Возничий: история созвездия

Возничий зимнее созвездие

Ярчайшие звезды созвездия Октант

В нем нет звезд ярче четвертой величины, достаточно ярких для наблюдателей. Октант содержат две звезды с известными планетами. Самая яркая звезда в созвездии Ну Октанта, с видимой величиной 3,76. Созвездие содержат одну официально названную звезду. Название звезды, одобренное Международным Астрономическим Союзом (МАС) — Полярная звезда Австралии (Сигма Октанта).

Звезда Ну Октанта

Ну Октанта — самая яркая звезда в созвездии. Она имеет видимую величину 3,76 и находится примерно в 69 световых годах от Солнечной системы. Звезда является оранжевым гигантом со звездной классификацией K1III. Это одна из наименее ярких известных гигантских звезд, светимость которой всего в 16 раз превышает светимость Солнца. Это относительно небольшой гигант, радиус которого всего в 5,9 раза больше солнечного и масса в 1,4 раза больше нашей звезды. Звезда в конечном итоге расширится, и примерно через 100 миллионов лет она станет в 15 раз больше и в 60 раз ярче, чем сейчас. Предполагаемый возраст звезды составляет около 12,1 миллиарда лет.

У Ну Октанта есть двоичный спутник, карлик класса К7-М1 с массой в половину солнечной. Они разделены на 2,55 а. е. и вращаются друг вокруг друга с периодом 2,9 года.

Основная звезда, Ну Октанта A, имеет неподтвержденную планету, масса которой по меньшей мере в 2,5 раза превышает массу Юпитера.

Звезда Бета Октанта

Бета Октанта — белая звезда на полпути между стадией эволюции карлика и субгиганта. Она имеет звездную классификацию A9IV-V. Звезда имеет видимую звездную величину 4,14 и находится примерно в 140 световых годах от Солнца. Это вторая по яркости звезда в созвездии Октанта.

Звезда Дельта Октанта

Дельта Октанта — оранжевый гигант, принадлежащая к звездному классу K2III. Она имеет видимую звездную величину 4,31 и удалена от Солнечной системы примерно на 279 световых лет.

Звезда имеет массу в 1,2 раза больше массы Солнца и радиус в 25 раз больше солнечного. Её предполагаемый возраст такой же, как у Солнца — около 4,3 миллиарда лет. Дельта Октанта — звезда южного полюса Сатурна.

Звезда Альфа Октанта

Альфа Октанта — спектроскопическая двойная звезда, состоящая из двух гигантов F-класса. Она имеет суммарную видимую величину 5,15 и удалена от Солнечной системы примерно на 148 световых лет.

Считается, что две звезды в системе Альфа Октанта принадлежат к звездным классам F4III и F5III. Они вращаются друг вокруг друга с периодом 9,073 дня. Совокупная светимость системы в 13,9 раза превышает светимость Солнца.

Альфа Октанта классифицируются как двоичная система затмения типа Бета Лиры, в которой изменения светимости вызваны тем, что один компонент периодически проходит перед другим и блокирует его свет. Звезды типа Бета Лиры обычно находятся на такой близкой орбите, что их формы искажаются гравитационными силами друг друга, и они обычно имеют эллипсоидальную форму.

Южная Полярная звезда или Сигма Октанта

Сигма Октанта в настоящее время является южной полярной звездой и известна под названием Полярис Австралис. Это аналог Полярной звезды в Малой Медведице. Сигма Октанта в 25 раз слабее Полярной звезды, что делает ее слишком тусклой для использования в навигации, поэтому эта роль отведена Южному Кресту, который обычно используется для определения положения Южного Небесного полюса.

Звезда представляет собой желто-белую гигантскую звезду, принадлежащую к звездному классу F0III. Она имеет видимую звездную величину 5,42 и удалена от Солнца примерно на 270 световых лет. Она имеет около 2 солнечных масс.

Сигма Октанта классифицируется как переменная Дельта Щита, то есть переменная звезда, которая демонстрирует изменения яркости в результате как радиальных, так и нерадиальных пульсаций ее поверхности. Эти звезды используются в качестве стандартных ориентиров для определения расстояний до объектов глубокого космоса. Сигма Октанта демонстрирует изменение на 0,03 величины в течение 2,3 часа.

Звезда HD 142022

HD 142022 — еще одна двойная система в созвездии. Она имеет магнитуду 7,69 и находится примерно в 117 световых годах от Солнца. Первичный компонент относится к спектральному классу G9V и имеет массу на 1% меньше, чем у Солнца. Это очень старая звезда, всего лишь примерно на 400 миллионов лет моложе самой Вселенной. В 2005 году на её орбите была обнаружена планета.

Сокращение Oct
Символ Октант
Площадь 291 кв. градус(50 место)
Видимо в широтах От +0° до −90°.
Ярчайшие звёзды(видимая звёздная величина < 3m)

нет; ярчайшая ν Oct — 3,73m

Метеорные потоки
нет
Соседние созвездия
  • Хамелеон
  • Райская Птица
  • Павлин
  • Индеец
  • Тукан
  • Южная Гидра
  • Столовая Гора

Post Views: 2 496

Звёзды, из которых состоит созвездие Возничий

Альфа Капелла — первая по яркости в области. Более того, она стоит на шестом месте среди самых ярких звёзд. Также Капелла является активным источником рентгеновского излучения.

Бета представляет собой тройную систему. Причем состоит она из двух белых субгигантов типа-А и красного карлика.

Тета — двойная звезда Махасим. Имеет главный компонент, который относится к переменным типа Альфа Гончих Псов. Другими словами, обладает сильным магнитным полем, а также точными линиями спектра кремния, стронция или хрома. Интересно, что у этой звезды обнаружили спутник 11-й величины.

Йота — Аль Каб является оранжевым гигантом. Это довольно яркий объект типа-К.

Эпсилон — Алмааз относится к затемнённым бинарным звёздам. В его состав входят сверхгигант и большой тёмный диск вокруг него.

Эта Возничего именуется Хедус II, что с латыни переводится как малыш. На самом деле, это бело-синий карлик, который относится к главной последовательности В-типа.

Дзета — двойной объект, причём затмевающий. Включает в себя красный сверхгигант и его спутник.

Дельта также является двойной звездой, которая состоит из оранжевого гиганта и спутника.

АЕ Возничего, в отличие от других, относится к убегающим звёздам. Это тип звёздных объектов, характеризующийся высокой скоростью движения.

Лямбда представлена двойной системой из субгиганта и его компаньона.

Существует ещё Гамма Возничего, которая сейчас принадлежит созвездию Тельца.

Сириус в культурах древности

Астрономия зарождалась как практическая наука – по звездам ориентировались мореплаватели и путники, составлялся календарь

Совсем не удивительно, что наши предки обратили внимание на эту яркую звезду

Сириус в Древнем Египте называлась Сотисом и олицетворял собой богиню земледелия Исиду. С первым появлением этой звезды на утренней заре (гелиактический восход) начинался разлив главной реки Египта — Нила, что приносило в долины плодородный ил и служило началом сезона сельскохозяйственных работ.

А в античные времена с Сириусом были связаны дни всеобщего отдыха, или просто каникулы (dies caniculares – «песьи дни»). Эта звезда возглавляет созвездие Большого Пса, которое древние греки и римляне связывали с богом Орионом и одноименным созвездием поблизости. Они считали даже их связанными и называли Сириус «Псом Ориона-охотника». Гелиактический восход Альфы Большого Пса совпадал с наступлением самого жаркого времени года (конец июня — начало июля), а зной в данном регионе предпочитали переносить отдыхая.

Китайские астрономы называли эту звезду Лан (Волк) или Тяньлан (Небесный Волк). И с ответами древних астрономов на вопрос о том, какая звезда – Сириус, связана первая его тайна – загадка цвета. В древних источниках указано, что свет этой звезды красный, а мы ее видим в голубовато-белом спектре. Но об этом речь пойдет чуть позже.

Факт № 7. Полярная звезда — самая яркая и одна из самых необычных цефеид на небе

После того, как в ядре звезды практически весь водород преобразован в гелий, светило вступает в фазу нестабильности. Давление излучения в ядре ослабевает, и оно начинает сжиматься, внешние же слои звезды, наоборот, увеличиваются в размерах — звезда становится гигантом или даже сверхгигантом. Кроме того, такое светило начинает пульсировать — испытывать колебания в размерах, температуре и блеске. Полярная звезда также пульсирует, то увеличиваясь, то уменьшаясь в объеме. Вместе с этим немного меняется и ее блеск, правда, совершенно незаметно для глаз. Колебания Полярной очень ритмичны и имеют период 3,97 суток — звезда работает точно, как часы.

Астрономы нашли множество подобных звезд и выделили их в целый класс звезд-цефеид (названных в честь звезды-прототипа δ Цефея). Цефеиды хотя и имеют схожие пульсации, не являются похожими друг на друга, как две капли воды. Они имеют разные массы, размеры, несколько различаются по температуре и, как следствие, имеют разные амплитуды и периоды пульсаций. Однако все цефеиды объединяет интересная зависимость: оказывается, периоды их пульсаций напрямую зависят от их светимости (количества испускаемого ими света): чем больше период, тем больше светимость таких звезд.

Открытие этой зависимости сыграло очень важную роль в астрономии, так как позволило определить расстояние до других галактик. Всего на небе существует около 40 классических цефеид, которые видны невооруженным глазом, и Полярная звезда — самая яркая и близкая из них. В связи с этим на протяжении последнего столетия астрономы очень тщательно исследовали ее переменность. И обнаружили, что звезда весьма «своенравна».

Еще в начале 1970-х годов амплитуда блеска Полярной изменялась в пределах 0,27m. Такое изменение блеска находится на грани обнаружения невооруженным глазом. После этого амплитуда Полярной, и без того небольшая, начала резко уменьшаться. Предполагалось даже, что к началу XXI века звезда вовсе перестанет быть цефеидой. Некоторые астрономы высказывали соображения, что Полярная звезда — первый зафиксированный случай прекращения пульсаций цефеиды из-за ее выхода за пределы полосы нестабильности вследствие эволюции. Однако в районе 1993 года уменьшение амплитуды пульсаций Полярной резко остановилось, и с тех пор составляет 0,032m. При этом яркость звезды увеличилась на 15%.

Амплитуда изменения блеска Полярной звезды (слева — в видимых лучах, справа — в красных) систематически уменьшалась в течение ΧΧ века, особенно в период 1970-1990 гг. Но в 1993 году внезапно остановилась в районе 0,03 зв. вел. Рисунок: D. Turner et al., 2009

Интересно, что в отличие от классических цефеид, внешние и внутренние слои атмосферы Полярной звезды колеблются в противофазе — режиме первого обертона. Некоторым астрономам это дало повод считать, что звезда не прекращает свои пульсации, а наоборот, находится в процессе развития к основному периоду в 5,7 дней, становясь обычной цефеидой с большим колебанием блеска.

Факт № 5. Полярная звезда имеет множество имен

Пожалуй, никакая другая звезда не имеет столько имен, сколько имеет Полярная. Почти все множество имен указывает на два главных ее признака: нахождение на полюсе и, как следствие, на ее неподвижность.

Многие народы считали Полярную звезду своеобразным колом, вбитым в небо, вокруг которого кружатся все остальные звезды. Отсюда происходят такие ее названия, как Небесный Кол, Прикол-звезда, Железный кол, Северный гвоздь, — названия, которые мы находим в тюркских и финно-угорских языках.

В Россию имя Полярная пришло из немецкого языка во время правления Петра I. До этого у Полярной звезды было другое имя, имеющее, впрочем, тот же смысл, — Северная. Более поэтично называли Полярную хакасы — Привязанный конь. (И здесь название отсылает нас к неподвижности этой звезды.) А для эвенков Полярная звезда виделась как Дыра в небе.

Названия Полярной, не имеющие отношения к ее местоположению, встречаются редко. Самым известным из таких имен является, пожалуй, имя Киносура, которое происходит от греческого слова Κυνόσουρα — «хвост собаки». Так называли Полярную звезду древние греки и римляне; но в ту эпоху Полярная еще не выполняла функцию собственно полярной звезды (2000 лет назад ближе к северному полюсу мира была звезда Кохаб или β Малой Медведицы).

Интересно, что на древних картах Полярная звезда действительно отмечает собой хвост, но не собачий, а длинный, не существующий в природе, хвост Медведицы.

Созвездия Большой и Малой Медведиц имеют длинные, не существующие у настоящих медведей, хвосты. Полярная звезда находится на кончике хвоста Малой Медведицы. Фото: J. C. Casado/TWAN

Существует интересная гипотеза происхождения имени Киносура. Именно так, согласно Аллену и другим исследователям звездных имен, называлось в древности все созвездие Малой Медведицы. В одной из версий мифа о рождении Зевса, бога-младенца кормили какое-то время в пещере две медведицы — Гелика (или Гелис) и Киносура, которые позже были вознесены на небо благодарным Зевсом. Гелика стала Большой Медведицей, а Киносура — Малой. Позже это название стало относиться только к Полярной звезде. В связи с этой легендой возникает только один вопрос: откуда у медведицы могло взяться такое странное имя?!

Факт № 4. Полярная — самая яркая звезда в созвездии Малой Медведицы

Полярная звезда входит в состав небольшого созвездия Малой Медведицы. Это созвездие не очень выразительно; самая главная его часть, астеризм Малый Ковш, состоит из 7 звезд. В отличие от Большого Ковша в состав Малого входит только три более или менее яркие звезды. Поэтому различить его на небе гораздо труднее.

Осенними вечерами ковш Большой Медведицы находится низко над горизонтом в северной части неба. Следуя от него наверх, можно легко найти ковш Малой Медведицы. Ручка Малого Ковша выгнута в другую сторону, нежели ручка Большого. Полярная звезда — крайняя в ручке ковша Малой Медведицы. Рисунок: Stellarium

Три самых ярких звезды Малой Медведицы имеют свои имена — Полярная звезда, а также звезды Кохаб и Феркад. Полярная звезда — крайняя звезда в ручке Малого Ковша. Кохаб и Феркад — крайние звезды в самом Ковше. Эти две звезды часто называют Стражами Полюса.

Как известно, астрономы издавна обозначают самые яркие звезды в созвездиях буквами греческого алфавита. Буквой «альфа» обозначается, как правило, самая яркая звезда созвездия, вторая по яркости — буквой «бета» и так далее, вплоть до буквы «омега» (это правило имеет нередкие исключения). Поэтому Полярная звезда это еще и альфа (α) Малой Медведицы. Немного уступающая ей в блеске звезда Кохаб — β, а звезда Феркад — γ Малой Медведицы.

Звездная «козочка» в составе Возничего

Капелла или альфа Возничего

На старинных картах Возничий представлялся человеком, который склонился на одно колено и держит в одной из рук стремя и узду, а во второй – пару маленьких козочек. Одной из этих милых животных в рисунке созвездия является его самая яркая звезда – альфа Возничего, шестая по яркости на всем небосклоне. Иначе данную звезду называют Капеллой, что в переводе означает – «козочка». Альфа Возничего является желтым гигантом и звездой первой величины, которая среди столь же ярких звезд значится как самая близко расположенная к северному полюсу мира. Данная звезда была известна еще с 2000 до н.э.

Свойства Капеллы

Капелла является спектрально-двойной звездой. Она обладает насыщенно желтым цветом, благодаря чему ранее ее часто сравнивали с Солнцем. Однако, кроме аналогичного цвета и температуры поверхности в 5700 К, Капелла и Солнце ничего общего не имеют. Данная звезда ярче Солнца в 150 раз и в 2,5 раза его тяжелее.

Компоненты А и В Капеллы

Итак, Капелла отнесена к категории двойных звезд, но оба компонента этой системы настолько близки к друг другу (их разделяет всего лишь 100 млн. км.), что их невозможно различить по отдельности даже в сильный телескоп. Спектрально-двойной данную звезду признали исключительно на базе изучения ее спектра. Оба компонента данной двойной системы является гигантами класса G, период вращения которых равен 104 дням. Капелла удалена от нашей планеты на 45 световых лет.

История

Созвездие Возничий, рисунок Яна Гевелия из его атласа созвездий

Обращаясь к вопросу происхождения данного созвездия, в настоящее время известно как минимум четыре главных истории, каждая из которых неразрывно связана с древнегреческой мифологией. Самое большое количество ассоциаций возникает с мифологическим богом-ремесленником Гефестом либо его сыновьями. В разных интерпретациях либо Гефесту приписывают изобретение первых колесниц, либо его сыновей Миртила или Эрихтония упоминают как возниц. Кроме того, в китайской мифологии принято считать, что четыре звезды Возничего вместе с еще одной звездой Тельца образуют древнее созвездие Пяти Колесниц в честь пяти императоров Поднебесной.

Список созвездий зимнего неба
Декабрь Овен·Кит·Эридан·Печь·Часы·Южная Гидра·Персей·Треугольник
Январь Резец·Золотая Рыба·Столовая Гора·Орион·Сетка·Телец
Февраль Возничий·Жираф·Большой Пес·Голубь·Близнецы·Заяц·Единорог·Живописец

Большой Ковш в качестве ориентира

Из-за близости к Полярной звезде, ковш Большой Медведицы с незапамятных времен используется в качестве полезного ориентира. С помощью ковша можно определить направление на север, а также найти некоторые яркие звезды и созвездия. Как это сделать?

Поиск Полярной звезды с помощью ковша

Направление на географический север указывает Полярная звезда. Следовательно, если вы путешественник, и вам нужно ночью сориентироваться на местности, нужно отыскать на небе Полярную звезду. Но как это сделать, ведь Полярная звезда далеко не самая яркая звезда, как это можно часто услышать. Да и созвездие Малой Медведицы, в состав которого она входит, маленькое и не яркое.

Вот тут нам и понадобится помощь ковша Большой Медведицы! Что нам понадобится, так это две крайние звезды в самом ковше, Дубхе и Мерак. (Они образуют дальнюю от ручки стенку ковшика.) Звезда Мерак находится внизу, а Дубхе вверху. Теперь мысленно проведите линию от Мерака к Дубхе и продлите ее далее, примерно на пятикратное расстояние Мерак – Дубхе. Линия укажет на Полярную звезду!

Яркость Полярной звезды такая же, как и яркость звезд Большого Ковша. Теперь определить направление на север очень легко, нужно лишь провести отвесную линию (перпендикуляр) от Полярной звезды к горизонту. Это и будет север.

Весенние созвездия и звезды

Ковш Большой Медведицы помогает найти главные звезды и созвездия весеннего неба. Они находятся непосредственно под ковшом, а также под его ручкой.

Большая трапеция, состоящая из 4 звезд примерно такой же яркости, что и ковш, образует зодиакальное созвездие Льва. Ярчайшая звезда созвездия, Регул, отмечает правый нижний угол трапеции.

Ручка ковша указывает на яркую звезду Арктур, которая в средней полосе России наблюдается по вечерам с февраля по октябрь. Арктур возглавляет созвездие Волопаса, похожее на трубочку мороженого.

Большой Ковш в качестве указателя на главные весенние созвездия и звезды. Рисунок: Stellarium

Продлив дугу от ручки ковша к Арктуру далее на юг, мы увидим яркую звезду Спику. Это светило возглавляет крупное зодиакальное созвездие Девы. Арктур, Спика и Регул — три главные звезды весеннего неба. Остальные созвездия — Малый Лев, Рак, Секстант, Чаша и другие — имеет смысл искать, отталкиваясь от созвездий Льва, Волопаса и Девы.

Еще раз обратите внимание: ковш Большой Медведицы весной находится практически в зените в перевернутом положении!

Зимние созвездия и звезды

Созвездия зимнего неба очень выразительные и яркие

Все они расположены довольно компактно и сразу обращают на себя внимание. Астеризм Зимний шестиугольник объединяет 6 ярчайших звезд зимнего неба (кроме Бетельгейзе) в огромную фигуру

На вершине шестиугольника находится звезда Капелла, возглавляющая созвездие Возничего. Чтобы найти ее, проведите линию от звезды Мегрец к Дубхе и продлите ее далее на пятикратное расстояние Мегрец – Дубхе. Линия укажет на яркую звезду 0m. Это и будет Капелла. Все остальные зимние звезды и созвездия находятся ниже Капеллы.

Большой Ковш и созвездия зимнего неба. Рисунок: Stellarium

Летние созвездия и звезды

Среди летних звезд выделяются яркие Вега, Денеб и Альтаир (на юге России еще и Антарес), а среди созвездий — Лебедь. На Вегу, Денеб, а также на созвездие Лебедя указывает линия, проведенная от звезды Фекда к звезде Мегрец, и продленная далеко за Мегрец. Первая по-настоящему яркая звезда на ее пути будет звезда Садр или гамма Лебедя.

Звезды Большого Ковша Фегда и Мегрец как указатели на созвездие Лебедя. Нажмите на картинку для увеличения. Рисунок: Stellarium

Садр находится в самом сердце созвездия Лебедя, которое похоже на крест. Недалеко располагается и Денеб, ярчайшая звезда Лебедя. Ну а дальше все просто, ведь Денеб входит в состав Летнего треугольника!

Осенние созвездия

Среди всех осенних созвездий выделятся созвездия Пегаса и Андромеды. На Пегас указывает линия проведенная от звезд Дубхе и Мерак к Полярной звезде и продленная дальше. Она пройдет у западного края Квадрата Пегаса.

Большой ковш в качестве указателя на осенние созвездия Андромеды Пегаса и Рыб. Нажмите на рисунок для увеличения. Рисунок: Stellarium