Метеоритные кратеры на земле и в космосе

Что представляет собой лунный кратер?

Лунным кратером называется чашеобразное углубление на поверхности Луны, окруженное кольцевидным приподнятым валом и имеющее сравнительно плоское дно. Большинство лунных кратеров в соответствии с действующими современными представлениями представляют кратеры ударного типа. Лишь незначительная часть из них до этого момента относится к вулканическим кальдерам.

Сегодня на поверхности Луны можно свидетельства бомбардировки ее метеоритами, кометами и астероидами. Существует примерно полумиллиона кратеров, которые имеют размер свыше 1 км. Из-за того, что на Луне нет атмосферы, воды, а также не происходили значительные геологические процессы, кратеры оказались “законсервированы” и не подвергались существенным изменениям. Поэтому даже древние кратеры находятся на поверхности Луны в практически нетронутом состоянии.

Кратеров на Луне так много, что существует даже специальная классификация лунных кратеров (создана в 1978 г. Чарльзом Вудом и Лейфом Андерссоном), включающая 5 типов.

Определение возраста поверхности планеты по метеоритным кратерам

Метеоритные кратеры являются не последним из инструментов для определения древности поверхности на которой они расположены, для чего расчитывается так называемая плотность кратерирования.

Под плотностью кратерирования понималось либо количество кратеров определенных диаметров на единицу площади, либо отношение суммарной площади кратеров больше определенного диаметра к площади рассматриваемой поверхности. Наиболее подходящими для подсчета оказались кратеры диаметром от 4 до 10 км на площади 10 млн. км2, так как количество их достаточно для статистической обработки, а скорость разрушения не так велика, как у более мелких структур.

Получив значения плотности кратерирования различных поверхностей Луны и других планет, в частности Марса, и значения абсолютного возраста пород Луны, можно, используя сравнительно-планетологический метод, установить абсолютный возраст поверхности планеты.

Метеоритная бомбардировка играет существенную роль на ранних стадиях развития планет

Метеоритные кратеры имеют важное значение для датировки различных структурных поверхностей. Метеоритная бомбардировка является процессом, общим для формирования рельефа поверхности и структуры коры планет земной группы, в том числе и Земли

Космические снимки Земли показали, что и на нашей планете (как и других планетах земной группы) имеется большое количество кольцевых структур – следов падения метеоритов. При их исследовании была установлена одна интересная особенность: чем древнее изучаемый комплекс пород, тем большее количество кольцевых структур на нем дешифрируется. Многие из них были обнаружены в фундаменте под чехлом рыхлых пород.

Особенно много кольцевых структур выявлено на древних платформах — наиболее стабильных областях литосферы. Диаметр этих структур разнообразен и варьирует в широких пределах от сотен метров до десятков и сотен километров. Окончательно вопрос о происхождении многих кольцевых структур на Земле пока еще не решен. Несомненно, что эти структуры имеют различное происхождение. Однако часть их представляет собой разрушенные древние метеоритные кратеры, аналогичные тем, которые повсеместно покрывают поверхности других планетных тел.

Многие исследователи считают, что метеоритная бомбардировка Земли являлась главнейшим процессом на догеологической стадии ее развития. К сожалению, следы этой ранней метеоритной бомбардировки Земли оказались стертыми последующими процессами ее геологического развития — тектоническими движениями, магматизмом и метаморфизмом. Благодаря этому, и в особенности благодаря разрушительному воздействию атмосферы и гидросферы в настоящее время следы метеоритной бомбардировки Земли реконструируются с большим трудом.

Метеоритный кратер Волк Крик в Австралии – второй по величине на Земле, из тех что ещё похожи на метеоритные кратеры.

Подпишись, поделись, поддержи сайт!

Читайте еще Почему Новую Зеландию считают самым безопасным местом на Земле?

Любопытно Что такое стендап. И как его пишут

Читайте дальше Если Грузия считает Россию врагом, то зачем она строит дорогущую дорогу прямиком в Россию?

К вашему вниманию Пятёрка школьных заблуждений о Византии

Только для вас 10 фактов, почему наша Земля оказалась идеальной для появления жизни

Будет интересно Консервы из болота. Как в древности люди хранили продукты когда не было холодильников

Читайте еще Раньше слова «жарить» не было! Какое слово говорили вместо него во времена Руси

Дома лучше — Привычные вещи середины XX века, которые сейчас выглядят абсурдными

Смотрите наш канал на ютубе — https://www.youtube.com/channel/UCi9ynnWGrHL5T19xnXUgi7g?

Исследования, каких кратеров проводились

Кратер Гейл был изучен совсем недавно с помощью марсохода Кьюриосити. Но это не единственная структура, представляющая интерес. Помимо него существует так же впадина Эллада, кратер Королев и совсем необычные образования, вроде Orcus Patera, которые до сих пор остаются загадкой астрономии.

Ситуация выглядит так, будто метеорит размазал вулканическое озеро, после чего оторвался от планеты. Кажется логичным версия ледяного астероида, который просто растаял в магме, но никаких следов воды не было обнаружено.

Именно следы воды являются основной целью изучения кратеров планеты. Научным сообществом давно доказано, что существование воды на поверхности планеты невозможно, но впадины дают шанс на исследование глубин. А существование воды в жидком виде это доказательство существования жизни, хотя бы в виде простейших организмов.

Например, кратер Гусев дал материалы для исследования остатков пепла и стекла, не встречавшихся ранее на планете. Оказалось, что по поверхности грунта остатки астероида были разнесены водой.

После было обнаружение кратера Эндьюранс. В результате песчаной бури марсоходу пришлось укрыться в этом образовании. Но в итоге были найдены следы грунтовых вод.

В результате последней миссии отправленной на Марс были получены данные о минералогии строении грунта планеты, были найдены остатки первого железного метеорита. Миссия изучала все тот же кратер Гейла, данные о котором до сих пор до конца не обработаны.

Планета Марс хранит множество тайн, изучаемых марсоходами. Исследование кратеров, истории их образования на поверхности планеты позволяют строить теории о жизни в космосе, наличии воды в глубинах и строении грунта. Все эти данные позволяют делать идею колонизации более реальной и обоснованной.

Сбор марсианского грунта

Судя по всему, марсоход Perseverance возьмет образцы марсианского грунта сразу с нескольких мест. В августе 2021 года я уже рассказывал о первой попытке аппарата собрать интересующий ученых материал. Марсоход успешно пробурил скважину на поверхности планеты и в автоматическом режиме попробовал заполнить капсулы грунтом. Однако впоследствии выяснилось, что емкости для материалов оказались совершенно пусты. Исследователи выдвинули два предположения. Во-первых, в программе по сбору грунта могла возникнуть ошибка. Во-вторых, во время работы буровой установки грунт мог осыпаться вниз и не попасть в контейнеры. Подробнее об этой ситуации вы можете почитать на нашем сайте.

Марсоход Perseverance и вертолет Ingenuity

Образование кратера

По расчетам исследователей, настолько крупный кратер мог образоваться только в случае падения Ганимед небесного тела диаметром 150 километров. При этом скорость его движения должна была составить не менее 20 километров в секунду. Если предположить, что такое событие имело место быть в истории Вселенной, то оно произошло около четырех миллиардов лет назад. Примечательно, что мощное столкновение должно было спровоцировать возникновение больших изменений в структуре спутника. А они, как раз-таки, имеются.

Строение Ганимеда

Считается, что внутренности спутника Ганимед имеют сложную структуру, которая как минимум состоит из коры, мантии и ядра. И это при том, что аналогичный по размерам спутник Юпитера под названием Каллисто не обладает сложной структурой. Поэтому ученые считают, что в истории Ганимеда действительно произошло серьезное событие, которое серьезно повлияло на его структуру. А вот история Каллисто сравнительно скучна, поэтому ее структура проста. Возможность разделения внутренностей Ганимеда на кору, мантию и ядро в ходе естественной эволюции космического объекта ученые считают маловероятной.

Каллисто — еще один спутник Юпитера

Одним из немногочисленных интересных моментов в истории спутника Каллисто можно считать падение объекта, который оставил после себя кратер диаметром 3800 километров. Так как диаметр кратера в два раза меньше образовавшейся ямы на Ганимеде, считается, что с Каллисто столкнулось гораздо меньшее небесное тело. А он не мог спровоцировать возникновение глобальных изменений на поверхности кратера.

Важно отметить, что в Солнечной системе есть и другие крупные ударные кратеры. Например, на Марсе есть равнина Утопия диаметром около 3300 километров

Самый большой ударный кратер на Земле расположен неподалеку от африканского города Йоханнесбург — речь идет о кратере Вредефорт диаметром около 300 километров. Также есть расположенный в Антарктиде кратер Земли Уилкса диаметром 500 километров, но ученые пока не уверены, что он образовался после удара небесного объекта.

Исследование сайта

Миссия Марсианская научная лаборатория (НАСА)

Из-за своей особой озерной истории нижняя равнина Эолис-Палус в кратере Гейла была выбрана местом посадки марсохода Curiosity миссии Марсианской научной лаборатории , который приземлился там 6 августа 2012 года . Цель этой миссии — определить прошлую и настоящую обитаемость Марса и, следовательно, выявить возможные следы прошлой жизни; по этой причине место его разведки априори должно было быть наиболее благоприятным для жизни и сохранения каких-либо следов.

Эллипс посадки, предусмотренный для MSL, на этот раз расположен к северо-западу от центральной горы, горы Шарп , в отличие от того, который был предусмотрен для марсохода Spirit .

Лаборатория ЭкзоМарс (ESA)

Кратер Гейла также является одним из потенциальных мест, выбранных Европейским космическим агентством в рамках миссии ExoMars , запланированной на конец десятилетия.

Любопытство

В 2014 году марсоход Curiosity исследовал кратер. Впоследствии НАСА объявило, что большое озеро заполнило кратер Гейла, который в течение миллионов лет питался реками.

Почему пустыня Атакама самая сухая в мире

Пустыня Атакама считается самой сухой пустыней на планете. Этому способствуют три фактора.

Первый заключается в том, что пустыня находится на западной стороне Анд. А преобладающие ветра в этом регионе идут с востока. Как видно на схематичном рисунке, преобладающие юго-восточные пассаты, несущие влажный воздух, вынуждены подниматься. Влага конденсируется и оседает на восточной стороне Анд. Это явление известно как дождевая тень.

Примерная схема, объясняющая почему пустыня Атакама самая сухая в мире

Примечательно, что с западной стороны расположен Чилийский береговой хребет. Он в свою очередь не пускает в Атакаму незначительные ветра с западной стороны. Фактически пустыня Атакама находится в двойной дождевой тени.

Второй фактор — высокое давление воздуха. По сути, нисходящий поток воздуха нагревается, а соответственно любая влага внутри превращается в водяной пар. То есть это максимум туман, но никак не осадки.

Третий фактор — холодное течение Гумбольдта в Тихом океане. Все береговые ветра охлаждаются, поэтому они не могут впитывать влагу из океана.

В итоге совокупность таких эффектов и создает самое сухое место на Земле.
Более сухая часть этого региона расположена к югу от реки Лоа.

Атакама настолько засушливая, что многие горы выше 6000 метров не имеют ледников. Только самые высокие пики (такие, как Ojos del Salado, Monte Pissis и Llullaillaco) имеют постоянный снежный покров.

Критика теории падения метеорита

Все пришли к единому мнению о падении небесного тела в месте возникновения этого ударного кратера. Тем не менее, предлагаемый сценарий или часть воздействия мелово-третичного кризиса все еще является предметом обсуждения.

Связь между падением метеорита и массовым вымиранием

Падение гигантского метеорита в конце мелового периода сейчас является общепризнанным. С другой стороны, более подробно обсуждается связь между этим метеоритом и мелово-палеогеновым вымиранием ; действительно есть другие теории вымирания, в которых метеорит не обязательно играет исключительную роль.

Это массовое вымирание — не самое радикальное, что Земля знала в прошлом. Есть и другие, где пока невозможно отметить соответствие периода массового вымирания и образования ударного кратера

Например, пермско-триасовое вымирание , самое важное в фанерозое , знаменующее конец палеозоя , 251 миллион лет назад, скорее связано с сибирскими ловушками. Был обнаружен ударный кратер Bedout диаметром 173  км , но на сегодняшний день нет единого мнения.

Опрос о сопутствующем воздействии / исчезновении

Исследования, в основном проводимые Гертой Келлер , пытались поставить под сомнение ответственность Чиксулуба за вымирание мелового периода. Действительно, по ее словам, падение астероида Чиксулуб предшествовало бы массовому вымиранию мелового периода как минимум на 300 000 лет. В 2009 году ученые идентифицировали 52 вида, присутствующих в обоих слоях отложений до и после удара Чиксулуб, показывая, что падение астероида не привело к катастрофическому снижению биоразнообразия.

Новое исследование, опубликованное на 7 февраля 2013 г.в журнале Science и опираясь на высокоточные методы радиометрического датирования, указывает, что метеорит упал на Землю 66 038 000 лет назад, максимум за 32 000 лет до исчезновения динозавров, что свидетельствует в пользу причинной связи между двумя событиями. .

Метки

• 2012DA14
  • автоматическая межпланетная станция(АМС)
  • азот
  • хаос
  • Хаябуса
  • Церера
  • Чесапик (Chesapeake)
  • Шеннон Люсид (Shannon Lucid)
  • ЭкзоМарс
  • Western Butte
  • Windjana
  • Zechstein

Последствия падения астероида

Последствия падения астероида ученые вывели, изучая мел-палеогеновый слой, который нашли в 300 местах по всему миру.

Пожары уничтожили всю растительность

Ближе к месту удара животные и растения погибли либо от выжигающих температур, от диких ветров, от землетрясений, цунами или валунов, падающих с неба. Дальше, даже на другой стороне земного шара, виды страдали от цепной реакции вроде отсутствия солнечного света.

В тех регионах, где живая среда не была уничтожена пожарами, температуры уничтожили еду для животных, а кислотные дожди испортили запасы воды. Что еще хуже, мусор в воздухе привел к тому, что на поверхности Земли стало так же темно, как и в неосвещенной пещере, поставив точку в фотосинтезе и уничтожив пищевые цепочки.

По мере того, как растительность ушла, травоядным стало нечего есть. Если травоядные умирают, становится нечего есть плотоядным. Выжить стало невозможно. Все, что не сгорело, умерло от голода.

Кислотные дожди, пепел, отсутствие солнечного света погубили растения

Окаменелости показывают, что не выжило ничего больше енота. Небольшие существа получили шанс, поскольку их обычно больше, они меньше едят и могут быстрее воспроизводиться и адаптироваться.

Пресноводные экосистемы, в принципе, чувствовали себя лучше сухопутных. Но в океане все пошло прахом, все пищевые цепочки коллапсировали.

В то время как длинная зима остановила фотосинтез, ее воздействие было больше в том полушарии, которое вступало в период вегетации. «Если вы находитесь в начале лета в северном полушарии, например, и вам выключают свет во время вегетационного периода, возникают проблемы».

Окаменелости указывают на то, что в Северной Америке и Европе после этого ада было лучше всего. Это говорит о том, что в северном полушарии начиналась зима, когда упал астероид.

Но даже в наиболее пострадавших районах жизнь вскоре поползла обратно.

Анализ почвы и изучение окаменелостей проливают свет на то, что было до и после

Восстановление заняло много времени. Потребовались сотни, если не тысячи лет, чтобы восстановить экосистемы. Ученые предполагают, что в океанах потребовалось три миллиона лет, чтобы органический материал смог вернуться к нормальной жизни.

Как и после лесного пожара сегодня, папоротники быстро заселили обгоревшие места. В экосистемах, которые избежали нашествия папоротников, преобладали заросли водорослей и мхов.

В тех районах, которые избежали худших разрушений, некоторые виды выжили, чтобы заново заселить планету. В океанах выжили акулы, крокодилы и некоторые виды рыб.

Исчезновение динозавров означало, что открыты новые экологические ниши. «Именно миграция млекопитающих видов в эти пустые экологические ниши привела к тому обилию млекопитающих, которое мы наблюдаем в современном мире», говорит Дурда.

Дизонавры поги бли, но гнекоторые млекопитающие выжили

Когда ученые будут бурить кратер этой весной, они снова будут пытаться получить более четкое представление о том, как сформировался кратер, и о последствиях падения для климата.

Кроме того, ученые взглянут на минералы и трещины в породах и попытаются понять, что там могло жить. Бурение поможет нам понять, как восстанавливалась жизнь.

Хотя многие виды и отдельные организмы погибли, другие формы жизни начали процветать в их отсутствие. Это двойная картина бедствия и возможности повторялась многократно в течение всей истории падений Земли.

В частности, вполне вероятно, что если бы астероид не ударил Землю 66 миллионов лет назад, ход эволюции был бы совершенно другим — и люди могли не появиться. «Иногда я говорю, что кратер Чиксулуб стал тиглем человеческой эволюции», говорит Кринг.

Если бы не астероид, то ход эволюции мог быть совсем иным

Он также предположил, что падения крупных астероидов могли помочь жизни зародиться.

Когда астероид упал, сильное тепло вызвало сильную гидротермальную активность в кратере Чиксулуб, которая могла продолжаться 100 000 лет.

И она могла позволить термофилам и гипертермофилам — экзотическим одноклеточным организмам, которые процветают в горячих, химически обогащенных средах — обосноваться внутри кратера. Бурение позволит проверить эту идею.

С самого своего рождения Земля регулярно подвергалась бомбардировкам. В 2000 году Кринг предположил, что эти удары создали подземные гидротермальные системы вроде тех, что, возможно, сформировалась в кратере Чиксулуб.

Эти горячие, химически богатые, влажные места могли дать начало первым формам жизни. Если это так, то жароустойчивые гипертермофилы были первыми формами жизни на Земле.

Садбери

Второй по величине ударный кратер Садбери находится в канадской провинции Онтарио. Он был оставлен кометой диаметром 10 километров 1,85 миллиардов лет назад. Изначально, как и любой ударный кратер, был круглой формы. Однако вследствие разнообразных геологических процессов приобрел овальную форму. По периметру Садбери находятся значительные по размеру месторождения медной и никелевой руды.

LT Чиксулуб — след от огромного метеорита, из-за которого вымерли динозавры. Ударные кратеры Земли.

Чиксулуб

Чискулуб – один из древнейших ударных кратеров на Земле. Его диаметр составляет 180 километров. Это третий по величине ударный кратер на Земле. Он расположен в Мексике, на полуострове Юкатан. Предположительно, его возраст составляет около 65 миллионов лет. Название кратера происходит из языка майя и означает «демон клещей». Это название служит указанием на высокую концентрацию паразитиформных насекомых в местности расположения кратера.

Чиксулуб

Метеорит, в результате удара которого был образован кратер, в диаметре составлял около 10 километров. Энергия удара по оценкам экспертов составляет примерно 100 000 гигатонн в тротиловом эквиваленте. Существует также теория, что удар этого метеорита стал еще и причиной цунами. Частицы пыли, поднятые в результате столкновения, вызвали некоторые климатические изменения, подобие ядерной зимы, продолжительностью в несколько лет.

По теории  Луиса Альвареса и его сына Уолтера Альвареса именно метеорит, образовавший Чискулуб, является тем метеоритом, падение которого стало причиной гибели динозавров. Однако истинность этой теории по сей день не доказана, и по ее поводу еще не утихают жаркие споры.

Маникуаган

Маникуаган и Попигай

Маникуаган расположен в центральной части провинции Квебек в Канаде. Он стал результатом столкновения Земли с астероидом диаметром 5 километров. Размер кратера – сто километров в диаметре, однако вследствие коррозионных  процессов видимый размер Маникуагана уменьшился и сейчас составляет 71 километр. Возраст кратера по оценкам специалистов составляет 214-215 миллионов лет.

Попигай

Попигай находится в бассейне одноименной реки в Сибири. Часть кратера расположена в Красноярском крае, часть – в Якутии. Наиболее близкий к кратеру населенный пункт – село Хатанга – находится примерно в четырехстах километрах от него. Территория же самого кратера не заселена. Возраст Попигая составляет примерно 36 миллионов лет. Котловина кратера была в 1946 году открыта Кожевиным. В семидесятые годы была обнародована гипотеза о том, что кратер образован вследствие столкновения с поверхностью Земли метеорита. В 2012 году стали известны сведения о том, что на территории кратера имеют место крупные залежи алмазов. В 2013 году планируется еще одна экспедиция, направленная на более подробное изучение Попигая.

Акраман

Акраман и Чесапик-Бей

Австралия, штат Южная Австралия – вот месторасположение Акрамана, ударного кратера, образованного в результате падения астероида-хондрита размером 4 километра в диаметре, плотностью 3г/см³ и упавшего со скоростью 25 км/с. Взрыв, произошедший в результате падения этого космического тела, привел к распространению обломков на расстояние до 450 километров. Дальнейшие геологические процессы привели к деформированию кратера. Возраст Акрамана составляет около 590 миллионов лет.

Чесапик-Бей

Чесапикский ударный кратер, или Чесапик-Бей был сформирован метеоритом, упавшим на восточное побережье континентальной части Северной Америки.  Столкновение произошло около 35,5 миллионов лет назад. Это наиболее крупный морской ударный кратер, а также самый большой кратер метеоритного происхождения на территории Соединенных Штатов Америки. Его появление в дальнейшем оказало влияние на формирование границ Чесапикского залива.

MetaBallStudios. CRATERS Size Comparison 3D