Туманность ориона

Что такое созвездие ориона? факты и мифы

Исследование M42

Точные расстояния в космосе трудно оценить, особенно в некоторых областях нашей Галактики. Звезды, которые светят рядом друг с другом, могут быть разделены сотнями и тысячами световых лет. Особенно сложно измерять расстояния с Земли.

Недавно ученые с помощью 340-мегапиксельной камеры установленной на CFHT — Канадско-франко-гавайский телескопе, исследовали область звездообразования известной многим как М42.

Фотография с Земли, полученная с большой выдержкой

Ученые сделали вывод, что две массивные группы звезд туманности, на самом деле, располагаются перед ней и являются самостоятельными образованиями. Хотя M42 невооруженным глазом хорошо заметна, ее истинный характер был выявлен только в 1610 году с помощью первых телескопов. Обширный и активный район звездообразования, расположен примерно в 1500 световых лет от нас. Различные звезды в ней дали астрономам ориентир для изучения по многим аспектам формирования звезд.

Исследование, проведенное ESAC — Европейским космическим центром астрономии обнаружило, что массивное скопление звезд, которое известно, как NGC 1980 располагается в передней части туманности, и содержит порядка 2000 звезд, которые отделены от нее.

Как оказалось M42 преподнес много интересных сюрпризов.

Облако молекулярного водорода L1641W

Помимо этого, наблюдения CFHT были объединены с прошлыми исследованиями Herschel, Spitzer, WISE и XMM-Newton, что  привело к открытию еще одного космического облака молекулярного водорода L1641W.

Созвездия зимнего неба

Зимой в Северном полушарии отлично видны Орион, Большой Пес и Телец – одни из самых известных созвездий.

Орион

(https://starwalk.space/news/orion-constellation-guide ) – одно из самых узнаваемых и заметных созвездий, а его “визитная карточка”, астеризм Пояс Ориона, позволяет легко отыскать его на небе. Помимо трех звезд, образующих Пояс (Альнитак, Альнилам и Минтака), наблюдатели могут невооруженным глазом найти Ригель, Бетельгейзе, Беллатрикс и Саиф – самые яркие звезды в созвездии, обозначающие тело Ориона. В созвездии также находится множество интересных объектов глубокого космоса. Большинство из них расположено в Облаке Ориона. Туманность Ориона (M42) достаточно яркая, чтобы ее можно было наблюдать невооруженным глазом. Туманность Голова Лошади (IC 434), туманность Де Майрана (M43), отражательная туманность M78 и туманность Пламя (NGC 2024) можно изучить с помощью телескопа.

Созвездие Ориона. Его ассоциируют с охотником Орионом, героем греческих мифов. Помимо знаменитого Пояса Ориона, в созвездии также выделяют такие астеризмы, как Щит Ориона, Меч Ориона и Дубинка Ориона.

Большой Пес

Созвездие Большого Пса примечательно тем, что в нем находится Сириус – самая яркая звезда ночного неба. Из объектов глубокого космоса можно выделить звездное скопление Малый Улей (М41), который можно увидеть даже невооруженным глазом, если наблюдать из локации без светового загрязнения. Через телескоп можно рассмотреть туманность Шлем Тора (NGC 2359) и две взаимодействующие галактики – NGC 2207 и IC 2163.

Созвездие Большого Пса. Изображает Лелапса, охотничью собаку Ориона. Он мог выследить любую добычу благодаря своим магическим способностям.

Телец

Телец считается одним из самых красивых и легко узнаваемых созвездий благодаря V-образному астеризму, в котором ярче всего светит красная звезда Альдебаран, обозначающая глаз Быка. В Тельце находятся знаменитые звездные скопления Плеяды (M45) и Гиады (C 41), которые являются одними из самых ярких объектов глубокого космоса: их можно заметить даже невооруженным глазом. С помощью телескопа можно найти Крабовидную туманность (M1).

Созвездие Тельца. Это одно из самых древних известных созвездий. Еще за 15 000 лет до нашей эры на стенах в пещерах Ласко появились рисунки, изображающие Тельца вместе со звездным скоплением Плеяды.

Как ее найти

Созвездие Ориона на море и в горах

Большая туманность Ориона на звездной карте Stellarium

Большую туманность Ориона среди звезд можно найти невооруженным глазом ниже и левее пояса из трех звезд, который очень легко отыскать в хорошо известном созвездии Орион. Для жителей России, наилучшим временем ее наблюдения будет Зима. Зимой, мы фактически постоянно наблюдаем ее на небе, довольно высоко над горизонтом.

Туманность в любительский телескоп представляет собой диффузное облако серого цвета, с хорошо просматриваемой формой. Используя кислородный фильтр, можно существенно увеличить контраст и рассмотреть больше деталей.

Большая туманность Ориона, фото любительское

На телескопах с апертурой от 300 мм, можно увидеть цвет туманности. Благодаря своей яркости и большому размеру, ее можно хорошо рассмотреть даже в бинокль.

Звездообразование в туманности

Большая туманность Ориона расположена в одноименном созвездии. M42 с Земли видна невооруженным глазом, как светлое пятно в середине «меча» Ориона. Она является самой яркой частью огромных звездных яслей, где рождаются новые звезды. Также она является ближайшим к Земле местом формирования звезд.

Пылевые облака образуют красивые волокнистые структуры, «листья» и «пузыри» в результате процессов гравитационного сжатия и влияния звездных ветров.

Эти ветры являются потоками газа, выброшенного из атмосфер звезд: они достаточно мощные, чтобы изменить вид окружающих облаков в извилистые формы, которые вы видите на картинке.

Панорамное изображение участка вокруг NGC 1999

Зарождающаяся солнечная система

Астрономы использовали эти и другие данные от APEX совместно с изображениями от космической обсерватории Гершель для поисков в созвездии Ориона местоположения протозвезды — то есть ранней стадии звездообразования.

До сих пор они были в состоянии идентифицировать 15 объектов, которые намного ярче на длинных волнах света, чем на менее коротких.

Эти вновь открывшиеся редкие объекты, вероятно, и являются одними из самых молодых найденных протозвезд: в результате чего, астрономы стали еще ближе к  моменту формирования звезд.

Как проводились наблюдения

Пояс Ориона

Наблюдение проводились на телескопе APEX (Atacama Pathfinder Experiment), который находится в Чили.

Облака газа и пыли являются сырьем, из которого «сделаны» звезды. Но эти крошечные частицы пыли образуют завесу, которая не позволяет нам в видимом свете увидеть то, что находится в середине тех облаков и позади них и затрудняет наблюдение процессов звездообразования.

Вот почему астрономам нужно использовать инструменты, которые способны видеть на других длинах световых волн. На субмиллиметровых волнах, пылинки также светятся, поскольку их температура на несколько десятков градусов выше абсолютного нуля.

Телескоп APEX с субмиллиметровой камерой, расположенный на высоте 5000 метров над уровнем моря, является идеальным инструментом для такого типа наблюдений.

Данное новое, великолепное изображение, показывает только часть большого комплекса под названием «Молекулярное Облако Ориона», которое находится в одноименном созвездии. Богатое смешение ярких туманностей, горячих молодых звезд и холодных облаков пыли … Эта область распростерта на сотни световых лет и расположена примерно в 1350 световых годах.

Панорама окрестностей в районе туманности Ориона, сшитая из 32 снимков

Общие сведения

Туманность M78 (др. название NGC 2068) – отражательная туманность, которая расположена в созвездии Орион. Находится на расстоянии примерно 1 600 световых лет (490,56 парсек) от Земли.

Туманность была открыта французским астрономом Пьером Мешеном в марте 1780-го года и позже была внесена в каталог Шарля Мессье под номером 78. Включает в себя 3 объекта: NGC 2064, NGC 2067 и NGC 2071.

Структура и особенности

Отражательная туманность – означает, что ее собственное свечение незначительное в силу малого количества ионизированного газа. Однако, такая туманность подсвечивается близлежащими звездами. В случае с туманностью Мессье 78, ее источниками света являются звезды HD 38563A и HD 38563B, видимая звездная величина которых достигает 10m.

Туманность M78 содержит 45 переменных типа Т Тельца, которые еще не вступили на главную последовательность диаграммы Герцшпрунга-Рассела. Также имеется 17 объектов Хербига-Аро – небольшие участки туманности, которые образуются в результате выброса газа молодыми звездами, и последующего его взаимодействия с окружающими звезду облаками пыли и газа. Столкновение газов звезды и окружающего вещества происходит на скоростях в несколько сотен километров в секунду.

Туманность M78

Соседи

Данная туманность относится к комплексу молекулярных облаков созвездия Ориона, является ярчайшим объектом этого комплекса. Сам комплекс имеет протяженность в сотни световых лет и лежит в области между поясом и мечом Ориона. В комплексе присутствуют также туманности M42, M43, IC434, Конская Голова, Пламя, Петля Барнарда и Sh2-264.

Соседи туманности Мессье 78 (сверху вниз): туманность Пламя, Конская Голова, де Мерана, Ориона

Наблюдения

Обнаружить туманность Мессье 78 – не составляет никакого труда, так как она находится на полтора градуса восточнее и на два градуса севернее звезды Альнитак (Дзета (ζ) Ориона) – крайняя восточная звезда пояса Ориона. Вблизи этой же звезды находятся примечательные туманности Пламя и Конская Голова.

При помощи крупного бинокля можно увидеть данную туманность как две размытые звезды. С использованием телескопа с апертурой 200 мм и более глазам наблюдателя представится детальная структура туманности.

Лучшее время для наблюдения туманности Мессье 78 – зима.

Данные для наблюдения

• Видимая звездная величина – 8,3
  • Прямое восхождение – 05 ч 46 м 46,7 с
  • Склонение – +00° 00′ 50″
  • Видимые размеры – 8′ × 6′ угловых минут
  • Созвездие — Орион

Самая знаменитая туманность в созвездии Ориона

Хорошо известная, большая туманность Ориона (M42, NGC1976), в одноименном созвездии, является одной из самых ярких туманностей в небе.

Звездообразование в туманности

Большая туманность Ориона расположена в одноименном созвездии. M42 с Земли видна невооруженным глазом, как светлое пятно в середине «меча» Ориона. Она является самой яркой частью огромных звездных яслей, где рождаются новые звезды. Также она является ближайшим к Земле местом формирования звезд.

Эти вновь открывшиеся редкие объекты, вероятно, и являются одними из самых молодых найденных протозвезд: в результате чего, астрономы стали еще ближе к моменту формирования звезд.

Ее расположение

Большую туманность Ориона легко найти невооруженным глазом, так как она имеет звездную величину 4. Она располагается на расстоянии около 1500 световых лет от Земли. М42 примерно в 30 световых лет в диаметре и представляет собой большой кокон в котором формируются тысячи звезд.

Физически частью туманности Ориона также является небольшая туманность M43. Ее круглая форма кажется слегка отделена от M42 темной полосой пыли. Рядом с левым краем M42 видно межзвездное облако пыли, которое отражает свет от горячих молодых звезд. Он состоит из трех регионов, известных как NGC 1977, NGC 1975 и NGC 1973.

Как проводились наблюдения

История обнаружения М42

Туманность Ориона известна многим культурам с древних времен. Возможно, она была упомянута в мифе майя о трех камнях очага. В мифе туманность представляет собой тлеющие угольки огненного творения.

Туманность не упоминалась Птолемеем, аль-Суфи или Галилеем, хотя они документировали свои наблюдения и перечисляли в своих работах ряд других объектов. Птолемей каталогизировал туманность как единственную яркую звезду в 130 году нашей эры, так же как датский астроном Тихо Браге в конце XVI века и немецкий астроном Иоганн Байер в 1603 году. В своем звездном атласе «Уранометрия» Байер определил ее как тета Ориона. Галилей видел несколько слабых звезд в этом районе в 1610 году, но не видел окружающей туманности.

Первым, кто идентифицировал М42 как туманность, был французский астроном Николя-Клод Фабри де Пейрек, который наблюдал его с рефрактором 26 ноября 1610 года.

Швейцарскому астроному-иезуиту и математику Иоганну Баптисту Цисату приписывают первое опубликованное наблюдение Туманности Ориона. Туманность была включена в его монографию о кометах, опубликованную в 1619 году. Цисат сравнил туманность с яркой кометой, которую он наблюдал в 1618 году, и описал ее появление в свой телескоп:

Первый опубликованный эскиз Туманности Ориона (1659) был сделан голландским ученым Христианом Гюйгенсом в 1656 году. Шарль Мессье открыл туманность 4 марта 1769 года, а затем включил этот объект в свой каталог как M42. Туманность Ориона была первым объектом глубокого космоса, который Уильям Гершель наблюдал в свой 6-футовый телескоп-рефлектор в 1774 году.

История исследования
Открыватель Никола-Клод Фабри де Пейреск
Дата открытия 26 ноября 1610
Наблюдательные данные
Расстояние от 1300 до 1600 св. лет
Видимая звёздная величина (V) +4,0m
Видимые размеры 65′ × 60′
Созвездие Орион
Физические характеристики
Радиус от 12 до 15 св. лет

Post Views: 3 112

Мифы о созвездии Орион

Есть несколько мифологических повестей о происхождении этого созвездия. По одной из версий, Орион был сыном бедного пастуха по имени Гирией. Однажды Зевс, Гермес и Посейдон остановились у его дома. Гирией был настолько гостеприимным, что зарубил свое единственное животное – быка. Гирией не знал, что его гости – боги и был награжден ими. Хозяин мог загадать любое желание. Больше всего он хотел завести ребенка. Тогда боги сказали ему закопать быка под землей и подождать девять месяцев. Через указанный срок на месте закопанного животного появился ребенок. Он вырос в красивого и сильного мужчину. Сын Гириея был отличным охотником, поэтому его нанял к себе на службу царь Энопион. Охотнику предстояло убить диких зверей, которые досаждали жителям остров Хиос. Справившись с заданием, охотник сказал, что желает убить всех зверей на планете. Однако богиня земли, Гея, была против такого решения. Она послала гигантского скорпиона к охотнику. Орион осознал, что его сила и меч не помогут одолеть такое чудовище. Он попытался скрыться, но скорпион все же смертельно ужалил его. Гея поместила скорпиона на , в качестве напоминания о том, что нужно уважать природу. Также она поместила Ориона перед скорпионом. Так, он постоянно находится в бегах от него, оплачивая свое неуважение к животным.

Возможно, автор что-то упустил из виду? Если вам известна эта тема либо хотите поделиться дополнительной информацией, то можете оставить свой комментарий.

Объекты глубокого космоса в созвездии Ориона

Созвездие Орион содержит три объекта Мессье: M42 (NGC 1976, Orion Nebula), Мессье 43 (M43, NGC 1982, de Mairan’S Nebula) и Мессье 78 (M78, NGC 2068)

Туманность Ориона или Мессье 42 (M42, NGC 1976)

Туманность Ориона или Мессье-42, представляет собой рассеянную отражающую излучение туманность, расположенную к югу от трех звезд, образующих пояс Ориона. Иногда его также называют Великой туманностью или Великой Туманностью Ориона.

Туманность Ориона — Мессье 42

Туманность является одной из самых ярких на небе и может быть видна без бинокля. Она имеет визуальную величину 4,0 и находится на расстоянии 1 344 световых лет от Земли.

Невооруженным глазом Туманность Ориона выглядит как слегка расплывчатая центральная «звезда» в Мече Ориона, к югу от пояса Ориона.

Мессье-42 является ближайшей известной областью массивного звездообразования к Солнечной системе. Он является частью скопления молекулярных облаков Ориона.

Туманность Ориона очень молодое открытое скопление, легко узнаваемое по его четырем самым ярким звездам, которые образуют трапециевидный астеризм.

Трапеция Ориона (Orion Trapezium Cluster)

Трапеция Ориона — это молодое, компактное открытое звездное скопление, расположенное в центре туманности Ориона. Оно составляет 47 дуговых секунд в размере и имеет видимую величину 4,0. Это скопление было впервые открыто Галилео Галилеем 4 февраля 1617 года. Он нарисовал три звезды (A, C и D), а четвертая была добавлена наблюдателями в 1673 году. К 1888 году в скоплении было обнаружено восемь звезд. Самые яркие пять излучают большую часть света, который освещает окружающую туманность.

Скопление трапеций Ориона легко идентифицировать в небе по астеризму, образованному четырьмя самыми яркими звездами: A, B, C и D.

Самой яркой и самой массивной звездой в скоплении, компонентом C, является Тета-1 Ориона C. Это синяя звезда основной последовательности, принадлежащая к спектральному классу  V. Звезда имеет визуальную величину 5,13 и находится на расстоянии 1 500 световых лет от нас. Это одна из самых ярких известных звезд, с абсолютной величиной -3,2. Тета-1 Ориона C также является звездой с самой высокой температурой поверхности любой звезды, которая видна невооруженным глазом: 45270º С.

Туманность де Мерана или Мессье 43 (M43, NGC 1982)

Мессье 43 или Туманность де Мерана — это звездообразующая эмиссионная туманностью в Орионе. Знаменитый регион H II был впервые открыт французским астрономом и геофизиком Жан-Жаком Дорту де Мераном в 1731 году.

Туманность де Мерана или Мессье 43

Шарль Мессье позже обозначил туманность как Мессье 43 и включил его в свой каталог.

Туманность де Мерана является частью туманности Ориона, но отделена от нее большой полосой межзвездной пыли. Она имеет видимую магнитуду 9,0 и находится на расстоянии 1600 световых лет от нас. Туманность расположена примерно в 7 дуговых минутах к северу от скопления трапеций.

Туманность Конская Голова

Туманность Конская Голова, также известная как Барнард 33, является известной темной туманностью в Орионе. Она расположена к югу от Альнитака в яркой эмиссионной туманности IC 434. Туманность Конская Голова находится на расстоянии 1500 световых лет от нас. Она была открыта американским астрономом Вильяминой Флеминг в 1888 году.

Туманность получила название Конская Голова из-за формы, образованной темными пылевыми облаками и газами, которая напоминает голову лошади при наблюдении с Земли.

Туманность Конская Голова (Барнард 33)

Туманность Пламя (NGC 2024)

Туманность Пламя — это эмиссионная туманность в Орионе. Она имеет видимую величину 2,0 и находится на расстоянии от 900 до 1500 световых лет от нас.

Туманность Пламя освещена светом горячего голубого сверхгиганта Альнитака, самой восточной звезды в Поясе Ориона.

Звезда Альнитак излучает ультрафиолетовый свет в Туманность, выбивая электроны из водородных газовых облаков внутри туманности. Свечение туманности является результатом рекомбинации электронов и ионизированного водорода.

Туманность Пламя находится в комплексе молекулярного облака Ориона.

Лат. название Orion(в род. п.: Orionis)
Сокращение Ori
Символ Орион
Площадь 594 кв. градуса(26 место)
Ярчайшие звёзды(величина < 3m)
  • Ригель (β Ori) — 0,12m
  • Заяц
  • Единорог

Post Views: 11 838

Прекрасное во Вселенной

Каждый раз, когда я беру свой любимый рефрактор и делаю это, у меня перехватывает дыхание. И это понятно. Иначе я бы не делился с Вами своими эмоциями. Но что же мы тянем. Давайте сначала посмотрим на фото, а потом озвучим пояснения по поводу его для любителей астрономии.

Вот оно:

Туманность Ориона. Авторы и права: НАСА, ЕКА, М. Робберто (STScI/ESA) и др.

То, что Вы видите на фотографии, представляет собой составное изображение, использующее данные, полученные космическим телескопом Хаббл, и телескопом ЕКА, расположенным в Ла-Силья, Чили.

На этом изображении совмещены данные, полученные в видимом и инфракрасном диапазонах электромагнитного спектра. На фотографии мы видим область космического пространства размером тринадцать световых лет в ширину и высоту. Туманность Ориона предстаёт на ней для нас во всем своём великолепии. Расстояние до космического объекта – около 1500 световых лет.

Туманность Ориона – это гигантское молекулярное облако, состоящее по большей части, как и все подобные объекты, из водорода. В ней можно увидеть множество протозвёзд, а также почти «новорождённых» звёзд (в астрономическом масштабе, конечно) и ужасно горячих. И это делает Туманность Ориона просто завораживающим объектом для астрономов.

В центральной области туманности находятся несколько звёзд спектрального класса О, настолько горячих, что в ультрафиолете они «производят» больше излучения, чем в видимом диапазоне. Звёзды такого типа очень редки в космосе, и живут они очень недолго. В одной из недавних статей мы говорили об этом.

В ядре ​​облака трудно что-либо разглядеть, так как плотность газа там больше, чем на периферии, а отражённый свет настолько интенсивен, что из-за него мало что можно увидеть. Да, друзья мои. Вот так бывает, когда заключаешь в облако газа несколько суперзвёзд!

Вы легко можете найти туманность Ориона на небе, если знаете, как определить местонахождение созвездия Орион и его пояса. И я думаю каждый из нас видел этот пояс. Его нельзя не увидеть на ночном небе так же, как и астеризм Большой Ковш из созвездия Большая Медведица.

Структура и особенности