Восточные берега
Подкрались к мысу Гомсасале, выглядываем — сильного ветра нет, но волну нагнало.
Выходим в залив, но ветер быстро скисает, после пары галсов и тряски на волне запускаем мотор.
На ходу чистим картошку, готовим супчик.
Наслаждаемся солнцем и пейзажем, настроение у всех хорошее.
Вскоре обед был готов, и решили сделать короткую остановку.
Рядом впадает река Талата-Карская, подходим к ее устью.
Место оказалось интересным и удивительно красивым.
У моря нависает большая скала из черного сланца.
На обрывах — снежники с надувами и козырьками.
Снег лежит еще с зимы, но солнце уже над ним поработало.
Река прорезала в тундре глубокий каньон с отвесными стенами.
По нему в обоих направлениях курсируют птицы, поодиночке и стаями.
Тундра наверху совершенно плоская до самого горизонта, и вся цветет, как клумба.
На востоке раскинулась Карское море, вдалеке на нем видны льды.
В 18:40 выходим в море, под парусом.
До Болванского носа остается около 40 км.
Жаль, что мы придем на метеостанцию поздно, все будут спать.
На небе легкая золотистая дымка, солнце светит прямо в лицо.
Умеренный ветерок, катамаран легко бежит по ровной воде.
Любуемся отвесными скальными берегами с гротами и снежниками.
Особенно впечатляет мыс Стакан, настоящие дальневосточные кекуры.
Птиц вокруг становится все больше и больше, они на воде, в небе, на скалах.
Собака проявляет к ним большой интерес, но прыгать в холодную воду не готова.
В 22:30 огибаем мыс Болванский нос, делаем галс по северной бухте и подходим к галечному пляжу.
Завершен очередной этап путешествия, не самый прострой.
Пока все складывается очень неплохо — мы опережаем запланированный график почти на сутки.
Можно позволить себе немного расслабиться и постоять у метеостанции побольше.
Спать пока не хочется — решили прогуляться к метеостанции, а потом уже заниматься лагерем.
Первым делом нас атакуют крачки, у них гнездовье рядом с нашей стоянкой.
Гудит дизель, но на улице никого нет — наверное все спят.
Хозяев будить не хотим, проходим мимо.
Появляется молодой пес — хаски, красавчик, и начинает ухлестывать за нашей Ясей.
Яся неприступна, огрызается и держит дистанцию, но он все равно не отстает.
В этой компании мы делаем круг мимо метеоплощадки и озерца, и возвращаемся к катамарану.
Достаем столик, ставим чайник, печеньки конфетки, и присматриваем место для палатки.
Но тут на берегу появляются слегка заспанные метеорологи — Алексей и Юля.
Все-таки мы их разбудили, хотя и старались вести себя тихо.
Приветствуем друг друга, они настойчиво зовут нас в дом, мы не отказываемся.
Пьем чай, разговариваем, но за полночь. И хозяева и гости устали, пора спать.
Мы собираемся ставить палатку, но нас отговаривают.
В конце концов всех размещают в тепле, под крышей, на кроватях с постельным бельем.
Пролив Югорский Шар, зачарованный водный путь на Вайгач. Легко ли его пересечь?
Когда мы пишем о Вайгаче и Новой Земле, то регулярно упоминаем о Карских Воротах, проливе, разделяющем эти два архипелага. При этом о Югорском Шаре — проливе, отделяющем Вайгач от материка, мы будто бы забываем. Хотя, он так же важен для общей картины тех мест.
Мыс Тонкий
Скалистый берег мыса
Вообще, вопреки различным представлениям, там нет никаких особенно сильных течений, которыми всех пугают. Пролив в самом узком месте имеет ширину всего пару километров — это расстояние между покинутым селом Хабарово и ближайшим мысом на самом Вайгаче.
Югорский шар, Хабарово
Деревня Хабарово
Мы переходили его на байдарке в свое время, и никаких особенных страхов и сложностей при этом не испытали. Но с другой стороны, перемахнуть его будет не всегда так уж и просто из-за переменчивой погоды. Кроме того, зимой Югорский Шар замерзает далеко не каждый год. Нет никаких гарантий, что его удастся пересечь по льду (на чем и «обжигаются» многие путешественники).
Наша байдарка
Шторм
Мы там бывали только летом. Если говорить о берегах со стороны материка, то они сильно отличаются от остального побережья, которое можно видеть где-нибудь в других местах Югорского полуострова. За десяток километров от самого пролива берега становятся высокими и скалистыми.
Берег, характерный для здешних мест
Лед в море
Вообще, на мой вкус — это самые красивые места юго-востока Баренцева моря. Черные скалы перемежаются со всякими пляжами и галечными валами на берегах. И если двигаться дальше, то ты попадаешь на Белый Нос, где расположена одноименная полярная станция. Вот здесь как раз и начинается пролив, здесь же заканчивается Баренцево море, а Югорский Шар является уже частью Карского моря.
Белый Нос, видимо, не зря так назван, потому что скалы вокруг него имеют исключительно светлый цвет, но это явление носит локальный характер, так как если пройти дальше, то каменные берега опять становятся черными.
Баренцево море
Побережье
Берега острова в проливе сильно отличаются от берегов материка. Скалы там маленькие, тундра низкая. Но вот, что нас сильно потрясло в первый раз — так это опять вот этот вот белый камень буквально всюду. От того, что все кругом было таким светлым и радостным, даже на душе становилось как-то веселее и теплее. Белая полоса берега, светло-зеленая вода вода снизу, через которую просвечивает белое дно.
Карское море
Карское море
Кайло
Но вернемся опять на материк. Стоит минуть устье реки Большой Ою, как берега опять меняются. Например, как-то раз мы зашли на байдарке в устье одного ручья на стоянку. И место это выглядело каким-то совершенно сказочным: скалистый берег здесь распадался на такие большие плоские и острые пласты, которые бесконечной вереницей шли вдоль берега.
северный цветок
северный цветок
ромашки и золотой корень
Ручей в своем устье, естественно, образовывал залив, который от моря и был отделен стеной тех самых плоских камней. Они торчали и из воды, и из песчаного пляжа буквально как зубы какого-то животного. Да и если подняться наверх, то все там казалось нам каким-то нереальным.
Каменные волны
Белый медведь. Этот зверь абсолютно ничего не боится.
Ну а в общем — пролив Югорский Шар — это весьма уютное и живописное место, хорошо защищенное от непогоды благодаря конфигурации окружающих берегов. Пересечь его совсем не сложно практически на любой лодке. И главное, что до туда довольно легко добраться из Амдермы. Вот такие вот ворота на Вайгач.
- Назад
- Вперёд
Описание
Станция на берегу пролива Югорский Шар располагалась примерно в 37-38 километрах к северо-западу от современного поселка Амдерма, «спрятавшись» за небольшим островом Соколий. Открывавшийся оттуда для обзора водный горизонт был невелик: просматривался лишь юг пролива на 7 миль, запад пролива и берег Вайгача, а на востоке — часть акватории Карского моря. С установкой 71-метровой радиомачты радиус наблюдений увеличился до 20,4 миль, но из-за трудности подъема на верхушку мачты этим наблюдательным пунктом пользовались крайне редко — обычно наблюдения велись с поста, расположенного на трети ее высоты.
После закрытия полярной станции оборудование перевезено, в основном, на полярную гидрометеорологическую станцию 2 разряда Белый Нос (в том числе геофизическое) и Амдерму. Радиомачта, некогда стоявшая здесь — настоящая Эйфелева башня в миниатюре — в настоящее время переломилась пополам и уткнулась в землю (ранее она возвышалась метров на 70-80 и была отлично видна с противоположного берега пролива). Постройки 1950-60-х годов на станции сегодня тоже брошены.
Карские ворота
К трем ночи наши сборы завершены.
Сфотографировались вместе на память, записали контакты.
Попрощались с радушными хозяевами и вышли в море.
Погода комфортная — ясно, легкая дымка, прекрасная видимость.
Но ветра маловато, под парусом не получается идти, заводим мотор.
Берег — невысокий обрыв с крупной галькой, уютные бухты с песчаными пляжами, местами у воды живописные скалы.
Над тундрой, у горизонта, появляются призрачные горы, они постепенно приближаются к берегу.
Светит низкое солнце, очень красиво, тихо, только гуси время от времени кричат.
Гусей много, прямо на берегу пасутся огромные стаи.
При нашем появлении они с гоготом, не слишком торопливо, карабкаются на обрыв.
Фотографируем, в объективе вся стая не помещается.
За мысом Костяной поворачиваем на юго-запад, к следующему мысу.
Горы приближаются к морю, берег становится все выше.
Впереди остров Большой Воронов с неприступными скальными стенами, на вершине стоит знак.
Появляется лед, его все больше, над ним лежит тонкий слой тумана.
Наступает утро, туман от солнца загорается жемчужным светом.
Проходим почти вплотную к мысу Воронов, льда здесь очень много, приходится петлять.
Движемся на юг, к вершине губы Долгой, между скалистым берегом и островами.
Светящийся туман слепит глаза, приходится доставать темные очки.
Сложно разглядеть лед даже перед самым носом, идем почти наощупь.
Губа Долгая — действительно очень длинная.
Но идти под обрывистым берегом между высоких островов совсем не скучно.
К девяти утра мы в вершине губы, рядом устье реки Янгояха.
Входим на берег осмотреться и выбрать место для стоянки.
Нам нужно хорошее укрытие от непогоды, где можно надолго оставить катамаран без присмотра.
В устье реки широкая мелкая лагуна, закрытая от губы галечной косой — она вполне подходит.
Выше по течению реки видно крышу избы, но вряд ли туда можно подняться, река неглубокая.
Спугнув огромную стаю гусей, заводим катамаран в лагуну.
Мотор цепляет гальку на дне, приходится поработать веслами.
Останавливаемся на берегу лагуны, у небольшой скалы.
Тундра в кочках, болотистая, но над скалой есть ровный сухой пятачок.
Недалеко снежник, шумит ручей, значит пресная вода есть.
Тепло, даже жарко, на нас набрасываются комары.
Раскладываем вещи на солнце, проветриваем рубку, готовим обед.
История
В навигацию 1911 года из Архангельска к району строительства будущих станций направился пароход «Веспасиан», арендованный Отделом торговых портов Министерства торговли и промышленности. На борту «Веспасиана» находилась почтово-телеграфная экспедиция, командированная для инженерного обследования местности в трех предварительно намеченных для размещения станций пунктах. 31 августа 1913 года радиостанция Югорского Шара впервые связалась с Архангельском. 4 сентября состоялся первый сеанс радиосвязи между Вайгачом и Югорским Шаром. Прием сигналов оказался отличным.
В 1926 г. для радиостанции построены новые красивые здания на возвышенной скалистой почве. До 1932 г. на станции работал искровой 16-киловаттный передатчик, установленный Русским радиотелеграфным обществом.
В 1932 г. был установлен 2-киловаттный длинноволновый передатчик Ленинградского телеграфного завода. Кроме этого имеется тональный длинноволновый передатчик мощностью в полкиловатта, коротковолновый Норд-К—250 ватт и рейдовый передатчик. Приемная часть станции состоит из приемников ПД-4 и КУБ-4. безотказно работающих круглые сутки. Дом радиостанция состоит из трех больших комнат, одна из которых является радиорубкой, где установлена вся передающая и приемная аппаратура. Рядом с ней аккумуляторная, напротив — машинное отделение и силовое электрооборудование.