Шаровое скопление m92

Основные звезды

Созвездие Геркулеса содержит множество отдельных звезд.

Астеризм. Это краеугольный камень. Его создали четыре ярчайших светила.

Бета. Альтернативное название — Корнефорос. Звезда переменная, ее видимая величина — 2,76. Период ротации — 410 дней. По яркости светильник занимает 4-е место во всей группе.

Зета. Звезда двойная. BB составляет 2,81 единицы. Основное тело — субгигант с дистанцией 1,5 секунды.

Дельта. Это не светильник, а целая система, в которую входят 2-5 штук. Главный объект — субгигант главной последовательности, который в 2 раза больше Солнца. BB 3,126 и параметр расстояния 75,1.

Пи. Этот объект имеет прямое отношение к астеризму. Он яркий и огромных размеров. Визуальная ценность — 3,15 единицы, удаленность — 377 световых лет.

Альфа. Альтернативное имя звезды — Рас Алгети. Это множественная система, разделенная на 2 основных объекта. Первый — Альфа-1. Его визуальная сумма — 2,1937. Второй — Альфа-2 с показателем 5,4. Дистанция 360 лет.

Mu. Это не одна звезда, а целая система. Его главный объект имеет прямое отношение к спектральному классу G5 и находится на расстоянии 27,11 световых лет от нашей планеты. Под вторым элементом обычно понимается двойная звезда с периодом вращения 43,2 года.

Этот. В созвездии Геркулеса также есть звезда главной последовательности. Имеет наглядный индикатор, значение которого составляет 3,487, а дистанция — 112 лет. Объект двойной.

Си. Визуальная величина этой звезды составляет 3,70, а удаленность — 160 лет. Яркость намного выше, чем у Солнца (примерно в 62 раза).

Диапазон. Система спектроскопическая, двойного типа. Показатель его визуальной ценности составляет 3,75 единицы, а дистанция — 193 года. Базовое тело — гигант со скоростью вращения 135 километров в секунду.

Йота. Этот объект является субгигантом и имеет визуальную величину 3,7497 единиц. Система имеет множественный характер и представляет собой спектроскопический элемент с периодом 1138 суток.

Омикрон. Это особая звездная система с видимой величиной 3,83 единицы. При этом параметр удаленности — 338 лет.

109. Этот объект относится к категории оранжевых гигантов. Его видимый порог составляет 3,84 единицы. Он находится в 119 световых годах от нас, а точное местоположение находится между Лирой и Змееносцем.

Тета. Звезда принадлежит к группе ярких гигантов и в переводе означает «левое колено к колену». Его яркость в 2400 раз превышает яркость Солнца.

Тау. Субгигант выделен синим цветом и имеет визуальную величину 3,89 единицы. Расстояние равно 310 световым годам.

Эпсилон. Близнец принадлежит к спектроскопической группе. Его визуальная ценность — 3,9111, а местоположение — в 155 световых годах от нас.

Лямбда. Видимая величина объекта, имеющего созвездие Геркулеса, составляет 4 402 единицы, удаленность — 370 лет (свет).

Голый. Гигант ярко-желтого цвета и находится в 795 световых годах от Солнечной системы. Кажущееся значение составляет 4,41 единицы.
Омега. Визуальная величина — 4,5821, удаленность — 240 световых лет.

Каппа. Альтернативное название — Марфик. Показатель видимой стоимости — 5,1628, а расстояние — 390 лет.

89. Этот класс звезд является самым редким и представлен желтым гигантом с BB, равным 5 555 единицам, а параметр расстояния приближается к 4000 световых лет.

14. Карлик принадлежит к оранжевой группе и имеет визуальную ценность 6,67 единиц. Позиция достигает 57,3 года.

Gliese 651. Эта звезда карликовая, ее видимая визуальная величина составляет 6.74 единицы. Дистанция равна 58,91 года.

Наряду с этим в созвездии Геркулеса есть и другие объекты. Среди них — HD155358, 147506, Gliese 623, 649, 661, GSC и так далее

Где на карте неба наблюдать созвездие

По размеру это пятое из самых больших созвездий. Наблюдать его можно почти весь год. Однако, самая лучшая видимость приходится на июнь. Как уже указывалось, искать Геракла нужно в северной части звёздного неба.

Хотя рассматриваемое пространство не отличается большим количеством объектов, Геркулес относится к знаменитым созвездиям. Возможно, потому что оно хорошо различимо на ясном небе. А может быть, потому как мифическая фигура притягивает к себе человеческий интерес. В любом случае, область не до конца изученная. По этой причине является интересным и загадочным местом нашей Вселенной.

Источник

Объекты глубокого космоса

Заметные объекты глубокого неба в созвездии Геркулес включают большое шаровое скопление (Мессье 13), шаровое скопление Мессье 92, планетные туманности Abell 39 и NGC 6210, скопление галактик Геркулеса и скопление галактик Abell 2199. Тау-Геркулиды — это единственный метеоритный дождь, связанный с этим созвездием.

Большое шаровидное скопление Мессье 13 (M13, NGC 6205)

Мессье 13 известно как шаровое скопление Геркулеса или большое шаровое скопление. Стоит из 300 000 звезд, размер скопления составляет 20 дуговых минут и имеет видимую величину 5,8. М13 находится на расстоянии примерно 22 200 световых лет от нас.

Шаровое скопление-Messier 13 (NGC 6205), изображение: NASA (Wikisky)

Шаровидное скопление Геркулеса было открыто английским астрономом Эдмондом Галлеем в 1714 году и включено в каталог Мессье как M13 1 июня 1764 года. Скопление можно легко увидеть в небольшие телескопы, но трудно найти не вооруженным глазом даже в ясную ночь.

Диаметр M13 составляет 145 световых лет. Самой яркой звездой в скоплении является V11, переменная звезда с визуальной величиной 11,95.

В 1974 году было отправлено сообщение в космос в направлении Мессье 13, чтобы дать гипотетическим инопланетянам знать о жизни на нашей планете. Считалось, что большая плотность звезд в этой области пространства увеличивает шансы найти планету, на которой есть жизнь. Однако к тому времени, когда сообщение попадет туда, M13 переместится в другое место.

Мессье 92 (M92, NGC 6341)

М92  -это еще одно хорошо известное шаровое скопление в созвездии Геркулеса. Оно было открыто немецким астрономом Иоганном Элертом Боде в 1777 году, а затем независимо открыто Шарлем Мессье в 1781 году.

Mессье 92 (NGC 6341), image: NASA (Wikisky)

M92 относительно яркий. Оно имеет магнитуду 6,3 и находится на расстоянии примерно в 26 700 световых годах от Солнца. Это одно из старейших скоплений в Млечном Пути, возраст которого оценивается в 14,2 миллиарда лет, что соответствует возрасту самой Вселенной.

Планетарная туманность Abell 39

Abell 39 — это планетарная туманность, находящаяся на расстоянии около 6800 световых лет от нас в созвездии Геркулеса. Туманность имеет почти идеальную сферическую форму и радиус около 2,5 световых лет, что делает ее одной из самых больших известных сферических туманностей.

Ярчайшая звезда в планетарной туманности имеет видимую величину 15,5, а туманность — 13,7.

Галактика Геркулес А

Геркулес A — это активная галактика в созвездии Геркулес. Она выглядит как обычная эллиптическая галактика, но при изображении в радиоволнах есть плазменные струи, охватывающие более миллиона световых лет вокруг галактики.

Геркулес A — видимое световое изображение, полученное орбитальным космическим телескопом «Хаббл» на околоземной орбите, наложенное на радиоизображение, полученное очень большой антенной решеткой (VLA) радиотелескопов в Нью-Мексико, США. Изображение: NASA

Галактика в центре 3C 348 имеет массу в 1000 раз превышающую массу галактики Млечного Пути, а черная дыра в ее центре почти в 1000 раз массивнее, чем та, что находится в центре нашей галактики.

Геркулес А находится на расстоянии 2,1 млрд световых лет от Земли.

Сокращение Her
Символ Геракл
Прямое восхождение от 15h 45mдо 18h 52m
Склонение от +4°до +51° 30′
Площадь 1225 кв. градусов (5 место)
Видимо в широтах От +90° до −38°.
Ярчайшие звёзды(видимая звёздная величина < 3m)
  • Рас Альгети (α Her) — перем, 2,74—4,00m
  • Лисичка
  • Лира

Post Views: 8 774

Небесные объекты

Mессье 13 (M13, NGC 6205, Great Globular Cluster) – шаровое скопление, вмещающее 300 000 звезд. Занимает 20 угловых минут в созвездии Геркулес, а его видимая визуальная величина составляет 5.8. Расположено в 22200 световых лет.

В 1714 году его нашел Эдмунд Галлей, а 1 июня 1764 года оно стало объектом в каталоге Мессье. Скопление можно отыскать в маленькие телескопы, но даже при хороших условиях нужно иметь ориентиры.

В диаметре распространяется на 145 световых лет. Ярчайшая звезда – V11 (переменная звезда с визуальной величиной 11.95). M13 часто упоминается в произведениях научной фантастики. Это место, куда перенесли Землю после предполагаемого разрушения в «Гиперионе» Дэна Симмонса.

В 1974 году в космос отправили сообщение Аресибо, чтобы оповестить гипотетических инопланетян о нашем существовании. Оно было направлено в сторону Мессье 13. Но, когда сообщение дойдет до этого места, M13 переместится.

Мессье 13 (NGC 6205)

Мессье 92 (M92, NGC 6341) – шаровое скопление, найденное в 1777 году Иоганном Боде. В 1781 году его отдельно обнаружил Шарль Мессье. Видимая визуальная величина 6.3, а отдаленность –26700 световых лет. Это одно из старейших скоплений в Млечном Пути с возрастом 14.2 миллиардов лет (ровесник Вселенной).

Мессье 92 (NGC 6341)

Abell 2151 (Скопление Геркулеса) – скопление галактик, расположенное в 500 миллионах световых лет. Вмещает около 200 галактик и особенно богато на спиральные. Входит в состав более крупного сверхскопления Геркулеса (SCI 160).

Abell 39 – планетарная туманность, удаленная на 6800 световых лет. По форме выполнена практически как идеальная сфера, радиус которой составляет 2.5 световых года (это одна из наиболее крупных сферических туманностей). Кажущаяся величина центральной звезды – 15.5, а туманности – 13.7.

Планетарная туманность Abell 39

Abell 2199 – скопление галактик. Ярчайший элемент – эллиптическая галактика NGC 6166. В скоплении содержится более 290 галактик.

Arp 272 – NGC 6050 и IC 1179

Arp 272 – пара сталкивающихся спиральных галактик: NGC 6050 и IC 1179. Расположены в 450 миллионах световых лет от Земли. Относятся к Скоплению Геркулеса.

Это удивительный вид на столкновение галактик NGC 6050 и IC 1179. Они входят в состав Великой стены Слоуна – наибольшая структура во Вселенной. Спиральные галактики связаны вращающимися рукавами. Фото сделано космическим телескопом Хаббл и выпущено 24 апреля 2008 года.

NGC 6166 – эллиптическая галактика, классифицированная как сверхмассивная cD-галактика (гигантская эллиптическая галактика с большим звездным ореолом). Удалена на 490 миллионов световых лет в скоплении Abell 2199. Большое количество шаровых скоплений вращается вокруг галактики, сформировавшейся после галактических столкновений. В центре расположена сверхмассивная черная дыра с активным ядром. Визуальная величина галактики – 12.78.

Геркулес A – активная галактика. При первом осмотре кажется, что перед вами обычная эллиптическая галактика, но при съемке в радиоволнах вокруг нее проглядываются плазменные струи, распространяющиеся на более миллиона световых лет.

Галактика в центре (3C 348) в 1000 раз больше массы Млечного Пути, а черная дыра в центре почти в 1000 раз массивнее той, что находится в Млечном Пути. Отдалена от нас на 2100 миллионов световых лет.

Снимок Геркулеса А в видимом свете, сделанный Хабблом и наложенный на радио изображение VLA в Нью-Мексико.

NGC 6210 – планетарная туманность, найденная в 1825 году Фридрихом Струве. Сформировалась, когда звезда, похожая на Солнце (с меньшей массивностью), достигла последнего жизненного этапа и выбросила в пространство оболочку, оставив горячий белый карлик в центре новообразованной туманности.

Скорее всего, наше Солнце ждет тот же финал примерно через пять миллиардов лет. NGC 6210 удалена на 6500 световых лет.

Вы можете изучить созвездие Геркулес более пристально, если воспользуетесь не только нашими фото, но 3D-моделями и телескопом онлайн. Для самостоятельного поиска подойдет статичная или подвижная карта звездного неба.

Созвездия летнего неба
Июнь Волопас · Циркуль · Весы · Волк · Малая Медведица
Июль Райская Птица · Жертвенник · Северная Корона · Дракон · Геркулес · Наугольник · Змееносец · Скорпион · Змея · Южный Треугольник
Август Южная Корона · Лира · Стрелец · Щит · Телескоп
Созвездия

Наиболее заметные и интересные объекты для наблюдения в созвездии Геркулес

Ориентация в небе — созвездие Геркулеса

1. Звезда Рас Альгети (α Геркулеса)

α Геркулес — самая яркая звезда в этом созвездии. Это двойная звезда, которая состоит из сверхгиганта в 80 раз больше Солнца и меняет свою яркость с 2,8 до 3,5 м, а также звезды 5-й величины. Пара находится на расстоянии 380 световых лет от Солнца. Любительского телескопа хватит, чтобы разделить пару звезд на отдельные компоненты. В бинокль — не получится, потому что угловое расстояние между ними всего 5 ″ (секунд).

примечательно, что самая яркая звезда находится на периферии созвездия, граничит с созвездием Оффиуха и удалена на большое расстояние от контуров его созвездия. Вы можете попробовать навести телескоп прямо на него, вы можете (и даже должны) сначала нацелиться на звезду созвездия Офиуко — Рас Альхаг, а затем подняться немного выше. Но если вы не выйдете за пределы созвездия, вы можете попытаться найти звезду по одному из предложенных ниже путей. Попытайся.

2. Большое скопление Геркулеса (M 13)

Это шаровое скопление — одно из самых ярких и крупных в Северном полушарии. Расстояние от Солнца 22 500 световых лет. Его видимый (угловой) размер — 23 (минуты). Помните, что угловой размер Луны составляет около 30 футов. В скоплении около 100 000 звезд. Яркость — 5,8 м.

лучше всего начать поиски на звездном небе со звезды η (eta) Геркулес и идти дальше вниз, опираясь на малозаметные парные звезды. Я недавно наблюдал в 90-миллиметровый телескоп, включая это скопление, поэтому могу с уверенностью сказать точный путь.

На первый взгляд кажущиеся незаметными звезды, которые я обвел прямоугольниками на атласе выше, хорошо видны в телескоп, и очень легко проследить за ними все ниже и ниже, пока не встретите по пути «Его Величество» M 13.

3. Звёздное скопление M 92

Шаровое скопление M 92, линейное скопление которого почти в 2 раза меньше, чем M 13, по-прежнему привлекает внимание при просмотре в телескоп. Яркость — 6,4 м, угловой диаметр — 11,2 ′

Находится на расстоянии 26 тысяч световых лет. В идеальных погодных условиях, вдали от города, М 92 и М 13 видны невооруженным глазом. К настоящему времени в скоплении M 92 обнаружено 14 переменных звезд типа RR Лиры. Я также проложил путь ниже, как я наблюдал на практике. Большое количество тусклых звезд сильно сбивает с толку и заставляет их упасть с намеченной цели, поэтому вам придется использовать атласы с доступными звездами большей величины и уже ориентироваться по ним. Не забывайте: одно дело посмотреть на небо невооруженным глазом и увидеть несколько звезд, и совсем другое дело в телескоп — около каждой яркой, десятки или сотни менее ярких.

4. Планетарная туманность «Черепаха» (NGC 6210)

Я не знаю, что общего у этой планетарной туманности и черепахи, но это название можно найти во многих источниках. Расстояние от Солнца 3500 световых лет. Оно имеет очень маленький угловой диаметр 16 ″ (секунд) и яркость 9,0 м. Для сравнения: многие из вас видели Юпитер при разном увеличении, поэтому его угловой диаметр составляет 40 дюймов. Чтобы найти и увидеть этот «планетарий», вам понадобится мощный профессиональный телескоп. Для сравнения ниже на фото я привожу пример того, как туманность будет выглядеть в 300-мм телескоп:

И тогда, я уверен, яркость NGC 6210 будет еще ниже. Поиски на небе следует начать с яркой звезды Корнефорос, затем, следуя за наиболее яркими звездами, выделяющимися на фоне остальных, двигаться в северо-западном направлении.

Испытания и смерть Геракла

Однако его недоброжелательница, богиня Гера, не оставляла надежд расправиться с сыном Зевса. Однажды она наслала безумие на Алкида. Не помня себя, он убил своих детей и племянников. Также в бесконтрольной ярости он желал расправиться с женой и братом, но его вовремя сдержали.

Позднее, придя в себя, Геракл не мог понять, что с ним произошло. Он отправился к оракулу Аполлона в Дельфы, где предсказатель велел ему отправляться на службу к Еврисфею – всё происходило по замыслу богов.

Алессандро Турки «Безумный Геркулес», около 1620 годаМестонахождение: Старая пинакотека в Мюнхене, Германия

Великолепные и знаменитые двенадцать подвигов сделали Геракла национальным героем. Именно тогда Алкид и получил прозвище “Геракл”, что прочно закрепилось за ним. В переводе с древнегреческого оно значило “возлюбленный Геры” или “прославленный Герой”. На мой взгляд, вторая трактовка вернее, поскольку богиня никогда не питала любви к внебрачному сыну своего мужа.

Супругой Геракла стала прекрасная Деянира, о которой подробно рассказывает легенда о гибели героя. Во время перехода реки Геракл поручил перенести супругу Нессу одному из своих товарищей-кентавров. Тот захотел похитить женщину, чем вызвал негодование Геракла. Он убил кентавра, но, умирая, Несс рассказал Деянире, что его кровь – мощное приворотное средство. Ловкая женщина сумела приберечь сосуд крови кентавра.

Луи-Жан-Франсуа Лагрене «Похищение Деяниры кентавром Нессом», 1753-1755 годыКартина находится в Лувре, Париж, Франция

Оставаясь в одиночестве во время военных походов Геракла, Деянира решила, что муж охладевает к ней. Во время его очередного возвращения она смочила его плащ кровью Несса. Надев его, Геракл отправился в храм. Совершая подношения, он вдруг почувствовал страшную боль.

Обессиленного героя привезли в город Трахин. Узнав о случившемся, его жена покончила с собой. Геракл же добровольно взошёл на погребальный костёр. К счастью, боги не забыли о его деяниях и приняли в свой бессмертный пантеон.

Картина на обложке: Питер Пауль Рубенс «Пьяный Геркулес с нимфами и сатирами», около 1611 года. Местонахождение: Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия

Вид звездного неба

Тем не менее, вид неба ночью не всегда одинаков. Звездное небо находится в постоянном движении: оно вращается с востока на запад. У небесной сферы есть ось вращения, которая указывает на небесные полюса — Северный и Южный. Вблизи Северного небесного полюса находится Полярная звезда. Она знаменита тем, что практически стоит на месте. В то же время все остальные звезды движутся вокруг нее, описывая на небе суточные окружности. Эти окружности тем больше, чем дальше находятся светила от Полярной звезды. (См. суточное движение звезд).

Вид звездного неба зависит от времени суток и времени года

Так как ось небесной сферы наклонена к горизонту, звездное небо вращается как бы немного на боку. В результате, многие созвездия подобно Солнцу и Луне восходят на востоке, поднимаются выше всего над горизонтом на юге и заходят на западе. Поэтому вечером мы наблюдаем одни созвездия, а утром — совершенно другие

На фотографиях звездного неба, сделанных с длительной экспозицией, можно заметить суточное движение звезд. Смещаясь на небе, звезды превращаются в дуги, длина которых тем больше, чем дальше они отстоят от небесного полюса. За сутки небесная сфера совершает один оборот. Длина кругов наибольшая у звезд, расположенных на небесном экваторе. Причина такой картины — вращение Земли вокруг своей оси. Фото: Femidio

Вид звездного неба зависит не только времени суток, но и от времени года. Так как Земля вращается вокруг Солнца, в разное время года она поворачивается ночной стороной к разным созвездиям. Поэтому многие созвездия видны только в определенный сезон. Так, созвездие Ориона наблюдается зимой, но совершенно не видно в первой половине лета (оказываясь на дневном небе!), а созвездие Стрельца, напротив, наблюдается летом, но совершенно не видно зимой.

На вид звездного неба влияет широта наблюдения

Наконец, на вид звездного неба влияет широта места наблюдения. На северном полюсе Земли Полярная звезда находится в зените, а наблюдению доступно только одно полушарие небесной сферы — Северное. Но что будет происходить, если мы начнем двигаться на юг? Полярная звезда начнет опускаться на небе, а нашему наблюдению станет доступны не только все звезды северной небесной полусферы, но и частично южной. Наконец, на экваторе Земли за год можно пронаблюдать все 88 созвездий!

История открытия

Созвездие Геркулес занесено в каталог Клавдия Птолемея «Альмагест» еще во 2-м веке. Латинское наименование этой группы звезд – HERCULES (HER в сокращенном формате). В качестве символики принято рассматривать Геракла. На рисунках обычно изображают мифического героя победителя Геркулеса (Геракла), стоящего над драконом после боя.

Мнение эксперта
Ловкачев Дмитрий
Астроном любитель

Первоначально созвездие не персонофицировалось и называлось «Коленопреклоненный». Даже у Арата в «Явлениях» (III в. до нашей эры) еще говорится: «Образ мужа близ них, истомленного тяжким страданьем. Имя неведомо нам, ни скорбных страданий причина» (Арат, «Явления», 65). Греки начинают называть созвездие именем мифического героя с V в до нашей эры. Геракл (латинизированное Геркулес) — главный герой древней Греции, сын Алкмены и Зевса, широко известен своими двенадцатью подвигами.

Маршрут от Большого скопления Геркулеса

Если вы спросите опытных любителей, как найти на небе созвездие Геркулеса, большинство из них предложат вам начать прокладку пути от Мессье 13. M13 составляет 1/3 пути звезд, ограничивающих западную часть скопления. (Эта и Зета).

Вы также можете ориентироваться с помощью объекта Мессье 92 (NGC 6341), одного из крупнейших скоплений в северной части неба, расположенного в 26 000 световых лет от нашей планеты. Отличительным фактором от других созвездий является необычная планетарная туманность, расположенная на расстоянии 6800 световых лет от нас. Это Abel 39, который выглядит как идеальная космическая сфера с радиусом до 2,5 световых лет.

История созвездия Геркулес

Как оказалось, ранее у созвездия было название Коленопреклонённый. Но древние греки дали ему имя Геракл. В дальнейшем перефразировали в Геркулес.

К тому же, в Древней Греции с этим участком неба связывали легенду о Геракле. Это мифический герой, сын Зевса и Алкмены. Наверное, все слышали о 12 подвигах Геракла. Но также известно, что женой Зевса была Гера. Она наслала на сына мужа проклятие. В порыве безумия он убил свою семью.

Чтобы искупить свой грех, Геракл прибегнул к помощи оракула Аполлона. Ему поручили пройти 12 опаснейших заданий. С чем он, собственно говоря, благополучно справился. Тем самым заслужил славу и одобрение богов. Они, в свою очередь, взяли его в свои ряды и женили на красавице Гебе.

Между прочим, имя героя переводится как человек, известный благодаря Гере.

Мифы о созвездии Геркулес

Геракл родился после связи Зевса с Алкменой (смертная). Когда он был маленьким, Зевс схитрил и положил его не грудь спящей Геры. Отведав ее молока, малыш обрел бессмертие. Когда Гера узнала, то возненавидела ребенка. Она не могла его убить, но старалась сделать жизнь максимально опасной и невыносимой. Например, она создала заклинание, которое заставило его сойти сума и убить собственных детей. Придя в себя, он отправился к оракулу и спросил, как можно исправить содеянное. Тот отправил его на служение царю Микен Эврисфею, у которого он должен был пробыть 12 лет. Там он и получил имя Геракл – «слава Гере» (раньше его звали Алкид).

Царь дал ему список заданий, которые впоследствии стали известными подвигами Геракла. Первое – убить Немейского льва (созвездие Льва), чью кожу не могло пробить ни одно оружие. Тогда герою пришлось задушить зверя и его же когтями снять шкуру, которую потом носил в качестве защиты и для устрашения.

Дальше было убийство Гидры (чудовище с несколькими головами). Во время сражения Гера отправила краба, чтобы отвлечь героя. Но Геракл убил обоих, после чего и появились созвездия Гидры и Рака. Гераклу предстояло поймать оленя с золотыми рогами, а потом и разъяренного кабана.

Пятый пункт – вычистить Авгиевы конюшни. После шли убийство стаи мародерствующих птиц, ловля огнедышащего быка, доставка коней Диомеда и пояса королевы амазонок Иполлиты, похитить скот, принадлежавший чудовищу Гериону. На обратном пути на него напало множество врагов. Тогда он опустился на колени и стал молиться Зевсу. Бог ответил и послал ему камни, который тот направил на атакующих. Эсхил считает, что именно этот момент молитвы на коленях и был отображен в созвездии.

Изначально была договоренность о 10 заданиях, но по возвращению царь дал еще два. Первое – украсть золотые яблоки из сада Геры. Это было опасно, так как помимо Гесперид там дежурил дракон Ладон (созвездие Дракона).

Последнее задание было самым трудным. Ему пришлось добираться к воротам в подземном царстве, которые охранял огромным пес с тремя головами по имени Цербер. Геракл использовал шкуру льва и привел собаку царю. У того просто больше не было выбора и пришлось освободить героя от службы.

Выполнив все 12 подвигов, Геракл взял в жены Деянеру (дочь царя Ойнея). Они отправлялись домой и должны были переплыть реку Эвенюс, на которой был паромщик – кентавр Несс. Геракл переплыл реку, а Несс предложил перевезти Деянеру. Но в процессе он решил ее ограбить. Тогда Геракл выстрелил в него стрелой с ядом Гидры. Перед смертью кентавр дал девушке своей крови, которая могла послужить любовным приворотом. Но она не знала, что кровь смешалась с ядом. Со временем Деянера забеспокоилась, что муж стал остывать к ней. Тогда она смазала его рубашку подаренной кровью. Когда Геракл понял, что умирает, то построил себе погребальный костер. Он сжег смертную плоть, а бессмертная половина отправилась на Олимп. Зевс запечатлел облик сына на небе в качестве созвездия, но уже под римским именем Геркулес.

Планетарные системы

Известно, что пятнадцать звезд в Геркулесе вращаются вокруг внесолнечных планет .

• 14 Геркулес имеет две планеты. Планета 14 Herculis b имела самый длинный период (4,9 года) и самую широкую орбиту (2,8 а.е. ) на момент открытия. Планета 14 Herculis c вращается намного дальше с очень низким эксцентриситетом. Он был обнаружен в 2005 году, но подтвержден только в 2021 году.
  • HD 149026 имеет транзитную горячую планету Юпитер .
  • HD 154345 имеет планету HD 154345 b, длительный период (9,095 лет) и широкую орбиту (4,18 а.е.).
  • В HD 164922 обнаружена первая планета, подобная Сатурну, с большим периодом существования . Масса 0,36 МДж и большая полуось 2,11 а.е. С тех пор было открыто больше планет.
  • HD 147506 имеет самую массивную транзитную планету HAT-P-2b на момент открытия. Масса 8,65 МДж .
  • HD 155358 имеет две планеты вокруг звезды с самой низкой металличностью (21% Солнца). Обе планеты вращаются с небольшим эксцентриситетом.
  • GSC 03089-00929 имеет короткую транзитную планету TrES-3b . Продолжительность составила 31 час.
  • Gliese 649 имеет сатурнианскую планету вокруг красного карлика.
  • HD 156668 имеет планету с массой Земли и минимальной массой в четыре массы Земли.
  • HD 164595 — звезда G-типа с одной известной планетой HD 164595 b .

Мифология

Эсхил связывал это созвездие с Гераклом как коленопреклоненного и измученного после битвы с Лигурийцами.

Геракл был сыном Зевса и смертной женщины Алкмены. Когда он был еще младенцем, Зевс положил его на грудь спящей Геры. Напившись ее молока, Геракл стал бессмертным. Гера была в ярости и произнесла заклинание, которое заставило его сойти с ума и убить своих детей. Придя в себя и осознав, что натворил, он отправился к Дельфийскому оракулу, чтобы узнать, как можно искупить свою вину. Оракул послал его служить Эврисфею, царю Микены, в течение 12 лет. Именно тогда он получил имя Геракл, что означает “слава Геры”.

Царь Эврисфей дал Гераклу ряд заданий, известных как «12 подвигов Геракла». Как только Геракл завершил их,  Зевс поместил Геракла на небо как созвездие, теперь известное под своим римским именем Геркулес.

Происхождение Геркулеса

Многие считают, да и в древности ходила стойкая легенда, что Геркулес является богом, либо равным богам по силе. Это действительно так, но лишь отчасти. На самом деле Геркулес был смертным, хоть и являлся сыном Юпитера. Мать же его была обычной смертной женщиной, хоть и происходила она из древнего и почитаемого рода Персеидов.

Надо сказать, Геркулес был рожден не просто так. Прометей еще давным-давно предсказал Юпитеру, что у него родится сын от смертной женщины, который станет спасителем людей и богов. Долго Юпитер искал подобную деву, пока взор его не упал на красавицу Алкмену, которая на тот момент была замужем за Амфитрионом.

Надо сказать, не красота Алкмены сподвигла Юпитера возлечь с ней на одну постель. Дело в том, что по легенде он и предыдущих своих любовниц оплодотворял специально. Чтобы в конце концов сила, накопленная родом, достигла своего апогея в его следующем сыне. Так, например, Юпитер зачал Эпафа, которого родила ему Ио, затем он зачал Персея, мать которого стала Даная. Все это предки Геркулеса по материнской линии, так что в нем объединилась действительно могучая кровь, наполненная семенем всесильного Юпитера.

Но божественные замыслы Юпитера совсем не радовали Алкмену, которая была верна мужу и отвергала Юпитера. Тогда последний пошел на хитрость, ибо рождение Геркулеса предрекли звезды и без него история этого мира была бы совсем другой. Он подстроил так, чтобы настоящий муж Алкмены отправился в поход, а сам принял его облик. Дополнительно он приказал титану Солу погасить солнце, а Сомну – погрузить всех смертных в заколдованный сон.

Алкмена не заподозрила подвоха и отдалась «мужу», коим был перевоплощенный Юпитер. Легенда гласит, что 3 дня и 3 ночи продлилась их любовная связь, от которой Алкмена даже лишилась чувств. Вернувшийся Амфитрион все понял, и чтобы не вызывать у Юпитера ревности, он больше никогда не ложился в одну кровать с Алкменой. В свою очередь Юпитер больше никогда не возлегал со смертными девушками.

Отсюда можно сделать вывод, что все измены Юпитера, которые так сильно расстраивали Юнону, были необходимостью, ибо как раз самую сильную свою жестокость Юнона проявила к Данае и Ио. Да и от связи мужа с очередной смертной Юнона не была в восторге и это не единожды сказывалось на Геркулесе, который из-за выходок Юноны часто попадал в серьезные передряги.

Несмотря на то, что Юпитер практически точно знал, что у него родится великий сын, ускорить процесс родов не мог даже он. Всячески он пытался объяснить свой поступок Юноне, однако та была неумолима. Уже тогда Юнона вскормила план мести. Но Юпитеру она дала клятву верности не поднимать против него бунта. Но вот его незаконным отпрыскам и любовницам она мстила на полную катушку. Так случилось и с Геркулесом. Юнона потребовала у Юпитера, чтобы тот поклялся ей сделать царем того потомка Персея, который родится первым. Юпитер дал клятву, не заподозрив ни малейшего подвоха, ибо таковой была и его воля – сделать Геркулеса великим царем. Но подвох все же был…

В то время беременной ходила и Никиппа, которая также была из рода Персеидов. Но родить она должна была только через 2 месяца. И вот настал день, когда должен был родиться Геркулес. Но хитрая Юнона запретила своей дочери Люцине принимать роды у Алкмены и направила ее к Никиппе. В результате последняя родила недоношенного ребенка, который получил имя Эврисфея. Геркулес же родился позже, поэтому, верный своей клятве, Юпитер должен был сделать царем Эврисфея. Геркулес же родился вместе с братом-близнецом Ификлом. Но считалось, что последний является сыном Алкмены и Амфитриона, тогда как Геркулес был сыном Алкмены и Юпитера.

Ярчайшие звезды Геркулеса

Все созвездие Геркулеса включает 22 ярких звезды, составляющих Краеугольный камень и его тело, а также другие звезды, включенные в схему созвездия Международного астрономического союза. Эти границы установлены международным соглашением и позволяют астрономам использовать общие ориентиры для звезд и других объектов во всех областях неба.

Обратите внимание, что рядом с каждой звездой стоит греческая буква. Альфа (α) обозначает самую яркую звезду, бета (β) — вторую по яркости звезду и так далее

Самая яркая звезда в Геркулесе — α Геркулес с общим именем Расалгети. Это двойная звезда, и ее название по-арабски означает «Голова на коленях». Звезда находится примерно в 360 световых годах от Земли и хорошо видна невооруженным глазом. Наблюдателям, которые хотят увидеть двойник, нужен хороший небольшой телескоп. Многие звезды в созвездии являются двойными звездами, а некоторые — переменными звездами (что означает, что они различаются по яркости). Вот список самых известных:

• Гамма Геркулеса (двойная)
  • Зета Геркулес (дубль)
  • Каппа Геркулес (двойная)
  • 30 Herculis (переменная) 68 Herculis (переменная).

Все они доступны для зрителей с хорошими телескопами на заднем дворе. Помимо легко обнаруживаемых объектов, профессиональные астрономы также обнаружили богатую коллекцию экзопланет и других интересных типов звезд, которые можно увидеть с помощью телескопов профессионального уровня.

Наблюдение M13

Это — очень яркое и крупное шаровое скопление с равномерным распределением блеска от центра к периферии. В средний телескоп, на малых увеличениях оно выглядит слегка «пушистым» комочком света, но уже при 40 – 50х кластер начинает постепенно разрешаться на отдельные звезды в периферической части. Хотя их не много, это уже можно назвать высокой детализацией для мало- и средне апертурного телескопа. Следует заметить, что, если смотреть на скопление боковым зрением, то звезды проявляются среди тумана периферии, но стоит взглянуть на него прямо, — более тусклая периферия исчезает, повышая тем самым условный контраст в центре скопления, благодаря чему в нем становятся заметны некоторые группки звезд (не звезды).

Наиболее удачный инструмент для наблюдений в этом случае ZOOM-бинокль, который позволяет рассмотреть шаровое скопление, мало того, что в подробностях, но и с явным стереоэффектом!

На этом, для более искушенных и технически обеспеченных наблюдателей, знакомство с М13 не заканчивается.