Самый красивый звездопад 2023 года: как увидеть поток персеиды 11 августа в россии

Падение метеорита на землю

Сихотэ-Алинский метеорит, Приморский край, СССР, 1947 год

Метеорит весом 23 тонны упал 12 февраля 1947 года в 10.38 возле села Бейцухе в Приморском крае. Падение сопровождалось ярким болидом, наблюдавшимся в Хабаровском и Приморском краях, в радиусе до 400 км. След был виден в небе в течение нескольких часов. После падения раздались удары и грохот, местами ощущалось сотрясение почвы.

Общая масса осколков оценивается в 60—100 тонн. Собрано более 3500 фрагментов общей массой 27 тонн. Крупнейший целый фрагмент имеет массу 1745 кг.

По химическим анализам, Сихотэ-Алинский метеорит состоит из 94 % железа, 5,5 % никеля, 0,38 % кобальта и небольших количеств углерода, хлора, фосфора и серы.

Первыми обнаружили место падения лётчики Дальневосточного геологического управления, которые возвращались с задания. Они-то и сообщили эту новость руководству управления в Хабаровске.

Метеоритный дождь интересные факты. Метеоритный дождь

Метеоритный дождь

Метеоритный дождь – множественное падение метеоритов. Обычно происходит в результате разрушения крупного метеорита. Как известно, после падения метеорита образуется кратер, в случае же с метеоритным дождем – образуется так называемое кратерное поле. Две характеристики метеоритного дождя: направлением основной оси относительно сторон света, а также эллипсом рассеяния.

Метеоритный дождь и, с которым данное понятие часто путают, ранее одинаково называли «огненный дождь». Однако, их различие в том, что первый – это явление падения нескольких космических тел на поверхность Земли, тогда как второй – лишь вторжение нескольких космических тел в атмосферу Земли. Метеорный поток может быть более масштабным, но при этом на достигать поверхности Земли, а либо полностью сгорать в атмосфере, либо пролетать мимо Земли, как это зачастую и бывает.

Фрагмент метеорита Легль

Легль – метеорит весом 37 кг, который, распавшись на 3000 фрагментов, достиг поверхности Земли, а именно территории Нижней Нормандии (Франция), 26-го апреля 1803-го года. В то время велись горячие споры на тему внеземного происхождения подобных «падающих с неба» камней, поэтому Французская академия наук послала молодого ученого Жана-Батиста Био исследовать данное явления. После кропотливой работы в области он сообщил два вида доказательств, указывающий на внеземное происхождение камней:

1. Вещественные доказательства: внезапное появление многих одинаковых камней похожи на другие камни, упавшие с неба в других местах
  2. Нравственное доказательство: большое количество свидетелей, которые видели «дождь из камней»

На основе этих и дальнейших результатов исследования данного события гипотеза о внеземном происхождении «падающих камней» получила ряд весомых аргументов, вследствие чего Французская академия наук вынуждена была признать возможность падения камней «с неба».

Царев

Метеорит Царев

Царев – метеорит весом 1225 кг который упал на территории России, около села Царев в Волгоградской области, в декабре 1922-го года. Явление падения данного метеорита наблюдали на севере Астраханской губернии. Падение Царева, размеры которого, согласно слухам, были необычайно велики, вызвало сильный интерес различных учреждений юга России. По этой причине на место падения посылали исследователей, и даже назначили премию за поиск и передачу этим учреждениям фрагментов метеорита. Однако, Царев был найден лишь в 1968-м году при распашке полей.

Фрагменты метеорита Царев и их первооткрыватель Б. Г. Никифоров

На сегодняшний день Царев представлен 36 экземплярами весом от 50 г и до 284 кг и фрагменты 7 экземпляров общим весом 1150 кг. Падение фрагментов Царева – крупнейший метеоритный дождь в России.

Другие

• Гирин – метеорит весом более 4-х тонн, который распался на множество частей и упал около китайского города Гирин 8 марта 1976 года. Крупнейший каменный дождь в мире.
  • Нортон-Каунти – второй по весу крупнейший метеоритный дождь в мире, который состоялся в 1948-м году на территории США, вблизи одноименного города.

Крупнейшие метеориты Земли

• Сихотэ-Алинский. Представляет собой железный метеорит, являющийся осколком крупного астероида, упавшего на Землю в 1947 году, на территории СССР. Общая масса осколков достигает 100 тонн, а самый крупный из них обладает массой около 27 тонн.
  • Альенде — группа метеоритов общей массой до 5 тонн, собрано из которых лишь 3 тонны. Все они являются осколками крупного астероида, упавшего на Землю в 1969 году на территории Мексики.
  • Гирин — группа метеоритов общей массой около 4 тонн. Являются осколками крупного астероида, упавшего на Землю в 1976 году на территории Китая.
  • Челябинск — группа метеоритов общей массой около 1 тонны. Являются осколками крупного астероида, упавшего на Землю в 2013 году на территории России, в Челябинской области.

Падение Челябинского метеорита произошло в нашем веке, благодаря чему данное событие было зафиксировано и досконально изучено. С помощью современных технологий удалось установить, что упавший астероид обладал размерами почти 20 метров в поперечнике и массой около 13 тысяч тонн. Почти весь астероид сгорел в атмосфере, а земной поверхности достигла лишь ничтожная его часть, да и та расколовшаяся на множество фрагментов. И всё равно разрушения оказались очень серьёзными.

Как лучше смотреть на звездопад

Лучше всего звездопад виден за пределами городов, где нет искусственного света вроде уличных фонарей и витрин магазинов. Поэтому многие любители астрономии в августовские ночи выезжают на природу. По приезде лучше не доставать смартфоны и фонари, чтобы глаза привыкли к темноте и увидели все, что нужно.

Если у вас есть любительский телескоп, впечатлений в летние вечера может быть еще больше. Однажды мой коллега Андрей Жуков опубликовал потрясающую статью «Что можно увидеть в космосе в любительский телескоп» — возможно, после этого вы захотите купить хотя бы недорогое оборудование для астрономов-любителей.

Внешние признаки метеоритов[]

Файл:Murnpeowie meteorite.jpg

Murnpeowie: железный метеорит с ярко выраженными регмаглиптами

Основными внешними признаками метеорита являются кора плавления, регмаглипты и магнитность. Кроме того, метеориты, как правило, имеют неправильную форму (хотя встречаются и округлые или конусообразные метеориты).

Кора плавления образуется на метеорите при его движении через земную атмосферу, в результате которого он может нагреться до температуры около 1800°. Она представляет собой подплавленный и вновь затвердевший тонкий слой вещества метеорита. Как правило, кора плавления имеет чёрный цвет и матовую поверхность; внутри же метеорит более светлого цвета.

Регмаглипты представляют собой характерные углубления на поверхности метеорита, напоминающие отпечатки пальцев на мягкой глине. Они также возникают при движении метеорита сквозь земную атмосферу, как следствие абляционных процессов.

Метеориты обладают магнитными свойствами, причём не только железные, но и каменные. Объясняется это тем, что в большинстве каменных метеоритов имеются включения никелистого железа.

Интересные факты о кометах.

1. В древности появление на небе кометы считалось очень дурным предзнаменованием.
  2. Все наблюдаемые в Солнечной системе кометы обращаются вокруг Солнца по очень вытянутым орбитам.
  3. В начале XX века, когда в небе можно было невооружённым взглядом наблюдать яркий хвост кометы Галлея, некоторые предприимчивые бизнесмены активно продавали людям противогазы и зонты для защиты от комет.
  4. Слово «комета» восходит к древнегреческому «длинноволосая», так как древние греки считали, что кометы напоминают звёзды с длинными распущенными волосами.
  5. Хвост у комет появляется только тогда, когда они подходят более-менее близко к Солнцу. Это вызвано нагревом и испарением в результате воздействия солнечных лучей.
  6. Ядро кометы составляет до 90 процентов её массы.
  7. В 2014 году космический аппарат впервые в истории человечества сумел приземлиться на комету, на её центральное ядро. Это была комета Чурюмова-Герасименко.
  8. У Зонда «Розетта» на сближение с вышеупомянутой кометой ушло около десяти с половиной лет.
  9. Самое крупное ядро кометы, которое когда-либо наблюдалось, имело около сорока километров в диаметре.
  10. Хвост кометы может простираться очень далеко, например, у кометы Хиякутаке длина хвоста составляла около 580 миллионов километров.
  11. До сих пор точно неизвестно, откуда берутся кометы. Одна из самых популярных теорий гласит, что кометы образовались из остатков вещества во времена формирования Солнечной системы.
  12. Также есть теория, что именно кометы занесли на Землю первую органику. Если это правда, то именно кометам человечество обязано своим появлением на свет.
  13. В настоящее время обнаружено более шести  тысяч комет, но в окружающем нашу систему за Поясом Койпера Облаке Оорта их, по примерным прикидкам, может находиться около триллиона.
  14. Большинство комет вылетают из Пояса Койпера.
  15. Юпитер для Земли играет роль своеобразного щита — его мощная гравитация притягивает кометы и астероиды, некоторые из которых в результате попадают в его атмосферу и сгорают.
  16. У комет есть своя атмосфера.
  17. Первое упоминание о комете Галлея (как её впоследствии назвали) зафиксировано в 240 году до нашей эры в китайских хрониках.

Метеор при падении на землю становится. Тест по теме «Малые тела Солнечной системы»

Тест по астрономии на тему «Малые тела Солнечной системы» предназначен для текущего контроля знаний по теме. Тест представлен в 4 вариантах, содержащих задания закрытого типа. Данная разработка может быть использованы в процессе предования астрономии в 11 классе школы или в учреждениях СПО на 1 курсе.

Астероиды – это

А. небольшие небесные тела, обращающиеся вокруг Солнца по весьма вытянутой орбите;

Б. достаточно крупные тела неправильной формы, обращающиеся вокруг Солнца, между орбитами Марса и Юпитера.

В. крупные тела правильной формы, обращающиеся вокруг Солнца;

Г. мельчайшие тела неправильной формы, обращающиеся вокруг Солнца.

2. Самый большой из найденных метеоритов весил около:

А. 30 т; Б. 100 т; В. 60 т; Г. 20 т.

3. Упавшие на Землю космические тела называют:

А. болидами; Б. кометами;

В. метеорами; Г. метеоритами.

4. Хвост кометы состоит из:

А. льда и мелкой пыли; Б. крупных твердых частиц и льда;

В. газа и мелкой пыли; Г. крупных твердых частиц, льда и газов.

5. По мнению учёных, пояс астероидов – это куски несформировавшейся планеты:

А. Церера; Б. Плутон; В. Фаэтон; Г. Фетида.

6. Плазменный хвост кометы направлен:

А. к Солнцу; Б. по траектории движения за кометой;

В. от Солнца; Г. по траектории движения перед кометой.

7. Имеют вид огненного шара и оставляют после своего полёта след, который можно наблюдать в течение 15 минут:

А. астероиды; Б. кометы; В. метеоры; Г. болиды.

8. Кода мелкие камешки и песчинки влетают в атмосферу Земли с огромными скоростями, возникают:

А. метеоры; Б. кометы; В. метеориты; Г. астероиды.

9. Самый большой известный метеорит:

А. Тунгусский; Б. Гоба; В. Челябинский; Г. Галлея.

Часть Б. Выберите номера верных утверждений.

Астероиды – это крупные звезды.

Большинство астероидов движутся между орбитами планет Марса и Юпитера.

Кометы состоят из ядра, головы и хвоста.

Самая известная комета – Церера.

Метеориты – упавшие на Землю космические тела.

В переводе с греческого языка метеориты — это «парящие в воде».

У одной и той же кометы не может быть несколько хвостов.

По своему составу метеориты могут быть как каменными, так и железными.

Кометы – это

В. крупные тела правильной формы, обращающиеся вокруг Солнца;

25 удивительных фактов о метеоритах. Интересные факты о метеоритах

Интересные факты со всего мира в картинках и фото

Меню Каждый упавший на Землю метеорит позволяет увеличить шансы найти ответы на многие вопросы о возникновении Вселенной и зарождении жизни на Земле. Эти посланцы космоса несколько раз приводили к апокалипсису на нашей планете. Угроза армагеддона от столкновения с небесным камнем возникает каждые несколько десятков лет. Ниже приведены 15 интересных фактов о метеоритах :

1. Метеоритами считаются только те космические тела, которые достигли поверхности Земли , а не сгорели в слоях её атмосферы или улетели обратно в космическое пространство.
  2. По приблизительным расчетам ежесуточно на Землю падает около 5–6 тонн небесных тел . А за год эта цифра составляет 2 000 тонн. Вес отдельных экземпляров колеблется от нескольких граммов до сотен килограммов и даже десятков тонн.
  3. Самая крупная воронка (астроблема) от падения на Землю космического тела находится в Антарктиде и имеет название Кратер Земли Уилкса . Её диаметр – 500 км. Предполагается, что метеорит, образовавший этот кратер, упал 250 миллионов лет назад и вызвал пермско-триасовое вымирание 96 % морских и 70 % наземных живых существ на нашей планете. Обнаружен этот кратер в 1962 году. Вторая по размеру астроблема находится в Канаде на берегу Гудзонова залива. Её диаметр – 440 км.
  4. Самый крупная и самая древняя научно доказанная астроблема с диаметром воронки 300 км находится в ЮАР . В кратере расположен город Вредефорт, который дал название и воронке. Падение небесного тела произошло 4 млрд. лет назад.
  5. Самая известная метеоритная воронка – Аризонская . Она находится в США в штате Аризона. Эта воронка имеет диаметр 1200 метров и глубину 230, с выступающими кверху краями на 46 метров. Аризонская астроблема образовалась 50 000 лет назад от падения космического тела диаметром 50 метров, массой 300 000 тонн и летевшего со скоростью 50 000 км/ч. Если сравнивать с атомной бомбой, сброшенной на Хиросиму, то в взрыв в Аризоне был мощнее в 8 000 раз.
  6. В 18 веке Парижская академия наук считала метеориты – камнями земного происхождения, которые образуются из молний .
  7. В связи с огромной скоростью (11 – 72 км/с) метеоритов, с которой они входят в атмосферу Земли, происходит разрушения космического тела (обгорание и сдувание потоком атмосферных газов). Поэтому к поверхности долетает их ничтожная часть. От многотонной глыбы может остаться несколько килограммов.
  8. При разваливании метеорита в полёте на куски может образовываться метеоритный дождь . Особо крупные небесные тела могут метеоритным дождём вызвать катастрофические последствия.
  9. Самое крупное найденное космическое тело – это метеорит Гоба . Он упал на Землю 80 000 лет назад в Намибии. Небольшая скорость падения позволила уцелеть большой части. Его масса – 66 тонн, а объём – 9 куб.м. Состоит на 84 % из железа и на 16 % — из никеля с примесью кобальта. По предположению, первоначальная масса метеоритного тела при контакте с поверхностью Земли была 90 тонн. Но удар, время, вандалы и исследователи оставили только 60 тонн.
  10. Метеорит Гоба – это самый крупный кусок железа на Земле природного происхождения .
  11. Все космические тела, упавшие на Землю, по составу делятся на три группы: железные (6 % падений), каменные (93 % случаев) и железо-каменные .
  12. Каменные метеориты содержат в себе следы органических соединений неземного происхождения . Поэтому существует теория, согласно которой жизнь на Землю была занесена из космоса.
  13. Даже каменные метеориты имеют магнитные свойства . Это объясняется наличием в их структуре никелистого железа.
  14. Известны случаи попадания космических тел в людей и гибель человека от последствий ударной волны вызванной падением космического тела .
  15. В 1969 году в Мексике упал и раздробился самый древний в Солнечной системе метеорит Алье́нде . Из предположительных 5 тонн удалось собрать – 3. Кроме всего прочего, Альенде – самый крупный углистый метеорит найденный на Земле.

Как найти поток Персеиды

Ночью 11 августа Земля проходит сквозь самое плотное облако частиц Свифта-Туттля. Они будут сгорать в атмосфере чаще обычного, поэтому любители астрономии смогут наблюдать до 100 метеоров в час, или около 1–2 падающих звезд в минуту.

По этой карте можно быстро определить, из какой точки на небе будут вылетать падающие звезды

Чтобы увидеть падающие звезды Персеиды, жителям России нужно смотреть на На северо-восточную часть ночного неба. У Персеиды есть радиант — область неба, из которой «вылетают» метеоры. Она находится на границе созвездий Персея, Жирафа и Кассиопеи.

Вот что советуют специалисты из Московского планетария, чтобы быстро найти радиант Персеиды:

Падающие звезды похожи на прочерчивающие небо светлые линии. Некоторые из них большие и светятся по несколько минут — это болиды. Чтобы увидеть метеоры, не обязательно долго искать радиант, потому что рано или поздно все равно станет понятно, откуда вылетают яркие огоньки.

Видео со звездопадом Персеиды

Чтобы облегчить задачу, можно скачать на смартфон приложение с картой звездного неба. В Google Play и App Store можно так и написать: «карта звездного неба», и выбрать приложение по душе. Одним из лучших приложений такого рода считается Stellarium.

Северное сияние

Полярное сияние (северное сияние) — свечение верхних слоёв атмосфер планет, обладающих магнитосферой, вследствие их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра. Ответ на вопрос, что же это такое, первым нашел Михаил Ломоносов. Проведя бесчисленное количество опытов, он высказал предположение об электрической природе этого явления. Ученые, продолжившие изучение этого феномена, на основе опытов подтвердили правильность его гипотезы. При наблюдении с поверхности Земли полярное сияние проявляется в виде общего быстро меняющегося свечения неба или движущихся лучей, полос, корон, «занавесей». Длительность полярных сияний составляет от десятков минут до нескольких суток.