Река котуй

Путешествие с вершины 1701 до города хатанга по рекам хусана и котуй в 2003г - taganok.ru

7-го августа

По плану около 8-9 часов сплава с мотором вниз по течению. Останавливаемся в 17.30 на обед на правом притоке — р.Воеволихан. Здесь самая южная точка на реке Котуй, от неё река поворачивает на север. На высоком берегу хорошая зимовейка — домик для охотников и рыбаков. Около дома лежат 2 лодки, рядом сушильня, коптильня, ледник для хранения добычи. В сарайчике 2 мотора и рыболовецкие снасти. В домике с печкой – буржуйкой небольшой запас продуктов, бензопила, тёплые вещи, посуда, столик для приготовления еды, деревянные лежаки, на которых можно спать.

Проходим первые пороги Котуя на моторе. Пороги с большими валами. Река широкая, есть место для манёвра. Винт на валах иногда не достаёт воды, тогда мотор взрывается сильным рёвом. Управляемость за счёт тяги мотора ослабевает, поэтому все остальные помогают вёслами. Сергеич, сидя на первом катамаране, показывает направление курса руками, т.к. из-за рёва двигателя плохо слышны команды. Линию движения стараемся выбирать ближе к берегу, там нет валов, но есть опасность удариться о подводные камни. На поворотах приходится пересекать течение, уходя от прижимов и навалов на скалы. Валы окатывают нас по пояс ледяной водой. Если носовые замечают камни под катамараном, то срочно дают сигнал мотористам, а те в свою очередь глушат и поднимают винт из воды.

После левого притока Чиринда на левом берегу встретили домик и двоих молодых парней – рыбаков на моторной лодке. Ребята пришли порыбачить из полузаброшенного поселка Чиринда, до которого 40 км по левому притоку. Они были очень рады встрече и, сфотографировавшись с нами на свой фотоаппарат, угостили нас рыбой. От этого места на реке ближе всего до Туры. Когда-то здесь заканчивали маршрут по Котую, улетая местным самолетиком в Туру с гидропорта озера Чиринда.

Подготовительный этап

1) сшиты 2 катамарана-четверки, небольшие лёгкие бананы.

2) закуплен 5-сильный мотор Tohatsu.

3) сделан транец для закрепления на катамаране двигателя.

4) сделан ящик для транспортировки двигателя.

5) закуплены пластмассовые канистры объемом по 5 и 10 литров – компактные (пустые ёмкости на 120 литров в сложенном виде занимали совсем малый объём), лёгкие (сравнимы по массе с пластиковыми бутылками). Можно заменить пластиковыми бутылками из-под воды, но искать в незнакомом городе бутылки ёмкостью на 120 литров, от которых зависит сохранность и качество топлива для мотора, мы не рискнули. Везти же их с собой на самолёте из Москвы нам тоже не захотелось.

6) проведены предварительные переговоры по телефону о возможности перелёта на вертолёте до верховья р. Хусана.

7) катамаран на моторе собран и успешно прошёл испытание на Оке.

10 августа

Точное повторение предыдущего дня. Река медленно течёт по низменности. Сильный встречный ветер с дождём. Холодно. Очень неприятные волны. Больше всех достаётся мотористам, т.к. они не могут полностью спрятаться от пронизывающего дождя – надо смотреть вперёд. В одной руке я держу рукоятку газа, управляя катамараном, а другой удерживаю капюшон плаща, оставляя маленькую дырочку для одного глаза. Уже через час через смотровое отверстие я начинаю промокать. Каждый час мы меняемся на моторе с Игорем, чтобы совсем не замёрзнуть или не уснуть от нудно проплывающего однообразия тундры. Мы молим Мгамгу, чтобы хотя бы стих ветер. Снова отстаём от графика движения, проходя чуть больше половины запланированной нормы. Очень хочется тепла, сухой одежды и чего-нибудь кроме рыбы на ужин.

1 августа

Замучили пороги, в которых приходится углублять русло, разбрасывая камни. Несколько проводок катамаранов из-за недостатка воды в порогах. Пороги в нашу воду 2-4 категории по моей оценке. Основная опасность в порогах — острые камни и прижимы, поэтому пороги смотрим, намечая оптимальный курс прохождения. Река течёт в каньоне, часто в отвесных стенках. Мишка сильными обезболивающими таблетками заглушает боли в спине, командует и гребёт в порогах, как и все.

Отвесный водопад 10-15м на левом берегу в ущелье – очень живописный. Ловим хариусов на ужин. Перекус и идём дальше.

Накрапывает дождь. Воды в реке становится больше. Пороги более мощные и опасные. После очередной карячки на перекате, Андрей выдал фразу – За свои деньги я лет 25 так не работал. Базальтовые каньоны Хусаны очень красивы. Такое ощущение, что лава застывала в гигантских правильных прямоугольных формах, которые впоследствии река обнажила и отполировала до матового блеска. Находясь в каньоне, ловишь себя на мысли, что из стен выглядывают каменные лица истуканов с прямыми носами, глазами и удивленно шепчущими ртами, предостерегающие об опасности. На одном из берегов вода обнажила береговую наледь высотой более 5 метров. Похоже, что лёд имеет древнее происхождение. Встаём на стоянку перед длинным и сложным порогом, который решаем проходить на разгруженных катамаранах.

27 июля

По классификатору Хусана тянет на пятерку. Длинна реки около 100км. В верховье, после слияния трёх притоков, она мелковата. Плесы 10-20 м сменяются мелкими и быстрыми перекатами с множеством отмелей и камней. Дно каменистое, ширина реки 10-20 метров. Расход около 10 м3/сек. Берега низкие, местами заболочены. Строим плот из 4-х катамаранных понтонов, сверху загружаем групповой снарягой. Надеваем высокие рыбацкие сапоги — и вперёд. Четверо идут по берегу, четверо сплавляются. На пути встречаются рога и кости оленей. Воды в реке мало. Начался ХУСАЙТИНГ. Каждый перекат — это тяжёлая работа по проталкиванию плота вперёд. Каждый метр на перекате даётся потом и кровью. Иногда приходилось сначала разбрасывать камни, углубляя проход на перекате, а потом уже тащить плот. Обнос по берегу восьми рюкзаков, ящика с мотором и 120 литров бензина + общественные мелочи тоже вызвал на лицах нашего экипажа безмерное счастье после проделанной работы. У Михи заклинило больную спину, он не может согнуться. Боли в спине такие, что он с трудом сдерживает слёзы, но помогает тащить плот со всем неподъёмным скарбом по перекатам.

Оказалось, что по берегу идти было быстрее. Пешая команда часто нас ждала и помогала протаскивать наш «пароход» на перекатах. Поход начался изнурительной и очень тяжёлой работой. Мы стремимся как можно быстрее покинуть суровую тундру и спуститься в зону леса. В лесу можно построить нормальный катамаран с деревянной рамой, там теплее, есть дрова и подножный корм.

В 22.17. встали на ночёвку на правом берегу. Появились карликовые берёзки, из которых развели первый костёр.

25 июля

Полёт над плато в низкой облачности на вертолёте МИ-8. Боялись промахнуться с долиной реки.

Перелёт занял около полутора часов.

Высадились чуть ниже слияния двух ручьёв, образующих р.Хусана, на правом берегу. Вода в реке чистейшая. В 15.00 +10 градусов тепла. Летают комарики, некоторые из нас не выдержав, надевают накомарники.

В Лагере на реке остались Миха и Женька, остальные пошли к вершине 1701м.

Идём вдоль правого (аэрографически) ручья. Под ногами камни и чуть подтаявшая хлюпающая вечная мерзлота. Приходится преодолевать ручьи и заснеженные склоны, на которых из-за недостатка солнечного света (теневая сторона) снег не тает круглый год, образуя наледи. Слегка накрапывает дождь, от которого нас спасают плащи. В этот момент, глядя на наши одеяния, вспомнились хоббиты, блуждающие в поисках сокровищ по горам гномов. А нас зачем потащило на эту гору?! И вообще, в правильном ли направлении мы идём? Явной горы или вершины не видно. Рома сказал – За пивом! Под плащом противно, жарко и влажно, поэтому пива всем захотелось сразу и сильно.

Сергеич смотрит на карту, компас и по сторонам. Что толку от компаса, он на плато всё равно показывает с большой погрешностью из-за сильного магнитного поля. Если с компасом сесть на камень, он может всё показать по-другому – такое чудо я увидел в первый раз.

Ночёвка на подходе к вершине при температуре 3 градуса тепла. Две палатки. Ужин на газовой горелке.

29 июля

Светлое будущее наступило с постройкой деревянных рам для двух катамаранов. Адмирал забрал на свой кат все самое ценное (обеих красоток), а нам подкинул ящик с мотором и бензин, брезгливо сказав, что от мешков плохо пахнет. Вот кто он после этого? Надеваем гидры, т.к. вода ледяная, а впереди ожидаются настоящие пороги. Продолжаем сплав нормальными экипажами четвёрок, но воды на перекатах и порогах катастрофически не хватает. Часто приходится лезть в ледяную воду и проводить катамаран. Но стало значительно легче — теперь груз распределился на два катамарана и соответственно два экипажа. Нам, правда, досталось потяжелее – бесценный ящик с мотором и бензин. Катамаран с рамой позволяет маневрировать между камней, и это облегчает нашу тяжёлую долю. Хусайтинга становится меньше, и каждый перекат, пройденный без выпрыгивания в воду и проводки между камней, пробуждает в нас настоящих водников. В очередном порожке, катамаран резко тормозит о подводный камень и сидящий на носу Рома, делает полет шмеля с катамарана в воду. Вечереет, ставим лагерь, отогреваем Ромку. К сожалению, у него сегодня промокла пачка сигарет. Естественно запасы оных были строго ограничены, в его раскладку не входили столь значительные потери, к тому же в группе почти ни кто не курил. Так вот чтобы высушить свой драгоценный Капитан Блек, Роман под «палящим» ночным заполярным солнцем натянул верёвочку между палаток и как-то прикрепив сигареты очень надеялся их просушить. Несмотря на все его старания, высокая влажность воздуха не оставляла ни каких шансов на успех данного мероприятия. После ужина быстро засыпаем в надежде на светлое будущее.

24 июля

Самолёт Москва – Норильск. С трудом сдали в багаж ящик с мотором, т.к. ящик вышел большой и тяжёлый. Пришлось его вскрыть, благо он был собран на саморезах, и максимально облегчить, переложив вещи в рюкзаки. Груз экспедиции рассчитан и распределён на каждого человека, чтобы не было перевеса, но всё равно в разрешённые авиакомпанией бесплатные килограммы немного не уложились. За перевес доплачивали согласно тарифам авиакомпании. Перелёт около 4-х часов.

Вот мы и за полярным кругом. Низкое небо, холодный пронизывающий северный ветер. В Норильске закупаем недостающие продукты и бензин (120л). Разливаем по канистрам и упаковываем в четыре мешка из-под сахара. Этот день ждём лётной погоды, так как в горах туман и сильная облачность. Ночуем в помещении аэропорта Валек на скамеечках.

От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.

17 августа

Пасмурная погода. Левый приток Хетта расширяет реку до 3-х км. Город-порт Хатанга стоит на высоком правом берегу. Сюда заходят океанские суда, проходящие по северному пути. С воды отчётливо видны церковь, трёхэтажные дома, краны порта. На улицах есть машины. Маршрут окончен. Делаю последние круги почета на разгруженном катамаране, дожигая остатки бензина в двигателе. На берегу разбираем катамараны. Продаём мотор за ту же сумму, за которую купили в Москве. Обратно полетим налегке. Осталось около 20 л. бензина, которые достаются счастливому обладателю мотора. Размещаемся в аэропорту. Знакомимся с дежурным МЧС парашютистом Володей. Очень хороший и интересный парень. Адмирал ушел к пограничникам писать объяснительную, откуда мы взялись в этой глухомани. Пограничники удивлены, что мы приплыли в Хатангу из самого центра плато Путорана. Ночуем в тепле аэропорта. Ночью прилетели вахтовики (у них была пересадка) и украли у нас один фотоаппарат. Очень жаль, это был лучший фотоаппарат нашей группы, на его плёнке оставались кадры «Замков гномов» Котуйской трубы.

Утром перелёт из Хатанги в Норильск. Аэропорт закрыт по погодным условиям, и нас сажают в Дудинке. Там погранзона и милиция нас задерживает на взлетной полосе, которая от города отделена рекой. Долго объясняем, что это не наша вина, что мы оказались в погранзоне. Предъявляем билеты Хатанга—Норильск и Норильск—Москва. Все разрешается нормально. Прилетевших пассажиров на катере перевозят через речку, сажают в бесплатный автобус и доставляют в аэропорт Норильска. На следующий день улетаем в Москву. Немного грустно и есть желание вернуться в этот удивительный и суровый край. Сергеич говорит, что следующий раз на северах будет весь Оленёк, а это больше двух тысяч километров!

P.S. В день рождения Жени на озере Дюпкун, когда Шагаев рассказывал нам о своей мечте пройти по Белому Нилу, все наверняка загадывали желания, в том числе и я. Из 8-и человек, двое не пошли в Африку по личным соображениям. А вот Шагаев, идейный вдохновитель африканского похода, в последний день перед отъездом заболел воспалением лёгких и не поехал на Килиманджаро и Белый Нил. Так вот, Женечка не задула с первого раза все свечи на торте. И мне кажется, оставались гореть 3 свечи…

9 августа

Погода испортилась. Постоянно идёт дождь и дует северный ветер, который резко снизил скорость передвижения. Встречный ветер поднимает высокую волну и заставляет нас прижиматься к берегам. Река вышла из гор на равнину лесотундры, течение замедлилось. Много островов. Несмотря на все усилия мотора, скорость не выше 5км/ч. Народ начинает грести и помогать вёслами, но толку от этого мало. Под нещадным холодным дождём мы медленно, но верно промокаем. «Татонковские» плащи не спасли хоббитов. Начинаем закутываться в полиэтилен и тенты. В итоги изобрели конструкцию для защиты от ветра и дождя, накрываясь от носа до кормы тентом. Эта уловка также понизила наше ветровое сопротивление. В целом, несмотря на все наши ухищрения, скорость выше 6км/ч катамаран не развивает. Мы начинаем выбиваться из графика движения, явно пережигая бензин на борьбу со стихией. Ночёвка на правом притоке Сида. Температура воздуха +2.

География

Длина реки — 1409 км.

Площадь бассейна — 176 тыс.км2.

Расход воды — 1600 м3/с.

Дополнительные параметры

Высота истока над уровнем моря — ≈753 м.

Высота устья над уровнем моря — 1 м.

Общее падение — ≈752 м.

Уклон реки — 0,5337 м/км.

Граф

  • двойная линия означает русло Котуя;
  • сплошная прямая или ломаная линия означает приток;
  • точка означает исток;
  • стрелка означает устье;
  • круг с цифрой означает водоём:
  • 1 — озеро Харпина;
  • 2 — озеро Ессей;
  • 3 — река Хатанга.

Описание

Берёт начало на вулканическом плато Путорана на высоте более 750 м.
В верховьях Котуй течёт на юго-восток, опоясывая весь юг полуострова Таймыр, и протекает через озёро Харпина. Затем, после впадения реки Воеволихан, поворачивает на северо-восток. В низовьях Котуй течёт по Северо-Сибирской низменности. Около пос. Кресты Таймырского Долгано-Ненецкого района, сливаясь с Хетой, образует Хатангу.
Котуй – горная река, с глубоко врезанным в многослойные лавовые отложения порожисто-водопадным руслом, течет на юго-восток, огибая весь юг полуострова Таймыр, через длинные и глубокие озёра Харпича и Дюпкун.
Принимает приток Воеволихан, поворачивает на северо-восток. В среднем и нижнем течении, в котловине между горами Путорана на западе и Анабарским плато на востоке, Котуй – равнинная река. Котуй пересекает котловины и межгорные впадины, сложенные аккумулятивным материалом, имеет широкую пойменную долину и меандрирующее русло. В низовье река течёт по Северо-Сибирской низменности; русло расширяется до 600 м, становится сложно разветвлённым, образует многочисленные меандрирующие рукава. Котуй сливается с р. Хетой вблизи пос. Кресты. Речная сеть развита хорошо; её густота 0,44 км/км2.
Много озёр. Самое крупное – озеро Ессей (площадь зеркала 238 км2).
Для бассейна Котуя характерна продолжительная зима с сильными морозами и ветрами, короткое холодное и дождливое лето. Продолжительность периода с отрицательными температурами составляет 8–9 месяцев. Период с положительными среднемесячными температурами воздуха, редко превышающими +15ºС, длится с июня по сентябрь. Средние температуры июля изменяются в пределах от -2…+13ºС. Экстремально высокие температуры воздуха бывают в июле и августе (до +32ºС). Средняя температура января составляет -32°С. Снежный покров устанавливается в третьей декаде сентября, исчезает в первой половине июня. Сильные ветры (до 45 м/с) часто бывают весной и зимой; обычно они сопровождаются обильными осадками. Снег лежит приблизительно 280 дней в году. Количество осадков за апрель–октябрь составляет 413 мм, за ноябрь–март – 136 мм. Для летнего периода характерны моросящие дожди.
Питание реки смешанное, с преобладанием снегового и значительной долей дождевого. На половодье приходится до 45% годового стока воды. Время прохождения максимального стока – июнь. Межень короткого тёплого периода часто прерывается мощными дождевыми паводками, с резким поднятием уровней до 8–10 м. Среднемноголетний расход воды составляет 1600 м3/с (объём стока 50,498 км3/год). Из рек бассейна Котуя на хозяйственные нужды и водообеспечение населения ежегодно забирается около 0,115 млн м3; сброс сточных вод составляет 0,103 млн м3.
Котуй замерзает в конце сентября – начале октября, вскрывается в конце мая – начале июня. Толщина ледяного покрова на реках достигает 2 м. Малые и средние реки в бассейне перемерзают.
В низовьях река судоходна. Бассейн богат природным газом и нефтью. В Маймеча-Котуйской апатитовой провинции сосредоточен 21% апатитового сырья России. В бассейне реки встречаются залежи каменного угля. Река богата рыбой. Верховье Котуя находится на территории заповедника «Путоранский».

В реке водятся голец, муксун, нельма, омуль, ряпушка, таймень, щука и др.

16 августа

Вставайте дети, МАО уже встал – такими словами каждое утро будил всех нас Мишка. От нашей стоянки до посёлка Каяк 25км. На правом берегу шахта «Котуй», которая снабжает углём ближайшие населённые пункты. На берегу познакомились с шахтёрами, которые радушно нас встретили, рассказали о посёлке Каяк, в котором проживает около 300 человек. В посёлке 2-х этажные дома, клуб, магазин, почта, сберкасса, деревянные тротуары. Цивилизация! Мы купили свежие продукты, есть даже пиво. Река выходит на равнину, скорость течения 1-3км/ч. Последняя ночёвка на левом берегу реки в нескольких десятках км от г.Хатанга. Жалко расставаться со сказочной красотой арктического заполярья и удивительной рекой. Её ширина здесь около 2км. Вокруг тундра. Парни учат девчонок ловить рыбу на спиннинг. В озере Женька наловила щук.

География

Территория, которую занимает Хатанга, относится к северу Восточной Сибири, к полуострову Таймыр. Водоем проходит через Красноярский край.

Исток, притоки и устье

Река берет начало неподалеку от села с одноименным названием. Здесь Котуй сливается с Хетой, и это место является истоком.

Хатанга питается притоками, крупнейшими из которых на карте являются:

  • Новая.
  • Уголяк.
  • Блудная.
  • Нижняя и проч.

Устье же расположено в Хатангском заливе перед морем Лаптевых.

Река на карте

Путь потока легко можно отследить по карте благодаря ровному руслу. От поселка Кресты он движется по лесотундре в сторону моря Лаптевых, где и находится устье.

Населенные пункты

На берегах встречаются лишь несколько населенных пунктов, в число которых входят:

  • Кресты.
  • Хатанга.
  • Новорыбная.

Таймыр. К жителям посёлка Новорыбная.

Рекомендуем к прочтению: река Ганг Индия.

Ледозащитная дамба

Один из уникальных объектов, которых сегодня практически не осталось, ежегодно возводят в устье сотрудники морского порта. В большинстве случаев дамбы строят из железобетона, стали или грунта, но в условиях Крайнего Севера использовать подобные материалы невыгодно.

Сотрудники порта начинают замораживать воду, как только приходят зимние холода. Речь идет о сотнях тонн. Как только происходит ледостав, на узком участке берега приступают к строительству дамбы. После установки каркаса делают постепенную заливку конструкции. Воду закачивают при помощи насосов, поднимая слой за слоем.

Возведение объекта может занять до 5 месяцев. Высота конструкции должна быть выше уровня воды в период половодья. Ледовая дамба позволяет защитить порт и стоящие в нем суда. Когда пик паводка пройден и температура повышается, объект постепенно тает. А через несколько месяцев его вновь начинают возводить.

Местные жители говорят, что это последняя ледозащитная дамба на карте мира. И с 2009 года конструкции не возводят нигде, кроме как в устье Хатанги.

13 августа

Река, прорезая высокогорное плато, устремляет своё течение к Северному Ледовитому океану. Ручьи от талых вод прорезали в береговых скалах бесчисленное количество столбов, напоминающих головы рыцарей в шлемах. Миха поймал второго тайменя. На левом берегу резиденция (для охоты и рыбалки) губернатора Красноярского края. Три домика с мебелью, лодки, отличные моторы, электростанция, посуда, вертолётная площадка и ни души. Наверное, отсюда начинается Котуйская труба – когда река течёт через пороги и перекаты в каньоне с отвесными стенами до 100 метров. На мой взгляд, это одно из самых удивительных творений природы.

 

Проходим пороги на моторе, помогая вёслами. Валы в центре реки, достигающие 1,5 метров, испытывают раму катамарана на прочность. Стараемся идти ближе к берегам, пересекаем реку, маневрируя между валов. Под левым берегом влетаем в хорошую бочку, которая нас всех слегка искупала. Вечером останавливаемся для осмотра порога 3-4 К. С. Ступенька 0.5м. почти через всё русло с бочкой и валами. Здесь же на левом берегу база рыбаков. Вертолётная площадка, несколько жилых домиков, работает электрогенератор. Общаемся со смотрителем (бутылка «Гжелки» 0.5л. у них стоит 1200р!). Сюда вертолётом привозят рыбаков на тайменя, для которого здесь самое излюбленное место. Проходим этот порог под правым берегом. После двух-трёх поворотов встаём на стоянку на правом берегу с видом на высокие стены «каменных замков».

26июля

Солнечным утром, оставив палаточный лагерь и взяв самое необходимое, пошли к вершине.

К 11.15 вышли на плато. Позади внизу осталась живописная долина Хусаны. Показалась горушка – наша конечная цель.

На плато ручеёк с которого начинается Хусана. В безжизненной каменистой пустыне изредка встречаются распустившиеся цветы. Удивительно, как они здесь выживают.

Поднявшись на гору, увидели, что цель находится еще в нескольких километрах. В 12.50 вышли на вершину, где одиноко красуется триангуляционный знак, на котором стоит маленькая статуэтка рабочего и крестьянки. Сверху великолепный вид на плато с вершинами и озерами, на северных склонах остатки не растаявшего снега. Вершина плоская, с футбольное поле, может больше. Находим записку. Люди были здесь несколько лет назад. Оставляем своё послание – «здесь пива нет…, когда нет и у кого нет» и всё такое. Совсем низко над вершиной проплывают облака. Пьём по глоточку коньяка с шоколадкой, фотографируемся и топаем обратно в штурмовой лагерь.

К вечеру возвращаемся в базовый лагерь и ужинаем пойманными Михой хариусами. Ужин готовим на газовой горелке. Пьём за Мгамгу (бога природы и погоды), чтобы он снизошёл до наших молитв и подарил ещё хотя бы один солнечный день.

Общая информация

Название относится к эвенкийскому и переводится как «много воды». Существует и иная версия, которая гласит, что оно означает «березовый», и олицетворяет леса, распространенные в долине.

У реки нет классического истока. Хатанга формируется в месте, где на карте сливаются два других источника. Она движется по территории полуострова Таймыр в сторону моря Лаптевых.

Край Земли. Ворота в Арктику. Хатанга. Миграция оленя через реку и овцебыки

Длина потока – 227 км. Однако иногда протяженность считают вместе с Котуем, от слияния которого с Хетой образуется Хатанга. В этом случае длина превышает 1.6 тыс. км.

У реки широкая долина, разделенная на рукава. В нижнем течении ширина достигает 5 км, однако в верховьях она меньше. Средняя глубина на фарватере – 5-20 м. Самые глубокие впадины – до 40 м.

Особенность водоема состоит в том, что в бассейне насчитывают более 110 тыс. озер, площадь которых превышает 11 тыс. км2. Для русла характерно наличие большого числа островов на карте.

Рекомендуем к прочтению: на какой реке стоит Тобольск.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: