Ла́птевых мо́ре

Море лаптевых

Климат и рельеф дна

Море Лаптевых считается самым холодным в северном полушарии. Здесь арктический континентальный климат. В январе температура редко повышается выше -34 °C. А иногда могут наблюдаться морозы до -50 °C. Полярная ночь может длиться от 3 до 5 месяцев.
Но это зависит от широты местности. В летний период температура воды поднимается до +4 °C. А в июле на побережье даже можно наблюдать температуру в +24 градуса. Здесь летом может выпадать снег. Он сопровождается сильными туманами.

Большую часть дна составляет материковая отмель. До 76 параллели глубина моря не превышает 25 метров. А чуть дальше оно уже становится глубже до 50 метров. В северной части водоёма наблюдается резкое углубление. Тут морское дно достигает глубины в 1 км.

Максимальная глубина моря 3385 метров. Это место находится между 120 и 130 меридианами в котловине Нансена. На неглубоких участках дно обычно покрыто песками, илом или камнями. А на большой глубине собирается большой слой мелкодисперсного ила.

Довольно прохладный водоём.

Как добраться до моря

Самостоятельные путешествия по морю Лаптевых не предусмотрены. Осмотреть северные воды можно только в составе группы на круизном лайнере. Большинство теплоходов отправляется из поселка Тикси, в месте впадения Лены в море Лаптевых. Попасть в поселок можно только со специальным разрешением на посещение военно-пограничной зоны. Из Якутска сюда регулярно отправляются самолеты. Из-за ухудшения погоды возможны частые отмены рейсов.

Попасть в Тикси туристам можно на теплоходе. Движение по водам возможно только летом, когда исчезнут ледяные глыбы. Самый экстремальный способ попасть в поселок у берега моря Лаптевых — воспользоваться автотранспортом. Дорогу пробивают местные жители для вывоза в столицу осеннего улова. В одиночку по автозимнику не проехать. Потребуется прибиться к команде туристов на внедорожниках.

Добраться на остров Таймыр можно самолетом из Норильска. Летом открыт водный путь, ходят суда по Енисею из Красноярска. В Норильске ежедневно приземляются воздушные суда из крупных городов России. Для передвижения по Таймыру местные жители используют вертолетный транспорт, внедорожники, нартовые перевозки на оленях и собаках. Путешествие по Северному морскому пути — один из самых интересных маршрутов мира.

Происхождение и история

Исследователи моря Лаптевых отмечают его контрастность. На некоторых участках побережья нет даже мха. А в других местах во время полярного лета можно встретить зелёную траву. На некоторых участках никогда не сходит лёд.

А есть места, где снег бывает большой редкостью. От года к году вода промерзает по-разному. Один и тот же участок водоёма может быть морским простором или непроходимым ледяным полем. Море Лаптевых имеет очень большую роль в освоении Северного пути.
Низкая температура над водоёмом позволяет сохранить свои богатства. Здесь очень много соли, газа, нефти и останков древних цивилизаций. В зимний период более 1/3 водоёма покрывается толстым льдом. Уровень солёности моря везде разный.

Он увеличивается от побережья к северной части. Ранее берега вод занимали якуты, чукчи и коряки. Первые встречи с морем Лаптевых были у сибирских казаков. Они сплавлялись вниз по рекам Оленек и Лена. Тогда и началось исследование водоёма русскими.

Первым описал водоём промышленник Ляхов. Он в 17 веке представил подробную карту островов и побережья. Затем море Лаптевых и остров Таймыр исследовали супруги Прончищевы. Они в 1735 году собрали экипаж в 40 человек и отправились из Якутска вниз по течению реки Лена.

Команда смогла добраться до 77 широты и провела обследование дельты реки.

Всё увиденное отобразили на карте. Но вернуться супругам было не суждено, они погибли в суровых водах севера на обратном пути. Следующий отряд исследователей отправился в 1737 году.

Его возглавлял Харитон Лаптев. Команда исследовала остров Таймыр и открыла мыс Челюскин. В это же время Дмитрий Лаптев дошёл на корабле до пролива между морями Лаптевых и Восточно-Сибирским. Мореплаватель подробно описал всю местность.

Уже в 1822 году знаменитый водоём пересёк на санях и лодках Пётр Анжу. Он искал землю Санникова. Ему пришлось преодолеть более 14 000 км в экстремальных условиях. После исследования Новосибирских островов, было обнаружено очень много костей мамонтов.
Эти скопления формировались около 200 тысяч лет. За время существования водоёма его сперва называли Ленским, потом Сибирским. И даже Татарским и Ледовитым. Но в 1914 году Географическое сообщество решило переименовать море и оно стало Лаптевым.

Очень контрастный водоём.

Рельеф

Линия берега имеет большие изгибы. В связи с этим море местами отодвигает границы суши вглубь материка, а местами, наоборот, суша выступает далеко в море. Есть и участки с почти ровной линией берега. Небольшие извилины в основном отмечаются у устьев рек.

Восточное и западное побережья имеют сильно различающийся рельеф. Побережье, омываемое морем от устья Колымы до Новосибирских островов, имеет практически однообразный ландшафт. Водоем в этих местах граничит с заболоченными тундрами. Берега здесь пологие и невысокие.

Более разнообразный ландшафт отмечается на побережье, образованном восточнее реки Калымы, но преобладают здесь горы. Море до острова Айон граничит с мелкими холмами, некоторые из которых имеют довольно крутые склоны. Для района Чаунской губы характерны низкие крутые берега.

Большой участок дна моря покрыт небольшим осадочным чехлом. Острова в Восточно-Сибирском море немногочисленны. Большая часть из них образована за счет фундамента. По результатам исследований (аэромагнитные съемки) определено, что в состав осадков шельфа в основном входит ил песчаный, галька и валуны раздробленные. Есть предположения, что часть из них – обломки островов. Разнесены они по всей территории льдом. В большей степени, в связи с преобладанием равнинного рельефа, глубина Восточно-Сибирского моря равна всего лишь 20-25 метрам.

Экологическая составляющая

На территории некоторых рек, например, Лены, Анабара, Яны расположены заводы, шахты и другие промышленные предприятия. Они применяют в своей работе воду, а потом спускают ее обратно в реки. В результате жидкость насыщается тяжелыми металлами и другими опасными соединениями.

Недалеко от моря Лаптевых находится крупное нефтяное месторождение. Несмотря на высокотехнологическое оборудование, при добыче нефти часто происходят утечки. Это явление нужно устранять, иначе гибель живых организмов будет неизбежной.

В море огромное количество плавающих деревьев. Это связано с активным использованием людьми леса, остатки которого смываются в реки. Медленное разложение древесины наносит значительный урон природе.

На данный момент состояние моря некритичное, но нужно контролировать ситуацию, чтобы избежать негативных последствий.

Море Лаптевых имеет большое значение для хозяйственной деятельности

Поэтому важно сохранить его экологическую и биологическую чистоту, которая обеспечивает оздоровление общего климата близлежащих областей

Флора и фауна

Флора и фауна немногочисленна в связи с суровым климатом. Растительность моря представлена в основном диатомовыми водорослями, которых здесь более 100 видов. Для сравнения, зелёных, сине-зелёных водорослей и жгутиковых — порядка 10 видов каждого. Общая концентрация фитопланктона составляет 0,2 мг/л. Также в море присутствует около 30 видов зоопланктона с общей концентрацией 0,467 мг/л.
Флора побережья состоит главным образом из мхов, лишайников и нескольких видов цветущих растений, включая полярный мак, камнеломку, крупку и небольшие популяции полярной и ползучей ив. Сосудистые растения редки и представлены в основном ясколкой и камнеломкой. Несосудистые же, наоборот, весьма разнообразны: мхи родов Ditrichum, Dicranum, Pogonatum, Sanionia, Bryum, Orthothecium и Tortula, а также лишайники родов Cetraria, Thamnolia, Cornicularia, Lecidea, Ochrolechia и Parmelia.

В море отмечено 39 видов рыб, большей частью типичных для солоноватой водной среды. Основными из них являются различные виды хариусов и сиги, как например муксун, чир, омуль. Распространены также сардина, беринговоморский омуль, полярная корюшка, навага, сайка, камбала, арктический голец и нельма.

Здесь постоянно обитают млекопитающие: морж, морской заяц, нерпа, гренландский тюлень, копытный лемминг, песец, северный олень, волк, горностай, полярный заяц и белый медведь. Сезонные миграции к берегу (на летование) совершает белуха. Моржей моря Лаптевых иногда выделяют в отдельный подвид Odobenus rosmarus laptevi, однако этот вопрос остаётся спорным.

Здесь обитает несколько десятков видов птиц. Некоторые из них — оседлые и живут здесь постоянно, как то пуночка, морской песочник, полярная сова и чёрная казарка. В то время как другие — кочуют по приполярным районам или мигрируют с юга, создавая большие колонии на островах и побережье материка. К последним относятся гагарка, обыкновенная моевка, обыкновенный чистик, белая чайка, кайра, ржанкообразные и полярная чайка. Также встречаются поморниковые, крачки, глупыш, бургомистр, розовая чайка, морянка, гаги, гагары и белая куропатка.

В 1985 году в дельте реки Лены был организован Усть-Ленский заповедник. В 1993 году в его охранную зону были включены также все острова Новосибирского архипелага. Территория заповедника составляет 14 330 км². В нём отмечены многочисленные виды растений (402 вида сосудистых растений), рыб (32 вида), птиц (109 видов) и млекопитающих (33 вида), многие из которых внесены в Красные книги СССР и России.

Гидрологический режим моря Лаптевых

Море Лаптевых имеет отличительную черту от всех морей Северо-Ледовитого океана и Мирового океана в целом, а именно сильное и продолжительное охлаждение вод при относительно спокойной зиме. Что касается системы течений, но пока что современные исследователи не имеют по ним достаточно информации. Одно ясно точно, что система циркуляции является циклонической.Образованный пресными водами круговорот воды движется против часовой стрелки, как, впрочем, и в других морях арктического типа. Течения, образовавшие это природное явление, очень неустойчивы и не обладают большой скоростью.Практически на протяжении всего года температура воды за редким исключением поднимается выше нуля. Поверхность моря начинает прогреваться только ближе к лету, когда воды полностью выходят из-подо льда. В августе температура поверхностных вод может доходить до отметки в +140 С.Отследить изменение температурного режима с повышением глубины можно лишь в летний сезон. В районе открытого моря чаще всего имеется минусовая температура в пределах -1,60 С. На значительных глубинах в связи с притоком сторонних вод этот показатель повышается до 0,2°С. В этих же условиях усиливается и солёность вод. По общим показателям море имеет низкую солёность. На севере данный параметр может достигать 34‰, а ближе к югу — 5‰ (что характерно для летнего сезона).

Деятельность человека

Побережье моря разделяет Республика Саха (Анабарский, Булунский район и Усть-Янский районы) на востоке и Красноярский край (Таймырский Долгано-Ненецкий округ ) России на западе. Прибрежные поселения немногочисленны и малы, с типичным населением в несколько сотен или меньше. Единственное исключение — Тикси (население 5 873 человека), административный центр Булунского района.

Рыболовство и судоходство

Рыболовство и охота имеют относительно небольшие объемы и в основном сосредоточены в дельтах рек. Имеются данные по Хатангскому заливу и дельтам рек Лена и Яна с 1981 по 1991 год, что позволяет выловить около 3000 тонн рыбы ежегодно. Экстраполированные, они дают следующие годовые оценки (в тысячах тонн) по видам: сардина (1.2), арктический омуль (2.0), беринговский омуль (2.7), сиг (2.6), Муксун (2.4) и другие (3.6). Охотой на морских млекопитающих занимаются только коренные жители. В частности, охота на моржей разрешена только научным экспедициям и местным племенам для пропитания.

Несмотря на морозы, судоходство является основным видом деятельности человека в море Лаптевых с главным портом в Тикси. В советское время прибрежные районы моря Лаптевых испытали ограниченный подъем из-за первых ледокольных составов, курсировавших по Северному морскому пути, и создания Главного управления Северного моря. Маршрут. Маршрут был труден даже для ледоколов — поэтому Ленин (на фото) и ее конвой из пяти кораблей застряли во льдах в море Лаптевых примерно в сентябре 1937 года. Они провели там вынужденную зиму и были спасены другим ледоколом Красина в августе 1938 года. Основными перевозимыми товарами были лес, мех и строительные материалы. В Тикси был действующий аэропорт, а Нордвик западная гавань была «растущим городом», хотя и была закрыта в середине 1940-х.

Ленин

После распада Торговое судоходство Советского Союза в Сибирской Арктике пришло в упадок в 1990-е годы. Более или менее регулярные перевозки можно найти только из Мурманск в Дудинка на западе и между Владивостоком и Певеком на востоке. Порты между Дудинкой и Певеком практически не видны. Логашкино было заброшено в 1998 году и теперь является городом-призраком.

Горнодобывающая промышленность

В 1930 году в районе бухты Нордвик были обнаружены залежи угля, нефти и соли.. Для их изучения в экстремальных арктических условиях в Нордвике был создан ГУЛАГ исправительный трудовой лагерь. Бурение выявило только небольшие неглубокие нефтяные карманы, связанные с солевыми структурами, не имеющими большого промышленного значения. Однако соль добывалась в больших количествах с помощью подневольных работников в исправительной колонии. С 1930-х годов Нордвик стал важным источником соли для северных рыбных промыслов. Хотя первоначальные перспективы добычи нефти на «Нордвике» не реализовались, был накоплен опыт разведки углеводородов в зонах сплошной вечной мерзлоты. Этот опыт оказался бесценным при дальнейшей разведке и эксплуатации крупных нефтегазовых месторождений Западной Сибири. Исправительная колония была закрыта, а ее следы стерлись в середине 1940-х годов, прямо перед тем, как американцы прибыли в Нордвик в качестве союзников Советского Союза.

В 2017 году Роснефть обнаружила нефть в море Лаптевых на своей скважине Центрально-Ольгинская-1.

В Анабарском районе Саха, в селе Маят находится одна из самых северных алмазных шахт. Есть также оловянные и золотые прииски в Усть-Янском районе.

Исследования

Метеостанция Тикси была отремонтирована в 2006 году (например, есть выход в интернет и камеры наблюдения с беспроводной интерфейс) и стал частью программы атмосферной обсерватории агентства Национального управления океанических и атмосферных исследований США. Программа направлена ​​на долгосрочные, систематические и тщательные измерения облаков, радиации, аэрозолей, потоков поверхностной энергии и химического состава в Арктике. Он основан на четырех арктических станциях в одном из самых северных населенных пунктов мира, а именно Эврика и Alert в Канаде (в частности, Alert является самым северным постоянно заселенным местом на Земле, всего в 817 км (508 миль) от Северного полюса), Тикси в России и Уткиагвик на Аляске.

Что в приоритете?

При разработке нефтяных месторождений люди способствуют еще большему ухудшение экологической ситуации. Не останавливает ни глубина скважин, ни их количество, ни то, что регион может быть отнесен к экологически опасным. Можно предположить, что одномоментно будут построены нефтяные шахты в большом количестве. Скважины будут находиться на небольшом расстоянии друг от друга и при этом принадлежать разным странам.

Последствия от ядерных испытаний можно устранить, и этим действительно нужно заниматься, однако в условиях севера проводить очистительные меры довольно дорого из-за условий вечной мерзлоты. Кроме того, пока за странами не установлена юридическая ответственность за эти области. Лучше всего изучены экологические проблемы Белого моря. Кратко их постарался представить комитет при МЧС России, спрогнозировав при этом основные тенденции развития.

Роль Лаптевых в Северной экспедиции

Основная задача исследования была в нанесении русских берегов до самой Камчатки, а также их изучение и описание особенностей территорий. В данной экспедиции принимало участие не менее 600 человек под командованием Ласиниуса. Большая часть упомянутых ранее участников не выдержала арктических условий, в следствии чего не дожила по окончания операции. Дальше  50 человек держали курс на восток, но через 9 дней дальнейшее плавание уневозможнилось из-за тумана и экипаж остановился у берегов р. Хара-Улах на зимовку, которую пережила лишь меньшая часть, не умерев от цинги.

Далее новым командиром был назначен Дмитрий Лаптев. Приведя судно, бывшее под командованием Ласиниуса, в порядок, Дмитрий Лаптев направился к р. Лене для погрузки продовольственных запасов, поле чего взял курс на восток, после чего остановился на зимовье чуть выше Булунского улуса. В этот период Лаптев действовал рассудительнее, чем его предшественник и дал экипажу достаточно движений, в то время, как бывший командир ограничил их, чтобы сэкономить запасы, также он не ограничивал команду в питании, дабы уберечься от цинги.

В Петербурге продолжение исследований было сочтено необходимым. Питерская коллегия по предложению Дмитрия его брата новым командующим.

Маршрут экспедиции отряда Дмитрия Лаптева. Изображение: https://flagman-news.ru

Весной  братья Лаптевы собрались в Якутск. Также братья составили дальнейшие планировки экспедиции. Спустя год после нового старта исследовательской деятельности Дмитрий Лаптев покинул якутский регион и сменил курс на восток. Позже команда вынуждена была остаться на зимовье, на протяжении которого был выполнен огромный объём работы, касательно освоения и изучения территории. Весной часть людей была отправлена к Колыме для ведения сухопутной характеристики, а сам Дмитрий Лаптев отправился туда же на корабле. После выполнения назначенных работ команда двинулась к востоку. Обработав запланированные описи считая свою работу выполненной, Дмитрий снова вернулся в Якутск, а к 1743 году попал в Петербург. Далее Дмитрий Яковлевич продолжил карьеру на флоте.

В свою очередь  Харитон вышел из Якутска в 1739 году Харитон обследовал бухту, которую позже наименовал «Нордвиг», поле исследования бухты им был открыт остров преображения. Также во время следующего вынужденного зимовья возле р. Блудной велись исследовательские работы, а также подготовка к последующему выполнению ранее определённого плана на море и на суше. С началом весны стартовали и описные работы на суше.

Маршрут экспедиций Харитона Лаптева. Изображение: https://flagman-news.ru

Следующей весной Харитон, лишившись судна в попытках миновать ледяные препятствия, после чего потратил уйму времени на попытку починки судна и спасение провизии, решил продолжить свои исследования на суше. Закончив работу, Харитон, подобно родственнику принял решение о продолжении карьеры моряка в Петербурге.

Исследования Таймыра

Вообще-то русские землепроходцы впервые попали на Таймыр по крайней мере уже в начале XVII века. Остатки их зимовья близ залива Симса на восточном берегу полуострова были обнаружены экспедицией на советском гидрографическом судне «Норд» зимой 1940/41 г. Также были обнаружены останки людей и предметы того времени — пищаль, медный котёл, монеты царя Михаила Фёдоровича и нож с надписью на старославянском языке. Дальнейшее изучение находок позволило прийти к выводу, что около 1618 года русские мореходы сумели обогнуть полуостров и морским путём попали в море Лаптевых. В 1692 году в Амстердаме была издана книга голландского политика и картографа Николааса Витсена «Северная и Восточная Тартария», в которой сообщалось, что за несколько лет до этого из Туруханска вниз по Енисею «вышли в море 60 человек», чтобы оттуда направиться к Лене, обогнув «Ледяной мыс». Назад никто не вернулся, но Вит-сену было известно, что поход возглавлял Иван по прозвищу Толстое Ухо, сын видного русского дворянина. В вахтенном журнале бота «Оби-Почтальон», плававшего у берегов Таймыра в 1738 году, имелась запись о сообщении некого Паренаго. Якобы тот нашёл на берегу крест, который, судя по имевшейся на нём надписи, в 1687 году поставил мангазейский человек Иван Толстоухов. Наконец, в 1736 году, уже во время Великой Северной экспедиции, некоторая часть восточного побережья Таймыра была обследована отрядом Василия Прончищева. Теперь из Петербурга Харитон Прокофьевич выехал вместе со своим двоюродным братом Дмитрием Яковлевичем Лаптевым, уже успевшим побывать в междуречье Лены и Енисея. В Казани Лаптевы приняли такелаж для кораблей, в Иркутске же — деньги, провиант и подарки для аборигенов Сибири. Харитон, будучи весьма дальновидным человеком, убедил иркутскую канцелярию приготовить на всякий случай участникам экспедиции на побережье собак и оленей. Кроме того, в устья рек Таймы-ры, Хатанги и Анабара были отправлены команды, чтобы заготовить рыбу и построить жилища на случай зимовки экспедиции в тех местах. В конце мая 1739 года участники экспедиции собрались в Якутске. Харитону Лаптеву явно повезло с помощниками — ими стали опытный полярный исследователь Семён Иванович Челюскин и геодезист Никифор Чекин. На небольшом судне «Якутск» они 5 июня двинулись вниз по Лене, а 21 июля вышли в море. Двигаясь в западном направлении, Лаптев дошёл до Хатангского залива, где его остановили сильные северные ветры, нагнавшие много льда. Когда погода улучшилась, «Якутск» двинулся на север мимо сначала высоких и скалистых, а потом низких берегов Таймыра, но через некоторое время путь преградили теперь уже неподвижные льды. Пришлось вернуться в низовья Хатанги и зазимовать там. В своём отряде Харитон Прокофьевич на манер коренных народов Севера практиковал питание строганиной из мороженой рыбы, благодаря чему во время зимовки у него никто не болел цингой. Он также решил использовать зимнее время для изучения внутренних районов огромного полуострова. Боцман Медведев и геодезист Чекин на собачьих упряжках несколько раз пересекли Таймыр в направлении восток — запад. Исследователям удалось описать озеро Таймыр — самый крупный северный водоём — и доказать, что река Таймыра впадает в Карское море. Лаптев убедился, что при наличии собак надёжнее всего делать опись берегов полуострова сухим путём зимой, но всё же решил снова попытать счастья на море и прорваться через льды к устью Енисея. В конце лета 1740 года, как только позволила ледовая обстановка, участники экспедиции на «Якутске» двинулись на север вдоль таймырских берегов, но спустя всего несколько дней судно попало в дрейфующие льды и было раздавлено. Экипаж выгрузил все запасы на льдину, а затем перебрался на берег. Две недели полярники вели переброску провианта и имущества, но всё спасти не удалось — льдину относило и относило дальше от побережья. И тогда Лаптев принял единственно верное решение — возвращаться к месту прежней зимовки. Экспедиция вернулась на Хатангу, где соединилась с группой Челюскина. С приходом зимы Харитон Лаптев для описи берегов Таймыра разбил свой отряд на три партии; руководили ими сам Лаптев, а также Челюскин и Чекин. Передвигались исследователи на санных упряжках. В дороге Лаптева поразила снежная слепота, но мужественный моряк, едва оправившись от болезни, сделал ценные съёмки островов, лежащих у берегов Таймыра, по сути — открыл их как географ.

Видео: Море Лаптевых: история…

Лаптев Харитон Прокофьевич – известный русский исследователь Арктики родился в 1700 году в деревне Пекарево, что в Великослутской губернии (ныне Псковская область). Будущий мореплаватель и первооткрыватель первое образование получал в Троицкой церкви под наставничеством священников. Харитон Лаптев с 1715 года продолжил свое обучение в Петербуржской Морской академии, которую окончил в 1718 году. После сдачи всех экзаменов поступает на службу в гардемарины в Балтийский флот.

Харитон Прокофьевич за время службы в Балтийском флоте плавал на различных судах. В 1720 году он уже дослужился до унтер-офицерского чина и стал подштурманом. В 1725 году в составе флотской миссии отправился в Италию, по возвращению из которой получил чин мичмана.

Первый корабль под свое командование мичман Лаптев получил в 1730 году, а в развернувшейся четырьмя годами позже войне против сторонников Лещинского принимал участие под командованием Дефремери на фрегате «Митау», который обманным способом был захвачен в плен французским флотом. За сдачу корабля без боя Х.Лаптев вместе с остальными офицерами фрегата был передан суду и приговорен к смертной казни, которая так и не состоялась благодаря дополнительному расследованию, которое провели в 1736 году. Весь экипаж был помилован и признан невиновным.

Возвращение на службу Балтийского флота произошло в 1736 году, и уже в этом году Лаптев плавал на фрегате «Виктория» на реку «Дон» с целью найти подходящее удобное место для постройки на нем судов.

В 1737 году назначен командиром придворной яхты «Декроне», а после – в ноябре этого же года подал царствующей императрице Анне Иоанновне прошение на участие в Великой Северной экспедиции. 13 декабря 1737 года получает под свое командование дубель-шлюпку «Якутск» и следующий чин – лейтенант флота. Ленско-Енисейскому отряду, в число которых входила и шлюпка «Якутск», по полученному предписанию следовало пройти к западу от реки Лены до устья Енисея, попутно описывая неизвестные берега.

В марте 1738 года вместе со своим двоюродным братом Дмитрием Лаптевым, участником Великой северной экспедиции, и лейтенантом Чихановым отправляется из Петербурга в Якутск, куда прибыл в мае 1739года. 9 июля 1739 года под руководством Харитона Лаптева Ленско-Енисейский отряд вышел в плавание с предписанием описать берега Ледовитого океана, которые простираются к западу от Лены. Результатом похода стали сделанные участниками экспедиции описания ряда островов и участка берега между устьями рек Пясина и Хатанга – полуострова Таймыр.

Во второе плавание вдоль северной береговой линии Таймырского полуострова Лаптев вышел летом 1740 года, но встреченный чрезвычайно сложной ледовой обстановкой дубель-шлюпка «Якутск» была оставлена командой, а в августе 1740 года раздавлена льдом. Таким образом, немалые усилия обогнуть морем Таймырский полуостров, предпринимаемые в течение двух лет, команде не удались.

Харитоном Лаптевым было принято решение начать сухопутные (на собаках) походы для описи Таймырского полуострова. К осуществлению поставленной задачи приступили три группы летом 1741 года. Группы возглавляли Харитон Лаптев, Семен Челюскин и Никифор Чекин. Поставленные перед группой задачи были благополучно выполнены, и экспедиция завершилась в августе 1742 года после того, как весь состав Ленско-Енисейский отряда в полном своем составе прибыл в Енисейск.

Харитон Лаптев продолжая службу в Балтийском флоте, с 1746 года командовал судном «Ингерманланд», а в 1752 году получил назначение помощника начальника Морского кадетского корпуса. В период с 1756 по 1762 года (период Семилетней войны) под его командованием был 66-пушечный боевой корабль и Х. Лаптев дослужился до чина капитана первого ранга, а по окончанию войны получил звание обер-штер-кригс-комиссара.

Оценка статьи:

Биография

Окончил Мор­скую академию, служил на Балтийском флоте. Участник Второй Камчатской экспедиции. В 1736 после смерти от цинги П. Ласиниуса возглавил отряд, в задачи которого входило обследование берегов от устья Лены до предпо­лагаемого пролива между Азией и Америкой. В плава­ниях на боте «Иркутск» и сухопутных походах (1736—42) отряд исследовал морское побережье от устья Лены до мыса Больших Баранов (общая длина заснятой береговой линии со­ставила 2,5 тыс. км), бассейн рек Яна, Хрома, Индигирка, Большой Анюй, Анадырь, маршруты от Анадырского острога до Пенжинской губы. По материалам геодезических съе­мок Лаптева составлена первая научная карта Чукотки. В легенде к карте, донесениях и отчетах Лаптева содержатся ценные сведения о народах Северо-Востока. После экспедиции Лаптев продолжал службу на Балтийском флоте; вышел в отставку в 1762 в чине вице-адмирала.

Море Лаптевых (якут. Лаптевтар байҕаллара) — окраинное море Северного Ледовитого океана. Расположено между полуостровом Таймыр и островами Северная Земля на западе и Новосибирскими островами на востоке.

Море названо в честь русских полярных исследователей — двоюродных братьев Дмитрия и Харитона Лаптевых.

Этимология названия

Исторические названия: Татарское, Ленское (на картах XVI—XVII веков), Сибирское, Ледовитое (XVIII—XIX века). В 1883 году полярный исследователь Фритьоф Нансен назвал море именем Норденшёльда.

В 1913 году по предложению океанографа Ю. М. Шокальского Русское географическое общество утвердило нынешнее название, но официально оно было закреплено только решением ЦИК СССР от 27 июня 1935 года.

Физико-географическое положение

Площадь поверхности моря 672 000 км². Преобладают глубины до 50 м, наибольшая глубина 3385 метров, средняя глубина 540 метров.

Берега сильно изрезаны. Крупные заливы: Хатангский, Оленёкский, Фаддея, Янский, Анабарский, бухта Марии Прончищевой, Буор-Хая. В западной части моря много островов, в основном у берегов. В юго-западной части моря расположены острова Комсомольской правды.

В море впадают реки: Хатанга, Анабар, Оленёк, Лена, Яна. Некоторые реки образуют большие дельты. Главный порт — Тикси.

Здесь обитают морж, морской заяц, нерпа.

Рельеф дна

Дно моря Лаптевых — пологая материковая отмель, круто обрывается к ложу океана. Южная часть моря мелководная, с глубинами 20-50 метров. В мелководных районах дно покрыто песком и илом с примесями гальки и валунов. У берегов речные осадки накапливаются с большой скоростью, до 20-25 сантиметров в год. Материковый склон прорезан жёлобом Садко, переходящим на севере в котловину Нансена с глубинами свыше 2 километров, здесь же отмечена максимальная глубина моря Лаптевых — 3385 метров. На больших глубинах дно покрыто илом.

Гидрологический режим

Поверхностные течения моря образуют циклонический (то есть против часовой стрелки) круговорот.

Приливы полусуточные, высотой в среднем до 50 сантиметров. Величину приливов значительно уменьшает ледяной покров.

Сгонно-нагонные колебания уровня моря значительные — до 2 метров, а в заливах достигают 2,5 метров.

Море Лаптевых — одно из самых суровых арктических морей, морозные зимы вызывают значительное развитие морского льда, который покрывает акваторию моря почти весь год. Развитию льда способствует также мелководность моря и малая солёность его поверхностных вод. На сотни километров от берега вглубь моря распространён припай с толщиной до 2 и более метров. В незанятых припаем районах наблюдаются плавучие льды, а на северо-западной окраине моря — айсберги.

Температурный режим и солёность

Температуры воды в море низкие. В зимний период подо льдом температура воды составляет −0,8…-1,8 °C. Выше глубины 100 метров весь слой воды имеет отрицательные температуры (до −1,8 °C). Летом в свободных ото льда районах моря самый верхний слой воды может прогреваться до 4-6 °C, в заливах до 10 °C. В глубоководной зоне моря на глубине 250—300 метров находятся поступающие из арктических акваторий Атлантики относительно тёплые воды (до 1,5 °C). Ниже этого слоя температура воды вновь становится отрицательной до самого дна, где температура составляет около −0,8 °C.

Солёность морской воды у поверхности в северо-западной части моря составляет 28 промилле, в южной части — до 15 промилле, около устьев рек — менее 10 промилле. Сильное влияние на солёность поверхностных вод оказывают сток сибирских рек и таяние льда. С увеличением глубины солёность быстро увеличивается, достигая 33 промилле.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: