Пролив каримата

Кариматский пролив

Население

На берегах пролива всего несколько относительно крупных городов, большинство населённых пунктов — это деревни рыбаков. Самый большой город — Понтианак, административный центр провинции Западный Калимантан, стоящий в дельте реки Капуас, почти точно на экваторе. В прошлом это был крупнейший центр золотодобычи на Калимантане, а сегодня — важный торговый центр района пролива.

Общая информация

Местонахождение: восток Тихого океана.

Административная принадлежность: Индонезия.

Острова: Калимантан и Белитунг.

Города: Понтианак — 573 751 чел., Синкаванг — 192 844 чел., Пемангкат — 44 783 чел. (2014).

Языки: индонезийский, малайско-даякской группы.

Этнический состав: даяки, пунаны, кубу, лубу.

Религия: анимизм, ислам, христианство.

Денежная единица: индонезийская рупия.

Природные границы: на севере — Южно-Китайское море (море Натуна), на востоке — остров Калимантан, на юге — Яванское море, на западе — остров Белитунг.

Климат и погода

Экваториальный муссонный.
Зимой господствуют западные и северо-западные муссоны, летом — юго-восточные.

Среднегодовая температура: +28°С.

Средняя температура воды: +29°С.

Соленость: 30-33 %о.

Среднегодовое количество осадков: 3000-4000 мм.

Среднегодовая относительная влажность: 85%.

Природные

  • Острова Монтаран
  • Коралловые рифы
  • В навигационных картах пролива кроме обозначения мелководных участков и направления течений содержится и настоятельная рекомендация, несмотря на сложности судоходства, входить в пролив и покидать его на максимально высокой скорости. Эта мера считается единственно эффективным способом спастись от нападения пиратов, хотя и угрожает целости судна и экипажа.
  • Пролив Каримата считается одним из самых перспективных для поиска кладов на дне моря. За многие века сотни и сотни судов разбилось на его рифах. Слухи о сокровищах начали распространяться с конца XX в. Ловцы трепангов частенько находили в тех краях черепки и монеты. В 1998 г. двое ныряльщиков наткнулись на холм из кораллов и песка, из которого они извлекли пару ценных фарфоровых тарелок древнекитайского производства. В результате под холмом было обнаружено старинное арабское торговое судно «дау», утонувшее около 1200 лет назад. На поверхность было поднято 63 тыс. предметов, в том числе золотые, серебряные и керамические изделия династии Тан. Посуда не пострадала, потому что была переложена ростками бобовых растений. Тяжело нагруженное судно вышло в рейс, предположительно, из Кантона (Гуанджоу) и взяло курс на Басру.
  • Во время штормов часты молнии, способные вывести из строя электронные бортовые приборы. Поэтому при прохождении пролива и появлении грозовых облаков большинство приборов на судах отключаются.
  • В 2016 г. пролив Каримата стал местом проведения конкурса «Парус Индонезия», организаторами которого стали четыре штата Индонезии, расположенные вдоль пролива — Западный Калимантан, Джамби, Бангка-Белитунг и архипелаг Риа.
  • Индонезийский Синкаванг на острове Калимантан также известен как Город тысячи храмов: в городе и его окрестностях находится множество культовых сооружений. Почти все боги китайского пантеона имеют в городе свой храм. Горожане почитают как богов, так и конкретные исторические личности. Например, генерала Гуань Юя — военачальника царства Шу эпохи Троецарствия (220-280), одного из главных героев средневекового романа «Троецарствие». А также адмирала ЧжэнаХэ (1371-1435) — китайского путешественника и флотоводца, возглавлявшего семь крупномасштабных морских военно-торговых экспедиций, отправленных императорами династии Мин в страны Индокитая, Индостана, Аравийского полуострова и Восточной Африки.

География

Ширина пролива составляет около 128 миль (111 миль; 206 км) от восточного побережья Белитунга (также известного как Биллитон) до западного побережья Борнео (Калимантан). Гораздо более узкий пролив Гаспара отделяет Белитунг от острова Бангка на западе. Бангка находится недалеко от восточного побережья Суматры, отделенного от нее проливом Бангка . К востоку от Белитунга находятся рифы и группа островков, известных как острова Монтаран, простирающиеся на 40 морских миль (46 миль; 74 км) от северо-восточного побережья Белитунга. Острова Каримата расположены в восточной части пролива Каримата, к северо-востоку от Белитунга, к юго-западу от острова Майя и вдали от западного побережья Борнео. Наличие этих островов и рифов сокращает ширину главного судоходного канала примерно до 45 морских миль (52 мили; 83 км). За пределами этого главного фарватера есть несколько судоходных каналов к востоку от островов Каримата или между островами.

В пролив впадают реки Капуас , Кендаванган , Паван и Самбас на Борнео, а также Барумун и Муси на Суматре.

Климат

Юго-восточный муссон преобладает в проливе примерно с конца мая, который сопровождается сильным юго-восточным или юго-юго-восточным ветром, сухой погодой и туманом, который может затруднять видимость. Северо-западный муссон наступает с начала октября, для него характерны грозы, дожди и шквалы, чередующиеся со спокойными днями с хорошей погодой. Наибольшее количество осадков выпадает с ноября по февраль. С февраля погода становится непредсказуемой из-за меняющихся муссонов, прежде чем снова стабилизироваться примерно в конце мая.

Течения и водный транспорт

Сила течений в проливе варьируется в зависимости от муссонного ветра. В самый разгар сезона дождей течение может достигать 3 миль в час. Когда муссон слабый, «течения мало или нет», и направление может зависеть от приливного течения .

Течения в проливе проходят между Южно-Китайским морем на севере и Яванским морем на юге. Поскольку он относительно неглубокий, с глубиной 50 метров (160 футов) или меньше, объем, переносимый течением, относительно невелик. Исследование, проведенное группой индонезийских и китайских исследователей в 2007–2008 годах, показало, что средний объем транспорта составлял 0,5 м 3 / сек (или 0,5 Зв ) с чистым направлением на юг (то есть в Яванское море). Зимой в северном полушарии, примерно во время северо-западного муссона, вода текла на юг со средней величиной 2,7 Зв. В течение лета в северном полушарии, примерно во время юго-западного муссона, поток был изменен на противоположный, со средним переносом 1,2 Зв.

История

Морская карта пролива 1917 года, опубликованная Гидрографическим управлением США .

Он был известен британским морякам в 18-19 веках как пролив Караматы. Через пролив проходил британский флот во время вторжения на Яву (1811 г.) от британской базы в Малакке до острова Ява, который тогда входил в состав Голландской Ост-Индии . Первоначально британцы не были уверены в целесообразности пролива и колебались между тем, чтобы взять его или северо-восточный проход вокруг севера Борнео и через пролив Макассар . В отчете сэра Томаса Стэмфорда Раффлза , тогдашнего британского офицера в Малакке, рекомендовалось следовать маршрутом Кариматы, который он считал «менее опасным, чем утомительным», чем северо-восточный проход в это время года. Раффлз подсчитал, что это путешествие займет у британского флота от месяца до шести недель, поскольку «флот идет в дивизиях». Британский генерал-губернатор Индии лорд Минто решил принять предложение Раффлза, несмотря на возражения некоторых военно-морских офицеров. Флот, насчитывающий около 100 судов и перевозивший около 11000 солдат, покинул Малакку между 11 и 18 июня 1811 года и достиг побережья Явы 30 июля после плавного путешествия, ровно через шесть недель после отбытия Минто и Раффлза.

В публикации 1915 года Гидрографического управления США отмечалось, что, несмотря на то, что пролив намного шире, по нему не так много движения, как по параллельным проливам Бангка или Гаспар . Издание сообщило, что преимущество его ширины часто перевешивалось опасностью, создаваемой мелями в проливе, а также его более неравномерными течениями.

История

В 1811 г. пролив сыграл важную роль во время вторжения британской эскадры на остров Ява. Это была крупная десантная операция, проведенная британцами во время Наполеоновских войн. Ява была колонией Нидерландов, а в 1810 г. королевство Нидерланды было аннексировано Французской империей, и Ява автоматически стала колонией Франции, хотя и продолжала управляться голландской администрацией. Англичане не замедлили воспользоваться ситуацией, при которой на острове никто не мог бы оказать им сопротивления. Из Индии и полуострова Малакки были отправлены несколько фрегатов в сопровождении вспомогательных судов с приказом пройти проливом Каримата, где грабить голландские суда и прибрежные города. Англичане опасались, что соединение из судов разного тоннажа не сможет пойти по мелкому проливу. Но воспользоваться проливом английским морякам посоветовал Томас Стэмфорд Раффлз — британский колониальный администратор, основатель современного Сингапура, большой знаток здешних вод.
Островки и рифы вдоль побережья Калимантана и Белитунга образуют запутанный лабиринт, который издавна является убежищем пиратов. У современных корсаров уже не парусные лодки, а мощные катера, и грабят они целые океанские контейнеровозы. Особый вид пиратского промысла — грабеж судов в тумане, на полном ходу. Пиратство в этих водах — потомственный промысел, этим занимаются малайцы и даяки, из поколения в поколение передающие карты тайных проходов в прибрежных архипелагах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: