Созвездие столовая гора

Презентация на тему созвездие столовая гора

Интересные объекты для наблюдения

1. Большое Магелланово Облако

Нерегулярная галактика, удаленная на 163000 световых года. Это спутниковая галактика Млечного Пути и третья ближайшая к нашей галактике, рядом со сферической галактикой Стрельца и Карликовой галактикой в Большом Псе.

Занимает в диаметре 14 000 световых лет. Стоит на четвертой позиции в Местной группе галактик после Андромеды, Млечного Пути и Галактики Треугольника (M33). Расположена между Столовой Горой и Золотой Рыбой, из-за чего кажется слабой.

В центре заметна яркая полоса, которая может быть спиральной галактикой с перемычкой, чья форма деформировалась из-за контакта с Млечным Путем и Малым Магеллановым Облаком.

В Большом Магеллановом облаке находится хорошо известная любителям астрономии область активного звездообразования — гигантская эмиссионная туманность «Тарантул» размером более 1000 световых лет.

2. Рассеянное звёздное скопление NGC 1711

Сразу может показаться, что на изображении выше шаровое звёздное скопление, но нет. NGC 1711 — это тип рассеянного скопления, которое по своим размерам не превышает 2,5′, включает в себя около 50 звёзд и имеет общую яркость, равную 10m. Жителям Южного полушария скопление становится доступным в 150 мм телескоп и крупнее. Расположено на краю Большого Магелланова облака (БМО).

3. Рассеянное скопление связанное с туманностью NGC 2018

Фотография выше сделана телескопом Хаббл, ожидать от любительского или даже профессионального телескопа с диаметром главного зеркала до 300 мм от скопления с туманностью яркостью 10,9m и угловым размером чуть меньше 3′ (2,8′) такой картины не стоит. Предполагаю, удастся увидеть несколько звёзд, а в центре едва различимую светлую область. NGC 2018 расположено в южной части БМО.

4. Рассеянное скопление связанное с туманностью NGC 2122

Ещё один «связанный» объект созвездия Столовая Гора — NGC 2122 — рассеянное звёздное скопление связанное с эмиссионной туманностью. Видимая звёздная величина — 10,4m, угловой размер — 4,5′. Предполагается что в этом месте сосредоточено множество молодых и очень горячих звёзд, идёт процесс активного звёздообразования. Жители Южного полушария, удалось ли рассмотреть этот объект?

Столовая Гора таит в себе ещё несколько крайне слабых и маленьких дип-скай объектов, которые, как и предыдущие, территориально расположены на границе Магелланова Облака или в его окрестностях, и интереса не представляют никакого. У южного полюса объекты дальнего космоса не обнаружены.

5. Квазар PKS 0637-752

Квазар (квазизвездный радиоисточник) с большой газовой струей, отображающейся в оптической и рентгеновской длинах волн. Расположен в 6 миллиардах световых лет от Земли.

В оптическом телескопе напоминает звезду, потому что это очень светлый квазар, создающий энергетический поток, приравнивающийся к 10 триллионам солнц, из крошечной области (меньше нашей системы). Полагают, что энергетическим источником выступает сверхмассивная черная дыра. Волны радиомаяка охватывают как минимум 200 000 световых лет.

Созвездие Сетка

Сетка — созвездие, которое находится в южном небе и с латыни «Reticulum» переводится как «сетка».

Отображает специальную сетку в центре объектива телескопа, позволяющую измерить звездное положение. Его создал и записал в 1621 году Исаак Хабрчт II. Изначальное имя – «Rhombus», которое в 18 веке изменил Николя Луи де Лакайль.

Созвездие Сетка вмещает два интересных объекта: спиральная галактика с перемычкой NGC 1559 и галактика NGC 1313.

Объект Обозначение Значение имени Тип объекта Звездная величина
1 Альфа Сетки Нет Желтый гигант 3.32
2 Бета Сетки Нет Тройная звездная система 3.84
3 Эпсилон Сетки Нет Двойная звезда 4.44
4 Гамма Сетки Нет Красный гигант 4.48
5 Дельта Сетки Нет Красный гигант 4.56
6 Каппа Сетки Нет Двойная звезда 4.71
7 Йота Сетки Нет Оранжевый гигант 4.97

Звезды с экзопланетами

Рисунок экзопланеты Pi Mensae b

Компонент Пи в данном созвездии является представителем спектральной группы G1 IV. Карликовая звезда желто-оранжевого цвета расположилось на главной последовательности и имеет видимую звездную величину порядка 5,65m. Данная звезда обосновался в 60-ти световых годах от нас и любопытна тем, что имеет гигантскую газовую экзопланету.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 2Общее описаниеСтоло́вая Гора́ (лат. Mensa, Men) — тусклое приполярное созвездие

южного полушария неба. Занимает на небе площадь в 153,5 квадратного

градуса, содержит 24 звезды, видимых невооружённым глазом, и не содержит звёзд ярче 5 звёздной величины. В пределах созвездия лежит часть Большого Магелланова облака.

Слайд 3ИсторияНовое созвездие. Предложено Никола Луи де Лакайлем в 1754 году.

В 1756 году Лакайль предложил французское название в честь горы

Столовой на Капском полуострове в Южной Африке, где он проводил астрономические наблюдения во время экспедиции по проекту Парижской академии наук. В 1763 году, после смерти Лакайля, вышла его работа «Coelum Australe Stelliferum» с латинским вариантом названия созвездия Mons Mensae. В международной астрономической номенклатуре утвердился сокращённый вариант названия — Mensa.

одной-единственной яркой звездой. Ее альфа-компонент – это карликовая звезда главной

последовательности с видимым блеском 5,08m. Светило очень походит на звезду Солнце и принадлежит к спектральному классу G (если быть точным — G5V). От звезды альфа в созвездии Столовой Горы до планеты Земля пролегло расстояние свыше 30 св. лет. Прочие звезды данного созвездия обладают 6, 7 и даже 14-й видимыми звездными величинами.

Гора

Слайд 9Экзопланета Pi Mensae bКомпонент Пи в данном созвездии является представителем

главной последовательности и имеет видимую звездную величину порядка 5,65m. Данная звезда обосновался в 60-ти световых годах от нас и любопытна тем, что имеет гигантскую газовую экзопланету.Экзопланета в данном созвездии была открыта относительно недавно – всего лишь в 2000 году, и получила имя Пи Столовой Горы b. Она является представительницей класса наиболее крупных известных на сегодня экзопланет и вращается вокруг родительской звезды на расстоянии 3-х а.е. по весьма вытянутой эксцентричной орбите.

Слайд 12Рассеянное звёздное скопление NGC 1711Сразу может показаться, что на изображении

шаровое звёздное скопление, но нет. NGC 1711 — это тип

Слайд 13 скопление связанное с туманностью NGC 2018Фотография сделана телескопом Хаббл,

Слайд 14Рассеянное скопление связанное с туманностью NGC 2122
Ещё один «связанный» объект

созвездия Столовая Гора — NGC 2122 — рассеянное звёздное скопление

Африканские горы на звездном небосводе

Созвездие Столовая Гора не выделяется на фоне других подобных ему созвездий Южного полушария. Достаточно скромная площадь – всего 153 квадратных градуса небосвода, на которых расположено порядка 15 видимых невооруженным взглядом звезд. Кстати сказать, такой показатель площади позволяет созвездию Столовая Гора занять только 75-ю позицию из возможных 88-и.

Созвездие Столовая Гора, вид в программу планетарий Stellarium

По соседству со Столовой Горой можно лицезреть созвездия Золотой и Летучей Рыб, Хамелеона и Октанта, а также Южной Гидры. Наиболее яркие звезды данного объекта образуют своего рода трапецию, которая ничем не походит на очертания горы. На территории России данное созвездие не наблюдаемо. Поэтому, чтобы рассмотреть ее придется и отправляться как можно южнее: полная видимость начинается с 5-ти градусов северной широты, а лучший период для наблюдения – декабрь.

Характеристики

Созвездие Ретикулума, сеть, как ее видно невооруженным глазом

Только две звезды в этом созвездии ярче визуальной величины 5: Альфа (α) и Бета (β) сетки. Красноватая звезда R Reticuli является переменной мира . Эта переменная была открыта Ч. Рагуната Чари в Мадрасской обсерватории в Индии .

Двойная звездная система Эпсилон Сети состоит из звезды спектрального класса K2IV, вокруг которой вращается белый карлик . Судя по измерениям параллакса , эта система расположена примерно в 50 световых годах от Солнца. В 2000 г. было объявлено о планетарном компаньоне , вращающемся вокруг звезды ε Сети A.

Zeta Reticuli — широкая двойная звездная система, оба члена которой похожи на Солнце. Находится на расстоянии около 39 световых лет. Эта система получила некоторую известность в уфологии , когда предполагаемые похищенные инопланетянами Бетти и Барни Хилл назвали ее домом своих похитителей.

В 2005 году в спиральной галактике NGC 1559 , расположенной в созвездии, была обнаружена сверхновая типа 1а .

Карликовая галактика Reticulum II обогащена тяжелыми элементами r-процесса .

Сверхскопление Horologium-Reticulum — это сверхскопление галактик , которое находится на расстоянии от 700 миллионов до 1,2 миллиарда световых лет от Земли.

Поиск созвездия Октант на небе

Созвездие видно в широтах от -90° до +15°. Октант-самое южное созвездие неба, и поэтому на территории России оно не наблюдается. Соседние созвездия:Хамелеон, Райская Птица, Павлин, Индеец, Тукан, Южная Гидра, Столовая Гора.

Осенью Октант находится высоко над горизонтом и в полночь лежит справа от меридиана. Астеризм созвездия представляет собой тусклый сильно вытянутый треугольник. Одним из немногих ориентиров для поиска может служить Южный Треугольник, который расположился ниже и справа.

Зимой треугольник Октанта вытягивается вдоль горизонта. Созвездие в полночь пересекает меридиан и находится точно на юге. Южный Треугольник теперь лежит левее и ниже Октанта. Южный крест расположился яевее и выше созвездия, а Ахернар (альфа Эридана) правее а выше.

Летом Октант снова пересекает меридиан, но теперь уже двигаясь обратно в Западное полушарие неба. Яркие созвездия Центавра и Южного Креста находятся справа от него, а Эридан и его яркая звезда Ахернар — слева и немного ниже.

Что наблюдать в созвездии Лиры?

Несмотря на компактные размеры, созвездие Лиры богато на достопримечательности. Многие интересные объекты в созвездии можно наблюдать с помощью самых простых телескопов. Некоторые — в бинокль или даже невооруженным глазом! В первую очередь это касается двойных и переменных звезд. В созвездии также находится знаменитая планетарная туманность «Кольцо» (М57 по каталогу Шарля Мессье) и довольно яркое шаровое скопление М56.

Наконец, обладатели крупных любительских телескопов найдут здесь несколько галактик.

Параллелограмм и треугольник Лиры. Кружками обведены рассеянное скопление дельты Лиры и планетарная туманность Кольцо (М57). Фото: Giuseppe Donatiello

Эпсилон Лиры

Первый объект, на который стоит обратить внимание, — ε Лиры, знаменитая «двойная-двойная» звезда. Эпсилон Лиры находится в 1,7° к северо-востоку от Веги и за городом довольно неплохо видна невооруженным глазом

Уже в 30-мм бинокль звезда распадается на две звездочки практически одинаковой яркости. Они смотрятся очень красиво рядом с Вегой и на фоне звездных полей. Кстати, люди с острым зрением могут разделить эпсилон Лиры даже невооруженным глазом! Но для этого нужно очень темное и прозрачное небо.

Вид ε Лиры в небольшой телескоп немногим отличается от вида в бинокль. Но если у вас есть инструмент с апертурой 90 мм и выше, вы можете посмотреть на пару, используя увеличение от 100×. Тогда каждая из пары звезд эпсилон Лиры разделится еще на две! Северный компонент ε¹ состоит из звезды 5,0m и звезды-компаньона 6,1m, разделенных расстоянием в 2,6 угловых секунды к северу.

Южный компонент (ε²) представляет собой немного более тесную пару, состоящую из звезд почти одинаковой яркости (5,3m и 5,4m), разделенных 2,4″ к востоку.

Чтобы разделить каждую из пары звезд еще на две, вам потребуется телескоп с хорошей оптикой (небольшие дешевые телескопы часто грешат неважной оптикой) и спокойная атмосфера. Не забудьте также охладить свой телескоп до температуры воздуха, чтобы даваемое им изображение было как можно более качественным

История

Новое созвездие. Введено Николой Луи де Лакайлем в 1754 году сначала безымянным, затем в 1756 году предложено название «Ромбоидальная Сеть» — перекрещивающиеся тонкие нити в окуляре телескопа. В 1763 году название латинизировано автором.

Нужно заметить, что на этом же месте небосвода Исаак Хабрехт ранее, в году поместил новое созвездие «Ромб», включавшее только четыре звёзды, видимые невооружённым глазом. Это созвездие практически не использовалось. В созвездие Лакайля вошло две звезды из созвездия Хабрехта. Неизвестно, знал ли Лакайль о созвездии «Ромб», когда предлагал своё.

Параллелограмм Лиры

Главный рисунок созвездия Лиры сам по себе является кладезем небесных объектов. Во-первых, каждая из звезд стоит того, чтобы как минимум взглянуть на нее в телескоп. Во-вторых, здесь же находится одно рассеянное скопление и планетарная туманность М57.

дзета Лиры

Звезда дзета Лиры находится в правом верхнем углу параллелограмма Лиры. Вместе с Вегой и эпсилон Лиры она образует крошечный, почти равносторонний треугольник.

Взгляните на эту звезду в бинокль. Она также распадется на две: ζ¹ Лиры — белая звезда блеском 4,3m имеет желтоватый спутник 5,7m на расстоянии 44″. В отличие от эпсилон Лиры, где все четыре звезды физически связаны силами взаимного притяжения (как наше Солнце и планеты), пара ζ Лиры — оптическая: звезды просто случайно оказались на одном луче зрения. В пространстве их разделяют многие световые годы.

дельта Лиры и скопление Stephenson 1

Следующая звезда в параллелограмме Лиры — красивая разноцветная двойная дельта Лиры. Она находится в 2° к востоку от дзеты Лиры и образует верхний левый угол параллелограмма. Пара эта очень широкая, и отлично наблюдается в любой инструмент. δ¹ — красноватая звезда блеском 4,2m; δ² имеет голубовато-белый цвет и блеск 5,6m.

Обе звезды входят в состав разреженного рассеянного звездного скопления Stephenson 1. Оно также называется скоплением дельты Лиры. Stephenson 1 занимает на небе площадь 20′ × 20′. Это хороший объект для наблюдения в бинокль (при условии, что он надежно закреплен на штативе) и небольшой телескоп. Наведите свой инструмент на дельту Лиры. Вы увидите, что  δ¹ и δ² Лиры окружены примерно дюжиной звездочек разной яркости и цвета. Скопление это довольно бесформенное, но хорошо отделяется от звездного поля.

Шелиак, бета Лиры

Правый нижний угол параллелограмма занимает звезда β Лиры (у нее есть арабское имя Шелиак). Это одна из самых известных переменных звезд на небе! Ее можно наблюдать невооруженным глазом или в бинокль. В максимуме блеска бета Лиры почти такая же яркая, как γ Лиры, в минимуме становится самой тусклой звездой в параллелограмме.

Бета Лиры принадлежит к классу затменных переменных или затменных двойных звезд. В ее состав входят две горячие массивные звезды. Они расположены так близко друг к другу, что их невозможно разделить ни в один телескоп. Более того, их форма искажена из-за сил взаимного притяжения — это не сферы, а эллипсоиды. Вращаясь вокруг общего центра масс, компоненты системы поочередно загораживают друг друга, в результате чего суммарный блеск системы падает.

Из-за формы компонентов β Лиры показывает непрерывное изменение блеска с глубоким вторичным минимумом. Полный цикл составляет 12,9 суток. Ясно, что это время является и периодом обращения звезд в системе β Лиры вокруг общего центра масс.

Попробуйте понаблюдать за звездой в течение нескольких недель. Оценивайте ее блеск по соседним звездам — γ и ζ Лиры. Очень скоро вы убедитесь, что блеск β Лиры изменяется волнами.

Кстати, уже в бинокль в 46″ к востоку от β Лиры виден спутник, звездочка 7,2m. Это оптический спутник, который сам является спектроскопической двойной с периодом 4,4 суток!

Гамма Лиры

Последняя звезда в параллелограмме — и самая яркая! — гамма Лиры. Она находится посреди богатейшего звездного поля. Вместе с расположенной рядом звездой лямбда Лиры смотрится очень красиво при наблюдении в бинокль с широким полем зрения.

Звезды с экзопланетами

Рисунок экзопланеты Pi Mensae b

Факты, положение и карта

С площадью в 114 квадратных градусов созвездие Сетка занимает 82-ю позицию по размерам. Охватывает первый квадрант в южном полушарии (SQ1). Его можно отыскать в широтах от +23° до -90°. Соседствует с Золотой Рыбой, Южной Гидрой и Часами.

Сетка
Лат. название Reticulum
Сокращение Ret
Символ Сетка
Прямое восхождение от 3 h 12 m до 4 h 35 m
Склонение от -67° 30’ до -53° 10’
Площадь 114 кв. градуса (82 место)
Ярчайшие звёзды (величина m )
  • нет; ярчайшая
  • α Ret — 3,4 m
Метеорные потоки
Соседние созвездия
  • Южная Гидра
  • Часы
  • Золотая Рыба
Созвездие видимо в широтах от +23° до -90°. Лучшее время для наблюдения — на территории России не наблюдается.

Вмещает 5 звезд с планетами и ни одного объекта Мессье или метеорного потока. Ярчайшая звезда – Альфа Сетки, чья видимая визуальная величина составляет 3.33. Входит в группу Лакайля, где также записаны Циркуль, Печь, Часы, Столовая Гора, Микроскоп, Наугольник, Октант, Живописец, Скульптор, Телескоп, Резец и Насос. Рассмотрите схему созвездия Сетка на карте звездного неба.

Поиск созвездия на небе

Созвездие видно в широтах от -90° до +5°. Столовая Гора — южное околополярное созвездие. Поэтому на территории России это созвездие наблюдать его невозможно. Соседние созвездия: Хамелеон, Золотая Рыба, Южная Гидра, Октант, Летучая Рыба.

Тусклое созвездие Столовая Гора следует отыскивать также как и Живописца, Сетку или Золотую Рыбу. Все эти маленькие созвездия находятся рядом с яркой звездой Канопус (альфа Киля). Зимой около полуночи Столовая Гора располагается справа и немного выше своей яркой спутницы.

Зимой в полночь Столовая Гора проходит меридиан и перемещается на западную сторону горизонта. Звезда Ахернар теперь располагается справа и ниже созвездия, а яркий Канопус — сверху. Столовая Гора хорошо видна вао ночь и пропадает из видимости в свете утренней зари уже спустившись к самому горизонту.

Летом созвездие завершив очередной годовой круг пересекает меридиан и к полуночи начинает подъем в небо над юго-восточной частью горизонта. Сзади его догоняет яркий Миаплацид (бета Киля). Впереди и выше — «прокладывает дорогу» звезда Эридана Ахернар.

Heбecныe oбъeкты

NGC 1559 – cпиpaльнaя гaлaктикa c пepeмычкoй, pacпoлoжeннaя в 50 миллиoнax cвeтoвыx лeт. Этo ceйфepтoвcкaя гaлaктикa c визуaльнoй вeличинoй 11. Oнa в 7 paз мeньшe Mлeчнoгo Пути, нo вмeщaeт мaccивныe cпиpaльныe pукaвa и oблacти интeнcивнoгo звeздooбpaзoвaния.

Диcк и бap – иcтoчники мoщнoгo paдиoизлучeния. Былo нaйдeнo З cвepxнoвыx: SN 1984J, SN 1986L и SN 2005df.

NGC 1З1З – cпиpaльнaя гaлaктикa c пepeмычкoй и звeздooбpaзoвaниeм. Oтдaлeнa нa 15 миллиoнoв лeт oт Mлeчнoгo Пути и пpocтиpaeтcя нa 50000 cвeтoвыx лeт.

Интepecнo, чтo в ee фopмe нeт poвнocти, a ocь вpaщeния pacпoлoжeнa нe в цeнтpe. Чaщe вceгo, этo cвидeтeльcтвуeт o cтoлкнoвeнии c дpугoй гaлaктикoй, нo pядoм c oбъeктoм ничeгo нeт.

27 ceнтябpя 1826 гoдa ee oбнapужил шoтлaндcкий acтpoнoм Джeймc Дaнлoп. Haxoдитcя вoзлe гaлaктики NGC 1З09 в coзвeздии Эpидaнa, гдe в 1987 гoду нaшли cвepxнoвую.

У вac ecть вoзмoжнocть paccмoтpeть coзвeздиe Ceткa южнoгo пoлушapия бoлee дeтaльнo, ecли вocпoльзуeтecь нe тoлькo нaшими фoтo, нo ЗD-мoдeлями и тeлecкoпoм oнлaйн. Для caмocтoятeльнoгo пoиcкa пoдoйдeт кapтa звeзднoгo нeбa.

Источники

Столовая Гора

Созвездие Столовая Гора расположено около Южного полюса неба. В нем можно наблюдать невооруженным глазом около пятнадцати звезд, большая часть из которых находится на границе видимости. Четыре самые яркие звезды созвездия имеют пятую звездную величину. Они образуют маленькую трапецию в северной части созвездия.

В созвездии частично расположено Большое Магелланово Облако (БМО, LMC) – карликовая галактика, которая имеет абсолютно неправильную форму. Она движется вокруг нашей Галактики по орбите, имеющей радиус около 50 килопарсек.

На территории России Большое Магелланово облако не видно, поскольку оно не восходит над горизонтом. По размерам Большое Магелланово Облако приблизительно в 20 раз меньше, чем Млечный Путь. В нем в десять раз меньше звезд, чем в нашей Галактике.В1987 г.

На снимках видны кольца, образовавшиеся вокруг нее. Однако происхождение колец до сих пор является загадкой. Одна из гипотез утверждает, что после взрыва сверхновой возникла плотная звезда, из которой вырываются струи вещества, ставшие причиной появления колец.

Другая гипотеза предполагает, что кольца возникли в результате взаимодействия звездных «ветров» и ионизации вещества энергией взрыва, В последнее время ученые наблюдают структурные изменения в кольцах.

В Большом Магеллановом облаке находится хорошо известная любителям астрономии область активного звездообразования – гигантская эмиссионная туманность «Тарантул» размером более 1000 световых лет.

Поиск созвездия на небе

Созвездие видно в широтах от -90° до +5°. Столовая Гора – южное околополярное созвездие. Поэтому на территории России это созвездие наблюдать его невозможно. Соседние созвездия: Хамелеон, Золотая Рыба, Южная Гидра, Октант, Летучая Рыба.

Тусклое созвездие Столовая Гора следует отыскивать также как и Живописца, Сетку или Золотую Рыбу. Все эти маленькие созвездия находятся рядом с яркой звездой Канопус (альфа Киля). Зимой около полуночи Столовая Гора располагается справа и немного выше своей яркой спутницы.

Зимой в полночь Столовая Гора проходит меридиан и перемещается на западную сторону горизонта. Звезда Ахернар теперь располагается справа и ниже созвездия, а яркий Канопус – сверху. Столовая Гора хорошо видна вао ночь и пропадает из видимости в свете утренней зари уже спустившись к самому горизонту.

Летом созвездие завершив очередной годовой круг пересекает меридиан и к полуночи начинает подъем в небо над юго-восточной частью горизонта. Сзади его догоняет яркий Миаплацид (бета Киля). Впереди и выше – “прокладывает дорогу” звезда Эридана Ахернар.

Созвездия Южного Полушария :: Столовая гора

Латинское название:Mensa

Сокращение:Men

Символ:Столовая Гора

Прямое вхождение:от 3h 30m до 7h 40m

Склонениеот -85° до -70°

Площадь:153 кв. градусов

Ярчайшие звезды:α Men, β Men

Метеорные потоки:Нет

Соседние созвездия:Хамелеон, Золотая Рыба, Южная Гидра, Октант, Летучая Рыба

Созвездие видно в широтах от -90° до +5°

Столовая Гора — одно из самых тусклых созвездий находящихся вблизи Южного полюса неба. Как и в других южных созвездиях этой области неба, в нем нет ярких звезд. Ясной и безлунной ночью в Столовой Горе можно увидеть невооруженным глазом около пятнадцати звезд, большая часть из которых находится на границе видимости.

Только четыре самые яркие звезды созвездия имеют пятую звездную величину. Они образуют маленькую трапецию в северной части созвездия. Эта характерная фигура, однако, ничем не напоминает Столовую гору и гору вообще.

В созвездии частично расположено Большое Магелланово Облако (БМО, LMC) — карликовая галактика, которая имеет абсолютно неправильную форму. Она движется вокруг нашей Галактики по орбите, имеющей радиус около 50 килопарсек.

В нем в десять раз меньше звезд, чем в нашей Галактике.

В 1987 г. в Большом Магеллановом Облаке вспыхнула сверхновая звезда SN 1987А. Это ближайшая к нам сверхновая звезда является ярчайшей, вспыхнувшей за последнее время.В 1994 г.

ученые с помощью космического телескопа Хаббл смогли получить изображения, показывающие последствия взрыва этой звезды. На снимках отчетливо видны кольца, образовавшиеся вокруг нее.

Однако происхождение колец до сих пор является неразрешенной загадкой.

Одна из гипотез утверждает, что после взрыва сверхновой возникла плотная звезда, из которой вырываются струи вещества, ставшие причиной появления этих колец.

Другая гипотеза предполагает, что кольца возникли в результате взаимодействия звездных «ветров» и ионизации вещества энергией взрыва.

В Большом Магеллановом облаке находится хорошо известная любителям астрономии область активного звездообразования — гигантская эмиссионная туманность «Тарантул» размером более 1000 световых лет.

Столовая Гора вместе с созвездием Телескоп символизируют гору в Южной Африке, на которой был установлен телескоп, с помощью которого составлялась карта звездного неба южных широт. Благодаря «первопроходцу» южного неба Никола Луи де Лакайлю, Столовая гора и телескоп вошли в историю науки.

Столовая Гора — южное околополярное созвездие. На территории России его наблюдать нельзя, поскольку оно не восходит над горизонтом.На востоке Столовую Гору окружают созвездия Летучей Рыбы и Хамелеона, на западе — Южной Гидры. Золотая Рыба граничит с созвездием на севере, а южным «соседом» Столовой Горы является Октант, в котором находится Южный полюс мира.Найти Столовую Гору на ночном небе не очень сложно. Если опустить воображаемую линию от яркой звезды Канопус (α Киля) отвесно вниз, то она укажет на галактику Большое Магелланово облако, которое частично лежит в искомом созвездии.

Единственный объект далекого космоса

Большое Магелланово Облако. Авторы: Josch Hambsch и Robert Gendler

Столовая Гора настолько мала, что практически лишена каких бы то ни было интересных объектов глубокого космического пространства. Единственный примечательный объект в данном созвездии, это, пожалуй, Большое Магелланово Облако, да и то расположенное в нем только частично. Данная карликовая галактика первой звездной величины является спутником нашего Млечного Пути. БМО делят пополам созвездие Столовой Горы и его соседка Золотая Рыба. Но, к сожалению, как и упомянутые два созвездия, БМО нельзя увидеть находясь на территории РФ.

Когда можно наблюдать созвездие Лиры?

Созвездие Лиры считается летним, поскольку именно летом по вечерам наблюдается на юге, в наиболее высокой точке над горизонтом. Однако в небе России и сопредельных стран Лиру можно увидеть не только летом.

Осенью созвездие Лиры наблюдается по вечерам высоко в небе на юго-западе, около полуночи на западе, поздно ночью на северо-западе.

Зимой созвездие Лиры наблюдается по вечерам на западе и северо-западе, а утром в восточной части неба.

Наконец, весной Лира наблюдается всю ночь: вечером на северо-востоке низко над горизонтом, ночью на востоке, а утром уже высоко на юго-востоке.

Надо сказать, что севернее широты Киева ярчайшая звезда Лиры, Вега, никогда не заходит за горизонт! Поэтому в Москве, Риге и Петербурге северная часть Лиры наблюдается круглый год, а в Мурманске и Архангельске созвездие видно целиком все время, кроме периода белых ночей.

Планетные системы

Такое достаточно большое расстояние между звездами системы вполне может позволить каждой из них иметь собственную планетарную систему. В отличие от некоторых других двоичных систем, где звезды близко расположены друг к другу, на небе любой планеты системы Дзеты Сетки не было бы двух солнц. С поверхности планеты одной звезды другая звезда выглядела бы как очень яркий объект. Он был бы примерно в 30 раз более яркий, чем Венера. И был бы виден даже в дневном небе. Каждая звезда системы вполне может иметь свою собственную обитаемую зону.

Каковы же перспективы наличия жизни в этой звездной системе? Обе звезды похожи на Солнце. И если у них есть подходящие планеты, не исключено, что там возникла жизнь. Ранние научные источники утверждают, что эти звезды относительно стары (часто озвучивались цифры в 6-8 миллиардов лет). Однако более поздние данные, полученные в результате анализа света звезд с помощью спектроскопов, предполагают, что это молодые звезды. Возможно, они имеют возраст всего два миллиарда лет. Для сравнения — Солнцу 4,5 миллиарда лет. Это может означать, что если история эволюции жизни на Земле типична для всего космоса, жизнь на планетах системы Дзета Сетки не продвинулась бы дальше примитивных микроорганизмов. Это следует из того факта, что первые сложные организмы появились на Земле лишь 600 миллионов лет назад. Это произошло после нескольких миллиардов лет господства простейших.

Однако единого мнения о возрасте звезд Дзеты Сетки до сих пор нет.

История

У созвездия нет мифов. Лакайль заметил группу тусклых звезд в южном небе, наблюдая со Столовой горы недалеко от Кейптауна в Южной Африке в 1751-1752 гг. Оно включает часть Большого Магелланова Облака, из-за которого кажется, что само созвездие окутано облаком, как африканская гора.

В 1756 году он наименовал его Montagne de la Table и внес название на планетосферу. Но во втором выпуске (1763) решил латинизировать на Mons Mensae. Астроном из Англии Джон Гершель предложил еще раз сократить имя до Mensa, и в 1845 году в таком виде созвездие было записано Фрэнсисом Бейли в Каталог Британской Ассоциации.

Поиск созвездия на небе

Созвездие видно в широтах от-90° до +23°. Сетка лежит примерно посередине между небесным экватором и Южным полюсом мира. Поэтому на территории России это созвездие наблюдать его невозможно. Соседние созвездия: Золотая Рыба, Южная Гидра, Часы.

Сетка тусклое созвездие, его астеризм представлен маленьким ромбом. Поиск созвездия следует проводить в пространстве между яркими звездами Ахернар и Канопус. Осенью Сетка находится высоко в небе над юго-восточной стороной горизонта.

Зимой Сетка проходит меридиан ивозвращается на западную половину небосвода. Она начинает спуск к горизонту. По-прежнему главными ориентирами для поиска созвездия остаются Канопус Киля, который теперь располагается выше и левее Сетки, а также Ахернар, видимый справа и ниже.

Летом ромб Сетки пройдя после полуночи меридиан, отправляется на юго-восток. Созвездие забирается вверх на небо, как и прежде ведомое ярким Ахернаром (альфа Эридана). Справа на такой же высоте расположился Миаплацид (бета Киля).

Факты, положение и карта

С площадью в 153 квадратных градусов созвездие Столовая Гора занимает 75-е место по размерам. Охватывает первый квадрант в южном полушарии (SQ1). Его можно найти в широтах от +4° до -90°. Соседствует с Хамелеоном, Золотой Рыбой, Октантом, Южной Гидрой и Летучей Рыбой.

Столовая гора
  • Золотая Рыба
  • Южная Гидра
  • Октант
  • Летучая Рыба
Созвездие видимо в широтах от +5° до -90°.
Лучшее время для наблюдения — на территории России не наблюдается.

Вмещает две звезды с планетами и ни одного объекта Мессье или метеорного потока. Ярчайшая звезда – Альфа Столовой Горы, чья видимая визуальная величина достигает 5.09. Входит в группу Лакайля, где также находятся Печь, Микроскоп, Наугольник, Октант, Скульптор, Телескоп, Живописец, Часы, Циркуль, Сетка, Резец и Насос. Рассмотрите схему созвездия Столовая Гора на карте звездного неба.