Какие государства разделяет пролив ла манш

Происхождение названия

Слово Ла-Манш было заимствовано из французского названия пролива (фр. la Manche

— рукав), которое впервые упоминается в XVII веке. Судя по всему, оно появилось из-за специфической формы пролива в виде рукава. Во многих языках, включая славянские, пролив называется похожим образом: на испанском — El Canal de la Mancha
, на португальском — Canal da Mancha
, на немецком — Ärmelkanal
(Ärmel
по-немецки — рукав). Явное исключение — это английский язык, где название English Channel
означает «английский пролив», происхождение которого доподлинно неизвестно. Возможно, это было связано с заселением на британском острове племени англов (вместе с саксами), которые сумели вытеснить римлян с острова и образовать там своё государство на последующие пять веков. Англы пришли с территории современной Дании , а на скандинавских языках название канала совпадает с английским вариантом.

Интересные факты о Евротоннеле

  • Во время прокладки полотна рабочие изъяли 8 миллионов кубометров грунтовых пород. Каждая сторона распорядилась полученным по своему усмотрению. Французы вывели смесь обратно в пролив, англичане — создали мыс Шекспира, который впоследствии преобразовали в парк Samphire Hoe.
  • Сооружение должны были сдать на год раньше. На торжественной церемонии присутствовали королева Елизавета II и тогдашний правитель Франции Франсуа Миттеран.
  • Первым человеком, пересёкшим Ла-Манш по суше за последние 8 000 лет, в 1990 году Британская вещательная корпорация окрестила Грэма Фэгга.
  • Пассажирское обслуживание началось 14 ноября 1994 года.
  • За 2017 год по тоннелю перевезли 10, 3 млн пассажиров, 1, 22 млн тонн грузов, с помощью грузовых поездов Eurotunnel Shuttle — 10,4 млн пассажиров, 2,6 млн авто, 51 000 автобусов, 1, 6 млн грузовиков.
  • С 1997 года незаконные иммигранты пытаются проникнуть в Великобританию по подземному коридору под Ла-Маншем. Часть случаев заканчивается трагически.
  • Известно и о нескольких смертях во время бурения подземного сооружения. Десять рабочих погибли в период с 1987 по 1993 год. Большинство из них — во время первых месяцев строительства.
  • За строительство тоннеля в своё время выступал английский писатель Артур Конан Дойл.
  • Британские щиты обозначались буквами и цифрами, а французская — женскими именами: Бриджит, Катрин, Северина и т. д. На «Вирджинию» до сих пор можно посмотреть, находится в середине кольцевой развязки D243E3/D243E4.
  • За всю свою историю Евротоннель не раз приостанавливал работу. Среди самых частых причин — пожары. Один из недавних инцидентов произошёл в декабре 2015 года из-за загоревшегося грузовика.

Крис Фрум – первый человек, который проехал на велосипеде через Евротоннель,  Jaguar MENA

История пролива Ла-Манш

Ла-Манш всегда был в центре исторических событий, так как контроль над ним давал большие преимущества: это был наикратчайший путь, как в Балтийское море, так и к берегам Британии. Плавание по проливу было сопряжено со многими трудностями – погода здесь очень переменчива, часто дуют сильные ветра, опускаются густые туманы. В сочетании со сложным характером течений и высокими приливами преодоление этого водного пути всегда было делом непростым. Но торговое и политическое значение пролива перевешивало все преграды.

Несмотря на коварность Ла-Манша, многие завоеватели смогли преодолеть его. Еще в первом веке пересекли пролив древние римляне, в 1066 году на побережье Британии высадились норманны, а в 17-м веке – Вильгельм Оранский
. Но все же водный перешеек неплохо защищал британцев: ученые считают, что на дне пролива находятся остовы десятков тысяч судов разных времен и народов.

С середины 16-го века английские монархи установили жесткий контроль над Ла-Маншем, используя частые штормы и свои отстроенные корабли для защиты от посягательств испанских и французских флотов. Особую роль в обороне пролива играл порт Дувр.

Однако с появлением аэропланов пролив перестал быть надежной преградой для войск неприятеля, а создание подводных лодок еще более усугубило ситуацию. Британцам пришлось прибегнуть к полной морской блокаде Германии в 1918 году, чтобы отвести угрозу вторжения на острова.

Немецкие войска вернулись в Ла-Манш в начале Второй мировой войны, несмотря на невозможность использования там больших кораблей (пролив слишком мелководен для них). Поняв, что прямое вторжение невозможно, гитлеровцы установили множество минных полей и вели боевые действия в проливе с помощью подводных лодок, а также обстреливали берег.

В начале 1940-го года английские войска были эвакуированы на острова с континента в ходе операции «Дайнемо», которая вошла в историю как самая масштабная военная спасательная операция. Фашисты создали на континентальном берегу сильнейшие укрепления («Атлантический вал») и заняли несколько островов в проливе. Эти укрепления были отбиты у немцев при высадке союзных войск в Нормандии в 1944 году.

По окончании войны Ла-Манш стал играть ключевую роль в объединении Великобритании и континентальной Европы – огромный поток грузов перевозился с помощью паромов. Возникла необходимость в новом виде транспортного сообщения, и в 1973 году был запущен проект по строительству подводного тоннеля. Такие проекты существовали и раньше: в 1802 году его предложил французский инженер А. Матье-Фавье, а в 1876 и 1922 годах даже начиналось строительство, которое прекращалось из-за различных политических проблем.

Строительство велось с двух сторон – английской и французской, а точность прохождения в тоннеле контролировалась лазерной системой позиционирования. 6 мая 1994 года подземный путь был открыт и получил название . Теперь дорога с континента на остров занимает 2 ч. 15 мин., а под водой поезд движется около получаса.

Города

На Ла-Манше расположено несколько больших островов, к примеру, один из них – остров-Уайт, где также расположен достаточно большой город – Ньюпорт с населением 24 тыс. жителей. На территории города расположен красивый замок Карисбрук, где во время революции был заточен английский король Карл I.

Ньюпорт фото

На севере Франции также расположены Нормандские острова, на которых в общей сложности приживает более 163 тыс. жителей – в основном англичане и французы. Крупнейшим городом на Нормандских островах считается Сент-Хелиер с населением в 24 тыс. жителей.

В этом городе распложен огромный замок позднего средневековья – Замок Елизаветы, который был основным оборонительным сооружением Англии на данном участке в свое время.

Крупнейшими городами на Ла-Манше считаются:

  • Дюнкерк,
  • Кале,
  • Брайтон,
  • Портсмут,
  • Плимут и другие.

Туннель под Ла-Маншем

Идея соединить Альбион с континентом туннелем под дном пролива родилась еще в начале девятнадцатого века. Но при тогдашнем уровне техники это было чистой воды прожектерством.

В двадцатом веке к делу подошли серьезнее, в 1955 году даже были начаты строительные работы, которые, однако, свернули по экономически причинам. И только в 1986 году специалисты из двух стран разработали проект, который был воплощен в жизнь спустя восемь лет.

Согласно этому проекту, сооружение состоит из трех тоннелей: двух железнодорожных и расположенного между ними технического. Строительство велось между английским Дувром и французским Кале, потому что ширина пролива Ла-Манш здесь наименьшая. Но объект все равно вышел грандиозный: 50 километров в длину, 38 из которых проходят непосредственно под дном пролива. Глубина пролегания тоннеля — 45 метров под дном Ла-Манша.

6 мая 1994 года королева Великобритании и президент Франции перерезали символическую ленточку, дав старт эксплуатации крупнейшего в мире подводного тоннеля, названного Евротоннелем.

Отрывок, характеризующий Ла-Манш

Ла-Манш
(франц. La Manche, буквально — рукав)

Английский канал (англ. English Channel), пролив между северным берегом Западной Европы и о. Великобритания. Вместе с проливом Па-де-Кале (Дуврский пролив) соединяет Северное море с Атлантическим океаном. Длина около 520 км,
ширина на З. около 180 км,
на В. — 32 км.
Глубина на фарватере 35 м,
наибольшая глубина 172 м.
Много отмелей, особенно в восточной части пролива. Западные ветры обусловливают в проливе устойчивое восточное течение со скоростью до 3 км/час
(в узкостях). Приливы полусуточные, их величина в отдельных местах достигает 12,2 м
(залив Сен-Мало). Часты туманы

Имеет важное транспортное значение. Через пролив проходит один из крупнейших по грузообороту путей из стран Северного и Балтийского морей в страны Северной и Южной Америки, а также в Африку, Азию и Австралию

Главные порты: Портсмут, Саутхемптон, Плимут (Великобритания). Гавр, Шербур (Франция). Развито рыболовство (камбала, макрель, треска, палтус). Существует проект (1973) подводного туннеля через пролив Па-де-Кале.

Пролив Ла-Манш.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия
.
1969-1978
.

Синонимы

Смотреть что такое «Ла-Манш» в других словарях:

Манш Manche Подробнее Информация Номер 50 Регион Нижняя Нормандия … Википедия

манш-а-ботт
— manche à bottes. Широкие отложные манжеты узких французских жюстокоров 70 90 гг. 17 в. Мерцалова 2 427 …

манш апре ла коне
— * manche après la cognée. Бросить начатое; махнуть на все рукой. Рецкер. У англичан нахальство не исключает терпения, как у некоторых наций континента, готовых постоянно при неудаче бросать le manche après la cognée . А. Ионыч Селитряный король.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

манш пагод
— * manche pagode. Расширяющийся книзу рукав. На рисунке 3 ем представлена плюшевая visite, которая может быть цвета peau de loutre или черная, с отделкой бобром на воротнике и рукавах, напоминающие собою бывшия manche pagode. Новь 1885 7 Мозаика… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

У этого термина существуют и другие значения, см. Манш (значения). Манш Manche … Википедия

Роберт Норман Манш, англ. Robert Norman Munsch, (род. 11 июня 1945(19450611), Питсбург, Пенсильвания) канадский детский писатель американского происхождения. Содержание 1 Биография 2 Награды … Википедия

— … Википедия

— (Manche) департамент на северо западе Франции, в холмистой местности на полуострове Котантен. Площадь 6,4 тысячи км2. Население 453 тысячи человек (1971). Административный центр город Сен Ло. Животноводческий район; под пастбищами занято… … Большая советская энциклопедия

— (Ла M.) дпт. в сев. части Франции, вдоль берега прол. Ла М.: 6411 кв. км., жителей в 1901 г. было 491372. Главный гор. С. Ло (6500 жит.); более значителен Шербург (42938 жит.). Климат морской, влажный, с ровной, сравнительно теплой температурой.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Манш
— (Mаnche)Mаnche, департамент в области Нижняя Нормандия в зап. Франции; пл. 5938 кв.км, 479640 чел. (1990); адм. центр г.Сен Ло … Страны мира. Словарь

Координаты: 50°11′01″ с. ш. 0°31′52″ з. д. / 50.183611° с. ш. 0.531111° з. д. … Википедия

Книги

  • Мосты через Ла-Манш. Британская литература 1900 — 2000-х
  • Мосты через Ла-Манш. Британская литература 1900-2000-х , Рейнгольд Наталья Игоревна. В книгу вошли редкие материалы, связанные с английской литературой ХХ в., — интервью автора с Айрис Мердок, Джоном Фаулзом, Мартином Эмисом и Пирсом Полом Ридом, а также эссе о знаменитых…

Океаны, озёра и реки

…на самолете

В 1908 году британская газета Daily Mail объявила награду — 1000 фунтов стерлингов получит тот, кто первым пересечет Ла-Манш на самолете. Первая попытка, предпринятая французом Юбером Латамом, не удалась — Юбера выловили моряки где-то посреди пролива. Другой француз, Луи Блерио, поднялся в воздух на моноплане Bleriot XI собственной конструкции 25 июля 1909 года. У этого воздушного судна, к примеру, не было ручки газа (двигатель работал в одном режиме, неся летчика над водой со средней скоростью 70 км/ч на высоте около 80 м). А свой курс Луи корректировал, поглядывая сверху, куда именно направляются морские суда. Но все у него в итоге вышло как надо: через 37 минут полета Луи Блерио благополучно посадил самолет на английский берег.

Экология

С учётом оживлённого движения судов, пролив испытывает определённые экологические проблемы. Связаны они с разливом нефти и повреждением токсичных грузов. Более 30% инцидентов в мире, угрожающих загрязнению воды, происходят в Английском канале. Самый печально известный произошёл 18 января 2007 года, когда в водах пролива Ла-Манш потерпел аварию контейнеровоз Наполи.

На нём находилось 41773 тонны грузов. При этом 1684 тонны квалифицировались как опасные. В море упало 103 контейнера. Также образовалось большое нефтяное пятно, которое негативно сказалось на морских птицах. И подобные происшествия, правда, в меньших объёмах, случается в этих водах регулярно.

Сергей Губанов

Очень интересные факты.

1.
Протяжённость тоннеля под Ла-Маншем составляет 51 км, из которых 39 проходят непосредственно под проливом. Поезда, следующие из Лондона в Париж и обратно, находятся в тоннеле от 20 до 35 минут.

2.
Благодаря Евротоннелю, из Парижа добраться на поезде до Лондона можно всего за 2 часа 15 минут.

3.
Вопреки ошибочному представлению, тоннель под проливом Ла-Манш не является самым протяжённым железнодорожным тоннелем в мире, а занимает лишь третье место.

Второе место — у японского тоннеля «Сэйкан», соединяющего острова Хонсю и Хоккайдо, длина которого составляет 53,85 км.

А самым длинным в мире является Готардский железнодорожный тоннель в швейцарских Альпах, официальное открытие которого намечено на 2017 год. Его длина — 57 км.

4.
Впервые идея строительства тоннеля, соединяющего Англию и континентальную Европу, была озвучена ещё в начале XIX века, однако в течение долгого времени отвергалась из-за опасений Великобритании, что сооружение может быть использовано для военного вторжения на остров.

5.
Строительство тоннеля начиналось в 1881 и в 1922 годах. В первый раз строителям удалось пройти 2026 метров с английской стороны и 1829 метров — с французской. Во второй бурение тоннеля остановилось всего на 128 метрах. Оба раза стройка прерывалась по политическим мотивам.

6.
В послевоенный период проект тоннеля под Ла-Маншем продвигался чрезвычайно медленно.

Исследовательская группа начала работать в 1957 году, проект был одобрен в 1973 году, после чего вновь заморожен, а настоящее строительство тоннеля началось лишь 15 декабря 1987 года.

Проект тоннеля под Ла-Маншем, ок.

Правовой статус

Ла-Манш — пролив международный, поскольку находится на территории двух государств. Конвенция по морскому праву содержит общее правило, по которому любые водные или воздушные суда имеют свободное право прохода через международные проливы. Действует это правило и в Ла-Манше. Прибрежные страны не имеют права произвольно запрещать зарубежным судам прохождение через свои территориальные воды, однако могут регулировать порядок осуществления судоходства.

Для обеспечения безопасности судоходства и предупреждения загрязнения побережья морские ведомства Англии и Франции приняли ряд регулирующих документов. Установлены ограничения для неисправных судов, для танкеров с нефтепродуктами, предусмотрены обязательное дежурство членов экипажа на УКВ-радиостанции, лоцманская проводка в портах и гаванях у британских берегов.

Пересечение пролива Ла-Манш на транспортных средствах[править | править код]

  • Француз Луи Блерио 25 июля 1909 года первым перелетел через Ла-Манш.
  • Американка Гарриет Куимби 16 апреля 1912 года стала первой женщиной, перелетевшей через Ла-Манш.
  • В 1974 году Бернард Томас из Ллехрида, Уэльс, пересёк на коракле Ла-Манш за 13 с половиной часов. Эта акция проводилась с целью продемонстрировать, что бычьи лодки индейского племени Мандан из Северной Дакоты могут происходить от уэльских кораклов, привезённых при переселении принцем Мадогом в XII веке.
  • 12 июня 1979 года 26-летний американский велосипедист и дельтапланерист Брайен Аллен перелетел через Ла-Манш на мускулолёте Gossamer Albatross.
  • 4 августа 2019 года 40-летний изобретатель из Франции Фрэнки Запате перелетел Ла-Манш на сконструированной летающей платформе Flyboard Air за 20 минут.

Строительство Евротоннеля

Международное подземное полотно официально открыли 6 мая 1994 года. Если бы не предрассудки и финансовая составляющая, это могло произойти на несколько десятилетий, а то и столетий раньше. Ведь о строительстве будущего инженерного достижения заговорили ещё в 1802 году.

Это был француз Альбер Матье-Фавье. Согласно его схеме, по тоннелю должны были передвигаться повозки с лошадьми, вентиляцию бы обеспечивали отдушины, выходящие на поверхность пролива, а свет — масляные лампы. Идею поддержал Наполеон Бонапарт. Планам помешала разразившаяся в 1805 году война.

К обсуждениям вернулись в 1856 году. Своё видение будущего транспортного коридора выдвинул французский инженер Томе де Гамонд — предлагал построить железнодорожное полотно. Англичане долго колебались, обоюдное согласие стран достигли лишь в 1872 году. Процесс останавливали несколько раз — англичане опасались, что готовый тоннель облегчит нападение противника на их территорию.

К проекту вновь вернулись после Второй мировой войны. В 1973 году его запустили. В 1987 году правительства двух стран подписали окончательный договор о строительстве.

Согласно документу, подземный коридор соединял французский городок Кале и британский Фолкстон. Французам повезло меньше — южная часть тоннеля должна была проходить на 50 метров глубже, чем северная.

Строительные работы начались в декабре 1987 года с запуска английской техники. Непрерывный процесс обеспечивали 11 щитов для горизонтальной выработки с одной стороны и столько же с другой. Машины не только прокладывали путь, но и укрепляли участки бетонными элементами. На укрепление одного бетонного кольца тратилось чуть меньше часа. За семь дней британские щиты проходили 150 метров, их французские двойники — 110 метров. Разница обуславливалась разными условиями и конструкциями техники.

Последние метры будущей дороги проделывались вручную. Памятная встреча двух сторон произошла в декабре 1990 года. Снимок, на котором с флагами в руках запечатлены французский инженер Филипп Козетт и его британский коллега Грэм Фэгг, долго не сходил с первых полос местных газет.

Терминал в Фолкстоне, Лондон,  Shirokazan

Дарданеллы

Дарданеллы (устаревшее, древнегреческое
название — Геллеспонт) — пролив между
европейским полуостровом Галлиполи
(Турция) и северо-западом Малой Азии.
Координаты Дарданелл — 40°15″ северной
широты и 26°31″ восточной долготы.

Пролив соединяет Эгейское море с
Мраморным морем, а в паре с Босфором с
Чёрным морем. В древности Дарданеллы
назывались Геллеспонт. Длина пролива
составляет 65 километров, ширина — от
1,3 до 6 километров. Средняя глубина
составляет 50 метров. На азиатском берегу
Дарданелл расположен портовый город
Чанаккале. Перешёл под влияние турок в
1352 г.

По договору 1841 года только турецким
военным кораблям разрешалось проходить
Дарданеллы. Во время Первой мировой
войны за стратегически важные Дарданеллы
шли тяжёлые бои между Турцией и Антантой.

Стоимость тоннеля под Ла-Маншем

По одним данным, стоимость проекта с учётом инфляции составила 10 млрд фунтов стерлингов. По другим сведениям, в 1985 году строительство оценили в 2, 6 млрд фунтов стерлингов. К окончанию работ сумма увеличилась до 4, 65 млрд фунтов стерлингов. Причиной такого роста стало повышение требований к экологичности и безопасности подземного коридора.

Несмотря на противоречивую информацию, источники сходятся в одном: Евротоннель до сих пор не окупился финансово. По словам экспертов, чтобы это произошло, понадобится больше 1000 лет.

Ситуацию может ухудшить недавний выход Великобритании из Евросоюза.

Первую годовую прибыль от проекта компания Eurotunnel, осуществлявшая финансирование, получила лишь в апреле 2008 года.

В том же году оператор тоннеля компания Eurostar получила доход в 40 млн евро. Спустя два года понесла значительные потери, вызванные мировым экономическим кризисом.

Поезда Eurostar,  Loco Steve

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: