Туманность конская голова

Шесть удивительных галактик, которых вы никогда раньше не видели

Удивительная галактика Колеса

Галактика Колесо пережила катастрофическое столкновение, которое сформировало ее около 100 миллионов лет назад.

Галактика Колесо расположена примерно в 500 миллионах световых лет от Земли, на стороне созвездия Скульптора. Она немного больше, чем наш Млечный Путь. И она обязан своим удивительным линзовидным аспектом отчасти благодаря прохождению меньшей галактики в центре объекта. Столкновение невероятной жестокости, положившее начало образованию множества звезд.

На этом изображении Чандра впервые показывает — фиолетовым цветом — горячий газ, первоначально укрытый галактикой Колесо и унесенный столкновением более чем на 150 000 световых лет. Затем космический телескоп Хаббла показывает нам — красным, зеленым и синим цветом — области, где столкновение вызвало звездообразование.

Сколько живут Солнце и Земля?

Вопрос оказался не из простых. И если возраст второго объекта можно оценить, прибегнув к методам геологии, то с первым все гораздо сложнее: в этом случае нам нужно сначала понять, что такое Солнце вообще и почему оно светит.

После изобретения телескопа и открытия пятен на Солнце появлялись довольно забавные предположения по поводу их природы. Например, высказывалось мнение, что наше светило представляет собой твердое тело, такую очень большую «планету», у которой по каким-то причинам сильно раскалена атмосфера. Яркий свет — это горячие облака, а те самые пятна — разрывы в облачном слое, и сквозь них видна более холодная поверхность!

Что наше светило не твердый объект, стало понятно в 1630 году, когда немецкий астроном Христофор Шейнер заметил, что пятна вращаются неравномерно, и скорость их движения зависит от гелиографической широты: чем ближе они к солнечному экватору, тем быстрее делают оборот.

Но загадка, как же светит Солнце, по-прежнему волновала умы ученых. Представления о его источнике энергии менялись по мере накопления знаний об окружающем мире.

Немецкий естествоиспытатель Роберт Майер был одним из тех, кто сформулировал закон сохранения энергии. Он полагал, что Солнце сияет за счет кинетической энергии постоянно падающих на него метеоритов. Долгое время эту гипотезу не рассматривали всерьез, хотя теперь мы знаем, что подобный процесс — аккреция — играет важную роль в эволюции звезд и планет. Но все же наш желтый карлик работает не на этом «топливе».

Скорпион: безостановочная сверхновая

Белый карлик вытягивает вещество из соседней звезды. Фото: NASA Goddard

Страстный и настойчивый Скорпион не разочаровывает в отношениях. Также и звездная система U Scorpii, в которой одна звезда постоянно зажигает соседку.

U Scorpii — это рецидивирующая новая звезда, редкий класс двухзвездной системы, где белый карлик (мертвая звезда) непрерывно вытягивает вещество из соседней звезды, а затем снова взрывается в сверкающем пламени каждые несколько десятилетий. Результатом является постоянное сияние и мерцание в небе, которое легко принять за рождение новой звезды, но на самом деле это просто извращенный танец звездного трупа и его спутника. U Scorpii — бурный роман, освещавший небо как минимум семь раз за последние 150 лет, последний раз в 2010 году.

Eta Carinae — звезда южного неба

Яркость двухзвездной системы Eta Carinae в пять миллионов раз превышает яркость нашего Солнца!

Это система из двух массивных звезд, вращающихся близко друг к другу в созвездии Киля, примерно в 7 500 световых годах от нашей Земли. Астрономы считают, что эта система может быть источником следующей сверхновой в нашем Млечном Пути.

Самая большая звезда в этой двойной системе — синий гипергигант — в прошлом вызывала огромное извержение. Она выносит в космос десять солнечных масс вещества и газа и дает начало туманности Гомункул.

Изображение составлено из данных в видимом диапазоне — белым — и в ультрафиолетовом — в голубом — предоставленных телескопом Хаббла, и данных рентгеновских лучей от Чандры — фиолетового цвета. На них видны горячие газы, которые образуют вокруг звезд кольцо диаметром около 2,3 световых лет.

Как выглядит Млечный Путь невооруженным глазом

В августе и сентябре Млечный Путь наблюдается по вечерам на юге, а ночью — на юго-западе. Главный ориентир при его поиске — Большой летний треугольник, огромная фигура, образованная тремя яркими звездами, Вегой, Денебом и Альтаиром. Млечный Путь следует вдоль линии Денеб – Альтаир и выглядит, как туманная светящаяся река с нечеткими краями.

Большой Летний треугольник и Млечный Путь. Примерно так он выглядит на темном деревенском небе. Рисунок: Stellarium

Особенно красив Млечный Путь в созвездии Лебедя. Возле Денеба он разбивается на два потока, ниспадающих к горизонту. Пространство между потоками занимают темные, поглощающие свет далеких звезд, туманности.

Очень впечатляет вид Млечного Пути в созвездии Щита, где находится плотное и яркое звездное облако. И, конечно, грандиозное впечатление производит Млечный Путь в созвездиях Стрельца и Скорпиона, которые — увы! — находятся слишком низко на небе России. Только на Кавказе эти регионы неба видны достаточно неплохо.

Млечный Путь в направлении Летнего треугольника и созвездий Щита и Стрельца выглядит очень эффектно: бросается в глаза его сложная клочковатая структура, в которой яркие звездные облака перемежаются с красноватыми водородными туманностями и темными прожилками космической пыли. Фото: Руслан Мерзляков/APOD

Сложная структура Млечного Пути еще более заметна при его изучении в небольшой бинокль. Широкое поле зрения бинокля позволяет разглядеть длинные и обширные туманные структуры, звездные цепочки, скопления звезд, перемежающиеся темными пятнами.

Без сомнения, Млечный Путь — один из самых прекрасных объектов, которые можно увидеть на небе невооруженным глазом. Конечно, для его наблюдения требуется определенная подготовка, но, уверен, вы не пожалеете потраченных сил! Звездное небо открывает свои сокровища не всякому!

PS. На темном августовском или сентябрьском небе можно увидеть невооруженным глазом не только Млечный Путь, но и несколько других слабых туманных объектов. В частности, знаменитую Туманность Андромеды, ближайшую к нам большую спиральную галактику. О том, как это сделать, читайте здесь.

Post Views:
86 517

Область звездообразования Sharpless 2-106

В направлении созвездия Лебедь в телескопы видна молодая массивная звезда, которая получила обозначение IRS 4, что значит «инфракрасный источник 4» (от англ. — Infrared Source). Ей всего 100 000 лет. По звездным меркам, это возраст новорожденного младенца. Данная звезда выбрасывает вещество, которое и образует туманность, обозначенную в каталогах как Sharpless 2-106.

Здесь присутствуют и эмиссионная (светящаяся собственным светом), и отражательная пылевая туманности.

Детальное изучение туманности позволило найти в ней сотни коричневых карликов, которые образовывают своеобразное скопление. Этих «неудавшихся звезд» массой менее 1/10 солнечной удается обнаружить в толще газа и пыли по их инфракрасному излучению.

Очень большие звезды

Наше Солнце (?) по размерам в 109 раз больше Земли и занимает 99% от всей массы Солнечной системы. Если поставить рядом Солнце и Землю, то мы даже не сразу увидим этой крошечной точки.

Теперь можете себе представить такой объект, который больше нашего светила в 1500 раз. Звезда под названием VY Большого Пса является одной из самых ярких и имеет диаметр около 1,9 миллиарда километров и находится в 3900 световых лет от нас.

По некоторым данным, радиус этой звезды может достигать 2100?. А это значит, что если бы она находилась на месте нашего светила, своим объёмом она бы заполнила орбиту Сатурна, которая в 9 раз превышает орбиту Земли. Для примера скажем, если бы диаметр VY Большого Пса был 28 метров (высота 9-этажного дома), то диаметр Солнца в таком случае был бы около 1,5 сантиметров. Удивительно, но при таких размерах, звезда имеет массу в 17?.

Кстати, о самых красивых и необычных звездах во Вселенной, на нашем сайте most-beauty.ru есть интересная статья.

3

«Глаз Бога»

На многих фотографиях ученых-астрономов из Европы, данное образование напоминает распахнутый глаз, который сурово смотрит на Землю из таинственных космических глубин.

Благодаря необычности образования, ему стали придумывать специфические названия, одно из которых — «Глаз Бога». Появился этот красивейший объект благодаря звезде, внешне очень схожей с нашим Солнцем. Наружная оболочка при сокращающемся притяжении просто растворилась. Туманность Улитка при рассмотрении в инфракрасный диапазон телескопа выглядит как узоры с множеством цветов, полосами холодного газа, сформированными из остатков ионизированного типа и пыли. От нашей планеты образование находится на расстоянии 650 световых лет, состоит из полос в виде спиралей, в центральной области которых более плотное скопление от когда-то находившейся звезды. Данная центральная область часто называется «зрачком ока», дает возможность увидеть расположенные за ней другие космические объекты. Крошечная точка в центральной зоне не что иное, как переродившиеся остатки звезды.

Размеры этого удивительного космического чуда не могут не впечатлить. Это 2.5 световых года, и это без учета разряженного вещества, которое успело отлететь от образования на внушительное расстояние. «Точка», оставшаяся от звезды, довольно интенсивно излучает ультрафиолет, наделяя окружающую область такой же красотой.

А где каналы?

Знаковым астрономическим событием 1877 года стало противостояние Марса. Так называется взаимное положение планет, при котором Солнце, Земля и наш космический сосед как бы выстроены в одну линию. Орбита Марса располагается дальше земной, так что один оборот он совершает почти за два года — 687 наших суток. Земля, двигаясь вокруг Солнца быстрее, будет регулярно перегонять Марс.

Но в этот год случилось так называемое великое противостояние. Оно происходит раз в 15–17 лет из-за того, что орбита Красной планеты несколько вытянута и иногда Земля догоняет соседа, когда он ближе всего подходит к Солнцу. Эти моменты оптимальны для наблюдения Марса или запуска туда космических аппаратов.

И вот, изучая Марс через телескоп, итальянский астроном Джованни Скиапарелли обнаружил странные длинные линии, образующие сложную сеть по всей планете между 60° северной и 60° южной широты. После, когда об открытии стало известно широкой публике, выяснилось, что подобные образования видят и многие другие ученые.

Так появился миф о существовании на Красной планете высокоразвитой цивилизации, которая, борясь с дефицитом воды, создала гигантскую сеть каналов для доставки влаги с полюсов в засушливые экваториальные области.

Особую роль в популяризации этих идей сыграл американский бизнесмен и астроном Персиваль Лоуэлл. Он проводил много времени, изучая Марс и собирая публикации других ученых. В результате Лоуэлл выпустил несколько книг со своими рассуждениями об особенностях марсианской цивилизации и даже предполагаемом строении местных жителей. К сожалению, многие выводы автора, весьма вольно обращавшегося с научными данными, были продиктованы исключительно его желанием непременно доказать, что соседняя планета обитаема.

Тамошняя цивилизация должна была намного превосходить нашу, поскольку им удалось покрыть буквально всю поверхность планеты каналами, которые, по мнению Лоуэлла, взору земных наблюдателей были недоступны: техника того времени этого не позволяла. А видят земляне лишь полосу орошенной и засаженной растениями почвы, в то время как сам канал узок и проходит посередине темной области. Каждую весну марсианская флора оживает, а потому в это время года там от полюса к экватору распространяется волна потемнения.

Интересно, что фотографии каналов было довольно сложно получить. Марс на них выглядел как яркий диск со светлыми и темными пятнами. Сторонники гипотезы объясняли это дрожанием земной атмосферы, из-за чего мелкие детали якобы смазывались при длительной выдержке. Но тем не менее количество каналов, которые видели наблюдатели, каждый раз выходило разным, и изготовить единую карту было проблематично. Тем более что не всем удавалось разглядеть их в принципе, даже через хорошие инструменты.

Тройная черная дыра

Считается, что все галактики имеют в центре сверхмассивные черные дыры. Например, в нашей галактике, их как минимум две. И ещё тысячи небольших черных дыр вращаются вокруг центра Млечного Пути. Астрономы нашли галактику с тремя сверхмассивными черными дырами. Сразу возникли споры в научных кругах. Некоторые ученые-астрологи предположили, что три черные дыры лишь иллюзия, но их предположения не подтвердились. Сейчас это явление тщательно изучается.

А что именно наблюдали ученые, и как они разглядели черные дыры? На самом деле они наблюдали в относительной близости три удивительных космических объекта — это были квазары. Эти невероятно яркие объекты светятся за счет газа, попадающего в огромные черные дыры, расположенные в центрах галактик. Хотя квазар меньше нашей Солнечной системы, своим светом он один может затмить целую галактику из ста миллиардов звезд.

В последние годы наблюдалось около 100 000 квазаров, некоторые из которых были двойными. Но впервые были обнаружены три квазара, находящихся так близко друг к другу. Три квазара разделены расстоянием от 100 000 до 150 тыс. световых лет, что соответствует ширине нашего Млечного Пути, т.е. они находятся в пределах одной галактики.

«Квазары являются чрезвычайно редкими объектами. Найти два из них так близко друг к другу очень маловероятно, если бы они были случайно распределены в пространстве», — сказал руководитель исследования Джордж Джорговски, астроном из Калифорнийского технологического института, — «найти три беспрецедентно».

Один из квазаров в триплете, названный LBQS 1429-008, был обнаружен в 1989 году группой астрономов во главе с Полом Хьюиттом из Института астрономии в Кембридже.

Позднее команда Хьюитта заметила то, что казалось слабым спутником их квазара, но они отклонили его как визуальную иллюзию, созданную гравитационным линзированием, когда свет, движущийся к Земле из далеких галактик, изгибается под действием силы тяжести массивных объектов, таких как звездные скопления сгустки темной материи или другие галактики, встречающиеся на их пути. Иногда это может создать зеркальные изображения галактики в одном или нескольких разных местах на небе.

Но новые наблюдения выявили третьего, еще более слабого спутника квазар-дуэта Хьюитта и, что не менее важно, отсутствие какой-либо галактики, которая могла бы оказывать эффект линзирования. Команда также наблюдала небольшие различия в свойствах трех квазаров, которые лучше всего объясняются, если квазары являются физически разными объектами

Считается, что двойные квазары образуются, когда две галактики, каждая из которых содержит свои сверхмассивные черные дыры, сливаются воедино. Хотя объединение двух черных дыр, как считается, просто создает большую черную дыру, ожидается, что слияние трех черных дыр будет более захватывающим и интересным.

«Три намного лучше, чем два, потому что динамика трех гравитационно-взаимодействующих тел хаотична, в отличие от гораздо более регулярного движения двух тел, просто вращающихся вокруг друг друга», — сказал Фредерик Расио из Северо-западного университета в Иллинойсе.

Разио не участвовал в наблюдениях тройного квазара, но его команда недавно выполнила теоретическую работу, показав, что взаимодействия между тремя сверхмассивными черными дырами могут происходить с частотой несколько раз в год в наблюдаемой вселенной.

Работа Расио также предсказывает, что тройные столкновения между квазарами могут выбросить один или два квазара с огромной скоростью за пределы галактики.

Открытие тройного квазара дает астрономам редкое представление о раннем и гораздо более хаотичном периоде Вселенной. Квазарное трио находится на расстоянии около 10,5 млрд световых лет в созвездии Девы. Это означает, что свет от тех квазаров, которые теперь видят астрономы, испускался, когда Вселенной было немногим более 3 миллиардов лет. В ту раннюю эпоху Вселенная имела гораздо меньшие размеры; галактики также были меньше и сталкивались намного чаще.

11

Туманность Улитка

Туманность Helix — это огромное межзвездное облако пыли, гелия, водорода и других газов. Также эту туманность называют «Божий глаз» или «Кошачье око». Невероятный по красоте объект находится в 650 световых лет от Земли.

Это не что иное, как останки взорвавшейся звезды, спектрального класса, к которому относится наше Солнце. Звезда сбросила с себя лишнюю оболочку, и стала белым карликом. А оболочка превратилась в туманность, движущуюся от звезды со скоростью около 31 км/с. В диаметре туманность равна 2,5 световым годам. Несложно подсчитать, что взрыв произошел чуть более 10 тысяч лет назад.

5

Количество звезд в созвездии

Если за окном стоит безлунная и ясная ночь, то наблюдателю без проблем удастся увидеть приблизительно 90 звезд из созвездия Водолея. При этом стоит отметить, что только семь из этих девяноста имеют звездную величину выше четырех. Данные звезды образуют своего рода изогнутую дугу, в середине которой сосредоточены пять ярчайших звезд. Эта пятерка формирует некий прообраз кувшина с истекающей из него струей воды. В данном расположении звезд непросто увидеть молодого парня с кувшином воды, но именно так и изображалось созвездие Аквариуса на античных звездных атласах.

Водолей

Почему именно таким изображением стали обозначать созвездие Водолея? Данная картинка появилась как следствие наблюдения древних греков за природными явлениями. Дело в том, что над южной частью горизонта созвездие становится хорошо видимым с приходом осени и наступлением сезона дождей. Такая ситуация повторялась регулярно, от года к году. Тогда греческие прародители стали ассоциировать Водолея с неким юношей, который стоя на коленях, поливал землю водой из кувшина. Картинка, придуманная еще в древности, сохранилась до наших дней.

Галактика Сомбреро

Галактика Сомбреро — это спиралевидная галактика, находящаяся в 28 миллионах световых лет от нашей планеты. В центре галактики находится сверхмассивная черная дыра, окруженная гигантским диском газо-пылевых веществ. По оценкам ученых, масса черной дыры оценивается около 1 млрд звезд. Это делает её одной из самых массивных известных черных дыр. Для примера, масса самой большой черной дыры в центре нашей галактики равна 4,3 млн солнечных масс.

Из-за высокой плотности у центра галактики Сомбреро идёт активное звездообразование, что приводит к повышенной светимости. Внешне галактика напоминает мексиканскую шляпу, отчего и получила свое название. Эта галактика считается наиболее яркой из известных. А ещё она довольно фотогенична, неправда ли?

2

Характеристика Галактики Млечный путь

Наша Галактика Млечный путь относится к спиральным галактикам с перемычкой. Существует древнегреческая легенда, почему она получила именно такое название. Она рассказывает, что титан Кронос ел новорожденных детей, которых рожала ему Рея. Для матери это было большое горе. После смерти пятого ребенок, мать приняла решение уберечь своего последнего сына – Зевса. Вместо младенца, девушка принесла Кроносу завернутый в одеяльце камень. После того, как титан ощупал сверток, он попросил мать покормить ребенка, так как его вес был слишком мал. Рея брызнула на камень молоко, но оно от него отскочило, и расположилось на небе в виде млечного пути. Когда Зевс вырос, он сверг Кроноса и стал главным среди всех богов.

На сегодняшний день Млечный путь способен поглощать другие галактики. Вокруг галактического пространства расположились многочисленные звездные скопления, которые рано или поздно попадают под его влияние и с помощью гравитационных сил затягиваются в рукава. Специалисты заметили, что сейчас Млечный путь поглощает маленькую галактику, расположившуюся в созвездии Стрельца.

Однако такая особенность у Галактики скоро исчезнет. Сегодня уже наблюдается взаимодействие между Млечным путем и Галактикой Андромеды, которая в 1,5 раза больше него. По мнению великих умов через какое-то время произойдет столкновение двух галактических пространств и Андромеда поглотит Млечный путь.

Характеристика Галактики Млечный путь:

• диаметр примерно 100 тысяч световых лет;
  • в составе от 200 до 400 миллиардов звезд;
  • звезда Солнце от центра Галактики Млечный путь отдалена на 27 тысяч световых лет;
  • скорость вращения Солнечной системы вокруг центра 230 км/с. Чтобы совершить полный оборот вокруг центра требуется 235 млн. лет;
  • в совокупности все объекты Млечного пути весят 1,5 триллиона солнечных масс.

Знакомясь с основными характеристиками Галактики, нужно учитывать, что из-за больших размеров, в некоторых расчетах могут быть погрешности.

Размеры и структура

Центральную часть Млечного пути занимает ядро, в составе которого насчитываются миллиарды звезд. Размеры ядра Галактики измерить очень сложно, ученые предполагают, что его протяженность несколько тысяч парсек (1 парсека – 30,86 трлн. км). В центре находится черная дыра. Считается, что через середину Млечного пути проходит перемычка. Ее протяженность оценивают в 27 световых лет. По отношению к нашему Солнцу она находится под углом 44. В составе Галактики преобладают звезды, пыль, газ, созвездия. Более молодые образования отдалены от его центральной части.

Вокруг Млечного пути сосредоточено гало. В нем располагаются звездные скопления и карликовые галактики. Эти образования удерживаются гравитационными силами галактического пространства и вращаются вокруг него. В структуру нашей Галактики входит пять основных рукавов – Лебедь, Центавр, Стрелец, Орион, Персей.

Не менее интересным будет узнать, каковы же размеры нашей Галактики. Проведенные расчеты и исследования говорят, что ее диаметр составляет 100 тыс. световых лет, а ширина 1 тыс. световых лет. Несколько лет назад великие умы Канарского института выдвинули предположение, что размер Галактики Млечный путь может составлять 200 тыс. световых лет. А в 2020 году астрофизики в результате своего нового исследования предположили, что длина диаметра может достигать 1 млн. 900 тыс. световых лет. Однако данные расчеты подтверждены не были и пока остаются только теорией.

Спиральные рукава

Рукав представляет собой элемент галактического пространства, в котором сосредоточена большая часть пыли, газа, молодые звезды и даже звездные скопления. Они являются постоянной зоной галактической системы. Рукава имеются только у спиральных галактик, поэтому их часто называют спиральными. Плюс ко всему их структура закрученная, чем-то похожа на спираль.

Как уже было отмечено, в структуре Галактики Млечный путь насчитывается 5 спиральных рукавов. Все свои названия они получили в честь созвездия, в пределах которого расположены, – Лебедь, Орион, Центавр, Стрелец и Персей. Самый большой интерес вызывает рукав Орион, так как именно в нем находится планета Земля и вся Солнечная система. Именно этот рукав изучен лучше всего, но далеко еще не полностью.

Орион является самым маленьким спиральным рукавом в Галактике. В длину он достигает 11 тыс. световых лет, в толщину – 3,5 тыс. Располагается он примерно между Стрельцом и Персеем.

Газовое кольцо

Между центром Млечного Пути и спиральными ветвями расположено газовое кольцо, кольцо шириной примерно 6 тысяч световых лет. которое представляет собой смесь пыли и газа. Газовое кольцо сильно излучает в радио и инфракрасном диапазоне.

Кольцо располагается на расстоянии между 10000 и 16000 световых лет от центра системы.

Газовое кольцо состоит из миллиардов солнечных масс пыли и газа. Оно является местом, в котором происходит активное звездообразование. Так как изучение газового кольца осуществлялось по облакам пыли и газа, которые находятся вдоль луча зрения, полученные данные о расстоянии до кольца являются неточными и подвергаются сомнениям. Это связано с тем, что радиоизмерения осуществляются по излучению водорода, который и на ближней, и на дальней части объекта светится одинаково. Ряд ученых склоняются к мнению, что это кольцо на самом деле является сгруппировавшимися спиралями, а не кольцом. Другая часть ученых считают, что это именно кольцо. В процессе исследования других галактик ученые не пришли к выводу о верности какой-либо одной из этих предположений. Но исследования радиоэмиссии атомарного водорода с использованием экранирования близкорасположенных областей, проведенные в последнее время, дают основания считать справедливым существование именно газового кольца.

За газовым кольцом располагаются спиральные рукава –ветви галактики. Существование спиральных рукавов было подтверждено около пятидесяти лет назад по излучению атомарного водорода на волне длиной в 21 сантиметр. Исследование спиральных рукавов связано с определенными трудностями ввиду того, что ученые пытаются воссоздать внешний образ Млечного Пути в процессе его внутреннего изучения. Сложность таких исследований заключается еще и в неравномерном распределении молекулярного газа в спиралях. Вдобавок, не всегда газ подчиняется движению Галактики, и этим вносит погрешности в измерения. В итоге в результатах наблюдений возникают неопределенности.

Замечание 1

Несмотря на это, в процессе наблюдения скоплений звезд и пылевых туманностей в нашей Галактике, ученые сделали вывод, что она состоит из четырех главных спиральных рукавов, которые исходят от газового кольца и под углом 20 градусов расходятся от него. Наблюдение пульсаров в разных областях Млечного Пути подтвердило эти предположения.

Знаменитая сверхновая 1987А

Это была звезда по имени Сандулик 202, голубой сверхгигант, которая дала жизнь сверхновой А. 1987.

Событие наблюдалось в феврале 1987 года в небе южного полушария, на стороне нашей соседней галактики, Большого Магелланова Облака. Один из самых ярких взрывов сверхновых за столетия. Тот, который мы знаем сегодня как Supernova 1987A.

На изображении данные с Чандры — синим цветом — показывают ударную волну сверхновой, взаимодействующую с окружающей материей. Видимые данные космического телескопа Хаббла — оранжевые и красные — подтверждают доказательства этого кольцевого взаимодействия.