История
Формирование пролива Эресунн датируется периодом между 18 и 16 тысячами лет назад. Его образование связано с общим повышением уровня Мирового океана в раннем голоцене и таянием ледников в регионе. Последний процесс, около 17 тысяч лет назад, сопровождался образованием большого объёма талых вод, устремившихся на север, образуя каналы и глубокие промоины. Поднимающиеся морские воды затопили полосу суши, отделяющую океан от этого ледникового озера, и по образовавшемуся проливу устремились представители арктических морских видов, в том числе сайка и кольчатая нерпа, кости которых находят в отложениях, сформировавшихся 16—17,6 тысяч лет назад. В среднем голоцене воды океана стояли на 4—5 м выше, чем сейчас, и многие низменные местности вокруг Эресунна превратились во фьорды, но к позднему голоцену вода снова частично отступила. В период между 16,3 и 11,8 тысяч лет назад Эресунн играл важную роль как канал стока вод ледникового Балтийского озера, и к северу от него в этот период образовалась широкая дельта.
У шведского побережья Эресунна на глубинах от 20 до 6 метров обнаружены остатки поселений среднего мезолита (около 7000 лет назад), которые, по всей видимости, в основном возникали вокруг устья реки, протекавшей вдоль фарватера современного пролива. Поскольку Эресунн представляет собой основной маршрут миграций атлантической сельди от района нагула в Каттегате к нерестилищам в Западной Балтике, возможно, что именно рыбная ловля была основным средством существования первых человеческих поселений в этом районе. В Средние века историк Саксон Грамматик особо отмечал богатство этих мест рыбой, передавая изустные свидетельства о ловле сельди голыми руками.
В 1429 году король Дании Эрик ввёл пошлину, взимаемую с торговых судов, проходящих через узости Эресунна; первоначально она составляла 1 золотой нобль, а позже от 1 до 2 процентов стоимости груза. Эта пошлина взималась четыре века, до 1857 года, представляя собой ключевой источник дохода государства
Важное значение для экономики, особенно в Средние века, имел также развитый рыболовный промысел, в котором главную роль играла атлантическая сельдь. В 1443 году датские короли перевели свою резиденцию из Роскилле на берега Эресунна, в Копенгаген, уже в это время представлявший собой стремительно развивающийся центр ремёсел и торговли
Контроль Дании над выходом из Балтийского моря в Северное неоднократно становился поводом для войн. Так, ганзейский флот несколько раз атаковал Хельсингё в течение XVI века, а в XVII веке за Эресунн, вместе со Сканией, с Данией постоянно воевала Швеция. Активное участие в этих войнах, то с одной, то с другой стороны, принимали Нидерланды, чьи коммерческие интересы непосредственно затрагивала возможность беспрепятственной морской торговли со странами Балтики. До 1660 года Эресунн представлял собой внутренние датские воды, однако после 1660 года по нему проходит морская граница между Данией и Швецией, что сделало пролив местом нескольких морских сражений и конфликтов между этими державами. В настоящее время Эресунн преимущественно представляет собой международные воды, за исключением глубоких каналов Дрогден и Холлендердюбет, являющихся территориальными водами Дании. Согласно датско-шведскому соглашению 1979 года, воды вокруг южного и северного входов в пролив также являются международными.
В 2000 году был открыт соединяющий Данию и Швецию Эресуннский мост. Пролив остаётся местом рыболовецкого промысла местного значения, в качестве основного компонента которого атлантическую сельдь сменила атлантическая треска. Помимо этих видов, объектами добычи являются также речная камбала, европейский сарган и пинагор.
Границы
Северная граница между Эресунном и Каттегат это линия, идущая от Gilleleje от северной вершины Зеландии до самой западной точки Куллаберг (Маяк Каллена) на меньшем полуострове к северу от Helsingborg, известный как Куллахалвен. На юге граница в сторону Балтийское море начинается в Стивнс Клинт, на самой западной вершине полуострова к югу от Køge Bay, Полуостров Стевнс к Фальстербо на полуострове Фальстербо. Его восточная граница — шведское побережье; на запад Amager может считаться частью Эресунна (в этом случае это самый большой остров) или частью Зеландии. Amager имеет восемь путей сообщения с Зеландией (два уличных моста, автомобильный мост, автомобильный мост, двухпутный железнодорожный туннель, подземное метро и велосипедный мост), а также комбинированную автомагистраль и двухпутную железную дорогу в Сканию и Швецию.
этимология
Германское слово sund имеет тот же корень, что и глагол sondern , «отделять». В шведском языке любой пролив называется солнцем . В Норвегии сотни узких проливов, разделяющих острова и фьорды или сочетание внешних частей фьордов, называются сундами . Другое объяснение происходит от старого глагола sunt , «плавать». Таким образом, солнце было бы проливом, который можно было бы пересечь вплавь.
Это имя также использовалось для обозначения некоторых фьордов и заливов в Северной Америке, таких как пролив Принца Уильяма, и в Новой Зеландии, и европейское значение этого слова было утеряно.
Что касается Øre , то он, возможно, потерял начальную букву N и первоначально назывался Noresund , что означает «северный пролив» на средневековом немецком языке.
Эресуннский мост: инженерные особенности
В инженерном смысле Эресуннский мост это совмещенный мост-тоннель, начинающийся у шведского берега в виде вантового моста и спустя 7845 метров плавно переходящий в подземный, а затем и в подводный тоннель на искусственном острове Пеберхольм. Линия государственной границы проходит по полотну моста на расстоянии 5,3 км от шведского берега.
Проект моста был разработан архитектором Джорджем Ротне, а его структурный дизайн выполнил Ове Аруп (из компании Ove Arup & Partners).
В центральной части моста имеются две пары пилонов высотой 204 метра, предназначенных для крепления вантового пролета длиной 490 метров. С обеих сторон, опираясь через каждые 140 метров на бетонные основания и понемногу поднимаясь над уровнем моря, к вантовому пролету подходит горизонтальная балка, несущая 2 железнодорожных пути и 4 автомобильных полосы.
Основной вантовый пролет расположен на высоте 57 метров, что делает возможным осуществление в его створе полноценного морского судоходства (однако большинство судов все же предпочитает пересекать пролив в той части инженерного сооружения, где находится подводный тоннель Дрогден).
Выбор вантовой конструкции моста и его балочная концепция обусловлены необходимостью прокладки железнодорожной линии, так как поезда дают несравнимо большую нагрузку на элементы моста, чем автомобильный транспорт и требуется обеспечивать большую жесткость для выполнения безопасных железнодорожных перевозок. Общий вес моста составляет 82.000 тонн.
Остров Пеберхольм
Это искусственный остров (хорошо виден на фото ниже), где Эресуннский мост плавно превращается в тоннель и уходит под воду. Свое смешное название (в переводе на русский звучит как «Перец-остров») он получил благодаря соседнему острову Сальтхольм («Соль-остров»), расположенному к северу от него, и наличию чувства юмора у датчан. Этого им показалось мало и когда остров был готов они объявили его природным заповедником. Ходят слухи о том, что охраняется там некий редкий вид моллюсков (в связи с чем в этой части и построили тоннель, а не продолжение моста), но это история покрытая мраком. Достоверно известно лишь то, что морские микроорганизмы облюбовали опоры моста и постепенно обживают их, превращая в искусственный риф.
Пеберхольм был насыпан шведским скальником и породами, извлеченными строителями со дна пролива во время проведения дноуглубительных работ при строительстве Эресуннского моста. Остров получился достаточно крупным — около 4 км в длину и 0,5 км в ширину. Над уровнем моря он возвышается на высоту 20 метров.
Тоннель Дрогден (Drogdentunnelen)
Тоннель Дрогден соединяет искусственный остров Пеберхольм с искусственным же полуостровом Каструп на ближайшем к нему датском острове Амагер. Тоннель имеет в длину 4050 метров из которых только 3510 это непосредственно сама подводная часть (по 270 метров с каждой его стороны занимают порталы).
При строительстве тоннеля Дрогден 20 сборных железобетонных сегментов (весом около 55000 тонн каждый) уложили и объединили в единое целое в вырытый на морском дне канал. В итоге получили 4 трубы, по которым одновременно в обоих направлениях могут двигаться 2 железнодорожных состава и 4 потока автомобилей, а также пятую меньшего диаметра, предназначенную для экстренных ситуаций.
Во многом строительство тоннеля (то есть дополнительные расходы) вместо строительства еще одной части моста было обусловлено соображениями безопасности авиасообщения (неподалеку от этого места расположен аэропорт Копенгагена Каструп и самолеты здесь заходят на посадку), а также соображениями свободного судоходства.
География и гидрография
Эресунн соединяет Балтийское море на юге и пролив Каттегат на северо-западе. Длина пролива, измеряемая от мыса Куллен на севере до Фальстербу на юге (оба на шведском берегу), составляет 70 миль (110 км). В энциклопедических источниках встречаются оценки от 102 до 118 км. Узкий отрезок пролива, на севере в ширину достигающий менее 5 км между городами Хельсингборг (Швеция) и Хельсингёр (Дания), а на юге 14 км между Копенгагеном (Дания) и Мальмё (Швеция), в длину составляет 33 мили (53 км). Наибольшая ширина — 49 км.
В проливе находятся шведский остров Вен и датские острова Сальтхольм и Пеберхольм, последний из которых был искусственно насыпан при создании Эресуннского моста.
Минимальная глубина Эресунна — 7 м, на фарватере — 8. Глубины в широкой юго-западной части пролива от линии Фальстербу—Сальтхольм на север до Кёге и Дрогдена составляют от 10 до 20 м. Этот участок отделён от глубокой, но узкой центральной части пролива прерывистой цепью островов и отмелей, тянущейся между Копенгагеном и Мальмё вокруг Эресуннского моста и прорезаемой несколькими узкими каналами большей глубины. От северного входа в пролив между Кулленом и Гиллелее на датской стороне его ширина воронкообразно сужается в сторону линии Хельсинборг-Хельсингёр, но глубина около 20 м сохраняется от острова Вен в восточном направлении вплоть до Барсебека. Хотя Эресунн представляет собой кратчайший путь из Балтийского моря в Атлантический океан, малые глубины на линии Амагер-Сальтхольм-Лимхамн представляют собой серьёзной препятствие как для водообмена, так и для навигации. После Второй мировой войны, когда водоизмещение грузовых судов стало возрастать, значительная часть перевозок была переориентирована из Эресунна в Большой Бельт. Для тех большегрузных судов, маршрут которых проходит через Эресунн, разработана специальная система регуляции движения, в том числе предусматривающая, что остров Вен должен оставаться по левому борту.
Крупнейшие проливы Атлантического океана
Название пролива |
Какие водные бассейны соединяет |
Длина пролива в километрах |
Наименьшая ширина пролива в километрах |
Наименьшая глубина на фарватере в метрах |
Большой Бельт |
Соединяет Балтийское море с проливом Каттегат |
115 |
11 |
11 |
Босфор |
Соединяет моря Черное и Мраморное |
30 |
0,75 |
33 |
Дарданеллы |
Соединяет Мраморное и Эгейское моря |
120 |
1,3 |
29 |
Датский |
Соединяет Атлантический океан и Гренландское море |
530 |
287 |
120 |
Дейвиса |
Соединяет море Баффина Северно-Ледовитого океана и Атлантический океан |
1170 |
360 |
104 |
Дрейка |
Соединяет океаны Атлантический и Тихий |
460 |
820 |
276 |
Каттегат |
Соединяет моря Балтийское и Северное |
270 |
60 |
17 |
Керченский |
Соединяет моря Азовское и Черное |
41 |
4 |
5 |
Ла-Манш |
Вместе с проливом Па-де-Кале отделяет Англию от материка и соединяет Северное море с Атлантическим океаном |
578 |
32 |
23 |
Малый Бельт |
Соединяет Балтийское море и пролив Каттегат |
125 |
0,5 |
12 |
Мессинский |
Соединяет моря Ионическое и Тирренское |
33 |
3 |
72 |
Отранто |
Соединяет моря Адриатическое и Ионическое |
120 |
75 |
115 |
Па-де-Кале или Дуврский |
Вместе с Ла-Маншем соединяет Атлантический океан и Северное море |
37 |
32 |
21 |
Скагеррак |
Соединяет моря Балтийское и Северное |
225 |
60 |
53 |
Флоридский |
Соединяет Мексиканский залив с Атлантический океаном |
650 |
80 |
150 |
Эрссунн или Зунд |
Соединяет Балтийское море и пролив Каттегат |
102 |
3,4 |
8 |
Юкатанский |
Соединяет Карибское море и Мексиканский залив |
55 |
200 |
1269 |
Имя
Пролив называется Эресунн в Датский[неудачная проверка ] и Эресунн в Шведский, неформально Sundet[неудачная проверка ] (букв. «пролив») на обоих языках. Первая часть названия «галечно-песчаный пляж», а вторая часть — солнце, т.е. «здоровый, прямой».
Имя впервые засвидетельствовано на рунический камень датируется ок. 1000 г. н.э., где это написано как ура сути, читать как Древневосточно-норвежский / øːrasundi / (дательный падеж). В Старый Запад норвежский (и современный исландский ) форма имени Eyrarsund. Или же это современная форма древнескандинавского слова (aur), означающего галечный пляж или мелководье (см. также эйр ), часто образуя плевать. Такие формы рельефа обычны в этом районе, и «ör» встречается во многих географических названиях вдоль пролива, например. Helsingør, Сканёр, Драгёр и Халёр, важный центр торговли во время Эпоха викингов.
География
Эресунн — один из трех датских проливов , соединяющих Балтийское море с Северным морем (через проливы Каттегат и Скагеррак ), и один из наиболее интенсивно используемых морских путей в мире. В Эресунне находится остров Вен (принадлежащий Швеции ), а также острова Амагер и Салтхольм и искусственные острова Пеберхольм , Миддельгрундсфортет и Флакфортет (все принадлежат Дании ).
Эресуннский мост ( Øresundsbron или Öresundsbron ) был официально открыт 1 июля 2000 года королевой Дании Маргрете II и королем Швеции Карлом XVI Густавом . Это сооружение пересекает пролив, соединяющий два крупнейших города региона: Копенгаген (Дания) и Мальмё (Швеция). Объединенные Эресундсброном , которым управляют обе страны, оба города образуют регион Эресунн .
Следует отметить, что связь через Эресунн (« Öresundsförbindelsen », обычно называемая «мостом», Öresundsbron ) на самом деле является комбинацией «моста и туннеля». Собственно мост покидает Мальмё , тянется над шведскими водами, достигает искусственного острова посреди пролива ( Пеберхольм ) и погружается, как туннель, под датские воды, чтобы снова появиться возле Копенгагена.
Кратчайшее паромное сообщение через Эресунн находится дальше на север между Хельсингёром (Дания) и Хельсингборгом (Швеция).
Ручьи, животные и соленость
Эресунн, как и другие датские и датско-немецкие проливы, находится на границе между морской соленой водой (с соленостью более 30 или промилле по весу) и гораздо менее соленым Балтийским морем .
Поскольку Каттегат на севере имеет почти океанические условия, а Балтийское море (около 7 PSU в его основном бассейне) имеет солоноватую воду, водные условия Эресунда довольно необычны и меняются. Потоки очень сложные, но поверхностный поток часто направлен на север (из Балтийского моря), что дает более низкую поверхностную соленость, хотя потоки могут меняться от одного дня к другому. Средняя поверхностная соленость составляет около 10–12 PSU в южной части, но выше 20 PSU к северу от Хельсингёра.
Вблизи морского дна (где море достаточно глубокое) условия более стабильны, а соленость всегда океаническая (выше 30 PSU) ниже определенной глубины, которая колеблется от 10 до 15 метров. В южной части, однако, глубина 5-6 метров (за пределами довольно узких водных путей Drogden и Flintrännan ), и это определенная граница океанской соленой воды, поэтому также граница для многих морских видов животных. Только 52 известных морских вида обитают в центральной части Балтийского моря, по сравнению с примерно 1500 в Северном море . Известно, что по крайней мере в некоторой части Эресунна существует около 600 видов. Хорошо известные примеры, для которых соленость дна составляет отчетливую границу размножения, включают омаров, мелких крабов ( Carcinus maenas ), несколько видов камбал и медузу с львиной гривой ; последний может иногда дрейфовать в юго-западную часть Балтийского моря, но не может там воспроизводиться.
Есть ежедневные приливы, но лунное притяжение не может заставить много воды двигаться с запада на восток или наоборот в узких водах, где течение идет либо на север, либо на юг. Таким образом, небольшая разница в уровнях воды в Эресунне связана с ежедневными приливами, а другие обстоятельства «скрывают» небольшой прилив, который все еще остается. Течение оказывает гораздо более сильное влияние на уровень воды, чем прилив, но сильный ветер также может повлиять на уровень воды. В исключительных условиях, таких как штормы и ураганы, океаническая вода может внезапно впасть в Балтийское море на любой глубине. Такие явления повышают соленость глубоких вод в южной части Балтийского моря, что позволяет треске размножаться там. Если такого притока океанической воды в Балтийское море не будет в течение примерно десяти лет, разведение трески окажется под угрозой.
Обычно, когда течение смещается с севера на юг, оно никогда не поворачивается на 180 градусов с тем же потоком, вместо этого течение «замедляется до нуля», а затем начинает течь в противоположном направлении. (Местное явление у берегов может отличаться от этой общей картины)
Замок Кронборг расположен на крайней северо-восточной оконечности острова Зеландия в самом узком месте Эресунн.
Северный Эресунн
Ручьи, животные и соленость
Эресунн, как и другие датские и датско-немецкие проливы, находится на границе между океанической соленой водой (соленость которой более 30%). или же промилле по весу) и гораздо менее соленый Балтийское море.
Поскольку Каттегат на севере имеет почти океанические условия, а Балтийское море (около 7 PSU в его основном бассейне) имеет солоноватый вода, водные условия Эресунна довольно необычны и изменчивы. Потоки очень сложные, но поверхностный поток часто направляется на север (из Балтийского моря), что дает более низкую соленость поверхности, хотя потоки могут меняться от одного дня к другому. Средняя поверхностная соленость составляет около 10–12 PSU в южной части, но выше 20 PSU к северу от Хельсингёра.
Вблизи морского дна (где море достаточно глубокое) условия более стабильны, а соленость всегда океаническая (выше 30 PSU) ниже определенной глубины, которая колеблется от 10 до 15 метров. Однако в южной части глубина 5–6 метров (за пределами довольно узких водных путей). Дрогден и Flintrännan ), и это определенная граница океанической соленой воды, следовательно, также граница для многих морских видов животных. В центральной части Балтийского моря обитает всего 52 известных морских вида, по сравнению с примерно 1500 в Балтийском море. Северное море. По крайней мере, в некоторой части Эресунна известно около 600 видов. Хорошо известные примеры, для которых донная соленость составляет четкую границу размножения, включают омаров, мелких крабов (Carcinus maenas ), несколько видов камбала и львиная грива медузы; последний может иногда дрейфовать в юго-западную часть Балтийского моря, но не может там воспроизводиться.
Есть ежедневные приливы, но лунное притяжение не может заставить много воды двигаться с запада на восток или наоборот в узких водах, где течение идет либо на север, либо на юг. Таким образом, небольшая разница в уровнях воды в Эресунне связана с ежедневными приливами, а другие обстоятельства «скрывают» небольшой прилив, который все еще остается. Течение оказывает гораздо более сильное влияние на уровень воды, чем прилив, но сильный ветер также может влиять на уровень воды. В исключительных условиях, таких как штормы и ураганы, океанические воды могут внезапно попасть в Балтийское море на любой глубине. Такие явления приводят к повышению солености глубинных вод южной части Балтийского моря, что делает возможным треска разводить там. Если такого притока океанической воды в Балтийское море не будет в течение примерно десяти лет, разведение трески окажется под угрозой.
Обычно, когда течение смещается с севера на юг, оно никогда не поворачивается на 180 градусов с тем же потоком, вместо этого течение «замедляется до нуля», а затем начинает течь в противоположном направлении. (Местное явление у берегов может отличаться от этой общей картины)
Замок Кронборг расположен на крайней северо-восточной оконечности острова Зеландия в самом узком месте Эресунн.
Северный Эресунн
Особенности Эресуннского сообщения
Переправа стоимостью 4 млрд. долларов является связующим звеном между столицей Дании – Копенгагеном и крупным транспортным узлом Швеции – Мальме. Строительство моста тоннеля длилось более четырех лет (1995-1999 гг.) и позволило объединить Скандинавский полуостров с европейской транспортной системой. Эресуннская линия совмещает в себе две ветки железной дороги и четыре полосы автомобильной магистрали.
В состав международного сообщения входит надводный мост со стороны Швеции, искусственный насыпной остров Пеберхольм (остров-Перец) и проложенный в дне Балтийского моря подводный туннель «Дрогден», соединенный с датским полуостровом Каструп.
Крутые виражи надземной части моста
Официальное открытие самой длинной в Европе совмещенной дороги и железнодорожного моста произошло 1 июля 2000 года. Данное мероприятие проводились с особыми торжествами и участием шведского короля Карла XVI Густава и датской королевы Маргреты II.
Во что обошелся Эресуннский мост?
Стоимость технического чуда — 30,1 миллиард датских крон. Согласно прогнозам сооружение выйдет на самоокупаемость к 2035 году. Деньги налогоплательщиков при строительстве моста практически не использовались. Некоторые налоги ушли на оплату строительства наземных соединений.
В 2014 году стоимость проезда по мосту на разных видах транспорта выглядела следующим образом:
Вид транспорта | Цена за проезд |
Поезд | 11 евро с одного пассажира |
Мотоцикл | 26 евро |
Автомобиль | 48 евро |
Грузовик | 126 евр |
Автобус | 175 евро |
Оплата проезда соотносится с платой за проезд на пароме, который ранее соединял Данию и Швецию на проливе Эресунн. Постоянные пользователи конструкции получают существенную скидку в 75% при регулярном пользовании этой дорогой.
Эресуннский мост – гениальная идея, которую смогли воплотить благодаря сотрудничеству двух стран. На практике это сооружение показало себя надежным и полезным. Вскоре от данного моста и туннеля в казну Дании и Швеции начнет поступать доход, часть из которого будет пущена на поддержание моста в хорошем состоянии.