Взрыв бетельгейзе

Звезда бетельгейзе

Взорвется ли Бетельгейзе?

Как известно, гигантские звезды умирают весьма драматичным образом — их последние мгновения жизни связаны с мощнейшим катаклизмом — взрывом сверхновой и созданием яркой туманности из газа и пыли. Ядро умирающей звезды превращается в так называемую нейтронную звезду, которая представляет собой чрезвычайно плотный космический объект. Если размеры погибшей звезды были огромными даже по космическим меркам, на месте ее гибели образуется черная дыра — самый странный объект во Вселенной, обладающий мощнейшей силой притяжения. К счастью для нас, звезда Бетельгейзе, ввиду своих размеров, должна была закончить свою жизнь в виде сверхновой со всеми вытекающими оттуда последствиями, однако по каким-то причинам этого не происходит. Согласно статье, опубликованной на портале livescience.com, Бетельгейзе, вероятно, столь оригинальным образом постепенно входит в конечную фазу сверхновой, тускнея до тех пор, пока постепенно не схлопнется, спровоцировав мощнейший выброс энергии. Из-за того, что звезда расположена на расстоянии 642,5 световых лет от Земли, взрыв сверхновой будет виден даже с поверхности нашей планеты, представляя собой самый яркий объект на ночном небе в течение нескольких недель. Ученые считают, что подобное явление станет вторым в истории человечества наблюдаемым взрывом умирающего объекта после аналогичного события, произошедшего в 1054 году н.э. Считается, что именно тогда произошел взрыв звезды, породившей современную Крабовидную туманность.

Взрыв, который привел к рождению Крабовидной туманности, был виден с поверхности Земли в 1054 году н.э.

Исследователи считают, что в том, что умирающая звезда тускнеет — нет ничего удивительного. Все дело в том, что Бетельгейзе относится к классу так называемых переменных звезд — звезд, чей блеск меняется с течением времени. Вместе с тем, несмотря на то, что звезда может взорваться уже сегодня вечером, снижение ее яркости может указывать на наличие весьма интересных физических процессов, происходящих внутри Бетельгейзе. Так, внутренняя нестабильность может частично объяснить появление волн энергии внутри звезды, перемещая вещество изнутри наружу и попеременно заставляя звезду то расширяться, то сжиматься. Кроме того, изменения в яркости космического объекта могут происходить и из-за его магнитной деятельности, которую весьма трудно смоделировать при помощи современного оборудования. Как бы то ни было, ближайшая к Звезде сверхновая уже готова вот-вот взорваться, продемонстрировав жителям Земли по-настоящему грандиозное космическое зрелище. А главное — абсолютно безопасное.

Как увидеть на ночном небе

Бетельгейзе можно увидеть на ночном небе Северного полушария Земли.

Красный сверхгигант находится в созвездии Ориона, а это значит, что оно занимает центральное положение в небе зимой. Его можно различить даже на городском небе в феврале.

Это созвездие называется зимним,  потому что только в холодный период года, оно занимает положение на южной стороне неба. Астрономы называют – это кульминацией. Любое светило, которое находится на южной стороне неба, удобно наблюдать для любителя астрономии.

Она появляется в январе на востоке сразу после того, сядет Сонце. А числах 10 марта, человек сможет увидеть ее уже на юге вечером. В это время года Бетельгейзе видна во всех регионах Земли.

Важно! В Сиднее, Кейптауне, Буэно-Айресе красный сверхгигант поднимается на 49 градусов на небосклоне.

Теперь о том, где находится звезда.

Если смотреть прямо на пояс Ориона, то Бетельгейзе находится слева и повыше трех остальных, которые лежат на одной прямой линии. Свет звезды отдает красноватым. Красный гигант является левым плечом охотника, а Беллатрикс – правым.

Мечта галактического масштаба

Остататок сверхновой типа Ia

Несомненно, яркий огонёк в небе вдохновил бы людей на позабытые мысли о том, насколько они ничтожны во Вселенной. Стоит только на мгновенье подумать, что этот же самый взрыв могут наблюдать возможные обитатели других далёких систем нашей необъятной галактики. Реальную же неоценимую пользу такая звёздная весть принесёт астрономам. Наступи столь близкий и ожидаемый сверхновый взрыв на нашем веку, в его сторону будут направлены любопытные взоры всех видов телескопов и прочей аппаратуры. В судорожном восторге учёные будут забивать свои базы данных тоннами ценной информации, поступающей со светом взрыва.  Ежедневно со всех уголков света будет раздаваться информация об очередном сенсационном открытии. Но это лишь туманные мечты.

Реальность диктует свои правила. Взрыва Бетельгейзе не только ни стоит бояться или даже ожидать его увидеть, фактически о нём лишь можно мечтать. Тем более яркий огонёк, зажгись он на наших глазах, едва ли сравнился бы по яркости с полной луной и не принесёт бы нам какого-либо существенного вреда. А пока у нас есть возможность и дальше наблюдать за красной звёздочкой Ориона и надеяться, что астрономы будут пополнять свои знания без столь редких и удивительных событий.

О новых астрономических открытиях и других актуальных космических новостях читайте на нашем сайте. Подписывайтесь, приглашайте друзей, встретим «сверхновости» первыми!

Как появилось название

Имя красного гиганта Ориона пришло из арабских стран. На арабском название гиганта звучало как «Йад-аль Джауза», то есть в переводе — «рука близнеца». В средние века арабский иероглиф, звучавший как «й», спутали с иероглифом «б».

Поэтому за основу был принят ошибочное значение на арабском «Бетельджуз». Переводилось как «дом близнецов». В арабской астрономии созвездие Ориона именуется  «Близнецами».

Внимание! Не путать с настоящим созвездием Близнецов.

Помимо настоящего имени красный гигант носит иные названия:

• Башн (на персидском «рука»);
  • Клария (на коптском «повязка»);
  • Ад-Дира (с арабского «рука»);
  • Ардра (хинди язык).

Вероятность взрыва

Учёные не отрицают вероятность такого исхода. Однако, доподлинно неизвестно, взорвётся ли светило завтра, или через миллион лет, также неизвестно, взорвётся ли оно вообще. Несмотря на всю мощь современной астрономии, знания, касающиеся жизни звёзд, будто бы заново переживают младенческий период. Парадокс существования сверхмассивных гигантов, проблемы моделирования звездообразования в тесных системах ставят под сомнения сложившиеся научные парадигмы о жизни звезд. Открытие объектов, которые не вписывают в рамки существующих теорий, скорее создают больше вопросов, чем ответов.  Примером тому является даже всем известная Бетельгейзе, о которой, казалось бы, мы должны знать всё.

Основные характеристики

По яркости красный сверхгигант занимает 9 место в ночном небе. Блеск ее от 0,2 до 1,9 звездной величины изменяется в течении 2070 суток. Относится к спектральному классу m1-2 la lab.

Размер звезды

Радиус звезды равняется 600 диаметрам Солнца. Она в 1400 раз больше его. А масса равна 20 массам Солнца. А объем в 300 миллионов раз превышает объем светила Земли.

Атмосфера звезды разрежена, а плотность гораздо ниже Солнца. Угловой диаметр ее составляет 0,050 угловых секунд. Он меняется в зависимости от светимости гиганта.

Радиус астрономы измерили с помощью пространственного ИК интерферометра. Был высчитан период вращения звезды, который составляет 18 лет.

Важно! В 1920 году Бетельджуз стала первой после Солнца, чей угловой диаметр был измерен астрономами.

Сравнение размеров Бетельгейзе с другими космическими объектами

Температура

Температура красного сверхгиганта составляет 3000 градусов по Кельвину (2726,8 по Цельсию). Красный сверхгигант намного холоднее Солнца. Так как температура звезды Солнечной системы составляет 5547 градусов по Кельвину (5273,9 градусов по Цельсию). Именно низкая температура придает звезде ее красноватый оттенок.

Удаленность

Красный сверхгигант находится на расстоянии 643 световых лет от Солнечной системы. Это достаточно далеко.

При взрыве и образовании звезды в сверхновую, которую пророчат астрономы этому красному сверхгиганту, дошедшие до Земли волны никаким образом не потревожат жизнедеятельность всех организмов на планете.

Основные характеристики можно найти в таблице:

Бетельгейзе Альфа Ориона
Созвездие Орион

Координаты

05ч 55м 10.3053с (прямое восхождение), + 07° 24′ 25.426″ (склонение).

Величина (видимый спектр) 0.42 (0.3-1.2)
Величина: (J-полоса) -2.99
Спектральный класс M2Iab
Абсолютная величина -6.02
Удаленность 643 световых лет
Тип переменной SR (полурегулярная переменная)
Массивность 7.7-20 солнечных
Радиус 950-1200 солнечных
Светимость 120 000 солнечных
Температурная отметка 3140-3641 K
Скорость вращения 5 км/с
Возраст 7.3 млн. лет
Наименование  Бетельгейзе, Альфа Ориона, α Ориона, 58 Орона, HR 2061, BD + 7° 1055, HD 39801, FK5 224, HIP 27989, SAO 113271, GC 7451, CCDM J05552+0724AP, AAVSO 0549+07

Почему сверхновая Бетельгейзе — уникальный случай

В нашей галактике Млечный Путь случаи сверхновой очень редкие и единичные, поэтому такое событие может дать толчок в изучении космоса. Например, осенью 1604 года в созвездии Змееносца одна из звезд перешла в стадию сверхновой на расстоянии 20 тысяч световых лет.

Тогда за этим наблюдали разные ученые, но записал данное явление Иоганн Кеплер, в честь которого позже ее и назвали. В это же время весь мир с Земли наблюдал за еще одним происходящим — соединением Марса и Юпитера.

Недавно, в 1987 году, произошел еще один случай сверхновой. Тогда в созвездии Золотой Рыбы на окраине туманности Тарантул в карликовой галактике-спутнике нашего Млечного Пути, название которого Большое Магелланово Облако, на расстоянии 168 тыс. световых лет появилась сверхновая звезда.

Открыл ее канадский астроном Ян Кампанас, а сфотографирована была на телескопе “Хаббл” астрографом Макком Нотом. Дали имя ей SN 1987A. На протяжении трех месяцев ее свечение только увеличивалось. Она стала самой близкой вспышкой после открытия первой, несмотря на такое большое расстояние между нами. Видео с ней можно найти в интернете.

Взрыв звезды Бетельгейзе в мире астрономов и астрофизиков вызовет настоящий фурор, ведь саму вселенную удастся изучить лучше, а позже и понять, как же умирают такие небесные тела, как звезды. Но увидеть на небе взрыв мы сможем только после 700 лет с момента перехода в сверхновую.

Неизвестная Бетельгейзе

Туманность вокруг ярко-красного сверхгиганта Бетельгейзе

Что нам известно о Бетельгейзе? Астроном-любитель, ткнув пальцем в красноватый огонёк, расскажет о её колоссальных размерах, переменности и других общедоступных фактов. И, чтобы возбудить воображение слушателя, добавит, что, если поместить её на место Солнца, то в недрах сверхгиганта оказались бы все планеты земной группы, а возможно даже и Юпитер. В этом он окажется прав, но как бы это ни было странно, профессиональный астроном будет оперировать едва ли ни таким же набором знаний о красном исполине. К примеру, до сих пор не установлено точного размера, массы и расстояния до Бетельгейзе.

Расстояния до звезды оценивается в таких грубых пределах, как 420-650 световых лет, некоторые источники дают и вовсе ужасающие границы от 180 до 1300 световых лет. Оценка величин массы и радиуса также не отличаются точностью и варьируются в пределах 13-17 солнечных масса и 950-1200 солнечных радиусов соответственно. Столь большие расхождения объясняется тем, что, в силу её удалённости, расстояния до Бетельгейзе невозможно измерить методом годичного параллакса. Кроме того, Бетельгейзе не является ни двойной звездой, ни входит в какое-либо тесное скопление. Такая особенность не позволяет корректно оценить массу и другие характеристики звезды, в том числе и абсолютную светимость.

Диск звезды Бетельгейзе, снимок телескопа Хаббл

Даже тот факт, что Бетельгейзе стала первой звездой (естественно, после Солнца), у которой удалось измерить угловой размер и получить детальное изображение её диска, по сути, не даёт нам никаких существенных данных касательно её параметров и природы.

Подобным образом обстоит дело со всем «звёздным» разделом астрономии. Учёным не только приходится разрабатывать новые модели, описывающие механизмы образования, эволюции и смерти звёзд, но и кардинальным образом перекраивать старые. К примеру, как объяснить существование, недавно открытых, звёзд с массой 200-250 солнечных, если верхний теоретический предел до недавних пор оценивался 150 солнечным массам? Чем объяснить природу гамма-всплесков? Не за горами прочие открытия, которые будут дальше ставить в тупик астрономов.

Почему ученым тяжело узнать примерную дату, когда Бетельгейзе станет сверхновой

До этого за подобными процессами никто особо не следил из-за недостатка знаний и оборудования. Да и это происходило так неожиданно, что времени на точное запечатление полученного зрелища было не так много.

Недостаток знаний очень сильно бьет по исследованиям. Но вот к стадии сверхновой приходит такая большая и уникальная звезда.

Она одна из тех, которую астрофизики могут рассмотреть в деталях, поэтому событие взрыва принесло бы много результатов и новых мыслей для изучения в этой области. Понятие космос приобрело бы дополнительных красок. Как и наше ночное небо в момент взрыва, за которым способны будут наблюдать все.

«Сверхнепредсказуемая» сверхновая

Если верить некоторым источникам, Бетельгейзе, правое плечо небесного охотника, в любой момент может издать свой последний вздох в виде продолжительной и яркой сверхновой вспышки, оставив после себя пустое, невидимое невооруженным глазом место.

Это полностью изменит облик созвездия, так красиво оживляющие зимнее небо наших широт. Стоит ли ожидать это событие на нашем веку, и таит ли оно угрозу нашей планете?

ИК снимок Бетельгейзе

Согласно ряду новостных лент, грандиозная сверхновая вспышка может загореться в любую секунду. Бетельгейзе повысит свою яркость в тысячи раз и будет несколько месяцев озарять небо, пока постепенно не погаснет и не оставит после себя разрастающуюся Крабовидную туманность с невидимой нейтронной звездой или черной дырой в её центре. Ничем серьёзным такая космическая катастрофа нам не грозит, если только один из полюсов взрывающейся звезды не будет направлен в сторону Земли. Поток гамма-лучей и заряженных частиц создаст некоторые проблемы с магнитной обстановкой и озоновым слоем планеты её атмосферы. Есть ли основания доверять такой информации, или это очередные страшилки СМИ?

Почему ученые думают, что Бетельгейзе скоро взорвется

Звезда Бетельгейзе — красный гигант, который находится в созвездии Ориона. В видимой вселенной она стала одной из самых ярких.

Ее общий объем больше нашего Солнца в 300 миллионов, яркость, а точнее светимость, в 100 тыс., в то время, как масса на фоне таких колоссальных цифр всего в 17 раз.

Возраст примерно равен 10 млн лет, но в сравнении с нашим Солнцем это совсем немного, так как наше дневное светило живет уже 4-4,5 млрд лет. Это все из-за того, что желтые карлики существуют дольше красный гигантов.

Первые расходуют не такое огромное количество горючего, в то время, как вторые, наоборот, впитывают все больше и становятся самыми яркими. Бетельгейзе отжила большой срок, не все подобные звезды могут достичь такого. Поэтому она обречена в скором времени взорваться.

Дополнительно ученые отмечают, что подобного типа звезды обычно располагаются рядом друг с другом. Так как Бетельгейзе находится далеко от своего “места рождения”, то исследователи думают, что взрыв “сестры” откинул ее далеко от всех.

По теории она раньше была в Ассоциации ОВ1 Ориона А. Это находится чуть северо-западнее от самого созвездия. Там были найдены звезды примерно такого же возраста.

Почему же астрофизики думают о том, что она скоро перейдет в новую стадию — сверхновую? В последнее время с 2009 года было много разговоров о том, что Бетельгейзе становится не такой яркой, как прежде, к тому же меньше в размере.

В 2017 заметили пульсацию, изменение в диаметре, которая равнялась от 550 до 920 диаметров нашего Солнца. Блеск пропадал и в 2019 году, но критической точкой стал 2020 — она светила в это время тусклее всего за последние 50 лет.

Но постепенно ее яркость возвращается в прежнее состояние. Ученые отмечают, что такое может происходить и дальше из-за нестабильности звезды в данный момент, такое поведение является “симптомами” перехода из обычного состояния в сверхновую.

Схема расположения Бетельгейзе в созвездии Ориона:

Существует еще одна возможная причина, что это произойдет в ближайшее время, из-за ее собственной гравитации. Нестабильность может только ускорить процесс, поэтому взорваться она может даже раньше, чем предполагается. Но это всего лишь догадки астрофизиков.

Список самых ярких звёзд

Название Расстояние, св. лет Видимая величина Абсолютная величина Спектральный класс Небесное полушарие
Солнце 0,0000158 −26,72 4,8 G2V
23 Кастор (α Близнецов) 49 1,57 0,5 A1V + A2V Северное
24 Гакрукс (γ Южного Креста) 120 1,63 (перем) −1,2 M3.5III Южное
25 Шаула (λ Скорпиона) 330 1,63 (перем) −3,5 B1.5IV Южное

Взрыв Бетельгейзе

Красный гигант проходит последнюю стадию сжигания углерода. Зная о том, какие процессы происходят внутри светила, ученые могут рассказать будущее Бетельгейзе. Например, при быстром взрыве, внутри ее образуются железо, никель, золото. При медленном взрыве образуются газы такие, как углерод, кислород, барий.

Ученые считают, что красный сверхгигант готов стать сверхновой. Еще несколько тысяч лет, а может и раньше, это звезда взорвется, обрушив сброшенную энергию на близлежащие космические объекты. Так как из нее выделится столько энергии, сколько из Солнце выделяет за всю его жизнь.

Взрыв Бетельгейзе

Солнечная система, внутри которой находится Земля, расположена далеко от Красного гиганта. Поэтому предполагается, что взрыв проблем не создаст. Однако ее свечение будет заметно и на Земле. Этот взрыв смогут наблюдать люди невооруженным глазом.

Вспышка еще длительное время будет оставаться на небе в виде дополнительной луны ночью. Через несколько веков из взорвавшегося красного гиганта образуется черная дура или нейтринная звезда. А вокруг ее появится новая туманность.

По другой гипотезе астрономы предполагают, что взрыв все-таки принесет вред Земле и ее обитателям.

В первую очередь такое количество энергии, выделившееся из Бетельгейзе, может нарушить работу спутников, мобильной связи и интернета на планете. Полярное сияние станет еще ярче.

Мало того, взрыв может привести к неблагоприятному воздействию на природу, что приведет к вымиранию некоторых видов животных и небольшому похолоданию. Но это все предположения.

По другим данным, Бетельгейзе сбросит свою оболочку и станет белым карликом. Эта гипотеза является более правдоподобной.

Бетльджус уже сейчас теряет в громадных количествах свой состав, постепенно образовывая вокруг себя облака газа и пыли.

В тоже время вызывает опасение выпуклость у звезды. Считается, что это еще один объект, а не поток, уносящий в космос, частички альфы Ориона. Если данная гипотеза подтвердится, то следует ожидать столкновение Бетельгейзе с этим объектом.

Это выпуклость, которую ученые называют пока газовым шлейфом, сброшенной с себя мантии, образует сильный поток межзвездной среды.

Если же взрыв произойдет, то люди впервые будут зрителями невероятного шоу взрыва сверхновой. Потому что такие взрывы звезд в Галактике Млечного Пути приходятся раз на несколько тысяч лет.

Существует еще одна гипотеза, что Бетельгейзе уже взорвалась.

А ее взрыв увидят только через пятьсот лет потомки современных людей. Так как она слишком далеко находится от Солнечной Системы. Ее настоящий свет достигнет Земли только через несколько сотен лет. По закону распространения энергии в космическом вакууме, чем дальше источник, тем позже его свет увидят люди.

Что будет происходить во время взрыва

Отмечается, что взрыв Бетельгейзе должен быть очень зрелищным и красочным. Его называют “Взрыв сверхновой II типа”.

Но если не увидеть такое событие собственными глазами на небе, то можно включить программы, которые созданы для проекции взрыва сверхновой.

Запуститься очень сильная термоядерная реакция, появится огромная ударная волна, которая отбросит оболочку на небольшой участок космоса.

После этого ядро звезды окажется в новой стадии, которая имеет название нейтронная звезда. Представители этого класса светятся очень ярко, а из-за того, что Бетельгейзе — красный гигант, то она станет на уровень с Луной для нашего ночного неба.

Даже днем будет виден ее свет. Такое свечение может длиться несколько месяцев. После этого оно начнет постепенно пропадать.