Центавр

Созвездие центавр (кентавр)

Как появились названия созвездий

Каждое созвездие имеет собственное название, закрепленное за ним Международным астрономическим союзом в 1928 году. Наименования территорий, где расположены небесные тела, делятся на две категории относительно времени, когда были обнаружены – древние и современные. По этой причине на схемах звездного неба можно встретить, как имена древних божеств греческого и римского пантеонов, так и названия существующих в настоящее время животных и птиц.

Древние напрямую связаны мифологией Греции и впоследствии поработившего её Рима. Эти созвездия названы в честь мифических существ, богов и полубогов, а также имеют по одной или более легенде, связанных с их переходом с земли на небо. Создание предысторий связано с тем, что в древности ночной небосвод имел большую роль не только для ориентирования на местности и во время земледелия – он был местом, куда попадают доблестные воины, если заслужат уважение богов.

Самые известные созвездия, относящиеся к категории старинных – Геркулес, Орион, Кассиопея, Центавр и Пегас.

Первым, кто занялся определением местонахождения и документированием этих участков звёздного неба, был Птолемей. Во втором веке он открыл 48 созвездий, большая часть из которых впоследствии и вошла в список существующих сейчас.

Современные названия включают в себя наименования животных, живущих в настоящее время – Тукан, Южная Рыба, Хамелеон и тому подобные. Их открыли Питер Дирксзун и Фредерик де Хаутман в 16 веке. Часть созвездий названа в честь астрономических, научных и бытовых приспособлений, введенных в использование Н. Л. де Лакайлем в 18 веке. К последним относятся Компас, Микроскоп, Киль, Печь и другие.

Зачем нужны созвездия?

Кстати, а зачем вообще нужны созвездия?

В древности люди придумывали созвездия, чтобы с их помощью лучше ориентироваться на звездном небе. Это было необходимо по двум причинам:

1. Звезды помогали определить стороны света и время суток.
  2. Звезды служили неподвижным фоном для отслеживания путей Солнца и Луны по небу, что в свою очередь было необходимо для составления календаря.

Сегодня в созвездиях нет большой практической необходимости. В эпоху GPS и ГЛОНАСС знание созвездий нужно крайне малому числу людей. Любители астрономии по-прежнему используют яркие созвездия для ориентирования на небе, а также для поиска тпланет, звезд, далеких туманностей и галактик. Профессиональные астрономы и вовсе не нуждаются в созвездиях, так как осуществляют поиск небесных объектов по их координатам.

Телец

Зодиакальное созвездие к северо-западу от Ориона. Миф утверждает, что Телец — это белый бык, в которого обратился Зевс, чтобы похитить дочь финикийского царя Европу; на нем она переплыла море и попала на Крит.

Ярко-красную звезду α Тельца часто называют Воловий Глаз. Ее арабское имя Альдебаран, т. е. «идущая вслед», так как она движется по небу за Плеядами — прекрасным рассеянным скоплением, в котором зоркий глаз различает шесть или даже семь звезд. Все они получили имена дочерей титана Атланта и океаниды Плейоны. По-гречески «Плеяды» и значит «дочери Плейоны». Рядом с Плеядами есть еще одно молодое скопление — Гиады (по мифу, сестры Плеяд) — широкая группа неярких звезд, окружающая Альдебаран. Для астрономов это наиболее ценное звездное скопление: оно расположено всего в 47 пк (153 световых года) от Солнца и позволяет изучать себя во всех деталях. Из-за близости к нам Гиады занимают на небе огромную площадь в 400 квадратных градусов, которую могли бы покрыть только 2000 лунных дисков! Альдебаран не входит в скопление Гиады, этот красный гигант вдвое ближе к нам.

8 Дракон

• Площадь: 1082,952 кв. гр.
  • Занимает от общей площади: 2,63 %
  • Аббревиатура: DRA

Существует несколько мифов объясняющих появление этого созвездия на небе. Один из них связан с последним, денадцатым, подвигом Геркулеса, который заключался в том, что он должен был принести царю Еврисфею три золотых яблока из чудесного сада гесперид. Когда Геркулес явился в сад и подошёл к яблоне, на чьих ветвях висели ослепительно сияющие золотые яблоки, на него тут же набросился пышащий пламенем дракон. Но, как известно, Геркулес — герой не из робкого десятка, змея не испугался и одолел чудище крепкими ударами палицей, после чего наконец нарвал золотых плодов и доставил их царю. А богиня Гера подарила дракону место на небе, превратив его в созвездие. Место на небосклоне Дракон занимает символичное — прямо у геркулесовых ног.

Именно в этом созвездии находится северный полюс эклиптики, а его звезда Тубан (она же α Дракона) была ближайшей к северному полюсу Мира звездой в период с 3700 до 1500 до н. э. и снова станет таковой в 21 000 г. н. э. Несмотря на своё название α Дракона не является самой яркой в созвездии. Самая яркая звезда в Драконе — Этамин (γ Дракона). Кроме своей яркости она также примечательня и тем, что наблюдение за ней привело английского астронома Джеймса Брэдли к открытию в 1725 году явления аберрации света.

Объекты глубокого космоса в Центавре

Созвездие является домом для эллиптической галактики Центавра А – одной из самых ярких галактик в ночном небе и шарового скопления Омега Центавра. Знаменитая туманность Бумеранг также находятся в Центавре. С этим созвездием связаны три метеорных потока: Альфа-Центавриды, Омикрон-Центавриды и Тета-Центавриды.

Эллиптическая галактика Центавр А (NGC 5128)

Центавр А – пятая по яркости галактика в небе и одна из ближайших к Солнечной системе радиогалактик. Это либо линзовидная, либо гигантская эллиптическая галактика, находящаяся на расстоянии от 10 до 16 миллионов световых лет.

Галактика имеет видимую звездную величину 6,84. Считается, что в его центре находится сверхмассивная черная дыра.

Возможно, что Центавр А столкнулась со спиральной галактикой, которую он сейчас пожирает. В результате на Центавре А происходит интенсивный всплеск звездообразования.

В диске галактики наблюдалось более 100 звездообразующих областей. В 1986 году в ней была замечена сверхновая типа Ia, SN 1986G, с взорвавшейся звездой – белым карликом.

Шаровое скоппление Омега Центавра – NGC 5139

Омега Центавра – это шаровое скопление в созвездии Центавра. Оно расположен примерно в 4º к югу от Центавра А. Скопление имеет видимую звездную величину 3,7. Находится на расстоянии 15 800 световых лет от нас. Оно вращается вокруг галактики Млечный Путь и является одним из самых больших, ярких шаровых скоплений, которые связаны с Млечным Путем. Скопление видно невооруженным глазом.

Первоначально названная звездой Птолемея, Омега Центавра была позже вновь открыта Эдмондом Галлеем, который в 1677 году назвал ее туманностью, а затем английским астрономом Джоном Фредериком Уильямом Гершелем, который признал ее скоплением в 1830-х годах.

Скопление содержит несколько миллионов звезд населения II. Его возраст оценивается примерно в 12 млрд лет. Звезды, расположенные в центре скопления, находятся очень близко друг к другу, всего в 0,1 световых годах.

Скорее всего, в центре скопления находится черная дыра. Ученые предполагают, что это скопление образовало ядро карликовой галактики, которая была разорвана на части и поглощена галактикой Млечный Путь.

В каком созвездии находится Земля?

Такой вопрос часто приходится слышать от любопытных школьников. Ответ прост: ни в каком!

Почему тогда имеет смысл вопрос, в каком созвездии находится Луна?

Потому что Луна, если наблюдать за ней с Земли, перемещается на фоне созвездий. Говоря, что «Луна находится в созвездии Тельца», мы имеем в виду, что Луна располагается в направлении созвездия Тельца. (Не в самом созвездии, а на его фоне.) То же касается и положения Солнца, а также планет на нашем небе.

Но если бы мы находились на Луне или на Марсе и смотрели на Землю, то, конечно, видели бы нашу планету на фоне созвездий. Вот тогда можно было бы спросить, а в каком, собственно, созвездии находится Земля?

Расположение на небе

На карте звездного неба система расположена в созвездии Кентавра и находится в правом переднем копыте этого мифологического существа. Увидеть ее на территории стран бывшего СССР не представляется возможным, т. к. созвездие можно наблюдать только в Южном полушарии. В Северном, на линии Дели-Кувейт-Хьюстон, оно появляется только над горизонтом и только в летнее время.

Компланарным, т. е. никогда не заходящим, созвездие является в районах южнее 29º ю.ш. С помощью Бета Центавры мореплаватели определяют расположение Южного Креста

Линия, проведенная через Хадар, входящий в число Южных указателей, определяет расположение этого важного в навигации созвездия, а также позволяет не перепутать его с Ложным Крестом

Обнаружить невооруженным глазом Альфа Центавру в ночном небе Южного полушария несложно. Надо продлить мысленно линию поперечины Южного креста вправо до ярко-оранжевой точки, которая и будет являться объектом поиска.

История

Центавр — древнее созвездие

В нем много ярких звезд, наверняка привлекавших к себе внимание древних наблюдателей

В частности, выделяется близкая пара α и β и, конечно, звезды Южного Креста, которые раньше входили в состав Центавра, и лишь потом были выделены в самостоятельное созвездие.

Еще в начале II тысячелетия в Месопотамии в этой части небосвода астрономы востока видели созвездие Кабан (или по другой версии перевода Созвездие холодов, имеющее форму свиньи, EN.TE.NA.BAR.CHUM / EN.TE.NA.MAŠ.LUM). Кроме того, похоже, что где-то между Кабаном и созвездием Волк (аналогичное было и в Вавилоне) находилось месопотамское созвездие (GISH).GAN.UR, что переводится как некое оружие. В греческой же традиции Центавр пронзает Волка дротом.

Конечно, кабан на кентавра не очень похож… Но не было ли здесь заимствования созвездия с переосмыслением образа и переименованием? Впрочем, эта теория не моя, и я на ней не настаиваю.

На античном небе Центавр представлялся фигурой, в одной руке державшей Волка, жертвенное животное, а в другой – деревянный жезл, тирс. Группа звезд, формировавшая этот тирс, иногда в древности выделялась в специальное созвездие Тирс.

Созвездие входит в состав каталога Птолемея. Птолемей насчитывает в нем 37 звезд.

У греков и латинян созвездие называлось Кентавр (Κένταυρος, Centaurus), Хирон (Χείρων, Chiron, Chyron) и Филирид (Phililyrides, как сын Филиры ). Римские поэты называли созвездие Минотавр – тоже, конечно, миксаморф, но нисколько не кентавр! Другие названия: что-то вроде “Двуформенный” (Geminus biformis у Германика), Получеловек (Semi Vir) и наоборот Полузверь (Semi Fer), Пеленор или Пелетроний по горе в Фессалии, где обитали кентавры. У Вергилия Шумноногий (Sonipes).

Арабы иногда изображали непривычное химерическое существо, человека с задней частью медведя, но созвездие у арабов называлось на греческий лад: Al Kentaurus или, адаптировано к арабскому уху, Taraapoz.

Ной; Шиллер и др.: Авраам с Исааком; Цезий: Навуходоносор, который отлучен был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него — как у птицы. (Дан. 4:28—34).

В «Небесной Геральдике» (1688 — 89 гг.) Эрхард Вейгель предлагал заменить все существующие созвездия на гербы государств, царствующих домов, гильдий и т.п.

По Вейгелю, Центавр — Корона Comitum (?).

В средневековых Альфонсовых таблицах использовалось имя Стрелец (Sagittarius), держащий чашу – уточнение, призванное отличить его от натурального Стрельца

Вообще, путаница между двумя небесными кентаврами – Стрельцом и Центавром, – подчас возникала, но мы не будем заострять на ней внимание

На первой небесной карте на русском языке Копиевского от 1699 года Центавр назван «Центавр Полконын» с пояснением: то есть наполовину конь, наполовину человек .

В русскоязычной научной традиции принято называть созвездие Центавр, с ведущей “Ц”, хотя мифологические существа, кентавры, пишутся с буквы “К”. (Такая же ситуация с созвездием Цефей.)

Реальный словарь классических древностей

В «Реальном словаре классических древностей» Ф. Любкера в статье «Созвездия» о созвездии говорится следующее.

Почему употреблено слово «звезда» в единственном числе, не понятно. Необъяснимая ошибка автора или переводчика.

Орион

Самое замечательное созвездие нашего неба. Оно занимает большую площадь и легко узнаваемо. В расположении его ярких звезд угадывается фигура охотника, к юго-востоку от которой сияет голубой Сириус, а к северо-западу — красный Альдебаран. В греческой мифологии Орион — сын Посейдона и Эвриалы, великий охотник.

Бетельгейзе (α Ориона) — красный сверхгигант со светимостью в 10 тыс. раз больше солнечной — представляет собой переменную звезду, ее блеск меняется от 0,4 до 1,3 звездной величины с периодом около 6 лет. Ригель (β Ориона) немного ярче, чем Бетельгейзе. У этой изумительной бело-голубой звезды светимость в 120 тыс. раз выше солнечной. Древние египтяне связывали Ригель с Сахом — царем звезд и покровителем умерших, а позже — с Осирисом. Самый интересный объект в созвездии — Большая туманность Ориона (М 42), лежащая ниже Пояса из трех звезд и удаленная от нас примерно на 1000 световых лет. Это лишь незначительная, нагретая молодыми звездами часть огромного облака, где формируются звезды. Основные процессы, приводящие к рождению звезд, протекают в недрах гигантских и очень холодных (-250 °С) газовых облаков, занимающих почти все созвездие Орион. Широко известна также темная туманность Конская Голова вблизи £ Ориона, восточной звезды Пояса.

Звёздные системы созвездия Кентавр

Созвездие Кентавр содержит следующие звёздные системы (туманности, скопления, галактики):

• Омега Кентавра (NGC 5139) — самое большое и яркое шаровое скопление, 17 000 св.лет {3,7}.
    Видно невооруженным глазом..
  • NGC 3766 — разреженное рассеянное скопление, примерно 100 звезд, 5500 св.лет {5,3}.
  • Голубая планетарная туманность (NGC 3918) — планетарная туманность, 3200 св.лет {8,4}.
    В телескоп похожа на Юпитер, если смотреть на него в бинокль.
  • NGC 4945 — спиральная галактика с перемычкой, 13 миллионов св.лет {8,4}.
  • Кентавр А, или Центавр A (NGC 5128) — линзовидная галактика с полярным кольцом, 11-12 миллионов св.лет {7,0}.
    Редкий тип галактик, в которых внешнее кольцо из газа и звезд вращается над полюсами галактики.
    По одной из гипотезе, полярное кольцо состоит из вещества, вытянутого из проходившей мимо галактики приливными взаимодействиями.
    Видна в бинокль; тёмная полоса пыли заметна только в телескоп с апертурой по крайней мере 100 мм.
  • NGC 5460 — большое рассеянное скопление, более 40 звёзд, 2500 св.лет {5,6}.

01 Созвездие Большая Медведица

Латинское название: Ursa MajorПлощадь (кв. градусы): 1280Число звёзд ярче 6m: 125

Созвездие Большой Медведицы лежит на северном небе. Созвездие Большая Медведица — самое большое северное созвездие и третье по величине созвездие на небе. Его самые яркие звезды образуют астеризм Большой Медведицы, одну из самых узнаваемых фигур на небе, также известную как Плуг. Большая Медведица хорошо известна в большинстве мировых культур и связана с рядом мифов. Это было одно из созвездий, занесенных в каталог греческим астрономом Птолемеем во II веке. В греческой мифологии он ассоциируется с Каллисто, нимфой, которую ревнивая жена Зевса Гера превратила в медведя.

Красивая легенда о созвездии Большая Медведица

Однако ревнивая жена Зевса Гера, которую не забавляли распутства ее мужа, нанесла бы еще больший ущерб. Разгневанная предательством Зевса, она превратила Каллисто в медведя.

Следующие 15 лет Каллисто жила как медведь, бродя по лесу и постоянно убегая и прячась от охотников. Однажды ее сын Аркас шел по лесу, и они столкнулись лицом к лицу. При виде медведя Аркас испуганно выхватил копье.

Увидев эту сцену с Олимпа, Зевс вмешался, чтобы предотвратить катастрофу. Он послал вихрь, который унес Каллисто и Аркаса в небеса, где он превратил Аркаса в созвездие Боэта, Пастуха, а Каллисто — в Большую Медведицу. В другой версии Аркас становится созвездием Малой Медведицы.

Список ярчайших групп звезд вне одного созвездия

Использование телескопа позволяет астрономам хорошо разглядеть не одно созвездие, где насчитывается 5 самых ярких звезд. Но светила нередко располагаются вне одной группы и представляют интерес для внимательного изучения. Они бывают похожими на рассеянные скопления, неправильные геометрические фигуры. Наблюдения за известными астеризмами обогащают знания ученых о дальнем космосе.

Ярчайшие группы звезд часто расположены вне одного созвездия, что неудивительно для опытных астрономов. Например, хорошо различимое находится в Северном полушарии и «подсвечивается» другими, не менее яркими звездами. А «Цефей» соседствует с «Малой Медведицей», где рядом на ночном небосводе можно увидеть прочие светила, отличающиеся высокой интенсивностью блеска.

Плеяды

Известное звездное скопление, расположенное в созвездии Тельца и названное в честь древнегреческих нимф.

Без помощи телескопа можно рассмотреть самые яркие светила:

1. Альциона;
  2. Атлас;
  3. Электра;
  4. Майя;
  5. Меропа;
  6. Тайгета;
  7. Плейона;
  8. Целено;
  9. Астеропа.

Звездное скопление Плеяды

Между тем звезд гораздо больше. По приблизительным оценкам, насчитывается до 3000 объектов разной массы, светимости и плотности. Принято считать, что Плеяды – одни из ближайших скоплений звезд к нашей планете. Расстояние до солнечной системы не превышает 135 парсек.

Гиады

Ближайшее к Земле рассеянное скопление звезд. Расстояние до Гиад составляет 45 парсек, но многие светила удалены от центра на значительное расстояние. Например, приливные хвосты растянулись на 800 pc. Отчасти на происхождение указывает возраст – приблизительно 650 000 000 лет. То есть, возможно, что Гиады сформировались одновременно с другим скоплением – Ясли.

К группе звезд относят свыше 700 объектов, а самыми яркими являются:

1. Тета2 Тельца;
  2. Эпсилон Тельца;
  3. Гамма Тельца;
  4. Дельта Тельца;
  5. Тета1 Тельца;
  6. Каппа1 Тельца;
  7. Ипсилон Тельца;
  8. Дельта3 Тельца;
  9. 71 Тельца.

Звездное скопление Гиады

Гиады располагаются на минимальном расстоянии до Солнца, ориентировочно 18.39608362839 парсек, 800 тысяч лет назад.

Летне-осенний треугольник (Денеб, Альтаир, Вега)

В Северном полушарии в средних широтах хорошо различим летне-осенний треугольник. Известный астеризм состоит из трех ярких звезд, расположенных в созвездиях α Лиры, α Лебедя и α Орла. Характерную фигуру на ночном небосводе можно увидеть зимой и весной из Южного полушария, находясь в Низких широтах. Здесь треугольник наблюдается в Северной части неба, лежащий низко над горизонтом.

Летне-осенний треугольник ярких звезд

Весенний треугольник (Арктур, Денебола, Спика)

Астеризм неплохо виден в России с приходом весны, но лучше всего различим в экваториальной части небосвода. Самые яркие звезды: Арктур, Спика, Денебол находятся в созвездиях – Волопаса, Девы и Льва. Ряд современных астрономов «улучшают» восприятие летнего треугольника и добавляют к известным светилам «двойное Сердце Карла» расположенное в созвездии Гончих Псов, чтобы наблюдать характерный ромб под названием Ожерелье Девы. В окрестностях полюсов астеризм разглядеть невозможно.

Весенний треугольник

Зимний треугольник (Сириус, Бетельгейзе, Процион)

Группа звезд расположена в экваториальной части небосвода и состоит из трех главных светил, расположенных в созвездиях Большого Пса, Ориона, Малого Пса. Зимний треугольник значительно меньше Весеннего, затмевается зимним кругом и наблюдается в Северном полушарии (ранней весной, осенью утром), на протяжении зимы. Его хорошо использовать для поиска зимней части Млечного Пути.

Зимний треугольник на ночном небе

Звёзды в созвездии Кентавра

Созвездие Кентавр содержит следующие звёзды (включая кратные):

• α (Альфа Центавра) — тройная система,
    состоящая из тесной двойной Альфа Кентавра (A и B) и Проксимы Кентавра
    (G2 + K1 + M5), 4,4 св.года {-0,01 + 1,3 + 11,0}. Третья по яркости звезда на небе.
  • β (Бета Кентавра, Агена) — голубой гигант (В1), 525 св.лет {0,6}.
  • γ (Гамма Кентавра, Менкент) — двойная (КО), 50 св.лет {2,1}. Компоненты видны в большой телескоп.
  • δ (Дельта Кентавра) — бело-голубой субгигант (В2), 395 св.лет {2,6}.
  • ε (Эпсилон Кентавра) — бело-голубой гигант (В1), 375 св.лет {2,3}.

Кроме того, в созвездии Центавр в 185 году вспыхивала сверхновая звёзда,
которую наблюдали 225 дней в Китае.

Большая Медведица, 1279,660 кв. градусов

Большая Медведица занимает 3,102% (почти 1280 квадратных градусов) северного небесного свода, и ее можно увидеть между широтами от + 90 до -30.

Это одно из самых узнаваемых созвездий на небе, его семь самых ярких звезд образуют астеризм, известный как Большая Медведица, хотя само созвездие на самом деле содержит около 209 звезд, самой яркой из которых является Алиот, расположенная в 81 световых годах от Земли.

Наряду с одним из самых узнаваемых звёзд, Орионом и Южным Крестом, Большая Медведица также является одним из старейших созвездий, известных древним, и занимает видное место во всех основных культурах и мифологиях.

Интересные факты

Звезда была впервые замечена и внесена в звездный атлас древними эллинами в IV в. до н.э. С их мифами связано и происхождение названия. По легенде Геракл убил мудрого кентавра, а владыка богов Зевс отправил его на небеса.

Первым, кто открыл наличие двойной звезды Центавры AB, стал в 1689 г. французский монах-иезуит Жан Ришо. Это открытие стало побочным продуктом его наблюдений за прохождением кометы, которое он проводил в Индии. Он заметил, описал и доказательно обосновал наличие этого явления.

Среди последних научных открытий, связанных с этим объектом, можно выделить сообщение обсерватории в Турине, сделанное в 2019 г., о возможном открытии в системе Проксимы еще одной экзопланеты, находящейся в поясе жизни звезды.

Справочный. Созвездия. Созвездие Центавр

СБ, 01/08/2011 — 09:41 — mav

Созвездие Центавр

Центавр (Кентавр) (лат. Centaurus) — большое старое созвездие южного полушария неба, принадлежащее Млечному Пути и очень богатое звездами. Наиболее яркие звёзды −0,1 и 0,6 визуальной звёздной величины. В Центавре находится ближайшая к Солнечной системе звезда — Проксима Центавра.  Это одно из давно известных созвездий, описанных еще Птолемеем (137г н.э.). Первоначально в него включались звезды, из которых позже образовали созвездие Южный Крест. Но и без них Центавр — большое созвездие, которое содержит много ярких звезд. Согласно греческим мифам, кентавр, попавший на небо, — это бессмертный мудрый кентавр Хирон, сын Кроноса и нимфы Филиры, знаток науки и искусства, воспитатель греческих героев — Ахилла, Асклепия, Язона. Другой мифологический кандидат в прототипы созвездия — кентавр Фол, случайно подстреленный Гераклом отравленной стрелой во время его пятого подвига. Созвездие видимо в широтах от +26° до −90°.
Лучшее время для наблюдения на территории России — март — апрель (в южных районах).

Интересные объекты
  • Ярчайшая звезда созвездия древние называли Ригель Кентаурус — «нога кентавра», а в наше время она известна как α Центавра, ближайшая к Солнцу звезда: до нее 4,3 св. года. У нее весьма большое собственное движение (3,68″ в год) и наибольший параллакс (0,751″). Это одна из ярчайших звёзд на небе и визуальная тройная; звёздные величины ее компонентов −0,04, 1,17 и 10,68. Главный из них по массе и спектру очень похож на Солнце. Третий, самый слабый, был открыт Р. Иннесом в 1915г и оказался самым близким к нам (4,16 св. года). Его назвали Проксимой («ближайшей») Центавра. Эта активно вспыхивающая звезда — маломассивный красный карлик, блеск которого может измениться вдвое всего за несколько минут. Яркие компоненты этой системы имеют орбитальный период 79,24 года, а их далекий слабый компаньон обращается примерно за 0,5 млн. лет.
  • Звезда Хадар (β Центавра) — десятая по яркости на небе; она тоже визуальная двойная с блеском компонентов 0,8 и 4,0; расстояние до этой системы 490 св. лет. Прямая линия, проведенная через Хадар и α Центавра (между которыми 4,5°) к востоку, проходит через Южный Крест. Эти звёзды известны как навигационный астеризм «Южные указатели».
  • крупнейшее шаровое скопление нашей Галактики — ω Центавра (NGC 5139), состоящее из нескольких миллионов звезд, среди которых 165 пульсирующих переменных с периодами около полусуток. Хотя расстояние до скопления 17 000 св. лет, оно самое яркое на небе.
  • необычная эллиптическая галактика NGC 5128, пересеченная клочковатой темной полосой пыли, по-видимому, в результате столкновения со спиральной галактикой; она известна также как мощный радиоисточник Центавр А.
  • несколько планетарных туманностей, среди них: туманность SuWt 2, Южная Крабовидная туманность и др.
карта список звёзд

Комментарии, вопросы? Пишите: [email protected]. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

Другие объекты

BPM 37093

В созвездии Центавра наблюдают пульсирующего белого карлика. Это переменная звезда с водородной атмосферой и высокой массой.

NGC 4622

Спиральная галактика находится на расстоянии более 100 млн св лет от Земли. В галактике наблюдается вспышка сверхновой.

2M1207

Есть в созвездии коричневый карлик, вокруг которого предположительно вращается экзопланета.

SN 1006

На изображении SN 1006, полученном «Чандрой», видны рентгеновские лучи от многомиллионноградусного газа (красный/зеленый) и высокоэнергетические электроны (синий).

В 1006 г арабские и китайские астрономы обнаружили на небе вспыхнувшую звезду в созвездии Волка. В 1965 г это подтвердилось: были обнаружены источники гамма-излучения.

Сегодня на месте звезды наблюдается облако газа и пыли диаметром 60 св лет. SN 1006 находится на расстоянии 6800 св лет от Земли.

Кроме перечисленных объектов созвездие Кентавр содержит более двухсот значительных звездных скоплений, галактик и туманностей.

Созвездие Центавра ‒ одно из самых крупных созвездий звездного неба. Его изучение постоянно приносит новые открытия. Если и будет когда-то отправлена межзвездная экспедиция, то пунктом назначения будет самая близкая к нам система ‒ Проксима Центавра.