Юпитер планета солнечной системы

Юпитер

Атмосфера планеты

Как и все газовые гиганты, Юпитер состоит преимущественно из водорода и гелия. Физическая модель планеты – сферическое, сплюснутое с полюсов облако газа, на глубине около 0,25 ее радиуса переходящего в твердое металлическое состояние. Атмосфера Юпитера – газовый слой толщиной около 1000 км в котором происходит постоянная циркуляция больших масс облаков. Они движутся в направлении вращения планеты со скоростью от 50 до 150 км/с. Скорость вращения слоев атмосферы разнится в зависимости от широты. На экваторе – течение воздушных масс самое быстрое.

Плотные облачные массы из пылинок аммиачного льда, метана и небольшого количества воды, наполняющие «атмосферу», непроницаемы в оптическом диапазоне, поэтому наблюдения в телескоп не дают точных сведений о составе и внутреннем строении планеты.

Измерения излучения Юпитера в радиодиапазоне показали наличие постоянного притока тепла из недр. Объем тепла, излучаемого его поверхностью, в два раза больше, чем получаемая им энергия Солнца.

Химический состав

Линии спектрального анализа указывают на наличие в составе планетного вещества азота, серы, углерода, железа и кислорода, но подсчитать их процентное соотношение пока не представляется возможным.

Содержание основных элементов и соединений:

• водород – 90%;
  • гелий – 10%;
  • метан – 0,%;
  • водяной пар – 0,1%;
  • аммиак – 0,02%;
  • этан – 0,0002%;
  • фосфин – 0,0001%;
  • сероводород – меньше 0,0001%.

В верхних слоях атмосферы присутствует некоторое количество благородных газов: аргона, криптона, ксенона, а также ацетилен, деацетилен, моноксиды и диоксиды углерода, арсин, герман, водяной лед.

Физические свойства

Планета находится в состоянии гидродинамического и термодинамического равновесия. Большинство видимых изменений происходят на поверхности облачного слоя, глубина которого  около 50 километров. Этот бурлящий газовый океан порождает непрерывную электрическую активность – отдельные вспышки молний, длиной до нескольких тысяч километров имеют потенциал, превышающий земные на три порядка.

Разделенные горизонтальными темными полосами антициклонов, восходящие потоки – так называемые «зоны» и нисходящие – «пояса» имеют контрастную окраску от сине-белого и светло-бежевого до коричневого. Более темные слои – более глубокие, светло-голубые – находятся ближе к поверхности.

Некоторые физические характеристики Юпитера:

• Минимальная температура видимого слоя облаков – 110 К.
  • Средняя температура видимого слоя облаков – 150 К.
  • Альбедо (индекс отражающей способности) – 0,52.
  • Давление внутри ядра – более 800 ГПа.
  • Температура ядра – более 25 000 К.
  • Напряженность магнитного поля – 318 А/м.
  • Концентрация электронов в ионосфере – 105 см-3.
  • Энергетический потенциал электронов во ионосфере – 3–10 МэВ.
  • Средняя плотность вещества – 1, 326 г/см3

В районе северного полюса планеты обнаружен устойчивый источник пульсирующего радиоизлучения. На других планетах подобного явления пока не зафиксировано и гипотез его возникновения современная астрономия не имеет.

Большое красное пятно

На «стыках» зональных течений формируются устойчивые водовороты – гигантские циклоны, нередко превышающие диаметром Землю. Самый известный вихрь – Большое красное пятно – наблюдаемый более 300 лет, за последнее столетие сократил диаметр почти в два раза, но все еще остается самым большим циклоном солнечной системы (15 х30 тыс. км). Скорость ветра внутри Большого Красного Пятна – 360 км/ч.

Исследования Юпитера

Дата Событие Открытие Факты
1973 год Космический аппарат НАСА «Пионер-10» совершил первый облет Юпитера Первые изображения Юпитера крупным планом;

Огромное магнитное поле планеты, которое задерживает заряженные частицы от Солнца, создавая смертельно опасное радиационное поле.

Чтобы выжить, космические аппараты, исследующие Юпитер, должны иметь защиту от радиации.
1979 год Космические аппараты НАСА «Вояджер-1» и «Вояджер-2» пролетели мимо Юпитера Близкие изображения галилеевых спутников, которые показали, что это сложные миры сами по себе, с вулканами, океанами и другими важными особенностями. Зонды также увидели слабую систему колец Юпитера. Последние данные с космического аппарата НАСА «Юнона» свидетельствуют об отсутствии ядра.

Размер, масса и орбита

Масса – 1.8981 x 1027 кг, объем – 1.43128 x 1015 км3, площадь поверхности – 6.1419 x 1010 км2, а средняя окружность достигает 4.39264 x 105 км. Чтобы вы понимали, по диаметру планета в 11 раз крупнее нашей и 2.5 раз массивнее всех солнечных планет.

Полярное сжатие 0,06487

268,057°
Склонение северного полюса 64,496°
Альбедо 0,343 (Бонд)
0,52 (геом. альбедо)

Это газовый гигант, поэтому его плотность – 1.326 г/см3 (меньше ¼ земной). Низкая плотность – подсказка для исследователей, что объект представлен газами, но все еще продолжаются споры о составе ядра.

Планета отдалена от Солнца в среднем на 778 299 000 км, но эта дистанция может меняться от 740 550 000 км до 816 040 000 км. На проход орбитального пути уходит 11.8618 лет, то есть один год длится 4332.59 дней.

Перигелий 7,405·108 км

4332,589 дня
Синодический период

обращения

398,88 дня
Орбитальная скорость 13,07 км/с (средн.)
Наклонение 1,03° (относительно эклиптики)
Долгота восходящего узла 100,556°
Аргумент перицентра 275,066°
Спутники 79

Но у Юпитера наблюдается одно из самых быстрых осевых вращений – 9 часов, 55 минут и 30 секунд. Из-за этого в солнечных днях год занимает 10475.8.

Интересные факты о самой большой планете Солнечной системы

Ио и Юпитер, запечатленные Новыми Горизонтами в 2008 году

Давайте узнаем больше интересных фактов о Юпитере. Возле северных и южных полюсов самой большой планеты Солнечной системы наблюдаются полярные сияния. Но здесь они намного интенсивнее и практически не останавливаются. На это влияет мощное магнитное поле и поступающий материал от вулканов Ио.

Есть плотная атмосфера, где ветер разгоняется до 620 км/ч. Всего за несколько часов формируются мощнейшие штормы. Наиболее популярный – Большое Красное Пятно, наблюдаемое с 1600-х гг.

С обнаружением экзопланет мы поняли, что планеты способны по размеру превосходить нашего газового гиганта. Кеплеру уже удалось найти более 300 супер-юпитеров. Среди примеров стоит вспомнить PSR B1620-26 b, считающийся старейшей планетой (12.7 млрд. лет). Кроме того, есть HD 80606 b с наиболее эксцентричной орбитой.

Интересно то, что в теории есть планеты, которые в 15 раз крупнее Юпитера. При синтезе дейтерия они становятся коричневыми карликами. Наименование Юпитер получил от римлян в честь верховного божества.

Магнитное поле Юпитера

Юпитер обладает мощным магнитным полем, которое в 14 раз сильнее магнитного поля Земли. Есть две основные версии, объясняющие наличие столь мощного магнитного излучения:

1. Наличие металлического ядра;
  2. Поле формируется благодаря металлическому водороду, сконцентрированному ближе к ядру.

Магнитосфера направлена в сторону Солнца и имеет протяжённость 7 млн. км. Это самое сильное магнитное поле в Солнечной системе. Основным источником заряженных частиц для поля стало действие вулканов спутника Ио. Извергаемые вулканом газ и мелкие частицы захватываются магнитным полем. Скорость вращения поля примерна равно скорости вращения самой планеты – около 10 часов. Наличие такого магнитного поля значительно затрудняет исследование планеты. Если не поставить хорошую защиту, оно приводит в негодность всю электронную начинку космических аппаратов.

Радиационные пояса

Магнитное поле планеты удерживает заряженные частицы, что формирует радиационные пояса. Магнитное поле напоминает пончик, внутри которого и находится плазменное радиационное поле. Пояса радиации состоят из фотонов, протонов, альфа-частиц и незначительном числе других ядер.

Большое рентгеновское пятно

При изучении Юпитера в рентгеновской диапазоне волн в полярных областях обнаружены яркие пятна. Пятно есть на обоих полюсах, но на Северном оно значительно большего размера. Пятно пульсируют с периодичностью около 45 минут. Первое наблюдение за этим эффектом было сделано учеными обсерватории Чандра в 2000 году. Природа данного явления пока до сих пор не ясна.

Полярные сияния

Как и на Земле, на Юпитере наличие магнитной оболочки обуславливает существование полярного сияния. Оно формируется и на Сереном, и на Южном полюсе. Если на Земле сияние создаётся под воздействием солнечных бурь. На Юпитере эти процессы могут проходить автономно. Вулканы Ио создают запас протонов и ионов. В дело вступает магнитное поле и высокая скорость вращения планеты. Магнитосфера разгоняет частицы, и в районе полюсов они сталкиваются с атмосферным газом, при столкновении и образуются яркие вспышки – полярное сияние.

Спутники

Ученым досконально неизвестно, сколько всего спутников у Юпитера. Самыми известными и ранее открытыми являются четыре галлиевых спутника. В 1610 году при наблюдении за Юпитером их обнаружил Галилео Галилей. Астроном заметил четыре объекта, которые вели себя не как другие открытые ранее планеты. Наблюдая за ними в течение некоторого времени, Галилей сделал вывод, что эти объекты обращаются вокруг Юпитера, а значит, являются его спутниками.

Объекты имеют следующие имена и характеристики:

Ио

Ближайшее небесное тело к Юпитеру, имеет диаметр 3 642 км. Из-за высокого содержания серы его поверхность имеет желтый цвет, также на ней находится более 400 активных вулканов, что является рекордным показателем среди всех объектов Солнечной системы.

Европа

Данный спутник знаменит своей гладкой поверхностью. Небесное тело обладает диаметром в 3 120 км, и на нем практически отсутствуют кратеры. Зато присутствуют трещины и полосы, из-за чего Европа имеет серо-коричневый окрас.

Ганимед

Является самым крупным спутником в Солнечной системе: его диаметр равен 5 268 км. Поверхность состоит из участков, усеянных кратерами, а также из скалистых областей. Внешне Ганимед серого цвета из-за силикатных пород и ледяных озер. Есть предположение, что подо льдом находится вода в жидком состоянии.

Каллисто

Диаметр спутника равен 4 820 км, а сам он состоит из льда и горных пород. Поскольку вокруг него отсутствует сильный радиационный фон, люди не исключают в будущем установки станции для изучения Юпитера.

Большая часть новых спутников была открыта в ходе наблюдений ученых 20 века. В это время были обнаружены и описаны:

• Гималия (1904);
  • Элара (1905);
  • Пасифа (1908);
  • Синопе (1914);
  • Лиcитeя и Kapмe (19З8);
  • Ананке (1951);
  • Леда (1974).

Boяджep-10 нашел Матис, Адрастеи и Теба. Восьмидесятый спутник был обнаружен в 2021 году. Но с улучшением технологий и оптики список спутников Юпитера может пополнится. По оценкам ученых итоговое количество может составлять не меньше ста. В большинстве случаев открываемые спутники получают названия в честь мифологических героев или связываются с греко-римскими пантеонами.

Горячие юпитеры вокруг красных гигантов

Было высказано предположение, что газовые гиганты, вращающиеся вокруг красных гигантов на расстояниях, подобных расстоянию Юпитера, могут быть горячими Юпитерами из-за интенсивного излучения, которое они получат от своих звезд. Очень вероятно, что в Солнечной системе Юпитер станет горячим Юпитером после преобразования Солнца в красного гиганта. Недавнее открытие газовых гигантов с особенно низкой плотностью, вращающихся вокруг красных гигантов, подтверждает эту теорию.

Горячие юпитеры, вращающиеся вокруг красных гигантов, будут отличаться от тех, которые вращаются вокруг звезд главной последовательности во многих отношениях, в первую очередь возможностью аккреции материала от звездных ветров их звезд и, если предположить быстрое вращение (не привязанное к их звездам приливным движением ), гораздо более равномерно распределенное тепло благодаря множеству узкополосных форсунок. Их обнаружение с использованием метода транзита было бы намного сложнее из-за их крошечного размера по сравнению со звездами, вокруг которых они вращаются, а также из-за длительного времени, необходимого (месяцы или даже годы), чтобы один из них прошел через свою звезду, а также был ею скрыт..

Орбита и вращение Юпитера

Каждой планете Солнечной системы требуется определенное время, чтобы совершить один оборот вокруг Солнца и один оборот вокруг своей оси. Поскольку мы живем на Земле, мы берем земные сутки (24 часа) и земной год (365,25 дней) в качестве временного стандарта. Теперь давайте посмотрим, насколько продолжительность дней и лет на Юпитере отличается от земной.

Сколько длится один день на Юпитере?

Юпитер не только самая большая планета, но еще и самая быстрая — он быстрее других планет совершает один оборот вокруг своей оси. Одни сутки на этой планете длятся меньше десяти часов: точное время варьируется от 9 часов 56 минут на полюсах до 9 часов 50 минут на экваторе. Дело в том, что Юпитер — это газовый гигант, поэтому он не может двигаться так же, как планеты с твердой сферой. Вместо этого он вращается немного быстрее в районе полюсов, что приводит к разнице в продолжительности дня.

Сколько длится один год на Юпитере?

Один юпитерианский год длится 11,8618 земного года или 4 332,59 земного дня. Если сравнивать с другими планетами, то орбитальный период Сатурна составляет около 29 земных лет, а маленький Меркурий совершает один оборот вокруг Солнца за 88 земных дней.

Описание и особенности Юпитера

При взгляде в телескоп открывается прекрасная картина: рой окружающих Юпитер спутников и чередующиеся цветные полосы, покрывающие его изображение. На Юпитере — первом из газовых гигантов, ярко проявляются необычные черты, характерные для всех внешних планет Солнечной системы. Во-первых, как и у всех остальных газовых гигантов, у Юпитера нет того, что можно назвать поверхностью. Падение в атмосферу Юпитера можно сравнить с погружением в молочный коктейль, при котором по мере продвижения к центру с ростом плотности окружающего вещества газ сначала сменяется жидкостью, а потом — слякотью.

В отличие от внутренних планет Солнечной системы, Юпитер не имеет твердой поверхности, покрытой кратерами, горами или долинами. Его неспокойная атмосфера, имеющая сложную структуру, меняется с течением времени.

Атмосфера Юпитера состоит из несмешивающихся облаков двух типов:

• светлых (холодных и легких);
  • темных (горячих и тяжелых).

Там, где эти потоки воздушных масс на границе своего взаимодействия сталкиваются друг с другом, образуются зоны турбулентности, приводящие к возникновению мощных ураганов, которые с большими скоростями обращаются вокруг планеты. В отличие от земных, эти ураганы устойчивы и могут бушевать в атмосфере Юпитера, не разрушаясь, десятки и даже сотни лет.

Магнитосфера Юпитера — магнитное поле, окружающее планету, хотя и похожа по структуре на земную, но в действительности в 20 000 раз мощнее. Она захватывает заряженные частицы солнечного ветра, формируя гигантские радиационные пояса неимоверно высокой интенсивности. Любой незащищенный от воздействия радиации объект очень быстро получит в магнитосфере Юпитера разрушительную для себя дозу.

Более светлые зоны в атмосфере Юпитера холоднее своего окружения и состоят из восходящих газовых потоков высокого давления.

Большое Красное Пятно (БКП) — это мощный юпитерианский ураган, способный вместить в себя три планеты Земля. В то время как на нашей планете шторма есть результат поднятия воздушных потоков низкого давления, БКП сформировался в из-за погружения обладающих высоким давлением масс газа. Движимый внутренним теплом массивной планеты, не встречая на своем пути твердых тел, способных разрушить его, этот ураган так и бушует как минимум с тех пор, как прошли первые наблюдения планеты-гиганта в телескоп, то есть более 400 лет.

Кликните по картинке, она откроется в новом окне и ее можно будет увеличить

На пути к своей цели, планете Сатурн, космический аппарат НАСА «Кассини» создал эту детальную мозаику изображений Юпитера. Из-за высокой скорости вращения планеты, газовые массы, окружающие ее, сплюснуты у полюсов и вытянуты на экваторе. Ветра беспрепятственно обтекают планету со скоростями, намного превышающими скорости движения воздушных потоков на Земле. Несмешивающиеся, чередующиеся друг с другом облака двух типов: светлые (холодные и легкие) и темные (горячие и тяжелые), делают изображение Юпитера полосатым. На границе взаимодействия этих полос образуются титанические шторма, длящиеся веками.

Второе, что стоит иметь в виду, говоря о газовых гигантах, это огромное давление в центрах этих планет. При таком давлении хорошо знакомые нам вещества могут находиться в весьма необычных состояниях, а это значит, что центральные области планет-гигантов не похожи ни на что, привычное нам. Не является исключением и температура: она лежит в диапазоне от 148 °С на поверхности облачного слоя Юпитера до приблизительно 24 000 °С в ядре газового гиганта, что превышает температуру на поверхности Солнца.

Самые большие космические тела

Самая большая планета

Самая большая планета во Вселенной – это TrES-4. Ее обнаружили в 2006 году, и располагается она в созвездии Геркулес. Планета под названием TrES-4 вращается вокруг звезды, которая находится на расстоянии около 1400 световых лет от планеты Земля.

Сама планета TrES-4 – шар, который состоит преимущественно из водорода. Ее размеры в 20 раз превосходят размеры Земли. Исследователи утверждают, что диаметр обнаруженной планеты практически в 2 раза (точнее в 1,7) больше диаметра Юпитера (это самая большая планета Солнечной системы). Температура TrES-4 около 1260 градусов по Цельсию.

Самая огромная звезда

На сегодняшний день самой большой звездой является UY Щита в созвездии Щита на расстоянии около 9500 световых лет от нас. Это одна из самых ярких звезд — она ярче нашего Солнца в 340 тысяч раз. Ее диаметр 2,4 млрд. км., что в 1700 раз больше нашего светила, при весе всего лишь в 30 раз превышающем массу солнца. Жаль что она постоянно теряем массу, ее еще называют самой быстро сгораемой звездой.

Возможно, поэтому некоторые ученые считают самой большой звездой NML Лебедя, а третьи — VY Большого пса.

Самая большая черная дыра

Черные дыры не измеряются в километрах, ключевым показателем является их масса. Самая гигантская черная дыра находится в галактике NGC 1277, которая не является самой крупной. Тем не менее дыра в галактике NGC 1277 имеет 17 млрд солнечных масс, что составляет 17% общей массы галактики. Для сравнения черная дыра нашего Млечного пути имеет массу 0,1% от общей массы галактики.

Крупнейшая галактика

Мега-монстром среди известных в наше время галактик является IC1101. Расстояние до Земли около 1 млрд. световых лет. Ее диаметр около 6 млн световых лет и вмещает около 100 трлн. звезд, для сравнения диаметр Млечного пути 100 тыс. световых лет. По сравнению с Млечным путем IC 1101 более чем в 50 раз крупнее и в 2000 раз массивнее.

Самая большая клякса Лайман-альфа (Lyman-α blob — LAB)

Кляксы (капли, облака) Лайман-альфа представляют собой аморфные тела напоминающие по форме амеб или медуз, состоящие из огромной концентрации водорода. Эти кляксы являются начальной и очень короткой стадией зарождения новой галактики. Самая громадная из них LAB-1 имеет ширину более 200 млн. световых лет и находится в созвездии Водолея.

На фото слева LAB-1 зафиксирована приборами, справа — предположение, как она может выглядеть вблизи.

Радиогалактики

Радиогалактика — тип галактик, которые обладают намного большим радиоизлучением по сравнению с остальными галактиками.

Крупнейшая пустота

Галактики, как правило, расположены в кластерах (скоплениях), которые имеют гравитационную связь и расширяются вместе с пространством и временем.

Что же находится в тех местах, где нет расположения галактик? Ничего! Области Вселенной, в которой есть только «ничто» и является пустотой. Самая огромная из них — пустота Волопаса.

Она расположена в непосредственной близости от созвездия Волопаса и имеет диаметр около 250 млн. световых лет. Расстояние до Земли приблизительно 1 млрд. световых лет

Гигантский кластер

Крупнейшим сверхскоплением галактик является Шепли суперкластер. Шепли расположен в созвездии Центавра и выглядит как яркое уплотнение в распределении галактик. Это самый большой массив объектов, связанных между собой гравитацией. Его длина 650 млн. световых лет.

Самая большая группа квазаров

Самой большой группой квазаров (квазар — яркая, энергичная галактика) является Огромный-LQG, также называемый U1.27. Эта структура состоит из 73 квазаров и имеет диаметр 4 млрд. световых лет.

Однако на первенство также претендует Великая GRB стена, которая имеет диаметр 10 млрд. световых лет, — количество квазаров неизвестно.

Наличие таких больших групп квазаров во Вселенной противоречит Космологическому принципу Эйнштейна, поэтому их исследования для ученых вдвойне интереснее.

Космическая Паутина

Если на счет других объектов Вселенной у астрономов возникают споры, то в этом случае почти все из них единодушны во мнении, что самым большим предметом во Вселенной является Космическая Паутина.

Бесконечные скопления галактик, окруженные черной материей формируют «узлы» и при помощи газов — «нити», что внешне очень напоминают трехмерную паутину.

Ученые считают, что космическая паутина опутывает всю Вселенную и соединяет между собой все объекты в космосе.

Атмосфера

• Выглядит как огромная серая сфера с разноцветными полосами, пятнами и поверхностными кольцами.
  • Имеет три отдельных облачных слоя, которые простираются на 71 км или 44 мили.
  • Самый верхний слой облаков состоит из аммиачного льда, а средний — из кристаллов гидросульфида аммония.
  • Предполагается, что самый нижний облачный слой состоит из пара, воды и льда.

Тропосфера

• Нижний слой.
  • Здесь происходят основные метеорологические процессы, включая образование облаков и атмосферные явления, такие как бури и ветры.
  • Содержит различные газы, а также следы других химических соединений.
  • Температура понижается с высотой.

Стратосфера

• Не является стабильным слоем с повышением температуры с высотой.
  • Температура остается примерно постоянной или незначительно понижается.
  • Содержит различные газы и другие химические соединения, которые могут образовывать сложные молекулы и явления.

Термосфера и экзосфера

• Верхний слой.
  • Температура здесь начинает резко возрастать с увеличением высоты.
  • Характеризуется очень низкой плотностью газов, и молекулы здесь двигаются с большой скоростью.
  • Из-за огромной гравитационной силы Юпитера, газы в термосфере подвержены сильной компрессии.

Выше термосферы находится экзосфера — самый внешний слой атмосферы Юпитера. Экзосфера представляет собой очень разреженный газовый слой, где молекулы движутся в свободном состоянии и очень редко сталкиваются друг с другом. В этом слое преобладают легкие газы — водород и гелий.

Из-за очень низкой плотности газов, экзосфера не имеет четкой верхней границы, и газы постепенно рассеиваются в пространство.

Состав

Подробности о ядре Юпитера по-прежнему трудно найти. Ученые считают, что плотное центральное ядро может быть окружено слоем металлического водорода, а сверху находится еще один слой молекулярного водорода.

Ученые не уверены в том, насколько твердым может быть ядро Юпитера. Некоторые предполагают, что ядро представляет собой горячий расплавленный шар с жидкостью, но другие исследования показывают, что это может быть твердая порода.

Газы нагромождаются друг на друга, образуя послойную структуру. Поскольку твердой земли нет, поверхность Юпитера определяется как точка, где атмосферное давление равно земному. В этой точке сила притяжения почти в два с половиной раза сильнее, чем на нашей планете.

Попытка встать на эту поверхность была бы невозможна, поскольку это просто еще один слой газов. Космические корабли и астронавты погрузились бы в трясину. Зонд или космический корабль, направляющийся дальше к центру планеты, продолжал бы находить только густые облака, пока не достиг бы ядра.

Юпитер Значение в Астрологии

Издревле называемый «Звездой Королей»
или Большим Счастьем сулит наибольший
успех, везение и удачу во всех делах
того дома гороскопа, в который попадает.
Если Юпитер — единственная планета,
оказавшаяся в том или ином доме, или в
этом доме находятся только благоприятные
и нейтральные планеты, мы можем
гарантировать абсолютный успех во всех
делах данного дома

В любом гороскопе
Юпитер показывает то счастье, которое мы
более всего хотим и, что очень важно,
получаем просто так, безо всяких усилий,
на основании одного лишь желания. Конечно, так происходит только в случае,
если этому нет противоречий в виде
неблагоприятных планет, расположенных в
том же доме гороскопа

Весь
планетарий

Планета Земля

Узнайте,
что Вас ждет — ознакомьтесь со своим
Настоящим нумерологическим гороскопом

Кольца Юпитера

Система колец Юпитера — это третья система колец, которую открыли в Солнечной системе (после колец Сатурна и Урана). У Юпитера они тусклые и в основном состоят из пыли.

Сколько колец у Юпитера?

У Юпитера четыре кольца: самое близкое к планете “кольцо-гало”, относительно яркое и очень тонкое “Главное кольцо” и два широких и слабых внешних кольца, которые известны как “паутинные кольца” — Амальтея и Фива. Последние два названы в честь спутников, чьи материалы их формируют. Чтобы получить более полное представление о системе колец Юпитера, взгляните на схему от НАСА.

Как наблюдать кольца Юпитера?

Увидеть кольца Юпитера невооруженным глазом точно не получится — они слишком тусклые и слабые; для наблюдения с Земли потребуется очень мощный телескоп. Даже из космоса их можно увидеть только если смотреть с обратной стороны Юпитера, когда лучи солнечного света освещают их, или непосредственно в инфракрасном диапазоне.

Масштабы гиганта в цифрах

Приблизительное сравнение размеров планет и Солнца

По диаметру этот газовый гигант примерно в 11,2 раза больше и в 318 раз тяжелее Земли. Его размеры поражают воображение. Если собрать все другие планеты и сложить в одну, то образованное тело все равно будет в 2,5 раза меньше газового гиганта.

Композитное изображения фрагментов кометы и Юпитера

Обладая мощным гравитационным полем, этот небесный монстр притягивает к себе пролетающие мимо объекты. Так в 1992 году комета, оказавшаяся недалеко от Юпитера (примерно в 15 тыс. км), развалилась на отдельные фрагменты, упавшие впоследствии в его атмосферу. Не будь газового гиганта, закрывающего своим гравитационным «зонтиком» часть космического пространства, до Земли долетало бы значительно большее количество небесных тел, несущих угрозу жизни.

Сравнение размеров Юпитера и Земли

Охарактеризовать габариты этой планеты можно экваториальным и полярным радиусом, которые составляют 71 492 км и 66 854 км соответственно. Юпитер несколько деформирован с полюсов, что объясняется высокой скоростью вращения, благодаря которой, он совершает оборот вокруг своей оси за 9,925 часа. Возникают центробежные силы, растягивающие небесное тело тем сильнее, чем расстояние дальше от оси вращения и ближе к экваториальной плоскости. В результате Юпитер обрел форму, известную как сплющенный сфероид.

Сравнение Земли и Юпитера

Для упрощения математических расчетов газовый гигант часто представляют в виде шара диаметром 139 822 км. Площадь условной поверхности планеты равна 6,21796х10*10 км2, что в 122 раза больше, чем у Земли

Чтобы оценить грандиозность масштабов Юпитера, нужно всего лишь обратить внимание на знаменитое Красное пятно, вокруг которого было сломано и продолжает ломаться множество научных копий. Предполагается, что длина этого уникального атмосферного образования составляет от 24 до 40 тыс

км, в то время как средний радиус Земли – всего 6371 км. Получается, что в таком пятне могут «утонуть» две-три такие планеты, как наша.

Сравнение: во сколько раз звезда больше Юпитера

Критерии, по которым сравнивают размеры небесных тел — это радиус (диаметр) и масса Солнца (Гелиоса). Астрономы используют эти величины для калибровки объектов в любой точке космического пространства.

Газовый гигант Юпитер по массе в 1048-1050 раз легче Солнца. В то же время его масса в 2.47 раза больше суммарной массы всех планет, входящих в нашу Солнечную систему.

Радиус (диаметр) Гелиоса и Юпитера в сравнении выражается отношением 10:1. Более точные измерения дают величину 9.7. То есть, Юпитер меньше нашего светила в 9.7 раза.

Солнце и Юпитер, несмотря на разницу в размерах, имеют общие черты. Они близки по содержанию основных компонентов: водорода и гелия. Поэтому плотность этих небесных тел практически одинаковая. У Солнца она равна 1,4 г/куб. см, а у Юпитера — 1,326 г/куб. см.

История изучения

Поскольку Юпитер хорошо заметен на небе, его изучение началось еще в древности. Люди давали планете различные названия. Римляне прозвали гиганта в честь своего бога неба и грома.

Первые научные сведения о планете получены в Вавилоне в VIII веке до н.э. Птолемей во II веке создал геоцентрическую модель и определил, что Юпитер делает оборот вокруг Земли за 4332 дня. Спустя триста лет математик Ариабхата повторил опыты астронома и уточнил период обращения вплоть до часов.

В 1610-ом году Галилео Галилей в примитивный телескоп рассмотрел газовый гигант и открыл четыре спутника, вращающихся вокруг него. Это натолкнуло ученого на мысль, что не все небесные объекты движутся вокруг Земли. Также благодаря этому была доказана справедливость гелиоцентрической модели, которая утверждает, что планеты движутся вокруг Солнца.

В 1660 году к изучению Юпитера приступил астроном Кассини, который использовал улучшенную модель телескопа, позволяющую добиться большего увеличения. Через 30 лет он подробно описал вращение гиганта вокруг своей оси, а также выделил зоны в атмосфере, которые вращаются с разными скоростями. Генрих Швабе в 1831-ом году первым обнаружил Большое красное пятно. Ученый дал урагану подробное описание, однако ему не хватило данных, чтобы точно объяснить причину образования этого явления.

В 1892 году был открыт пятый спутник Юпитера – Альматея. Ее в телескоп разглядел Э. Бернард. В 1955-ом за счет радиоволн и их взаимодействия с объектами в пространстве была определена точная скорость вращения газового гиганта.

Начиная со второй половины 19 века ученые ведут непрерывное наблюдение за Юпитером. Астрономы собирают сведения об объекте и пытаются составить полное представление о нем. Но технологиям еще предстоит сделать большой шаг вперед, прежде чем зонды смогут подобраться вплотную к поверхности Юпитера.

В 50 годах 20 века стартовал радиотелескопический обзор газового гиганта. Первые сигналы были получены в 1955 году. Это были всплески радиоволн, соответствующих планетарному вращению. Полученные данные позволили вычислить скорость движения планеты.

В 1973 году к Юпитеру отправился первый космический аппарат Пионер -10. Ему удалось подойти к планете достаточно близко и передать на Землю первые снимки, дающие массу полезной информации.

Через 6 лет к Юпитеру отправились Вояджеры. Они подтвердили антициклонность Большого Красного Пятна, наличие молний на темной стороне. В 1995 году на орбите Юпитера закрепился корабль Галилео. Его вгодное расположение помогло отследить прибытие кометы Шумейкера-Леви 9 в 1994 году. В 2003 году аппарат направили прямо на Юпитер, где он разбился на ускорении 50 км/с.

В 2000 году мимо планеты пролетел зонд Кассини, давший снимки поверхности Юпитера в высоком разрешении. В 2016 году к планете подлетел аппарат Юнона. Он исследовал магнитосферу, атмосферу и гравитационного поля.

В 2022 году к Юпитеру был направлен космический аппарат под названием Jupiter Icy Moons Explorer (JUICE). Прибытие должно состояться в 2029 году. Аппарат выполнит несколько полетов над Европой и Каллисто, прежде чем выйти на орбиту вокруг Ганимеда в 2032-2034 годах. За это время он соберет бесценные данные.

Сравнение диаметров

В среднем диаметр этого небесного тела составляет 139822 км, что почти в 11 раз больше аналогичного параметра Земли. Знаменитый ураган, движущийся вокруг планеты, — БКП — имел в разные годы длину от 24000 до 40000 км. Наша планета со средним радиусом 6371 км просто утонула бы в этом атмосферном образовании.

В космосе существует как минимум 1 объект, который больше Юпитера. Это открытая в середине 2000-х гг., находящаяся в созвездии Геркулеса экзопланета TrES-4. Тоже газовый гигант, и он превосходит по своим размерам нашего «великана» в 1,8 раз. Но в Солнечной системе Юпитер не является наибольшим космическим телом — по радиусу он уступает Солнцу в 10 раз.

Луны

Теоретические исследования показывают, что у горячих Юпитеров вряд ли будут спутники из-за небольшой сферы Хилла и приливных сил звезд, вокруг которых они вращаются, которые дестабилизируют орбиту любого спутника, причем последний процесс сильнее для более крупных спутников. Это означает, что для большинства горячих юпитеров стабильные спутники будут небольшими телами размером с астероид. Кроме того, физическая эволюция горячих юпитеров может определить окончательную судьбу их спутников: остановить их на полуасимптотических больших полуосях или выбросить из системы, где они могут претерпеть другие неизвестные процессы. Несмотря на это, наблюдения WASP-12b показывают, что вокруг него вращается по крайней мере 1 большая экзолуна.

Характеристики

Планета имеет следующие физические характеристики:

1. Радиус экватора — 71 492 километра (погрешность 4 километра).
  2. Радиус полюсов — 66 854 километра (погрешность 10 километров).
  3. Площадь поверхности — 6,21796⋅1010 км².
  4. Масса — 1,8986⋅1027 кг.
  5. Объем — 1,43128⋅1015 км³.
  6. Вращательный период — 9,925 часов.
  7. Имеются кольца

Юпитер самый большой, быстрый и опасный объект нашей системы из-за сильнейшего магнитного поля. Планета имеет самое большое число известных спутников. Кроме прочего, ученые считают, что именно этот газовый гигант захватил и удерживает нетронутый межзвездный газ из облака, породившего наше Солнце.

Но, несмотря на все эти превосходные степени, Юпитер не является звездой. Для этого ему нужно обладать большей массой и теплом, без которого невозможно слияние водородных атомов и образование гелия. Чтобы стать звездой, как считают ученые, Юпитер должен увеличиться в массе примерно в 80 раз. Тогда станет возможен запуск термоядерного синтеза. Все же сейчас Юпитер выделяет некоторое тепло, поскольку имеет сжатие гравитации. Это уменьшает объем тела, но способствует его нагреванию.