Как осваивается космос. история телескопа «хаббл» и его исследований

Не только «хаббл»: космические телескопы настоящего и будущего

Наиболее значимые наблюдения Хаббла

1. Съемка столкновения кометы Шумейкеров — Леви с Юпитером в 1994 году.
  2. Получены подробные кадры поверхности Плутона и Эриды (еще одна карликовая планета).
  3. Засняты ультрафиолетовые полярные сияния Сатурне, Юпитере и на его спутнике Ганимеде.
  4. Найдены планеты вне Солнечной системы, а также большое количество протопланетных дисков вокруг звезд в Туманности Ориона. Были найдены доказательства того, что формирование планет происходит у многих звезд в нашей галактике.
  5. Способствовал частичному подтверждению теории о присутствии сверхмассивных черных дыр в центрах галактик.
  6. Получено доказательство того, что Вселенная расширяется с ускорением, а не с постоянной (или затухающей) скоростью.
  7. Подтвержден точный возраст Вселенной — 13,7 млрд. лет.
  8. Обнаружено наличие аналогов гамма-всплесков в оптическом диапазоне.
  9. Подтверждение гипотезы об изотропности (т.е. одинаковости самой Вселенной и ее свойств в отдельных ее частях) Вселенной.
  10. Сфотографированы самые дальние участки Вселенной, вплоть до времени образования первых звезд (т.е. Хаббл позволил заглянуть в прошлое на 12,7 — 13 млрд. лет).
  11. Телескопу удалось снять крупным планом одну из самых древних среди известных галактик во Вселенной, которая существует на протяжении 500 млн. лет после Большого Взрыва.

Наблюдательные данные, физические характеристики Мессье 32

История исследования
Обозначения NGC 221
Наблюдательные данные
Тип Карликовая эллиптическая галактика
Прямое восхождение 00ч 42,7м
Склонение 40° 52′
Видимые размеры (V) 8 × 6′
Созвездие Андромеда
Физические характеристики
Радиус 4000 св. лет

Второе имя М 32 – Лежантиль, данное в честь астронома из Франции, открывшего ее в 1749 году. Она простирается на 6500 световых лет, а в максимальном расширении тянется на 8.7 х 6.5 угловых минут. В бинокль галактика напоминает туманный светлый участок. Но даже более крупные инструменты не раскрывают делателей из-за небольшого размера.

Входит в состав Местной группы, где также числятся Мессье 31, Млечный Путь и Мессье 33.

Мессье 32

Карликовую эллиптическую галактику в созвездии Андромеда крайне легко обнаружить, потому что соседствует с галактикой Андромеды. Можно начать поиски с Большого квадрата Пегаса, созданного тремя звездами Пегаса и Альферацем (северо-восточный угол). Ее величина достигает 2.1. Двигайтесь от нее в северо-восточном направлении и пройдете три звезды: Дельта Андромеды, Мирах и Гамма Андромеды. Галактика будет располагаться в 8 градусах северо-западнее Мираха. Отдалена на 22 угловых минуты южнее от галактического центра. Благоприятный период для обзора – октябрь-декабрь.

В М 32 не заметно пыли или активного процесса формирования звезд. Но есть данные, что он мог происходить в прошлом. Сейчас ее наполняют старые красные и желтые звезды.

Космический телескоп Хаббл позволил впервые отследить голубые звезды на территории эллиптической галактики. Группа из 8000 напоминает огромную снежную бурю, напавшую на ядро (ниже справа). Ультрафиолетовые лучи поступают от невероятно горячих звезд, сжигающих гелий на поздней стадии. Если Солнце все еще трансформирует водород в гелий, то эти древние объекты исчерпали водородные запасы. Снимок получен в октябре 1998 года спектрографом в ультрафиолетовом свете. Здесь отображена лишь небольшая часть галактики. Яркий центр можно заметить справа, что не мешает наблюдать за звездами с левой стороны.

В центре проживает сверхмассивная черная дыра, чья масса превышает солнечную в 1.5-5 миллионов раз. Это одна из 14 спутниковых галактик Млечного Пути. Можно отметить еще одну карликовую эллиптическую – Мессье 110. Обе были разрешены в 1944 году астрономом из Германии Вальтером Бааде, использовавшим 100-дюймовый телескоп.

Карликовая галактика М 32 в созвездии Андромеда выступает прототипом для компактных эллиптических. Полагают, что когда-то это был спиральный тип, но после столкновения с Андромедой рукава уничтожились приливными силами, а звезды отошли к гало М 31.

В 1966 году Халтон Арп добавил М 32 в Атлас Особых Галактик (Arp 168). Он указал на диффузный хвост (приливные формирования, созданные при контакте с другой галактикой).

21 августа 1998 года была найдена нова, сформировавшаяся в 28.5 угловых секундах западнее и в 44.7 угловых секундах южнее от галактического центра. Максимум ее величины достиг 16.5.

М 32 нашел Гийом Лежантиль 29 мая 1749 года: «Смотрю на туманность Андромеды в 18-футовый телескоп. Заметил еще одну небольшую туманность, охватывающую минуту в диаметре и выбрасывающую два маленьких луча».

3 августа 1764 года Шарль Мессье внес ее в своей список: «Смотрю на очень маленькую туманность, расположенную ниже пояса Андромеды. Впервые увидел ее в 1757 году. Тогда я не знал, что ее уже открыл Лежантиль. Она круглая и в диаметре охватывает 2 угловых минуты. Между ней и поясом просматриваются маленькие телескопические звезды».

М32, М31 и М110

В 1785 году за галактикой наблюдал Уильям Гершель: «Довольно крупная туманность с заметной плотностью в центре. На юге следует за большой».

В 1828 году Джон Гершель внес ее в свой каталог (h 51): «Это спутник большой туманности. Очень яркий, крупный. Центр достигает величины 10. В диаметре – 40’’». Внимательно изучите фото карликовой эллиптической галактики М 32 в созвездии Андромеда или воспользуйтесь нашими телескопами и 3D-моделями онлайн, демонстрирующими звезды галактик и созвездия.

Объекты Мессье

Ремонтопригодность телескопа «Хаббл»

К большому счастью, у регулятора мощности телескопа «Хаббл» тоже есть резервная копия. Но агентство не может просто взять и поменять его, потому что он соединен со многими другими компонентами космической обсерватории. В частности, речь идет о составных частях SI C&DH — так называется блок управления и обработки научных данных. Чтобы починить телескоп, инженерам NASA придется перезагружать этот блок, после чего в конструкции не останется запасных частей электроники. То есть, если после этого «Хаббл» сломается еще раз, легендарная миссия будет официально завершена.

Конструкция телескопа «Хаббл»

По словам директора астрофизического отдела NASA Пола Герца (Paul Hertz), он почти уверен в успешной починке космического аппарата. Но при этом нет никаких гарантий, что во время устранения неисправностей возникнет какая-то ошибка. Инженеры не могут увидеть, что именно они делают с телескопом, поэтому процесс будет происходить практически вслепую. Следовательно, существует небольшая доля вероятности, что они случайно выключат радиоприемник и оборвут связь телескопа с Землей. Или они могут сменить батарею, которая на данный момент совершенно не готова к замене. Это приведет к окончательной поломке телескопа и станет одним из самых громких и глупых провалов NASA.

Легендарный космический телескоп над Землей

Чтобы этого не произошло, инженеры агентства несколько раз перепроверили причину неисправности. После этого они провели перезагрузку всех необходимых блоков на компьютерах, которые имитируют работу обсерватории. Представители агентства сообщили, что они никуда не спешат и самое главное для них сейчас — это безопасно восстановить работу «Хаббла». На момент публикации этой статьи они уже должны были заняться починкой аппарата, потому что первые действия по реанимации были запланированы на 15 июля. Сообщалось, если все пройдет хорошо, телескоп начнет работу спустя несколько дней.

Телескоп «Хаббл» по праву считается одним из самых успешных проектов агентства NASA. Он был запущен на орбиту в 1990 году и на тот момент ученые считали, что аппарат проработает максимум десяток лет. Но на деле он служил ученым более 30 лет и помог узнать многое о возрасте Вселенной, доказать существование черных дыр и ответить на многие интересующие нас вопросы. Остается надеяться, что его работа скоро снова будет восстановлена и при помощи него человечество узнает много нового об окружающем нас космосе.

Космический гамма-телескоп «Ферми»

Телескоп «Ферми» — это международная многоцентровая обсерватория, изучающая космос в диапазоне гамма-излучения.

Изначально аппарат назывался Gamma-ray Large Area Space Telescope или GLAST. Но 26 августа 2008 года NASA переименовало телескоп в честь итальянского физика Энрико Ферми, лауреата Нобелевской премии по физике 1938 года.

Телескоп «Ферми»

(Фото: NASA)

Запуск телескопа состоялся 11 июня 2008 года. С тех пор «Ферми» обращается вокруг Земли на высоте 565 км. Он сканирует все небо каждые три часа в поисках гамма-лучей с энергией от 20 МэВ до более 300 ГэВ. Один оборот вокруг нашей планеты телескоп делает за 95 минут.

Картируя все небо каждые три часа, «Ферми» открывает самые экстремальные явления во Вселенной: от гамма-всплесков и струй черных дыр до пульсаров, остатков сверхновых и происхождения космических лучей.

Чем известен «Ферми»

• Первым научным результатом телескопа стала регистрация гамма-пульсара, расположенного в остатке сверхновой CTA 1, который стал первым известным объектом, «мигающим» только в гамма-лучах.
  • 15 сентября 2008 года «Ферми» зарегистрировал рекордную вспышку гамма-излучения в созвездии Киля, обозначенную как GRB 080916 °C. Мощность взрыва превышала мощность примерно 9 тыс. обычных сверхновых.
  • «Пузыри Ферми». В 2010 году ученые обнаружили гигантскую загадочную структуру, которая выглядит как пара пузырей сверху и снизу от центра нашей галактики. Высота каждой доли составляет 25 тыс. световых лет, вместе же они простираются примерно на половину диаметра Млечного Пути.
  • 7 марта 2012 года телескоп наблюдал вспышку с максимальной энергией, когда-либо наблюдаемой при извержении Солнца. На пике вспышки «Ферми» обнаружил гамма-лучи в 2 млрд раз превышающей энергию видимого света или около 4 ГэВ.
  • Телескоп наблюдал многочисленные гамма-вспышки (короткие вспышки во время грозы, связанные с молнией) на Земле. Он обнаружил, что они могут производить 100 трлн позитронов (античастица элекрона, относится к антивеществу), что намного больше, чем ранее предполагали ученые.

«Ферми» не ведет такую активную социальную жизнь, как его коллеги. У телескопа есть аккаунт в (не обновляется с осени 2019 года) и страница на (последнее обновление — в сентябре 2020 года).

Открытия телескопа Хаббл

Открытия КТХ произвели революцию в астрономии. Наблюдения цефеидных переменных в соседних галактиках позволили впервые точно определить постоянную Хаббла, которая является скоростью расширения Вселенной. Телескоп сфотографировал молодые звезды с дисками, которые в конечном итоге, станут планетарными системами. Хаббла запечатлел на фотографиях около 1500 галактик, показал галактическую эволюцию почти за всю историю Вселенной. В пределах Солнечной системы КТХ также использовался для обнаружения Гидры и Никты, двух спутников карликовой планеты Плутон.

11 декабря 2015 года Хаббл запечатлел изображение первого в истории предсказанного повторного появления сверхновой, получившего название «Рефсдал». Оно было рассчитано с использованием различных моделей скопления галактик, гравитация которых искажает свет сверхновой. Сверхновая была обнаружена в ноябре 2014 года позади скопления галактик MACS J1149.5+2223 в рамках программы пограничных полей Хаббла. Астрономы заметили 4 отдельных изображения сверхновой в скоплении, известном как Крест Эйнштейна. Свету от скопления потребовалось около пяти миллиардов лет, чтобы достичь Земли. Обнаружение повторного появления Рефсдала послужило для астрономов уникальной возможностью проверить свои модели распределения массы, особенно темной материи, внутри этого скопления галактик.

Задачи телескопа на орбите

Основными задачами телескопа считаются регистрация электромагнитных лучей и поставка фотографий различных объектов на Землю. За все время работы на орбите телескоп получил около 1,5 миллиона таких снимков. Объем накопленных телескопом данных превышает 50 терабайт. На их основании современные астрономы опубликовали тысячи научных работ и статей по изучению космоса и новым разработкам в этой сфере.

Научные исследования, по сути, являются главной задачей вывода телескопа на орбиту. Однако у экспертов, знакомых с состоянием индустрии, вполне резонно возникает вопрос к огромным объемам финансирования проекта. Получить те же данные, но с гораздо более меньшей доказательной базой, можно было и на Земле, используя уже существующие телескопы и не выделяя средств на очередной космический проект. Тем не менее открыть новые спутники и изучить отдаленные галактики стало возможным только благодаря активному использованию мощностей «Хаббла». Телескоп в космосе позволяет с высокой точностью подтвердить или опровергнуть научную гипотезу просто из-за того, что он находится ближе к изучаемым объектам. Если «земной» телескоп дает возможность лишь построить гипотезу, то «Хаббл» нацелен на сбор доказательств.

Южноафриканская астрономическая обсерватория

Фото: South African Astronomical Observatory

Южноафриканская астрономическая обсерватория (SAAO) находится в Кейптауне. Это одна из самых современных территорий изучения космического пространства. Контролирует деятельность обсерватории Национальный исследовательский фонд Южной Африки. Почти все телескопы находятся вдали от основного исследовательского центра — в Сазерленде.

На территории обсерватории находятся четыре крупных современных телескопа, включая SALT и Lesedi.

Телескоп Lesedi.

(Фото: South African Astronomical Observatory)

В октябре 2017 года SAAO входила в состав 70 научных обсерваторий, исследовавших взрыв двух столкнувшихся нейтронных звезд сразу после того, как удар гравитационной волны обнаружили американская обсерватория LIGO и европейская антенна Virgo.

Наша галактика

Персей А, также называемый NGC 1275, представляет собой изверженную галактику в ядре кластера Персея, которая состоит из примерно 1000 галактик на расстоянии около 240 миллионов световых лет. Доминирующий член Кластера Персея, Персей А — это сейфертовская галактика с активным ядром, питаемая черной дырой с массой 340 миллионов солнечных частиц в своем ядре (фото: Архив наследия Хаббла, ЕКА и NASA)

Поскольку астрономы изучали большое количество галактик за последние несколько десятилетий, они обнаружили много вещей, но не игнорировали масштабность Вселенной. Если вы посмотрите на галактику в окуляре вашего телескопа сегодня вечером, фотоны, попадающие в ваш глаз, движутся с максимальной скоростью — 186 000 миль в секунду (300 000 километров в секунду).

Тем не менее, им потребовалось 2,5 миллиона лет этой скорости, чтобы добраться до нас из Галактики Андромеды. И этот объект почти на нашем космическом пороге. Конечно, знание нашей собственной галактики в примитивном смысле восходит к древности. Название «Млечный путь» происходит от латинского слова lactea, которое происходит от первоначальной идеи, греческого термина galaxías kýklos, «молочный круг».

Полоса Млечного Пути, видимая на нашем небе, наиболее заметная в летние и зимние вечера, – это свет от миллиардов звезд, лежащих вдоль плоскости нашей галактики. Но только за последние несколько десятилетий мы поняли, что Млечный Путь является одной из 100 миллиардов галактик во вселенной, и ее диск простирается на 100 000 световых лет. Он содержит около 400 миллиардов звезд, хотя мы точно не знаем, сколько их, потому что карликовые звезды слабы и их трудно увидеть на больших расстояниях. В течение десятилетий астрономы верили, что Млечный Путь – это простая спиральная галактика.

Но исследования этого столетия показали, что Млечный Путь – это заштрихованная спираль, и что наши Солнце и Солнечная система находятся на расстоянии около 26 000 световых лет от центра, в одном из плеч галактики. Млечный Путь состоит из яркого, медленно вращающегося диска звезд и газа, который содержит большинство звезд, которые мы видим. Наше Солнце вращается вокруг центра галактики один раз каждые 220 миллионов лет, и это означает, что мы вращались вокруг центра галактики примерно 20 раз с момента образования Солнечной системы.

Далеко, в центре галактики, лежит сверхмассивная черная дыра, масса которой примерно в 4,3 миллиона раз больше, чем у Солнца. В последнее время астрономы обнаружили, что сверхмассивные черные дыры в центрах галактик являются нормой. Они есть почти у всех галактик, кроме карликовых. Диск галактики заключен в ореол из небольшого числа звезд, а также огромных сфер древних звезд, называемых шаровыми звездными скоплениями, и большой оболочки темной материи. Астрономы еще не знают, из чего состоит темная материя, но они знают, что она есть из-за гравитационного влияния, сказывающегося на видимую материю, которую они могут наблюдать.

Взгляд в черноту

Спектральный диапазон

«Хаббл» — ультрафиолетовый, видимый, ближний инфракрасный (0,1−2,4 микрона)«Джеймс Уэбб» — часть видимого, ближний и средний инфракрасный (0,6−28 микрон)

Жизнь на Земле была бы невозможна, если бы атмосфера не предохраняла нас от жесткого излучения — ультрафиолета, рентгена и гамма. А если бы сквозь нее свободно проходило инфракрасное излучение, исчез бы парниковый эффект и температура на планете упала бы до минус 18 градусов.

За комфортные условия нам приходится расплачиваться тем, что большая часть электромагнитного спектра космоса недоступна для наблюдения с Земли. В древности астрономы ограничивались видимым светом, и лишь в прошлом веке появилась возможность регистрации радиодиапазона.

Чтобы охватить наблюдениями весь спектр, инструменты необходимо выводить в космос. Однако «Хаббл» работал главным образом в доступных с Земли диапазонах — видимом и ближних ИК и УФ. Из-за этого он не может наблюдать многие чрезвычайно интересные объекты, в том числе самые далекие первые галактики и первые звезды нашей Вселенной: из-за космологического расширения их свет покраснел настолько, что стал недоступен «Хабблу». Именно поэтому рабочий диапазон телескопа «Джеймс Уэбб» сильно смещен в инфракрасную сторону.

Один из самых знаменитых снимков «Хаббла» известен под названием «Столпы Творения». Это подсвеченные окружающими звездами газопылевые облака, в глубинах которых межзвездное вещество сжимается под действием собственной гравитации, пока не уплотнится настолько, чтобы образовались звезды и планеты.

Как работает телескоп

Телескоп управляется с земли; центр поддержки расположен в Мэриленде, США. Специалисты управления подготавливают решения по техническим вопросам и выбирают, какие объекты и данные нужно исследовать при помощи «Хаббла». Штат увеличивается на время отправки экспедиций к телескопу; а в обычном режиме всеми работами управляет команда из 10 человек.

На телескоп можно отправить заявку на сбор данных, что и происходит каждый год. Ученые со всего мира присылают их около тысячи, чтобы получить необходимые для своих исследований данные. Ежегодно «Хаббл» проводит 15–20 тысяч наблюдений, результаты которых безвозмездно отправляются в научные центры, резервировавшие время для проведения исследования телескопом на орбите.

Установленные приборы

Главное зеркало

В данном устройстве имеется 5 отсеков предназначенных для приборов. В одном из пяти отсеков долгое время находилась с 1993 по 2009 годы корректирующая оптическая система (COSTAR), она предназначалось для того, чтобы компенсировать неточность главного зеркала. Благодаря тому, что все приборы, которые были установленные, имеют встроенные системы коррекции дефекта, COSTAR демонтировали, а отсек стали использовать для установки ультрафиолетового спектрографа.

Схема строения Хаббла

На момент отправки аппарата в космос, на нем были установлены следующие приборы:

1. Планетарная и широкоугольная камеры;
  2. Спектрограф высокого разрешения;
  3. Камера съемки и спектрограф тусклых объектов;
  4. Датчик точного наведения;
  5. Высокоскоростной фотометр.

Телескоп Джеймса Уэбба

Телескоп «Джеймс Уэбб» — долгожданная обсерватория, запуск которой переносился десятки раз по самым разным причинам. Это самый мощный космический телескоп, который когда-либо был создан людьми. Его разработка обошлась агентству NASA в баснословные 10 миллиардов долларов. Космическая обсерватория настолько мощная, что способна заглянуть в пылевые облака и посмотреть, как рождаются звезды и планетные системы.

Космический телескоп «Джеймс Уэбб»

Телескоп был запущен 25 декабря 2021 года. Все прошло настолько хорошо, что он сэкономил топливо и вместо 5-10 лет работы сможет прослужить гораздо дольше. Недавно он достиг пункта своего назначения и скоро займется работой. О том, чем именно он займется, рассказала моя коллега Любовь Соковикова — вот ссылка.

Космический телескоп «Хаббл»

Запущенный 24 апреля 1990 года телескоп «Хаббл» является живой легендой. Это совместный проект NASA и Европейского космического агентства (ESA). Он вращается вокруг нашей планеты на высоте примерно 540 километров — чтобы совершить один оборот, ему потребуется 95 минут. Ожидалось, что космический аппарат проработает всего лишь несколько лет но, благодаря возможности ремонта, он функционирует уже более 30 лет. Скорее всего, он будет выведен с орбиты только после 2030 года, потому что даже после недавних поломок инженерам NASA удалось его восстановить.

Телескоп «Хаббл»

За три десятка лет работы, космический телескоп провел более одного миллиона наблюдений. На основе результатов этих исследований было написано более 18 тысяч научных работ.

Спиральная галактика NGC 5194, снятая телескопом «Хаббл»

Вот самые главные открытия телескопа «Хаббл»:

• благодаря его наблюдениям, ученые узнали возраст Вселенной — 13,8 миллиардов лет;
  • в 1992 году, на основе предоставленных им данных, было доказано, что за пределами Солнечной системы тоже есть планеты;
  • телескоп рассказал многое о погоде на Юпитере;
  • он первым сфотографировал Плутон, который был открыт в далеком 1930 году;
  • телескоп подтвердил наличие в ядрах Галактик сверхмассивных черных дыр;
  • он нашел водяной пар на экзопланете K2-18b, однако наличие жизни на ней очень маловероятно.

Космическая рентгеновская обсерватория «Чандра»

Обсерватория «Чандра» — это телескоп, специально разработанный для обнаружения рентгеновского излучения из очень горячих районов Вселенной, таких как взорвавшиеся звезды, скопления галактик и материя вокруг черных дыр. Обсерватория получила свое имя в честь одного из крупнейших астрофизиков XX века Субрахманьяна Чандрасекара, известного своими работами о белых карликах. Входит в число Больших обсерваторий NASA.

Телескоп «Чандра»

(Фото: NGST)

Запуск состоялся 23 июля 1999 года. Предполагалось, что телескоп прослужит пять лет. В итоге «Чандра» стала самой продолжительной астрономической миссией без обслуживающих экспедиций.

На счету «Чандры» тысячи запечатленных космических объектов и явлений, которые помогли ученым лучше понять устройство нашей Вселенной и процессы, происходящие в ней. Телескоп показывает остатки взорвавшихся звезд, обнаруживает черные дыры по всей Вселенной, отслеживает отделение темной материи при столкновении галактик и многое другое.

Чем известна «Чандра»

Сделанный «Чандрой» первый снимок остатка сверхновой Кассиопея A показал астрономам загадочный источник в центре, который может быть быстро вращающейся нейтронной звездой или черной дырой.

Снимок остатка сверхновой Кассиопея A

(Фото: John Hughes et al. (Rutgers), NASA/CXC/SAO)

• В Крабовидной туманности получилось различить ударные волны вокруг центрального пульсара, незаметные другим телескопам.
  • С помощью рентгеновской обсерватории «Чандра» ученые уточнили постоянную Хаббла — число, определяющее скорость расширения Вселенной.
  • При столкновении сверхскоплений галактик были получены доказательства существования темной материи.
  • Благодаря данным с телескопа ученые наблюдали крупнейшую из когда-либо обнаруженных рентгеновских вспышек сверхмассивной черной дыры в центре галактики Млечный Путь.

Сверхмассивная черная дыра Стрелец A * расположена в центре нашей галактики. По оценкам ученых, ее масса примерно в 4,5 млн раз больше массы нашего Солнца

(Фото: NASA)

• Снимки, показывающие сильно искаженный остаток сверхновой, названный W49B, позволили ученым предположить присутствие в нем самой последней черной дыры, образовавшейся в галактике Млечный Путь.
  • В галактике M82 обнаружен новый тип черных дыр.

Следить за жизнью «Чандры» можно в , на YouTube-канале, а также в Instagram и .

Значение в культуре человечества

Ценность работы телескопа Хаббл столь велика, что он перестал быть сугубо научным достижением, давно став культурным явлением, часто появляясь в кино и других видах искусства в разных ипостасях:

• Голливуд не мог пройти мимо истории с зеркалом, и в фильме «Голый Пистолет 2 с половиной» 91-го года его изображение можно заметить в сцене вечерней депрессии лейтенанта Фрэнка Дребина среди фотографий главных катастроф века.
  • Упоминание телескопа можно встретить в масштабном фантастическом фильме «Армагеддон» 98-го года, где именно Хаббл делает первые снимки огромного метеорита, летящего к Земле.
  • Одно из первых заметных появлений полученных телескопом снимков в массовой культуре — четвертый сезон сериала Стар Трек Вояджер в 97-м году.
  • Хаббл много снимается в кино и на телевидении, и перечислять все фильмы с его участием слишком долго. Одним из самых красивых применений фотографий телескопа, помимо документальных, можно назвать Контакт 97-го года с Джоди Фостер. Также завязка недавней Гравитации происходит во время ремонтной миссии на Хаббле.
  • Из неожиданных применений наследия Хаббла: меметичные космические леггинсы. Ну и в качестве принтов для одежды в целом.

Видео

Источники

Золотой глаз

Конструкция главного зеркала

«Хаббл» — монолитное из кремниевого стекла с алюминиевым покрытием«Джеймс Уэбб» — сегментированное из бериллия с золотым покрытием

Долгое время максимальный размер зеркал для космических телескопов определялся габаритами отсека для полезной нагрузки в ракете или космическом челноке. Первым этот барьер преодолел российский радиотелескоп «Спектр-Р», который в 2011 году после выхода на орбиту развернул параболическую антенну диаметром 10 метров.

Зеркало «Уэбба» тоже составное — в нем 18 шестиугольных сегментов, причем две группы сегментов при запуске находились в сложенном состоянии. Разница, однако, в том, что для радиоантенны допустимые отклонения от расчетной фигуры после раскрытия составляют 1 мм, а для оптического зеркала — сотые доли микрона.

Поэтому сегменты зеркала «Уэбба» опираются на десятки механических актуаторов, которые по командам компьютера позволяют тончайшим образом регулировать положение и деформации отражающих поверхностей, собирая их в единое параболическое зеркало.

Цельное зеркало «Хаббла» весило 828 кг, тогда как 18 сегментов «Уэбба» тянут вместе лишь на 360 кг за счет того, что в качестве основы взято не стекло, а бериллий — редкий металл, который по жесткости превосходит многие сорта стали, но при этом вчетверо легче и почти не подвержен тепловым деформациям.

Трехмерная модель телескопа Хаббла

Захватывающие снимки Хаббла

Ниже приведены некоторые из лучших снимков, сделанных Хабблом за последние годы.

Туманность Улитка, планетарная туманность в созвездии Водолея, также известная как «Око Бога».

Этой массивной молодой звездной группе под названием R136 всего несколько миллионов лет, и она находится в туманности 30 Doradus, бурной области звездообразования в Большом Магеллановом Облаке, галактике-спутнике Млечного Пути.

Хаббл сделал самый подробный снимок Крабовидной туманности на одном из самых больших изображений, когда-либо сделанных космической обсерваторией.

Космический телескоп Хаббл сделал это изображение столкновения фрагмента G Шумейкера-Леви 9 с Юпитером 18 июля 1994 года.

Планетарная туманность NGC 6891 светится на этом изображении, полученном космическим телескопом Хаббла.

Кольца Сатурна и четыре его спутника занимают центральное место на этом портрете, сделанном широкоугольной камерой 3 космического телескопа Хаббла 20 июня 2019 года.

Снимок туманности N44, сделанный космическим телескопом Хаббла.

На этом изображении, полученном космическим телескопом Хаббла, показана галактика NGC 6984, расположенная примерно в 200 миллионах световых лет от Земли.

Сколько времени “живут” космические телескопы?

Как сообщает портал astronomy.com, лучший друг каждого астронома на планете — телескоп Хаббла — уже вот-вот готовится выйти на пенсию. В том случае, если с телескопом не случится какая-либо непредвиденная неприятность, способная сделать основные инструменты прибора непригодными, телескоп будет продолжать свою работу до 30 июня 2021 года. Именно до этой даты НАСА официально финансировало все свои операции, так или иначе связанные с космическим телескопом.

Вместе с тем, из-за того, что телескоп Хаббла находится в пограничной зоне между атмосферой Земли и околоземной орбитой, устройство постоянно испытывает некоторое сопротивление или трение от частиц воздуха, когда оно вращается вокруг Земли. Если НАСА решит по каким-то причинам продлить миссию Хаббла в 2021 году, то устройство, в конечном итоге, все равно рухнет на Землю к середине 2030-х годов, независимо от рабочего состояния телескопа.

Телескоп Хаббл на орбите Земли

Несмотря на то, что в настоящее время большинство инструментов телескопа работает на полную мощность, солидный возраст космического устройства уже сейчас начинает вступать в свои права. Так, некоторые части Хаббла больше не функционируют должным образом, а данные, полученные устройством, нуждаются в дальнейшей обработке для гарантии точности получаемых данных. Однако даже с учетом подобных ограничений, специалисты признаются, что телескоп по-прежнему является бесценным активом для науки.

Важность наличия у человечества телескопа Хаббла вряд ли исчезнет в ближайшее время. В первую очередь это связано с тем, что космический телескоп Джеймса Уэбба, также разрабатываемый НАСА, не является прямым преемником Хаббла

По сути, эти два телескопа фактически дополняют друг друга, ведь если Хаббл имеет ограниченные возможности в ближнем инфракрасном диапазоне длин волн, то телескоп Джеймса Уэбба идеально подходит для изучения таких явлений, как формирование звезд и планет, чрезвычайно далеких галактик и даже атмосферы экзопланет, которые лучше всего видны в инфракрасном диапазоне. Вместе с тем, Хаббл лучше всего подходит для наблюдений в ультрафиолетовом и оптическом диапазонах светового спектра, и, поскольку атмосфера Земли блокирует большинство ультрафиолетовых лучей, Хаббл может видеть вещи, которые никогда не сможет увидеть телескоп Джеймса Уэбба.

Иными словами, существует большая вероятность того, что НАСА решится продлить эксплуатацию Хаббла в июне 2021 года при условии, что телескоп все еще сможет использовать хотя бы некоторые из своих инструментов. В противном случае, участь Хаббла может быть решена в атмосфере нашей планеты, когда он, падая на поверхность Земли, сгорит в ее верхних слоях, подобно любому другому спутнику, сконструированного руками человека.