, что «открытие новых земель имеет само по себе огромное значение … и является важнейшим в северной полярной области за все последние годы». А в английской научной печати в то время сообщали: «Мнения о невозможности рассчитывать на новые географические открытия крупного масштаба блестяще опровергнуты полученными известиями об открытии новой земли в Северном полярном океане…»
В 1914 году экспедиция на «Вайгаче» и «Таймыре» снова пыталась пройти по Северному морскому пути и обследовать открытую ею в прошлом году землю. Первого сентября суда были уже у мыса Челюскина. Здесь они разделились: «Таймыр» производил съемку побережья Таймырского полуострова, «Вайгач» направился к южным берегам Северной Земли, чтобы нанести их на карту.
По окончании работ в проливе, получившем впоследствии название пролива Бориса Вилькицкого, суда направились на запад. По выходе из пролива они попали в непроходимые льды и зазимовали у берега полуострова Оскара. Только на следующий год они освободились от льда и 16 сентября 1915 года прибыли в Архангельск.
Б.А. Вилькицкий и Л.М. Старокадомский
Открытие Северной Земли вызвало бурную дискуссию в мировой научной среде. Одни представляли её в виде одного большого острова, другие — в виде многих небольших островов; на географических картах того времени она рисовалась в самых различных видах. Открытая в 1913 году, она на протяжении многих лет представляла собою интереснейшую географическую загадку, разрешить которую можно было только в результате тщательно проведенных исследований. Однако процесс изучения Северной Земли продолжался не одно десятилетие.
Члены ГЭСЛО у креста, воздвигнутого на могиле лейтенанта Жохова
Изучение Северной Земли
Вскоре после открытия Северной Земли было предложено несколько проектов экспедиций для ее изучения, но осуществить их не удалось. Не увенчалась успехом попытка Р. Амудсена обследовать Северную Землю, предпринятая в 1919 году во время зимовки судна «Мод» у мыса Челюскина. Безрезультатно окончилась экспедиция У. Нобиле, которая предполагала произвести в 1928 году с дирижабля «Италия» аэрофотосъемку Северной Земли, спуститься на землю или прибрежный лед и высадить пять — шесть ученых для научных исследований. В этом деле У. Нобиле постигла большая неудача. Во время полета к Северной Земле увидеть ее с воздуха ему не удалось.
Борис Вилькицкий: факты из биографии
Без знания биографии гидрографа-геодезиста, исследователя арктических просторов, сложно объяснить внесение изменений в название пролива. Родина Бориса Андреевича, появившегося на свет 03.03.1885 г. – Пулково. Его отец, Андрей Вилькицкий, легендарный мореплаватель.
Выпускник Морского кадетского корпуса, приняв чин мичмана в 1904 году, стал участником Русско-японской войны. За отвагу в штыковых атаках отважный моряк награжден четырьмя боевыми орденами. В последнем сражении его тяжело ранили, взяли в плен и репатриировали.
После войны потомственный офицер окончил Морскую академию Санкт-Петербурга. Получив образование, он стал служащим в Главном гидрографическом управлении России. Занимался исследованием Балтики и Дальнего Востока.
В Первую мировую войну принял под командование миноносец «Летун». За дерзостную вылазку в стан врага получил награду за храбрость – Георгиевское оружие. Спустя три года после Октябрьской революции, в 1920 году, офицер ГЭСЛО, приняв решение об эмиграции, покинул советскую Россию.
Борис Вилькицкий: факты из биографии
Без знания биографии гидрографа-геодезиста, исследователя арктических просторов, сложно объяснить внесение изменений в название пролива. Родина Бориса Андреевича, появившегося на свет 03.03.1885 г. – Пулково. Его отец, Андрей Вилькицкий, легендарный мореплаватель.
Выпускник Морского кадетского корпуса, приняв чин мичмана в 1904 году, стал участником Русско-японской войны. За отвагу в штыковых атаках отважный моряк награжден четырьмя боевыми орденами. В последнем сражении его тяжело ранили, взяли в плен и репатриировали.
После войны потомственный офицер окончил Морскую академию Санкт-Петербурга. Получив образование, он стал служащим в Главном гидрографическом управлении России. Занимался исследованием Балтики и Дальнего Востока.
В Первую мировую войну принял под командование миноносец «Летун». За дерзостную вылазку в стан врага получил награду за храбрость – Георгиевское оружие. Спустя три года после Октябрьской революции, в 1920 году, офицер ГЭСЛО, приняв решение об эмиграции, покинул советскую Россию.
Итоги экспедиционного плавания
Экспедиция, начатая в 1913 году, продлилась более двух лет. На исходе навигационного периода 25.11.13 г корабли пришвартовались во Владивостокской бухте Золотой Рог, чтобы пережить зиму в сносных безопасных условиях. В 1914 году с началом навигации ледоколы, выйдя из Владивостока, двинулись в западном направлении. Доплыв до Таймыра, корабли встали на зимовку в заливе Толля. Как только навигация стала возможной, они снова вышли в океан, прокладывая Северный путь для сквозных морских переходов. Борису Андреевичу удалось доказать, что судоходство по арктическим морям не миф, а реальность.