Южный крест созвездие южной приполярной области

Звезда хадар

Летне–осенний астеризм

На этом изображении виден астеризм «Летне-осенний треугольник» — гигантский треугольник в небе, состоящего из трех ярких звезд Вега (вверху слева), Альтаир (внизу посередине) и Денеб (крайний слева). Фото: A. Fujii

В сентябре Летне – осенний треугольник четко прослеживается на юге и юго – западе. Астеризм состоит из трех звезд — ★ Денеба (созвездие Лебедя), ★ Альтаира (созвездие Орла) и ★ Веги (созвездие Лиры).

★ Вега

Эта звезда расположена на востоке. Это самая яркая звезда созвездия Лиры. Имеет бе ло-голубое свечение. Созвездие Лиры, которое расположено южнее Веги в Северном полушарии, насчитывает 75 звезд и является одним из старейших созвездий. Шелиак – бета звезда Лиры. Это переменная звезда бело – голубого свечения. Звезда Сулафат расположена внизу созвездия и является бело – голубым гигантом созвездия Лиры. У древних астрономов Лира изображалась в виде падающего коршуна, где Вега – «держит» в лапах лиру.  В состав этого созвездия входят туманности и шаровые скопления.

★ Денеб

Это Альфа созвездия Лебедя. Он превосходит многие небесные светила и по яркости голубого свечения заслуженно относится к 20 сверхгигантам – звездам. За сутки своего свечения Денеб генерирует столько же света, как Солнце за 140 лет. Звезда пылает светом настолько сильно, что способна озарить несколько галактик.

Созвездие Лебедя, что находится в северном полушарии звездного неба, самое узнаваемое среди астрономов – любителей. Звезды расположены так, что составляют вытянутый крест. Альбирео – самая красивая звезда созвездия, хоть не такая яркая как Денеб. Красота ее в том, что состоит она из двух звезд разных по величине и цвету свечения. Звезды Омиркон -1 и Омиркон -2 замыкают крылья Лебедя. Созвездие богато на туманности и иные скопления и в том магия его свечения в звездном небе сентября.

★ Альтаир

дна из звезд, которая расположена ближе остальных к Земле. Самая яркая звезда в созвездии Орла – яркого экваториального созвездия. Альтаир дословно переводится как «летящий орел» или «атакующий ястреб». Созвездие насчитывает 119 небесных тела. На юго – запад от Альтаира мерцает цефеида, которая меняет свой цвет и яркость в течении семи дней. Еще одна затменная звезда созвездия —  V 1343 Aql. Это двойная система, вращающаяся вокруг рентгеновского излучения и источающая неземной красоты свечение. На прямой линии с Альтаиром расположены еще две звезды — Таразед и Альшаин и образуют Коромысло весов – это голова орла. Дeнeб эль Oкaб –яркая тройная звездная система в хвосте птицы. В созвездие Орла входят ряд туманностей, рассеянных и шаровых скоплений.

Список некоторых звёзд

• Регул (альфа, α, Льва, в сердце созвездия) — дает величие и славу;
  • Спика (альфа, α, Девы, в колосьях пшеницы в руках Деметры) — защита и протекция;
  • Алголь (бета, β, Персея, в левом глазу отрубленной головы, которую держит Персей) — сносит голову в прямом или переносном смысле;
  • Альциона (эта, η, Тельца, находится в скоплении Плеяд) — плач и стенания об утрате близкого человека (часто мужчины в семье);
  • Виндемиатрикс (эпсилон, ε, Девы, в руке Деметры, которой она косила пшеницу) — разрыв, разлука. Часто используется в вопросах об отношениях;
  • Антарес (альфа, α, Скорпиона, в сердце Скорпиона) — завершение периода существования (правления);
  • Альдбаран (альфа, α, Тельца, находится в глазу Тельца) — начало нового цикла (периода правления).

Точные соединения неподвижных звёзд с куспидами и планетами производит наша программа построения хорарных карт OLGA.

Арабские точки

Натуральное значение

Факты

Южный Крест играл важную роль для многих народов и цивилизаций. Египтяне и аборигены относились с особым трепетом и уважением к астеризму. В Древнем Египте отображал место, где распяли Хорус (богиня Солнца). Маори думали, что это анимистические духи. Аборигены полагали, что перед ними голова эму.

Изображение Южного Креста нашли даже на Мачу-Пикчу. Инки называли его «Чакана» – «лестница», символизировавшая три уровня мира: небеса, мир живых и подземный. Примерно 5000 лет назад его можно было наблюдать в северном полушарии, включая большую часть территории Северной Америки, Вавилона и Греции.

Если говорить о документации, то впервые астеризм нашли в 1000 году до н.э. в Древней Греции. Они полагали, что это часть Центавра. Тогда его можно было наблюдать лишь с Афин и располагался низко. Когда прецессия равноденствий опустила созвездия ниже горизонта, 5 ярких звезд открылись европейским наблюдателям. Ричард Аллен (специалист по звездной номенклатуре 19 века) отметил, что в последний раз звезды на горизонте были видны в Иерусалиме в момент распятия Христа.

С начала 15 по 17 век Южный Крест заново открыли европейцы. Португальские моряки добавили его в карту, чтобы использовать для навигации во время плаванья возле берегов Южной Африки. Полагают, что Америго Веспуччи стал первым европейцем, заметившим «4 звезды» в 1501 году.

Именно в этот период Южный Крест отделяют от Центавра. Точно нельзя сказать, кто именно осуществил этот процесс, но полагают, что это может быть Петер Планциус в 1613 году или Августин Ройер в 1679.

На снимке отображена область вокруг Южного Креста с Альфа Центавра – яркая желтая звезда (в середине слева).

Ярчайшие звёзды в созвездии Орла

У созвездия Орёл есть три звезды ярче магнитуды 3,00 и две звезды, расположенные в пределах 10 парсеков (32,6 световых лет) от Земли. Самая яркая звезда в созвездии-Альтаир (спектральный класс A7 V), которая является 12-й по яркости звездой на небе.

В созвездии есть 9 звезд с известными планетами. HD 179079, субгигант G-типа (G5IV), имеет орбитальную планету, которая была открыта в 2009 году. HD 183263 (G2IV) имеет две планеты, открытые в 2005 и 2008 годах. Xi Орла — красный гигант (G9 III), также известный под названием Libertas, имеет подтвержденную экзопланету, названную Fortitudo, которая была открыта в 2008 году. Планета, вращающаяся вокруг звезды HD 192263, была открыта 28 сентября 1999 года, а еще одна планета, вращающаяся вокруг желтого субгиганта HD 192699 (G8IV), была объявлена в апреле 2007 года. Другие звезды с подтвержденными планетами COROT-10 (K1V) и COROT-8 (K1V).

Звезда Альтаир или Альфа Орла

Альтаир — 12-я по яркости звезда на небе, с видимой звездной величиной 0,77. Это звезда главной последовательности типа А. У неё есть три визуальных компаньона. Находясь всего в 16,8 световых годах от нас, Альтаир является одной из ближайших звезд, видимых невооруженным глазом. Название звезды происходит от арабского слова ан-Наср Ат-Таир, что означает «летящий орел».

Масса Альтаира в 1,8 раза больше массы Солнца. Поскольку он вращается очень быстро (286 км/с на экваторе), форма Альтаира не сферическая, а уплощенная на полюсах. Звезда также движется по небу относительно быстро. Она смещается примерно на градус за 5000 лет.

Альтаир — одна из трех звезд , образующих Летний Треугольник — астеризм, который можно увидеть прямо над головой в средних северных широтах летом. Альтаир — это южная звезда в треугольнике. Две другие звезды, образующие астеризм, — это Денеб (Альфа Лебедя) в созвездии Лебедя и Вега (Альфа лиры) в созвездии Лира.

Звезда Альшаин или Бета Орла

Альшаин — всего лишь седьмая по яркости звезда в созвездии, но Иоганн Байер все же назвал ее Бета Орла. Это субгигант класса G, находящийся на расстоянии примерно 44,7 световых лет от нас.

Название Альшаин происходит от персидско-арабского аш-Шахин, что означает «Сапсан». У звезды есть визуальный спутник 12-й величины, Бета Орла Б. Это красный карлик класса М. Альшаин в 6 раз ярче Солнца и немного отличается по светимости. Она имеет видимую величину 3,71.

Звезда Таразед или Гамма Орла

Таразед — вторая по яркости звезда в Орле. Её название происходит от персидского слова Šahin tarāzu, что означает «королевский сокол». Это яркий гигант класса К с видимой величиной 2,72. Звезда находящийся на расстоянии около 461 светового года от нас.

Таразед в 2960 раз ярче и в 110 раз больше Солнца. Это известный источник рентгеновского излучения. Таразеду около 100 миллионов лет и все же он уже сжигает гелий в углерод в своем ядре.

Звезда Денеб эль Окаб или Эпсилон Орла

Эпсилон Орла или Денеб эль Окаб — это тройная звездная система, удаленная примерно на 154 световых года от нас. Название происходит от арабского слова “анаб Аль-кукаб», что означает «хвост Орла». Самый яркий компонент Эпсилона Орла — оранжевый гигант К-типа, который является известной бариевой звездой. Она содержащей много бария и других тяжелых элементов. Эпсилон Орла имеет видимую звездную величину 4,02. Спутники, предположительно оптические двойники, являются звездами 10-й величины.

Чтобы отличить Эпсилон от Зеты Орла, которую также называют Денеб Эль Окаб, Эпсилон Орла часто называют Денеб эль Окаб Бореалис, потому что он расположен к северу от Зеты Орла, которая впоследствии называется Денеб эль Окаб Австралис.

Звезда Денеб эль Окаб или Зета Орла

Зета Орла — это еще одна тройная звездная система, удаленная примерно на 83,2 световых года от нас. В системе с белым карликом главной последовательности типа А в качестве первичной. Главная звезда имеет видимую звездную величину 2,99, в то время как спутники — звезды 12-й величины.

Звезда Безек или Эта Орла

Эта Орла — желто-белый сверхгигант, находящийся примерно в 1200 световых годах от Земли. Это переменная звезда, видимая звездная величина которой колеблется между 3,5 и 4,4 с периодом 7,176641 дня. Безек — одна из самых простых цефеид, которую можно различить невооруженным глазом. Звезда в 3000 раз ярче Солнца. Имя Безек происходит от древнееврейского слова Базак, что означает «молния».

Общие сведения

Поскольку Звезда Мимоза или бета Южного Креста является частью созвездия, расположенного в Южном полушарии, в России она не видна. Ее могут наблюдать жители таких государств, как Чили, Папуа-Новая Гвинея, Бразилия, Новая Зеландия и другие. К слову, эту звезду вместе с астеризмом, в котором она находится – Южный Крест, вы можете увидеть на флагах этих государств.

Звезда Мимоза или бета Южного Креста имеет еще одно название – Бекрукс. Происхождение этого названия крайне просто. По-латыни название созвездия Крест звучит, как «крукс». То есть, бета Крукс – это Бекрукс. Приставка «бета» здесь также не случайна. Обычно так помечают вторую по яркости звезду какого-нибудь астеризма.

Созвездие Южный крест

Бекрукс является не только второй по яркости звездой созвездия Южный Крест, но и 19-той по яркости на всем ночном небе. Ее очень легко найти в Южном полушарии. Достаточно обнаружить созвездие Южный Крест; Бекрукс – это крайняя левая звезда этого созвездия, высшей точкой которого является Гакрукс.

Описание и звездный состав

Дева – это второе по величине созвездие в небе, занимает площадь в 1294 квадратных градуса или 3,14% ночного неба. В созвездии расположено 164 звезды, видных невооруженным глазом.

Самая яркая звезда Девы – Спика (α Virginis). Она занимает 15 место по яркости среди всех звезд ночного неба.

Лежит Спика в восточной части огромного скопления звезд. Светило это двойное. Оно состоит из двух космических тел, вращающихся по эллипсоидным орбитам относительно друг друга.

Одно из них представляет собой голубого гиганта, а второе – переменная звезда из типа бета Цефея. Ее поверхность пульсирует, и за счёт этого наблюдается различие яркости. Такие светила относятся к Главной последовательности.

Это ярчайшее образование находится от Земли на расстоянии 260 световых лет. Благодаря Спике, астроном древности Гиппарх открыл прецессию равноденствий. Много времени наблюдал за этой звездой и Николай Коперник.

Масса голубого гиганта в 10 раз превышает массу Солнца, а радиус больше в 7 раз. Что касается светимости, то она в 12 тыс. раз больше солнечной. Переменная звезда имеет массу в 7 раз больше солнечной, а радиус, соответственно, больше в 3,6 раза.

Мнение эксперта
Цыпкин Трофим Петрович
Сотрудник обсерватории

Вторая по яркости и одна из самых близких к Земле звезд – Гамма Девы или Поррима(γ Virginis).

Расстояние до нее составляет 32 световых года. Звезда двойная. Обе из них относятся к Главной последовательности. Они превосходят солнечную массу в 2 раза. Поррима расположена так близко к эклиптике, что иногда ее закрывает Луна. В редких случаях ее закрывают планеты Солнечной системы.

Сегодня гамму Девы можно увидеть только в крупные оптические приборы, хотя до 1990 года ее можно было наблюдать в любительский телескоп. Но ввиду того, что два компонента Порримы сильно сблизились, так просто ее уже не разглядеть. Компоненты данной двойной системы является практически близнецами. Они относятся к категории желто-белых звезд из спектрального класса F0 V.

Температура поверхности звезд Порримы существенно превышает температуру Солнца и составляет 7000 К. Расстояние между составляющими данной системы приблизительно 40 астрономических единиц. Период вращения звезд составляет целых 170 лет, поэтому наблюдателям сложно заметить, как изменяется их взаимное расположение.

На третьем по яркости месте созвездия Эпсилон Девы – Виндемиатрикс(ε Virginis).

Это двойная звезда, находящаяся на расстоянии 101,2 св. лет (31 парсек) от Солнца. Название звезды происходит от латинского перевода греческого слова Vindemitor, что означает «сборщик винограда». Эпсилон Девы — относительно холодный желтый гигант, который исчерпал свои запасы водорода.

Виндемиатрикс является мощным источником рентгеновских волн, суммарная энергия которых превышает таковую Солнца примерно в 300 раз. Последний факт означает наличие бурной электромагнитной активности у звезды.

Более слабо светящие звезды Девы:

Rijl al Awwa — (μ Virginis) — бело-желтый гигант F2III. Находится на расстоянии 60.85 св. лет от Земли. Звезда больше по массе в 1,55 раза, в 2,1 раза по радиусу и светимости в 7,5 ярче раз Солнца. Ее температура — 6715К, скорость вращения 2 км/с. Возраст звезды оценивают 1300 — 1500 млн. лет.

Tien Teen — (τ Vir / 93 Virginis) — белая звезда главной последовательности A3V. Звезда больше по массе в 2,5 раза, в 4,2 раза по радиусу и светимости в 73 ярче раз Солнца. Она находится на расстоянии 218.1 св. лет. Ее температура — 8 700 K, скорость вращения — 168 км/с. Возраст 310 000 000 лет.

• Zaniah — (η Virginis) — белая звезда главной последовательности A2 V. Находится на расстоянии 249.4 св. лет от Земли. Звезда больше по массе в 2,5 раза Солнца. Ее температура — 9 100К. У звезды есть компаньон по массе больше в 1,89 раз Солнца.
  • Syrma — (ι Virginis) — желтый гигант F6 III. Находится на расстоянии около 69.7 св. лет от Земли. Звезда больше по массе в 1,5 раза, в 3,4 раза по радиусу и светимости в 9,1 ярче раз Солнца. Ее температура 6 400 К.
  • Завийява — (β Virginis) — бело-желтый карлик спектрального типа F9V F9 V. Находится в 35.51 св. годах от Земли. Ее температура 6200 К. Звезда больше по массе в 1,4 раза, в 1,7 раза по радиусу и светимости в 3,51 ярче раз Солнца. Скорость вращения — около 3 км/с.
  • Kappa — (κ Virginis) — оранжевый гигант K2.5IIIFe-0.5. Она находится на расстоянии около 223.3 св. лет от Земли. Ее температура — 4300К.