Marsa weather today

«окаменела» или испарилась — загадка исчезновения воды на марсе раскрыта?

Данные по погоде

Таблица обновляется при загрузке страницы, данные о погоде на Марсе обновляются по мере передачи информации с марсохода Curiosity.

Дата Данные обновляются…
Сол (Марсианские сутки) Данные обновляются…
Солнечная долгота Данные обновляются…
Минимальная температура в градусах Данные обновляются…
Минимальная температура в Фаренгейтах Данные обновляются…
Максимальная температура в градусах Данные обновляются…
Максимальная температура в Фаренгейтах Данные обновляются…
Давление Па Данные обновляются…
Значение давления Данные обновляются…
Абсолютная влажность * Данные обновляются…
Скорость ветра * Данные обновляются…
Направление ветра * Данные обновляются…
Прозрачность атмосферы Данные обновляются…
Текущий месяц Данные обновляются…
Восход Данные обновляются…
Закат Данные обновляются…

* Пояснения: при значение null данных нет. Значение «- -» означает отсутствие ветра.

Данные на странице «Погода на Марсе» получены прибором Rover environmental monitoring station (REMS). Сами данные, публикуются организацией Centro de Astrobiologia (CSIC-INTA) Испания.

Расположение метеорологической станции Rover environmental monitoring station (REMS)

Сезоны на Марсе

Планета имеет так же четыре сезона что и Земля, но поскольку год на Марсе длится дольше, наклон оси немного отличается и орбита более эксцентрична, то сезоны на Марсе не одинаковой продолжительности.

После заката на Марсе

Марсианский год почти в два раза длиннее земного года (1,88 земных года) и сезоны соответственно длятся дольше. В северном полушарии, весна длится 7 месяцев, лето — 6 месяцев, осень — 5,3 месяца, и зима — чуть более 4-х месяцев. Даже в летние месяцы на планете очень холодно. Температура в разгар сезона не превышает -20 С. На юге температура может достигать 30 С. Сильные колебания температуры, между полушариями, вызывают огромные пылевые бури. Некоторые из них могут влиять только на небольшую площадь, в то время как другие охватывают всю планету. Планетарные бури обычно происходят, когда планета находится вблизи перигелия (ближайшей точки к Солнцу). Когда начинается глобальная пылевая буря, поверхность планеты практически скрыта полностью.

Ну и напоследок…

Новое селфи Марсохода, полученное на 868 сол

Древнее наводнение на Марсе

О древнем наводнении на Марсе было рассказано в научном издании New Atlas. Марсоход «Кьюриосити» был отправлен на далекую планету в 2011 году. Он сразу же опустился на кратер Гейла и начал двигаться на возвышенность, известную как Гора Шарп. Во время этого путешествия аппарат нашел множество свидетельств того, что на протяжении десятков миллиардов лет кратер был древним озером. Причем оно время от времени то наполнялось водой, то становилось полностью сухим.

Возможно, миллиарды лет назад Марс выглядел так

Так как марсоход «Кьюриосити» обладает множеством датчиков, у исследователей есть возможность изучать структуру почвы, которая когда-то была пропитана водой. Недавно сотрудникам Лаборатории реактивного движения NASA и исследователям из американских университетов штата Гавайи и Нью-Йорк стало известно, что 4 миллиарда лет назад на Марсе произошло мощное наводнение. Об этом свидетельствует то, что на кратере Гейла образовалась русловая гряда. Так называются осадочные образования, которые возникают под очень быстро текущей водой.

Русловая гряда на Земле

Причина наводнения на Марсе

Внешне эти образования выглядят как гребни на поверхности Марса. Измерив расстояние между ними, ученые пришли к выводу, что вода текла со скоростью более 10 метров в секунду. При этом глубина воды была не менее 24 метров. По мнению исследователей, наводнение могло быть вызвано падением большого астероида. Если допустить, что до этой катастрофы планета была покрыта льдом, космический объект мог растопить его — вот и наводнение. При этом в воздух могло быть выброшено большое количество водяного пара и других веществ, способных изменить климат целой планеты. После наводнения Марс мог стать теплой и влажной планетой, на которой вполне могла зародиться жизнь.

Есть предположение, что когда-то Марс был покрыт ледяным щитом

По словам одного из авторов научной работы Альберто Фэйрена (Alberto Fairen), миллиарды лет назад Марс была очень активной с геологической точки зрения планетой. На ней удерживались практически все условия для наличия жидкой воды, которая очень важна для существования жизни. Но признаки жизни на далекой планете все еще не обнаружены. Возможно, они будут найдены благодаря работе марсохода Perseverance.

Марсоход Curiosity

Именно к марсоходу Curiosity («Любопытство») сегодня приковано внимание всех неравнодушных людей. Снимки, сделанные этим аппаратом, заполонили интернет, и большое количество людей пытаются рассмотреть на них некие артефакты, из чего потом появляются сенсационные заголовки

Марсоход Кьюриосити оказался на Марсе в августе 2012 года, и сейчас это пока самый новый и современный аппарат на этой планете. Он же и самый большой — если сравнивать его с предыдущими моделями, то этот просто гигант, на Земле весящий 900 кг, и он даже больше советского «Лунохода».

Этот марсоход представляет собой мощную автономную лабораторию. Если предыдущие модели имели небольшой набор оборудования, в основном геологического, то здесь есть практически всё – марсоход может как изучать химический состав всего, что попадется на пути, так и искать следы жизни. Кстати, такое оборудование используется впервые – оно способно изучать молекулярный состав образцов и сможет обнаружить даже обрывки органических молекул, если они попадутся.

Цель марсохода – собрать максимум информации, достаточной для планирования освоения Марса непосредственно человеком в ближайшем будущем. Поэтому он ведет всесторонние исследования с использованием большого набора научных приборов.

17 видеокамер способны вести круговую съемку в высоком качестве со скоростью 10 кадров в секунду – получается практически видеосъемка. Раз в сутки на марсоходом пролетает орбитальный аппарат и марсоход быстро передает ему огромный массив данных, накопленный за это время. Потом уже этот спутник по мощному каналу передает все на Землю.

Иногда Curiosity делает селфи, по которым изучается общее состояние марсохода. Камера расположена на выносной штанге, которая в кадр не попадает.

Питание марсохода также отличается от предыдущих моделей – на нем нет солнечных батарей, а стоит ядерный источник энергии на плутонии-238, который производит как тепло для обогрева оборудования, так и электроэнергию. Его ресурса хватит еще лет на 20-35, а то и больше. «Вояджеры» с подобной энергоустановкой работаю уже 40 лет, хотя энергия у них уже практически закончилась.

Видеозапись спуска марсохода Curiosity на поверхность Марса, ускоренная в 3 раза:

На этом краткий обзор всех марсоходов, побывавших на Красной планете, закончим. Все они внесли большой вклад в изучение соседнего мира и в подготовку к освоению Марса человеком. На данный момент там работает один марсоход — Curiosity и стационарный геологический зонд InSight.

Космический внедорожник

Одна из особенностей, которая отличает «Кьюриосити» от его собратьев, – его размер. Марсоход имеет габариты небольшого внедорожника. Это 3 метра 28 сантиметров в длину и около 2.1 метра в высоту. Вес «Кьюриосити» составляет около 900 килограммов. Колеса имеют диаметр 50,8 см.

Инженеры Лаборатории реактивного движения НАСА разработали марсоход, способный преодолевать препятствия высотой до 65 см и расстояния около 200 м. в день. Питание аппарата осуществляется от радиоизотопного термоэлектрического генератора (РИТЭГ). Он производит электричество из тепла, выделяемого при радиоактивном распаде плутония-238.

На Марсе никогда не было воды

Согласно исследованию сотрудников Университета Аризоны, большие резервуары воды на Марсе появились из двух разных источников. То есть, вода на Марсе имеет разное происхождение. Этот факт привел их к выводу, что вода на планете появилась в результате падения небесных тел, а собственного океана как у Земли, у красной планеты не было.

Предположение о разном происхождении воды было подтверждено изучением отколовшихся от Марса метеоритов NWA7034 и ALH84001. В этих небесных телах оказался одинаковый состав изотопов, но разное соотношение изотопов водорода с прочими породами планеты, которые были изучены ровером Curiosity. Один астероид взаимодействовал с жидкостью около 1,5 миллиарда лет назад, а второй около 3,9 миллиарда лет назад. Один из типов пород по составу был близок к телам с отдаленных участков Солнечной системы. Второй же был схожим по составу с породами Земли.

Сейчас это предположение ищет другого научного подтверждения. В итоге может оказаться так, что каждая из озвученных версий имеет место, то есть на исчезновение воды на Марсе могли повлиять сразу несколько факторов.

Сезоны на Марсе

После заката на Марсе

Ну и напоследок…

Новое селфи Марсохода, полученное на 868 сол

«Кьюриосити». Изучение окружающей среды

Помимо выяснения пригодности Марса для проживания, у марсохода есть другие инструменты на борту. Они предназначены для того, чтобы узнать больше об окружающей среде Марса. Среди целей для этих инструментов – постоянный мониторинг метеорологических и радиационных условий. Это позволит определить, насколько подходящим будет Марс для возможной пилотируемой миссии.

Анализатор радиационной обстановки марсоход работает в течение 15 минут каждый час для измерения уровня излучения на поверхности планеты и в ее атмосфере. Ученые, в частности, заинтересованы в измерении «вторичных лучей». Это излучение, которое могут генерировать частицы с низкой энергией после попадания в молекулы газа в атмосфере. Гамма-лучи или нейтроны, образующиеся в результате этого процесса, могут представлять риск для человека. Кроме того, ультрафиолетовый датчик, находящийся на «Кьюриосити», также непрерывно отслеживает уровень УФ излучения.

В декабре 2013 года НАСА определило, что радиационные уровни, измеренные марсоходом, не будут препятствовать пилотируемой миссии на Марс в будущем.

Станция мониторинга окружающей среды марсохода измеряет скорость ветра и диаграмму его направления. Также она умеет определять температуру и влажность в окружающем воздухе. В 2016 году ученые смогли оценить долгосрочные тенденции изменения атмосферного давления и влажности воздуха на Марсе. Некоторые из этих изменений происходят, когда полярные шапки, состоящие из диоксида углерода, начинают таять весной, выбрасывая огромное количество влаги в атмосферу.

В июне 2017 года НАСА объявила, что у «Кьюриосити» появилось новое обновление программного обеспечения. Оно позволит ему самостоятельно выбирать цели для работы. Обновление, называемое AEGIS, представляет собой первый случай, когда искусственный интеллект был развернут на удаленном космическом аппарате.

В начале 2018 года «Кьюриосити» отправил на Землю фотографии кристаллов, которые могли образоваться в древних озерах на Марсе. По этому поводу существует множество гипотез. И одна из них заключается в том, что эти кристаллы образуются после того, как соли концентрируются в испаряющемся водяном озере.

Посадка марсохода Perseverance

Посадка на поверхность Марса длилась 7 минут. Десантный модуль миссии, внутри которого находились марсоход и вертолет, вошел в атмосферу планеты в 23:48 по московскому времени. На тот момент скорость его движения составляла примерно 20 000 километров в час. Спустя 4 минуты после вхождения в атмосферу, модуль выпустил парашют и сбросил тепловой щит, который защищает от высоких температур. Также был активирован прибор для определения расстояния до поверхности планеты.

Примерно так прошли те самые «7 минут ужаса»

На следующем этапе была запущена состоящая из восьми ракетных двигателей система «Небесный кран», которая снизила скорость модуля до 0,75 метра в секунду. Когда до поверхности осталось всего лишь несколько метров, марсоход Perseverance был аккуратно опущен на нейлоновых шнурах. После так называемых «7 минут ужаса», в 23:56 ночи, аппараты успешно высадились на поверхность.

Марсоход Perseverance и вертолет Ingenuity

Важно отметить, что все это происходило в автоматическом режиме. Радиосигналы с Марса доходят до Земли за 11 минут, поэтому управлять процессом вручную было невозможно

Когда NASA получило подтверждение об успешной посадке, аппарат уже сел на поверхность и сделал снимок на одну из 23 камер.

Первое фото, сделанное марсоходом Perseverance

Исторические климатические наблюдения

Европейское Космическое Агентство под названием Mars Espress провело минералогические исследования, доказавшие, что здесь были открытые водоемы. Они либо испарились, либо ушли под землю.

Было выделено несколько периодов геологической истории.

• Филлоциановая эра – более 4,5 миллиарда лет назад. В окружающей среде сосредоточено большое количество воды. Вследствие вулканической активности произошло глобальное потепление. Существует теория, что этот процесс начался в результате падения метеорита.
  • Сернокислая эра. В атмосферу было много выбросов серы из-за глобальной вулканической активности. Кислотность окружающей среды повысилась.
  • Гесперийская эра. 3,5-2,5 миллиарда лет назад, северную часть планеты, занимал соленый океан глубиной до 1 км. В низких широтах было много рек и озер.
  • Температура доходила до 50С. Вполне вероятно что, в эту эпоху на Марсе существовал климат подобный Земному.
  • Амазонийская эра: Вода исчезла. Ее остатки можно наблюдать на двух полярных шапках.

Существует теория, что в прошлом атмосфера планеты была плотной. Магнитное поле эффективно защищало от Солнечной радиации. Потом оно стало ослабевать. Как результат, солнечный ветер истончил защитный слой. Погода изменилась. Вода практически исчезла.

Ученые продолжают исследование космического тела, климата и погодных условий на Марсе. Технологический прогресс позволяет получить более точные данные и раскрыть больше загадок, которые скрывает Красная Планета.

Пригодилась информация? Плюсани в социалки!

• Магнитное поле Марса: загадка Красной планеты
  • 30 Новейших, известных и спорных фактов о планете Марс
  • Атмосфера Марса — химический состав, погодные условия и климат в прошлом

Марсоход Spirit

2004 год для НАСА был триумфальным в плане изучения Марса. Сразу несколько запущенных марсоходов успешно достигли Марса и также успешно выполнили свои задачи, а некоторые из них и сейчас работают.

Марсоход Спирит сел на планету 4 января 2004 года, и планировалась его работа в течение 90 солов, за которые ему нужно было преодолеть около 600 метров. Однако на деле марсоходу помог ветер, сдувавший пыль с солнечных батарей, благодаря чему выработка электроэнергии стала эффективнее, чем планировалось. В итоге Спирит вместо 600 метров преодолел 7.73 км и проработал до 22 марта 2010 года – более 6 лет!

В последнее время своей работы марсоход использовали как стационарную платформу, так как 1 мая 2009 года он застрял в дюне и вызволить его оттуда не смогли. Несмотря на это, марсоход оставался на связи и продолжал исследования, хотя перемещаться не мог. 22 марта 2010 года марсоход окончательно замолчал, хотя еще целый год специалисты пытались наладить с ним контакт.

Любопытно, что название «Спирит» марсоходу дала русская девочка, которая родилась в Сибири, но была удочерена американцами. Когда НАСА проводило конкурс, это название победило.

Марсоходы Sojourner (маленький), Opportunity (средний) и Curiocity (большой)

Фотографии Марса от Perseverance

Два цветных снимка были сделаны камерами Hazcams, которые установлены прямо в марсоход. Они есть практически в каждом марсоходе и располагаются спереди и сзади корпуса. Их главная задача — обеспечить безопасность во время движения по Марсу. На первом снимке виден марсианский пейзаж и на нем нет ничего интересного, ни жидкой воды, ни инопланетян. Но на поверхности вполне можно заметить небольшие отверстия (особенно на второй фотографии). По данным NASA, они могли возникнуть по совершенно разным причинам, например, из-за активности вулканов. В этом случае отверстия возникли из-за вырвавшихся наружу газов.

Первая цветная фотография, сделанная марсоходом Perseverance

На втором цветном снимке показана поверхность планеты и часть гусеничного колеса Perseverance. На этой фотографии упомянутые выше отверстия видны лучше. Еще одна версия гласит, что они образовались давно, когда на Марсе существовала жидкая вода. Так что их можно считать очередным свидетельством того, что когда-то на Марсе все таки существовала жизнь и произрастали растения. Убедиться в этом еще больше можно будет спустя 2-3 года, когда марсоход Perseverance соберет образцы грунта и другой аппарат (пока не созданный) доставит их на Землю для изучения.

Судя по всему, речь идет об этих и им подобных отверстиях

По словам менеджера стратегической миссии марсохода Полин Хванг, аппарат отлично справляется со своей работой. Во время проверки работоспособности он должен сделать еще несколько цветных фотографий, в том числе и «селфи». В свое время своими автопортретами часто делился марсоход «Кьюриосити» — вот один из таких снимков. Чтобы не пропустить новые фотографии от марсохода Perseverance, подпишитесь на наш Telegram-канал. Если на них будет обнаружено что-то необычное, мы обязательно напишем об этом подробную статью.

Миссия Viking

Викинг-1 – первый успешно приземлившийся, или примарсившийся на Марсе аппарат. Он был запущен НАСА 20 августа 1975 года, а приземлился 20 июля 1976 года. Он передал первые удачные снимки непосредственно с поверхности планеты, и люди впервые увидели марсианские ландшафты, притом в цвете.

Миссия состояла из собственно спускаемого аппарата и спутника, который остался на марсианской орбите. Этот спутник проработал до 7 августа 1980 года, а спускаемый модуль – до 11 ноября 1982 года. В итоге при обновлении программы и перезагрузке системы была допущена ошибка и аппарат навсегда замолчал.

Викинг на Марсе

Был еще и Викинг-2, который приземлился в то же время на другой стороне планеты. Этот аппарат проработал 4 года, пока его аккумуляторы полностью не израсходовали свой ресурс.

Викинги – первый реально удачный шаг в освоении Марса, сделанный еще в 70-х — 80-х годах.

Марсоход Opportunity

Марсоход Оппортьюнити сел на поверхность Марса 25 января 2004 года, через 3 недели после Спирита, но по долготе это место было смещено на 180 градусов. Этот марсоход по конструкции практически идентичен Спириту, то есть их можно считать близнецами. В отличие от Спирита, Оппортьюнити нигде не застрял (был один случай, но его удалось освободить), и продолжает работать до сих пор, побив все рекорды по долгожительству среди всех марсоходов.

Оппортьюнити – один из наиболее совершенных марсоходов. Он снабжен мощным компьютером (по меркам 2003 года), имеет отличную конструкцию, прекрасное программное обеспечение и множество оборудования. Например, когда марсоходу приказывают двигаться к какой-либо точке, он проводит анализ местности на наличие опасных и труднопреодолимых мест, затем делает снимки двумя камерами и на основе стереоизображения определяет наиболее легкий маршрут. Этот процесс периодически повторяется, и напоминает работу обычного зрения.

Работа марсохода была рассчитана на 90 солов (92.5 земных дня), а проработал он 15 лет. Данные, переданные им, бесценны. За неоценимый вклад в науку именем этого марсохода даже назвали астероид.

Дополнение: 13 февраля 2019 года миссия Opportunity была прекращена. Марсоход с 18 июня 2018 года не выходил на связь, когда на Марсе бушевала мощная пылевая буря, охватившая всю планету. Солнечные батареи несколько недель не могли получать достаточно света для энергосети. С тех пор связь с Opportunity пропала и установить её не удалось. Подробнее об этом…

«Кьюриосити». Инструменты для поиска признаков жизни

У марсохода есть несколько инструментов для поиска жизни. Среди них – прибор, бомбардирующий поверхность планеты нейтронами. Которые будут замедляться, если столкнутся с атомами водорода – одним из элементов составляющих воду.

Двухметровый внешний манипулятор «Кьюриосити» может собирать образцы с поверхности для проведения их анализа, обнаружения газов, которые входят в их состав, и изучения их для получения информации о том, как образовались марсианские камни и почва.

Инструмент по анализу проб, если он действительно обнаружит доказательства существования органического материала, сможет перепроверить находку. На лицевой стороне «Кьюриосити», под крышками из фольги, находятся несколько керамических блоков. Они наполнены искусственными органическими соединениями.

«Кьюриосити» может просверлить любой из этих блоков. И поместить образец в свою «печку» для измерения его состава. Таким образом исследователи поймут, соответствуют ли признаки наличия органики, обнаруженные на Марсе, тем признакам органики, которые получаются при нагревании образцов, заложенных на марсоходе на Земле. Если признаки совпадут, ученые, скорее всего, посчитают, что их вызвали организмы, прилетевшие на Марс с Земли без билета.

Камеры с высоким разрешением, установленные на марсоходе, делают фотографии по мере перемещения аппарата. Они обеспечивают ученых визуальной информацией. Которая дает возможность сравнить условия Марса с окружающей средой на Земле.

В сентябре 2014 года марсоход прибыл к своей научной цели, Горе Шарп (Aeolis Mons). «Кьюриосити» начал тщательно изучать слои на склоне, когда приступил к движению вверх по горе. Цель его состояла в том, чтобы понять, как климат Марса изменился с влажного в далеком прошлом, до более сухого и кислотного в наши дни.

На Марсе часто сменялся климат?

Рябь на скалистой поверхности — не единственная находка марсохода, которая привлекла внимание ученых. Кьюриосити также обнаружил некоторые скалы, которые имеют повторяющиеся слои пород примерно одинаковой толщины

В настоящее время ученые исследуют эти породы, однако, предполагается, что они связаны с древними пылевыми бурями.

Чередующиеся слои, по мнению исследователей, говорят о том, что климат часто сменялся с сухого на влажный, и наоборот. Причем это происходило периодически с одинаковым интервалом времени и достаточно резко. Слои подобного типа ученые часто находят на Земле. Они также возникали во время периодических изменений климата. По словам исследователей, древний марсианский климат был удивительно сложным, и в то же время очень похожим на земной.

В кратере Гейла когда-то климат сменялся так же, как на Земле

В настоящее время Curiosity продолжает исследовать «Маркерную полосу». Ученые НАСА надеются, что в ближайшее время марсоход сможет исследовать высеченную ветром долину, известную как Долина Гедиз, которая находится высоко на горе Шарп. Долина содержит обломки оползней и русло, которое могло быть сформировано рекой.

Поскольку образовавшаяся груда обломков находится поверх всех остальных слоев в долине, она представляет собой один из самых молодых объектов на этой горе. В прошлом году Curiosity дважды видел эти обломки на хребте Гедиз Валлис, но смог рассмотреть их только с большого расстояния. Исследование обломков позволит еще больше узнать о событиях, которые миллиарды лет назад происходили в кратере Гейла, и в целом на Красной планете.

Напоследок напомним, что вода на Марсе, по мнению ученых, существовала на один миллиард лет дольше, чем считалось ранее. Это говорит о том, что на Красной планете было время для зарождения жизни.