Остров шпицберген. фото, где на карте, где российская часть, достопримечательности, туры

У россии и норвегии конфликт из-за шпицбергена: рассказываем главное об этом | bankstoday

Природа[]

Основная статья: Флора Шпицбергена

Этот раздел не завершён.Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Файл:Prins-karls-forrland pho.jpg

Земля Принца Карла, в 1973 здесь создан национальный парк Форландет

Файл:Nasjonalparker Svalbard.JPG

Национальные парки Шпицбергена

Климат суровый, растительность не богата, растения низкие и холодоустойчивые. В начале лета тундра сильно заболочена ввиду таяния снегов, а в реках высокий уровень воды. В основном, южная часть Шпицбергена (нулевая зона) летом свободна от снега, хотя ледники встречаются поблизости от всех населённых пунктов. На ледниках часто встречаются красные водоросли, придающие снегу и льду розоватый оттенок. Несмотря на круглосуточный полярный день, разница температур между днём и ночью летом заметна и может достигать 5-10 градусов Цельсия. Первые снегопады проходят в сентябре, хотя снег не редкость и в конце августа. Ввиду относительно мягкого климата, Шпицберген также популярен у туристов в течение полярной ночи, когда стабильное снежное и ледовое покрытие делает возможным движение снегоходов.

Уникальной особенностью Шпицбергена является крайне низкое содержание микробов, пыли и паразитов в воздухе и почве. Низкая биологическая активность среды обеспечивает высокую сохранность как органики, так и искусственных объектов и сооружений. Даже будучи брошенными десятки лет, некоторые здания на Шпицбергене могут выглядеть так, как будто люди оставили их только вчера. По этой же причине на Шпицбергене в настоящее время нет кладбища и не проводятся захоронения. Для среднестатистического жителя Европы, Азии или Африки, к Шпицбергену крайне трудно привыкнуть — за счёт иного биологического ритма, практически полного отсутствия зелени и уникального животного мира. На территории архипелага создано семь национальных парков, а многих зверей (включая оленей, белух и песцов) можно часто встретить прямо в Лонгйире или в районе аэропорта. Также визитной карточкой Шпицбергена являются агрессивные крачки, защищающие свою территорию пикированием на прохожих. Белых медведей и моржей увидеть гораздо труднее — летом они находятся на северной части архипелага, а зимой мигрируют на юг.

Где находится архипелаг Шпицберген

Шпицберген (остров) на карте имеет координаты: 78 ° северной широты и 16 ° восточной долготы. Территориально архипелаг относится к Норвегии. В начале XX века получил особый политический статус. Вести научные разработки промышленную и торговую деятельность на островах имеет право любое государство мира. По факту наиболее заинтересованными сторонами являются Норвегия и Российская Федерация.

Территория архипелага демилитаризована. На Шпицберген можно добраться по морю и воздуху. Оба приведут туристов в город Лонгйир.

Варианты маршрута:

  1. Из Осло ежедневно совершают прямые рейсы компании Norwegian и SAS. Время в пути – около трех часов.
  2. Из норвежского города Тормсе летают самолеты авиакомпании SAS. Прямой рейс проводит в воздухе не более полутора часов.
  3. Из Хельсинки ежедневно отправляются два рейса на архипелаг с пересадкой в Осло. Время в пути занимает шесть-восемь часов. С 2016 года появились прямые рейсы от авиакомпании Finnair. Полеты осуществляются в период с июня по август три раза в неделю. Долететь до города Лонгйир можно за три часа.
  4. Из Москвы летают чартерные рейсы, обслуживающие работников компании «Артикуголь». Попасть на них сложно.
  5. Сегодня все большую популярность набирает приполярный туризм. Туристические компании предлагают морские путешествия на Шпицберген на круизных лайнерах и специализированных ледовых судах.

Русский Шпицберген

Свои исследования на Шпицбергене Самойлович продолжил в 1914 и 1915 гг. Им был подсчитан российский угольный запас Шпицбергена порядка 7 миллиардов пудов! Добыча развивалась ежегодно. За сезон 1915 года на Российской части Шпицбергена работало 216 человек и было вывезено в Россию около 39450 тонн угля. В 1917 году работало уже 249 человек, и было вывезено 59449 тонн угля.

Однако потому как Шпицберген не принадлежал ни какому государству, между странами участниками освоения Шпицбергена стали возникать всевозможные споры и столкновения. Что бы урегулировать все эти проблемы, Норвегия ещё в 1907 году предложила определить статус этих бесхозных островов. По этому поводу в 1910 — 1912 гг. в Осло были проведены несколько международных конференции, на которых Норвегия и Россия разрабатывали проект международной конвенции по статусу Шпицбергена. Однако начавшаяся Первая мировая война эти инициативы остановила.

Вернулись к решению этой проблемы в 1919 году, когда на Версальской конференции в Париже заключался мирный договор стран участников военных действий. Там же на конференции был подписан договор о Шпицбергене, по которому архипелаг Шпицберген официально приписывали к Норвегии, но с определенными ограничениями. Согласно этому договору все 39 стран, подписавших договор, имели равные с Норвегией права вести на архипелаге научную и хозяйственную деятельность. Советская Россия на конференцию приглашена не была.

Оказавшиеся после революции за границей учредители и некоторые акционеры продали свои акции англичанам и Торговый Дом Грумант, стал англо-русской компанией «Грумант», остальная часть акций была национализирована. И тем не менее, шахта продолжала работать, работами руководил Самойлович. В 1919 году на Шпицбергене работало 66 человек и вывезено 33000 тонн угля, в 1920 году — 398 человек, вывезено 171900 тонн. Работы велись сезонно, на зиму все шахтеры уезжали на материк, а на месте оставались всего несколько человек, обеспечивающих охрану шахты. Зимовщики ловили рыбу, охотились на оленей, ставили ловушки на песцов, чем и питались. В течение четырех лет с 1927 по 1931 гг. шахта практически не работала.

Экскурсии по архипелагу Шпицберген

Шпицберген (остров на карте) привлекает все большее количество людей, желающих испытать себя на прочность в суровых условиях севера, поэтому число российских операторов, предлагающих отдых на архипелаге, постоянно растет. Среди них «Poseidon Expeditions», «Basecamp Spitsbergen», «ИТС-Тур», «Путешествие со вкусом».

Перечень экскурсий:

  1. Самый дешевый вариант – тур на круизном лайнере вдоль побережья трех самых больших островов из города Лонгийра. Программа строится исходя из времени года и погодных условий. Включает в себя посещения самых интересных мест, сплавы на каяках, катание на собачьих упряжках или снегоходах. Средняя стоимость на одного человека – 3000-3500 €.
  2. Круизы из портов северных стран. Предусматривают посещение нескольких достопримечательностей Арктики. Стоимость от 4000 до 7000 €.

Если же суммы смущают, то перелет до Лонгийра. Заселение в выбранный отель и развлечения по желанию. Большинство владельцев отелей или сами предложат провести экскурсию или посоветуют к кому обратиться.

Примерная стоимость:

  • катание на собачьих упряжках – 120-150 €;
  • пеший или конный поход по побережью, а также подъем на ледник – 75 €;
  • сплав на каяках – от 75 до 100 €;
  • аренда снегохода – до 30 € в сутки.

Стоит помнить, что Шпицберген – это одна большая заповедная зона, в которой действуют свои законы и правила. В частности, нельзя мусорить и мешать животным.

Население[]

Основная статья: Население Шпицбергена

Население архипелага — около 2600 человек (на 1 января 2009 года). Из них 69,9 % — норвежцы, 18,3 % — русские и украинцы, 0,4 % — поляки. На острове действует полностью безвизовый режим, то есть имеют право проживать и работать представители всех наций, подписавших Шпицбергенский трактат 1920 года. С практической точки зрения, несмотря на отсутствие иммиграционного и таможенного контроля, суровый климат и высокая стоимость жизни в Лонгйире эффективно ограничивают трудовую миграцию работников сферы обслуживания и туризма. После распада Советского Союза некоторое количество бывших сотрудников Арктикугля переехало на постоянное жительство в Лонгйир, в то время как численность населения российских шахтерских посёлков продолжала сокращаться пропорционально падению добычи угля.

Самое большое поселение — Лонгйир, около 2000 человек, большинство — норвежцы. Оно же является административным центром архипелага. Остальные поселения:

  • российские шахтёрские посёлки: Баренцбург (470 человек), Пирамида (3-4 человека зимой, около 15 — летом, большей частью законсервирован) и Грумант (законсервирован)
  • норвежский международный исследовательский центр Ню-Олесунн (около 30 человек, летом более 100)
  • норвежский шахтёрский посёлок Свеагрува (90 человек, с рабочими из Лонгйира более 300)
  • польская исследовательская станция Хорнсунн (10 человек).

Также существует законсервированный поселок-порт Колесбухта, ранее сообщавшийся с Грумантом железной дорогой по берегу.
В настоящее время дорога пришла в негодность, а туннель вблизи поселка Грумант засыпан в результате подвижек грунта.

Изменение этнического состава населения с 1990 по 2009 гг.
Год Всего норвежцы русские поляки
1990 3544 1125 2407 12
1995 2906 1218 1679 9
2000 2376 1475 893 8
2005 2400 1645 747 8
2009 2565 1792 470 10

Религия

Основная статья: Свальбардская церковь

В Лонгйире находится единственная действующая лютеранская церковь со своим священнослужителем. В Баренцбурге — православная часовня. В посёлке Хорнсунн находится польская исследовательская станция, состоящая из 10 человек. По согласованию с Русской православной церковью и Католической церковью в Норвегии лютеранский пастор окормляет верующих этих церквей.

Транспорт

Протяженность асфальтированных дорог в городе и окрестностях — 40 км. По данным на 2017 год в Лонгйире зарегистрировано 1340 машин на 2200 человек, включая рабочие и сервисные.

В городе есть автосалон Тойоты, при нем же автосервис. Чинить или обслуживать машину дорого. Иногда проще продать. Например, переобуться на зимнюю резину стоит 2000 NOK⁣ ( 14 500  Р). Для приезжих существует услуга аренды авто. День на Киа Спортэйдж обойдется в 890 NOK⁣ ( 6400  Р), на Тойоте Хайлюкс — 1050 NOK⁣ ( 7600  Р). Своей машины у меня нет.

Второй по популярности транспорт — снегоход. По статистике снегоходов в городе 2100 штук. Подержанный снегоход можно купить за 5000 NOK⁣ ( 36 200  Р), а можно и за 80 000 NOK⁣ ( 578 400  Р). Цена зависит от модели, состояния и года выпуска. Я купила свой снегоход за 13 000 NOK⁣ ( 94 000  Р). За сезон с февраля до середины мая мой пробег не превышает 2000 км.

При расходе 20 л на 100 км и стоимости бензина 9,02 кроны за литр топливо обходится мне в 3600 NOK⁣ ( 26 000  Р) в год. За страховку плачу 160 NOK⁣ ( 1160  Р)в месяц.

Из общественного транспорта в Лонгйире есть только автобус. Он привязан к расписанию авиарейсов: сначала развозит туристов по отелям, а потом собирает. Других маршрутов нет. На поездку продолжительностью 5—15 минут взрослый билет обойдется в 75 NOK⁣ ( 540  Р). За этот же путь такси возьмет 150 NOK⁣ ( 1080  Р).

Официальных парковок и гаражей нет. Где снегоход поставил в конце зимы, там он и стоит

Алкоголь

Алкоголь на Шпицбергене продают по квотам. Так сложилось исторически: во времена угольной промышленности эти меры ввели, чтобы шахтеры не спивались в условиях полярной ночи. Как и век назад, резиденты города, чтобы купить алкоголь, должны предъявить алкогольную карту.

В месяц по карте можно купить:

  1. До 2 л крепкого алкоголя либо 4 л крепленого вина.
  2. До 0,5 л крепленого вина.
  3. 24 банки пива.
  4. Вино в разумных количествах.

Отдел с алкоголем — это магазин беспошлинной торговли (дьюти-фри). Для туристов тоже действует месячная квота на покупку алкоголя. Чтобы купить бутылку вина, туристам нужно предъявить билет на самолет.

Цены на алкоголь такие:

  • банка пива — 8—15 NOK⁣ ( 60 — 110  Р);
  • водка «Русский стандарт» 0,5 л — 85 NOK⁣ ( 615  Р);
  • вино — от 70 NOK⁣ ( 505  Р).

Определенный процент от продажи алкоголя поступает городу. Эти деньги распределяют в виде грантов для социально значимых и развлекательных проектов. Например, в 2017 году 2,7 млн крон (19,5 млн рублей), полученных с продажи алкоголя, пошли на спортивные мероприятия, обучающие проекты школы и детсада, нужды Красного креста и так далее. Информация по прибыли и распределению денег

Так выглядит алкогольная карта Один из счастливых обладателей гранта с продажи алкоголя — гонки на собачьих упряжках «Трэпперс-трейл»

Заброшенный шахтерский поселок Пирамида

Рекомендовать место

23

6

Пирамида — это заброшенный советский шахтерский поселок, расположенный на острове Шпицберген в Норвегии. Поселок был построен во второй половине двадцатого века у самой северной в мире угольной шахты. Его население достигало тысячи человек. Но в девяностые годы добыча угля резко упала и поселок был законсервирован.

Теперь Пирамида — поселок-призрак, сохранивший не только здания, но и множество личных вещей своих обитателей, оставленных здесь как будто в спешке.Территория поселка открыта для посещения, но без сопровождения в его здания заходить не рекомендуется — во избежание несчастных случаев. Пирамида до сих пор рекордсмен по множеству самых северных вещей в мире — среди таких рекордов — памятник Ленину, бассейн и даже рояль.

Необычная тревожная и печальная атмосфера заброшенного города, а также необычайно красивая природа, окружающая поселок, в летний период притягивает сюда туристов. Специально для них в поселке устроен маленький отель и работает экскурсовод.

При чем здесь Россия?

Формально архипелаг Шпицберген – территория Норвегии и находится в его юрисдикции. Однако статус этой территории особый – и это определяется заключенным более ста лет назад договором.

Но началось все еще в XII веке, когда архипелаг, предположительно, обнаружили русские поморы и викинги, запись об этом датируется 1194 годом. В Институте археологии РАН считают, что уже в середине XVI века на Шпицбергене были поселения поморов. Однако Виллем Баренц официально открыл острова и задокументировал это только в 1596 году. Тогда к Шпицбергену стартовали многочисленные промысловые экспедиции, интерес проявляли также Англия и Дания.

С XVIII века островами начали интересоваться и ученые из России, но базой для полярных экспедиций Шпицберген стал только с конца XIX. После того, как на Западном Шпицбергене наладили добычу угля, свои претензии на острова стали предъявлять разные страны и предприятия, которые основывали на архипелаге постоянные поселения.

Окончательно статус Шпицбергена был урегулирован Шпицбергенским трактатом, его подписали в 1920 году Норвегия и США, Великобритания, Франция, Италия, Япония, Нидерланды и Швеция. По сути, Норвегия установила контроль над островами тогда, когда основной конкурент – Россия – не мог ничего этом противопоставить. СССР присоединился к трактату только в 1935 году.

Трактат определял такие положения:

  • суверенитет над Шпицбергеном устанавливает Норвегия, причем на островах действует налоговая система Норвегии (но налоги там ниже, чем на материке, и полностью остаются на островах);
  • ответственность за окружающую среду несет Норвегия;
  • на архипелаге объявляется демилитаризованная зона – территорию островов нельзя использовать для строительства морских баз, укреплений и использовать ее для военных целей;
  • экономика – любой гражданин или компания страны, которая подписала трактат, вправе жить, работать и вести дела на архипелаге, не нарушая местных законов.

Несмотря на то, что трактат подписали 39 стран, по факту деятельность на острове вели только СССР (потом – Россия) и Норвегия.

Карта архипелага Шпицберген

Экономическим освоением островов в настоящее время занимается преимущественно Россия:

  • подразделения компании «Арктикуголь» ведут добычу угля. Если раньше уголь вывозился, то по мере исчерпания запасов его добывается ровно столько, сколько нужно для поддержания жизнедеятельности поселений;
  • у России на острове есть поселок Баренцбург;
  • в советские времена СССР вел рыбный промысел у берегов Шпицбергена, но со временем он прекратился из-за усилий экологов.

Впрочем, сейчас остров осваивает преимущественно норвежская сторона – например, с 1920-х годов острова стали базой полярной авиации, у Норвегии на Западном Шпицбергене есть несколько поселков, администрация, местная полиция, угольная компания, аэропорт, и даже международный университет на 350 студентов.

Скандал 2022 года

Шпицберген – демилитаризованная зона, к тому же на остров открыт доступ любому гражданину любой из 39 стран, подписавших Шпицбергенский трактат. Но все же фактический контроль над архипелагом (и главное – островом Западный Шпицберген) имеет Норвегия.

У России на острове есть один поселок – Баренцбург, который с точки зрения экономики глубоко убыточный (а Арктикуголь добывает лишь столько угля, сколько нужно поселку). Еще есть поселок Пирамида, но там живет лишь до 10 человек. Развивать туризм на острове у российской стороны не получается (зато это получается у Норвегии), и даже для доставки людей и грузов в Баренцбург российская сторона вынуждена пользоваться аэропортом Лонгийра.

Но основной путь поставок грузов – морской. Грузы для российского Баренцбурга (и для Арктикугля) доставляются через сухопутную границу с Норвегией, затем через материковую территорию едут в порт на севере Норвегии.

С этим маршрутом в июне возникли проблемы – компании Арктикуголь запретили перевозить грузы через КПП «Стурскуг» и материковую часть Норвегии. Заявку на перевозку норвежская сторона отклонила 15 июня. Грузы предназначаются для российских поселений на острове – в том числе важные для компании и генконсульства России товары, продукты, медицинское оборудование, стройматериалы, запчасти для транспорта.

Баренцбург / Фото: Илья Варламов

Всего на КПП застряло 20 тонн товаров для российских поселков на Шпицбергене. Причиной власти Норвегии называют санкции – вероятно, это та же причина, по которой Литва запретила транзит части товаров по своей территории в Калининградскую область. При этом Норвегия – не член ЕС, однако страна решила присоединиться к европейским санкциям против России.

Российские власти достаточно нервно отреагировали на решение властей Норвегии, назвав такие действия недружественными. Кроме порта Норвегии, те же грузы можно отправить и из других стран – например, из Эстонии и Германии, или даже из Архангельска и Мурманска (но норвежский маршрут был оптимальным). Запасов продуктов в Баренцбурге хватит еще до августа, но основная часть грузов – запчасти и оборудование, в том числе для тепловетростанции (и их нужно доставить до холодов).

Конечно, ситуацию пока сложно назвать критической – есть альтернативные маршруты, да и собственно проблема касается не столько Шпицбергена, сколько транзита по территории Норвегии. Но стоит помнить, что в 2010 году Россия уступила определенные территории в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане – в надежде на улучшение отношений между странами в дальнейшем. Судя по всему, улучшения не случилось.

Что это за острова

Архипелаг Шпицберген расположен в Северном Ледовитом океане, и находится примерно в 760 километрах от норвежского города Алта и примерно в тысяче километров от Мурманска. На карте архипелаг может казаться сопоставимым по площади с крупнейшими странами Европы, но его площадь – 61 тысяча квадратных километров (будучи страной, он бы расположился между Латвией и Хорватией), просто он расположен близко к Северному полюсу.

Статус первооткрывателя имеет голландский мореплаватель Баренц, он же в 1596 году дал название архипелагу (Шпицберген – это «острые горы»). При этом русские поморы называли его «Грумант», а в Норвегии прижилось название «Свальбард» или «Холодный край».

Шпицберген относительно других стран (Россия выделена желтым, Норвегия — синим)

Состоит архипелаг Шпицберген из трех крупных островов (Западный Шпицберген, Северо-Восточная Земля и Эдж), а также более мелких островов. Из всех островов обитаемый – только Западный Шпицберген, там есть несколько угольных шахт, населенные пункты с постоянными жителями и известное во всем мире семенохранилище – «хранилище Судного дня» (на случай, если все остальное живое на планете вдруг будет уничтожено).

При этом запасы угля на Шпицбергене оцениваются в 10 миллиардов тонн (но добывается на порядки меньше), а значительная часть всего архипелага объявлена властями Норвегии национальными парками.

История открытия Шпицбергена

Шпицберген впервые начал осваиваться русскими ещё в конце XV, в начале XVI века. В то время к берегам Груманта, так тогда называлась эта земля, добирались на своих на утлых лодиях поморы жившие на Севере России и промышлявшие охотой на морского зверя. Подтверждением этого служат сохранившиеся на побережье Шпицбергена остатки их небольших лодий, таких какими в те времена пользовались только русские мореходы.

Небольшие артели поморов на Груманте занимались охотой в основном в летнее время и основательного жилья не строили, да и ни каких материалов для строительства жилья там практически нет. Поэтому они сооружали небольшие избушки из привезенного с собой леса или использую остатки кораблей потерпевших у этих скалистых берегов. До сих пор на берегах стоят несколько таких сооружений из дерева, отлично сохранившихся в сухом холодном климате Шпицбергена

Европейское название Шпицберген укоренилось за этим северным архипелагом после того как в этих краях побывал голландский мореплаватель Виллем Баренц. В 1596 году Виллем Баренц во время поисков морского пути из Атлантического в Тихий океан впервые увидел эти острова со скалистыми берегами и остроконечными вершинами гор. В судовом журнале, а потом и на карте Баренц назвал эти острова Шпицберген то есть «Острые горы». И хотя на русских картах более раннего времени, эти острова значились как «Святые русские острова», а самый большой остров Западный Шпицберген назывался Грумант, но так как Россия ещё не была весомой в мире морских держав, название Шпицберген закрепилось официально во всем мире.

В те времена, воды на стыке Атлантического и Северного Ледовитого Океанов изобиловали китами, а на скалистых островах устраивали свои огромные лежбища моржи и тюлени. В эти северные воды за китом приходили китобои всех морских европейских стран, но особенно в этом усердствовали голландцы, которые за сезон истребляли китов сотнями.

В результате, к началу ХIХ века численность китов в этих водах снизилась настолько, что увидеть кита стало редкостью, и интерес к этим голым скалистым островам начал пропадать. Но это изменило то, что на Шпицбергене обнаружили каменный уголь. Открытие каменного угля приписывают английскому китобою Пуллю, который в 1610 году на северо-западном побережье Шпицбергена, на берегу Кингс-бея, в русле вымерзшего ручья обнаружил каменный уголь и стал использовать его для выплавки китового жира. Однако есть сведения что углем, выходившим на поверхность, ещё до него пользовались русские поморы остававшиеся на зимовку на Груманте, потому что поддерживать огонь было просто нечем, другого топлива не было.

Шпицберен находился довольно далеко, в суровых северных условиях, и это открытие залежей каменного угля долго не было востребовано. Но с развитием пароходства в XIX веке туда добрались промышленники. В 60-70-е годы XIX века геологи выявили, что угля на Шпицбергене довольно много. Однако добыча угля в промышленный масштабах была сопряжена с огромными затратами, вот так выглядела первая шахта в склоне горы.

Предприниматели Англии, Америки, Норвегии, Голландии, Германии начали активно вести разведку залежей угля и его и пробную добычу. В 1906 году Джон Лонгьир, выходец из Америки, открыл на Шпицбергене первую угольную шахту и организовал промышленную добычу угля.

Современное состояние[]

Файл:Kulltaubane.jpg

Фуникулёр для транспортировки угля

Хотя архипелаг Шпицберген контролируется Королевством Норвегия и с 1925 года официально является его частью, существуют отличия, связанные с налогообложением (безналоговая зона), охраной окружающей среды, защитой прав местного населения и военной деятельностью (демилитаризованная зона).

На островах два официальных языка — норвежский и русский, для посещения архипелага гражданам России не нужна виза.

Добыча угля в шахтах осуществляется норвежской компанией Store Norske, а также по концессии российским государственным трестом Арктикуголь (ранее советский трест). Здесь (шахта Баренцбурга) находится самая северная в мире действующая железная дорога, которая почти полностью находится под землёй. Ранее железных дорог было несколько и они проходили по поверхности. Весь добытый уголь уходит на обогрев самого Баренцбурга, то есть российское предприятие является планово-убыточным и отчасти имиджевым проектом.

Действует аэропорт Свальбард с регулярными рейсами в Норвегию (Осло, Тромсё) и нерегулярными (чартерными) рейсами Арктикугля в Москву. Один из таких рейсов стал причиной крупнейшей трагедии в истории Шпицбергена — 29 августа 1996 года при заходе на посадку прямо напротив Лонгйира потерпел катастрофу российский самолет Ту-154М компании «Внуковские авиалинии». Погиб 141 человек: 129 пассажиров и 12 членов экипажа.

В настоящее время Шпицберген является одним из центров полярного и приполярного туризма, в порту Лонгйир регулярно останавливаются как крупные круизные суда из северной Европы, так и специализированные туристические суда ледового класса для экскурсий по Арктике. В городе имеется несколько гостиниц (в том числе SAS Radisson), баров и хороших ресторанов с арктической кухней (например, ресторан Kroa «На краю земли»). Функционирует очень интересный полярный музей и Свальбардский международный университет, ведётся значительная научная работа по изучению климата, геологии и гляциологии. В летнее и зимнее время из города ежедневно отправляются пешие, водные (каяки и суда), снегоходные экскурсии и экспедиции.

В 2000-е годы на деньги норвежского правительства на острове было выстроено Всемирное семенохранилище, так называемое «хранилище Судного дня». В этом хранилище находится банк семян как культурных, так и диких растений, рассчитанный на выживание в том числе и в условиях ядерной войны. Кроме того, на плато Бергет находятся антенны спутниковой станции SvalSAT, радар некогерентного рассеяния EISCAT, а также обсерватория по изучению северного сияния KHO. Шпицберген связан с материком подводным оптоволоконным кабелем, в пределах Баренцбурга, Колесбухты и Лонгйира работает сотовая связь как российских (МегаФон), так и норвежских операторов.

Работа и зарплата

На Шпицбергене нет централизованного поиска рабочих мест. Вакансии ищут либо на сайтах компаний, либо приезжают по приглашению знакомых и друзей с острова. Специальности, требующие норвежского образования, недоступны иностранцам.

В Лонгйире высокая конкуренция в сфере туризма и ресторанно-гостиничного бизнеса. Это связано с менее строгими требованиями к образованию: достаточно английского языка и аналогичного опыта, чтобы приехать сюда работать. У гидов ценится знание дополнительных языков, например французского или немецкого.

Работа регулируется контрактом. Обязательно прописан тип контракта — он бывает постоянным или сезонным. Еще в контракте всегда указывают почасовую зарплату, процент занятости от полной рабочей недели, надбавки за сверхурочные, выходные и праздничные дни.

Минимальная оплата — 125 NOK⁣ ( 900  Р) в час. Полная рабочая неделя — 37,5 часа в неделю. Без учета налогов минимальная плата за полный рабочий месяц — 18 750 NOK⁣ ( 135 600  Р).

Постоянный контракт — бессрочный. На него распространяется закон по выплате компенсации при принудительном увольнении или по болезни. Пять недель в году — оплачиваемый отпуск. Сверхурочные часы, праздничные дни и выходные оплачиваются дополнительно, может быть как 20, так и 100% часовой оплаты.

Сезонный контракт устанавливает сроки и занятость в процентах. Человеку с контрактом 80% не позволено работать сверх установленных часов. Для обоих типов контрактов предусмотрена тринадцатая зарплата.

Но существуют и другие варианты контрактов. Мои контракты и в отеле, и на работе гидом — сезонные, но не ограничены в процентах. Если я работаю больше 37,5 часа в неделю, сверхурочные не оплачиваются по ставке, а записываются отдельным месяцем. Оплату я получу, когда буду в отпуске. Это хитрость, которой пользуются некоторые работодатели. Но даже в этом случае надбавки за вечерние и ночные часы, воскресенья и праздничные дни я получаю в соответствии с законами.

Примерные зарплаты такие:

  • повар, бармен, работник отеля — 150—180 NOK⁣ ( 1080 — 1300  Р) в час;
  • гид, гид-экскурсовод — 180—300 NOK⁣ ( 1300 — 2170  Р) в час;
  • чиновники и государственные служащие — 300—430 NOK⁣ ( 2170 — 3100  Р) в час;
  • учителя, врачи — 270—310 NOK⁣ ( 1950 — 2240  Р) в час;
  • инженер-строитель, системный администратор, сотрудник полиции — 300—340 NOK⁣ ( 2170 — 2450  Р) в час.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: