37 поразительных фотографий, показывающих наше место во вселенной

Галактика млечный путь: история и главные секреты

Структура Галактики[]

Диаметр Галактики составляет около 30 тыс. парсек (порядка 100000 световых лет) при оценочной средней толщине порядка 10-15 тыс. св. лет. Галактика содержит, по самой низкой оценке, порядка 200 миллиардов звёзд. (Сделанная на Земле оценка по состоянию на начало XXI века дала цифру в диапазоне предположений от 200 до 400 миллиардов звёзд.) Основная масса звёзд расположена в форме плоского диска. По состоянию на январь 2009, масса Галактики Земной наукой оценивалась в 3×10¹² масс Солнца, или 6×10⁴² кг. Большая часть массы Галактики содержится не в звёздах и межзвёздном газе, а в несветящемся гало из тёмной материи.

Ядро

В средней части Галактики находится утолщение, которое называется балджем (англ. bulge — утолщение), составляющее около 8 тыс. парсек в поперечнике. В центре Галактики, по всей видимости, располагается сверхмассивная чёрная дыра (Стрелец А*) вокруг которой, предположительно, вращается чёрная дыра средней массы. Их совместное гравитационное действие на соседние звёзды заставляет последние двигаться по необычным траекториям.

Центр ядра галактики проецируется на созвездие Стрельца (α = 265°, δ = −29°). Расстояние до центра Галактики 8,5 килопарсек (2,62 · 1022 см, или 27 700 световых лет).

Рукава

Галактика относится к классу спиральных галактик, что означает, что у Галактики есть спиральные рукава, расположенные в плоскости диска. Диск погружён в гало сферической формы, а вокруг него располагается сферическая же корона. Солнечная система находится на расстоянии 8,5 тысяч парсек от галактического центра, вблизи плоскости Галактики (смещение к Северному полюсу Галактики составляет всего 10 парсек), на внутреннем краю рукава, на Земле все ещё носящего название рукав Ориона. Такое расположение не даёт возможности визуально наблюдать форму рукавов из Солнечной системы. (Невозможно визуально наблюдать Галактически рукава из любой иной звёздной системы Федерации или любой другой, расположенной в Галактическом диске. Спиральные рукава галактики можно визуально наблюдать только с корабля, отдалившегося от галактического диска минимум на величину его толщины.) Уже более чем тысячелетней давности Вулканские астрономические наблюдения (Земные астрономы повторили эти наблюдения в 1-й четверти XXI столетия по Земному календарю) молекулярного газа (СО) говорили о том, что у нашей Галактики есть два рукава, начинающиеся у бара во внутренней части Галактики. Кроме того, во внутренней части есть ещё пара рукавов. Затем эти рукава переходят в четырехрукавную структуру, наблюдаемую в линии нейтрального водорода во внешних частях Галактики.

Галактические спутники

В своё время Земные учёные из Калифорнийского университета при исследовании 18 мая 2009 распространённости водорода в областях, подвергающихся искажению, обнаружили, что эти деформации тесно связаны с положением орбит двух галактик-спутников Млечного Пути — Большого и Малого Магеллановых облаков, которые регулярно проходят сквозь окружающую его тёмную материю. Имеются и иные, ещё менее близкие к Млечному Пути галактики, однако их роль (спутники или поглощаемые Млечным Путём тела) не ясна.

Обнаружение и имя

У нашей галактики Млечный Путь довольно интересное название, так как туманная дымка напоминает молочный след. Имя имеет древние корни и переведено с латинского «Via Lactea». Это имя фигурирует уже в работе «Тадхира» Насир ад-Дин Туси. Он писал: «Представлена множеством небольших и плотно сгруппированных звезд. Они расположены близко, поэтому кажутся пятнами. Цветом напоминает молоко…». Полюбуйтесь на фото галактики Млечный Путь с ее рукавами и центром (конечно, никто не может сделать фото нашей галактики, однако есть похожие конструкции и точные данные о структуре, на основе которых составляется представление о внешнем виде галактического центра и рукавов).

Художественная интерпретация Млечного Пути, наблюдаемого сверху точки северного полюса.

Ученые думали, что Млечный Путь наполнен звездами, но это оставалось лишь догадкой до 1610 года. Именно тогда Галилео Галилей направляет первый телескоп в небо и видит отдельные звезды. Это также открыло людям новую правду: звезд намного больше, чем мы думали, и они входят в состав Млечного Пути.

Иммануил Кант в 1755 году считал, что Млечный Путь – это коллекция звезд, объединенных совместной гравитацией. Гравитационная сила заставляет объекты вращаться и приплющивает в форме диска. В 1785 году Уильям Гершель попробовал воссоздать галактическую форму, но не догадался, что большая ее часть скрывается за пылевой и газовой дымкой.

Ситуация меняется в 1920-х годах. Эдвин Хаббл сумел убедить, что мы видим не спиральные туманности, а отдельные галактики. Именно тогда появилась возможность осознать форму нашей. С того момента стало ясно, что это спиральная галактика, обладающая перемычкой. Смотрите видео, чтобы изучить структуру галактики Млечный Путь и исследовать ее шаровые скопления и узнать, сколько звезд проживает в галактике.

Характеристика Галактики Млечный путь

Наша Галактика Млечный путь относится к спиральным галактикам с перемычкой. Существует древнегреческая легенда, почему она получила именно такое название. Она рассказывает, что титан Кронос ел новорожденных детей, которых рожала ему Рея. Для матери это было большое горе. После смерти пятого ребенок, мать приняла решение уберечь своего последнего сына – Зевса. Вместо младенца, девушка принесла Кроносу завернутый в одеяльце камень. После того, как титан ощупал сверток, он попросил мать покормить ребенка, так как его вес был слишком мал. Рея брызнула на камень молоко, но оно от него отскочило, и расположилось на небе в виде млечного пути. Когда Зевс вырос, он сверг Кроноса и стал главным среди всех богов.

На сегодняшний день Млечный путь способен поглощать другие галактики. Вокруг галактического пространства расположились многочисленные звездные скопления, которые рано или поздно попадают под его влияние и с помощью гравитационных сил затягиваются в рукава. Специалисты заметили, что сейчас Млечный путь поглощает маленькую галактику, расположившуюся в созвездии Стрельца.

Однако такая особенность у Галактики скоро исчезнет. Сегодня уже наблюдается взаимодействие между Млечным путем и Галактикой Андромеды, которая в 1,5 раза больше него. По мнению великих умов через какое-то время произойдет столкновение двух галактических пространств и Андромеда поглотит Млечный путь.

Характеристика Галактики Млечный путь:

• диаметр примерно 100 тысяч световых лет;
  • в составе от 200 до 400 миллиардов звезд;
  • звезда Солнце от центра Галактики Млечный путь отдалена на 27 тысяч световых лет;
  • скорость вращения Солнечной системы вокруг центра 230 км/с. Чтобы совершить полный оборот вокруг центра требуется 235 млн. лет;
  • в совокупности все объекты Млечного пути весят 1,5 триллиона солнечных масс.

Знакомясь с основными характеристиками Галактики, нужно учитывать, что из-за больших размеров, в некоторых расчетах могут быть погрешности.

Размеры и структура

Центральную часть Млечного пути занимает ядро, в составе которого насчитываются миллиарды звезд. Размеры ядра Галактики измерить очень сложно, ученые предполагают, что его протяженность несколько тысяч парсек (1 парсека – 30,86 трлн. км). В центре находится черная дыра. Считается, что через середину Млечного пути проходит перемычка. Ее протяженность оценивают в 27 световых лет. По отношению к нашему Солнцу она находится под углом 44. В составе Галактики преобладают звезды, пыль, газ, созвездия. Более молодые образования отдалены от его центральной части.

Вокруг Млечного пути сосредоточено гало. В нем располагаются звездные скопления и карликовые галактики. Эти образования удерживаются гравитационными силами галактического пространства и вращаются вокруг него. В структуру нашей Галактики входит пять основных рукавов – Лебедь, Центавр, Стрелец, Орион, Персей.

Не менее интересным будет узнать, каковы же размеры нашей Галактики. Проведенные расчеты и исследования говорят, что ее диаметр составляет 100 тыс. световых лет, а ширина 1 тыс. световых лет. Несколько лет назад великие умы Канарского института выдвинули предположение, что размер Галактики Млечный путь может составлять 200 тыс. световых лет. А в 2020 году астрофизики в результате своего нового исследования предположили, что длина диаметра может достигать 1 млн. 900 тыс. световых лет. Однако данные расчеты подтверждены не были и пока остаются только теорией.

Спиральные рукава

Рукав представляет собой элемент галактического пространства, в котором сосредоточена большая часть пыли, газа, молодые звезды и даже звездные скопления. Они являются постоянной зоной галактической системы. Рукава имеются только у спиральных галактик, поэтому их часто называют спиральными. Плюс ко всему их структура закрученная, чем-то похожа на спираль.

Как уже было отмечено, в структуре Галактики Млечный путь насчитывается 5 спиральных рукавов. Все свои названия они получили в честь созвездия, в пределах которого расположены, – Лебедь, Орион, Центавр, Стрелец и Персей. Самый большой интерес вызывает рукав Орион, так как именно в нем находится планета Земля и вся Солнечная система. Именно этот рукав изучен лучше всего, но далеко еще не полностью.

Орион является самым маленьким спиральным рукавом в Галактике. В длину он достигает 11 тыс. световых лет, в толщину – 3,5 тыс. Располагается он примерно между Стрельцом и Персеем.

О чём это?

Возможность существования чёрных дыр — наверное самое странное следствие из общей теории относительности. Когда в ноябре 1915 года Альберт Эйнштейн впервые публично представил её основные постулаты, он тем самым перевернул все представления о пространстве и времени, существовавшие до него. ОТО предлагала совершенно новые основания для понимания природы гравитации, формирующей всю нашу Вселенную, а также вполне практический инструмент, который сегодня служит, например, для обеспечения точности GPS-навигации.

Как ОТО помогает наладить системы глобального позиционирования?

Удивительно, но ОТО помогает и в решении вполне прикладных задач. Большинство автомобилей, самолётов и судов сейчас пользуются «Системой глобального позиционирования» (GPS). Она состоит из спутников, летающих на высоте около 20 000 км. В каждый момент времени как минимум четыре спутника видны с любой точки на Земле. Все спутники несут на своем борту атомные часы, которые идут с точностью до одной наносекунды. GPS-приемник определяет свое текущее положение путем сравнения сигналов времени, получаемых с разных спутников. Так достигается поразительная точность позиционирования от 5 до 10 метров всего за несколько секунд. Но для её обеспечения поступающие сигналы времени со спутников должны быть известны с точностью 20-30 наносекунд.

Проблема в том, что орбиты спутников находятся на большом расстоянии от Земли, где кривизна пространства-времени меньше, чем на поверхности нашей планеты. Согласно ОТО, ход часов, расположенных ближе к массивному объекту, будет медленнее, чем тех, что находятся дальше от него. Поэтому часы на спутниках идут быстрее, чем аналогичные часы на Земле — спешат на 45 микросекунд в день. Однако наблюдатель на Земле видит спутники в движении, а значит, согласно специальной теории относительности (СТО), бортовые часы на них должны запаздывать по сравнению с земными примерно на 7 микросекунд в день из-за релятивистского замедления времени. Сумма двух эффектов дает погрешность в 38 микросекунд в день или 38 000 наносекунд, что привело бы к ошибке в позиционировании в 10 км. Инженерам GPS пришлось учесть эту погрешность и замедлить ход атомных часов перед запуском спутников, а также заложить алгоритмы вычисления релятивистских эффектов в GPS-приёмники.

Теория Эйнштейна описывала, как всё во Вселенной находится в непрерывных тисках гравитации, — удерживающей Землю, управляющей орбитами планет вокруг Солнца и самого светила вокруг центра Млечного Пути. Гравитация, по Эйнштейну, задаёт пространство Вселенной и влияет на течение времени. Большие массы гнут пространство и замедляют время, а экстремально огромные массы способны его даже «вырезать» и инкапсулировать — сформировать чёрную дыру.

Гравитацию сложно понять математически, но довольно легко представить. Вообразите большой круглый барабан, с одной стороны которого натянута ткань. Она совершенно ровная и гладкая. Это — пространство-время. Ближе к границам получившегося круга из ткани положите небольшой и лёгкий металлический шарик. Практически ничего не изменилось, плотно натянутая поверхность его легко удерживает. А теперь в самый центр ткани поместите большой и тяжёлый железный шар. Он прогибает поверхность вниз, искажая геометрию и создавая кривизну. Из-за образовавшегося искривления (воронки) маленький шарик постепенно скатывается в центр и «притягивается» к большому. Это и есть гравитация. В ОТО она определяется как воздействие подобного рода искривлений пространства на объекты. И чем массивнее создающее кривизну тело, тем гравитация больше.

Строение нашей галактики

Наша галактика (Млечный путь) представляет собой спиральный диск с четырьмя  закрученными рукавами и  с центральным шаровидным утолщением. Толщина диска около 500 св. лет  (за такой интервал времени свет пересечет  его).  Радиус  рукавов  равен примерно 50 000  св.  лет.  Центральное утолщение Млечного  пути  имеет  диаметр в 3 000 св. лет и окружено роем (иногда используют термин гало) из примерно 200 шаровых звездных скоплений.

Черная  полоса,  которую  мы  видим  ночью  вдоль Млечного  пути (и  на фотографиях  некоторых  других  галактик),  свидетельствует,  что межзвездное пространство в Галактике заполнено гигантскими газопылевыми облаками, поглощающими  видимое  излучение,  но прозрачными  для  радиоволн  и  инфракрасного излучения. Именно на основании  данных  радиоастрономии  и  спутниковых наблюдений в ИК – диапазоне была  установлена  четырехрукавная  структура  нашей  галактики  и  то,  что Солнце  располагается  на  расстоянии  25 000 св. лет от центральной части. Один оборот вокруг центра Галактики Солнце совершает примерно за 200 млн. лет, за время его существования оно около 25  раз  успело  обойти центр Млечного пути. Можно  образно  сказать, что Солнцу 25 галактических лет!

Скорость  вращения  отдельных  звезд  определяют  по  смещению  спектральных линий (по эффекту Доплера). Для нашей Галактики величина массы составляет примерно 100 млрд. солнечных масс. Это, по порядку величины, соответствует массе видимых звезд и газопылевых облаков. В то же время  измерения  скоростей  движения  звезд,  расположенных  на  периферии Млечного  пути  и шаровых  скоплений  в  галактическом  гало,  показало,  что они движутся вокруг центра с такими скоростями, которые не соответствуют оценке  полной массы  видимого  вещества  нашей  галактики. Несоответствие устраняется в том только случае, если допустить, что существует темное вещество, скрытое от использованных методов наблюдения. Причем масса невидимого вещества на порядок величины превосходит ту массу, которая определяется  современными  методами  астрономии. Физическая  природа  темного  вещества,  которое  проявляется  только  в  гравитационном  взаимодействии, в настоящее время дискуссионная.

В  самом  центре  нашей  галактики  зарегистрирован источник  с  экстремально большим энерговыделением. Имея сравнительно небольшие размеры (порядка  размеров Солнечной  системы),  он  обладает массой  в миллион  раз большей, чем Солнце, и  светит  в широком диапазоне излучений  в 100 млн. раз интенсивней. Первая гипотеза о природе такого источника связывала его со вспышкой звездообразования «молодых» звезд. В настоящее время более вероятной причиной считают Черную дыру, образовавшуюся в самом «сердце» Млечного пути.

Мифология

Армянская, арабская, валахская, еврейская, персидская, турецкая, киргизская

По одному из армянских мифов о Млечном Пути, бог Ваагн, предок армян, суровой зимой украл у родоначальника ассирийцев Баршама солому и скрылся в небе. Когда он шёл со своей добычей по небу, то ронял на своём пути соломинки; из них и образовался светлый след на небе (по-армянски «Дорога соломокрада»). О мифе про рассыпанную солому говорят также арабское, еврейское, персидское, турецкое и киргизское названия (кирг. саманчынын жолу – путь соломщика) этого явления. Жители Валахии считали, что эту солому Венера украла у Святого Петра.

Бурятская

Согласно бурятской мифологии, добрые силы творят мир, видоизменяют вселенную. Так, Млечный Путь возник из молока, которое Манзан Гурме нацедила из своей груди и выплеснула вслед обманувшему её Абай Гесеру. По другой версии, Млечный Путь – это «шов неба», зашитого после того, как из него высыпались звёзды; по нему, как по мосту, ходят тенгри.

Венгерская

По венгерской легенде, Аттила спустится по Млечному Пути, если секеям будет угрожать опасность; звёзды представляют собой искры от копыт. Млечный Путь. соответственно, называется «дорогой воинов».

Древнегреческая

Этимологию слова Galaxias (Γαλαξίας) и его связь с молоком (γάλα) раскрывают два схожих древнегреческих мифа. Одна из легенд рассказывает о разлившемся по небу материнском молоке богини Геры, кормившей грудью Геракла. Когда Гера узнала, что младенец, которого она кормит грудью, не её собственное дитя, а незаконный сын Зевса и земной женщины, она оттолкнула его, и пролитое молоко стало Млечным Путём. Другая легенда говорит о том, что пролитое молоко – это молоко Реи, жены Кроноса, а младенцем был сам Зевс. Кронос пожирал своих детей, так как ему было предсказано, что он будет свергнут собственным сыном. У Реи зародился план, как спасти своего шестого ребёнка, новорождённого Зевса. Она обернула в младенческие одежды камень и подсунула его Кроносу. Кронос попросил её покормить сына ещё раз, перед тем как он его проглотит. Молоко, пролитое из груди Реи на голый камень, впоследствии стали называть Млечным Путём.

Индийская

Древние индийцы считали Млечный Путь молоком вечерней красной коровы, проходящей по небу. В Ригведе Млечный Путь назван тронной дорогой Арьямана. Бхагавата-пурана содержит версию, по которой Млечный Путь – это живот небесного дельфина.

Инкская

Главными объектами наблюдения в астрономии инков (что нашло отражение в их мифологии) на небосклоне являлись тёмные участки Млечного Пути – своеобразные «созвездия» в терминологии андских культур: Лама, Детёныш Ламы, Пастух, Кондор, Куропатка, Жаба, Змея, Лиса; а также звёзды: Южный крест, Плеяды, Лира и многие другие.

Кетская

В кетских мифах, аналогично селькупским, Млечный Путь описывается как дорога одного из трёх мифологических персонажей: Сына неба (Еся), который ушёл охотиться на западную сторону неба и там замёрз, богатыря Альбэ, преследовавшего злую богиню, или первого шамана Доха, поднимавшегося этой дорогой к Солнцу.

Китайская, вьетнамская, корейская, японская

В мифологиях синосферы Млечный Путь называют и сравнивают с рекой (во вьетнамском, китайском, корейском и японском языках сохраняется название «серебряная река». Китайцы так же иногда называли Млечный Путь «Жёлтой дорогой», по цвету соломы.

Коренных народов северной Америки

Хидатса и эскимосы называют Млечный Путь «Пепельным». Их мифы говорят о девушке, рассыпавшей по небу пепел, чтобы люди могли найти дорогу домой ночью. Шайенны считали, что Млечный Путь – это грязь и ил, поднятые брюхом плывущей по небу черепахи. Эскимосы с Берингова пролива – что это следы Ворона-творца, шедшего по небу. Чероки полагали, что Млечный Путь образовался, когда один охотник украл жену другого из ревности, а её собака стала есть кукурузную муку, оставшуюся без присмотра, и рассыпала её по небу (этот же миф встречается у койсанского населения Калахари) . Другой миф того же народа говорит о том, что Млечный Путь – это след собаки, тащившей что-то по небу. Ктунаха называли Млечный Путь «собачьим хвостом», черноногие называли его «волчьей дорогой». Вайандотский миф говорит о том, что Млечный Путь – это место, где души умерших людей и собак собираются вместе и танцуют.

Финская, литовская, эстонская, эрзянская, казахская

Финское название – фин. Linnunrata – означает «Путь птиц»; аналогичная этимология и у литовского названия. Эстонский миф также связывает Млечный («птичий») Путь с птичьим полётом.

Эрзянское название – «Каргонь Ки» («Журавлиная Дорога»).

Казахское название – «Құс жолы» («Путь птиц»).

Как изучают галактики

Великий Кант уже в 1755 году предвидел, что галактика может состоять из огромного количества звёзд и вращаться. У. Гершель в 1780 году подтвердил эту гипотезу. Он произвёл систематический подсчёт видимых светил, и на основе наблюдений ему удалось составить трёхмерную структуру Млечного Пути.

А в 1936 году галактики были классифицированы Э. Хабблом. Этой классификацией пользуются и ныне. Ему также удалось определить расстояние до Туманности Андромеды, правда, с большой погрешностью. Но главное, что было им установлено что Вселенная не ограничена Млечным Путём.

Используя эффект Доплера (точнее, его следствие — красное смещение) в спектрах галактик установлено, что все наблюдаемые галактики – за исключением ближайших – удаляются от нас.И чем больше удалённость наблюдаемого объекта, тем выше его скорость. Из этого может следовать только одно: в очень далёком будущем остальные галактики и звёзды просто исчезнут из виду, так как свет от них уже не будет до нас долетать. А наша галактика сольется с Туманностью Андромеды.

Баллада о красках. — DRIVE2

«Баллада о красках» была такая очень проникновенная песня о войне. Но я не о том, речь пойдет об автомобильных красках и их совместимости. Кроме того, нелишне будет некоторым «знатокам» напомнить об этике, скромности и прочих человеческих качествах, так необходимых при общении людей. Задал как-то неделю назад gordeevka в обществе волговодов вопрос по краске «Авантюрин» от Мобихелл www.drive2.ru/c/2998109/?…0192514&page=0#a170192514 . Поскольку я изрядно, два года назад, поупражнялся над своей ласточкой, спасая её от убийственной ржавчины и пользовался тем самым «Авантюрином» от Мобихелла в разных интерпретациях. Ну и на «теле» машины есть следы от прошлых «упражнений». Сразу оговорюсь, машина самая «рабочая лошадка» ежедневно наматывает по дорогам области и Питера не менее 150 км в любых условиях, поэтому внешний лоск не так важен для меня, главное — исправность. А мелкие царапины в обморок меня не ввергают. Итак, к делу. Авантюрин от Мобихелла мне попадался двух типов: просто «Авантюрин» и «Авантюрин Млечный путь». Простой «Авантюрин» — просто черный с коричневым отливом при ярком солнце. А вот «Млечный путь» — очень темно-синий, что аналогично «Авантюрин» от Мобихелла простой черный металлик.

Заднее крыло и багажник

Заднее крыло и багажник.

2. Капот (заводская краска) и переднее крыло в Мобихелловском «Авантюрине Млечный путь» (1 год)

Капот и переднее крыло

Капот и переднее крыло

3. Соседство двух мобихелловских «Авантюринов». Крыло (левее) в «Авантюрине — Млечном пути» и дверь (правее) в простом «Авантюрине»

Переднее крыло и дверь

А вот снимок двухгодичной давности, сразу после окраски всего бока простым «Авантюрином».

Общий вид

Как видим, различие в оттенках видно только на ярком свете и под определенным ракурсом.

Ну, а «знатокам»- практикующим малярам я бы посоветовал поменьше дурить голову клиентам, и не обдирать их под «арии» околонаучных терминов. Вот где-то так.

www.drive2.ru