Гибралтарский пролив: где находится, что соединяет, история открытия. где находится гибралтарский пролив?

Гибралтарский пролив: характеристики, значение и многое другое | сетевая метеорология

Особые модели потоков и волн

Гибралтарский пролив связывает Атлантический океан прямо со Средиземным морем. Эта прямая связь создает определенные уникальные модели потоков и волн. Эти уникальные модели создаются в результате взаимодействия различных региональных и глобальных сил испарения, температуры воды, приливных сил и сил ветра.

Приток и отток

Гибралтарский пролив и Средиземное море в правом верхнем углу. Внутренние волны (отмечены стрелками) вызваны протеканием воды через пролив (внизу слева, вверху справа).

Через пролив вода обычно течет более или менее непрерывно как в восточном, так и в западном направлении. Меньшее количество более глубоких соленых и, следовательно, более плотных вод постоянно продвигается на запад к западу. Средиземноморский отток, в то время как большее количество поверхностных вод с более низкой соленостью и плотностью постоянно продвигается на восток в Средиземноморский приток. Эти общие тенденции потока могут иногда прерываться на короткие периоды временными приливными потоками, в зависимости от различных выравниваний Луны и Солнца. Тем не менее, в целом и с течением времени баланс водного потока направлен на восток из-за того, что скорость испарения в бассейне Средиземного моря выше, чем совокупный приток всех впадающих в него рек. В дальнем западном конце пролива находится Камаринал подоконник, самая мелкая точка пролива, которая ограничивает смешивание холодной, менее соленой атлантической воды и теплых вод Средиземного моря.

Воды Средиземного моря настолько соленее, чем воды Атлантики, что они опускаются ниже постоянно поступающей воды и образуют очень соленые (термохалин, как теплый, так и соленый) слой придонной воды. Этот слой придонной воды постоянно продвигается в Атлантику по мере выхода Средиземного моря. На атлантической стороне пролива граница плотности отделяет средиземноморские оттока воды от остальных на глубине около 100 м (330 футов; 55 саженей). Эти воды текут вниз и вниз по континентальному склону, теряя соленость, пока они не начнут смешиваться и уравновешиваться быстрее, намного дальше на глубине около 1000 м (3300 футов; 550 саженей). Слой воды, выходящей из Средиземного моря, можно проследить на тысячи километров к западу от пролива, прежде чем он полностью потеряет свою идентичность.

Упрощенная и стилизованная диаграмма течений на пороге Камаринал.

Вовремя Вторая мировая война, Немецкий Подводные лодки использовал течения, чтобы незаметно перейти в Средиземное море, сохраняя тишину с выключенными двигателями. С сентября 1941 г. по май 1944 г. Германии удалось отправить в Средиземное море 62 подводные лодки. Все эти лодки должны были пройти через контролируемый британцами Гибралтарский пролив, где девять подводных лодок были потоплены при попытке перехода, а еще 10 пришлось прервать ход из-за повреждений. Ни одна подводная лодка никогда не возвращалась в Атлантический океан, и все они были либо потоплены в бою, либо затоплены их собственными командами.

Внутренние волны

Внутренние волны (волны в пограничном слое плотности) часто создаются проливом. Подобно слиянию транспорта на шоссе, поток воды сужается в обоих направлениях, потому что он должен проходить над порогом Камаринал. Когда большие приливные потоки входят в пролив и прилив ослабляется, на пороге Камаринал возникают внутренние волны, которые распространяются на восток. Несмотря на то, что волны могут возникать на больших глубинах, иногда волны почти незаметны на поверхности, в других случаях их можно четко увидеть на спутниковых снимках. Эти внутренние волны продолжайте течь на восток и преломляясь вокруг прибрежных объектов. Иногда их можно проследить на расстояние до 100 км (62 мили; 54 морских миль), а иногда они создают картины интерференции с преломленными волнами.

Características principales

Максимальная глубина Гибралтарского пролива составляет 90 метров.. Расстояние между двумя ближайшими точками по обе стороны пролива (Пунта-де-Оливерос в Испании и Пунта-Сирес в Марокко) составляет 14,4 км.

Нынешнее название пролива относится к Гибралтарской скале, расположенной на Пиренейском полуострове, хотя и находящейся под британским суверенитетом. Слово Гибралтар происходит от арабского топонима Джебель Тарик, что означает «гора Тарик», имени мусульманского лидера, возглавившего завоевание полуострова в 711 году нашей эры.

В древности это место было известно как «Геркулесов столб» и обозначало пределы мира, известного древним грекам. Северный столб традиционно определяется как Гибралтарская скала (426 м), тогда как Южный столб может быть горой Ячо (204 м) в Сеуте (Испания) или горой Мусса (851 м) в Марокко.

Есть 3 страны, которые контролируют площадь пролива: Испания, занимающая северное побережье, с анклавом Сеута на южном побережье; Марокко, контролирующее южное побережье, и Соединенное Королевство, владеющее территорией Гибралтара на северном побережье.

Проекты мостов, тоннелей, плотин через пролив

В настоящее время единственный способ перебраться с одного берега пролива на другой – передвижение на пароме. Незначительные размеры и глубина водного пространства издавна вызывали у человека желание возвести в самом узком месте стационарную переправу. Проекты не увенчались успехом, но вошли в историю.

Проект Атлантропа

Предлагался к реализации в 20-е годы прошлого века. Автор – Герман Зоргель (1885 – 1952), баварский архитектор, представитель школы Мюнхенского технического университета, основатель немецкого архитектурного журнала.

В основе проекта предусматривалось возведение дамб на проливах Гибралтар и Дарданеллы, Африка должна была соединяться с Сицилией. В результате достигались следующие цели:

  • выработка электроэнергии;
  • подача воды в пустыню Сахара;
  • образование на месте Средиземного моря рукотворного Сахарского водоема;
  • объединение Европы в единый континент с Африкой.

Проект Атлантропа предлагался к реализации в 20-е годы прошлого века

Идея предлагалась на рассмотрение германской и мировой общественности, в том числе представителям фашистского режима. Имела своих сторонников, но не была реализована.

Причины: необоснованная масштабность замысла, неясность технических возможностей для его воплощения, отсутствие европейских интересов к африканским территориям.

Тоннель под проливом

Впервые вопрос об организации подводного пересечения пролива начали обсуждать в 1930 г. по инициативе испанской стороны. Препятствия, с которыми столкнулись проектировщики, сводились к 3 особенностям:

  • малая глубина пролива;
  • сильные подводные течения;
  • высокая твердость грунта.

Принято решение о начале строительства тоннеля под проливом в 2030 г.

Имевшиеся на тот момент технологии не позволяли справиться с решением задачи. Проведенное спустя почти 90 лет в 2008 г. масштабное исследование дна с использованием современного геологического оборудования подтвердило опасения экспертов.

Испания и Марокко с 2003 г. ведут переговоры о возможностях совместного возведения подводного туннеля по образцу переправы под Ла-Маншем. К разработке привлекаются швейцарские специалисты. Длина должна составить 40 км при закладке переправы на глубине 300 м.

В 2023 г. состоялась испанско – марокканская правительственная встреча. По результатам принято решение о начале строительных работ в 2030 г. – спустя ровно век после первого проекта. Реализация займет около 15 лет.

Мост (неосуществленный проект)

Американец Т. Лин в последнее десятилетие XX века спроектировал мост с 5 – километровыми пролетами, установленными на опорах – башнях высотой более 900 метров.

Тунь-Йен Лин (1912 – 2003) – американский инженер китайского происхождения, специалист в области использования напряженного бетона. Руководил возведением более 1000 мостов. Преподавал в Калифорнийском университете. Награжден Национальной научной медалью США.

В 2004 г. Ю. Цуй выступил с идеей плавучего моста. Основой конструкции должен был выступать искусственный остров, возведенный в центре пролива. Все коммуникации предполагалось разместить под водой, чтобы не нарушать условия прохода судов.

Юджин Цуй (род. 1954 г.), китайский и американский архитектор, специалист в области природного экологического дизайна. Обладатель премий Национального фонда искусств США. Автор проекта жилой башни вместимостью 1 млн. человек.

Природные особенности

Флора и фауна региона обусловлены особенностями его расположения. Территория, где находится пролив, служит местом обитания тысяч морских птиц и зоной пролета стай в периоды миграции. Здесь можно встретить чаек, буревестников, тупиков, беркутов.

Растительный мир типичен для южноевропейских и североафриканских территорий. Произрастают пальмы, кустарники, жимолость, встречаются маки, жасмин, лаванда, орхидеи.

Береговая линия вдоль пролива преимущественно скалистая, с крутыми склонами и узкой прибрежной низменностью. Данная особенность создает воронку, формирующую сильные ветры в разных направлениях.

Береговая линия вдоль пролива преимущественно скалистая

↑ Характеристика Гибралтарского пролива

Общая длина Гибралтарского пролива достигает 65 километров. Ширина же на разных участках пролива колеблется от 14 километров в самой узкой точке и до 45 километров в самой широкой точке пролива.
В целом, Гибралтарский пролив можно считать достаточно глубоким. К примеру, глубина в фарватере достигает приблизительно 338 метров, а самая глубокая точка на дне расположена на глубине в 1184 метра.

На данный момент Гибралтарский пролив омывает берега трех государств, среди которых Марокко, Испания и Гибралтар, который является заморской территорией Великобритании, которую ко всему прочему оспаривает правительство Испании.

Климат на всей территории Гибралтарского пролива средиземноморский и большую часть дней в году погоду можно назвать благоприятной. Температура воды в проливе контролируется двумя течениями, одно из которых несет воду в Средиземное море, а второе наоборот – в Атлантический океан.

Хотя пролив находится на территории нескольких государств на данный момент его контролируют власти Великобритании и не уйдут, пока в Гибралтаре остается хотя бы один англичанин.

География и геология Гибралтарского пролива

Это естественный барьер между двумя странами: Испания и Марокко; между двумя континентами: Европой и Африкой; между двумя морями: Средиземным и Атлантическим; между двумя религиями: христианством и мусульманами; между двумя культурами: западной и восточной. Даже геологически пролив представляет собой разлом двух тектонических плит: Евразийской плиты и Африканской плиты. Глубина середины пролива 1400 метров. Нигде в мире нет такого контраста на таком коротком расстоянии.

географически, пролив начинается на западе между мысом Трафальгар и мысом Спартель, и ограничен на востоке Гибралтарской скалой и горой Хачо-де-Сеута. В Ribera Norte будут описаны город Гибралтар и южная часть провинции Кадис, а также регионы Кампо-де-Гибралтар и Лаханда, а Кадис будет назван столицей провинции.

На юге мы опишем муниципалитет Сеута и Танжер-Тетуан в северной части марокканского региона, а также Фнидек-Мдик, Аньера, Фаш-Бени-Макада, Танжер-Асилах и провинцию Тетуан, цитируя Лалаша и Джона, хотя далеко от области, имеет много общего с проливом.

Гибралтарский пролив, отделяющий Европу от Африки, Это чуть более 10 километров, немного длиннее горы Эверест, высота которой составляет около 9 километров над уровнем моря. Это высота, на которой летают коммерческие авиалайнеры, и поэтому для большинства людей это самая удаленная от земли точка. Как мы все знаем, гора Эверест — самая высокая точка на земле, хотя и не самая высокая гора. На Гавайях вершина Мауна-Лоа возвышается примерно на 4 километра над уровнем моря, но ее склоны погружаются на дно океана общей высотой 10 километров.

Скала The Rock

Самое интересное в Гибралтаре — The Rock, парк-музей-заповедник. Он занимает большую часть полуострова. В парк можно заехать на машине, но дороги узкие и парковаться практически негде. Пешком в гору тоже идти тяжело. Самое простое  — подняться по канатной дороге, а потом спускаться вниз, исследуя все интересное. В среднем, такая прогулка занимает около 4 часов. И  у станции канатной дороги есть где оставить машину, там большая и бесплатная парковка.

Так что же это за скала такая?

Это то, вокруг разворачивается вся история Гибралтара

Не секрет, что Гибралтар имеет важное стратегическое положение, так было тысячелетия тому назад, и сейчас так. Ведь Гибралтар — узкий пролив между Европой и Африкой

Скала — природная крепость. Британцы за годы владения значительно усилили и обустроили этот природный форпост. Британским Гибралтар является с начала 18 века. Все это время, скала регулярно становилась местом конфликта. Последний из них завершился лишь в 1975 году, со смертью испанского диктатора Франко. При его правлении, Гибралтар был изолирован от материка (от Испании) — закрытая дорога, отключенные телефонные линии, а испанцам было запрещено работать в Гибралтаре. Только военная мощь скалы удержала испанцев от интервенции. Приходилось считаться всем — артиллерийские батареи Гибралтара простреливали пролив до Африки, контролируя проход всех судов в Средиземное море.

Сейчас Скала более мирная и более открытая для любознательных. Ныне большая часть военных укреплений заброшено или превращены в музеи. Скала — большой исторический музей, а также  заповедник. Тут живут единственные в Европе дикие обезьяны — маготы, или магрибские макаки. Также останавливается множество видов птиц, чьи пути миграции идут между Европой и Африкой.

Вход на скалу пешком стоит 50 пенсов. Въезд на машине — 2 фунта. За музеи  платить нужно отдельно. Канатная дорога — 10 фунтов. Но можно приобрести комплексный билет за 19 фунтов, в который входит 1 поездка на фуникулере и посещение всех музеев, кроме двух.

Геология

Вид на Гибралтарский пролив, сделанный с холмов над Тарифой , Испания.

Морское дно пролива состоит из синорогенного глинистого флиша Бетик -Риф, покрытого плиоценовыми и / или четвертичными известковыми отложениями, источником которых являются процветающие сообщества холодноводных кораллов. Открытые поверхности коренных пород, крупные осадки и местные песчаные дюны свидетельствуют о сильных донных течениях в настоящее время.

Около 5,9 миллионов лет назад, связь между Средиземным морем и Атлантическим океаном вдоль Betic и Rifan коридора была прогрессивно ограничена до его полного закрытия, эффективно вызывая соленость Средиземного моря периодически поднимается в гипсовой диапазоне и отложения солей, в каком известен как мессинский кризис солености . В этой водно-химической среде концентрации растворенных минералов , температура и потоки стоячей воды объединились и регулярно происходили, чтобы осаждать многие минеральные соли слоями на морском дне. Возникшее в результате накопление различных огромных залежей соли и полезных ископаемых в бассейне Средиземного моря напрямую связано с этой эпохой. Считается, что этот процесс занял короткое время по геологическим меркам — от 500 000 до 600 000 лет.

Подсчитано, что если бы пролив был закрыт даже при сегодняшнем более высоком уровне моря, большая часть воды в бассейне Средиземного моря испарилась бы всего за тысячу лет, как это, как полагают, произошло тогда, и такое событие отложило бы месторождения полезных ископаемых, такие как солевые отложения теперь обнаруживаются под морским дном по всему Средиземному морю.

После длительного периода ограниченного прерывистого водообмена или отсутствия обмена между Атлантическим океаном и Средиземноморским бассейном, примерно 5,33 миллиона лет назад, связь между Атлантикой и Средиземным морем была полностью восстановлена ​​через Гибралтарский пролив из-за наводнения в Занклине и с тех пор остается открытой. Эрозия, вызванная поступающими водами, кажется, является основной причиной нынешней глубины пролива (900 м (3000 футов; 490 саженей) в узких местах, 280 м (920 футов; 150 саженей) на пороге Камаринал ). Ожидается, что пролив снова закроется по мере продвижения Африканской плиты на север относительно Евразийской плиты , но в геологических, а не в человеческих временных масштабах.

Географические особенности пролива

  • Гибралтарский пролив – соединительное звено двух континентов. Широта пролива на карте мира составляет 36 0 11 с. ш. и 5 0 22 з. д. Берега Гибралтарского пролива представляют собой обрывистые скалистые массивы. В южной части расположена скала Тарика, образующая полуостров. На противоположной стороне находится скала Джабель-Муса. Гора относится к африканскому материку.
  • Ширина пролива варьируется от 14 до 45 км, что позволяет с некоторых точек обзора увидеть противоположный берег. Длина достигает 60 км.
  • Для судовладельцев пролив опасен своей коварной глубиной и непредсказуемыми течениями. Глубина варьируется от 340 м до 1 км. При этом разница уровня Атлантики и Средиземного моря достигает примерно 1,5 м.
  • Еще одной особенностью пролива является разная плотность воды. Тяжелая морская вода с трудом смешивается с легкой водой океана. Под давлением морской воды наблюдается сужение в районе Гибралтарского порога, что делает это место еще более сложным для прохождения. Здесь же происходит разделение океана и моря, что приводит к образованию внутренних волн.
  • Течения пролива направлены в противоположные стороны. Поверхностное течение идет из Атлантики, принося ежегодно до 55000 кв. км воды в море. Глубинное движется в противоположном направлении. Из-за большего испарения из Средиземного моря в океан поступает на 3000 кв. км воды меньше.
  • Рельеф дна пролива отличается неровной поверхностью. Состоит в основном из ракушек, коралл, скал. Во входах в пролив встречается песок.

География

Гибралтарский пролив в 3D. Слева — материковая часть Испании и Гибралтар ; справа Марокко и Сеута .

Международная гидрографическая организация (МГО) определяет пределы Гибралтарского пролива следующим образом :

  • Запад: линия, соединяющая мыс Трафальгар ( 36 ° 10 ′ 52 ″ с.ш., 6 ° 02 ′ 02 ″ з.д. ) с мысом Спартель ( 35 ° 47 ′ 31 ″ северной широты, 5 ° 55 ′ 29 ″ з.д. ).
  • Восток: линия, соединяющая Пунта-де-Европа ( 36 ° 06 ′ 32 ″ с.ш., 5 ° 20 ′ 45 ″ з.д. ) и Пунта-Альмина ( 35 ° 54 ′ 02 ″ северной широты, 5 ° 16 ′ 43 ″ з.д. ).

Рок и город Гибралтар , которые дают свое название на пролив, расположены на очень узком полуострове, на европейском берегу , у восточного входа в пролив. На западе пролив выходит в Кадисский залив , который широко открывается в Атлантический океан. На востоке, напротив, Гибралтарский залив (или Альхесирас ) гораздо более замкнутый, всего 8  км в ширину и 10  км в длину .

В европейских и африканских тектонических плит приближаются со скоростью около одного сантиметра в год, тем самым способствуя закрытию пролива , который может быть эффективным в течение нескольких миллионов лет.

Средиземное море — это почти закрытое море, которое подвергается значительному испарению , преобладающее течение в проливе идет от Атлантики к Средиземному морю на поверхности, но постоянно существует обратное течение, которое меньше на глубине , ведущее к западу от Средиземного моря. воды, которые плотнее, потому что они более соленые. Эти встречные морские течения яростно встречаются там, что делает судоходство опасным. Граница между водами Атлантики и Средиземного моря (в частности, по температуре и ) находится далеко на востоке, почти весь залив Альхесирас с этой точки зрения является Атлантическим.

Гидрографически Гибралтарский пролив ограничен в Атлантическом океане прямой линией, соединяющей мыс Трафальгар в Испании с мысом Спартель или Рас-Спартель в Марокко (45  км ); а в Средиземном море — прямой линией, соединяющей Пунта-де-Эуропа в Гибралтаре на севере и Пунта-Альмина с Сеутой на юге (24  км ). Теоретически пролив разделен между территориальными водами прибрежных государств, Испании, Марокко и Соединенного Королевства , но на самом деле на него распространяется особый правовой режим, который делает его международным маршрутом.

Его ширина составляет 14,4  км в самой узкой части между Пунта-де-Оливерос (Испания) и Пойнт-Чирес (Марокко).

Незаконная миграция в пределах Гибралтарского пролива

Явление нелегальной миграции, наблюдаемое через Гибралтарский пролив, в подавляющем большинстве случаев связано с траекторией, начинающейся из Марокко и заканчивающейся в Испании, которая устанавливает свою интегрированную систему внешней бдительности ( SIVE ) в 2002 году. Эффективность Однако SIVE приводит к смещению траектории миграции на Канарские острова. С начала 20 века увеличение доли мигрантов к югу от Сахары вынудило страны с переходной экономикой, такие как Марокко, скорректировать свою иммиграционную политику, чтобы не оказаться в положении «миграционного разрешения». Действительно, постановление « Дублин III» , пришедшее на смену Дублинской конвенции и постановлению « Дублин II» , обязывает страны въезда лиц, ищущих убежища, обрабатывать заявления, что ведет к принятию испанско-марокканских договоров. Соглашения о реадмиссии позволяют Испании депортировать нелегальных мигрантов из Марокко, отводя последним роль буфера в отношении нелегальной миграции.

Интересные факты о проливе

  • В период Второй мировой войны сильные течения пролива использовались немцами для незаметного провода подводных лодок с выключенными двигателями. Движение субмарин поддерживалось только силой течения.
  • Идея строительства моста через Гибралтарский пролив описана в научно – фантастическом романе английского писателя Артура Чарльза Кларка «Фонтаны Рая».
  • В августе 1936 г. в водах пролива в ходе испанской гражданской войны произошло морское сражение «Конвой победы», результатом которого стал прорыв блокады республики.
  • Расположение на стыке континентов и малая ширина сделали пролив местом нелегальной миграции африканцев в Европу.
  • Самая низкая температура в зоне пролива составила 0 градусов в 1978 г. Максимальный температурный рекорд отмечен в 1994 г., когда столбик термометра превысил отметку в 40 градусов.

Идея строительства моста через пролив описана в романе Артура Чарльза Кларка “Фонтаны Рая”

Приведенные сведения и характеристики дают представление о Гибралтарском проливе и прилегающем регионе, процессах его формирования и развития, современном влиянии на прибрежные территории, направлениях дальнейшего развития.

Пещера Святого Михаила

Мавританский замок представляет собой комплекс из нескольких зданий и ряда ворот и крепостных валов, из которых наиболее впечатляющими являются сторожка и Башня почета. Башня Инаугурации и сегодня выглядит монументально и впечатляюще.

Высота Башни почета составляет около 100 метров, а внутри находится мрачный

Музей Гибралтара

Как были прорыты туннели в известняке? Задача кажется совершенно невыполнимой, но она была решена!

Происхождение аллеи:

Башня памяти Мавританского замка

Также нет единого мнения о происхождении названия Гибралтар:

Предполагается, что оно происходит от названия порта Тарифа. Мнения о происхождении названия Гибралтара нет. В этот период арабские и берберские пираты основали порт, который был назван портом Тарифа.

Корабли, проходящие через этот район, должны были платить дань. Считается, что это событие повлияло на включение слова в дуден с его значением.

Появление фразы «неприступный как скала», по мнению историков, также связано с Гибралтарским проливом. В 1462 году власть над проливами была возвращена Испании Изабеллой I Кастильской. Королева подарила городу герб, символически изображающий золотой ключ.

Этим она передала ключи от крепости и предоставила будущим поколениям право удерживать эту территорию любой ценой. Неприступный оплот не мог быть покорен никем до 18 века. Считается, что слово «скала» в этом выражении относится к крепости Гибралтар.

Осадные тоннели

Гибралтарский пролив расположен на карте мира между европейскими и африканскими странами. Несмотря на такую связь между континентами, чтобы добраться до другого континента, требуется много времени.

Начиная с 20-го века, у инженеров возникали различные идеи по строительству мостов, туннелей и плотин между континентами. В 1981 году в Танжере (Марокко) была проведена конференция с участием экспертов из 20 стран. Около 500 участников обсуждали различные варианты связи.

Этот амбициозный проект был задуман Германом Зёргелем в 1920 году. Немецкий архитектор был вдохновлен книгой Герберта Уэллса, в которой автор научной фантастики сообщает, что Средиземное море высохло во времена неандертальцев. Шергель решил возродить это мероприятие и таким образом соединить два континента — Африку и Евразию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Центр образования
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: