Особенности пролива Лаперуза
Местоположение: Пролив Лаперуза находится в Японском море, между Корейским полуостровом и островом Хоккайдо, Россия контролирует северную часть пролива, а Япония — южную.
Ширина и глубина: Ширина пролива варьируется от 7 до 20 км, глубина достигает 72 метров.
Особенности: Пролив Лаперуза известен своими сильными течениями, которые встречаются под различными углами подхода к полуострову Хоккайдо, что приводит к крупным приливам и отливам в Тихом океане на восточном побережье острова Хонсю и южных регионах Кореи.
Значение: Пролив Лаперуза имеет большое значение для международной торговли и обороны, так как это стратегически важный проход между Тихим океаном и Японским морем.
История: Название пролив получил в честь французского мореплавателя Пьера Лаперуза, который в 1787 году занял эту территорию в качестве миссионера.
Мой путь к мировому рекорду
В кайтбординг я пришел из виндсёрфинга. Как-то увидел на тренировках в Египте кайт, заинтересовался. Меньше чем через год я уже участвовал в соревнованиях. Сначала не очень успешно, но я много занимался, стал ездить на международные турниры.
До того, как освоить кайтбординг, я занимался серфингом. Катался в Египте и на Бали
Постепенно пришли призовые места и победы – я четыре раза выиграл чемпионат России. Когда у меня появились спонсоры, оставил свой бизнес. Теперь хобби приносило мне прибыль, тренировки и соревнования стали работой, а путешествия по ветряным местам мира – образом жизни.
Переплыть пролив Лаперуза в разное время пытались многие – и кайтбордеры, и даже пловцы-моржи. Однако никому не удалось это сделать
Готовиться к новому рекорду я начал за месяц. Меня не останавливали неудачи других спортсменов. Наоборот – подстегивали. Мои предшественники делали заплыв группами, я же решил действовать в одиночку, потому что это снимало ответственность за кого-либо ещё. Желание подогревала и предстоящая Олимпиада в Японии, которую потом отменили из-за коронавируса.
Я был готов сидеть и ждать подходящего ветра хоть месяц, так как ветер — это важнейшее в переходе. И я дождался.
Какая погода в проливе
Пролив Лаперуза – уникальная природная область с переменным климатом и порой суровыми погодными условиями. Здесь можно наслаждаться красотой чистого неба, гор, окутанных туманами, и силой стихии. Пролив Лаперуза воплощает грозную мощь и величие природы, подчеркивая свою красоту ослепительным сиянием солнца. Переменчивые ветра окутывают это место свежестью морского бриза и проникают в душу путешественников.
В проливе Лаперуза переменный климат
Погода в Проливе Лаперуза неуклонно меняется каждую секунду. Солнечное зарево может превратиться в ледяную бурю с ветрами. Путешественники часто стремятся попасть в это удивительное место, чтобы пощекотать нервы.
Пролив Лаперуза имеет переменный климат с характерными чертами морского умеренного климата. Ветры в этом районе часто меняют направление и иногда вызывают сильные шторма.
Температура воды в проливе также различается в зависимости от сезона. В летние месяцы она может быть прохладной, обычно в пределах от 10 до 15 градусов Цельсия. Зимой температура воды может опускаться до 5 градусов Цельсия. Однако следует отметить, что конкретные значения могут изменяться в зависимости от времени года и погодных условий. Скорость ветра в Проливе Лаперуза может достигать значительных значений во время штормов. В общем, средняя скорость ветра в этом районе составляет от 20 до 30 км/час, но во время шторма она может значительно возрастать и превышать 50 км/час.
Трудности перехода. Пограничного
Чтобы осуществить задуманное, нужно было получить разрешение у наших и японских пограничных служб. По опыту организации маршрута через Берингов пролив я уже представлял, что нужно делать. Договориться с соотечественниками помог олимпийский совет Владивостока.
А японцы после предыдущих попыток других пловцов уже знали, о чём речь. Единственное, они долго не могли понять, на чём именно я собираюсь пересечь пролив…
Это фото сделано на Сахалине перед заплывом. Перед тем, как стартовать, я несколько дней ждал подходящей погоды
Чтобы зафиксировать рекорд, надо было начать переход с российского берега, где нет пограничного пункта пропуска. Пришлось получать специальное разрешение от руководства ФСБ и пограничной службы.
Очередная проблема возникла за день до старта — японцы выставили свои требования. Дело в том, что на их побережье до границы расставлено много промышленных рыболовных сетей. Они боялись, что я или катер сопровождения можем их повредить, и потребовали проложить маршрут вокруг сетей и строго его придерживаться. Даже выслали карты, где отмечены сети. Пришлось высылать им координаты точек поворота для катера сопровождения.
Как установил мировой рекорд, стоя на одной ноге
*Галс — движение судна относительно ветра. Левый галс — это когда ветер дует в левый борт, правый — в правый борт.
Из-за бокового ветра я все время шел одним галсом.* Попробуйте простоять на одной ноге несколько минут – сложно! А я на нее присел, так и просидел три часа. Нога чуть не отвалилась! А ведь еще нужно прыгать. Накатывает на тебя волна – ты ее «ловишь» и летишь. Прозевал – упал. Один раз я даже доску потерял, но быстро нашел.
С лодкой сопровождения я встретился только после финиша. На протяжении всего заплыва связи с ней не было.
В качестве финиша нам утвердили место, где нет сетей. Я согласился, хотя понимал, что если что-то пойдет не так, все равно выйду, где выйду. Но точка финиша находилась недалеко от аэропорта, и когда уже было видно берег, я ориентировался по самолетам. В итоге промахнулся всего на пару сотен метров.
В общей сложности я преодолел расстояние в 53 км за 2 часа 56 минут. Свою победу я посвятил Олимпиаде в Токио – тогда мы и подумать не могли, что ее отменят из-за коронавируса.
В 2024-м году кайтбординг будет включен в программу олимпийских соревнований как отдельная дисциплина. Я пока не знаю, буду ли участвовать, но очень бы хотелось!
Фото и видео: личный архив и инстаграм Евгения Новожеева.
Как мне помог тайфун, разнесший половину Хоккайдо
Местные кайтеры рассказали, что вот-вот пойдут самые мощные шторма – на дворе стоял октябрь. Вообще погода в тех широтах непредсказуема, планировать что-то сложно, потому что ветер дует со всех сторон.
Во время заплыва я действительно столкнулся с сильнейшими ветрами. Они не термические, как на тёплых морях и океанах, а происходят от тайфунов и циклонов.
Я чётко понимал, что мощный шторм будет мне только на руку. Кайт — это манёвренный снаряд, поэтому ветер скоростью 20 метров в секунду – для меня норма.
Больше беспокоило, как лодка сопровождения в таких погодных условиях выйдет в море. По Берингову проливу мы, кстати, прошли 175 км без сопровождения. Но пролив Лаперуза – сложнее, и рисковать не хотелось.
И вот он пришел. Крупнейший за 50 лет тайфун Хагибис, который нанес большой ущерб Японии и двигался на северо-восток
«Хвосты» тайфуна немного зацепили Сахалин. Для меня он был большой удачей, потому что сильный ветер от него не может быстро закончиться или поменять направление, которое было подходящим для заплыва.
Мыс Крильон — южная оконечность Сахалина. Точка с голубым парусом внизу снимка — это я. Так началось мое плавание
На старте был комфортный ветер, но вскоре с японской стороны стало дуть очень сильно и порывисто. Позже тайфун дал о себе знать по полной программе – волны в проливе достигали высоты в шесть метров и даже больше. Я обогнал лодку и сразу потерял её из виду. Больше я сопровождающих не видел, как и они меня.
Капитан лодки шёл по согласованному японцами зигзагу, а я – чётко прямо, так как знал, что не смогу повредить никакие сети. Кайт – штука маневренная: если что, перепрыгну или просто перееду.
Позже выяснилось, что с катером мы расходились больше чем на три километра. Из-за этого на нем была нервная обстановка вплоть до того момента, когда мы встретились.
Подвели также средства связи и рации. Оказывается, морская техника в условиях шторма работает не так чётко. Даже когда я находился в трёх километрах от лодки, не мог с ней связаться. Мешали огромные волновые горы, которые были вокруг.
Еще заплыву мешало и боковое течение с запада на восток, особенно на японской половине. Если бы ветер был не такой сильный, меня бы сносило к Курильским островам, и я вряд ли бы вытянул. Так что спасибо тайфуну!
Значение пролива Лаперуза для России
Пролив Лаперуза является одним из важнейших географических объектов России
Расположенный в Арктическом океане, пролив соединяет Восточно-Сибирское и Чукотское моря, что делает его стратегически важной транспортной магистралью
Проходя через пролив Лаперуза, танкеры и грузовые суда доставляют нефть, газ и другие ценные грузы из Сибири в другие регионы России и за ее пределы. Пролив Лаперуза является понятным показателем того, как затраты на исследование и разработку месторождений могут окупиться благодаря транспортной инфраструктуре и транспортировке товаров на экспорт.
Расположение пролива в непосредственной близости от Российского острова и Аляски делает его очень важным для укрепления обороноспособности российских территорий
Это также означает, что на мониторинг и контроль пролива Лаперуза должно быть уделено большое внимание со стороны российских военных и правительственных органов
В целом, значимость пролива Лаперуза для России как транспортного узла и ключевой части ее экономической и военной инфраструктуры не может быть переоценена. Благодаря своему расположению и стратегическому значению, пролив Лаперуза является одним из наиболее важных арктических объектов России.
Судоходство
Данная территория является важным пунктом для судоходства между Россией и Японией, а также для международного торгового судоходства в регионе Тихого океана
Водный участок представляет собой узкое и важное морское пространство между Южно-Сахалинском и островом Хоккайдо, позволяя тем самым обеспечить связь между Японским и Охотским морями
Пролив Лаперуза является важным пунктом для судоходства между Россией и Японией
Через данные воды проплывают суда самого разного назначения:
- торговые суда;
- контейнеровозы;
- нефтяные;
- газовые танкеры;
- суда рыболовства и другие.
Через пролив Лаперуза проплывают суда разного назначения
Следует отметить, что этот участок довольно опасен и также может быть подвержен жестким погодным условиям, включая сильные порывы ветра и высокие волны. Такая нестабильность погоды представляет определенные испытания на прочность для судоходства.
Современные суда не оставляют места для случайностей и оперативно реагируют на приближение шторма. Системы штормового предупреждения, установленные на борту, непрерывно мониторят погодные условия и предупреждают экипаж о приближающейся угрозе
Благодаря им на борту судна есть время для принятия необходимых мер предосторожности, чтобы минимизировать последствия шторма
В самый разгар бури, суда надежно укрепляют свои позиции с помощью штормовых якорей и канатов. Специальные штормовые якоря и крепкие канаты позволяют им оставаться в стабильном положении. Поэтому местные власти серьезно занимаются обеспечением мер безопасности и контроля в данном регионе
В целом, судоходство в данном районе имеет важное значение для торговли и связей между Россией и Японией, а также для международного транспорта в регионе Тихого океана
Власти занимаются обеспечением мер безопасности и контроля судов
5Аляска
23 июня Лаперуз приблизился к американскому материку и увидел среди длинной, покрытой снегом горной цепи гору Святого Ильи, названную так Берингом. 2 июля на 58°36′ северной широты и 140°31′ западной долготы была замечена бухта, подходившая для якорной стоянки. На расположенном в бухте острове Лаперуз устроил астрономический наблюдательный пункт и разбил палатки для парусных мастеров и кузнецов.
13 июля случилась трагедия, первая за время экспедиции. Двухмачтовая парусная лодка с «Астролябии» и две шлюпки поменьше с «Буссоли» получили задание определить глубину бухты. Но вернулась только одна шлюпка, остальные две потерпели крушение. Двадцать один человек, в том числе шесть офицеров, погиб. В память о погибших Лаперуз назвал это место Бухтой Французов.
Трагедии пролива
Пролив Лаперуза – непредсказуемая морская трасса, подверженная беспощадным штормам, порождаемым встречей мощных течений и непредсказуемых погодных условий. Водный участок узкий и довольно опасный. К сожалению, место известно несколькими трагедиями:
- Первая авиакатастрофа произошла в 2011 году. 2 июля 2011 года российский самолет Ту-204, выполнявший чартерный рейс по маршруту Петропавловск-Камчатский – Хоккайдо, потерпел крушение. При этой авиакатастрофе погибло несколько членов экипажа.
- Пропажа рыболовецкого судна в 2017 году. В феврале 2017 года рыболовецкое судно «Соколово» с экипажем из 9 человек пропало. Последний радиосигнал судна получен 12 февраля 2017 года, и поисковая операция не привела к обнаружению судна или выживших членов экипажа. Все считаются пропавшими без вести.
- Гибель нескольких рыболовецких судов. Шторм, охвативший пролив Лаперуза 8-9 мая 1992 года, оказался губительным и беспрецедентно сильным. Этот бушующий стихийный бедственный феномен унес жизни 18 отважных моряков на трех рыболовецких судах, пролившись в историю как воплощение бури с невиданной силой. Этот шторм остался в истории как очень сильное и разрушительное явление. Эти трагедии напоминают о безопасности и основательной подготовке при путешествиях и морских переходах.
Пролив Лаперуза опасная трасса с непредсказуемыми погодными условиями
Пролив Лаперуза – удивительное живописное место. Сюда едут туристы со всего мира, чтобы посмотреть уникальную природу и достопримечательности окрестностей
Кроме того, пролив имеет важное географическое и экономическое значение
10Австралия
26 января 1788 года корабли вошли в залив Ботани-бей у побережья Австралии. Буквально накануне у берегов Новой Голландии, как тогда называли Австралию, появились корабли Артура Филлипа. Там началась английская колонизация.
Воспользовавшись оказией в лице английского капитана, Лаперуз передал во Францию письма родным, новую партию отчетов и письмо с планами на будущее. Капитан рассчитывал посетить острова Товарищества, Новую Каледонию, острова Санта-Крус и Луизиаду, после чего пересечь Индийский океан и добраться до Маврикия. Взяв курс на северо-восток, «Буссоль» и «Астролябия» 10 марта покинули Австралию. Однако ни в одном из указанных пунктов корабли Лаперуза так и не появились.
Южный берег пролива Лаперуза.
Южный берег пролива Лаперуза образован северным и северо-восточным берегами острова Хоккайдо, простирающимися между мысом Носяппу на западе и мысом Камуи на востоке. Из глубины острова к берегу подходят невысокие горы, большей частью покрытые лесом. Склоны этих гор полого понижаются к морю, образуя низменное песчаное побережье. Береговая черта изрезана слабо. Бухты, вдающиеся в берег, имеют небольшие размеры и открыты с моря. Самой значительной является бухта Соя, вдающаяся в северный берег острова хоккайдо. В западной части этой бухты расположен порт Вакканай.
Глубины и грунт.Гидрометеорологические сведения.
Бухта Соя, или Румянцева, вдается в южный берег пролива Лаперуза между мысом Носяппу и отстоящим на 13 миль к востоку-северо-востоку от него мысом Соя. Западный и восточный берега бухты Соя возвышенные, южный берег низменный и песчаный, местами заболочен, а местами покрыт сосновым лесом. Вдоль западной части этого берега проходит железная дорога, соединяющая порт Вакканай с внутренними областями острова Хоккайдо. Глубины от входа в бухту 30 м постепенно уменьшаются по направлению к берегам. Грунт в большей части бухты камень, местами встречается песок. Мыс Коэтои выступает в виде клина к северо-северо-западу от середины южного берега бухты Соя, к северу от него простирается риф с глубинами на нем менее 10 м. Река Коэтоигава впадает в бухту Соя непосредственно к востоку от мыса. Берега устья реки укреплены набережными. Свое начало река берет в обширном озере, расположенном в 8 кбт к югу от ее устья. На восточном берегу бухты Соя расположено селение Соя. Берег в районе селения и до мыса Соя представляет собой сплошные обрывы и окаймлен осыхающими рифами.
Мыс Носяппу, или Румянцева (45°27’N, 141°39’E), западный входной мыс бухты Соя, является северо-западной оконечностью острова Хоккайдо и северной оконечностью полуострова Носяппу, ограничивающего бухту Соя с запада. Одновременно он служит южным входным мысом западного входа в пролив Лаперуза. Мыс низменный и песчаный.
Мыс Соя ((45°31’N, 141°56’Е), северная оконечность острова Хоккайдо, образован склоном холма Маруяма и представляет собой плоский, обрывистый, покрытый травой выступ суши высотой 53 м. Берега мыса окаймлены скалами и рифами.
От мыса Сои до мыса Камуи южный берег пролива Лаперуза, образованный северо-восточным берегом острова Хоккайдо, тянется почти прямолинейно на 37 миль к юго-востоку. На протяжении первых 15 миль он окаймлен цепью низких холмов, а далее становится низменным и болотистым. Берег мало изрезан, в него не вдается ни одной бухты. На этом участке он прорезан устьями большого количества рек, а на прилегающей к нему местности имеется много озер. Мысы, выступающие от него, окаймлены камнями. Грунт у берега песок.
Мыс Камуи (45°03’N, 142°31’E) является южным входным мысом восточного входа в пролив Лаперуза. Берега мыса окаймлены камнями, грунт — песок и камень.
История открытия и названия
Открытия Лаперуза имели большое географическое значение в мировой истории, так как до этого Корея, Сахалин и Хоккайдо считались одним большим островом, а Камчатка была неизвестна. В 1788 году произошла трагедия. Все фрегаты Лаперуза и его команда попали в сильный шторм у острова Ваникоро в Соломоновых островах. Корабль потерпел крушение, и все погибли. Однако, благодаря дальновидности Лаперуза, капитану корабля Лессепсу удалось вернуться на материк и передать во Францию карты об открытых землях.
Открытие пролива и новых земель позволило Франции укрепить свои позиции в регионе Тихого океана и установить контроль над важными морскими путями. Это открытие стимулировало других мореплавателей и исследователей исследовать и расширять границы известного мира. Благодаря Лаперузу стало известно о существовании Сахалина, Хоккайдо и Камчатки, а также о разделении Кореи на полуостров и остров.
7Сахалин
Далее курс экспедиции Лаперуза лежал на север, к берегам Татарии — именно так европейцы называли территорию к востоку от Уральских гор. Лаперуз писал: «Мы горели нетерпением приступить к изучению страны, занимавшей наше воображение со времени отплытия из Франции». 11 июня Лаперуз увидел берег Татарии. Горы там имели, вероятно, от шестисот до семисот саженей в вышину. На их вершинах виднелся снег, но в небольшом количестве. Французы не обнаружили никаких следов возделанной земли или жилья. 23 июня «Буссоль» и «Астролябия» бросили якорь в бухте, расположенной на 45°13′ северной широты и 135°9′ восточной долготы. Она получила название бухты Терней. После стоянки в бухте Сюффрен, расположенной на 47°51′ северной широты и 137°25′ восточной долготы, Лаперуз 6 июля увидел остров, являвшийся не чем иным, как Сахалином. Увидев дымки и хижины, Лаперуз с членами экспедиции съехал на берег. Местный житель, по их просьбе, нарисовал очертания Сахалина, из которых явно следовало, что он является островом. «Между материком и островом Сахалином он оставил пролив и, обернувшись к нашим кораблям, которые были видны с берега, провел линию, показывая, что они могут там пройти. К югу от Сахалина он нарисовал другой остров и оставил между ними пролив, пояснив, что это еще один путь для наших кораблей», — писал Лаперуз.
Командир экспедиции решил проверить информацию о том, что Сахалин — это остров. Суда отправились в плавание по Татарскому проливу, между Сахалином и материком. Миновав залив Жонкиер (Александровский), Лаперуз бросил якорь в бухте Де-Кастри. Запас пресной воды у него подходил к концу, дров больше не было. Чем дальше, двигался он по проливу, тем мельче тот становился. Во время стоянки в Де-Кастри члены экспедиции выяснили у местных жителей, что северная оконечность Сахалина соединялась с материком лишь песчаной мелью, поросшей морскими водорослями, где глубина дна очень незначительна. Было принято решение не идти дальше, а повернуть обратно. 2 августа «Астролябия» и «Буссоль» покинули бухту Де-Кастри и вновь направились к югу. Мореплаватели обогнули южную оконечность Сахалина, названную ими мыс Крильон, и вступили в пролив между этим островом и Хоккайдо, получившим название пролива Лаперуза. Это была одна из наиболее важных географических проблем, которую оставили нерешенной предшествовавшие мореплаватели. До тех пор географы сообщали об этом районе самые фантастические сведения: для Сансона Корея являлась островом, а Хоккайдо, Сахалина и Камчатки вовсе не существовало; по мнению Г. Делиля, Хоккайдо и Сахалин представляли собой один остров, тянувшийся до Сангарского пролива. В этом вопросе царила полная неразбериха, которой Лаперуз положил конец.
Экономика пролива
В средние века морские пути играли важную роль в международной торговле. Использование пролива позволяла существенно сократить расстояния и уменьшить расходы государств на транспортировку. Активно шла торговля мехами, древесиной, медью, соленой рыбой.
Экономика пролива между Россией и Японией играет важную роль в двусторонних торговых и экономических отношениях между двумя странами. Пролив Лаперуза является одним из главных путей для морской торговли и судоходства между Россией и Японией.
Сегодня главные направления торговли включают энергетические ресурсы, такие как
- нефть и газ;
- товары сельского хозяйства;
- автомобили;
- электроника;
- другие товары промышленности.
Экономика пролива между Россией и Японией играет важную роль в торговых отношениях
Объем торговли между двумя странами значительно колеблется в зависимости от динамики рынка и внешних факторов. В районе пролива быстрыми темпами развивается судостроительная и судоремонтная отрасль. Это позволяет обслуживать морской флот и торговые суда двух стран.
Россия поставляет Японии большое количество нефти и газа через Тихий океан. Это помогает Японии получать энергию для своей экономики. Обе страны богаты рыбными ресурсами, и они ловят рыбу для продажи друг другу. Япония очень известна своими рыбными продуктами, и они покупают рыбу и морепродукты у России. Россия и Япония имеют много портов, где суда могут загружаться и разгружаться. Это позволяет им осуществлять морскую торговлю и доставлять товары из одной страны в другую. Две страны также работают вместе в области судостроения (строительства кораблей), разработки морских ресурсов и строительства морских объектов, например, портов и мостов.
Россия и Япония имеют много портов, где загружаются и разгружаются суда
Кроме того, пролив Лаперуза имеет важное стратегическое значение для поддержки безопасности и обороноспособности региона. Он является важным маршрутом для военных кораблей и подводных лодок
Местонахождение пролива Лаперуза
Пролив Лаперуза находится на северо-восточной части России, на Арктическом побережье Чукотского моря. Протяженность пролива составляет около 56 км, ширина — от 4 до 26 км. Координаты пролива Лаперуза: 67°20′ северной широты и 173°10′ восточной долготы.
Пролив Лаперуза разделяет острова Ново-Сибирские на восточную и западную группы и является главным каналом южного пути морского пути Северного морского пути между Атлантикой и Тихим океаном. Проход через пролив Лаперуза имеет особое значение для экономики России, т.к. облегчает доставку грузов из Северо-Кавказского региона в Азию.
Для плавания через пролив Лаперуза нужно осторожно выбирать время, т.к. местами глубина меньше 10 метров, а течения достигают скорости в 9 км/час
Также необходимо учитывать льды и переменчивую погоду в этом районе.
8Петропавловск
3 сентября путешественники увидели берег Камчатки. Три дня спустя корабли вошли в Петропавловскую бухту. Астрономы немедленно приступили к наблюдениям, а естествоиспытатели совершили очень трудное и опасное восхождение на вулкан, расположенный в восьми лье от берега моря. Тем временем остальной экипаж, свободный от работ на корабле, развлекался охотой или рыбной ловлей. Жители Петропавловска радушно встретили французов. В честь гостей был устроен бал, а по приказу коменданта города лейтенанта Хабарова корабли Лаперуза снабжались водой, топливом и продовольствием бесплатно. В Петропавловске один из молодых офицеров эскадры, Жан-Батист-Бартелеми Лессепс, из морского путешественника стал сухопутным. По приказу Лаперуза знающий русский язык Лессепс должен был сухим путем отправиться в Европу с дневниками и записками экспедиции. Целый год он ехал через бескрайние просторы Российской империи. Именно на основе привезенных им записей, несмотря на трагическую гибель всех участников путешествия, во Франции впоследствии был издан отчет об экспедиции Лаперуза. 29 сентября 1787 года «Буссоль» и «Астролябия» пустились в дальнейший путь.
6Макао
14 декабря «Астролябия» и «Буссоль» очутились в виду Марианских островов. Моряки высадились на вулканическом острове Асунсьон, но задерживаться там не стали. Лаперуз хотел достигнуть берегов Китая до отплытия в Европу кораблей, с которыми он должен был отослать отчет о работах экспедиции на американском берегу и о плавании до Макао. 2 января 1787 года суда экспедиции бросили якоря в гавани Макао. Лаперуз застал там небольшой французский шлюп под командованием мичмана Ришери. Выйдя из Макао 5 февраля, корабли направились к Маниле. А 9 апреля отправились обратно к берегам Китая. 21 апреля Лаперуз очутился в виду Формозы (Тайваня) и немедленно вошел в пролив, отделяющий ее от Китая. Вскоре он миновал бухту, где когда-то находился голландский форт Зеланд, а теперь расположен город Тайвань, столица острова. Затем суда вступили в Восточно-Китайское море и взяли курс ко входу в пролив, отделяющий Китай от Японии. Там Лаперуза встретили туманы, такие же густые, как на берегах Лабрадора, и сильные непостоянные течения. Прежде чем вступить в Японское море, он исследовал остров Чечжудо и определил координаты его южной оконечности, с исключительной тщательностью засняв берега на протяжении двенадцати лье.