Экономика
Паромная переправа в деревне Улста.
Йелл связан паромными переправами, обслуживаемыми компанией «Shetland Islands Council Ferries», с островами Анст, Мейнленд и Фетлар. В деревне Гатчер на северо-востоке острова отправляются паромы в деревню Белмонт на юго-западе острова Анст и на мыс Хамарс-Несс в северо-западной части острова Фетлар. В деревне Улста на юго-западе острова паромная переправа в деревню Тофт на севере острова Мейнленд. Работают пристани в деревнях Барраво, Калливо, Мид-Йелл.
Автодорога «A968» пересекает остров с юго-запада на северо-восток и через паромные переправы связывает с островами Анст и Мейнленд. Дорога «B9081», начинаясь в деревне Мид-Йелл вдоль восточного и южного берега острова, ведёт в деревню Улста. Дорога «B9082» связывает деревни Гатчер и Калливо. «B9083» — деревни Калливо и Глуп.
В 2021 году открылась зарядная станция для электромобилей, получающая энергию от приливного четырёхтурбинного массива Nova Innovation Shetland Tidal Array, установленного между островами Йелл и Анст.
Острова
Северо-западные подходы к звуку охраняются серией небольших островов к северу от Мыса Фетланд, который является самой северной землей Нортмавина на материковой части Шетландских островов . Самый большой из этих островов Gruney и небольшой архипелаг рифов и шхер лежит к северу от там , известный как Ramna стеки , включая (с севера на юг) Гаут шхеры, Outer Stack, Scordar, Turla, Hyter, Ofoora, Fladda, Flae задницу , и Барлкудда.
Samphrey и вид на север в направлении BIGGA и Yell
Сам крик находится к востоку от звука. К югу от мыса Нев де Стюис на острове Йелл в звуке есть различные острова, в том числе Суинна Стэк, Холм Западного Сандвика, Макл Холм и Литтл Холм . Пролив Йелл сужается между Мио-Нессом на материке и южным Йеллом. В этой части канала лежат острова Бигга , Брат-Айл , Ламба , Орфасай , Литтл Роу , Самфри и Уйнарей .
К югу от Ферт-Несс звук расширяется, и здесь встречаются Фиш Холм , Линга , Сеттер Холм, Синна Скерри и Уэтер Холм . Восточные подходы лежат между Хеога-Несс на Йелл и Лунна-Несс на материке. Золотые шхеры, Зеленые холмы и Неапбэк-шхеры лежат у первого, а Лунна-Холм и Санд-Скерри — к северу от второго.
Входы
Гавань Бурравое
Есть также множество больших заливов и заливов, которые ведут от Yell Sound. Китовый залив длиной 6 километров (3,7 миль) на острове Йелл входит в пролив Нев-де-Стюис. Саутлади Воу находится в нескольких милях к югу от западного берега Йелла к югу от Западного Сандвика . Большая бухта Хамна Воэ находится в южной части Йелла к северу от острова Орфасай. Гораздо меньший Burra Voe находится к востоку от деревни Бурравое .
Деревня North Roe находится на берегу второго Burra Voe на северной материковой стороне пролива. К югу от этого места находится более крупный Колла-Ферт, отделенный от Кви-Ферт Нессом Кейферт. Далее идут залив Оллаберри , Глусс-Во и Саллом-Во , который является основным заливом и в 12 километрах (7,5 миль) является самым длинным из многих голосов Шетландских островов (древнескандинавский: «залив»). Он включает терминал Sullom Voe Terminal, которым управляет компания BP plc, и сам имеет множество отсеков и входов. Sullom Voe заканчивается у необычного Мавис Гринд , узкого перешейка, отделяющего Северное море от Атлантического океана .
Южнее расположены Орка Во, Тофтс Во, Фертс Во, Суинистер Во, Дейлс Во, второй Колла Ферт, Свининг Воу, Люмна Воу и второй, меньший по размеру, Хамна Воу с внутренним отсеком под названием Boatsroom Voe.
География
Карта острова Йелл.
Занимает площадь 212 км², что делает его вторым по величине в архипелаге и одиннадцатым в Шотландии. Омывается на юго-востоке Северным морем, на северо-западе Атлантическим океаном. По переписи населения 2001 года на острове проживает 957 жителей, при средней плотности населения 4,5 жителя на км². Это пятнадцатый по количеству населения остров Шотландии, и третий в группе Шетландских островов, после Мейнленда и Уолси. Наивысшая точка — гора Эрисдейл, 210 метров над уровнем моря.
Остров в частности и Шетландские острова в целом являются границей между северной частью Северного моря на востоке и Атлантикой на западе. Через восточную часть острова проходит 1-й меридиан западной долготы.
Йелл растянулся в меридиональном направлении на 31 километр, с максимальной шириной в 12 километров. На северо-востоке Йелл отделен узким проливом Блюмалл-Саунд от острова Анст, а на юго-западе — проливом Йелл от Мейнленда. Восточный берег острова, как правило, низкий и песчаный, западный же скалистый, возвышающийся до высоты 60—120 метров. Остров разрезают несколько бухт, образующих природные гавани. Существует также целый ряд песчаных кос, соединяющих полуострова с основной частью острова. Многие из них очень недолговечны и могут быть легко повреждены в результате эрозии, вызванной человеческой деятельностью, или суровыми штормами, создавая новые острова или возрождая старые. На острове мало возделываемых земель, но прибрежные воды богаты рыбой.
Разработки торфа.
Большая часть внутренней части острова покрыта слоем торфа толщиной в три метра, который является результатом отложений, продолжавшихся три тысячелетия. Торф способен удерживать большое количество воды, но он сильно подвержен эрозии, особенно вблизи берегов.
Остров Йелл окружён небольшими островками: Бигга, Глуп-Холм, Ери-Линги, Линга, Ламба, Литтл-Ро, Литтл-Холм, Макл-Холм, Орфасей, Остров Бразер, Саунд-Грюней, скала Эрн, Уйэя, Фиш-Холм, Хааф-Грюней, Хаскосей, Юнари и изрезан небольшими заливами, бухтами: Барра, Баста, Мид-Йелл, Оттерс.
Населённые пункты: Баста, Берраво, Гатчер, Глуп, Калливо, Копистер, Мид-Йелл, Оттерсуик, Улста, Уэст-Сэндуик, Эйуик.
Кораблекрушения
Паром мимо Самфри в 2007 году
Помимо погодных условий, парусным судам приходится сталкиваться с сильными течениями, а также с многочисленными кораблекрушениями и опасными инцидентами, происходящими в районе пролива и вокруг него. В 1832 году рыбацкая лодка из Самфри попала в шторм и унесла ее в Норвегию. Экипаж благополучно вернулся на Шетландские острова весной следующего года к облегчению своих семей, которые посчитали их утонувшими.
18-тонная деревянная рыбацкая лодка Ellen потерпела крушение на Рамбл Рок (между Самфри и Орфасай) 27 апреля 1896 года. В марте 1904 года траулер Ibis потерпел крушение в том же месте во время снежной бури, экипаж был спасен траулером Sunbeam . В июне 1914 года пароход « Роберт Ли» длиной 50,2 метра (165 футов) высадился на мель на Стура-Баа в северной части острова Брат-Айл на пути из Колла-Ферт в Ливерпуль, также без человеческих жертв. В 1992 году затонувший корабль находился на глубине 10 метров (33 фута). 22-метровое рыболовное судно Morning Star затонуло примерно в 1,5 км (0,93 мили) к северо-западу от маяка Макл Холм, находясь на буксире после пожара в машинном отделении. В 1983 году Королевский флот очистил Литл-Холм от боеприпасов, а их команда по обезвреживанию бомб обнаружила поблизости неучтенное кораблекрушение. Его личность до сих пор неизвестна. В звуке нет защищенных кораблекрушений.
Дикая природа
Частично звук относится к Особой охраняемой зоне (SAC), отчасти из-за высокой концентрации выдр . Популяции Шетландских островов, возможно, являются самыми плотными в Европе, и до 2% британского населения может проживать на этом участке. Низколежащие торфяные береговые линии обеспечивают легкий доступ к пресной воде, обширным водорослевым ложам в морской среде и большому количеству выдр. Существует также значительная популяция обыкновенного тюленя, местная колония составляет более 1% населения Великобритании. Sullom Voe является отдельным SAC, квалифицируемым из-за многочисленных крупных мелких заливов и заливов, прибрежных рифов и лагун.
Грядки с конскими мидиями ( Modiolus modiolus ) встречаются как в Саллом-Во, так и на материковом побережье недалеко от Колла-Ферт. Сетейки регулярно располагаются во внутреннем слое, особенно морская свинья , малый полосатик и косатка, а также существует большое разнообразие морских птиц, ныряльщиков и уток, в том числе гаги .
Паромы
Карта пролива Йелл и Северных островов
Паром с материка на Йелл (а затем по суше на паромы на Унст и Фетлар) курсирует между Тофтом на материке и Улстой на Йелле, маршрут пролегает между островом Самфри на востоке и Биггой на севере. Daggri и Dagalien — роллерные паромы, эксплуатируемые с 2004 года Советом Шетландских островов. Построенные в Гданьске , они имеют длину 65 метров (213 футов) и способны перевозить до 95 пассажиров и 31 автомобиль или 4 грузовика. Эти лодки имеют зарегистрированный тоннаж, в шесть раз превышающий вместимость судов, которые они заменяли на маршруте, и их увеличенный размер значительно улучшил транспорт до северных островов. Переезд занимает около 20 минут, и услуги работают с интервалом в полчаса.
Первым регулярным паромом на Северные острова была « Джанет» , которая начала ходить из Леруика в 1839 году. Пароход «Невеста чифтана» был введен в этот маршрут в 1868 году, а « Леди Амброзин» — в 1876 году. Граф Зетланд , железный винтовой пароход 253-го класса. тонн, начал два раза в неделю обслуживание Леруик-Унст с еженедельными посещениями Аут-Шхерри и портов Йелл-Саунд. Первоначально служба заходила во множество небольших деревень в районе Звука, но после 1932 года количество остановочных пунктов сократилось из-за конкуренции. Паром дважды выдерживал атаки вражеских самолетов во время Второй мировой войны. Второй, более крупный, Earl of Zetland был введен в строй после 1945 года. Весом 548 тонн и длиной 47,2 метра (155 футов) корабль пользовался популярностью у туристов, приезжающих летом, но Груз обрабатывался одной вышкой, и для поддержки операции требовалась государственная субсидия в размере 100 000 фунтов стерлингов в год.